Здоровьеформирующий подход как средство формирования культуры здорового образа жизни учащихся 5-9 классов в процессе обучения

Тема опыта: «Здоровьеформирующий подход как средство формирования культуры здорового образа жизни учащихся 5-9 классов в процессе обучения»
Здоровьеформирующий подход как средство формирования культуры здорового образа жизни учащихся 5-9 классов в процессе обучения

Скачати 0.63 Mb.

Сторінка 1/4 Дата конвертації 19.04.2016 Розмір 0.63 Mb.

  1   2   3   4

«Здоровьеформирующий подход как средство формирования культуры здорового образа жизни учащихся 5-9 классов в процессе обучения»

Автор опыта: Ивашина Наталья Борисовна,

преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ СОШ №2 г. Нарьян-Мара

Тема опыта: «Здоровьеформирующий подход как средство формирования культуры здорового образа жизни учащихся 5-9 классов в процессе обучения»

Автор опыта: Ивашина Наталья Борисовна, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «СОШ № 2 г. Нарьян-Мара»

Раздел I.

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Нарьян-Мара» расположена в поселке Лесозавод г. Нарьян-Мара. В школе обучается более 260 детей, работает 25 педагогов.

На территории микрорайона школы имеется сеть магазинов, почта, отделение Ненецкой окружной больницы, два детских сада. Функционируют два спортивных центра ДЮЦ «Труд» и «Старт». Главным промышленным объектом считалось предприятие «Лесозавод», но оно было закрыто, что значительно осложнили социальную и экономическую обстановку в микрорайоне.

Социальная обстановка в семьях как зеркало отразила экономические проблемы общества. Оздоровлением детей, приобщением их к здоровому образу жизни занимался незначительный процент семей.

Убедившись в том, что в условиях экономической нестабильности и экологической напряженности, на фоне снижения уровня жизни и массового распада семей идет стремительное ухудшение здоровья детей, педагогический коллектив осознал необходимость дать школьникам образование без потерь для здоровья. При разработке и применении здоровъесберегающих технологий в учебный процесс учитывалась динамика работоспособности учащихся в течение дня, мотивация учебной деятельности

(дозировка домашнего задания, индивидуализация и дифференциация обучения). Обязательным является аспект учета особенностей уровня здоровья каждого учащегося, его склонностей, привычек, взаимоотношений в школьно коллективе. Профилактика вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни – основные направления, по которым школа последовательно работает на протяжении последних лет, целенаправленно формирует у учащихся потребность в здоровом образе жизни. Одной из главных задач школы является не только обучить ребенка, наделив его необходимым запасом общеучебных умений и навыков, но не менее важно — научить его культуре здоровья.

Предметно-пространственная среда школы создает все необходимые условия для учебы, здоровой жизнедеятельности и реализации творческих способностей учащихся в различных областях.

Особое внимание уделялось школьникам 5-9 классов. .В это время происходит интенсивное биологическое развитие ребёнка, физиологическая перестройка, возрастает подвижность нервных процессов и т.п.

Среди учащихся школы, была проведена диагностика исходного уровня сформированности представлений учащихся о здоровом образе жизни. (Приложение 1)

Анализ результатов анкетирования показал недостаточный уровень заинтересованности учащихся в здоровом образе жизни, отсутствие стремления в отказе от вредных привычек.

Нет достаточно сформированной внутренней мотивации к здоровому образу жизни, учащиеся не видят причинно-следственных связей между своим поведением и собственным развитием и здоровьем. Основную информацию о здоровье и факторах, его определяющих, получают в школе, роль же родителей в информировании и формировании установок на ведение здорового образа жизни недостаточна. В связи с этим, как никогда актуальным, становится вопрос разработки здоровьеформирующего подхода в процессе школьного обучения.

К работе по формированию культуры здорового образа жизни учащихся были привлечены медицинские работники, школьный психолог, классные руководители, учителя физической культуры, родители.

Актуальность опыта

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер.

Проблема воспитания здоровой и гармоничной личности стоит на первом месте в любом обществе, тем более, что социальные условия усложняются и требуют от сегодняшних школьников активности, инициативы, предприимчивости, самостоятельности и просто энергии для того, чтобы трудиться.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Среди молодежи быстрыми темпами растут наркомания, злоупотребление алкоголем и табаком, увеличивается детская и подростковая преступность.

Сложившаяся ситуация состояния здоровья школьников не может не сказаться на функциональной готовности детей к школе и усугубляет течение такого сложного процесса, как адаптация к школьному обучению. Окружающая среда, как природная, так и социальная, — это в достаточной мере агрессивная среда по отношению к ребенку, его здоровью и жизни. Поэтому необходимо систематически и планомерно обучать детей умению безопасно жить, укреплять свое здоровье, благоустраивать окружающую среду. Учащиеся 5-9 классов , ввиду возрастных особенностей , имеют низкий уровень самоконтроля своего поведения и не всегда способны предвидеть последствия своих поступков, в том числе для своего здоровья.

В этом возрасте дети неспособны должным образом заботиться о своем здоровье. Кроме того, у них происходит деформация мотивационной сферы, вследствие чего снижается активность, замедляется развитие, формируются вредные привычки (аддитивное поведение). Но самая главная беда в том, что теряет притягательность сам процесс познания. Увеличивается число учащихся , не желающих идти в школу, посещать уроки физкультуры. Снизилась положительная мотивация учения, у детей уже нет и признаков любопытства, интереса, удивления, хотения — они совсем не задают вопросов.

На фоне всех этих факторов возникает ухудшение здоровья обучающихся, а так же развитие различных соматических заболеваний.

Важную роль играет создание педагогических условий для формирования здорового образа жизни у учащихся.

Указанные обстоятельства позволяют констатировать, что проблема формирования здорового образа жизни как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда школьника как основа профилактики хронических заболеваний является важнейшей педагогической проблемой.

Таким образом, обнаруживаются противоречия:

— между необходимостью организации целенаправленной педагогической работы по формированию у учащихся поведения, основывающегося на представлениях о здоровом образе жизни, и отсутствием системной работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни;

— между необходимостью повышения эффективности процесса приобщения школьников к здоровому образу жизни и недостаточностью научно-методических разработок по формированию у них ценностной ориентации.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, содействующих гармоничному развитию младших школьников в процессе обучения и формированию культуры здорового образа жизни посредством здоровьесберегающего подхода.

Длительность работы над опытом. Работа над опытом продолжалась в течение четырёх лет: с 2009 по 2013 гг.

  1   2   3   4
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий