Скачати 229.89 Kb.
Директор МКОУ БГО
Тюковской ООШ ________________ Л.А.Бабанина
Приказ №_86__
от «14»_мая_2013г
П Р И Н Я Т О
на педагогическом совете
МКОУ БГО Тюковской ООШ
Протокол № 5 от «02» апреля 2013 г
ПРОФИЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПРИШКОЛЬНОГО
ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ
ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа
Тюковская основная общеобразовательная школа
Разработчик:
Учитель истории Свиридова Л.В.
2013 год
Раздел I. Паспорт программы.
- укрепление здоровья детей;
- предоставление возможности учащимся реализовать свои знания и творческие умения в области биологии, экологии, географии, химии, истории, краеведения;
- развитие исследовательских и творческих навыков;
- создание благоприятных условий для организации досуга учащихся.
Воспитание бережного, внимательного отношения к окружающей среде является неотъемлемой частью общей системы образования.
Формирование природоохранного сознания это начальный этап становления личности человека.
Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и окружающей среде и практические умения, направленные на изучение природы родного края и ее охрану.
Интерес всякого цивилизованного общества к своему прошлому – непременный закон развития.
Чтобы лучше понять себя, надо почувствовать и понять ту землю, на которой живешь, тех людей, которые творили на ней не только десятки, сотни, но и тысячи лет назад. Надо познать культуру, обогащенную и сохраненную многовековой историей, где развивались и процветали ремесла и торговля, создавались, собирались и лелеялись материальные и духовные ценности народа, формировалось национальное самосознание.
- в качественной организации отдыха учащихся;
- в оздоровлении учащихся;
- в 100-ом % охвате детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- в повышении уровня экологических знаний и их применении;
- в сформированности у школьников понимания ценности природы;
- в потребности учащихся к знаниям об окружающей их природе;
- в стремлении к конкретной деятельности по охране окружающей среды;
- в знании истории родного края;
- в проявлении патриотических качеств и нравственных убеждений.
e-mail: tukovka2002@rambler.ru
сайт www.tukovka2007.narod.ru
Раздел II. Визитная карточка лагеря.
Тип лагеря: лагерь дневного пребывания.
Профиль лагерной смены: эколого — краеведческий.
Модель лагеря: разновозрастное объединение школьников.
Кадры:
- начальник лагеря,
- воспитатель,
- обслуживающий персонал.
Название организации: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Борисоглебского городского округа Тюковская основная общеобразовательная школа
Адрес: 397144 Воронежская область, Борисоглебский район, село Тюковка улица Первомайская, дом 16.
Реквизиты:
ИНН 3604016457,
КПП 360401001
телефон: 8 (47354) 7-13-83
e-mail: tukovka2002@rambler.ru
сайт www.tukovka2007.narod.ru
Возраст участников: 11 – 15 лет.
Источник финансирования: за счет средств областного бюджета и других источников, не запрещенных законодательством.
Сроки, этапы реализации программы:
Апрель — сентябрь
I этап – организационно — методический. Апрель-май.
II этап – реализация Программы. 3 июня – 27 июня
III этап – итоговый. Сентябрь.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
Занятость учащихся в профильной эколого-краеведческой смене лагеря дневного пребывания.
— 1 смена – 6 человек
Раздел III. Пояснительная записка.
Профильная эколого-краеведческая смена лагеря дневного пребывания организуется на базе Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Борисоглебского городского округа Тюковской основной общеобразовательной школы в период летних каникул (1 поток — 21 день).
Программа смены является логическим продолжением образовательного процесса и направлена на создание необходимых условий для оздоровления, отдыха, рационального использования каникулярного времени у детей, формирования у них общей культуры, навыков здорового образа жизни, создание максимальных условий для социальной адаптации с учетом их возрастных особенностей.
В лагере ведётся работа по двум направлениям: экологическое и краеведческое.
Актуальность темы
Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного экологического — краеведческого образования. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.
В современном мире проблема окружающей среды приобрела глобальный масштаб. Она затрагивает самые основы цивилизации и во многом предопределяет возможности выживания человечества.
Воспитание бережного, внимательного отношения к окружающей среде является неотъемлемой частью общей системы образования. Формирование природоохранного сознания это начальный этап становления личности человека. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и окружающей среде и практические умения, направленные на изучение природы родного края и ее охрану.
Интерес всякого цивилизованного общества к своему прошлому – непременный закон развития.
Чтобы лучше понять себя, надо почувствовать и понять ту землю, на которой живешь, тех людей, которые творили на ней не только десятки, сотни, но и тысячи лет назад. Надо познать культуру, обогащенную и сохраненную многовековой историей, где развивались и процветали ремесла и торговля, создавались, собирались и лелеялись материальные и духовные ценности народа, формировалось национальное самосознание.
Экологическое и краеведческое образование и воспитание должно осуществляться в комплексе, через различные виды деятельности и систематически.
Нормативно – правовое сопровождение.
Деятельность лагеря строится в соответствии с нормативно — правовыми документами:
- Конвенцией о правах ребёнка;
- Конституцией РФ;
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 13.07.2001 г. № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»,
- СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»
- Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 06.04.2012 № 306 «Об утверждении порядка приемки и функционирования организаций отдыха детей и их оздоровления Воронежской области»
- Постановлением администрации Борисоглебского городского округа от 01.03.2013 г. № 612 «Об организации летнего отдыха, оздоровления и трудовой занятости детей и подростков в Борисоглебском городском округе Воронежской области в 2013 году»
- Постановлением администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области «О приемке загородных детских оздоровительных лагерей и проверке готовности лагерей с дневной формой пребывания, работающих на базе муниципальных общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей в 2013 году»
- Положением о пришкольном летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей на базе МКОУ БГО Тюковской ООШ
Особенности контингента детей (июнь 2013)
Смена формируется из числа учащихся школы в возрасте от 11до 15 лет.
Раздел IV. Концептуальные основы деятельности.
Цель программы:
- укрепление здоровья детей;
- предоставление возможности учащимся реализовать свои знания и творческие умения в области биологии, экологии, географии, истории, краеведения;
- развитие исследовательских и творческих навыков;
- создание благоприятных условий для организации досуга учащихся.
Задачи программы:
1. Образовательные:
— стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
— обучить навыкам исследовательской деятельности;
— помочь осознать, что человек — это часть природы, его назначение — познать законы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;
— сформировать у учащихся теоретические знания в области краеведения, изучить историю родного края.
2. Развивающие:
— способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;
— обеспечить развитие экологического мышления, умения выполнять практические задания, обобщать результаты конкретной учебно-исследовательской деятельности;
— развить навыки практической работы;
— развить творческие способности учащихся;
— развивать коммуникативные способности и лидерские качества у подростков.
3. Воспитательные:
— воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к природе, собственному здоровью и благополучию окружающих людей;
— воспитание экологического мировоззрения, основанного на осознании общей опасности в связи с изменившейся средой обитания;
— воспитание чувства сопричастности и ответственности за происходящие в природе изменения;
— формировать экологическое миропонимание;
— способствовать воспитанию любви к родному краю;
— способствовать профориентации и профессиональному самоопределению;
— оздоровить школьников.
Раздел V. Принципы деятельности лагерной смены.
1. Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения детей в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха, поощрение достигнутого.
2. Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня; предоставление возможности и право отстаивать свое мнение.
3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого ребенка от негативных проявлений и вредных привычек, формирование чувства ответственности за свои поступки и действия.
4. Принцип сочетания воспитательных мероприятий с экологической деятельностью детей предусматривает; режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности в рамках дня; активное участие детей во всех видах деятельности.
Раздел VI. Механизмы и условия реализации программы.
1. Мотивационные условия.
Любая деятельность в лагере должна быть посильной и конкретной для личности каждого ребёнка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.
2. Материально-технические и финансовые условия предусматривают:
а) средства областного бюджета и другие источники, не запрещенные законодательством;
б) наличие приспособленной базы (школы): спортивный зал; спортивная площадка; отрядные комнаты; компьютерный класс; видеосалон; раздевалка; туалетные комнаты; оборудование (спортинвентарь: футбольные, волейбольные мячи, настольный теннис, обручи, игры настольные); аппаратура (аудио, видео, компьютеры); оборудование для исследований: микроскопы, лупы, гербарии, компасы).
3. Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
— Директор МКОУ БГО Тюковской ООШ
— Заместитель директора по УВР – организует методическую работу, ведёт учёт занятости учащихся в летний период;
— Начальник лагеря — обеспечивает функционирование лагеря;
— Воспитатель — организует работу отряда;
— Работники ФАП — обеспечивают оздоровительную работу с детьми;
— Повар школьной столовой – обеспечивает двухразовое питание;
— Технический персонал – обеспечивает чистоту и порядок в помещениях школы и прилежащей территории.
4. Педагогические условия.
- Соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в общелагерных мероприятиях, в дополнительном образовании по интересам;
- Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
- Обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления;
- Единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
5. Методические условия предусматривают:
— наличие необходимой документации, положения, программы, плана;
— проведение инструктивно-методических сборов с воспитателями до начала лагерных смен;
— наличие сети Интернет;
— наличие методической литературы.
Раздел VII. Содержание деятельности.
Экологическая деятельность.
Образовательная часть включает теоретические занятия, полевые практикумы, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы. Теоретическая часть программы лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.
Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, ролевых игр и семинаров, защиту рефератов, разработку экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств.
Исследовательская деятельность
В лагере может проводиться исследовательская деятельность по темам:
- Изучение беспозвоночных;
- Растения родного края;
- Биоиндикация водоёмов;
- Следы деятельности бобров;
- Определение чистоты воздуха и др.
Воспитательная деятельность.
- экологические игры: «Зов джунглей», «Звёздный час», «Попробуй, угадай-ка», «Поле чудес», «Эти удивительные животные», «Угадай мелодию»;
- чтение и обсуждение рассказов, сказок в рубрике «Экологические сказания»;
- изготовление поделок из природного и бросового материала.
Краеведческая деятельность.
Образовательная часть включает теоретические занятия по истории села, района, области, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы. Теоретическая часть программы лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по истории родного края, но и побуждает к сбору дополнительного материала, к ведению самостоятельных исследований.
Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, разучивание народных игр, встречи с односельчанами, проведение социологических опросов, интервью.
Самое ценное в работе лагеря — организация учебно-исследовательской деятельности школьников во время проведения эколого-краеведческих экспедиций, с учётом возрастных особенностей.
Исследовательская деятельность
- сбор материала по истории детского сада в селе
- сбор материала по истории сельского дома культуры
- сбор материала по теме: «История одной семьи»
В зависимости от пожеланий учащихся и возможностей школы может быть проведена работа, которая включает в себя:
- уход за памятниками;
- экскурсия в краеведческий музей г.Борисоглебска;
- конкурс сочинений «Люблю тебя, мой край родной!»;
- литературные композиции «Поэты – земляки о родном крае»;
- знакомство с историей создания памятников села;
- пополнение экспозиций школьного музея
Раздел VIII. Ожидаемые результаты и критерии их оценивания.
Результативность реализации программы эколого-краеведческой смены лагеря измеряется:
- в качественной организации отдыха учащихся;
- в оздоровлении учащихся;
- в 100-ом % охвате детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- в повышении уровня экологических знаний и их применении;
- в сформированности у школьников понимания ценности природы;
- в потребности учащихся к знаниям об окружающей их природе;
- в стремлении к конкретной деятельности по охране окружающей среды;
- в знании истории родного края;
- в проявлении патриотических качеств и нравственных убеждений.
Критерии, по которым определяется эффективность работы:
- данные медицинских осмотров и антропометрических измерений в начале и конце лагерной смены;
- сформированность экологической культуры (здоровья, жилья, общения, взаимодействия с окружающим миром);
- умение видеть красоту, ее ценить, испытывать потребность в общении с природой, стремиться к конкретной деятельности по ее созиданию;
- сформированность уважительного и бережного отношения к памятникам истории и культуры, посильное участие в их возрождении;
- накопление материалов по истории села;
- создание ученических исследовательских работ на основе проведённых исследований.
Раздел IX. Литература для исполнителя программы.
- Ласуков Р.Ю. Звери и их следы: Карманный определитель. – М.: Рольф, 1999
- Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых. – М.: Топикал, 1994
- Программа проведения комплексного экологического обследования территории под ред. А.С.Боголюбова, Экосистема, 1996
- Цурикова М. Н., Цурикова С.Н. Природосберегающие методы исследования беспозвоночных в заповедниках России. – Воронеж, 2001
Список используемой литературы:
- Лисун Н.М. к.п.н., доцент кафедры химии и МПХ, учитель биологии МОУ СОШ № 121. Программа работы летнего профильного экологического лагеря.
-
Программа профильного экологического лагеря «Экос». МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа № 4» ГП ГО «Посёлок Агинское» Забайкальский край
- Профильная программа эколого-краеведческого лагеря дневного пребывания «Источник». Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Полозаозерье» Бердюжского района Тюменской области.
План
работы профильной эколого-краеведческой смены лагеря
с дневным пребыванием детей от 11 до 15 лет
на базе МКОУ БГО Тюковской ООШ.
Ежедневно в лагере проводится зарядка, час спорта, музыкальные минутки, инструктаж по технике безопасности, подведение итогов дня.
«Здравствуй, это я!»
- «Здравствуй, лето»- праздник. Открытие лагерной смены
- Знакомство с режимом дня. Выборы актива отряда. Игры на сплочение коллектива
- Оформительский конкурс.
- Антропометрические измерения.
- Подвижные игры.
«День здоровья»
- Исследование «Определение чистоты воздуха методом лихеноиндикации». Изучение методики.
- «Весёлые старты»
- Оформление отрядного места.
- Разговор по душам.
- Подвижные игры
«День леса»
- Определение пробных площадок. Измерение относительной численности лишайников.
- Игра «Найди клад»
- Конкурс рисунков на асфальте «Берегите природу!»
«Умники и умницы»
- Измерение относительной численности лишайников.
- Брейн-ринг. «Взрослые против малышей»
- Подвижные игры.
- Головоломки. Загадки.
- день
День волшебной сказки
- Обработка результатов исследования.
- Киносеанс «Сказки Пушкина»
- Постановка сказки в детском саду.
- Викторина по сказкам.
«Алло, мы ищем таланты!»
- Исследование «Видовой и численный состав муравьёв на территории школы». Знакомство с методикой.
- «Минута славы»
- Игра «Угадай мелодию»
- Подвижные игры.
«День ПДД»
- Определение видового состава муравьёв. Работа с определителями.
- «Посвящение в пешеходы»
- Велопоход в сосновый лес.
- Подвижные игры.
День Туризма.
- Определение численности муравейников на территории школы.
- Игра на местности «Туристическая тропа»
- Соревнование по спортивному ориентированию.
- Кольцовка песен у костра.
«День России»
- Обработка результатов исследования.
- Викторина «Россия- родина моя»
- Встреча с поэтом-земляком Григорьевым Ф.
- Подвижные игры.
День Рыбака.
- Презентация «Видовой состав рыб реки Хопёр»
- Конкурс на лучшего рыбака.
- Приготовление ухи на костре.
- Подвижные игры.
«День малых олимпийских игр»
- Исследование «Изучение суточной активности стрекоз»
- Кроссворд, викторина «Спорт»
- Разноцветные олимпийские фантазии.
- «Богатырские забавы»
- Спортивные игры.
«День фантазии».
- Исследование «Изучение суточной активности стрекоз»
- Игра «Поле чудес»
- Подвижные игры.
- Конкурс рисунков на тему «Моя фантазия»
«День юных исследователей».
- Исследование «Изучение суточной активности стрекоз»
- Стоп кадр! Фотовыставка
- Экологическая тропа
- Мини-КВН «Знатоки природы»
- Подвижные игры.
День природы
- Исследование «Изучение суточной активности стрекоз»
- Праздник добра
- Творим добро
- Подвижные игры
«День весёлых испытаний»
- Исследование «История сельского клуба». Интервью у старожилов.
- Фото-сессия «Прикольный кадр»
- Игра-путешествие по станциям «Знаешь ли ты родное село»
- Подвижные игры
«День мальчиков и девочек»
- Сбор и копирование фотоматериалов по истории СДК
- Конкурсная программа «Мистер и Мисс лагеря».
- Игра «Тропа доверия».
- Подвижные игры
«День Памяти»
- Беседа «Мои родственники – участники войны»
- Вахта памяти. Возложение цветов.
- Презентация «Мои односельчане в годы войны».
- Игра «Зарница»
«День реки».
- Исследование «Следы жизнедеятельности бобров»
- «Турнир по морскому бою».
- Конкурс песчаных замков.
- Эстафета на песке
«Удивительное рядом»
- Исследование «История детского сада в селе». Экскурсия в сельскую администрацию
- Книга «Рекордов Гиннеса»
- КВН «Удивительное рядом»
- Подвижные игры
«День любимой игры и игрушки»
- Сбор и копирование фотоматериалов по истории д/с
- Научи других своей любимой игре.
- Настольные игры. Интеллектуальные игры.
- Подвижные игры
День прощания. Точка.
- Минутка здоровья
- Игра «Звёздный дождь».
- Антропометрические измерения.
- «В объективе – МЫ!» Видео-интервью
- Закрытие лагерной смены.
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция