Программа профильного экологического лагеря «Экос». МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа № 4» ГП ГО «Посёлок Агинское» Забайкальский край

Профильная программа пришкольного эколого-краеведческого лагеря дневного пребывания
«Утверждено»

Скачати 229.89 Kb.

Дата конвертації 14.04.2016 Розмір 229.89 Kb. «Утверждено»

Директор МКОУ БГО

Тюковской ООШ ________________ Л.А.Бабанина

Приказ №_86__

от «14»_мая_2013г
П Р И Н Я Т О

на педагогическом совете

МКОУ БГО Тюковской ООШ

Протокол № 5 от «02» апреля 2013 г

ПРОФИЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПРИШКОЛЬНОГО

ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ

ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Борисоглебского городского округа

Тюковская основная общеобразовательная школа

Разработчик:

Учитель истории Свиридова Л.В.

2013 год

Раздел I. Паспорт программы.

1 Полное название программы Профильная программа пришкольного эколого-краеведческого лагеря дневного пребывания (далее Программа) 2 Цель программы
  • укрепление здоровья детей;
  • предоставление возможности учащимся реализовать свои знания и творческие умения в области биологии, экологии, географии, химии, истории, краеведения;
  • развитие исследовательских и творческих навыков;
  • создание благоприятных условий для организации досуга учащихся.

3 Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников) Лагерь формируется из числа учащихся школы в возрасте от 11 до 15 лет (учащихся МКОУ БГО Тюковской ООШ)

4 Сроки реализации программы Апрель-сентябрь 2013 года 5 Направление деятельности, направленность программы В лагере ведётся работа по двум направлениям: экологическое и краеведческое. 6 Краткое содержание программы В современном мире проблема окружающей среды приобрела глобальный масштаб. Она затрагивает самые основы цивилизации и во многом предопределяет возможности выживания человечества.

Воспитание бережного, внимательного отношения к окружающей среде является неотъемлемой частью общей системы образования.

Формирование природоохранного сознания это начальный этап становления личности человека.

Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и окружающей среде и практические умения, направленные на изучение природы родного края и ее охрану.

Интерес всякого цивилизованного общества к своему прошлому – непременный закон развития.

Чтобы лучше понять себя, надо почувствовать и понять ту землю, на которой живешь, тех людей, которые творили на ней не только десятки, сотни, но и тысячи лет назад. Надо познать культуру, обогащенную и сохраненную многовековой историей, где развивались и процветали ремесла и торговля, создавались, собирались и лелеялись материальные и духовные ценности народа, формировалось национальное самосознание. 7 Ожидаемый результат Результативность реализации Программы измеряется:

  • в качественной организации отдыха учащихся;
  • в оздоровлении учащихся;
  • в 100-ом % охвате детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • в повышении уровня экологических знаний и их применении;
  • в сформированности у школьников понимания ценности природы;
  • в потребности учащихся к знаниям об окружающей их природе;
  • в стремлении к конкретной деятельности по охране окружающей среды;
  • в знании истории родного края;
  • в проявлении патриотических качеств и нравственных убеждений.
8 Название организации Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Борисоглебского городского округа Тюковская основная общеобразовательная школа 9 Авторы программы Учитель истории Свиридова Л.В. 10 Почтовый адрес организации 397144 Воронежская область Борисоглебский район село Тюковка улица Первомайская дом 16 11 Ф.И.О. руководителя организации Бабанина Лилия Алексеевна 12 Телефон, факс с указанием кода населённого пункта, электронный адрес организации. Тел. 8-(47354) 7-13-83

e-mail: tukovka2002@rambler.ru

сайт www.tukovka2007.narod.ru 13 Дата создания программы. Апрель 2013 года 14 Финансовое обеспечение проекта финансирование за счет средств областного бюджета и других источников, не запрещенных законодательством.

Раздел II. Визитная карточка лагеря.
Тип лагеря: лагерь дневного пребывания.

Профиль лагерной смены: эколого — краеведческий.

Модель лагеря: разновозрастное объединение школьников.

Кадры:

  • начальник лагеря,
  • воспитатель,
  • обслуживающий персонал.

Название организации: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Борисоглебского городского округа Тюковская основная общеобразовательная школа

Адрес: 397144 Воронежская область, Борисоглебский район, село Тюковка улица Первомайская, дом 16.

Реквизиты:

ИНН 3604016457,

КПП 360401001

телефон: 8 (47354) 7-13-83

e-mail: tukovka2002@rambler.ru

сайт www.tukovka2007.narod.ru

Возраст участников: 11 – 15 лет.

Источник финансирования: за счет средств областного бюджета и других источников, не запрещенных законодательством.

Сроки, этапы реализации программы:

Апрель — сентябрь

I этап – организационно — методический. Апрель-май.

II этап – реализация Программы. 3 июня – 27 июня

III этап – итоговый. Сентябрь.

Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.

Занятость учащихся в профильной эколого-краеведческой смене лагеря дневного пребывания.

— 1 смена – 6 человек

Раздел III. Пояснительная записка.
Профильная эколого-краеведческая смена лагеря дневного пребывания организуется на базе Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Борисоглебского городского округа Тюковской основной общеобразовательной школы в период летних каникул (1 поток — 21 день).

Программа смены является логическим продолжением образовательного процесса и направлена на создание необходимых условий для оздоровления, отдыха, рационального использования каникулярного времени у детей, формирования у них общей культуры, навыков здорового образа жизни, создание максимальных условий для социальной адаптации с учетом их возрастных особенностей.

В лагере ведётся работа по двум направлениям: экологическое и краеведческое.
Актуальность темы
Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного экологического — краеведческого образования. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.

В современном мире проблема окружающей среды приобрела глобальный масштаб. Она затрагивает самые основы цивилизации и во многом предопределяет возможности выживания человечества.

Воспитание бережного, внимательного отношения к окружающей среде является неотъемлемой частью общей системы образования. Формирование природоохранного сознания это начальный этап становления личности человека. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и окружающей среде и практические умения, направленные на изучение природы родного края и ее охрану.

Интерес всякого цивилизованного общества к своему прошлому – непременный закон развития.

Чтобы лучше понять себя, надо почувствовать и понять ту землю, на которой живешь, тех людей, которые творили на ней не только десятки, сотни, но и тысячи лет назад. Надо познать культуру, обогащенную и сохраненную многовековой историей, где развивались и процветали ремесла и торговля, создавались, собирались и лелеялись материальные и духовные ценности народа, формировалось национальное самосознание.

Экологическое и краеведческое образование и воспитание должно осуществляться в комплексе, через различные виды деятельности и систематически.

Нормативно – правовое сопровождение.
Деятельность лагеря строится в соответствии с нормативно — правовыми документами:

  1. Конвенцией о правах ребёнка;
  2. Конституцией РФ;
  3. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 13.07.2001 г. № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»,
  4. СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»
  5. Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 06.04.2012 № 306 «Об утверждении порядка приемки и функционирования организаций отдыха детей и их оздоровления Воронежской области»
  6. Постановлением администрации Борисоглебского городского округа от 01.03.2013 г. № 612 «Об организации летнего отдыха, оздоровления и трудовой занятости детей и подростков в Борисоглебском городском округе Воронежской области в 2013 году»
  7. Постановлением администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области «О приемке загородных детских оздоровительных лагерей и проверке готовности лагерей с дневной формой пребывания, работающих на базе муниципальных общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей в 2013 году»
  8. Положением о пришкольном летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей на базе МКОУ БГО Тюковской ООШ

Особенности контингента детей (июнь 2013)

Смена формируется из числа учащихся школы в возрасте от 11до 15 лет.

№ Категория воспитанников Количество учащихся 1 Из многодетных семей 3 2 Из социально – незащищённых семей 3 3 Из семей беженцев, переселенцев 0 4 Из числа детей – сирот 0 5 Из числа детей, лишённых опеки родителей 0 6 Из семей чернобыльцев 0 7 Из семей одиноких родителей 1 8 Из семей участников межнациональных конфликтов 0 9 Дети с ограниченными физическими возможностями (инвалиды) 0 10 Дети из семей, оказавшихся в социально-опасном положении 0 11 Дети, состоящие на учёте в милиции 0 12 Дети, состоящие на учёте в школе 0

Раздел IV. Концептуальные основы деятельности.

Цель программы:

  • укрепление здоровья детей;
  • предоставление возможности учащимся реализовать свои знания и творческие умения в области биологии, экологии, географии, истории, краеведения;
  • развитие исследовательских и творческих навыков;
  • создание благоприятных условий для организации досуга учащихся.

Задачи программы:

1. Образовательные:

— стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

— обучить  навыкам исследовательской деятельности;

— помочь осознать, что человек — это часть природы, его назначение — познать законы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;

— сформировать у учащихся теоретические знания в области краеведения, изучить историю родного края.

2. Развивающие:

— способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;

— обеспечить развитие экологического мышления, умения выполнять практические задания, обобщать результаты конкретной учебно-исследовательской деятельности;

— развить навыки практической работы;

— развить творческие способности учащихся;

— развивать коммуникативные способности и лидерские качества у подростков.
3. Воспитательные:
— воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к природе, собственному здоровью и благополучию окружающих людей;

— воспитание экологического мировоззрения, основанного на осознании общей опасности в связи с изменившейся средой обитания;

— воспитание чувства сопричастности и ответственности за происходящие в природе изменения;

— формировать экологическое миропонимание;

— способствовать воспитанию любви к родному краю;

— способствовать профориентации и профессиональному самоопределению;

— оздоровить школьников.
Раздел V. Принципы деятельности лагерной смены.
1. Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения детей в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха, поощрение достигнутого.

2. Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня; предоставление возможности и право отстаивать свое мнение.

3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого ребенка от негативных проявлений и вредных привычек, формирование чувства ответственности за свои поступки и действия.

4. Принцип сочетания воспитательных мероприятий с экологической деятельностью детей предусматривает; режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности в рамках дня; активное участие детей во всех видах деятельности.

Раздел VI. Механизмы и условия реализации программы.
1. Мотивационные условия.
Любая деятельность в лагере должна быть посильной и конкретной для личности каждого ребёнка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.
2. Материально-технические и финансовые условия предусматривают:
а) средства областного бюджета и другие источники, не запрещенные законодательством;
б) наличие приспособленной базы (школы): спортивный зал; спортивная площадка; отрядные комнаты; компьютерный класс; видеосалон; раздевалка; туалетные комнаты; оборудование (спортинвентарь: футбольные, волейбольные мячи, настольный теннис, обручи, игры настольные); аппаратура (аудио, видео, компьютеры); оборудование для исследований: микроскопы, лупы, гербарии, компасы).
3. Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

— Директор МКОУ БГО Тюковской ООШ

— Заместитель директора по УВР – организует методическую работу, ведёт учёт занятости учащихся в летний период;

— Начальник лагеря — обеспечивает функционирование лагеря;

— Воспитатель — организует работу отряда;

— Работники ФАП — обеспечивают оздоровительную работу с детьми;

— Повар школьной столовой – обеспечивает двухразовое питание;

— Технический персонал – обеспечивает чистоту и порядок в помещениях школы и прилежащей территории.
4. Педагогические условия.

  • Соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие в общелагерных мероприятиях, в дополнительном образовании по интересам;
  • Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
  • Обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления;
  • Единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.

5. Методические условия предусматривают:
— наличие необходимой документации, положения, программы, плана;

— проведение инструктивно-методических сборов с воспитателями до начала лагерных смен;

— наличие сети Интернет;

— наличие методической литературы.
Раздел VII. Содержание деятельности.
Экологическая деятельность.
Образовательная часть включает теоретические занятия, полевые практикумы, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы. Теоретическая часть программы лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.

Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, ролевых игр и семинаров, защиту рефератов, разработку экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств.

Исследовательская деятельность
В лагере может проводиться исследовательская деятельность по темам:

  • Изучение беспозвоночных;
  • Растения родного края;
  • Биоиндикация водоёмов;
  • Следы деятельности бобров;
  • Определение чистоты воздуха и др.

Воспитательная деятельность.

  • экологические игры: «Зов джунглей», «Звёздный час», «Попробуй, угадай-ка», «Поле чудес», «Эти удивительные животные», «Угадай мелодию»;
  • чтение и обсуждение рассказов, сказок в рубрике «Экологические сказания»;
  • изготовление поделок из природного и бросового материала.

Краеведческая деятельность.
Образовательная часть включает теоретические занятия по истории села, района, области, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы. Теоретическая часть программы лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по истории родного края, но и побуждает к сбору дополнительного материала, к ведению самостоятельных исследований.

Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, разучивание народных игр, встречи с односельчанами, проведение социологических опросов, интервью.

Самое ценное в работе лагеря — организация учебно-исследовательской деятельности школьников во время проведения эколого-краеведческих экспедиций, с учётом возрастных особенностей.
Исследовательская деятельность

  • сбор материала по истории детского сада в селе
  • сбор материала по истории сельского дома культуры
  • сбор материала по теме: «История одной семьи»

В зависимости от пожеланий учащихся и возможностей школы может быть проведена работа, которая включает в себя:

  • уход за памятниками;
  • экскурсия в краеведческий музей г.Борисоглебска;
  • конкурс сочинений «Люблю тебя, мой край родной!»;
  • литературные композиции «Поэты – земляки о родном крае»;
  • знакомство с историей создания памятников села;
  • пополнение экспозиций школьного музея

Раздел VIII. Ожидаемые результаты и критерии их оценивания.
Результативность реализации программы эколого-краеведческой смены лагеря измеряется:

  • в качественной организации отдыха учащихся;
  • в оздоровлении учащихся;
  • в 100-ом % охвате детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • в повышении уровня экологических знаний и их применении;
  • в сформированности у школьников понимания ценности природы;
  • в потребности учащихся к знаниям об окружающей их природе;
  • в стремлении к конкретной деятельности по охране окружающей среды;
  • в знании истории родного края;
  • в проявлении патриотических качеств и нравственных убеждений.

Критерии, по которым определяется эффективность работы:

  • данные медицинских осмотров и антропометрических измерений в начале и конце лагерной смены;
  • сформированность экологической культуры (здоровья, жилья, общения, взаимодействия с окружающим миром);
  • умение видеть красоту, ее ценить, испытывать потребность в общении с природой, стремиться к конкретной деятельности по ее созиданию;
  • сформированность уважительного и бережного отношения к памятникам истории и культуры, посильное участие в их возрождении;
  • накопление материалов по истории села;
  • создание ученических исследовательских работ на основе проведённых исследований.

Раздел IX. Литература для исполнителя программы.

  1. Ласуков Р.Ю. Звери и их следы: Карманный определитель. – М.: Рольф, 1999
  2. Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых. – М.: Топикал, 1994
  3. Программа проведения комплексного экологического обследования территории под ред. А.С.Боголюбова, Экосистема, 1996
  4. Цурикова М. Н., Цурикова С.Н. Природосберегающие методы исследования беспозвоночных в заповедниках России. – Воронеж, 2001

Список используемой литературы:

  1. Лисун Н.М. к.п.н., доцент кафедры химии и МПХ, учитель биологии МОУ СОШ № 121. Программа работы летнего профильного экологического лагеря.
  2. Программа профильного экологического лагеря «Экос». МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа № 4» ГП ГО «Посёлок Агинское» Забайкальский край

  3. Профильная программа эколого-краеведческого лагеря дневного пребывания «Источник». Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Полозаозерье» Бердюжского района Тюменской области.

План

работы профильной эколого-краеведческой смены лагеря

с дневным пребыванием детей от 11 до 15 лет

на базе МКОУ БГО Тюковской ООШ.
Ежедневно в лагере проводится зарядка, час спорта, музыкальные минутки, инструктаж по технике безопасности, подведение итогов дня.

Дата Направление Дела и мероприятия 3.06.2013 1 день

«Здравствуй, это я!»

  1. «Здравствуй, лето»- праздник. Открытие лагерной смены
  2. Знакомство с режимом дня. Выборы актива отряда. Игры на сплочение коллектива
  3. Оформительский конкурс.
  4. Антропометрические измерения.
  5. Подвижные игры.
4.06.13 2 день

«День здоровья»

  1. Исследование «Определение чистоты воздуха методом лихеноиндикации». Изучение методики.
  2. «Весёлые старты»
  3. Оформление отрядного места.
  4. Разговор по душам.
  5. Подвижные игры
5.06.13 3 день

«День леса»

  1. Определение пробных площадок. Измерение относительной численности лишайников.
  2. Игра «Найди клад»
  3. Конкурс рисунков на асфальте «Берегите природу!»
6.06.13 4 день.

«Умники и умницы»

  1. Измерение относительной численности лишайников.
  2. Брейн-ринг. «Взрослые против малышей»
  3. Подвижные игры.
  4. Головоломки. Загадки.
7.06.13
  1. день

День волшебной сказки

  1. Обработка результатов исследования.
  2. Киносеанс «Сказки Пушкина»
  3. Постановка сказки в детском саду.
  4. Викторина по сказкам.
8.06.13 6 день

«Алло, мы ищем таланты!»

  1. Исследование «Видовой и численный состав муравьёв на территории школы». Знакомство с методикой.
  2. «Минута славы»
  3. Игра «Угадай мелодию»
  4. Подвижные игры.
10.06.13 7 день

«День ПДД»

  1. Определение видового состава муравьёв. Работа с определителями.
  2. «Посвящение в пешеходы»
  3. Велопоход в сосновый лес.
  4. Подвижные игры.
11.06.13 8 день

День Туризма.

  1. Определение численности муравейников на территории школы.
  2. Игра на местности «Туристическая тропа»
  3. Соревнование по спортивному ориентированию.
  4. Кольцовка песен у костра.
13.06.13 9 день

«День России»

  1. Обработка результатов исследования.
  2. Викторина «Россия- родина моя»
  3. Встреча с поэтом-земляком Григорьевым Ф.
  4. Подвижные игры.
14.06.13 10 день

День Рыбака.

  1. Презентация «Видовой состав рыб реки Хопёр»
  2. Конкурс на лучшего рыбака.
  3. Приготовление ухи на костре.
  4. Подвижные игры.
15.06.13 11 день

«День малых олимпийских игр»

  1. Исследование «Изучение суточной активности стрекоз»
  2. Кроссворд, викторина «Спорт»
  3. Разноцветные олимпийские фантазии.
  4. «Богатырские забавы»
  5. Спортивные игры.

17.06.13 12день

«День фантазии».

  1. Исследование «Изучение суточной активности стрекоз»
  2. Игра «Поле чудес»
  3. Подвижные игры.
  4. Конкурс рисунков на тему «Моя фантазия»
18.06.13 13 день

«День юных исследователей».

  1. Исследование «Изучение суточной активности стрекоз»
  2. Стоп кадр! Фотовыставка
  3. Экологическая тропа
  4. Мини-КВН «Знатоки природы»
  5. Подвижные игры.

19.06.13 14 день

День природы

  1. Исследование «Изучение суточной активности стрекоз»
  2. Праздник добра
  3. Творим добро
  4. Подвижные игры
20.06.13 15 день

«День весёлых испытаний»

  1. Исследование «История сельского клуба». Интервью у старожилов.
  2. Фото-сессия «Прикольный кадр»
  3. Игра-путешествие по станциям «Знаешь ли ты родное село»
  4. Подвижные игры

21.06.13 16 день

«День мальчиков и девочек»

  1. Сбор и копирование фотоматериалов по истории СДК
  2. Конкурсная программа «Мистер и Мисс лагеря».
  3. Игра «Тропа доверия».
  4. Подвижные игры
221.06.13 17 день

«День Памяти»

  1. Беседа «Мои родственники – участники войны»
  2. Вахта памяти. Возложение цветов.
  3. Презентация «Мои односельчане в годы войны».
  4. Игра «Зарница»
24.06.13 18 день

«День реки».

  1. Исследование «Следы жизнедеятельности бобров»
  2. «Турнир по морскому бою».
  3. Конкурс песчаных замков.
  4. Эстафета на песке
25.06.13 19 день

«Удивительное рядом»

  1. Исследование «История детского сада в селе». Экскурсия в сельскую администрацию
  2. Книга «Рекордов Гиннеса»
  3. КВН «Удивительное рядом»
  4. Подвижные игры
26.06.13 20 день

«День любимой игры и игрушки»

  1. Сбор и копирование фотоматериалов по истории д/с
  2. Научи других своей любимой игре.
  3. Настольные игры. Интеллектуальные игры.
  4. Подвижные игры
27.06.13 21 день

День прощания. Точка.

  1. Минутка здоровья
  2. Игра «Звёздный дождь».
  3. Антропометрические измерения.
  4. «В объективе – МЫ!» Видео-интервью
  5. Закрытие лагерной смены.

База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий