Скачати 438.8 Kb.
1 2
Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Лыхма»
Приказом директор школы
Приказ № 65_ от _10.02.2015__
ПРИНЯТО
На педагогическом Совете Школы
Протокол №_4_ от 05.02.2015
ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
2015 – 2016 учебный год
ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
Содержание
- Нормативно-правовая и документальная основа.
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи.
- Концепция программы.
- Направления реализации программы.
- Предполагаемые формы по реализации программы.
- Общая структура программы «Школа – территория здоровья»
8. Условия реализации программы.
8.1. Кадровое обеспечение.
8.2. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.
8.3. Материально-техническое обеспечение.
9. Предполагаемые результаты.
10. Функциональное обеспечение.
11. Ожидаемые результаты реализации программы.
- Нормативно-правовая и документальная основа
- Закон Российской Федерации « Об образовании».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
- Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
- Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
- Должностная инструкция зам. директора по воспитательной работе.
- Должностная инструкция классного руководителя.
- Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.
- Пояснительная записка
Согласно ст. № 12,13,20,32 Закона РФ «Об образовании», где четко обозначена ответственность образовательного учреждения за жизнь и сохранность детей, укрепление здоровья детей и забота о нем — одна из главных задач школы.
Образование — необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Рост наркомании и, как следствие, преступности подростков сегодня выдвигают еще одну, не менее значимую, задачу перед педагогическим коллективом — совершенствование профилактической работы и правового воспитания. Наши дети сегодня — это наше общество завтра. Будет ли это общество здоровым, будет ли оно способно к воспроизводству, — об этом необходимо думать уже сегодня.
Министерство образования Российской Федерации инициировало, как один из вариантов, разработку в образовательных учреждениях специальных образовательных программ, направленных на укрепление здоровья обучающихся, составленных с учетом их возрастных, психофизиологических особенностей и в соответствии с физиолого-гигиеническими нормативами.
Формированию здорового образа жизни школьников может способствовать реализация школьной программы «Школа – территория здоровья», так как укрепление здорового образа жизни россиян возможно только на пути воспитания.
- Цель и задачи программы
Основной целью программы является представление всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально – адаптивного, физически развитого выпускника.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования потребности здорового образа жизни.
2. Выявить настоящее состояние физического и психического здоровья детей через привлечение к данной проблеме медицинских работников, родителей, психолога школы.
3. Улучшить материально-техническую базу, переоборудовать спортзал, приобрести современное спортивное оборудование.
4. Совершенствовать современные методы мониторинга здоровья.
5. Пропагандировать ЗОЖ (проведение конкурсов, акций, классные часы, лекции, беседы).
6. Сформировать здоровые взаимоотношения с окружающим миром, обществом и собой.
7. Повышать квалификацию педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка.
8. Просвещать родителей в вопросах сохранения здоровья ребенка.
9. Вовлекать учащихся в занятия утренней пробежки, физической культуры и спорта.
10. Создать условия для полноценного питания школьников.
11. Воспитать негативное отношение к вредным привычкам.
12. Способствовать формированию осознанного отношения учащихся к своему здоровью.
- Концепция программы
В настоящей концепции понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов, а как состояние физического, душевного и социального благополучия человека. Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье школьника представляет интегративный критерий качества современного образования.
Подготовить учащегося к самостоятельной жизни — это значит сформировать у него адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности, готовность к самостоятельному жизнепроживанию. Деятельность по созданию условий для сохранения здоровья учащихся в обязательном порядке должна учитывать те факторы, которые влияют на здоровье ребенка: и экологические, и социальные, и санитарно-гигиенические.
Однако школа не в силах заменить медицинские учреждения и вылечить заболевание. Школа лишь может создать условия для профилактики новых заболеваний и сохранению здоровья, может содействовать формированию потребности в здоровом образе жизни, может научить учащихся защищать свою жизнь и сохранять свое здоровье.
Необходимо сформировать у детей устойчивые мировоззренческие представления об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни как необходимом условии реализации личностных устремлений. Поэтому процесс формирования здоровья невозможен без целостной системы воспитания.
Программа «Школа – территория здоровья» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей, учителей и социальных партнеров, что выходит за рамки только физического воспитания. Она охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены и туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками, формирования культуры питания, досуга. Значительную роль в реализации программы играет семья ребенка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой.
Настоящая программа предполагает дальнейшие действия по созданию условий для сохранения здоровья учащихся, формированию у них потребности в здоровом образе жизни.
Общая модель реализации программы «Школа – территория здоровья»
Контроль за реализацией программы.
Психологическая служба.
КДН Белоярского района
Классный руководитель.
Формы реализации программы: диспут, круглый стол, встреча, конкурс, дискуссия, тренинг, индивидуальная работа.
- Основные направления работы по реализации программы
Медицинское — предполагает обеспечение гигиенических условий образовательного процесса. Под гигиеническими понимается соблюдение внешних условий организации учебного процесса: составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований, проведение физминуток, организация питания учащихся.
Просветительское — предполагает организацию деятельности по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании; работа по предупреждению детского травматизма на дорогах; работа по предупреждению роста заболеваемости учащихся школы. Особое место отводится работе с родителями, так как, прежде всего в семьях формируется правильный или неправильный образ жизни, закладываются основы мировоззрения. Просветительская работа должна сочетать в себе как традиционные, так и современные интерактивные приемы воздействия на учащихся и их родителей.
Психолого-педагогическое — предполагает прежде всего использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности, а также предупреждение проблем развития ребенка, обеспечение адаптации на разных этапах обучения, развитие познавательной и учебной мотивации, формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля.
Спортивно-оздоровительное — предполагает организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение учащихся к здоровому досугу.
- Предлагаемые формы работы по реализации программы
1. Урочная и внеурочная спортивно – оздоровительная деятельность:
- Работа спортивных секций;
- Открытые уроки учителей физического воспитания;
- Разработка и соблюдение валеологических требований на всех учебных занятиях.
2. Соревнования и спортивные праздники:
- Спортивные турниры;
- Спортивные праздники, творческие вечера, приуроченные к тем или иным датам и событиям;
- Товарищеские встречи по различным видам спорта;
- Подготовка сборных команд школы для участия в районных и областных соревнованиях, спартакиаде школьников области.
3. Туризм, краеведение:
- Туристические слёты;
- Общешкольные Дни здоровья;
- Участие в играх «Зарница» и «Безопасное колесо»;
- Походы выходного дня;
- Прогулки на свежем воздухе.
4. Профилактика заболеваний у учащихся и сотрудников школы:
- Беседы и лекции;
- Встречи с медработниками;
- Смотры – конкурсы стенгазет, рисунков, буклетов, презентаций по борьбе с распространением ВИЧ – инфекции, куриного гриппа, наркомании, алкоголизма и табакокурения.
5. Исследовательская работа. Мониторинг.
- Анкетирование.
- Диагностика;
- Подведение итогов внутришкольных соревнований.
- Общая структура реализации программы «Школа – территория здоровья»
Младший школьный возраст
- Формирование навыков санитарно-гигиенической культуры.
- Пропаганда здорового образа жизни, профилактика заболеваний органов зрения, органов пищеварения, сколиоза.
- Организация работы по профилактике детского травматизма на дорогах.
собрание
Знатоков ПДД «Перекресток».
Младший подростковый возраст (5-6 классы)
1. Приобщение к здоровому образу жизни.
2. Организация профилактики детского травматизма на дорогах.
Средний подростковый возраст (7-8 классы)
1 Приобщение к здоровому образу жизни.
2. Организация мероприятий по профилактике наркомании и табакокурения.
3. Организация мероприятий по профилактике травматизма.
4. Организация мероприятий по профилактике заболеваний органов зрения, органов пищеварения, психических расстройств.
Старший подростковый возраст (9-11-й классы)
1. Приобщение к здоровому образу жизни.
2. Профилактика наркомании, алкоголизма.
3. Профилактика преступности.
- Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий: конкретное планирование деятельности, кадровое обеспечение программы, методическое обеспечение программы, педагогические условия, материально-техническое обеспечение.
8.1. Участники программы
- Учащиеся;
- классные руководители;
- учителя-предметники (ОБЖ, биология, физкультура и др.);
- школьный фельдшер;
- школьный психолог;
- родители.
8.2. Педагогические средства
- Пакет диагностик состояния здоровья учащихся.
- Анкета склонности к вредным привычкам.
- Методические рекомендации классным руководителям по формированию у учащихся гигиенических навыков.
- Программа учебных предметов (ОБЖ, физическая культура), формирующих основы здорового образа жизни.
- Дни здоровья.
- Психодиагностика и психокоррекция (программа работы психолога).
- Программа летнего оздоровительного сезона.
- Программа ОУ «Школа – территория здоровья».
- Работа Центра Здоровья ОУ.
- План системы мероприятий по укреплению здоровья обучающихся.
8.3. Материально-техническая база
Для реализации программы «Школа – территория здоровья» в школе имеются санитарно-гигиенические условия и материальная база для успешной реализации программы необходимо:
- спортивный зал;
- медицинский кабинет;
- спортивная площадка;
- буфет.
9. Ожидаемые результаты.
1.Создание безопасных условий жизнедеятельности обучающихся и охрану труда работников.
2.Снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.
3.Создание системы мониторинга состояния здоровья детей;
4.Уменьшение детей склонных к вредным привычкам;
5.Усвоение основных понятий, определяющих управление собой;
6.Улучшение качества знаний по всем предметам школьной программы;
7.Повышение общей культуры учащихся и их родителей;
8.Соблюдение режима труда и отдыха;
9.Стимулирование повышения внимания школьников и их родителей к вопросам ЗОЖ.
10. Функциональное обеспечение создания реализации программы
1. Функции медицинской службы школы:
Проведение диспансеризации учащихся школы;
Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;
Выявление учащихся специальной медицинской группы.
2. Функции директора и его заместителей:
Общее руководство разработкой и реализацией программы;
Обеспечение реализации программы: организация, координация, контроль;
Общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
Общее руководство по обеспечению правильного режима работы и отдыха учащихся в школе;
Организация контроля уроков физкультуры;
Обеспечение работы спортзала во внеурочное время, во время каникул и работы спортивных секций;
Разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
Организация работы классных руководителей по программе «Здоровый образ жизни школьника» и ее контроль;
Организация отдыха детей во время каникул в лагере дневного пребывания (1-4 классы) и контроль за качеством работы;
Организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
Организация работы психолога в школе.
3. Функции классного руководителя в аспекте реализации программы:
Санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
Организация и проведение профилактической работы с родителями;
Организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, медработниками;
Организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы…) в рамках программы «Здоровый образ жизни школьника»;
Организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
Организация и проведение диагностик уровня и качества знаний правил гигиены, ПДД, правовой культуры.
1 2
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция