Утверждено

Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время
Утверждено

Скачати 438.8 Kb.

Сторінка 1/2 Дата конвертації 22.04.2016 Розмір 438.8 Kb.

  1   2

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа п. Лыхма»

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директор школы

Приказ № 65_ от _10.02.2015__

ПРИНЯТО

На педагогическом Совете Школы

Протокол №_4_ от 05.02.2015

ПРОГРАММА

ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

2015 – 2016 учебный год

ПРОГРАММА

ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

Содержание

  1. Нормативно-правовая и документальная основа.
  2. Пояснительная записка.
  3. Цели и задачи.
  4. Концепция программы.
  5. Направления реализации программы.
  6. Предполагаемые формы по реализации программы.
  7. Общая структура программы «Школа – территория здоровья»

8. Условия реализации программы.

8.1. Кадровое обеспечение.

8.2. Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время.

8.3. Материально-техническое обеспечение.

9. Предполагаемые результаты.

10. Функциональное обеспечение.

11. Ожидаемые результаты реализации программы.

  1. Нормативно-правовая и документальная основа

  • Закон Российской Федерации « Об образовании».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
  • Должностная инструкция зам. директора по воспитательной работе.
  • Должностная инструкция классного руководителя.
  • Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.

  1. Пояснительная записка

Согласно ст. № 12,13,20,32 Закона РФ «Об образовании», где четко обозначена ответственность образовательного учреждения за жизнь и сохранность детей, укрепление здоровья детей и забота о нем — одна из главных задач школы.

Образование — необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Рост наркомании и, как следствие, преступности подростков сегодня выдвигают еще одну, не менее значимую, задачу перед педагогическим коллективом — совершенствование профилактической работы и правового воспитания. Наши дети сегодня — это наше общество завтра. Будет ли это общество здоровым, будет ли оно способно к воспроизводству, — об этом необходимо думать уже сегодня.

Министерство образования Российской Федерации инициировало, как один из вариантов, разработку в образовательных учреждениях специальных образовательных программ, направленных на укрепление здоровья обучающихся, составленных с учетом их возрастных, психофизиологических особенностей и в соответствии с физиолого-гигиеническими нормативами.

Формированию здорового образа жизни школьников может способствовать реализация школьной программы «Школа – территория здоровья», так как укрепление здорового образа жизни россиян возможно только на пути воспитания.

  1. Цель и задачи программы

Основной целью программы является представление всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально – адаптивного, физически развитого выпускника.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования потребности здорового образа жизни.

2.   Выявить настоящее состояние физического и психического здоровья детей через привлечение к данной проблеме медицинских работников, родителей, психолога школы.

3. Улучшить материально-техническую базу, переоборудовать спортзал, приобрести современное спортивное оборудование.

4. Совершенствовать современные методы мониторинга здоровья.

5. Пропагандировать ЗОЖ (проведение конкурсов, акций, классные часы, лекции, беседы).

6. Сформировать здоровые взаимоотношения с окружающим миром, обществом и собой.

7. Повышать квалификацию педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка.

8. Просвещать родителей в вопросах сохранения здоровья ребенка.

9. Вовлекать учащихся в занятия утренней пробежки, физической культуры и спорта.

10. Создать условия для полноценного питания школьников.

11. Воспитать негативное отношение к вредным привычкам.

12. Способствовать формированию осознанного отношения учащихся к своему здоровью.

  1.  Концепция программы

В настоящей концепции понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов, а как состояние физического, душевного и социального благополучия человека. Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье школьника представляет интегративный критерий качества современного образования.

Подготовить учащегося к самостоятельной жизни — это значит сформировать у него адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности, готовность к самостоятельному жизнепроживанию. Деятельность по созданию условий для сохранения здоровья учащихся в обязательном порядке должна учитывать те факторы, которые влияют на здоровье ребенка: и экологические, и социальные, и санитарно-гигиенические.

Однако школа не в силах заменить медицинские учреждения и вылечить заболевание. Школа лишь может создать условия для профилактики новых заболеваний и сохранению здоровья, может содействовать формированию потребности в здоровом образе жизни, может научить учащихся защищать свою жизнь и сохранять свое здоровье.

Необходимо сформировать у детей устойчивые мировоззренческие представления об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни как необходимом условии реализации личностных устремлений. Поэтому процесс формирования здоровья невозможен без целостной системы воспитания.

Программа «Школа – территория здоровья» объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни учащихся, их родителей, учителей и социальных партнеров, что выходит за рамки только физического воспитания. Она охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии, гигиены и туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками, формирования культуры питания, досуга. Значительную роль в реализации программы играет семья ребенка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой.

Настоящая программа предполагает дальнейшие действия по созданию условий для сохранения здоровья учащихся, формированию у них потребности в здоровом образе жизни.

 

Общая модель реализации программы «Школа – территория здоровья»

 

Администрация Общее руководство разработкой программы.

Контроль за реализацией программы. Медицинская служба.

Психологическая служба. Медицинское, психологическое, правовое обеспечение реализации программы. РОВД Белоярского района.

КДН Белоярского района Организация профилактической работы. М/О классных руководителей. Временные творческие группы. Заместитель директора по ВР.

Классный руководитель. Организация жизнедеятельности и условий для самостановления принципов жизни ученика, организация профилактической работы. Ученик (родители) Беседы, лекции, рефераты и доклады по теме «Здоровый образ жизни»

Формы реализации программы: диспут, круглый стол, встреча, конкурс, дискуссия, тренинг, индивидуальная работа.

  1. Основные направления работы по реализации программы

Медицинское — предполагает обеспечение гигиенических условий образовательного процесса. Под гигиеническими понимается соблюдение внешних условий организации учебного процесса: составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований, проведение физминуток, организация питания учащихся.

Просветительское — предполагает организацию деятельности по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании; работа по предупреждению детского травматизма на дорогах; работа по предупреждению роста заболеваемости учащихся школы. Особое место отводится работе с родителями, так как, прежде всего в семьях формируется правильный или неправильный образ жизни, закладываются основы мировоззрения. Просветительская работа должна сочетать в себе как традиционные, так и современные интерактивные приемы воздействия на учащихся и их родителей.

Психолого-педагогическое — предполагает прежде всего использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности, а также предупреждение проблем развития ребенка, обеспечение адаптации на разных этапах обучения, развитие познавательной и учебной мотивации, формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля.

Спортивно-оздоровительное — предполагает организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение учащихся к здоровому досугу.

  1.  Предлагаемые формы работы по реализации программы

1. Урочная и внеурочная спортивно – оздоровительная деятельность:

  • Работа спортивных секций;
  • Открытые уроки учителей физического воспитания;
  • Разработка и соблюдение валеологических требований на всех учебных занятиях.

2. Соревнования и спортивные праздники:

    • Спортивные турниры;
    • Спортивные праздники, творческие вечера, приуроченные к тем или иным датам и событиям;
    • Товарищеские встречи по различным видам спорта;
    • Подготовка сборных команд школы для участия в районных и областных соревнованиях, спартакиаде школьников области.

3. Туризм, краеведение:

    • Туристические слёты;
    • Общешкольные Дни здоровья;
    • Участие в играх «Зарница» и «Безопасное колесо»;
    • Походы выходного дня;
    • Прогулки на свежем воздухе.

4. Профилактика заболеваний у учащихся и сотрудников школы:

    • Беседы и лекции;
    • Встречи с медработниками;
    • Смотры – конкурсы стенгазет, рисунков, буклетов, презентаций по борьбе с распространением ВИЧ – инфекции, куриного гриппа, наркомании, алкоголизма и табакокурения.

5. Исследовательская работа. Мониторинг.

    • Анкетирование.
    • Диагностика;
    • Подведение итогов внутришкольных соревнований.

  1. Общая структура реализации программы «Школа – территория здоровья»

Младший школьный возраст

  1. Формирование навыков санитарно-гигиенической культуры.
  2. Пропаганда здорового образа жизни, профилактика заболеваний органов зрения, органов пищеварения, сколиоза.
  3. Организация работы по профилактике детского травматизма на дорогах.

1-й класс Классные часы Культура питания. Уход за телом, одеждой. Режим дня. Роль зарядки, гимнастики, бега или любых физических упражнений в жизни человека. Как необходимо сидеть за столом во время занятий. Культура чтения. Что необходимо помнить, оставаясь дома одному. Родительское

собрание «Режим дня первоклассника», «Рабочее место первоклассника». Конкурсы Знатоков «Все без исключения должны знать правила дорожного движения». Рисунков «Осторожно, дети!». 2-й класс Классные часы Режим дня («Каждому делу — свое время»). Роль прогулки, ее сущность. Закаливание. Культура питания (о продуктах, содержащих витамины, как вести себя за столом, режим питания). Температура воздуха в квартире, проветривание. Как необходимо одеваться осенью (весной) и зимой. Роль физических занятий в жизни ребенка. Родительское собрание «Зарядка и закаливание», «О необходимости соблюдения режима питания». Конкурсы Рисунков «Я за здоровый образ жизни», «Меню второклассника, здоровое и любимое».

Знатоков ПДД «Перекресток».

3-4 классы Классные часы Режим работы. Утренняя гимнастика. Красиво одеваться, значит опрятно. Культура одежды. Как создать уют в детской комнате. Рабочий стол. За рабочим столом. Лекарственные растения. Профилактика простудных заболеваний. Культура питания. Режим питания. Качество приготовленной пищи. Родительское собрание Поговорим «О школьной форме», «Режим питания ребенка. Школьный завтрак». Встреча учащихся и родителей с психологом школы по вопросу «Как избежать стрессов и психических расстройств младшего школьника». Конкурсы Рисунков «Зеленая аптека». Знатоков ПДД «Осторожно -движение». Моделей школьной формы (из цикла «Фантазеры»).

 

Младший подростковый возраст (5-6 классы)

1. Приобщение к здоровому образу жизни.

2. Организация профилактики детского травматизма на дорогах.

Классные часы Режим дня. Режим работы и отдыха. Умение уважать режим работы и отдых других людей. Культура питания. Режим питания. Школьный завтрак. О продуктах питания. Культура одежды. Как и куда одеваться. Гигиена мальчика и девочки. Культура гигиены. Физическая культура. Спорт в жизни человека. Профилактика простудных заболеваний, заболеваний органов зрения. Походка. О вредных привычках. О вреде курения. Родительское собрание «Физическая культура и спорт». «Об особенностях физического развития младшего подростка». «Профилактики ранней преступности». Конкурсы, викторины Конкурс плакатов «Я за здоровый образ жизни!».

Средний подростковый возраст (7-8 классы)

1 Приобщение к здоровому образу жизни.

2. Организация мероприятий по профилактике наркомании и табакокурения.

3. Организация мероприятий по профилактике травматизма.

4. Организация мероприятий по профилактике заболеваний органов зрения, органов пищеварения, психических расстройств.

Классные часы Что такое здоровье? (физическое, духовное, психическое). Способы укрепления здоровья. Гармония тела. Фитотерапия. Культура питания подростка. Система питания. Культура гигиены подростка. Культура одежды, уход за телом. Подросток и никотин. Подросток и алкоголь. Почему люди употребляют алкоголь и курят? Человек и наркотики. Как защититься от наркотика? Родительское собрание «Особенности физического и психического развития подростка 13-14 лет» (с привлечением психолога). Встречи с работниками РОВД по вопросу профилактики преступности. Конкурсы Конкурс плакатов, буклетов: «Скажем наркотику — нет!»

Старший подростковый возраст (9-11-й классы)

1. Приобщение к здоровому образу жизни.

2. Профилактика наркомании, алкоголизма.

3. Профилактика преступности.

Классные часы Единство физического, духовного и психического здоровья. Красота физическая. Гармония тела. Роль спорта в жизни человека. Как одеваться: стильно, модно, богато, удобно? Система питания старшеклассника. Культура гигиены девушки. Культура гигиены юноши. Из истории алкоголя и наркотика: причины быстрого распространения. Как устоять от соблазна «попробовать»? Четыре ступени, которые ведут в ад (алкоголь и подросток). Алкоголь — наркотик — преступление. «Без кайфа жизни нет?». Родительское собрание Наркомания — знамение времени. Как уберечь ребенка от дурного влияния, пагубных привычек, наркотика. Особенности полового развития старшего подростка (15-16 лет). Плоды «свободной любви». Подросток- преступник: причины, последствия. Конкурсы Плакатов «Скажем наркотику — нет!», буклетов, презентаций «Я выбираю здоровый образ жизни».

 

  1. Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий: конкретное планирование деятельности, кадровое обеспечение программы, методическое обеспечение программы, педагогические условия, материально-техническое обеспечение.

8.1. Участники программы

  • Учащиеся;
  • классные руководители;
  • учителя-предметники (ОБЖ, биология, физкультура и др.);
  • школьный фельдшер;
  • школьный психолог;
  • родители.

8.2. Педагогические средства

  1. Пакет диагностик состояния здоровья учащихся.
  2. Анкета склонности к вредным привычкам.
  3. Методические рекомендации классным руководителям по формированию у учащихся гигиенических навыков.
  4. Программа учебных предметов (ОБЖ, физическая культура), формирующих основы здорового образа жизни.
  5. Дни здоровья.
  6. Психодиагностика и психокоррекция (программа работы психолога).
  7. Программа летнего оздоровительного сезона.
  8. Программа ОУ «Школа – территория здоровья».
  9. Работа Центра Здоровья ОУ.
  10. План системы мероприятий по укреплению здоровья обучающихся.

8.3. Материально-техническая база

Для реализации программы «Школа – территория здоровья» в школе имеются санитарно-гигиенические условия и материальная база для успешной реализации программы необходимо:

    • спортивный зал;
    • медицинский кабинет;
    • спортивная площадка;
    • буфет.

 

9. Ожидаемые результаты.
1.Создание безопасных условий жизнедеятельности обучающихся и охрану труда работников.

2.Снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.

3.Создание системы мониторинга состояния здоровья детей;

4.Уменьшение детей склонных к вредным привычкам;

5.Усвоение основных понятий, определяющих управление собой;

6.Улучшение качества знаний по всем предметам школьной программы;

7.Повышение общей культуры учащихся и их родителей;

8.Соблюдение режима труда и отдыха;

9.Стимулирование повышения внимания школьников и их родителей к вопросам ЗОЖ.
10. Функциональное обеспечение создания реализации программы
1. Функции медицинской службы школы:

Проведение диспансеризации учащихся школы;

Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;

Выявление учащихся специальной медицинской группы.

 2. Функции директора и его заместителей:

Общее руководство разработкой и реализацией программы;

Обеспечение реализации программы: организация, координация, контроль;

Общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;

Общее руководство по обеспечению правильного режима работы и отдыха учащихся в школе;

Организация контроля уроков физкультуры;

Обеспечение работы спортзала во внеурочное время, во время каникул и работы спортивных секций;

Разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;

Организация работы классных руководителей по программе «Здоровый образ жизни школьника» и ее контроль;

Организация отдыха детей во время каникул в лагере дневного пребывания (1-4 классы) и контроль за качеством работы;

Организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

Организация работы психолога в школе.

3. Функции классного руководителя в аспекте реализации программы:

Санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;

Организация и проведение профилактической работы с родителями;

Организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, медработниками;

Организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы…) в рамках программы «Здоровый образ жизни школьника»;

Организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

Организация и проведение диагностик уровня и качества знаний правил гигиены, ПДД, правовой культуры.

 

  1   2
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий