Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Размножение растений»

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Размножение растений»

Скачати 58.16 Kb.

Дата конвертації 14.04.2016 Розмір 58.16 Kb. Муниципальная общеобразовательная школа – интернат «Белоярская школа – интернат среднего (полного) общего образования»

Урок окружающего мира в 3 классе

по теме «Размножение растений».

По учебнику Плешакова А. А.

Учитель начальных классов

Тимчишина Лилия Владимировна
п.Белорск,

2011-2012 у.г.

Цели урока:

1. Дать общее понятие об опылении растений.

2. Познакомить со способами распространения плодов и семян.

3. Раскрыть связи между человеком и окружающей средой.

4. Развивать наблюдательность и логическое мышление.

5. Воспитывать бережное отношение к природе, стремление охранять её.

Оборудование:

1. Иллюстрации насекомых-опылителей.

2. Модель цветка.

3. Компьютерная презентация.

4. Микроскоп.

5. Карточки с текстом о водных растениях, с заданием.

6. Мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока

1.Орг. момент.

2.Определение темы урока.

3. Проверка дом. задания.

4.Работа над новым материалом.
— Из цветов развивается плод. Для этого обязательно одно условие. Вы, конечно, не раз видели на цветах растений пчёл, шмелей, бабочек. Что они делают?

-Они не только кормятся нектаром, но и помогают растениям

Работа с учебником С. 80, 1 абзац.
Насекомые не просто кормятся на цветках, они ещё и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа ОПЫЛЕНИЕ.

Что же такое опыление? Разобраться в этом нам поможет модель цветка. У цветов есть тычинки и пестик. На тычинках мельчайшие зёрнышки — пыльца. В пестике образуется плод. Для образования плода необходимо, чтобы пыльца с тычинок попала в пестик. Когда пчела садится на цветок, пыльца остаётся на её мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу — опыляет цветок. Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдёт, плодов и семян у растения не будет.

(просмотр презентации про опыление)

Цветы привлекают насекомых ярким цветом, запахом, формой (показ иллюстраций). Цветки некоторых орхидей не только похожи на мух или пчёл, но и пахнут, как самки этих насекомых.

Пчёлы, шмели, бабочки — это насекомые-опылители. Они помогают растениям размножаться.
5.Физминутка.
6. Распространение семян.
1. Плоды и семена растений — настоящие путешественники. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели.

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик)

Семена одуванчика, распространяются ветром.

— Какие приспособления есть у этих семян? (парашютики)

— Найдите в учебнике на 81 стр. семена, которые тоже распространяются с помощью ветра. Как догадались? (плоды клёна имеют крылышки)

У клёна и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клёна опадают с дерева очень своеобразно – они быстро-быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели. Подхваченные ветром, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветер. Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной дадут жизнь новому дереву.

( рассматриваем семена клёна в микроскоп)

Некоторые степные растения ко времени созревания плодов засыхают, ветер обламывает их у корней, перекатывает с места на место, рассеивая семена. Такие растения получили название «перекати — поле».

2. Только лёгкие семена может перенести ветер. А что делать растениям, у которых семена более тяжёлые и нет «крылышек», «парашютиков»?
Сообщение

Есть растения-зайцы, которые путешествуют тайно, повсюду следуя за человеком. Куда он, туда и они. Когда подорожник появился в Северной Америке, то местные индейцы назвали его «следом белого человека».
Осенью клейкие семена подорожника цепляются с кусочками грязи на обувь или копыта домашних животных. Запомните, в безлюдных местах подорожника не бывает. Чем ближе к селению, тем его больше.
— Почему подорожник так назвали?

— Как распространяются его семена? (с помощью человека и животных)

— Так же поступают семена некоторых водных растений.

Работа с карточками.

Водные растения приспособились: семена кувшинок и водокраса прилипают к лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро.

Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоёма на водоём…

По Н. Сладкову.

— Как переносятся семена некоторых водных растений? Назовите их.

-Растения, которые распространяются при помощи человека и животных, прикрепляясь, цепляясь к ним, называются «наездники». Найдите семена «наездники» в учебнике на с. 81(череда, репейник).

( рассматриваем семена джузгуна в микроскоп)

-Какие приспособления есть у этих семян?

— Птицы, звери, насекомые могут быть «носильщиками» семян и плодов. Сойка, запасая на зиму жёлуди, «помогают» расселению дуба. Как?

-Кто ещё помогает расселению дуба? (белка, кабан, мышь)

Птицы часто распространяю семена растений с сочными плодами рябины, брусники, черёмухи. Они поедают ягоды и, перемещаясь с места на место, вместе с помётом выбрасывают неповреждённые семена съеденных плодов.
3. Растения путешествуют не только по суше, но и по воде.
Сообщение

Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и морские течения. Кокосовые орехи плавают в воде годами и не теряют всхожести. У плодов, которые держатся на воде, есть много клеток и полостей, наполненных воздухом. Эти воздушные подушечки не позволяют плоду или семени быстро пойти ко дну.

Водой переносятся семена ольхи. Ольха часто растёт по берегам рек. Её плоды, попадаю в воду, не тонут.

4. — Есть семена, которые распространяются самостоятельно. Их ещё называют «артиллеристами». Как вы думаете, почему их так назвали? (самостоятельное разбрасывание) К ним относятся водосбор, герань. Дрёма, бешеный огурец.

В Крыму на морском побережье можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.

4. Закрепление
-Сделайте вывод о том, как распространяются семена?

-В тетрадках напишите названия растений, которым принадлежат семена. Соедините стрелкой названия растений и способ их распространения.

ветром с помощью человека по воде самостоятельное

и животных распространение

5. Связь между человеком и окружающей средой.
— Какое значение имеет распространение семян?

— Почему нельзя срывать цветы, цветущие ветки деревьев?

Читает ученик.

На Земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное «стой!»

Нам казалось всё мало, всё мало.

А потом в толчее городском

Мы охапками тащим устало.

И не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обречённо глядел василёк,

Безнадёжно гвоздики глядели.

Евгений Карасёв.

-Сохраним цветам жизнь. Пусть их семена дадут жизнь новым растениям.

6. Оценивание. Выставка книг о растениях.

База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий