Учитель биологии должен заложить основы научного мировоззрения учащихся, развивать в них интерес и любовь к науке, показать значение биологической науки для практики

В связи с этим следует постоянно уделять внимание совершенствованию учебного процесса на уроках биологии и внеклассной работе
Учитель биологии должен заложить основы научного мировоззрения учащихся, развивать в них интерес и любовь к науке, показать значение биологической науки для практики

Скачати 0.49 Mb.

Сторінка 1/6 Дата конвертації 17.04.2016 Розмір 0.49 Mb.

  1   2   3   4   5   6

Учитель биологии должен заложить основы научного мировоззрения учащихся, развивать в них интерес и любовь к науке, показать значение биологической науки для практики. В связи с этим следует постоянно уделять внимание совершенствованию учебного процесса на уроках биологии и внеклассной работе.

Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основе, рассматривая обучение как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся, призванный вооружить их научным мировоззрением, знаниями и умениями. Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – применить — проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмысливанием, осмысливание – запоминанием, восприятие, осмысливание и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике.

Усвоению знаний по биологии способствует и внеклассная работа по предмету. Она позволяет учащимся значительно расширить, осознать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в стойкие убеждения. Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы школьников, значительно углубить и расширить их в нужном направлении.

Успех внеклассной работы по биологии связан с её содержанием и организацией. Внеклассная работа должна вызывать интерес у школьников, увлекать их различными видами деятельности.

Сегодня, в условиях коренной перестройки школьного образования, каждый учитель должен мыслить и работать по-новому, творчески подходить к своей работе, искать новые резервы и возможности для повышения эффективности обучения, брать на вооружение всё то новое, что появляется в педагогической науке и практике, экспериментировать и критически анализировать полученные результаты.

Наиболее эффективными являются такие формы внеклассной работы, которые проходят на уровне общешкольных мероприятий. К таким внеклассным мероприятиям можно отнести предметные недели. При их проведении можно с успехом использовать традиционные, хорошо зарекомендовавшие формы внеклассной работы – тематические вечера, ученические конференции, лекции и другое, и новые формы.

Предметные недели охватывают различные направления урочной и внеклассной работы (познавательную, поисковую, исследовательскую, игровую деятельность, общественно – полезный труд) и при хорошей организации помогают в решении образовательно- воспитательных задач, стоящих перед школой.

Выбор времени проведения недели биологии в школе определяется годовым планом школы. В нашей школе традиционно неделя биологии проходит в ноябре. Перечень мероприятий, входящих в план проведения недели, зависит от времени проведения недели. Если неделя проходит зимой, то в план можно включить конкурс новогодних букетов, операцию «Ёлка»; весной – праздник встречи птиц, операцию «Первоцветы» и другое.

В работе предлагается план проведения недели биологии, проведенной в школе в ноябре 2013 года.

План

проведения недели биологии с … 11. 2013 по … 11. 2013 г.

в СШ № 91 (1 – 11 классы).

№ п/п Содержание Класс Дата и место проведения Ответственные 1 Проведение І тура школьной олимпиады 8 — 11

Учителя биологии 2 Конкурс рисунков «Эти забавные животные» 5 – 7 В течение недели Учителя биологии и учитель

рисования

3 Выпуск тематических газет «Жизнь среди жизни» 8 — 11 В течение недели Учителя биологии 4 Конкурс изделий из природного материала «Золотая осень» 5 — 9 В течение недели Учителя биологии, учителя трудового обучения. 5 Конкурс рефератов «Проблемы генетики человека: прошлое, настоящее и будущее»

Конференция по защите ученических рефератов «Проблемы генетики человека: прошлое, настоящее и будущее»

10 — 11

Учителя биологии 6 Тематические фотовыставки:

  • «Домашние любимцы»
  • «Человек и природа»
5 — 11 В течение недели Учителя биологии 7 Школьный биологический лекторий:
  • «Интересные факты из жизни животных. Викторина. Весёлые биологические задачи»
  • «Мифы древней Греции о животных и растениях. Конкурс загадок».

1 – 3

5 — 6

Учителя биологии, лекторская группа (учащиеся 9 – 11 классов) 8 Открытые уроки по биологии:

  • Обобщающий урок – игра «Тип Членистоногие»
  • Урок «Органы обоняния, осязания, равновесия и вкуса»

7
9

Учителя биологии 9 Экологический месячник «Наш двор» 5 — 11

Классные руководители 10 Игра «Счастливый случай» 9

Учителя биологии 11 Игра «Первый миллион» 8

Учителя биологии 12 Лекция врача «Венерические заболевания и их профилактика» 10 — 11

Учителя биологии, школьный врач 13 Лекция врача нарколога «О воздействиях наркотических веществ на организм подростка и их последствия» 8 -9

Учителя биологии, районный врач нарколог 14 Диктант по профилактике детских заболеваний 1 — 3

Медсестра школы 15 Экскурсия в музей природы «Разнообразие животных планеты Земля, их охрана» 7

Учителя биологии, классные руководители 16 Посещение анатомического музея ХМУ 8 — 9

Учителя биологии, классные руководители 17 Развивающая игра «LG – эврика» 6

Учителя биологии 18 Интеллект-шоу «Большая стирка» 10 — 11

Учителя биологии 19 Подведение итогов проведения недели, награждение победителей олимпиады

Последний день недели Учителя биологии, классные руководители

Вопросы І тура биологической олимпиады

8 класс

  1. Спорят двое. Первый: «Здоров я или часто болею, закаляюсь я или нет – это моё личное дело, никого не касается». Второй: «Нет, здоровье каждого человека не личное дело, а общественное достояние, влияет на жизнь и труд других людей». Кто из них прав? Приведите свои доказательства.
  2. Представьте, что одна изолированная клетка кожи человека поделилась три раза. Запишите:
    1. Сколько станет всего новых (дочерних) клеток вместо одной после трёхкратного деления?
    2. По сколько хромосом будет содержаться в каждой дочерней
    3. клетке?
    4. Сколько всего хромосом (сумма) будет содержаться во всех этих дочерних клетках?
    5. Как и из чего образуется столь много новых хромосом при делении клетки?
  3. Известно, что во время труда и бега сердце и лёгкие работают сильнее, чем в состоянии покоя. Почему и как, в зависимости от ситуации, происходит такое изменение функций сердца и других внутренних органов, когда сознание и воля человека при этом не участвуют?
  4. Каковы причины огромного разнообразия млекопитающих животных на планете «Земля»?
  5. Каким образом киты, моржи, тюлени, живущие в ледяной воде, постоянно сохраняют высокую температуру тела (до 40 С)?
  6. Соедините стрелками названия растений и распространителей их семян и плодов. Растения: рябина, лопух, череда, липа, бешеный огурец, осот, дуб, одуванчик, тополь, вишня, малина, берёза, клён, недотрога. Распространители: птицы, муравьи, медведи, белки, ветер, вода, собаки, само растение.

9 класс

  1. Осмыслите несколько фактов, доказанных физиологами и медиками:
  • состав крови и строение кровеносных клеток у человека и млекопитающих одинаковы;
  • состав, строение, группы крови одинаковы у людей всех рас и национальностей, поэтому кровь человека одной расы можно переливать человеку другой расы при соответствии группы крови. Объясните, о чём свидетельствуют эти факты.
  1. Объясните и запишите ответ на три вопроса:
    1. Почему для пчеловода пчелиное жало безопасно;
    2. Почему человека можно сделать выносливым к укусу змей, если он заранее сделал особые прививки;
    3. Что при этом вводят в кровь человека?
    1. Сколько воздуха (м ) расходует на дыхание класс из 35 человек в течение 45 минут урока, если один восьмиклассник в среднем делает 16 вдохов в минуту по 500 см воздуха? (12,6 м )
    2. Объясните, почему ткани, пересаженные от одного организма к другому , часть отторгаются, а белки пищи усваиваются и служат строительным материалом в клетке любого человека.
    3. Представьте, что под влиянием алкоголя или по другим причинам произошла закупорка кровеносных сосудов в пупочном канатике, обеспечивающем связь организма матери и развивающегося плода. Объясните, к чему это приведёт.
    4. Какие вы знаете способы защиты животных от хищников?

    10 класс

    1. Представьте себе, что Вы – врач межпланетной экспедиции, совершившей высадку на неизвестной планете. У некоторых членов экипажа появилось неизвестное заболевание. Что Вы предпримите для установления его природы?
    2. Удаление многих ненужных организму веществ у животных осуществляется через выделительную систему. А как и что выделяют растения?
    3. Какая существует связь между развитием методов исследования клетки и открытиями на клеточном уровне?
    4. Почему в крови людей, живущих высоко в горах, больше эритроцитов (до 8 млн. в 1 мм крови взрослого человека), чем у людей равнинной местности? Какое это имеет значение для организма?
    5. Как противостоят действию низких температур лягушка, бурый медведь, тюлень и человек?
    6. Почему, если хлеб длительное время держать и жевать во рту, появляется сладкий вкус?

    11 класс

    1. Почему сжигание опавших листьев в населённых пунктах (в скверах, парках, бульварах) является экологически неоправданным?
    2. В трудное путешествие отправили через горы и пустыни караван из лошадей, ослов, мулов. Все животные были навьючены до предела возможностей. До цели дошли лишь мулы. Можно ли в этом случае говорить о том, что произошёл естественный отбор? Ответ обсудите.
    3. По каким признакам Г. Мендель избрал горох объектом своих исследований?
    4. У человека рецессивные гены гемофилии и дальтонизма расположены в Х-хромосоме. Проанализируйте признаки детей в браке, если отец болен гемофилией, а мать гомозиготна по гену дальтонизма.
    5. Какие методы генетики могут быть использованы для изучения генетики человека, а какие – нет. Ответ поясните.
    6. Определите, какие из перечисленных изменений являются мутациями, а какие модификациями: рахит у человека, изменение формы листьев у стрелолиста вследствие опускания в воду, редуцированные крылья у дрозофилы, повышение количества эритроцитов в крови человека в условиях высокогорья, полиплоидия арбуза. Ответ обоснуйте.

    Биологический школьный лекторий (для учащихся 1-2 классов)
    Цель: развивать познавательный интерес учащихся к изучению биологических дисциплин, воспитывать бережное отношение к природе; развивать умения обобщать, логически мыслить, делать выводы.

      1   2   3   4   5   6
    База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
    звернутися до адміністрації

        Головна сторінка
    Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий