Скачати 9.19 Mb.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 24
ISBN 5-93134-169-2
Маленкова Л.И.
М18 Теория и методика воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с. ISBN 5-93134-169-2
Учебное пособие подготовленно в соответствии с государственным стандартом базового педагогического образования.
Его цель — повышение уровня научной подготовки студентов и педагогов-практиков, а также методическое оснащение воспитательного процесса, внедрение современных технологий воспитания в школьную практику. Пособие станет хорошим подспорьем каждому, выбравшему профессию педагога в саморазвитии его профессионального мастерства.
Книга адресована студентам педагогических учебных заведений, начинающим педагогам-практикам, слушателям системы повышения квалификации, а также руководителям учебно-воспитательных учреждений, организующим процесс воспитания.
ББК 74р
© Маленкова Л.И., 2002
© Педагогическое общество России, 2002
Введение
Только наука может изменить мир. Наука в широком смысле: и как расщепить атом, и как воспитывать людей.
Н. М. Амосов
Воспитание — дело совести, обучение — дело науки. Позднее, уже в сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг дуга.
Виктор Гюго
Итак, учебное пособие называется «Теория и методика воспитания». Почему предмет его — «воспитание»! А не «образование»? Не «воспитательная работа»? Не «внеурочная деятельность»? Не «дополнительное образование»?
Всем, наверное, приходилось слышать слова: «Не учите меня жить!», «Не надо меня воспитывать!», «Не читай мне морали!», «Та семья хороша, где никто никого не воспитывает», «Школа не должна воспитывать, ее удел давать знания, а уж воспитаю я своего ребенка как-нибудь сам», «Где начинается воспитание, там кончается личность и ее свобода»…
Но есть еще и другое видение сути данного явления. Я.А. Коменский: «Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира». В.Г. Белинский: «Воспитание — великое дело: им решается участь человека». Д.И. Менделеев: «Знания без воспитания,,что меч в руках сумасшедшего».
Перед нами две полярные точки зрения в понимании и оценке воспитания. Как их рассудить? Каждому, мало-мальски знакомому с историей педагогики, хорошо известно, что воспитание появилось одновременно с возникновением
Введение
Введение
человеческого общества, все перипетии развития человеческого общества так или иначе коснулись воспитания, внесли свои коррективы в эту функцию общества.
Современная педагогика рассматривает основное назначение воспитания как создание оптимальных условий для разностороннего и гармоничного развития личности, для ее самоактуализации.
Это основополагающие идеи, на которых зиждется любая концепция воспитания. Предмет нашего рассмотрения — воспитание в современной школе: и на уроке, и во внеурочной деятельности учителя по предмету, и в системе школьного и внешкольного дополнительного образования, и, главное, — в целенаправленной деятельности основных субъектов воспитательного процесса классных руководителей, кураторов, воспитателей, организаторов и лидеров детских объединений, заместителей директоров школ по воспитательной работе.
Предназначено пособие в первую очередь студентам педагогических вузов, которым предстоит осваивать многотрудную теорию и практику воспитания. Кроме того, начинающим педагогам-воспитателям, ибо процесс становления педагога-мастера не заканчивается с моментом окончания студентом института. Он происходит диалектически: по мере вхождения в практическую педагогическую деятельность. Начинающий воспитатель нуждается в теоретико-методической опоре — добротном педагогическом знании. На основе этого постепенно и оформляются собственная педагогическая позиция и собственный практический опыт. Без этого начинающий воспитатель, как показывает практика, утилитарен, прагматичен, укрепляется в позиции житейско-обыденной «педагогики».
А.С. Макаренко писал: «…неопределенность воспитательного процесса в школе, распыленность педагогических сил, боязнь смелого почина снижает эффективность труда даже талантливых учителей».
Эта проблема характерна и для нашего времени. Одной из основных причин являются неопределенность, сумбурность, нечеткость и неточность в понимании воспитания как основной педагогической категории. А истоки этого парадоксального явления подметил еще К.Д. Ушин-ский: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что
почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически…»
Современные нелегкие и противоречивые условия нашей жизни и практики школы с особой актуальностью поставили две проблемы подготовки педагогов-воспитателей: 1) повышение уровня научной подготовки их; 2) методическое оснащение современного воспитательного процесса (проблема методов и средств нового воспитания, освоение современных технологий его эффективной организации, овладение педагогической техникой).
Вот почему целью настоящего учебного пособия является раскрытие теории и методики воспитания. В пособии есть главы и параграфы теоретические, есть главы и параграфы чисто методические, есть содержание и теория, и методика рассматриваемого педагогического явления.
В чем же специфика настоящего пособия? Как лучше с ним работать?
В основе книги — авторская концепция теории и методики воспитания, а также методики ее освоения педагогами (как начинающими, так и опытными), сложившаяся на основании двух источников. Во-первых, как плод эмпирических наблюдений и размышлений над проводимой в течение не одного десятка лет научно-исследовательской и научно-методической работой. И, во-вторых, как итог практической педагогической деятельности на протяжении 35 лет в различных ипостасях: воспитателя школы-интерната, командира студенческого. Макаренков-ского педагогического отряда, вожатого «Артека», инспектора по делам несовершеннолетних в детской комнате милиции, руководителя научно-методической работы Красноборской специальной школы для педагогически запущенных девочек-подростков, преподавателя кафедры педагогики МПГУ, учителя и классного руководителя общеобразовательной школы № 45 г. Москвы. Здесь также обобщен и представлен опыт многочисленных коллег-единомышленников из разных регионов России и стран СНГ.
Настоящая книга о воспитании необычна еще и материалами, которые в ней использованы: мысли, пробле-
Введение
Введение
мы, парадоксы, суждения. Разве не сам ребенок (подросток, юноша,, девушка) лучше самых мудрых родителей и маститых педагогов знает свои проблемы, переживает собственные удачи и промахи, ошущает добро или зло окружающего мира, воспринимает (принимает или отвергает) наши воспитательные воздействия? Или начинающий учитель не сам лучше других может поведать о собственных педагогических открытиях (пусть уже открытых другими и даже описанных в мудрых книгах), о первых пробах и болезненности первых ошибок, о самостоятельно принятых решениях и сознательном выборе педагогической позиции? А опытный учитель-мастер — это ли не кладезь педагогической мудрости? Вот почему книга изобилует детскими письмами, дневниками, сочинениями, стихами, записанными с натуры сценками детской жизни, материалами эмпирических методов исследования (тестов, анкет, опросников, интервью), собственными высказываниями детей… В ней также широко использованы мысли и соображения, творческие находки, анализ достижений и ошибок самих педагогов, начинающих и маститых, молодых и опытных, «хороших» и «не очень», студентов педагогических вузов.
Потребность осветить проблемы теории и методики воспитания разносторонне и широко вынудила нас обратиться к другим наукам, помимо педагогики и психологии, а именно: к философии, анатомии и физиологии, медицине, гигиене, психиатрии, психотерапии, сексологии, социологии и др. Вот почему на страницах книги присутствуют «интервью» с писателями, мыслителями г философами, известными учеными: мы использовали даже целые страницы книг для ответа на вопросы, в которых считаем их более компетентными.
В структуре методического пособия имеются такие составные части.
5* Теоретическое и методическое раскрытие проблем воспитания в логике вузовского курса педагогики. >• После каждого параграфа вопросы для самопроверки, размышления. Цель их — — развитие педагогического мышления студентов и начинающих педагогов. Они могут быть использованы преподавателем, ведущим курс, в качестве вопросов и творческих заданий к се-
минарам и практикумам, в качестве заданий для. индивидуальной самостоятельной работы (особенно для студентов, сочетающих учебу с практической педагогической деятельностью).
>• Книга снабжена расширенными списками рекомендуемой литературы: после каждой темы и проблемы, а также в конце книги — общий список литературы по теории и методике воспитания. Причем читатель легко заметит, что в этих списках представлена литература разного уровня сложности. Это сделано специально, чтобы он мог выбрать необходимую литературу: для семинарских занятий, курсовых, дипломных и научных студенческих работ на конкурс, нахождения ответа и решения проблемы, возникшей в практике воспитательной работы. Кроме того, следует заметить, что мы старались дать в основном литературу новую; из старой литературы мы включили педагогическую классику и последние работы авторов, раскрывающие ту или иную проблему.
*- В конце пособия даны подробный перечень вопросов для экзамена (зачета), примерный перечень возможных курсовых и дипломных работ, работ на конкурс (с указанием на полях глав и параграфов, содержащих основополагающие идеи для поиска ответов на вопросы и решения поставленных проблем). И еще об одной идее необходимо сказать во введении. Процесс воспитания — многофакторный, творческий; решения проблем могут быть вариативны. Поэтому мы менее всего склонны кому-либо что-то авторитарно предписывать. Книгу не следует воспринимать как инструктивно-методическое пособие или рецептурный справочник. Пусть каждый найдет в ней свое, помимо теоретических положений, необходимых для творческого усвоения. Автор будет считать свою задачу выполненной, если книга даст импульс собственной мысли каждого, взявшего ее в руки, пробудит желание психолого-педагогического самосовершенствования, сможет побудить педагога, начинающего и опытного, к освоению более высокого уровня его педагогического мастерства. И… сделает хотя бы чуточку счастливее. По мудрому выражению Гете, «человек должен верить, что непонятное можно понять, иначе он не стал бы размышлять».
ГЛАВА I
Воспитание как педагогическое явление
Под воспитанием, в самом общем значении этого слова, следует разуметь совокупность всех усилий, употребляемых для приспособления (каждого нового поколения) к тому общественному строю, к которому его призывает поступательное движение человечества.
Сен Симон
1.1. Воспитание: сущность, назначение, современные идеи
Воспитание — великое дело: им решается участь человека.
В. Г. Белинский
Воспитание: «те, кто могут впасть в детство, учат тех, кто не может впасть во взрослость».
Шутка десятиклассника
НАЧАЛЬНЫЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОСПИТАНИИ
Воспитание — для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, Ибо его назначение — передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Без этого невозможен прогресс человечества. Без этого немыслимо развитие человека в онтогенезе. Вот почему воспитание относится к числу категорий общечеловеческих, категорий вечных. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приемы… в зависимости от типа культуры (первобытно-общинной, античной, средневековой, нововременной, современной). К.Д. Ушинский писал: «Воспитательная деятельность, без сомнения, принадлежит к области разумной и сознательной деятельности человека, самое понятие воспитания есть создание истории, в природе его нет…»
1.1. Воспитание: сущность, назначение, современные идеи 9
Издревле слово «воспитание» обозначало «вскармливание». Но люди очень рано, еще на заре человеческого общества, поняли, что дитя человеческое нуждается не только в пише физической, материальной, но и в пище духовной. Поэтому и стало воспитание иметь смысл более духовный, нежели материальный. Уже у Платона читаем: «Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. Мать и кормилица, отец и дядька («педагог»), лишь только ребенок начинает понимать их, только и хлопочут о его усовершенствовании»
Задаваясь целью поставить воспитание («духовное питание») на высокий профессиональный уровень, общество постепенно создает различные воспитательные учреждения: воспитательные дома, детские сады, приюты, школы, интернаты, университеты…
Таким образом, издревле и до наших дней воспитанию придается большое значение. Даже отдается приоритет перед образованием. А. Экзюпери: «Современный человек по сравнению с пещерным не представляет собой биологического прогресса. Воспитание имеет приоритет перед образованием. Создает человека воспитание… Имеет значение не багаж (образование), а орудие, которым его схватываешь…» М.М. Пришвин: «Устойчивое нравственное правило для воспитания детей нам нужно сейчас больше, чем хлеб».
О важности воспитания, о том, что дитя человеческое становится Человеком только благодаря воспитанию, именно «духовному питанию», говорят многочисленные истории с «Маугли» — детьми, вскормленными и взращенными в логове зверя. В 1694 г. ирландский врач Б. Коннор описал случай, когда на границе Литвы и России был найден десятилетний мальчик, живший с медведями. Голландский врач Бургове в XVIII веке рассказал о ребенке, обнаруженном среди диких коз. В Индии в 1920 г. в волчьем логове вместе с волчатами отыскали двух девочек. Уже в наши дни в Гвинее-Бисау обнаружен ребенок 9—10 лет, выросший в стае обезьян. Индийская девочка Камала, попав к людям в 7—8 лет, только через два года научилась стоять, через 6 лет — ходить. К 17—18 годам сумела с трудом приобрести умственное развитие четырехлетне-
10
Глава I. Воспитание как педагогическое явление
1.1. Воспитание: сущность, назначение, современные идеи
11
го ребенка. Словарный запас таких детей ограничивается несколькими десятками слов; писать и выполнять про-‘ стейшие арифметические действия они вообще не могут.Хорошо известны каждому школьному педагогу печальные истории детей из неблагополучных семей, не получивших надлежащего воспитания, судьбы детей и подростков-правонарушителей, пагубные последствия алкоголизма, наркомании и токсикомании детей и подростков…
Что же такое воспитание? Как его понимают учителя-практики? Как его ощущают наши воспитанники? И что значит это с научной точки зрения? Учителям г. Севастополя мы задали вопрос: «Как, по-вашему, что самое главное в воспитании? В чем его суть?» Получили очень много признаков, характеризующих воспитание как позитивный процесс воздействия на формирование личности школьника: «понять суть ученика — отсюда возникают методы воспитания»; «научить ребенка делать правильный выбор между добром и злом; истиной и ложью, прекрасным и безобразным»; «воспитать человека нужного обществу, достойного, красивого в своих поступках и делах»; «воспитать высоконравственного, трудолюбивого человека»; «понять причины поведения ребенка и работать с ним, исходя из ЕГО миропонимания, помочь ребенку понять себя»; «уважение в ребенке личности и уважение ребенком личности воспитывающего и доверие к нему. Умение поставить себя на место ребенка».
Нетрудно заметить, что в этих отрывочных точках зрения, высказанных педагогами, просматриваются гуманистические начала отношения к воспитанию, которые исповедуются сегодня лучшими учителями, и в определении цели и задач воспитания, и в содержании, и в позиции педагога по отношению к ученику, и в методике и технике воспитательного воздействия.
Однако среди общего позитивного стиля и тона высказываний есть и такое: «Авторитет педагога, когда дети безоговорочно принимают то, что сказал педагог. Есть люди, обладающие магическим действием на коллектив». Здесь просматривается хорошо известный в истории педагогики (и в теории, и в практике), а также и в современной жизни (в семье, школе, общественных местах) авторитарный подход в воспитании и обучении. Он осно-
ван на авторитете, правильных взглядах, верных нравственных посылках… Но, не об этом ли у Ш. Фурье: «Мораль! Какие грустные мысли порождает это слово! Мораль! При этом слове ребенку кажется, что он видит вооруженных розгами учителей; молодая женщина представляет себе ревнивцев, угрожающих кипящим котлами ада; честный человек вспоминает о множестве интриганов и преступников, которым мораль служила во все времена».
Спросите у детей разного возраста, любят ли они, когда их воспитывают? — получите однозначный ответ: «Нет!» Особенно, когда «я знаю, что права, а меня неправильно воспитывают», «если меня пытаются воспитывать неуважаемые мною люди», «если воспитатели меня в чем-то обвиняют и ругают».
Вот почему А.С. Макаренко выдвигает педагогическую аксиому: «Не следует въедаться детям в печенки педагогикой». Можно в этих рассуждениях пойти еще дальше. У Максимилиана Волошина в дневнике читаем: «Из всех насилий, производимых над человеческой личностью, убийство является наименьшим насилием, а воспитание -наибольшим». Аналогично у А. Толстого: «Каждый живет для проявления своей индивидуальности, воспитание стирает ее». Еще более категорично у Ф. Вольтера: «От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах».
Почему так? Видимо, насилие над личностью, унижение ее и уничтожение смерти подобно. Ведь если личность раздавлена, то нет и человека. Громко? Трагично? Да, но ведь так и есть. И только в суматохе будней не вдумываемся мы, когда корежим формирующуюся личность школьника воздействиями типа: «Только посмей…», «Прекрати сейчас же..!», «Кто.., тот будет весь год…» Сплошные угрозы, наказания, чтение нотаций, морализирование, запреты, слова-руководства: «Нет!», «Не смей!», «Нельзя!» и т.п. Тогда нравственность и превращается в «-полицию духа» (К.Д. Ушинский), вызывает бурный (или тихий) протест воспитуемого, порождает всякого рода защитные реакции (нигилизм, грубость и дерзость, аффект неадекватности, повышенный критицизм, непослушание, «смысловой барьер»); появляется «сопротивление воспитанию».
Известный педагог, наш современник В. Лизинский пишет: «Дурное воспитание основывается на постоян-
1.1. Воспитание: сущность, назначение, современные идеи
12
Глава I. Воспитание как педагогическое явление
ЭКОЛОГИЯ
ДЕТСТВА И ПРАВА
РЕБЕНКА
ном применении к воспитуемому частицы «не» с глаголами».
Проверим себя: не так ли поступает педагог в общении с ребенком, который не всегда укладывается в предписываемые ему нормы поведения, бунтует против подавления естественных потребностей, развития его природы — физической и психической. Внимательно прочитаем стихотворение Р. Рождественского «Алеш-кины мысли»:
Мне на месте не сидится. Мне — бежится!
Мне — кричится! Мне — играется,
рисуется,
лазается и танцуется! Вертится, ногами дрыгается, ползается и подпрыгивается! Мне кривляется,
дурачится,
улыбается и плачется, ерзается и поется, падается и встается! Лично
и со всеми вместе к небу
хочется взлететь! Не сидится мне
на месте… А чего на нем сидеть?!
И как это ни парадоксально, чем выше статус личности ребенка (подростка), чем развитее его позитивные качества, тем сложнее оказывается совершение педагогического воздействия на него. Это подметил еще А.С. Макаренко: «Нормальные дети или дети, приведенные в нормальное состояние, являются наиболее трудными объектами воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей техники».
Вот почему в «последнее десятилетие в педагогических кругах заговорили об экологии детства, экологии воспитания, экологии духовной жизни растущего человека. Известно, что экология (греч. yikos -«дом, жилище, местопребывание») — наука об отношениях организмов с… окружающей средой. Чаще человечество озабочено влиянием последствий НТР на природу. Но педагогам известно, что для нормального развития ребенка (подростка) важна также среда социальная и, как самая приближенная к растущему человеку, микросреда, т.е. родители, педагоги, ближайшее окружение других людей — друзей, сверстников на улице, других взрослых… И взаимоотношения со средой — залог их нормального развития.
В этой связи следует рассматривать и проблему прав человека (и ребенка, в частности). Признавая необходимость роста грамотности в области прав человека, ООН объявила период с 1995 по 2005 г. десятилетием просвещения в области прав человека. Насущные права ребенка, как известно, отражены в двух основных документах: «Декларации прав ребенка» (1959 г.) и «Конвенции о правах ребенка» (1989 г.)*. Приведем здесь лишь две выдержки, имеющие прямое отношение к реализации идей экологии детства и воспитания:
«Ребенок имеет право на получение образования… которое бы способствовало его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить чувство ответственности и стать полезным членом общества» (из «Декларации прав ребенка», Генеральная Ассамблея ООН, 20 ноября 1959 г.).
* Книги, которые помогут педагогу-практику решить возникшие правовые проблемы, связанные с воспитанием:
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Права ребенка. — 1998. — № 1.
Сборник законов РФ в защиту детства НИИ детства. М, 1999.
Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. М., 1997.
Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права. М., 1999.
О положении детей в РФ. Государственный доклад. М., 2000.
Дети России на пороге XXI века. Российский детский фонд. НИИ РДФ. М., 2001.
14
Глава I. Воспитание как педагогическое явление
«Всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях…» (из «Всемирной Декларации об обеспечении выживания защиты и развития детей». Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.).
Этой же идее отвечает и складывающаяся идея полисистемности образования и воспитания: нахождение для каждого конкретного ребенка (подростка) адекватной ему воспитательной системы. Вот почему в сегодняшней школе продуктивна тенденция к расширению многообразия типов и моделей учебно-воспитательных учреждений.
В итоге необходимо отметить: в условиях современной школы ее воспитательные функции возрастают: школа -островок культуры, на котором и решаются жизненно важные задачи разностороннего, гармоничного развития личности, где можно успешно решить главную цель воспитания — самоактуализацию личности взрослеющего человека.
СОВРЕМЕННАЯ
ПАРАДИГМА ВОСПИТАНИЯ; ЕЕ ПРОГРЕССИВНЫЕ ИДЕИ
Особенностью, знамением времени и всех изменений, происходящих в современной школе, является смена парадигмы воспитания, которая повлекла за собой появление целого ряда новых прогрессивных педагогических идей в теории и методике воспитания. Сутью смены парадигмы воспитания является переход от идеи командно-административного влияния педагогического процесса на формирование личности ребенка (подростка) согласно эталону, заданному обществом, к гуманистической идее создания в процессе воспитания оптимальных условий для разностороннего, гармоничного развития ребенка (подростка), его самоактуализации в статусе полезного члена общества на основе потребностей и потенциальных возможностей.
Теоретическое обоснование новой парадигмы воспитания происходит на стыке современного знания из областей многих наук: философии воспитания, педагогической культурологии, акмеологии, аксиологии, синер-
1.1. Воспитание: сущность, назначение, современные идеи 1_5
гетики, антропологии, психологии, педагогики, методики воспитания, современных педагогических технологий… Содержательные аспекты воспитания уходят корнями своими в смежные науки — этику, эстетику, экономику, экологию, политологию, культурологию, медицину, валеологию, сексологию и многие-многие другие.
Сформулированные идеи прорабатываются в опытно-экспериментальной работе ученых и практиков.
Таким образом, уже сегодня можно сформулировать целый ряд прогрессивных идей, на которых должен быть построен современный процесс воспитания.
1. Ребенок (дети) в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность. Он обладает большими потенциальными возможностями саморазвития, условия для которого создаются в процессе воспитания. При этом одним из основных принципов является принцип восприятия и принятия воспитанника таким, каков он есть, с целью стимулирования его дальнейшего позитивного разностороннего развития, макаренковский принцип «подхода к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться», принцип опоры на положительное в личности воспитанника, мажорного стиля и тона в отношениях с ним.
2. Целью воспитания является разностороннее гармоничное развитие самоактуализирующейся личности воспитанника в условиях коллективной творческой деятельности. На этом основании строится система воспитания.
О Внутренняя свобода педагога и воспитанника выступает как стержень культуры воспитания, основанного на свободном творчестве, действительном (а не мнимом) демократизме и гуманизме взрослого и ребенка (подростка).
О «Педагогика свободы» (О.С. Газман) приводит к тому, что ребенок (подросток) в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя не просто в позитивных формах поведения: он вступает в более высокую стадию культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми.
16 Глава I. Воспитание как педагогическое явление- Суть воспитания — развитие отношений воспитан
ника к окружающему миру: Родине, обществу, людям,
живой и неживой природе, материальным и духовным
ценностям, к себе самому… То есть формирование жиз
ненной позиции — своего места в системе ценностных
отношений к миру. При этом отношение — категория из
бирательная, поэтому в процессе воспитания ребенок
(детский коллектив) ставится в ситуацию выбора ценно
стей — политических, экономических, нравственных, эс
тетических и т.д., в позицию активного субъекта воспи
тывающей деятельности и саморазвития. - Содержанием воспитания, его основой является
обеспечение воспитаннику активной позиции в орга
низуемой педагогом воспитывающей деятельности: по
знавательной, ценностно-ориентированной, обществен
ной, трудовой, художественной, физкультурной, дея
тельности свободного общения. Все эти виды деятель
ности пронизывает деятельность игровая, облегчающая
процесс передачи социально ценных отношений: дела
ет его эмоциональным, допускает избирательность,
имеет высокие нравственные принципы и правила,
чаще всего возникает непроизвольно в детской среде,
позволяет научиться «проигрывать» сложные жизнен
ные коллизии…
Смысл, основная идея образования (воспитания) — не «человек образованный», впитавший в себя «последнее слово современной науки», а «человек культуры», сопрягающий в своем мышлении и деятельности различные культуры, формы деятельности и нравственные ценности…
5. Вся система образования (обучения и воспитания)
в современной школе ориентирована на личностный под
ход — «последовательное отношение педагога к воспи
таннику как к личности, как к самостоятельному ответ
ственному субъекту собственного развития и как к субъек
ту воспитательного взаимодействия»*.
Вот почему основой методики воспитания следует считать инструментовку управления воспитанием детей как самопознание и самовоспитание их, организацию деятель-
* Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т. I. С. 522.
17
1.1. Воспитание: сущность, назначение, современные идеи
ности как самодеятельности, управление детским коллективом как самоуправление. И в такой заданности воспитательного процесса позиция педагога иная, чем это имеет место в массовой школьной практике: он становится естественным, принимаемым и желанным Соучастником детской жизни.
- В таком понимании воспитания и позиции педа
гога в воспитательном процессе продуктивной являет
ся идея педагогической поддержки как особого подхода
в воспитании, определяемого как «привентивная (пре
дупреждающая, предохранительная. — Л.М.) и опера
тивная помощь в развитии и содействии саморазвитию
ребенка, которые направлены на решение его индиви
дуальных проблем, связанных со здоровьем, продвиже
нием в обучении, коммуникацией и жизненным само
определением»* . - Продуктивное обучение и воспитание строится в
режиме диалогового общения педагога и воспитанника.
М.М. Бахтин писал: «Истина не рождается и не находит
ся в голове отдельного человека, она рождается между
людьми, совместно ищущими истину, в процессе их ди
алогического общения». Вот почему в практику воспита
ния входят: «диалог культур», диалоговое общение «вос
питатель о воспитанник», диалоговые формы отноше
ний в организованной детской (подростковой) среде и
т.д. Сюда же можно отнести идею много- (или мульти-)
культурного воспитания**.
И последнее: назначение и позиция воспитателя. Ее очень хорошо выразил учитель-новатор Е,Н. Ильин в пяти определяющих глаголах: «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать».
Вопросы для самопроверки и размышления
1. Как исторически сложилась общественная функция «воспитание»? Как история и современное состояние общества повлияли на понимание сущности воспитания?
* Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Кн. Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып.З. М., 1995,
** Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999.
18
Глава I. Воспитание как педагогическое явление
Понятие воспитания в теории и педагогической практике: общее и различное?
Современные прогрессивные идеи теории и практики воспитания. В какой мере они влияют на массовую практику организации учебно-воспитательного процесса? Каковы возможные пути их внедрения в деятельность каждого педагога, каждого учебно-воспитательного учреждения?
Какие рекомендации современному педагогу (воспитателю) можно сформулировать на основе современных идей нового воспитания?
1.2. Воспитание, его специфика и характерные особенности 19
1.2. Воспитание, его специфика и характерные особенности
Прежде всего, научайся каждую вещь называть ее именем: это самая первая и важнейшая из всех наук.
Пифагор
Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать.
И. Кант
Рекомендуемая литератураБайбородова JJ.B., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1998.
Бардовская Н.В., Реан Л..А. Педагогика. М., 2001. Гл. 2, 6.
Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000.
Джуринский А.Н. История педагогики. М.,-2000.-Разд. «Полемики о путях образования и воспитания» (с. 399—402).
Казакова Е.И., Тряпицина А.П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге века). СПб., 1997.
Капустин Н.П. Педагогические технологии адптивной школы. М., 1999. Гл. I, III.
Караковский В.А., Новикова Я,И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 2000,
Коротов В.М. Введение в педагогику. М., 1999. Гл. 2, 6. Крылова И.Б. Культурология образования. М., 2000. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000.
Новый век: горизонт воспитания (актуальные вопросы организации воспитательного процесса в современной школе) /Отв. ред. Л.В. Курнешова. М., 2000.
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999—2001 годы // Народное образование. 2000. № 1.
Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. Гл. 5, 6.
Цырдина Т,В. Гуманистическая авторская школа XX века: взгляд из прошлого в будущее. М, 2001. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.
ПОНЯТИЕ
ВОСПИТАНИЯ;
ЕГО ОСНОВНЫЕ
ПРИЗНАКИ
В житейско-обыденной практике нередко о воспитании начинают думать и размышлять лишь тогда, когда случается беда, когда не удовлетворяет результат, когда бывает трудно что-либо изменить в лучшую сторону… Почему так? Да по-^ тому; что воспитание — процесс сложный, многофакторный, противоречивый, имеющий свою специфику и характерные особенности. Раскроем их, идя от противного.
В редакцию «Учительской газеты» пришло письмо от выпускника гимназии: «От жизни надо брать все, что она может дать, и отнимать у нее то, что она отдавать не хочет. Все привыкли видеть свое будущее хорошим, но это не всегда бывает так. Поэтому надо бороться и искать, найти и… перепрятать. В этой жизни есть место только сильным, слабые неизбежно погибают. Это жестоко, но это так. Бывает, надеешься, надеешься, а тебя жизнь так «прокатит»! И летит все, извините, к чертовой бабушке. Просто жизнь — это очень глупая, но в то же время интересная игра».
Каждый скажет: это определенная жизненная позиция — т.е. место человека в системе ценностей — материальных и духовных. И каждый знает: это результат воспитания. Но чтобы дать четкую и точную историю возникновения такой жизненной позиции, поставить правильный «диагноз болезни» и сформулировать пути «лечения», надо проанализировать понятие «воспитание» с точки зрения научной.
20 Глава I. Воспитание как педагогическое явление
Воспитание — это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника (-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и, как следствие, развитие их индивидуальности, самоактуализация личности.
Рассмотрим более подробно основные признаки категории «воспитание». Их надо усвоить хорошо, ибо нереализованные в практическом действии учителя-воспитателя, они сводят на нет сам процесс воспитания, превращая его в совершенно другие педагогические явления: формирование личности (придание «формы», заданной извне, без учета возможностей и желания воспитанников), управление развитием (опять без учета индивидуальности воспитанника), руководство (нечто наподобие отношений начальника и подчиненного), спонтанное развитие (отсутствие целенаправленности, неосознанность цели воспитателем и воспитанником), организация (формализм и заорганизованность «массы агкольников») и многие-многие другие, хорошо известные по современной практике.
Итак, основные признаки воспитания как педагогического явления таковы:
1. Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента. Имеются в виду постановка воспитателем цели (как конечного результата педагогической деятельности), определение стратегических и тактических задач по ее реализации, переведение цели и задач во внутренний план воспитанников; планирование на их основе всей жизнедеятельности воспитателя и воспитанников. Конечная цель воспитания двуедина: 1) освоение социально-культурных ценностей общества; 2) развитие индивидуальности воспитанников, их самоактуализация. УД. Хармса это выражено замечательно: «Я -творец мира, и это самое главное во мне. Во все, что я делаю, я вкладываю сознание, что я творец мира».
И в более узком смысле этого слова предполагается целенаправленность, определенность каждого акта педагогического воздействия. Думающий педагог, работающий на уровне научно-методического осмысления воспитательного процесса, постоянно, каждодневно и ежечасно сознательно (а с опытом творческой деятельности — интуи-
1.2. Воспитание, его специфика и характерные особенности 21
тивно) ставит и решает определенные задачи, лежащие в русле поставленной цели воспитания. Выглядит это просто (как и все гениальное): «Веду детей в поход — зачем? Первое, второе, третье..!»; «Организую «Огонек» — зачем?»; «В школу обязательно приносить сменную обувь -зачем?»; «Классные часы должны быть в расписании -зачем?»; «Вместе с детьми планируем воспитательную работу — зачем планируем? И почему — вместе с детьми?»… И так в каждом педагогическом акте. Постепенно выстраивается отлаженная система воспитательной деятельности, которая легко «работает» и без «бдительного ока» воспитателя, классного руководителя. Отпадает его роль «поводыря», «человека с указкой», «приказчика и надсмотрщика».
- Триединая сущность воспитания. Воспитание — по
нятие многоликое. Его нельзя понимать в одном един
ственном смысле. Воспитание есть триединство; образно
говоря, «три кита» в одном. Воспитание, выступая в ка
честве стимулирующего фактора развития личности ре
бенка, является средством. Значит, чтобы личность пол
ноценно, нормально развивалась, педагог должен иметь
целый арсенал средств. Протекая во времени, ежесекун
дно, ежеминутно, ежедневно, ежегодно, воспитание свя
зывается с постоянными изменениями личности воспи
танника и воспитателя, в самом процессе воспитания. И
тогда мы его рассматриваем как процесс. Но оно и ре
зультат, ибо постоянно в процессе воздействия на вос
питанника определенных средств воспитания происходит
количественное и качественное накопление позитивных
для развития человека качеств; в этом диалектичность
воспитательного процесса. - Воспитание в своей сущности — это процесс взаи
модействия педагога и воспитанника (-ков) при актив
ности обеих сторон.
Причем по мере взросления и развития воспитанника его позиция как объекта педагогического воздействия со стороны взрослых (прежде всего, родителей и педагогов) уменьшается, а позиция субъекта воспитания увеличивается, превращая процесс воспитания с точки зрения воспитанника в процесс самопознания и на этой основе -самовоспитания, саморазвития.
22 Глава I. Воспитание как педагогическое явление
Меняется при этом и позиция воспитателя: ему в большей степени становятся присущи функции наставника, советчика, куратора, старшего друга — человека, обладающего большим объемом и качеством знаний о мире и большим жизненным опытом, — что позволяет ученику, воспитаннику более экономично и эффективно решать задачи самопознания и саморазвития.
Вот почему процесс воспитания в современной школе может и должен быть инструментован как процесс стимулирования саморазвития личности школьника, главным условием которого является постоянное, неуклонно расширяющееся саморазвитие педагога: «У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам» (Э. Гибсон).
Нам близка и понятна сегодня точка зрения П.’Ф. Кап-терева*: человек начинается с саморазвития,, а не с воспитания. Воспитание присоединяется к саморазвитию и может действовать только по его образу и подобию. В этом случае школа есть не что иное, как применение к детям начал саморазвития. Вся сущность школьного образования и воспитания заключается в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании. Внешняя природа, как и вся жизнь, дает организму человека лишь побуждения и материал для деятельности, но сама деятельность — только его собственная. И все, что есть в душе, есть результат ее самодеятельности.
С этой точки, зрения продуктивна получившая сегодня признание и широкое вхождение в практику воспитания идея педагогической поддержки.
4. Воспитание, как известно, понимается в широком и узком смысле. В широком — это совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей. В узком — специальная воспитательная деятельность субъектов воспитания, направленная на достижение конкретных воспитательных целей и решение
* Каптерёв П.Ф. Педагогический процесс. Дидактические очерки. Избр. пел. соч. М., 19S2.
1.2. Воспитание, его специфика и характерные особенности 23
конкретных задач воспитания (в деятельности классного руководителя, воспитателя, наставника, руководителя детского объединения, родителей…). Поэтому одним из основополагающих направлений (забот) педагога, коллектива детского учебно-воспитательного учреждения является создание оптимальных условий-воспитания, или воспитывающей среды.
5. Важнейшим (можно сказать центральным) призна
ком воспитательного процесса является определение на
основании поставленной цели и стратегических задач его
содержания. В нашем определении оно — двуедино. Во-пер
вых, это организация освоения (как учащимися, так и
педагогами) социально-культурных ценностей общества:
экономики, политики, науки, всех видов искусства, жиз
ненной практики во всех видах деятельности… Централь
ным понятием здесь является понятие «культура» (лат.
Cultura — «возделывание, обрабатывание, почитание»).
В житейско-обыденной практике воспитания нередко имеется в виду (и соответственно стоится воспитательная работа) вооружение школьников лишь знаниями из различных областей культуры (на этом нередко строятся программы и учебные планы специализированных классов и школ, гимназий, лицеев, колледжей, внешкольных учреждений…)- Однако, это неверно. Самой сущностной характеристикой воспитания является формирование отношения к предметам, явлениям, фактам, событиям окружающего мира, т.е. воспитание «человека культуры».
Вторая сторона двуединого содержания воспитания -развитие индивидуальности школьника на основе его взаимодействия с педагогом в воспитательном процессе по освоению культурных ценностей, в формировании его отношения к окружающему миру, в том числе по отношению к самому себе. Это одно из главных стратегических направлений воспитания в современной школе.
6. Воспитание — процесс творческий. Это объясняет
ся-многими причинами. Прежде всего, овладение культу
рой носит творческий характер. Во-вторых, индивидуаль
ность воспитанника(ков), специфика каждого педагоги
ческого явления весьма далеки от стандарта и требуют
творческого подхода. В-третьих, сама личность «педагога
состоявшегося» обладает большим творческим потенциа-
Глава I. Воспитание как педагогическое явление24
лом, ибо только тогда возможно ощущение педагогом «состояния счастья», что делает воспитательный процесс продуктивным, облегчает достижение высоких целей и отвечает удовлетворенности жизнью самого педагога.
7. Важным признаком воспитания является то, что оно осуществляется (может и должно осуществляться) специально подготовленными людьми: учителями и воспитателями, журналистами и писателями, руководителями кружков и секций и т.д. Главными требованиями к ним являются такие: педагог как носитель высококультурной жизненной и педагогической позиции; профессионал-мастер высокого класса — человек творческий и, наконец, «сам себе воспитатель», т.е. сам занимающийся самопознанием и саморазвитием и увлекающий, «заражающий» своим личным примером своих учеников.
Мы абсолютно уверены, что в современной школе настало время «коллектива единомышленников» (Ш.А. Амо-ношвили). Причем единомышленников высокого профессионального уровня, сочетающих глубокую научно-методическую подготовку и опыт практической творческой деятельности.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
КАТЕГОРИЯ «ОТНОШЕНИЕ»
КАК СУТЬ ВОСПИТАНИЯ
А теперь — о самой сути воспитания,. которая и позволит ответить на вопрос «КАК воспитывать?», т.е. выстроить методику воспитания.
С.Т. Шацкий писал: «Научить ребенка считать очень просто. Наша методическая наука достигла в этом совершенства… Но главное заключается не в этом. Главное в том, чтобы с этим умением считать ребенок не стал… обсчитывать».
Предельно ясно и понятно, что и умение считать, и умение обсчитывать требуют одного и того же навыка -умения считать. Знания нравственных норм одному человеку нужны, чтобы «подняться выше», а другому — чтобы занять более выгодную личностную позицию, «обойдя», обманув человека нравственно чистого, воспитанного. Кому из житейской практики неизвестны случаи беспомощности высоконравственного человека перед негодяем, грубияном, ханжой, хищным расхитителем, хапугой и т.п.; у него, человека нравственно воспитанно-
1.2. Воспитание, его специфика и характерные особенности 25
го, «нет слов» доказать очевидное, нет в его обиходе безнравственных средств.
Несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, хорошо знают нормы уголовного права: кому, при каких обстоятельствах, за что… сколько лет полагается. Знают — и нарушают. А если опросить (что мы делали неоднократно) школьников обычных общеобразовательных школ на предмет знания конкретных норм уголовного права -встретимся с катастрофической правовой безграмотностью. Не знают — но… и не нарушают.
Браконьер, грабящий водоемы во время нереста рыбы, хорошо знает природу рыбы, идущей на нерест, и пользуется этим знанием в своекорыстных целях. Инспектор рыбнадзора тоже владеет этим знанием и поэтому знает, когда и где надо искать браконьера.
Подростки знают, что молоденькая учительница страдает (вплоть до слез) от их козней, и вновь, и вновь ставят ее в неловкое положение, наслаждаясь ее страданиями. И вдруг находится один, который воскликнет: «Да хватит вам, изверги, ведь ей больно!» И все как бы прозрели, поняли — и… сжалились.
Примеров много, их можно приводить до бесконечности. Во всех случаях имеется в виду отношение человека к окружающей действительности. Уважает чужую собственность — будет честно «считать», нет — будет «обсчитывать». Любит людей, уважает их человеческое достоинство, знает нравственные нормы отношений и почитает их неукоснительными для исполнения — никогда не обидит, не обманет, не нагрубит, не поставит в неловкое положение, не доведет до слез… А нет — унижение и обида других людей становятся нормой жизни. Любит природу истинной человеческой любовью, действенно способствует ее процветанию, оберегает и обогащает — никогда не станет браконьером. А потребительское отношение приводит к неадекватным относительно человеческих ценностей суждениям, поступкам, эмоциям определяется это отношением к знаниям, нормам, традициям, обычаям, к живой и неживой природе, к человеческим ценностям — любви, дружбе, достоинству, к произведениям искусства, дости-.
26
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 24
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция