Учебное пособие Краеведение. За рамками урока

Предлагаемые коллективные активные формы – проектная деятельность, конференция, заседания развивают интерес учащихся к поисковой
Учебное пособие Краеведение. За рамками урока

Скачати 0.97 Mb.

Сторінка 1/4 Дата конвертації 17.04.2016 Розмір 0.97 Mb.

  1   2   3   4

Учебное пособие

Краеведение. За рамками урока

(Внеклассные мероприятия)
Авторы-составители Н.Н. Базелюк, Т.Н. Баранова,

Конькова М.Н., Проскурякова Ф.А., Чивиленко Е.Д.
Краеведение. 5-11 классы: внеклассные мероприятия.

В данном пособии представлены разработки внеклассных мероприятий по краеведению, позволяющие установить закономерные связи между природным и социальным миром. Предлагаемые коллективные активные формы – проектная деятельность, конференция, заседания развивают интерес учащихся к поисковой, исследовательской деятельности; комплексный подход к изучению родного края; способствуют формированию социальной компетентности школьников.

Предназначено учителям-предметникам, организаторам внеклассной работы, студентам.
Содержание

Введение 2

1 глава. Школьное научное общество 4

Ученическая конференция 4

Методика подготовки конференции 5

Методика проведения конференции 5

Примеры конференций

1 экологическая научно-практическая конференция школьников 6

Положение о краеведческом обществе 7

Школьное краеведческое общество «Создаем будущее» 8

Положение о 2 научно-практической конференции школьного краеведческого общества10

2 научно-практической конференции школьного краеведческого общества 10

2 глава. Заседания школьного научного краеведческого общества 11

Заседание 1. Организационное 11

Заседание 2. Составление плана работы 12

Заседание 3. Мозговой штурм – основа принятия решения 12

Заседание 4. Уголок России, Отчий дом 15

Заседание 5. Знай наших 18

Заседание 6. Заседание клуба ППП 20

Заседание 7. Караван историй – караван идей 21

3 глава. Проектная деятельность членов школьного краеведческого общества 23

1. Система взаимосвязей общества и природы 23

2. Мониторинг воды и осадков в разное время года 31

3. Проблемы здравосозидания, образа жизни и безопасности в современном обществе 41

Список использованных источников литературы 50

ВВЕДЕНИЕ

Угроза уничтожения жизни в глобальном масштабе приобрела столь реальное очертание, что в структуре современных ценностей выступает сама жизнь в глобальном масштабе. Только на основе признания данного факта может быть выработана эффективная стратегия сохранения современной цивилизации. И проблема сейчас уже не в том сможет ли человечество выжить, а в том успеет ли? Данная проблема обсуждается на уроках истории, географии, биологии, химии. Однако урок ограничен строгими рамками. Поэтому обсуждать сложные вопросы более целесообразно вне уроков, например, на заседаниях, конференциях школьного научного краеведческого общества.

В новом столетии в связи с быстрым развитием общества, постоянно изменяющимися отношениями между людьми, техническим прогрессом, информатизацией социальной среды, появляются не только новые проблемы, но и меняется заказ к системе образования. Современный человек должен не только обладать набором интеллектуальных знаний, но и успешно решать любые ситуационные задачи, быть толерантным, быстро адаптироваться к динамично изменяющимся условиям социума, гигантским информационным потокам. Запрос общества XXI века сосредоточен на человеке, обладающим универсальными способностями, который может легко овладевать новыми технологиями и самостоятельно получать знания в различных областях. В информационном обществе быстро устаревают конкретные знания, поэтому на первое место выходят умения находить самостоятельно и пользоваться различной информацией для решения новых практических задач.

Социальная компетентность человека формируется различным набором средств, характерных для каждого общества, социального слоя и возраста.

Под социальной компетентностью школьника общество понимает качество личности, которое формируется в общении, в процессе креативного освоения коммуникаций.

В школьном возрасте стимулировать творческую активность детей, формировать навыки социального поведения можно через игровую деятельность. Особое место в процессе формирования социальной компетентности занимают развивающие, ролевые и деловые игры. Они позволяют учащимся относительно легко познавать себя и социальный мир. Благодаря ролевому перевоплощению, у школьников формируются модели цивилизационного поведения, необходимые для успешной социализации и интеллектуального развития, ответственность за свои поступки, стремление показать свои возможности. Групповой характер игры, ситуационно-ролевые игры способствуют не только развитию учащихся, но и помогают разрешить внутренние конфликты личности, выбрать стиль поведения, адаптируют учеников к новым видам деятельности, способствуют развитию уверенности в себе, повышению самооценки и доверию социальной среде, позволяют адекватно воспринимать свое собственное поведение и поведение окружающих взрослых людей и сверстников. Осознание собственной самостоятельности и возможности выбора со временем становится источником уверенности в своих возможностях и способностях, коммуникативных отношениях с социальным миром.

Практическая направленность на творчество дает возможность самореализации и обеспечивает мотивацию учащихся к позитивному взаимодействию с социумом, социальный опыт и способствует формированию социальной компетентности.

«Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия»1. Набор осваиваемых способов деятельности актуален на протяжении длительного времени и формируется на протяжении нескольких лет различными способами.

Работа над проектами включает анализ ситуации, постановку цели, планирование действий, реализацию, анализ и оформление полученных результатов, дает опыт самостоятельной деятельности, которая отличается от игровой и познавательной. Проектная деятельность погружает учащихся в ситуацию творчества, ответственного выбора, позволяет получить новую информацию самостоятельно и интегрировать знания из различных предметных областей. Работа над проектом не может быть организована в рамках традиционного урока, это внеклассная форма работы учеников, учителя, родителей, взрослых людей в реальных условиях социальной среды. Роль учителя в этом случае заменяется с доминирующей на организаторскую и заключается в помощи выбора актуальной темы, в разработке алгоритма деятельности, комплекса действий ученика и анализа полученных результатов. При этом, ученик вправе самостоятельно выбрать группу, в которой он будет работать и тему проекта. В данном случае, учащиеся выступают как активные участники учебного процесса. «С самого начала ученик оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность. С другой стороны, ситуация неопределенности при выполнении проекта вызывает у учащихся специфические сложности, которые носят объективный характер»2. Активная деятельность помогает выстроить собственный критический и креативный взгляд на информацию и реализацию действий, выстроить систему взаимоотношений в социальной группе, ответственно подходить к решению проблемы. Учитель консультирует, помогает моделировать ситуации, мотивирует деятельность, предоставляет свободу самоопределения. Метод проектов не только позволяет учащимся найти новые источники информации, интегрировать научные знания, но и успешно решать проблемы коммуникации, используя диалог и отстаивая собственное мнение, кратко и качественно представить презентацию полученных результатов.

Используя набор техник и приемов, учитель и ученик создают ситуации, в которых школьник не только самостоятельно получает новые знания и умения, но и решает собственные проблемы. Классно-урочная система знаний дает возможность школьникам получить базовые знания, умения, навыки. Внеклассная проектная деятельность, ролевые, деловые игры предоставление ученикам свободы выбора, создание условий для публичных презентаций исследовательской деятельности дает возможность школьникам приобрести навыки социального общения с людьми разного возраста и профессий, разных социальных групп. Совмещая классно-урочную и внеклассную работу, учитывая традиции общества, нормы поведения и коммуникации, учитель и ученики приобретают навыки самостоятельной поисковой, исследовательской работы, способны рассматривать проблему или явление не с одной стороны, а точки зрения разных наук, эффективно регулируют отношения в социальной среде.

Проект, как правило, представляет собой коллективную форму деятельности. Составление перечня вопросов, определение задач работы, выбор методов изучения выбранной темы (социологический опрос, интервью, эксперимент), выбор способа презентации проекта (видеофильм, газета, театральная постановка, дискуссия, конкурс) осуществляются в процессе коллективного обсуждения. Там же намечается личная роль каждого участника проекта в решении общей задачи. Учитель включается в обсуждение и принимает участие в вынесении решения в качестве старшего товарища, способного предлагать, а не диктовать.

Неформальное общение с товарищами и учителем раскрывает творческий потенциал старшеклассника и позволяет ему успешно справиться с выполнением проекта. Кроме того, коллективная деятельность такого рода дает школьнику возможность почувствовать свою значимость в коллективе, и, в тоже время, научиться ценить вклад других людей в общее дело. Таким образом, проект имеет не только образовательное, воспитательное, но и социальное значение.

Введение новых форм учебной деятельности, сотрудничество учителей и учащихся в рамках школьного научного краеведческого общества «Создаем будущее» повышает мотивацию обучения школьников, формирует социальные компетентности учащихся и целостную картину мира. Школьное краеведение – это всестороннее изучение учащимися под руководством учителей природных, исторических, социально-экономических условий родного края. Потребность в системных знаниях – это форма интеллектуальной жизни не только школьников, но и социального общества.

Идея изучения родного края, с использованием краеведческого материала не новая. Она получила обоснование в трудах чешского педагога Я. А. Каменского, французского мыслителя и педагога Ж.Ж. Руссо и великого русского просветителя М.В. Ломоносова. Интерес к школьному краеведению проявлял основоположник научной педагогики К.Д. Ушинский.

Системный подход работы краеведческого общества, выбор направления комплексного исследования объектов позволяют установить закономерные связи между природным и социальным миром, развивает интерес у учащихся к поисковой, исследовательской деятельности; комплексный подход к изучению родного края; желание сохранить жизнь на Земле, изменив себя больше, чем окружающую среду. Результаты поисковой и исследовательской работы представляются на школьной научно-практической конференции. Подводя итог конференции, ребята разрабатывают решения, объявляют акции, обращаются ко Всем тем, кто хочет говорить о человеке, ко Всем тем, кто хочет жить и спасти мир.

Угроза исчезновения жизни, экологической катастрофы отступит лишь тогда, когда каждый осознает свою духовную ответственность за все происходящее на Земле.

1 глава. Школьное научное общество

Т. Н. Баранова
Ученическая конференция

Содержание школьного образования диктует не только передачу новым поколениям накопленных знаний, умений и навыков предшествующим опытом человеческой деятельности, но и умение добывать знания самостоятельно, творчески их перерабатывать.

Возникает необходимость дополнительных каналов обогащения кругозора учащихся, т.к. жесткие рамки уроков и программ лишают богатства предметных связей между собой.

Одна из форм активизации внеклассной работы в школе – ученическая конференция. Это собрание в одной аудитории людей, работающих в одном направлении. Разгадка «всемогущества» школьной конференции кроется в том, что она является комплексной формой обобщения результатов, подведения итогов самостоятельной познавательной деятельности, поиска новых материалов учащимися под руководством педагога. Конференция является результатом интеграции обучения, урочной и внеурочной деятельности школьников и учителя.

Задачи конференции:

— расширение, упрочение, актуализация знаний учащихся;

— формирование социальной компетентности учащихся;

— самостоятельность поиска, исследования;

— воспитание общественно-активного школьника.

Цель конференции:

  1. Привлечь внимание учеников к проблеме.
  2. Совместно с учителями, родителями найти пути разрешения проблемы.

Состав аудитории конференции диктуется конкретными условиями.

Конференция проводится не для кого-то, она есть дело самих ребят.

Методика подготовки конференции:

  1. Конференция должна быть включена в общешкольный план работы
  2. Тщательно продумывается:

— тема конференции, план, объявления;

— подготовка технических средств;

— место проведения конференции;

— эстетическое оформление помещения;

— оформление официальных документов: программы, пригласительных билетов.

  1. Все участники конференции заранее знакомятся с правилами любого исследователя – строгой доказательности фактов и выводов
  2. Отчет о проведенных исследованиях представляется в форме демонстрации проектов, презентаций.
  3. Каждое выступление на конференции должно иметь лаконичное, сжатое освещение результатов исследования.

При подготовки конференции, учителю необходимо провести большую подготовительную работу, включающую формирование умений учащихся, выступающих на конференции:

1 группа умений – анализировать информацию, выделять основное, аргументировать выводы

2 группа умений – составлять отчеты, доклады, рефераты, презентации, буклеты, веб-сайты, используя компьютерные программы

3 группа умений – мастерство речи, умение публичного выступления, компетентность в вопросах исследования.

Методика проведения конференции

Конференция проводится 1 раз в учебном году. Конференция состоит из нескольких этапов.

  1. Вступительное слово педагога. Обозначение центральной идеи, темы и целей конференции.
  2. Постоянно в поле зрения всех участников должны находиться проблемные вопросы и цели конференции. Для этого можно использовать мультимедийную технику.
  3. Музыкальное сопровождение конференции является воспитательным средством, создает эмоциональный настрой участников
  4. Соблюдать регламент конференции. Каждое выступление должно длиться от 5 до 10 минут
  5. Участники и приглашенные должны соблюдать культуру поведения, создавая рабочую обстановку
  6. На конференции не должно быть пассива, все участники должны активно обмениваться мнениями по окончанию конференции, задавать вопросы выступающим, включаться в дискуссию по вопросам:

— соответствуют ли проекты заявленной теме?

— в чем, по-вашему мнению, актуальность проблемы?

— каковы наиболее удачные фрагменты проектов?

— чтобы вы изменили?

— можете ли вы отметить неудачные фрагменты представленных проектов?

— что дала исследовательская работа проектантам?

— как вы оцениваете пропагандистскую работу?

7. В заключение конференции ведущий предлагает участникам обсудить проект решения конференции и рекомендации к дальнейшей деятельности.

Решение рождается в ходе обмена мнениями и является результатом конференции.

Примеры конференций
I экологическая научно-практическая конференция школьников

«Думаем глобально, действуем локально»

Цели конференции:

— обратить внимание учащихся на экологические проблемы мира, области и района;

— овладение навыками презентации самостоятельной исследовательской деятельности;

-развивать умение высказывать аргументированную точку зрения на поставленную проблему;

— воспитание патриотизма и гордости за малую Родину.

Программа конференции

  1. Встреча гостей и регистрация участников конференции
  2. Организационный момент
  3. Конференция «Думай глобально, действуй локально»
  4. Обсуждение
  5. Решение конференции
  6. Анализ конференции

На первой экологической научно-практической конференции школьников «Думаем глобально, действуем локально» ученики 5-11 классов представляют презентации своих исследований в области экологии.

Первая группа исследователей на английском языке под руководством учителя английского языка вскрывает одну из глобальных проблем человечества – «Нехватка чистой пресной воды на планете».

Вторая группа учащихся под руководством учителя биологии показывает красоту водной глади, богатый растительный и животный мир поймы и дельты реки.

Третья группа школьников под руководством учителя химии представляет проект памятника воде в засушливой территории полупустыни, презентирует воду, ее значение и использование. Особое внимание уделяется мониторингу качества осадков в зимний период времени.

На заключительном этапе конференции выступает учитель географии и ученик, который своим проектом заставляет задуматься всю аудиторию. Перед глазами учащихся проектируется карта, на которой исчезает целый регион, внимание участников акцентируется на причинах данного факта, формулируются проблемные вопросы. Завязывается дискуссия.

Подводя итоги конференции, ученики и учителя принимают решения:

1. Провести акцию «Это в наших силах», ученики активно вносят предложения, в которых звучат требования к каждому жителю соблюдать правила поведения в природе, очистить город от мусора, не загрязнять его в дальнейшем, строго применять штрафные санкции к нарушителям, рекомендовать промышленным предприятиям ответственно подходить к очистке сточных вод.

2. Создать школьное краеведческое общество, целями которого являются развитие интереса учащихся к проектной, исследовательской и интеллектуальной деятельности; расширение кругозора школьников; мониторинг явлений природы; воспитание патриотизма. Комплексный, интегрированный подход к изучению краеведения, родного края позволит объединить работающие ранее кружки по географии, экологии, биологии, химии, истории, иностранному языку в одно научно-исследовательское общество.

Краеведческое общество – это первая ступень, которая приведет ученика к поисковой, исследовательской деятельности, к умению получить результат и представить работу, т.к. современному государству требуются мыслящие, инициативные, творческие личности, обладающие стремлением к самореализации, способные самостоятельно добиваться успеха.

Положение о краеведческом обществе

Н.Н. Базелюк
«СОЗДАЕМ БУДУЩЕЕ»

  1. Общие положения
    1. Школьное краеведческое общество «Создаем будущее» создано по решению 1 школьной научно-практической конференции «Думаем глобально, действуем локально», что подтверждено приказом директора школы.
    2. В своей деятельности общество руководствуется статьями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998, Типовым положением об образовательном учреждении РФ, уставом школы, ее локальными актами, положением об обществе.
    3. Краеведческое общество представляет интересы школы и учеников.
    4. Краеведческое общество не является юридическим лицом. Общество пользуется имуществом школы.
    5. Структура краеведческого общества, рассмотрение и утверждение планов и отчетов о его деятельности относится к компетенции школы.

2. Функции краеведческого общества

2.1. Краеведческое общество

— проводит работу по нескольким направлениям деятельности: географическое, экологическое, международное, химическое, историческое, биологическое;

— организует и проводит информационную деятельность среди школьников в целях пропаганды системного изучения родного края;

— проводит разъяснительную работу по привлечению новых учащихся к поисковой деятельности, комплексному исследованию малой Родины;

— проводит мониторинг явлений природы;

— проводит работу по укреплению деловых связей с предприятиями, комитетом по экологии и природоохранной работе, с санитарно-эпидемиологической станцией и др.;

— участвует в организации выставок, конференций, олимпиад, деловых игр, создании проектов;

— обеспечивает содержание рабочих мест в чистоте и порядке.

3. Управление краеведческим обществом

3.1. Непосредственное управление деятельностью краеведческого общества осуществляют директор школы, председатель общества, заместитель председателя общества, учителя – руководители направлений.

3.2. Руководители

— организуют деятельность общества согласно настоящему положению и тематическому плану работы;

— распоряжаются имуществом, предоставленным школой, несут ответственность за его сохранность и эффективное использование;

— ежегодно отчитываются перед директором и учителями школы о результатах деятельности.

3.3. Приказы и распоряжения директора обязательны для исполнения краеведческого общества.

4. Ликвидация и реорганизация краеведческого общества

4.1. Ликвидация и реорганизация краеведческого общества производится по решению директора.

ШКОЛЬНОЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО «СОЗДАЕМ БУДУЩЕЕ»
Е.Д. Чивиленко, М.Н. Конькова,

Т.Н. Баранова, Н.Н. Базелюк, Проскурякова Ф.А.
Пояснительная записка.

В формах и методах краеведения заложены большие возможности формирования и развития у школьников познавательных способностей, что побуждает к творческой деятельности талантливых учеников. Краеведческий подход учитель осуществляет в течение всей своей педагогической деятельности.

Организация краеведческого общества в школе – это идея системного, комплексного подхода в изучении определенного направления выбранного обществом. Данный аспект дает возможность формирования системных знаний учащихся, а не отдельных элементов того или иного направления, позволяет укрепить межпредметные связи, активизировать учебный процесс, создает среду для развития креативного мышления, навыков индивидуальной исследовательской деятельности и работе в группах, презентации своих идей, оформить первые научные открытия.

Краеведческое общество – это объединение любознательных учащихся, которые хотят познавать окружающий мир. Потребность в комплексных знаниях – это форма интеллектуальной жизни, это основа познавательной деятельности, построенная на новых взаимоотношениях, фундамент которых – воспитание, обучение, патриотизм. Работа краеведческого общества строится по нескольким направлениям: географическое, экологическое, международное, химическое, историческое, биологическое.

Цели работы краеведческого общества:

  1. Расширение кругозора учащихся.
  2. Развитие устойчивого интереса к интеллектуальной деятельности
  3. Мониторинг явлений природы
  4. Воспитание патриотизма.

Задачи краеведческого общества:

  1. Систематически наблюдать за изменениями в природе;
  2. Работать с научной, научно-популярной литературой, средствами массовой информации, информацией, представленной в сети нтернет;
  3. Высказывать собственное мнение, выбирать объект исследования, решать ситуационные задачи.
  4. Вооружить учащихся прочными знаниями о родном крае, малой Родине.
  5. Уметь сравнивать, обобщать и систематизировать полученную из разных источников информацию.
  6. Вовлекать в природоохранную работу.

Формы организации работы:

  1. Краеведческая работа на уроках и во внеклассной деятельности.
  2. Экскурсии, походы.
  3. Работа в краеведческом музее.
  4. Проведение краеведческих конференций, викторин, олимпиад.
  5. Сбор информации по определенной теме, обобщение, составление групповых отчетов и презентация проектов.
  6. Проведение регулярных заседаний.
  7. Открытие страницы краеведческого общества на сайте школы.

Система планирования и организация:

1 этап – перспективное планирование на 3 года.

2 этап – составление плана на один год.

3 этап – ежегодное подведение итогов работы.

Перспективный план:

  1. Познакомиться с деятельностью предприятий. Выяснить роль и значение предприятий в экономике района и области. Влияние предприятий на экологию района и области. Проблемы и перспективы развития предприятий. Востребованные специальности на предприятии.
  2. Исследование рельефа, видов почв, оврагов, вод района и области.
  3. Изучение природных комплексов района.
  4. Выявление причин изменения численности животных и растений.
  5. Исследование причинно-следственных связей в природе и обществе.
  6. Изучение истории родного края.
  7. Информирование учащихся школы о работе общества.
  8. Создание стенда «У карты региона».
  9. Создание элективных курсов.

Примерное тематическое планирование на учебный год.

Сентябрь

  1. Экскурсия «Природа родного края».

Цель: изучение строения растений различных мест обитания. Приспособления растений к местообитанию.

  1. Фотографирование объектов природы.
  2. Работа с научной литературой, средствами массовой информации.
  3. Индивидуальная исследовательская деятельность.

Октябрь

Летопись родного края.

Цель: 1. Исследовать почвы области.

2. Изучить историю родного края.

3. Сравнить, обобщить полученные данные.

Ноябрь

  1. Проведение наблюдений явлений природы и объяснение происходящих изменений с точки зрения биологии, географии, химии.
  2. Изучение рекреационных ресурсов района, области.
  3. Исследование вод района.

Декабрь

  1. Работа в химической лаборатории по изучению загрязнений воды, снега.
  2. Статистическая обработка данных. Систематизация полученного материала.
  3. Оформление экологической газеты. Подготовка и участие в конкурсах.

Январь

1. Работа над оформлением исследовательских проектов.

2. Предложения и разработка акций «Это в наших силах».

Февраль

1. Презентация исследовательских проектов краеведческого общества.

2. Конференция

Март

  1. Сбор информации, фотографий, оформление конкурсных работ.
  2. Наблюдения за изменениями в природе.
  3. Участие в районном конкурсе экологических акций «Это в наших силах», конкурсе плакатов «Богатство преумножай – природу не обижай», конкурсе фотографий «Край, в котором я живу», литературном конкурсе «Цвети мой край родной».

Апрель

  1. Наблюдения за изменениями в природе, составление отчетов о природных явлениях.
  2. Разработка возможных туристических маршрутов района.

Май

Подведение итогов работы. Планирование на следующий учебный год.

Положение о

II научно-практической конференции

школьного краеведческого общества «Создаем будущее»

  1. Общие положения

Школьная научно-практическая конференция проводится с целью формирования компетентности учащихся в сфере исследовательской деятельности; развития умения школьников выявить проблему и наметить пути ее решения; научить учащихся использовать программы Microsoft office, Word, PowerPoint, Pablisher, программу Intel для создания проектов.

Задачи конференции:

1. Привлечь внимание школьников к участию в национальных проектах «Образование» и «Здоровье»

2. Научить проводить исследовательскую работу на основе краеведческого материала

3. Развивать интеллектуальные и креативные способности одаренных детей

2. Содержание конференции

Представление результатов исследовательской работы по проектам, созданным в программе Intel

  1. Проект «Система взаимосвязей общества и природы» — межпредметный проект
  2. Проект «Мониторинг воды и осадков в разное время года на территории населенного пункта.
  3. VCT-проект «Проблемы здравосозидания, образа жизни и безопасности в современном обществе»
  4. Подведение итогов. Обсуждение
  5. Принятие решения конференции
  1. Участники конференции

Для участия в конференции приглашаются учащиеся школы, учителя, родители

  1. Порядок и сроки проведения конференции

Конференция проводится ежегодно во второй-третьей четверти учебного года.

  1. Подведение итогов и награждение

Решение конференции принимается по окончанию конференции. Активные участники исследовательских проектов награждаются грамотами.

II научно-практическая конференция

школьного краеведческого общества «Создаем будущее»

  1   2   3   4
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий