Учебно теоретическое пособие

Рецензент: Музыченко Л. Б. – заместитель главного врача гуз «кб №4» по детству г. Краснокаменска
Учебно теоретическое пособие

Скачати 0.73 Mb.

Сторінка 1/4 Дата конвертації 15.04.2016 Розмір 0.73 Mb.

  1   2   3   4

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Краснокаменский медицинский колледж»

С.В. Дружинина

УЧЕБНО – ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

(Курс лекций для студентов)

Профессиональный модуль (ПМ.02)

«Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах»

МДК 02.04 Педиатрия

Краснокаменск

2013

Рецензент: Музыченко Л.Б. – заместитель главного врача ГУЗ «КБ № 4» по детству г. Краснокаменска.

Дружинина С.В.

Учебно – теоретическое пособие (курс лекций для студентов). – Краснокаменск: ГОУ СПО «КМК», 2013. – 68 с.

Учебно – теоретическое пособие соответствует учебной программе профессионального модуля «Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах», междисциплинарного курса «Педиатрия, для специальности 060102 «Акушерское дело».

В пособии изложен теоретический материал, содержащий современную информацию по трём основным разделам МДК: основные заболевания детского возраста, особенности лечения и ухода; неотложные состояния в педиатрии; инфекционные заболевания детского возраста, особенности лечения и ухода.

Пособие предназначено для студентов медицинского колледжа по специальности 060102 «Акушерское дело», базовой подготовки, для внеаудиторной самостоятельной подготовки к практическим занятиям.

Автор: Дружинина С.В., преподаватель междисциплинарного курса «Педиатрия» ГОУ СПО «КМК».

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..… 4

Раздел I. Основные заболевания детского возраста, особенности лечения и ухода………………………………………………………………………………… 5

Лекция № 1 «Заболевания эндокринной системы. Сахарный диабет» …..…… 5

Раздел II. Неотложные состояния в педиатрии……………………………..…… 9

Лекция № 2 «Острые отравления у детей»…………………………………..…… 9

Лекция № 3 «Неотложные состояния в педиатрии».. ……………………………18

Раздел III. Инфекционные заболевания детского возраста, особенности лечения и ухода…………………………………………………………………… 26

Лекция № 4 «Дифтерия, скарлатина. Особенности ВИЧ – инфекции у детей»………………………………………………………………………………. 27

Лекция № 5 «Коклюш, корь, краснуха»………………………………..……….. 36

Лекция № 6 «Эпидемический паротит, ветряная оспа» …………………… …..45

Лекция № 7 «Туберкулёз у детей»……………………………………………..… 53

Лекция № 8 «Острые респираторно-вирусные инфекции у детей (ОРВИ).…. 61

Литература…………………………………………………..……………………. 69

ВВЕДЕНИЕ

Пособие предназначено для студентов ГОУ СПО «Краснокаменский медицинский колледж» по специальности 060102 «Акушерское дело», базовый подготовки.

Основной целью данного учебно – теоретического пособия является изучение, углубление, расширение и систематизация знаний студентов по МДК 02.04 Педиатрия.

Учебно – теоретическое пособие включает в себя неполный курс лекций (весенний семестр) по МДК.02.04 «Педиатрия» ПМ.02 «Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах». Пособие включает три основные раздела: основные заболевания детского возраста, особенности лечения и ухода; неотложные состояния в педиатрии; инфекционные заболевания детского возраста, особенности лечения и ухода.

В пособии представлен лекционный материл, содержащий определение основных нозологических понятий; этиологию, причины и предрасполагающие факторы заболеваний; клинические проявления патологических состояний у детей, особенности лечения и ухода за детьми; оказание неотложной доврачебной помощи детям на догоспитальном этапе; эпидемиология инфекционных заболеваний.

Пособие может быть использовано преподавателями при подготовке к занятиям по МДК.02.04. Педиатрия.

РАЗДЕЛ I.

Основные заболевания детского возраста, особенности лечения и ухода
Лекция №1
Тема «Заболевания эндокринной системы. Сахарный диабет (СД)»

Цели занятия:

-учебные: обучаемый должен знать особенности развития, течения и лечения СД у детей.

Задачи: знать определение СД; называть причины его развития у детей; описывать клинику дебюта СД, гипо- и гипергликемических ком; знать алгоритм оказания доврачебной помощи детям при комах СД; знать медицинскую терминологию по СД;

-развивающие: обучаемый должен демонстрировать навыки конспектирования и организации собственной деятельности;

-воспитательные: обучаемый должен проявлять интерес к избранной профессии; осознавать ответственность за судьбу больного ребенка.

Структура лекции:

  1. Статистические показатели заболеваемости сахарным диабетом (далее СД) детей.
  2. Определение, этиология и причины СД.
  3. Гипогликемическая кома (причины, клиника, неотложная помощь).
  4. Гипергликемическая кома (причины, клиника, неотложная помощь).
  5. Диагностика, лечение, прогноз.

Литература, ссылки Интернет:

  1. Учебник «Сестринское дело в педиатрии» В.Д. Тульчинская 2013г. стр. 180-186, 260-261.
  2. Учебник «Педиатрия с детскими инфекциями» А.М. Запруднов. 2013г. стр. 346-358.
  3. Дополнительные источники:

— интернет сайт: medico.ru

— интернет сайт: babiblog.ru

Контрольные вопросы для самопроверки усвоения лекции студентами:

  1. Какова этиология и причины СД у детей?
  2. В чем заключаются отличия клинических проявлений гипогликемической и гипергликемической ком СД у детей?
  3. Каковы причины развития гипогликемической и гипергликемической ком СД у детей?
  4. В чем заключается неотложная помощь детям при комах СД?

САХАРНЫЙ ДИАБЕТ У ДЕТЕЙ.
Сахарный диабет (СД) – это заболевание, обусловленное относительной или абсолютной недостаточностью инсулина (J), в детском возрасте чаще всего связанного с повреждением островкового аппарата поджелудочной железы.

По данным на 2010 год, СД в мире болеют 18,1 млн. человек. В нашей стране СД I типа страдают более 15 тыс. детей. СД чаще выявляется у детей от 4 до 10 лет, преимущественно в осенне-зимний период.

Классификация:

— J зависимый (I тип – ювенильный или юношеский);

— J независимый (II тип — взрослый).

Дети чаще болеют по первому типу.

Этиология и причины:

  1. наследственная предрасположенность;
  2. вирусные инфекции;
  3. переедание, приводящее к ожирению;
  4. психические и стрессовые ситуации;
  5. гормональные сдвиги.

Клиника:

Чаще дебют СД приходится на период пубертата. Сахарный диабет у детей развивается быстро (в течение нескольких недель). Ранними признаками СД являются: ночная и дневная жажда, частые и обильные мочеиспускания до 3-4-х литров в сутки (полиурия), никтурия и ночное недержание мочи (энурез), полифагия (повышенный аппетит), похудание до нескольких килограмм в течение недели. Отмечается сухость кожи и видимых слизистых оболочек, яркий малиновый язык, диабетический румянец.

У детей раннего возраста СД имеет ряд особенностей: начало внезапное, резкое обезвоживание, рвота, интоксикация, нарастает гипоксия, беспокойство, которое проходит после кормления грудью или питья, длительные опрелости, на пеленках липкие пятна мочи (симптом «накрахмаленных» пеленок).

  • Гипергликемическая кома (диабетическая, кетоацидотичекая): клиника нарастает постепенно, кожа сухая, запах ацетона изо рта, АД понижено, тахикардия; могут быть боли в животе, в мышцах, тошнота, рвота, общее недомогание; полиурия, переходящая в олигурию и анурию; ребенок заторможен, возможна потеря сознания.

Причины:

-поздняя диагноста дебюта СД;

-пропуск инъекции J или недостаточная доза J;

-погрешности в диете (переел углеводной пищи);

-стрессовые ситуации;

-интеркурентные заболевания.

Неотложная помощь:

-уложить и согреть ребенка;

-вызвать врача через третье лицо;

-по назначению врача ввести: инсулин 0,1 ЕД/кг/час в разведении с 150-300 мл. 0,9 % растворе NaCe;

-промыть желудок 5% раствором гидрокарбоната натрия или 0,9 % раствором NaCL, (часть раствора оставить в желудке);

-очистительная клизма с 4% раствором гидрокарбоната натрия;

-оксигенотерапия;

-в/в капельно введение 0,9 % р-ра NaCL 20 мл/ кг массы.

  • Гипогликемическая кома: развивается быстро, головная боль, чувство голода, пульс частый, редкий, АД в норме или повышено; кожа бледная, влажная (обильное потоотделение); тремор конечностей и подбородка, частые судороги; появляется возбуждение, затем потеря сознания.

Причины:

-погрешности в диете (ел мало или забыл поесть после введения J);

-передозировка J;

-физические нагрузки;

-интеркурентные заболевания.

Неотложная помощь:

-ребенка уложить и успокоить;

-дать сладкий чай или что-то сладкое (если ребенок в сознании);

-если ребенок без сознания — ввести в/в струйно 20-50 мл. 40% раствор глюкозы, далее в/в капельно продолжить введение 5-10% глюкозы до прихода ребенка в сознание.

Диагностика:

  • типичная клиника (полиурия, полифагия, похудание и тд.);
  • гипергликемия натощак более 5,5 ммоль/л.;
  • глюкозурия;
  • высокая плотность мочи (более 1030);
  • при кетозе: гиперкетонемия, ацетонурия, повышение холестерина и β – липопротеидов в крови.

Диспансерное наблюдение:

  • наблюдение пожизненно;
  • стационарное лечение не реже 1 раза в год;
  • осмотр детским эндокринологом не реже 1 раза в 3 месяца;
  • осмотр педиатром ежемесячно с определением уровня гликемии и глюкозурии;
  • физические нагрузки умеренные.

Лечение:

  • лечебное питание;
  • инсулинотерапия;
  • дозированная физическая активность;
  • соблюдение режима дня и пинания.

Прогноз:

Полного выздоровления не бывает, но можно добиться клинико- лабораторной ремиссии; летальность высокая при диабетической коме с уровнем гипергликемии 55,5 ммоль/л.

РАЗДЕЛ II.

Неотложные состояния в педиатрии
Лекция №2
Тема «Острые отравления у детей»

Цели занятия:

-учебные: обучаемый должен знать причины и факторы отравлений, клинические проявления и оказание неотложной помощи детям при острых отравлениях.

Задачи: знать причины отравлений у детей; называть факторы, влияющие на отравления; описывать клинику острых отравлений у детей; перечислять антидоты основных отравляющих веществ; знать алгоритм оказания доврачебной помощи детям при острых отравлениях.

-развивающие: обучаемый должен демонстрировать способность организовать свою деятельность (ОК 2); навыки конспектирования;

-воспитательные: обучаемый должен формировать способность самостоятельно и эффективно решать проблемы в рамках своей профессиональной компетенции; формировать готовность нести ответственность за выполняемую работу.

Структура лекции:

  1. Причины острых отравлений у детей.
  2. Факторы, влияющие на отравления.
  3. Виды отравлений и отравляющие вещества:

— отравление кислотами: токсичность, клиника, неотложная помощь;

— отравление щелочами: токсичность, клиника, неотложная помощь;

— отравление средствами бытовой химии: бытовыми нетоксичными веществами; веществами с незначительной токсичностью;

— отравление ядовитыми растениями: растениями с атропиноподобным действием; ядовитыми грибами (отравление бледной поганкой, красным мухомором).

Литература, ссылки Интернет:

  1. Учебник «Сестринское дело в педиатрии» В.Д. Тульчинская 2013г. стр. 298-300.
  2. Учебник «Педиатрия с детскими инфекциями» А.М. Запруднов. 2013г. стр. 527-531.
  3. Дополнительные источники:

— интернет сайт: medico.ru

— интернет сайт: babiblog.ru

Контрольные вопросы для самопроверки усвоения лекции студентами:

  1. Какие факторы влияют на отравления?
  2. Почему отравления щелочами протекают более тяжело, чем отравления кислотами?
  3. Какова клиническая картина острого отравления растениями атропиноподобного действия?
  4. В чем заключается неотложная помощь детям при отравлениях ядовитыми грибами?

ОСТРЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ.
В детском возрасте 80% острых отравлений обусловлено приемом яда внутрь. Отравления чаще возникают в результате одной из следующих ситуаций:

  • впервые 3-5 лет жизни ребенок съедает лекарственные препараты, принимая их за витамины, либо сами родители дают ошибочно ему выпить не то лекарство, или токсическую повреждающую жидкость;
  • в препубертатном и пубертатном периодах преобладает сознательное употребление избыточного количества одного или смеси лекарств с суицидальной целью;
  • передозировка лекарства, т.е. его назначение без учета возраста или индивидуальной чувствительности.

При отравления необходимо учитывать:

  • дозу: в зависимости от количества попавшего в организм вещества, оно может не оказать никакого воздействия, может оказать лечебный эффект или вызвать отравление;
  • концентрацию (С%): чем выше С%, тем быстрее наступит отравление и тем тяжелее будет течение;
  • скорость введения: определенная доза КСе вводится в/в капельно медленно – оказывает спастический эффект при тяжелой гипокалиемии, но если это вещество в той же дозе ввести в/в струйно – вызовет внезапную смерть;
  • пути проникновения: в детском возрасте яды чаще всего поступают в организм через рот, реже кожу, легкие; в виде инъекций (самый быстрый эффект при попадании яда через вену); еще реже через слизистые оболочки;
  • возраст: при одинаковой дозе на 1 кг массы тела токсические явления возникают у новорожденных и грудных детей быстрее и в более тяжелой форме, чем у взрослого (это связано с более быстрым всасыванием ядов и несовершенной детоксикационной функцией печени у детей);
  • состояние организма во время отравления: отравление более тяжело протекает у ослабленных и больных детей, перенесших инфекционные заболевания.

  1. Отравление кислотами

Чаще отравление происходит соляной, азотной, фосфорной и уксусной кислотами.

Токсичность: смертельная доза азотной и серной кислот для взрослых — 6-7 гр., соляной – 15 гр. Смертельная доза для детей не превышает одной чайной ложки указанных кислот.

Клиника: первый признак – это крик. Ребенок отплевывает и жалуется на жгучую боль во рту, горле, за грудиной.

Местные проявления: ожог слизистой оболочки рта и кожи вокруг рта – они имеют желтоватый цвет при отравлении азотной кислотой, серо – бурый – при серной и соляной, белесоватый – при отравлении слабыми кислотами.

Губы и слизистые ротовой полости отечные. Если кислота попала в глотку – возникают эрозии, отек (ребенок не в состоянии глотать, голос хриплый, дыхание затруднено; боли усиливаются при попытке глотать; изо рта обильное слюнотечение (гиперсаливация), иногда с примесью крови).

При попадании яда в желудок начинается рвота, рвотные массы имеют цвет ржавчины. В наиболее тяжелых случаях ребенок погибает быстро от тяжелого шока.

При попадании кислоты в бронхи, смерть наступает почти мгновенно (в результате отека гортани, перфорации пищевода или желудка, приводящих к медиастиниту или перитониту).

Неотложная помощь: важно в первые минуты дать противоядие:

-жженая магнезия 10-20 мг на стакан воды;

-в домашних условиях можно дать белковую воду (4 белка на 1 л воды); некипяченое молоко; мыльную воду (10 мг мыла на ½ л воды);

-углекислый аммоний.

Следует избегать применения бикарбоната Na, из-за того, что образующаяся при его взаимодействии с кислотами двуокись углерода, может вызывать вздутие желудка и прободение его стенки на участке, прожженном кислотой.

Если отравление произошло в полевых условиях – дать большое количество воды для разбавления кислоты.

Если ребенок не в состоянии проглотить противоядие, то его необходимо ввести через зонд (при тяжелом поражении слизистой рта – ввести через носовой катетер).

Желудок нужно промыть в первые 30-60 минут после отравления с добавлением небольшого количества антидота. Промывание по истечении 60 минут может привести к перфорации пищевода или желудка.

В дальнейшем лечение сводится к назначению анальгетиков, антибиотиков (для борьбы с вторичной инфекцией), гормонов и др. симптоматической терапии.

  1. Отравление щелочами

Чаще отравления происходят ездкой щелочью (каустической), калиевой, кальциевой щелочами, концентрированным раствором аммония.

Картина отравления щелочами очень тяжелая в связи с их глубоким проникновением в ткани. В то время как кислоты вызывают коагуляцию слизистых оболочек, то щелочи проникают в более глубокие слои, приводя к омылению жировой ткани.

Токсичность: смертельная доза едкой щелочи для взрослого – 7-8 гр.

Клиника: явления ожога кожи вокруг рта и слизистой рта белесоватого оттенка. Ребенок жалуется на сильную боль, гиперсаливация, кровянистая рвота, понос с примесью крови. Смерть может наступить уже в первые часы от тяжелого шока. Если ребенок переживет первые сутки, существует вероятность выздоровления, но с развитием обширного стеноза пищевода.

Неотложная помощь: необходимо ввести противоядие – уксус в разведении с водой 1:4 (ребенку дают 50-100 мл в зависимости от возраста). Можно ввести лимонную или винную кислоты – 1-2 чайные ложки на 200 мл воды. Эти растворы можно использовать для промывания желудка.

В качестве противоядия можно использовать белковую воду, некипяченое молоко, растительное масло, которое превращает щелочь в безвредное мыло и смягчает поражение слизистой оболочки пищеварительного тракта.

После дачи противоядия, необходимы реанимационные мероприятия: анальгетики, антибиотики, водно-солевые растворы в/в капельно, гормоны, парентеральное питание, бужирование пищевода для борьбы со стенозом.

  1. Отравление средствами бытовой химии

Число случаев попадания в организм ребенка безвредных или малотоксичных препаратов, применяемых в быту, во много раз превышает число истинных отравлений. В таких случаях родители обычно не обращаются за врачебной помощь. Ежегодно 16 из 100 детей проглатывают такие вещества:

  • бытовые нетоксичные вещества: акварельные и масляные краски, спички, крем для лица и бритья, канцелярский клей, мел, парафиновые свечи, зубная паста, грифели карандашей и тд.;
  • бытовые вещества с незначительной токсичностью: средство для мытья автомобиля, крем для обуви, косметические средства, красные чернила, лак для волос и ногтей, дезодоранты, «Белизна» (средство для отбеливания белья).

Из малотоксичных бытовых веществ заслуживает внимание:

— «Белизна» (токсический эффект, входящего в её состав гипохлорида Nа, оказывает действие на ЖКТ и ЦНС);

-дезодоранты для туалетов, в которых содержатся камфара и нафталин (их следует хранить в недоступном для детей месте).

  1. Отравление ядовитыми растениями

Установлено следующее соотношение отравлений ядами растительного происхождения среди детского населения:

— крупные садовые бобы- 15,7 %; % от общ.

— грибы -5,5%;. числа

— растения с атрапинопободным действием -2,1%; отравл.

— прочие растения- 0,8%;

Отравления растениями с атропиноподобным действием — наблюдается преимущественно в августе и сентябре, в период созревания этих растений (белладонна, дурман обыкновенный, белена черная – у этих растений ядовиты все его части).

Токсичность: алкалоиды этих растений обладают сильным парасимпатическим действием. Атропин в больших дозах оказывает на ЦНС возбуждающее действие, вплоть до нарушения способности ориентироваться в пространстве, появляются галлюцинации, делирий (от лат. delirium – бред, безумие) и судороги.

При отравлении беленой возбуждающее действие менее выражено, так как листья содержат скополамин, который успокаивает ЦНС.

Клиника: первые проявления начинаются через 1-2 часа. Рвота редко, первый признак – это сухость во рту и горле (так как снижается секреция слюны), жажда. Зрачки расширены, паралич аккомодации, тахикардия 150-200 ударов в минуту, диффузное покраснение кожи лица и верхней части туловища (у детей грудного возраста – покраснение всего тела), часто наблюдается повышение температуры. Признаки поражения ЦНС: беспричинная эйфория, болтливость, походка «пьяного человека» — это результат атропинового опьянения.

Возбуждение вскоре переходит в делирий и галлюцинации (зрительные – дети видят необычные вещи и пытаются достать их руками; у детей, съевших корень дурмана – фантастические галлюцинации со страшными видениями, дети кричат и размахивают руками, обороняются от несуществующих созданий).

При тяжелых случаях отравления – возникают судороги генерализованного характера. Если пострадавший не погибает в первые 24 часа – его состояние медленно улучшается, заканчивается выздоровлением через 2-4 дня. В этот период могут возникнуть задержка мочи и кала в результате угнетения блуждающего нерва.

Диагноз устанавливается на основании клинической картины и ацетилхолинового теста: если после подкожного введения 3-10 мг ацетилхолина не начнет выделяться слюна и не появится обильный пот – диагноз атропинового отравления следует считать подтвержденным.

Прогноз: обычно благоприятный. Плохим прогностическим признаком является наступление комы при тяжелых отравлениях.

Неотложная помощь: промыть желудок 0,5 % раствором перманганата калия и в конце промывания в желудок ввести 100 мл 1% раствора танина; дать актированный уголь; слабительные препараты. В качестве противоядия – пилокарпин п/к 0,5 мг из расчета 1/5-1/4 мг/кг; вводят его многократно в той же дозе через каждые 20-30 минут до достижения эффекта. Для снижения возбудимости назначают барбитураты. Инфузионная терапия из расчета 10-15 мл/кг с форсированием диуреза.

После выздоровления обязательно диспансерное наблюдение у психоневролога.

Отравления ядовитыми грибами – наибольший процент среди всех отравлений растениями.

а) Отравление бледной поганкой (токсины обладают гепатотропным действием).

Клиника: латентный период от 6-24 часов после употребления, чаще около 12 часов.

Различают 2 стадии:

— 1 стадия: боли в животе, рвота, понос, продолжительность 1-3 дня. Болезненность печени при пальпации. Легкие формы отравлений ограничиваются этой стадией. В более тяжелых случаях развивается энтероколит, понос носит холерный характер, нередко с примесью крови. Развивается эксикоз.

-2 стадия: гепатомегалия с болезненностью при пальпации, появляется желтуха, в моче желчные пигменты, глюкозурия, снижается протромбиновый индекс. Поражаются почки: олигурия, протеинурия, азотемия. Вскоре наступает потеря сознания, делирий, судороги.

Диагностика: анамнез (групповая заболеваемость); типичная клиника.

Прогноз: неблагоприятный. В IXX веке смертность составляла 50%; в настоящее время – 30%.

Неотложная помощь: в момент обращения к врачу промывать желудок уже бесполезно, так как прошло более 6 часов с момента употребления грибов. Целесообразно дать активированный уголь, солевые слабительные (если нет поноса). Специфического противоядия нет.

В 1-ю стадию эффективен гемодиализ, плазмоферез, обменное переливание крови; инфузионная терапия с форсированием диуреза.

Во 2-ю стадию показано обменное переливание крови, водно-солевая реанимация, аминокислоты, бикарбонат натрия для борьбы с ацидозом, в/в вводят кортикостероиды, в/м антибиотики. Остальная терапия симптоматическая.

б) Отравление красным мухомором (гриб с нейротропным действием). Эти грибы содержат алкалоид мускарин, вызывающий сильное раздражение парасимпатической нервной системы, поэтому отравление проявляется признаками сверх раздражения блуждающего нерва.

Клиника: (выделяют пантериновый, мускариновый синдромы). Латентный период очень короткий 30-60 минут.

  • Пантериновый синдром: кроме желудочно-кишечных явлений, характерно возбуждение, дезориентация, галлюцинации, делирий, судороги, угнетение блуждающего нерва (сухость слизистых, расширение зрачка, тахикардия).
  • Мускариновый синдром: ощущение жара, потливость, гиперсаливация, рвота, сильные боли в животе, понос, сужение зрачков, брадикардия. В тяжелых случаях – диспноэ, цианоз, отек легких, мышечные фибрилляции, кома.

Прогноз: обычно благоприятный. Явления отравления проходят в течение 12 часов, редко позднее. Летальные исходы редкие.

Неотложная помощь: промывание желудка, дать активированный уголь, солевые слабительные.

  • -При мускариновом синдроме в качестве противоядия применяют атропин, который вначале вводят в/м, а затем п/к в дозах 1/4 — 1/2 мг до получения эффекта каждые 30-60 минут.
  • -При пантериновом синдроме для снятия возбуждения применяют барбитураты (диазепам). Если атропиноподобное действие сильно выражено, вводят пилокарпин из расчета 0,2 мг/кг массы тела, или физостигмин в дозе 0,5 мг/кг массы тела до исчезновения явлений.

Лекция №3
Тема «Неотложные состояния в педиатрии»

Цели занятия:

-учебные: обучаемый должен знать причины, особенности клиники и лечение неотложных состояний в педиатрии.

Задачи: называть определение неотложных состояний; знать причины их развития; описывать клинические особенности неотложных состояний у детей; знать алгоритм оказания неотложной помощи детям.

-развивающие: обучаемый должен демонстрировать способность организовать свою деятельность (ОК 2); навыки конспектирования;

-воспитательные: обучаемый должен ориентироваться в стандартных и нестандартных ситуациях при принятии решения по оказанию неотложной помощи детям; нести ответственность за принятое решение (ОК 3).

Структура лекции:

  1. Анафилактический шок.
  2. Судорожный синдром.
  3. Гипертермический синдром.
  4. Острая сосудистая недостаточность: обморок, коллапс.
  5. Носовое кровотечение.

Литература, ссылки Интернет:

  1. Учебник «Сестринское дело в педиатрии» В.Д. Тульчинская 2013г. стр. 277-301.
  2. Учебник «Педиатрия с детскими инфекциями» А.М. Запруднов. 2013г. стр. 499-527.
  3. Дополнительные источники:

— интернет сайт: medico.ru

— интернет сайт: babiblog.ru

Контрольные вопросы для самопроверки усвоения лекции студентами:

  1. В чем заключается неотложная помощь детям при анафилактическом шоке?
  2. Каковы основные причины развития судорожного синдрома у детей?
  3. Какие существуют методы физического охлаждения при гипертермическом синдроме у детей?
  4. В чем заключается оказание неотложной помощи детям при обмороке и коллапсе?

НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ В ПЕДИАТРИИ
1.Анафилактический шок (АШ) – это тяжелое состояние, обусловленное аллергической реакцией немедленного типа.

Причины:

  • парентеральное введение лекарственных препаратов (антибиотики, сульфаниламиды, сыворотки, вакцины, белковые препараты и др.);
  • укусы насекомых;
  • пищевые продукты (яйцо, рыба, орехи и др.);
  • контакт с латексными изделиями.

Клиника:

Клиника развивается очень быстро (через несколько секунд или минут) после контакта с аллергеном. Появляется беспокойство, возбудимость, тремор, озноб, чувство нехватки воздуха, угнетение сознания, судороги непроизвольное мочеиспускание, рвота.

Кожные проявление: крапивница, зуд, диффузная эритема (чаще на ладонях, губах, половых органах).

Респираторные проявления: стридорозное дыхание, охриплость голоса, сухой навязчивый кашель, удушье, сухие свистящие хрипы, одышка, непродуктивный кашель.

Сердечно – легочные проявления: резкое падение АД, тахикардия, нитевидный пульс, боли за грудиной.

Молниеносное течение АШ заканчивается смертью от острой дыхательной недостаточности, вследствие бронхоспазма, острой сердечно- сосудистой недостаточности, отёка мозга.

Неотложная доврачебная помощь:

  • прекратить введение аллергена, наложить жгут выше места введения аллергена, если это не возможно – приложить холод;
  • ввести 0,3 мл 1:1000 р-ра адреналина п/к или в/м (можно вводить трижды в той же дозе с интервалом 20 минут);
  • вызвать врача через 3-тье лицо;
  • уложить больного с приподнятым головным концом, при рвоте убрать подушку, голову повернуть на бок;
  • обеспечить проходимость дыхательных путей: зафиксировать язык, удалить инородные тела из ротовой полости;
  • провести оксигенотерапию;
  • ввести димедрол, супрастин или пипольфен в/м;
  • при тяжелом бронхоспазме в/в аминофиллин 5 мл/кг в теч. 20 минут, либо сальбутамол 2.5 мл. через небулайзер каждые 20 минут в теч. первого часа;
  • ввести гидрокартизон 100-200 мг в/в или в/м;
  • обеспечить госпитализацию в реанимационное отделение.

2. Судорожный синдром:

Судороги – это непроизвольное сокращение мышц.

Причины:

  • органические повреждения головного мозга: механические и токсическое повреждения, воспаление оболочек и сосудов головного мозга;
  • функциональные расстройства нервной системы: временные нарушения кровообращения головного мозга; временное расстройство обмена веществ (гипогликемия, гипокальциемия); перегревание (при повышении температуры).

Клиника: происходит внезапная потеря сознания. Перед этим у детей отмечается блуждающий взгляд. Может быть кратковременная остановка дыхания. Сознание отсутствует.

Выделяют 2 фазы судорожного синдрома:

  • тоническая: голова запрокинута назад, верхние конечности согнуты, нижние вытянуты; дыхание шумное, хрипящее;
  • клоническая: подергивание мышц лица, затем конечностей, бледность кожи (при гипоксии кожа бледно- цианотичная), тахикардия.

Неотложная помощь:

  • освободить то стесняющей одежды, обеспечить доступ свежего воздуха;
  • освободить полость рта от содержимого;
  • уложить ребенка на мягкую поверхность, под голову подложить мягкий подручный материал;
  • голову повернуть на бок, зафиксировать язык;
  • устранить (по возможности) световые, звуковые, механические и др. раздражители;
  • ввести по назначению врача:

-противосудорожные препараты: седуксен (реланиум) 0,5 % р-р в/в или в/м 0,1 мл на год жизни ребенка

-20 % р-р Na оксибутирата в/м 50-70 мг/кг

-10 % р-р гесканала ректально 0,5 мл/кг; в/м 5% р-р 0,5 мл/кг

-25 % р-р в/м Mg SO4

-10 % р-р Сa глюконат 0,5 мл/кг, 20 % р-р глюкозы 2мл/кг в/в

-25 % р-р анальгина 0,1 мл/год жизни + 1% р-р димедрола 0,1 мл/год жизни

-1 % р-р лазикса 2-4 млв/в или в/м

  • оксигенотерапия.

3. Гипертермический синдром:

Повышение температуры тела до 40 0 С и выше.

Причины: инфекционные заболевания, обезвоживание организма, гипоксия головного мозга,

аллергические заболевания, эндокринные заболевания, укусы насекомых.

Клиника:

Лихорадка может быть:

  • «Розовая»: кожа гиперемированная, теплая, влажная, поведение адекватное;
  • «Бледная»: кожа бледная, сухая, конечности холодные, озноб, тахикардия, возможен бред.

Неотложная помощь:

  • раздеть ребенка, дать обильное питьё (при «Розовой» лихорадке)
  • согреть, накрыть теплым покрывалом или сухое растирание до красноты;
  • обеспечить доступ свежего воздуха;
  • водно — уксусные обтирания ;
  • холод на область проекции магистральных сосудов, пузырь со льдом над головой, обертывание в мокрую простынь;
  • р-р но-шпы 0,2 мл/кг или р-р папаверина 1 мг/кг в/м;
  • 25% р-р анальгина 0,1 мл/год жизни + 1% р-р димедрола 0,1 мл/год жизни в/м;
  • 0,25 % р-р дроперидола 0,1 мл/кг в/м;
  • р-р гемодеза + 0,9 % р-р NaCL 20-25 мл/кг в/в капельно.

4. Острая сосудистая недостаточность (ОСН):

ОСН – это нарушение периферического кровообращения, которое сопровождается низким АД и нарушением кровоснабжения органов и тканей.

Обморок – это внезапное кратковременное нарушение сознания, вызванное гипоксией головного мозга.

Причины:

  • страх, боль;
  • отрицательные эмоции;
  • резкая перемена положения тела;
  • длительное стояние;
  • применение лекарственных средств;
  • резкие кровопотери и внутренние кровотечения;
  • стенокардия, миокардиты, инфаркт миокарда, пороки сердца, резкая брадикардия;
  • вегето — сосудистая дистония.

Провоцирующие факторы: переутомление, недосыпание, инфекционные заболевания, неполноценное питание, жара, тяжелый физический труд.

Клиника:

Обмороку предшествуют: тошнота, рвота, слабость, головокружение, шум в ушах, онемение конечностей, потемнение в глазах, зевание, повышение потоотделения.

Обморок чаще возникает в вертикальном положении. Ребенок медленно опускается на пол, лицо бледнеет, зрачки расширяются, реакция на свет слабая, кожа влажная, пульс слабый, АД снижено, дыхание редкое, поверхностное. Потеря сознания продолжается 30 сек. или чуть более.

Неотложная помощь:

  • расстегнуть стесняющую одежду;
  • дать вдохнуть нашатырный спирт или сбрызнуть лицо холодной водой, похлопать по щекам;
  • дать настойку валерианы или боярышника из расчета 1 кап. на год жизни;
  • ввести по назначению врача:

-10% р-р кофеина-бензоата п/к 0,1 мл на год жизни;

-0,1% р-р атропина сульфата п/к 0,1 мл на год жизни;

-р-р кардиомин в/м 0,1 мл/год жизни;

  • госпитализация в стационар при отсутствии эффекта.

Коллапс – это резкая сосудистая недостаточность, возникшая из-за изменения объема циркулирующей крови (ОЦК), сосудистого тонуса, перераспределения крови.

Причины: тяжелые инфекции, интоксикация, применение лекарственных средств, критическое снижение температуры тела или резкое снижение АД, недостаточность надпочечников, потеря жидкости при полиурии, поражение электрическим током, перегревание организма, кровопотери .

Клиника:

Чаще начало острое. Появляется бледность кожных покровов, головокружение, шум в ушах, ощущение зябкости, похолодание конечностей, сознание затемнено, ребенок безразличен к окружающему, возможны судороги. Кожа и слизистые сначала бледные, затем синюшные, холодный липкий пот, черты лица заострены, взгляд туманный, безразличный. Пульс слабый АД снижено, олигурия.

Неотложная помощь:

  • уложить горизонтально без подушки с приподнятым ножным концом;
  • контроль пульса и АД;
  • теплое питьё, согреть ребенка;
  • ввести по назначению врача:

-10% р-р кофеина-бензоата в/м 0,1 мл на год жизни;

-р-р кардиомин в/м 0,1 мл на год жизни;

-2,5% р-р аминазина в/м 0,1 мл на год жизни;

-1% р-р мезотона в/м 0,1 мл на год жизни (по жизненно важным показаниям);

-преднизолон 1 мг на год жизни;

-р-р реополиглюкина в/в капельно 400-500 мл;

  • транспортировка в реанимационное отделение в сопровождении медицинского работника.

5. Носовое кровотечение:

Причины: травмы и опухоли носа, синуситы, повышение АД, заболевания гепатобиллиарной системы, инфекционно-аллергические заболевания, заболевания крови и геморрагический диатез, инфекционные заболевания, метаболические расстройства, применение некоторых лекарственных препаратов (аспирин), оперативные вмешательства на лице.

Клиника:

Кровоточивость или обильное выделение крови из полости носа. Повышение температуры тела при инфекционных заболеваниях. При подозрении на гиповолемический шок может быть бледность кожи, холодный пот, пульс частый, слабый, АД снижено.

Неотложная помощь:

  • усадить ребенка, голову слегка наклонить вниз; или уложить и голову повернуть набок;
  • прижать крылья носа к носовой перегородке;
  • холод на переносицу;
  • по назначению врача ввести в полость носа:

-тампоны, смоченные 3% р-ром перекиси водорода или 0,1% р-ром адреналина, или

р-ром эпсиламинокапроновой кислотой; можно ввести гемостатическую губку;

  • при отсутствии эффекта провести тугую переднюю тампонаду полости носа;
  • по жизненным показаниям ввести:

-1% р-р викасола 5 мл в/в;

-10% р-р КСL 5 мл в/в медленно или 10% р-р глюконата кальция 5 мл ;

-10% р-р аскорутина 5 мл вв или в/м;

  • госпитализация в ЛОР или реанимационное отделение в сопровождении медицинского работника.

  1   2   3   4
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий