Учебно-методического комплекса дисциплины • Рабочая учебная программа •Тематический план лекций и практических занятий •Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине

Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки стоматология
Учебно-методического комплекса дисциплины • Рабочая учебная программа •Тематический план лекций и практических занятий •Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине

Скачати 1.96 Mb.

Сторінка 1/9 Дата конвертації 19.04.2016 Розмір 1.96 Mb.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Структура учебно-методического комплекса дисциплины
• Рабочая учебная программа
•Тематический план лекций и практических занятий
•Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине «Химия»
•Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Химия»
•Фонд оценочных средств
•Лист регистрации изменений

  1. Цели и задачи изучения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины:
— определить роль общей и биоорганической химии как одной из фундаментальных естественных наук в создании теоретической и экспериментальной базы современной медицины;

— обеспечить общетеоретическую химическую подготовку врача, усвоение основополагающих идей, понятий, законов, теорий, необходимых для изучения других химических и профессиональных дисциплин;

— формирование химических знаний и умений студентов как единый монолитный фундамент, как прочную основу будущей успешной врачебной деятельности;

— достижение задач, сформулированных в п.2 данного раздела;

— показать взаимосвязь общей и биоорганической химии с биологическими и медицинскими дисциплинами;

— формирование естественно-научного мышления специалистов медицинского профиля.

1.2.Задачи преподавания дисциплины:
приобретение студентами лечебных факультетов медицинских ВУЗов знаний и навыков:

— применяемых в качестве основы при изучении на молекулярном уровне процессов, протекающих в живом организме;

— позволяющих более глубоко понять функции отдельных систем организма и организма в целом, а также его взаимодействие с окружающей средой;

— постановки и выполнения экспериментальных работ, связанных с использованием приборов, химических реактивов и химической посуды.

  1. Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки стоматология.

Дисциплина «Химия» относится к естественно – научному и математическому циклу дисциплин. Входные знания, умения и компетенции студента для изучения дисциплины «стоматология» связаны с предшествующей подготовкой по математике, физике, информатике, биологии, философии.

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

3.1. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

Коды формируемых компетенций Компетенции ОК-№ Общекультурные компетенции ОК-1 Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности ОК-4 Способность и готовность анализировать экономические проблемы и общественные процессы ОК-5 Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики ОК-8 Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм ПК -№ Профессиональные компетенции ПК-1 Способность и готовность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современых компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний. ПК-2 Способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат ПК-3 Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности ПК-5 Способность и готовность проводить и интерпретировать результаты современных лабораторно-инструментальных исследований ПК-9 Способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами ПК-12 Способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию и осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний.

3.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

— строение атома; типы химических связей и их характеристика; типы гибридизации атома углерода в органических соединениях;

— теоретические основы биоорганической химии, пространственное и электронное строение органических молекул и химические превращения биологически активных веществ;

— строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений;

— лабораторную технику эксперимента;

— технику безопасности и правила работы в химической лаборатории;

Уметь:

— составлять электронные и спиновые схемы атомов различных элементов;

— составлять формулы органических соединений по названиям и называть органические соединения по структурным формулам;

— использовать проекционные и перспективные формулы для понимания пространственного строения органических соединений;

— называть органические соединения с учетом их конфигурации;

— выделять функциональные группы, различные реакционные центры в молекулах для определения химического поведения органических веществ и предсказания относительной реакционной способности соединений различных классов биологически активных веществ;

— применять качественные реакции для анализа и идентификации функциональных групп;

— пользоваться справочной химической литературой;

— собирать установки, состоящие из лабораторной посуды;

— вести лабораторный журнал, интерпретировать результаты эксперимента;

— применять логику химического мышления для объяснения основ жизнедеятельности;

— соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при работе с неорганическими и органическими веществами.

Владеть:
— навыками самостоятельной работы с учебной, научной и справочной литературой; вести поиск и делать обобщающие выводы;

— навыками использования теоретических знаний по предмету для объяснения особенностей биохимических процессов;

— навыками практической работы по постановке химического эксперимента;

— навыками составления отчетов по итогам эксперимента;

— навыками безопасной работы в химической лаборатории и умении обращаться с химической посудой, реактивами, работать с газовыми горелками и электрическими приборами.

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.

Вид учебной работы Всего часов Семестр Аудиторные занятия (всего) 72 1 В том числе:

Лекции (Л) 24 1 Практические занятия (ПЗ) 48 1 Семинары (С) —

Лабораторные практикумы (ЛП) —

Клинические практические занятия (КПЗ) —

Самостоятельная работа (всего) 36 1 Зачет — 1 Общая трудоемкость (час.) 108 1

5. Содержание дисциплины

5.1 Содержание разделов дисциплины

п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела 1 Строение атома, химическая связь и комплексные соединения 1 Введение. Строение атома. Значение химии в биологии и медицине. Химические процессы, лежащие в основе патологии в организме. Химия и лекарственные препараты. Использование достижений химии в медицине; связь химии с медициной и фармацией.

Квантово-механическая модель атома. Электронное облако. Атомная орбиталь. Характеристика энергетического состояния электрона в атоме системой квантовых чисел: главное (n), орбитальное (l), магнитное (m) и спиновое (s) квантовые числа. Многоэлектронные атомы. Принцип Паули. Максимальное число электронов на орбиталях, подуровнях и уровнях. Принцип минимума энергии. Последовательность заполнения электронами атомных орбиталей. Электронные формулы s-, p-, d-элементов. Заполнение электронами атомных орбиталей одного подуровня – правило Хунда. Электронно-графические формулы (спиновые схемы) элементов. Связь между электронным строением атомов и положением элементов в периодической системе: s-, p-, d-, f-семейства элементов. Радиусы атомов. Закономерности изменения радиусов атомов, энергии ионизации, энергии сродства к электрону, электроотрицательности s- и p-элементов (по группам и периодам). Основное и воздужденное состояние атома.

2 Химическая связь Механизм и способы образования ковалентной химической связи. Валентность. Максимальная валентность. Валентно-насыщенное и валентно-ненасыщенное состояние атома (на примере элементов II периода). Длина связи. Энергия связи. Направленность химической связи. σ- и π-связь. Влияние направленности связи на пространственную конфигурацию молекул типа АА, А2В, А3В. Насыщаемость, кратность связи. Гибридизация атомных орбиталей атомов Ве, В, С на примере образования молекул ВеН2, ВН3, СН4. Понятие о нелокализованной σ-связи. Полярность и поляризуемость химической связи. Дипольный момент связи (постоянный и индуцированный). Полярная и неполярная ковалентная связь. Ионная связь как предельно поляризованная ковалентная связь. Степень окисления атомов. Гомо- и гетеролитический разрыв связи. Типы ковалентных молекул. Факторы, определяющие полярность молекул. Дипольный момент молекул. Постоянный и индуцированный диполь. 3 Комплексные соединения

.

Строение комплексных соединений, координационная теория Вернера:. центральный атом (ион), лиганды, координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера. Классификация комплексных соединений по различным признакам; комплексные кислоты, основания, соли; комплексообразующая способность s-, р-, d-элементов. Номенклатура комплексных соединений. Характер связи в комплексах с позиций метода валентных связей. Ионные равновесия в растворах комплексных соединений; константы нестойкости и устойчивости. Биологическая роль комплексных соединений II Электронное и пространственное строение органических соединений. Кислотность и основность органических соединений 1 Номенклатура органических соединений. Электронное строение органических молекул Основные правила составления названий органических соединений; понятия: родоначальная структура, органический радикал, заместители 1 и 2 рода.

Электронное строение бутадиена, бензола, пиррола, пиридина; признаки ароматичности. Понятие об электронных эффектах заместителей (индуктивный и мезомерный эффекты).

2 Пространствен-

ное строение органических соединений

Пространственное строение органических соединений. Структура органических соединений как комплекс понятий о химическом составе, строении, конфигурации и конформации молекул. Структурные и пространственные изомеры: связь пространственного строения органических соединений с типом гибридизации атома углерода. Хиральные молекулы, хиральные (ассиметричные) центры в молекулах. Оптическая активность. Стереоизомерия молекул с одним и более центрами хиральности: энантиомеры, диастереомеры. Стереохимические ряды органических соединений (Д — и L-). Глицериновый альдегид как конфигурационный стандарт. Связь пространственного строения с биологической активностью органических соединений.

2 Кислотность и основность органических соединений Кислотность и основность органических соединений: теория Бренстеда. Классификация кислот и оснований Бренстеда. Влияние природы атома в кислотном и основном центрах и электронных эффектов заместителей при этих центрах на кислотность (спирты, фенолы, карбоновые кислоты, тиолы, амины) и основность (амины, спирты, тиолы, простые эфиры, карбонильные соединения) органических соединений. Ш Углеводы 1 Моносахариды Моносахариды, их классификация. Стереоизомерия моносахаридов; Д — и L- стереохимические ряды. Открытые и циклические (пиранозные, фуранозные) формы, их взаимопревращения в растворе; α — и β — аномеры. Формулы Фишера и Хеуорса. Циклооксотаутомерия; мутаротация. Химические свойства моносахаридов. Окислительно-восстановительные реакции моносахаридов. Значение этих реакций.

О — и N- глигозиды. Их образование (механизм реакции) и гидролиз; биологическая роль. Реакция фосфорилирования моносахаридов и ее биологическое значение.

2 Дисахариды Олигосахариды; Дисахариды, их строение, циклооксотаутомерия. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды, примеры. Гидролиз дисахаридов. Биологические функции. 3 Полисахариды Полисахариды; классификация полисахаридов. Гомополисахариды: крахмал, гликоген. Строение, гидролиз, биологическая роль. Гетерополисахариды. Представители гетерополисахаридов: гиалуроновая кислота, гепарин. Строение, биологическая роль в организме. IV Аминокислоты, пептиды, белки 1 Аминокислоты строение, свойства. Строение и стереоизомерия α — аминокислот, входящих в состав белков. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Классификация с учетом химической природы радикала и его способности взаимодействовать с водой. Кислотно-основные свойства аминокислот. Изоэлектрическая точка нейтральных, кислых и основных аминокислот. Химические свойства α — аминокислот как гетерофункциональных соединений: образование внутрикомплексных солей, реакции этерификации. Взаимодействие с азотистой кислотой и формальдегидом. Биологически важные реакции аминокислот. Образование аминокислот в результате восстановительногоаминирования и реакции трансаминирования. Реакции дезаминирования (окислительного и неокислительного), декарбоксилирования. Условия их протекания в организме.

2 Пептиды, белки Полипептиды и белки. Образование, гидролиз (частичный и полный). Электронное и пространственное строение пептидной группы. Первичная структура пептидов и белков, методы ее определения (реакции с 2,4- динитрофторбензолом и фенилизотиоцианатом). Вторичная структура белков (α- спираль и β- складчатая структура); стабилизация в пространстве. Третичная структура белков; взаимодействия, стабилизирующие третичную структуру. V Нуклеиновые кислоты. Нуклеотидные коферменты 1 Нуклеиновые кислоты. Структурные компоненты нуклеиновых кислот: нуклеиновые основания (пиримидиновые и пуриновые), пентозы, фосфорная кислота. Лактим-лактамная таутомерия азотистых оснований. Нуклеозиды, нуклеотиды, характер связи между их структурными компонентами; гидролиз. Биологические функции нуклеотидов (АТФ, НАД). Первичная и вторичная структуры нуклеиновых кислот, их нуклеотидный состав. Взаимодействия, стабилизирующие вторичную структуру ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. 2 Нуклеотидные коферменты АТФ, НАД, НАДФ. Представление о химическом строении и биологической роли VI Липиды. Низкомолекулярные биорегуляторы 1 Липиды. Общее представление о липидах. Классификация липидов. Структурные компоненты липидов – жирные высшие кислоты; их структура и свойства. Триацилглицерины; состав, строение, свойства (гидролиз, реакции присоединения, окисления), биологическая роль. Глицерофосфолипиды, их состав, строение, гидролиз, биологическая роль. 2 Низкомолеку- лярные биорегуляторы Соединения стероидной природы: холестерин, стероидные гормоны, желчные кислоты. Представление о химическом строении и биологической роли.

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий

п/п Наименование раздела дисциплины Л ПЗ С Всего часов

  1. Строение атома, химическая связь, комплексные соединения
1 Строение атома. 2 4 2 8 2 Химическая связь 2 4 2 8 3 Комплексные соединения _ 2

2 II. Электронное и пространственное строение органических соединений. Кислотность и основность органических соединений 1 Номенклатура органических соединений. Электронное строение органических молекул. 2 2

4 2. Пространственное строение органических соединений 2 2 2 6 3 Кислотность и основность органических соединений 2 2 2 6 III. Углеводы 1 Моносахариды, строение, свойства 2 3 4 9 2 Дисахариды, строение, свойства 1 2 4 7 3 Полисахариды, строение, свойства 1 2 4 7 IV. Аминокислоты, пептиды, белки 1 Аминокислоты; строение, химические свойства 2 4 4 10 2 Пептиды, белки; строение свойства, биологическая роль 2 4 4 10 V. Нуклеиновые кислоты. Нуклеотидные коферменты 1 Нуклеозиды, нуклеотиды. Нуклеиновые кислоты; строение, биологическая роль 2 5 4 11 2 Нуклеотидные коферменты _ 2

2 VI. Липиды и низкомолекулярные биорегуляторы 1 Простые и сложные омыляемые липиды. 2 4 4 10 2 Неомыляемые липиды; низкомолекулярные биорегуляторы 2 3

5 3 Метаболиты и важнейшие группы лекарственных средств _ 3

3

Итого 24 48 36 108

  1. Интерактивные формы проведения занятий

п/п Наименование раздела дисциплины Интерактивные формы проведения занятий Длительность

(час.) 1. Строение атома. Химическая связь Решение ситуационных задач 1 2 Углеводы: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Решение ситуационных задач 1 3 Аминокислоты и белки. Строение, свойства. Деловая игра 2 4 Нуклеиновые кислоты. Нуклеотидные коферменты. Деловая игра 2 5 Липиды. Низкомолекулярные регуляторы Решение ситуационных задач 1 Итого (час.) 7 Итого (% от аудиторных занятий) 10,3

  1. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

п/п Наименование раздела дисциплины Виды самостоятельной работы Формы контроля 1 Строение атома. Химическая связь. Комплексные соединения Выполнение домашних заданий, рефератов. Проверка контрольной работы, рефератов. 6 Электронное и пространствен

ное строение органических

соединений. Кислотность и и и основность органических

соединений

Выполнение домашних заданий, рефератов. Проверка контрольной работы, рефератов. 7 Углеводы: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Выполнение домашних заданий, рефератов, подготовка к лабораторной работе.

Подготовка докладов.

Проверка контрольной работы, рефератов,

заслушивание докладов.

8 Аминокислоты и белки. Строение, свойства. Выполнение домашних заданий, рефератов, подготовка к лабораторной работе.

Подготовка докладов.

Проверка контрольной работы, рефератов,

заслушивание докладов.

9 Нуклеиновые кислоты. Нуклеотидные коферменты. Выполнение домашних заданий, рефератов, подготовка к лабораторной работе.

Подготовка докладов.

Проверка контрольной работы, рефератов, заслушивание докладов. 10 Липиды. Низкомолекулярные регуляторы Выполнение домашних заданий, рефератов, подготовка к лабораторной работе.

Подготовка докладов.

Проверка контрольной работы, рефератов, заслушивание докладов.

  1. Формы контроля

8.1. Формы текущего контроля

— устные (собеседование, доклад)

— письменные (проверка тестов, контрольных работ, рефератов, решение задач)
8.2 Формы промежуточной аттестации (зачет)

Этапы проведения зачета

1 Этап – теоретическая часть

2 Этап – выполнение практического задания

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1 Основная литература

  1. Тюкавкина Н.А. Биоорганическая химия /Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И.- М.:Высшая школа, 2009.
  2. Руководство к лабораторным занятиям по биоорганической химии /Под ред. Н.А.Тюкавкиной – М.:Высшая школа, 2011.
  3. Суханова Г.П. Лабораторно-практические занятия по биоорганической химии. Методические рекомендации /Суханова Г.П., Матонина Н.А., Щеголев А.Е. – Архангельск, 2011.

9.2 Дополнительная литература

1. Ершов Ю.А. Общая химия /Ершов Ю.А. и др.- М.; Высшая школа, 2004.

2. Щеголев А.Е. Органическая химия. Архангельск, 2008.

3. Гранберг И.И. Органическая химия. М, 1980.

4. Несмеянов А.Н., Несмеянов Н.А. Начала органической химии. М., Химия, 1974, т.1 и 2.

5. Илиел Э. Основы стереохимии. М, 1971.

9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

Информационно-справочная и поисковая медицинская система www. studmed-lib.ru

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Специализированные химические лаборатории, оснащенные необходимым набором химической посуды и реактивов, весы технические, электронные, аналитические, проекционная аппаратура для демонстрации лекций, компьютеры для использования компьютерных программ контроля знаний студентов. А также:

1. Мультимедийный проектор (для презентации лекций).

2. Набор посуды и химических реактивов для всех лабораторных работ.

3. Весы: технические, электронные.

4. Набор шаростержневых моделей молекул.

5. Таблицы, схемы и рисунки по темам:

— периодическая система химических элементов;

— типы химических связей;

— кислотность и основность органических соединений;

— пространственное строение органических соединений;

— биополимеры

11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине

Анкета – отзыв на дисциплину «Химия» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «Химия». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1.Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комметарий____________________________________________________

_______________________________________________________________

2.Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комметарий____________________________________________________

_______________________________________________________________

3.Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комметарий____________________________________________________

_______________________________________________________________

4.Насколько Вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комметарий____________________________________________________

_______________________________________________________________

5.Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и/или применения в последующей практической деятельности?

Комментарий____________________________________________________

_______________________________________________________________

6.Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины

Комментарий____________________________________________________

_______________________________________________________________

Автор:

Занимаемая должность Фамилия, инициалы Подпись Доцент кафедры общей и биоорганической химии Суханова Г.П.

Рецензент (ы):

Место работы Занимаемая должность Фамилия, инициалы Подпись

Приложение 1 к рабочей учебной

программе

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий