Учебно-методического комплекса дисциплины • Рабочая учебная программа •Тематический план лекций и практических занятий •Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине
| |
Скачати 1.96 Mb.
| Сторінка |
1/9 |
Дата конвертації |
19.04.2016 |
Розмір |
1.96 Mb. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Структура учебно-методического комплекса дисциплины • Рабочая учебная программа •Тематический план лекций и практических занятий •Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине «Химия» •Методические рекомендации для студентов по дисциплине «Химия» •Фонд оценочных средств •Лист регистрации изменений
- Цели и задачи изучения дисциплины
1.1.Цель преподавания дисциплины: — определить роль общей и биоорганической химии как одной из фундаментальных естественных наук в создании теоретической и экспериментальной базы современной медицины;
— обеспечить общетеоретическую химическую подготовку врача, усвоение основополагающих идей, понятий, законов, теорий, необходимых для изучения других химических и профессиональных дисциплин;
— формирование химических знаний и умений студентов как единый монолитный фундамент, как прочную основу будущей успешной врачебной деятельности;
— достижение задач, сформулированных в п.2 данного раздела;
— показать взаимосвязь общей и биоорганической химии с биологическими и медицинскими дисциплинами;
— формирование естественно-научного мышления специалистов медицинского профиля.
1.2.Задачи преподавания дисциплины: приобретение студентами лечебных факультетов медицинских ВУЗов знаний и навыков:
— применяемых в качестве основы при изучении на молекулярном уровне процессов, протекающих в живом организме;
— позволяющих более глубоко понять функции отдельных систем организма и организма в целом, а также его взаимодействие с окружающей средой;
— постановки и выполнения экспериментальных работ, связанных с использованием приборов, химических реактивов и химической посуды.
- Место дисциплины в структуре ООП
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки стоматология.
Дисциплина «Химия» относится к естественно – научному и математическому циклу дисциплин. Входные знания, умения и компетенции студента для изучения дисциплины «стоматология» связаны с предшествующей подготовкой по математике, физике, информатике, биологии, философии.
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
3.1. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
| Коды формируемых компетенций |
Компетенции |
ОК-№ |
Общекультурные компетенции |
ОК-1 |
Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности |
ОК-4 |
Способность и готовность анализировать экономические проблемы и общественные процессы |
ОК-5 |
Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики |
ОК-8 |
Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм |
ПК -№ |
Профессиональные компетенции |
ПК-1 |
Способность и готовность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современых компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний. |
ПК-2 |
Способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат |
ПК-3 |
Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности |
ПК-5 |
Способность и готовность проводить и интерпретировать результаты современных лабораторно-инструментальных исследований |
ПК-9 |
Способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами |
ПК-12 |
Способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию и осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний. |
3.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
— строение атома; типы химических связей и их характеристика; типы гибридизации атома углерода в органических соединениях;
— теоретические основы биоорганической химии, пространственное и электронное строение органических молекул и химические превращения биологически активных веществ;
— строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений;
— лабораторную технику эксперимента;
— технику безопасности и правила работы в химической лаборатории;
Уметь:
— составлять электронные и спиновые схемы атомов различных элементов;
— составлять формулы органических соединений по названиям и называть органические соединения по структурным формулам;
— использовать проекционные и перспективные формулы для понимания пространственного строения органических соединений;
— называть органические соединения с учетом их конфигурации;
— выделять функциональные группы, различные реакционные центры в молекулах для определения химического поведения органических веществ и предсказания относительной реакционной способности соединений различных классов биологически активных веществ;
— применять качественные реакции для анализа и идентификации функциональных групп;
— пользоваться справочной химической литературой;
— собирать установки, состоящие из лабораторной посуды;
— вести лабораторный журнал, интерпретировать результаты эксперимента;
— применять логику химического мышления для объяснения основ жизнедеятельности;
— соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при работе с неорганическими и органическими веществами.
Владеть:
— навыками самостоятельной работы с учебной, научной и справочной литературой; вести поиск и делать обобщающие выводы;
— навыками использования теоретических знаний по предмету для объяснения особенностей биохимических процессов;
— навыками практической работы по постановке химического эксперимента;
— навыками составления отчетов по итогам эксперимента;
— навыками безопасной работы в химической лаборатории и умении обращаться с химической посудой, реактивами, работать с газовыми горелками и электрическими приборами.
- Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц.
Вид учебной работы |
Всего часов
|
Семестр
|
Аудиторные занятия (всего) |
72 |
1 |
В том числе: |
|
|
Лекции (Л) |
24 |
1 |
Практические занятия (ПЗ) |
48 |
1 |
Семинары (С) |
— |
|
Лабораторные практикумы (ЛП) |
— |
|
Клинические практические занятия (КПЗ) |
— |
|
Самостоятельная работа (всего) |
36 |
1 |
Зачет |
— |
1 |
Общая трудоемкость (час.) |
108 |
1 |
5. Содержание дисциплины
5.1 Содержание разделов дисциплины
№
п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
1 |
Строение атома, химическая связь и комплексные соединения |
1 |
Введение. Строение атома. |
Значение химии в биологии и медицине. Химические процессы, лежащие в основе патологии в организме. Химия и лекарственные препараты. Использование достижений химии в медицине; связь химии с медициной и фармацией.
Квантово-механическая модель атома. Электронное облако. Атомная орбиталь. Характеристика энергетического состояния электрона в атоме системой квантовых чисел: главное (n), орбитальное (l), магнитное (m) и спиновое (s) квантовые числа. Многоэлектронные атомы. Принцип Паули. Максимальное число электронов на орбиталях, подуровнях и уровнях. Принцип минимума энергии. Последовательность заполнения электронами атомных орбиталей. Электронные формулы s-, p-, d-элементов. Заполнение электронами атомных орбиталей одного подуровня – правило Хунда. Электронно-графические формулы (спиновые схемы) элементов. Связь между электронным строением атомов и положением элементов в периодической системе: s-, p-, d-, f-семейства элементов. Радиусы атомов. Закономерности изменения радиусов атомов, энергии ионизации, энергии сродства к электрону, электроотрицательности s- и p-элементов (по группам и периодам). Основное и воздужденное состояние атома.
|
2 |
Химическая связь |
Механизм и способы образования ковалентной химической связи. Валентность. Максимальная валентность. Валентно-насыщенное и валентно-ненасыщенное состояние атома (на примере элементов II периода). Длина связи. Энергия связи. Направленность химической связи. σ- и π-связь. Влияние направленности связи на пространственную конфигурацию молекул типа АА, А2В, А3В. Насыщаемость, кратность связи. Гибридизация атомных орбиталей атомов Ве, В, С на примере образования молекул ВеН2, ВН3, СН4. Понятие о нелокализованной σ-связи. Полярность и поляризуемость химической связи. Дипольный момент связи (постоянный и индуцированный). Полярная и неполярная ковалентная связь. Ионная связь как предельно поляризованная ковалентная связь. Степень окисления атомов. Гомо- и гетеролитический разрыв связи. Типы ковалентных молекул. Факторы, определяющие полярность молекул. Дипольный момент молекул. Постоянный и индуцированный диполь. |
3 |
Комплексные соединения
.
|
Строение комплексных соединений, координационная теория Вернера:. центральный атом (ион), лиганды, координационное число, внутренняя сфера, внешняя сфера. Классификация комплексных соединений по различным признакам; комплексные кислоты, основания, соли; комплексообразующая способность s-, р-, d-элементов. Номенклатура комплексных соединений. Характер связи в комплексах с позиций метода валентных связей. Ионные равновесия в растворах комплексных соединений; константы нестойкости и устойчивости. Биологическая роль комплексных соединений |
II |
Электронное и пространственное строение органических соединений. Кислотность и основность органических соединений |
1 |
Номенклатура органических соединений. Электронное строение органических молекул |
Основные правила составления названий органических соединений; понятия: родоначальная структура, органический радикал, заместители 1 и 2 рода.
Электронное строение бутадиена, бензола, пиррола, пиридина; признаки ароматичности. Понятие об электронных эффектах заместителей (индуктивный и мезомерный эффекты).
|
2 |
Пространствен-
ное строение органических соединений
|
Пространственное строение органических соединений. Структура органических соединений как комплекс понятий о химическом составе, строении, конфигурации и конформации молекул. Структурные и пространственные изомеры: связь пространственного строения органических соединений с типом гибридизации атома углерода. Хиральные молекулы, хиральные (ассиметричные) центры в молекулах. Оптическая активность. Стереоизомерия молекул с одним и более центрами хиральности: энантиомеры, диастереомеры. Стереохимические ряды органических соединений (Д — и L-). Глицериновый альдегид как конфигурационный стандарт. Связь пространственного строения с биологической активностью органических соединений.
|
2 |
Кислотность и основность органических соединений |
Кислотность и основность органических соединений: теория Бренстеда. Классификация кислот и оснований Бренстеда. Влияние природы атома в кислотном и основном центрах и электронных эффектов заместителей при этих центрах на кислотность (спирты, фенолы, карбоновые кислоты, тиолы, амины) и основность (амины, спирты, тиолы, простые эфиры, карбонильные соединения) органических соединений. |
Ш |
Углеводы |
1 |
Моносахариды |
Моносахариды, их классификация. Стереоизомерия моносахаридов; Д — и L- стереохимические ряды. Открытые и циклические (пиранозные, фуранозные) формы, их взаимопревращения в растворе; α — и β — аномеры. Формулы Фишера и Хеуорса. Циклооксотаутомерия; мутаротация. Химические свойства моносахаридов. Окислительно-восстановительные реакции моносахаридов. Значение этих реакций.
О — и N- глигозиды. Их образование (механизм реакции) и гидролиз; биологическая роль. Реакция фосфорилирования моносахаридов и ее биологическое значение.
|
2 |
Дисахариды |
Олигосахариды; Дисахариды, их строение, циклооксотаутомерия. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды, примеры. Гидролиз дисахаридов. Биологические функции. |
3 |
Полисахариды |
Полисахариды; классификация полисахаридов. Гомополисахариды: крахмал, гликоген. Строение, гидролиз, биологическая роль. Гетерополисахариды. Представители гетерополисахаридов: гиалуроновая кислота, гепарин. Строение, биологическая роль в организме. |
IV |
Аминокислоты, пептиды, белки |
1 |
Аминокислоты строение, свойства. |
Строение и стереоизомерия α — аминокислот, входящих в состав белков. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Классификация с учетом химической природы радикала и его способности взаимодействовать с водой. Кислотно-основные свойства аминокислот. Изоэлектрическая точка нейтральных, кислых и основных аминокислот. Химические свойства α — аминокислот как гетерофункциональных соединений: образование внутрикомплексных солей, реакции этерификации. Взаимодействие с азотистой кислотой и формальдегидом. Биологически важные реакции аминокислот. Образование аминокислот в результате восстановительногоаминирования и реакции трансаминирования. Реакции дезаминирования (окислительного и неокислительного), декарбоксилирования. Условия их протекания в организме.
|
2 |
Пептиды, белки |
Полипептиды и белки. Образование, гидролиз (частичный и полный). Электронное и пространственное строение пептидной группы. Первичная структура пептидов и белков, методы ее определения (реакции с 2,4- динитрофторбензолом и фенилизотиоцианатом). Вторичная структура белков (α- спираль и β- складчатая структура); стабилизация в пространстве. Третичная структура белков; взаимодействия, стабилизирующие третичную структуру. |
V |
Нуклеиновые кислоты. Нуклеотидные коферменты |
1 |
Нуклеиновые кислоты. |
Структурные компоненты нуклеиновых кислот: нуклеиновые основания (пиримидиновые и пуриновые), пентозы, фосфорная кислота. Лактим-лактамная таутомерия азотистых оснований. Нуклеозиды, нуклеотиды, характер связи между их структурными компонентами; гидролиз. Биологические функции нуклеотидов (АТФ, НАД). Первичная и вторичная структуры нуклеиновых кислот, их нуклеотидный состав. Взаимодействия, стабилизирующие вторичную структуру ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. |
2 |
Нуклеотидные коферменты |
АТФ, НАД, НАДФ. Представление о химическом строении и биологической роли |
VI |
Липиды. Низкомолекулярные биорегуляторы |
1 |
Липиды. |
Общее представление о липидах. Классификация липидов. Структурные компоненты липидов – жирные высшие кислоты; их структура и свойства. Триацилглицерины; состав, строение, свойства (гидролиз, реакции присоединения, окисления), биологическая роль. Глицерофосфолипиды, их состав, строение, гидролиз, биологическая роль.
|
2 |
Низкомолеку- лярные биорегуляторы |
Соединения стероидной природы: холестерин, стероидные гормоны, желчные кислоты. Представление о химическом строении и биологической роли. |
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Л |
ПЗ |
С |
Всего часов |
- Строение атома, химическая связь, комплексные соединения
|
1 |
Строение атома. |
2 |
4 |
2 |
8 |
2 |
Химическая связь |
2 |
4 |
2 |
8 |
3 |
Комплексные соединения |
_ |
2 |
|
2 |
II. Электронное и пространственное строение органических соединений. Кислотность и основность органических соединений |
1 |
Номенклатура органических соединений. Электронное строение органических молекул. |
2 |
2 |
|
4 |
2. |
Пространственное строение органических соединений |
2 |
2 |
2 |
6 |
3 |
Кислотность и основность органических соединений |
2 |
2 |
2 |
6 |
III. Углеводы |
1 |
Моносахариды, строение, свойства |
2 |
3 |
4 |
9 |
2 |
Дисахариды, строение, свойства |
1 |
2 |
4 |
7 |
3 |
Полисахариды, строение, свойства |
1 |
2 |
4 |
7 |
IV. Аминокислоты, пептиды, белки |
1 |
Аминокислоты; строение, химические свойства |
2 |
4 |
4 |
10 |
2 |
Пептиды, белки; строение свойства, биологическая роль |
2 |
4 |
4 |
10 |
V. Нуклеиновые кислоты. Нуклеотидные коферменты |
1 |
Нуклеозиды, нуклеотиды. Нуклеиновые кислоты; строение, биологическая роль |
2 |
5 |
4 |
11 |
2 |
Нуклеотидные коферменты |
_ |
2 |
|
2 |
VI. Липиды и низкомолекулярные биорегуляторы |
1 |
Простые и сложные омыляемые липиды. |
2 |
4 |
4 |
10 |
2 |
Неомыляемые липиды; низкомолекулярные биорегуляторы |
2 |
3 |
|
5 |
3 |
Метаболиты и важнейшие группы лекарственных средств |
_ |
3 |
|
3 |
|
Итого |
24 |
48 |
36 |
108 |
- Интерактивные формы проведения занятий
№
п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Интерактивные формы проведения занятий |
Длительность
(час.) |
1. |
Строение атома. Химическая связь |
Решение ситуационных задач |
1 |
2 |
Углеводы: моносахариды, дисахариды, полисахариды. |
Решение ситуационных задач |
1 |
3 |
Аминокислоты и белки. Строение, свойства. |
Деловая игра |
2 |
4 |
Нуклеиновые кислоты. Нуклеотидные коферменты. |
Деловая игра |
2 |
5 |
Липиды. Низкомолекулярные регуляторы |
Решение ситуационных задач |
1 |
Итого (час.) |
7 |
Итого (% от аудиторных занятий) |
10,3 |
- Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
№
п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Виды самостоятельной работы |
Формы контроля |
1 |
Строение атома. Химическая связь. Комплексные соединения |
Выполнение домашних заданий, рефератов. |
Проверка контрольной работы, рефератов. |
6 |
Электронное и пространствен
ное строение органических
соединений. Кислотность и и и основность органических
соединений
|
Выполнение домашних заданий, рефератов. |
Проверка контрольной работы, рефератов. |
7 |
Углеводы: моносахариды, дисахариды, полисахариды. |
Выполнение домашних заданий, рефератов, подготовка к лабораторной работе.
Подготовка докладов.
|
Проверка контрольной работы, рефератов,
заслушивание докладов.
|
8 |
Аминокислоты и белки. Строение, свойства. |
Выполнение домашних заданий, рефератов, подготовка к лабораторной работе.
Подготовка докладов.
|
Проверка контрольной работы, рефератов,
заслушивание докладов.
|
9 |
Нуклеиновые кислоты. Нуклеотидные коферменты. |
Выполнение домашних заданий, рефератов, подготовка к лабораторной работе.
Подготовка докладов.
|
Проверка контрольной работы, рефератов, заслушивание докладов. |
10 |
Липиды. Низкомолекулярные регуляторы |
Выполнение домашних заданий, рефератов, подготовка к лабораторной работе.
Подготовка докладов.
|
Проверка контрольной работы, рефератов, заслушивание докладов.
|
- Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля
— устные (собеседование, доклад)
— письменные (проверка тестов, контрольных работ, рефератов, решение задач)
8.2 Формы промежуточной аттестации (зачет)
Этапы проведения зачета
1 Этап – теоретическая часть
2 Этап – выполнение практического задания
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины
9.1 Основная литература
- Тюкавкина Н.А. Биоорганическая химия /Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И.- М.:Высшая школа, 2009.
- Руководство к лабораторным занятиям по биоорганической химии /Под ред. Н.А.Тюкавкиной – М.:Высшая школа, 2011.
- Суханова Г.П. Лабораторно-практические занятия по биоорганической химии. Методические рекомендации /Суханова Г.П., Матонина Н.А., Щеголев А.Е. – Архангельск, 2011.
9.2 Дополнительная литература
1. Ершов Ю.А. Общая химия /Ершов Ю.А. и др.- М.; Высшая школа, 2004.
2. Щеголев А.Е. Органическая химия. Архангельск, 2008.
3. Гранберг И.И. Органическая химия. М, 1980.
4. Несмеянов А.Н., Несмеянов Н.А. Начала органической химии. М., Химия, 1974, т.1 и 2.
5. Илиел Э. Основы стереохимии. М, 1971.
9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы
Информационно-справочная и поисковая медицинская система www. studmed-lib.ru
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Специализированные химические лаборатории, оснащенные необходимым набором химической посуды и реактивов, весы технические, электронные, аналитические, проекционная аппаратура для демонстрации лекций, компьютеры для использования компьютерных программ контроля знаний студентов. А также:
1. Мультимедийный проектор (для презентации лекций).
2. Набор посуды и химических реактивов для всех лабораторных работ.
3. Весы: технические, электронные.
4. Набор шаростержневых моделей молекул.
5. Таблицы, схемы и рисунки по темам:
— периодическая система химических элементов;
— типы химических связей;
— кислотность и основность органических соединений;
— пространственное строение органических соединений;
— биополимеры
11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Анкета – отзыв на дисциплину «Химия» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «Химия». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.
1.Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комметарий____________________________________________________
_______________________________________________________________
2.Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комметарий____________________________________________________
_______________________________________________________________
3.Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комметарий____________________________________________________
_______________________________________________________________
4.Насколько Вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комметарий____________________________________________________
_______________________________________________________________
5.Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и/или применения в последующей практической деятельности?
Комментарий____________________________________________________
_______________________________________________________________
6.Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины
Комментарий____________________________________________________
_______________________________________________________________
Автор:
Занимаемая должность |
Фамилия, инициалы |
Подпись |
Доцент кафедры общей и биоорганической химии |
Суханова Г.П. |
|
Рецензент (ы):
Место работы |
Занимаемая должность |
Фамилия, инициалы |
Подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 1 к рабочей учебной
программе
1 2 3 4 5 6 7 8 9
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації
Головна сторінка Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция
|