Учебно-методическое пособие по микробиологии, иммунологии, вирусологии для студентов заочного отделения

Данное издание подготовлено на базе методических реко­мендаций, разработанных кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии мма им. И. М. Сеченова
Учебно-методическое пособие по микробиологии, иммунологии, вирусологии для студентов заочного отделения

Скачати 0.85 Mb.

Сторінка 1/4 Дата конвертації 22.04.2016 Розмір 0.85 Mb.

  1   2   3   4

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Ставропольская государственная медицинская академия

Кафедра микробиологии, иммунологии и вирусологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО МИКРОБИОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ,

ВИРУСОЛОГИИ
для студентов заочного отделения

факультета высшего сестринского образования (ВСО)

по специальности 040600 — СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

Ставрополь, 2009г.

Учебно-методическое пособие составлено заведующим кафедрой микро­биологии, иммунологии и вирусологии СГМА, доктором медицинских наук, профессором Пожарской В.О. в соответствии с Государственным образова­тельным стандартом высшего профессионального образования по специаль­ности 040600 — Сестринское дело, утвержденным 15.03.2000г. (номер гос. регистрации 239). Данное издание подготовлено на базе методических реко­мендаций, разработанных кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии ММА им. И.М.Сеченова (зав. кафедрой— академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор Зверев В.В.).

Авторы: профессор, д.м.н. Пожарская В.О.

д.м.н. Таран Т.В.

доцент Казиев А.Х.

доцент Лысогора Л.В.

асс. Селиванова И.С.

асс. Климанович И.В.

Учебно-методическое пособие рассмотрено на заседании учебно-методического совета СГМА по специальности «Сестринское дело» 26 декабря 2008 года, протокол № 4 и рекомендовано для студентов, заочного отделения по специальности 040600 — Сестринское дело.

1. ВВЕДЕНИЕ

Вселенная состоит из живой и неживой материи. Представителей живой природы условно можно разделить на две большие группы: макромир и мик­ромир. К макромиру относятся все те представители живой материи, которых мы видим невооруженным пазом: животные, растения, птицы, насекомые, гельминты и т.д. К микромиру относятся многочисленные микроорганизмы, а также более просто устроенные формы живой материи, такие как вирусы и прионы, которые невидимы невооруженным глазом, но которых можно на­блюдать с помощью оптических приборов — микроскопов.

Современную микробиологию можно определить как науку, изучающую строение, биологию, экологию микробов — мельчайших форм жизни живот­ного и растительного происхождения, невидимых невооруженным глазом. Она делится на ряд разделов и дисциплин, прежде всего на общую и частную. Общая микробиология но методам познания делится на анатомию (строение), физиологию, биохимию, генетику, экологию и эволюцию микроорганизмов. Частная микробиология по объектам изучения делится на медицинскую, ве­теринарную, сельскохозяйственную, морскую, космическую, техническую.

Медицинская микробиология изучает микробов, патогенных для человека; ветеринарная — болезнетворных для животных; сельскохозяйственная — вы­зывающих заболевания у растений. Морская и космическая микробиология изучают микробов, обитающих в морях и океанах, водных бассейнах или в космическом пространстве.

Техническая микробиология изучает и реализует в практике возможности и свойства микробов синтезировать и производить в процессе своей жизне­деятельности ценные для человека продукты, например сахара, спирты, угле­воды, белки, в том числе ферменты, кислоты и т.д. На базе технической мик­робиологии возникла биотехнология.

В соответствии с объектами изучения микробиология подразделяется на ряд дисциплин: бактериологию, микологию, вирусологию, протозоологию, изучающих соответственно бактерии, грибы, вирусы и простейшие.

Медицинская микробиология изучает строение микробов, способных вы­звать у человека болезни, их жизнедеятельность (физиологию), генетику, экологию, патогенез (механизм болезнетворности), основные клинические проявления инфекционных болезней, специфическую диагностику, профи­лактику и лечение инфекционных болезней, а также их эпидемиологические особенности.

В недрах микробиологии родилась самостоятельная наука — иммунология, которая изучает механизмы и способы защиты организма от антигенов — ге­нетически чужеродных для организма веществ, в том числе и микробного происхождения — с целью поддержания гомеостаза, структурной и функцио­нальной целостности организма.

Знание микробоиологии и иммунологии необходимо каждому врачу, каж­дому медицинскому работнику, т.к. микробы играют существенную роль в жизни человека, определяют его макро- и микроэкологию, вызывают много­численные инфекционные болезни, а вопросы индикации и идентификации микробов, специфической диагностики, профилактики и лечения инфекций отличаются своими особенностями и требуют особых знаний.

2.ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ

2.1. СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение микробиологии и иммунологии и близких к ним дисциплин имеет очень большое значение в подготовке медицинских сестер с высшим образованием, поскольку именно специалисты такого профиля ответственны за свою эпидемиологическую работу в медицинских учреждениях.

Рабочая программа и методические рекомендации по микробиологии и иммунологии для студентов заочного отделения факультета высшего сест­ринского образования составлены с учетом квалификационной характеристи­ки выпускника факультета ВСО.

При подготовке методических материалов учитывалось, что все студенты факультета получили среднее медицинское образование и имеют представле­ние об изучаемом предмете и дальнейшие необходимые им в работе знания они получат на кафедрах эпидемиологии, гигиены, организации здравоохра­нения и при знакомстве с клиническими дисциплинами.

Настоящие методические материалы предназначены для самостоятельной работы студентов заочного отделения факультета ВСО и позволяют ознако­миться с рабочей программой по предмету, подготовиться к практическим занятиям, выполнить контрольную работу с учетом требований кафедры.

Программа обучения по дисциплине состоит из двух разделов: общей микробиологии с основами иммунологии и частного курса микробиологии и вирусологии.

Общая микробиология включает следующие темы: морфологию, физиоло­гию, экологию микробов и влияние на них факторов внешней среды, генети­ку микроорганизмов и основы биотехнологии, противомикробные препараты, а также учение об инфекции.

В разделе иммунологии изучаются механизмы неспецифической и специ­фической защиты организма, серологические методы диагностики инфекци­онных заболеваний и иммунобиологические препараты, используемые для профилактики и лечения.

В разделе частная «микробиология изучаются вопросы этиологии, патоге­неза, принципов диагностики, профилактики и лечения инфекционных забо­леваний в соответствии с эпидемиологическим принципом классификации инфекций по механизму передачи.

Учитывая значение условно-патогенных микроорганизмов в современной патологии человека и то, что большинство выпускников заочного отделения ВСО будут работать в медицинских учреждениях неинфекционного профиля, акцент при изучении всего курса микробиологии делается на условно-патогенные микроорганизмы и их роль как возбудителей внутрибольничных инфекций.

На кафедре микробиологии с вирусологией и иммунологией студенты за­очного отделения ВСО обучаются в течение 3 семестра. Во 2 семестре проводится 1 установочное занятие и далее студенты самостоятельно изучают разделы общей микробио­логии, основы иммунологии и пишут контрольную работу. Контрольная ра­бота состоит из тестовых заданий и разделена на несколько частей, соответ­ствующих разделам курса. Студентам рекомендуется выполнять каждый раз­дел контрольной работы по мере изучения материала. В 3 семестре в январе к практическим занятиям студенты допускаются при наличии выполненной контрольной работы и изучают частную микробиологию и вирусологию, готовят рефера­тивную работу по одной из предложенных тем. Перечень тем для рефератив­ных работ см. в приложении. Тему реферативной работы и список рекомен­дуемой литературы обсуждается каждым студентом со своим преподавателем на последнем практическом занятии. Реферативная работа должна быть представлена на экзамен. В январе на кафедре проводится 10 практиче­ских занятий (20 часов) и читается 9 лекций (18 часов). По окончанию студенты сдают экзамен, включающий тесты, практические навыки и теоретическую часть.

Методические материалы выдаются студенту на весь период обучения по дисциплине и сдаются в конце семестра, студенты, не сдавшие контрольную работу, реферат и методические материалы к экзамену не допускаются.

2.2. КОНЕЧНЫЕ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Студент должен знать:

Правила работы и техники безопасности в микробиологической лаборато­рии, методы микроскопии, используемые в микробиологии, принципы клас­сификации микробов, бинарную номенклатуру, структуру и химический со­став микробов, функции отдельных структур.

Основные функции микробов: питание, дыхание, размножение, фермента­тивная активность; влияние окружающей среды на микробы; питательные среды; методы выделения чистых культур аэробных и анаэробных бактерий. Методы культивирования вирусов.

Роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе; использование микробов в промышленности, сельском хозяйстве и биотехнологическом производстве; состав микрофлоры организма человека и ее значение; санитарно-показательные микроорганизмы воды, воздуха, почвы и их значение для оценки санитарного состояния окружающей среды.

Действие на микробы химических и физических факторов, понятия «асеп­тика», «антисептика»; методы стерилизации и аппаратура; механизм действия дезинфицирующих веществ, дезинфектанты.

Химиотерапевтические вещества: антибиотики; классификация антибио­тиков по способу получения, химической структуре, механизму и спектру действия; осложнения антибиотикотерапии; антибиотикорезистентность микроорганизмов, ее механизмы.

Основы генетики микробов, виды генетических рекомбинаций у бактерий и использование генетических рекомбинантов для получения вакцинных штаммов, продуцентов антибиотиков, ферментов, гормонов. Механизмы формирования лекарственной устойчивости.

Понятия и принципы генетической инженерии. Сущность биотехнологии и решаемых ею проблем.

Понятия «инфекция», «инфекционная болезнь»; виды инфекции; роль микробов в развитии инфекционного процесса; механизмы и пути передачи возбудителя.

Иммунная система человека; неспецифические и специфические факторы защиты организма; механизм реакций иммунитета, используемых для диаг­ностики инфекционных заболеваний, диагностические препараты.

Иммунобиологические препараты, применяемые для лечения и профилак­тики инфекционных заболеваний: вакцины, лечебно-профилактические сыво­ротки, иммуномодуляторы, эубиотики, пробиотики, лечебные бактериофаги.

Таксономия, морфологические и биологические свойства возбудителей инфекционных заболеваний, эпидемиология, механизмы и пути передачи возбудителей, патогенез, основные клинические проявления и иммунитет при этих заболеваниях; принципы диагностики, неспецифическая и специфиче­ская профилактика, препараты для лечения.

2.3. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ КУРСА.

ОБЩАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ.

МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ

Систематика и номенклатура микробов. Бинарная номенклатура микро­бов. Бактерии, грибы, простейшие, вирусы. Бактериофаги. Вироиды. Прионы.

Основные формы и размеры микробов. Методы их изучения. Особенности строения бактерий: клеточная стенка, капсула, жгутики, фимбрии, цитоплаз­ма, мезосомы, нуклеоид. Значение структурных компонентов. Окраска по Граму, значение метода.

Понятие о грибах, простейших. Вирусы. Особенности их строения.

ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ

Питание бактерий. Питательные среды. Типы дыхания. Особенности культивирования риккетсий, хдамидий, вирусов. Ферменты бактерий. Изуче­ние ферментативной активности микробов.

Рост и размножение микробов.

Особенности генетики микробов.

Микробы и окружающая среда. Микрофлора почвы, воды, воздуха, орга­низма человека.

Влияние факторов (физических, химических, биологических) окружаю­щей среды на микробы. Понятие о стерилизации, асептике, антисептике и дезинфекции.

Химиотерапевтические препараты. Антибиотики. Осложнения антибиотикотерапии.
УЧЕНИЕ ОБ ИНФЕКЦИИ

Понятие об инфекции. Патогенность, вирулентность микробов. Токсины бактерий.

УЧЕНИЕ ОБ ИММУНИТЕТЕ

Понятие об иммунитете. Иммунная система человека. Вилы иммунитета. Неспецифические и специфические факторы защиты организма. Антигены. Антитела. Формы иммунного ответа. Понятие об иммунном статусе. Иммунодефициты. Реакции иммунитета. Иммунобиологические препараты. Поня­тие о биотехнологии.

ЧАСТНАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ.

ВОЗБУДИТЕЛИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА

БАКТЕРИИ- возбудители кишечных инфекций.

БАКТЕРИИ- возбудители респираторных заболеваний.

БАКТЕРИИ- возбудители кровяных инфекций.

БАКТЕРИИ- возбудители контактных инфекций.

ВИРУСЫ — возбудители кишечных инфекций.

ВИРУСЫ — возбудители респираторных инфекций.

ВИРУСЫ — возбудители кровяных инфекций.

Возбудители протозойных инфекций

Возбудители грибковых инфекций.

Схема изложения материала: возбудитель, его основные свойства, харак­тер вызываемого заболевания с элементами эпидемиологии и патогенеза. Иммунитет. Принципы лабораторной диагностики, препараты для этиотропной терапии и специфической профилактики.

2.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО МИКРОБИОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФВСО

№   Тема лекции   кол. часов   3 семестр     1. Введение в микробиологию. Классификация     микроорганизмов. Морфология и структура бактерий и вирусов 2 2. Физиология микроорганизмов. АГ-АТ. Иммунитет 2 3. Дисбактериоз. Противомикробные препараты 2 4. Противоинфекционный иммунитет 2 5. Иммунотерапия и иммунопрофилактика инфекционных 2   заболеваний.       6. Бактерии — возбудители кишечных инфекций. 2   Пищевые токсикоинфекции.     7. Бактерии — возбудители респираторных инфекций 2   (дифтерии, туберкулеза, менингита)   8. ВИЧ — инфекция     2 9. Условно-патогенные микроорганизмы и их роль в 2   возникновении внутрибольничных инфекций.  

2.5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

№ ТЕМА ЗАНЯТИЙ Коли­чество часов 1 3 семестр

Морфология бактерий. Формы бактерий. Структура бактери­альной клетки. Простые и сложные методы окраски.

]

2

2 Принципы культивирования бактерий. Выделение чистых культур бактерий и их идентификация. Микрофлора воздуха и воды. Методы исследования.

2

3 Выделение чистых культур бактерий и их идентификация (продолжение). Культуральные свойства бактерий. Стерили­зация и дезинфекция.

2

4 Выделение чистых культур бактерий и их идентификация (окончание). Ферментативная активность бактерий. Антибио­тики. Микрофлора тела человека.

2

5 Реакции иммунитета (реакция агглютинации, РСК, иммуноф-люоресцентный метод).

2

6 Препараты для специфической профилактики, лечения и ди­агностики инфекционных заболеваний. Пробиотики. 2 7 Принципы микробиологической диагностики инфекционных заболеваний. Правила забора и транспортировки материала для исследования. Микробиологическая диагностика респи­раторных инфекций: туберкулеза, дифтерии, менингита, ОРВ 2 8 Микробиологическая диагностика кишечных инфекций: брюшного тифа, холеры, дизентерии, ботулизма и бруцеллеза. 2 9 Микробиологическая диагностика инфекционных заболева­ний с контактным механизмом передачи: столбняк, газовая гангрена, а также сифилис, гонорея и хламидиоз. 3 10 Принципы вирусологической диагностики гепатитов и ВИЧ- инфекции.   3

2.6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ И САМОКОНТРОЛЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ЗАНЯТИЕ №l

  1. Правила работы в микробиологической лаборатории
  2. Принципы классификации микроорганизмов

3.Формы бактерий: шаровидные, палочковидные, извитые, ветвящиеся

4. Техника микроскопирования с иммерсионной системой

5.Приготовление микроскопических препаратов

6. Простые методы окраски

7.Сложные методы окраски, пели их использования

ЗАНЯТИЕ №2

1.Условия и цели культивирования бактерий

2. Питательные среды. Требования, предъявляемые к ним

З.Типы дыхания бактерий

  1. Особенности культивирования анаэробов
  2. Чистые культуры, цели и основной метод их выделения из исследуемого

материала

  1. Определение количества бактерий в исследуемом материале
  2. Микрофлора воды и воздуха. Методы исследования

ЗАНЯТИЕ №3

1. Культуральные свойства бактерий, характер роста на плотных и жидких
питательных средах

2. Колонии бактерий, критерии их оценки

3.Пигменты бактерий

4. Влияние факторов внешней среды, температуры, УФО, химических ве­ществ на микроорганизмы

5.Стерилизация. Методы, аппартура. Дезинфекция, методы

ЗАНЯТИЕ №4

  1. Ферменты бактерий, классификация, использование для идентификации
    бактерий
  2. Дифференциально-диагностические среды
  3. Методы определения чувствительности бактерий к антибиотикам
  4. Микрофлора организма человека
  5. Дисбиозы и препараты для восстановления нормальной микрофлоры

ЗАНЯТИЕ №5

  1. Антигены, их природа и свойства
  2. Антитела (иммуноглобулины), их структура, свойства
  3. Механизм иммунологических диагностических реакций
  1. Реакция агглютинации, ее механизм, компоненты, применение
  2. Реакция гемолиза, механизм, компоненты, применение
  3. Реакция связывания комплемента, механизм, компоненты, применение
  4. Иммунофлюоресцентный метод (прямой вариант)

ЗАНЯТИЕ №б

1.Вакцины. Требования к вакцинам. Состав, применение, классификация

  1. Живые, убитые, химические вакцины. Роль адьювантов
  2. Анатоксины, применение
  3. Комбинированные вакцины
  4. Получение, очистка, применение лечебно-профилактических сывороток
    6.Сывороточные осложнения, их профилактика

7. Аллергены, применение

ЗАНЯТИЕ № 7

1.Методы микробиологический диагностики инфекционных заболеваний

2. Механизмы заражения и пути передачи инфекционных заболеваний

3.Классификация инфекционных заболеваний в зависимости от механизма заражения

  1. Возбудитель туберкулеза, его свойства. Принципы микробиологической
    диагностики, специфическая профилактика и лечение
  2. Возбудитель дифтерии, характеристика. Принципы микробиологической
    диагностики, профилактика и лечение
  3. Возбудитель эпидемического цереброспинального менингита

ЗАНЯТИЕ №8

  1. Характеристика семейства Enterobacteriaceae
  2. Шигеллы, их классификация и характеристика
  3. Принципы микробиологической диагностики дизентерии, специфическая
    профилактика и лечение
  4. Возбудители брюшного тифа и паратифов, их характеристика. Принципы
    микробиологической диагностики, специфическая профилактика и лечение
  5. Возбудитель холеры, его характеристика Принципы микробиологической
    диагностики, специфическая профилактика и лечение
  6. Возбудитель ботулизма, его характеристика. Принципы микробиологиче­ской диагностики, специфическая профилактика и лечение
  7. Возбудители бруцеллеза, их характеристика. Принципы микробиологиче­ской диагностики, специфическая профилактика и лечение

ЗАНЯТИЕ №9

I.Возбудитель столбняка, его характеристика. Принципы микробиологиче­ской диагностики, специфическая профилактика столбняка

2. Возбудители анаэробной газовой инфекции, их характеристика. Принципы микробиологической диагностики, специфическая профилактика и лечение

3.Возбудитель гонореи, его характеристика. Принципы микробиологической диагностики, профилактика и лечение

4.Возбудитель сифилиса, его характеристика. Принципы микробиологиче­ской диагностики, профилактика и лечение

5.Возбудитель хламидиоза. Приниипы микробиологической диагностики

  1   2   3   4
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий