1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и история науки

Скачати 1.04 Mb.

Сторінка 1/6 Дата конвертації 18.04.2016 Розмір 1.04 Mb.

  1   2   3   4   5   6

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ НАУКИ
Специальность – 030401.65 История

Форма обучения: очно – заочная (вечерняя)

Кафедра общественных дисципли

Рубцовск – 2011

При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены:

1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308 гум /сп

2) Учебный план по специальности 030401.65 История, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12.

Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г., протокол № 6.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7

4.МАТЕРИАЛЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ 24

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс курса «Теория и история науки» составлен на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных и вузовских стандартов с учетом специфики организации учебного процесса в Рубцовском институте, филиале АГУ.

Современное состояние историко-научной и историко-технической мысли характеризуется наличием множества дискуссионных проблем, которые наиболее ярко проявляются в конкурирующих концепциях развития науки.

Основной момент рассуждений — возникновение науки (классического естествознания). По времени это практически весь XVII в. До этого все должно быть отнесено к предыстории науки, и только после начинается собственно история науки.

Основные критерии выделения науки:

• экспериментальное обоснование научного знания (демаркация с обыденным опытом);

• теоретическая форма представления научного знания с логико- математическим и теоретико-экспериментальным обоснованием (демаркация с религиозно-мистической и мифопоэтической формами);

• наличие специального (математического) понятийного языка (демаркация со значениями и смыслами обыденного языка).

В предыстории можно выделить этапы: архаико-мифологический, доксографический, ранней формы научности; ритуально-рецептурный; в исторический период — этапы классической науки (XVII-XIX вв.), «неклассической науки» (конец XIX — середина XX в.), «постнеклассической науки» (с середины XX в.). Как бы в особый этап может быть выделен период современных концепций развития науки — с 60-х гг. XX в.

В предлагаемом описании речь идет о естествознании, однако выделяемые этапы неплохо коррелируют с основными этапами развития гуманитарного знания и техники.

Цели и задачи курса

Главную цель можно сформулировать так: базе комплексного исторического материала предоставить студенту возможность осуществлять учебно-научную деятельность и самостоятельно оценивать место и роль науки и техники в социокультурном развитии.

Предмет курса — основные познавательные модели, факты, законы и закономерности научного и технологического развития человечества как формы его культурного развития от древности до современности.
Цели курса:

• сформировать у студентов целостное представление о развитии науки и техники как историко-культурном явлении;

• структурировать информацию о достижениях человеческой мысли в различные периоды истории;

• обобщить сведения, полученные по другим дисциплинам, затрагивающим проблемы развития человеческого общества;

• показать взаимосвязь и взаимообусловленность проблем, решаемых специалистами различных специальностей, в деле построения гармоничного, здорового демократического общества XXI в.

Задачи курса:

• обучить студентов методике профессиональной оценки событий истории науки и техники;

• обучить студентов пользованию основными источниками по истории науки и техники;

• обучить студентов системному подходу в восприятии развития любой научной дисциплины.

Требования к знаниям, умениям и навыкам

Студент должен знать:

• системную периодизацию истории науки и техники и основные направления развития их важнейших отраслей и проблем;

• основные даты, события и достижения мировой истории науки и техники;

• имена и краткие биографии выдающихся ученых и инженеров;

• историографию, основные методологические концепции и исследовательские школы в истории науки и техники.

Студент должен уметь:

• аналитически представлять важнейшие события в истории науки и техники, роль и значение выдающихся ученых и инженеров;

• проследить истоки возникновения научного знания, важнейших направлений отраслей науки и техники;

• дать квалифицированную оценку соотношения рационального и альтернативного знания в различных культурно-исторических условиях;

• провести рациональную реконструкцию отдельных фактов и явлений истории науки и техники;

• грамотно прокомментировать основное содержание конкретных важнейших научных теорий и основополагающих научно-концептуальных моделей;

• воспроизвести графически и словесно информацию, касающуюся предмета обсуждения, связанного с историей науки и техники.
Студент должен иметь навыки:

• комплексного подхода к оценке истории науки и техники;

• самостоятельной постановки локальной исследовательской историко-научной проблемы;

• работы с основными видами источников по истории науки и техники;

• пользования компьютерными программами и базами данных по истории науки и техники, в том числе с помощью локальных и глобальных сетей.

  1   2   3   4   5   6
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий