Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Психология» Раздел «Общая психология»

Охватывает многообразные связи и отношения человека с миром: природа и человек, общество и человек, человек и техника
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Психология» Раздел «Общая психология»

Скачати 2.73 Mb.

Сторінка 1/11 Дата конвертації 25.04.2016 Розмір 2.73 Mb.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия)

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение РС(Я)

«Якутский медицинский колледж»

«Согласовано» «Утверждаю»

с научно-методическим отделом Зам.директора по УР:

Зам.директора по НМР: ________Иванова М.Н.

__________Ядреева Н.И.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

По учебной дисциплине «Психология»

Раздел «Общая психология»
Для специальности: 34.02.01 «Сестринское дело»

Составила преподаватель

психологии – Романова Е.Н.

Рассмотрено

на заседании ЦПК

ОПД

Председатель:

_____________ Габышева Л.Ю.

«____» __________ 2016 г.

Протокол № _____

Якутск – 2016 г.

Технологическая карта
Тема: Введение в общую психологию

Специальность: «Сестринское дело».

Курс: I

Тип занятия: Лекция Время: 90 минут.

Место проведения: кабинет по расписанию.

Учебная цель (образовательная): Формирование и закрепление знаний по изучаемой теме.

Студент должен знать:

  • предмет, задачи, структуру психологии;
  • основные функции психики;
  • классификацию психологических явлений, изучаемых в психологии;
  • направления психологии.

Студент должен уметь:

  • обосновать отличие психологии от смежных наук по предмету и методам исследования;
  • охарактеризовать особенности психических явлений, изучаемых психологией.

Методическая цель:

  • активизация познавательной деятельности путем наглядно-иллюстративного метода;

Воспитательная цель:

  • чувство дисциплинированности;
  • самостоятельности.

Компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач. Оценивать их выполнение и качество.

ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

Межпредметная связь:

  • анатомия, социология, философия, культура речи, деонтология.

Оснащение занятия:

  • учебник «Психология» О.И.Полянцева, презентац.материал.

Ход урока:

Организационная часть: Проверка присутствующих, внешнего вида, выясняет причину отсутствующих — 2-3 мин.

Целевая установка: преподаватель сообщает тему, цели занятия — 5 мин.

Актуализация базовых знаний: по вопросам:

  • Предмет и содержание психологии;
  • Основные функции психики.

Формирование новых знаний: по вопросам:

  • Классификацию психологических явлений, изучаемых в психологии;
  • Взаимосвязь психологии с другими науками;
  • Направления психологии.

Обобщение, систематизация и закрепление материала: Подведение итогов по содержанию пройденной лекции

Задание на дом: Повторить лекционный материал, работа с учебником стр.11-14.
Тема: Введение в общую психологию
1.1.Особенности психологии как науки.

Во все времена человечество интересовали вопросы о том, что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?

Во-первых, это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. Еще древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном». А великий физик А.Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем — это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.

Во-вторых, в психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.

В-третьих, в психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания психологии объективной научной дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно открыт для познания только ему одному.

Трудности становления и развития психологии определяются, наконец, тем фактом, что это очень молодая наука. Несмотря на то что вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила немногим более ста лет назад — в 1879 г., когда немецкий психолог В.Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Само слово «психология» впервые появилось в XVI в. в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (знание, наука): переводя дословно, психология есть наука о душе. Это определение не соответствует современным взглядам на психологическую науку. В названии отражены представления о психологии, характерные для периода ее зарождения и первоначального развития в рамках философии. Согласно философскому пониманию того времени предметом психологии выступала именно душа — главное, сущностное начало объектов живой природы, причина жизни, дыхания, познания и т.д.

Становление психологии как самостоятельной, действительно научной дисциплины происходило также на фоне открытий, которые совершались в рамках естественнонаучных исследований. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний — философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ее естественной наукой или гуманитарной.Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни:психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; слово «психология» употребляется в нескольких значениях — под ним понимают как научное, так и ненаучное знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.

У каждого человека есть запас житейских психологических знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему. Быть хорошим житейским психологом — одно из важных требований, предъявляемых к специалистам в тех профессиях, которые предполагают постоянное общение с людьми, таких как педагог, врач, менеджер, продавец и т.д. Ярчайшими образцами житейской психологии являются те произведения литературы и искусства, где представлен глубокий психологический анализ жизненных ситуаций и мотивов поведения героев. Содержание житейской психологии находит свое воплощение в обрядах, традициях, пословицах, поговорках, притчах, ритуалах, закрепляющих в себе многовековую народную мудрость. В связи с этим возникает вопрос: нужна ли научная психология, или, может быть, знаний и опыта, накопленных в житейской психологии, достаточно для того, чтобы помочь человеку преодолеть жизненные трудности, понять других людей и себя самого? Чтобы ответить н этот вопрос, необходимо осознать принципиальную разницу между житейскими и научными психологическими знаниями. Просматриваются три основных различия.

— По степени обобщения знаний и формам их представления. Житейские психологические знания конкретны: они связаны с определенными людьми, определенными ситуациями и частными задачами. Понятиям житейской психологии, как правило, свойственны расплывчатость и многозначность. Научная психология, как любая наука, стремится к обобщениям. Для этого четко определяются и используются научные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения.

— По способу получения знаний и степени их субъективности. Житейские знания о психологии человека приобретаются с помощью непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения, путем практических проб и ошибок. Они носят интуитивный характер, скорее иррациональны и крайне субъективны. Знания житейской психологии зачастую противоречивы, фрагментарны и плохо систематизированы. Методы получения знаний в научной психологии рациональны, осознанны и целенаправленны. Богатство используемых научной психологией методов дает обширный, разнообразный материал, который в обобщенном и систематизированном виде предстает в логически непротиворечивых концепциях и теориях. Для проверки выдвигаемых гипотез в научной психологии ученые разрабатывают и организуют специальные эксперименты, суть которых состоит в том, что исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а создает специальные условия, чтобы их вызвать.

— По способам передачи знаний. Возможности передачи знаний в житейской психологии от одного человека к другому весьма ограничены. Это связано прежде всего с тем, что существуют трудности в словесном оформлении индивидуального психологического опыта, всей сложной гаммы эмоциональных переживаний, в то же время имеется определенное недоверие к достоверности и истинности подобного рода информации. Этот факт наглядно иллюстрируется извечной проблемой «отцов» и «детей», которая состоит как раз в том, что дети не могут и не хотят перенимать опыт старших. Каждое поколение учится на своих собственных ошибках. Накопление и передача научных знаний происходит в понятиях и законах, научных концепциях и теориях. Они закреплены в специальной литературе и легко передаются от поколения к поколению.

Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания. Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология:

— во-первых, опирается на житейский психологический опыт;

— во-вторых, извлекает из него свои задачи;

— в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Взаимосвязь между научным и житейским психологическими знаниями не прямолинейна. Не все профессиональные психологи хорошие житейские психологи. И то, что вы познакомитесь с основами научной психологии, еще не значит, что вы сразу станете знатоками человеческих душ. Однако постоянный анализ возникающих жизненных ситуаций с привлечением знаний, которые вы получите изучая психологию, поможет вам лучше понимать других людей, окружающий мир и в конечном счете себя самих.

Понятия и концепции научной психологии влияют на житейские представления людей о психической жизни. В разговорный язык проникают научные психологические понятия, и люди начинают активно использовать их для описания своих состояний или особенностей личности. Результатом возросшего интереса к научной психологии в обществе стало активное развитие популярной психологии, которая предоставляет фундаментальные научные знания широкой аудитории, делая их более простыми и понятными. Позитивная роль популярной психологии состоит в формировании общей психологической культуры общества и привлечении интереса к психологии как научной дисциплине.
1.2.Предмет и основные принципы психологии.

Специфика научного познания задается предметом научного исследования и соответствующими ему методами, которые позволяют раскрыть закономерности изучаемых явлений. Что составляет предмет научного познания в психологии? Наверное, это один из самых сложных вопросов. На протяжении истории развития психологической мысли позиции по нему претерпевали серьезные изменения, не существует единого мнения на этот счет и у современных ученых. В самом общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека. Под психическими явлениями понимается внутренний, субъективный опыт человека. Фундаментальным свойством такого опыта является непосредственная представленность субъекту. Это означает, что психические процессы не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются: мы не только видим, чувствуем, желаем и мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, желаем и мыслим. Наш внутренний мир как большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями. Психическая жизнь не ограничивается только внутренним опытом, существует целый ряд внешних проявлений психики: актов поведения, неосознаваемых психических процессов, психосоматических отношений и других психологических фактов, в которых психика открыто обнаруживает свои свойства, что позволяет изучать механизмы и закономерности ее функционирования.

Действительно, научное познание требует не только описания фактов и явлений, но и их объяснения, что в свою очередь предполагает раскрытие законов и закономерностей, которым подчиняются факты и явления. В связи с этим предметом изучения в психологии становятся не только психологические факты и психологические явления, но также закономерности психической жизни.Изучение предмета современной психологии опирается на ряд принципов, представляющих собой исходные положения, которые позволяют содержательно описывать исследуемый объект, планировать процедуры получения эмпирического материала, обобщать и интерпретировать его, выдвигать и проверять гипотезы.В качестве основных методологических принципов психологии называют:

Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом исследовании это значит, что психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования;

Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя ее внутренний план;

Принцип развития. Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.

Уникальность психологической науки обусловлена как предметом научного познания, так и методами, которые позволяют не только описывать изучаемые явления, но и объяснять их, открывать лежащие в их основе закономерности и предсказывать их дальнейшее развитие.

1.3.Методы психологии.

«Метод — это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн). Учение о методе составляет особую область знания — методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности. Методология психологического исследования мира представлена несколькими уровнями. Базовым, создающим основу для всех последующих уровней, является философский уровень методологии, представленный наиболее общими принципами познания мира и мировоззренческими установками. Различные философские системы предлагают свои объяснения мира и методы достижения истинного знания. В психологии за всю истории ее развития сложилось несколько психологических направлений, школ и концепций, которые исходят из разных философских позиций.

Второй уровень методологии определяется общенаучными принципами, отражающими специфику научного познания мира и науки как особой сферы человеческой деятельности. Третий уровень составляют конкретно-научные принципы психологии. Далее следуют методы исследования, представляющие собой способы получения психологических фактов и их интерпретации. Наконец, последний уровень методологии представлен конкретными эмпирическими методиками, с помощью которых происходят сбор и обработка психологических данных.

Современная психология обладает развернутой системой разнообразных методов и методик исследования, среди которых выделяют основные и вспомогательные. К основным методам психологии относят наблюдение и эксперимент.Наблюдение заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения человека. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; для научного наблюдения характерны не просто фиксация фактов, а их объяснение и интерпретация. Наблюдение может проводиться как в естественных условиях жизни человека, так и в специально организованной экспериментальной среде. В исследовательской практике применяются следующие виды наблюдения:

  • В зависимости от характера взаимодействия с объектом: включенное и стороннее. Во включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за которым наблюдает, что позволяет получать целостное представление о ситуации. Стороннее наблюдение происходит без взаимодействия и установления каких-либо контактов с теми, за кем ведется наблюдение;
  • В зависимости от позиции наблюдателя: открытое и скрытое. В первом случае исследователь открывает для наблюдаемых свою роль — недостатком такого наблюдения является скованность в поведении наблюдаемых субъектов, вызванное знанием о том, что за ними наблюдают. При скрытом наблюдении присутствие наблюдателя не раскрывается;
  • В зависимости от характера контакта: непосредственное и опосредованное. В ходе непосредственного наблюдения наблюдатель и объект его внимания находятся в непосредственном контакте; в процесс опосредованного наблюдения включаются специальные средства, позволяющие получать более объективные результаты: видео- или аудиоаппаратура, «зеркало Гезелла», пропускающее свет только в одну сторону, благодаря чему можно наблюдать за поведением человека, оставаясь при этом невидимым, и др.;
  • В зависимости от условий осуществления наблюдения: полевое и лабораторное. Полевое наблюдение происходит в условиях повседневной жизни и деятельности наблюдаемого; лабораторное осуществляется в искусственных, специально созданных условиях;
  • В зависимости от целей: целенаправленное и случайное. Целенаправленное наблюдение является систематическим и специально организованным; случайное имеет поисковый характер и не преследует четко поставленных целей;
  • В зависимости от временной организации: сплошное и выборочное. В процессе сплошного наблюдения ход событий фиксируется постоянно. При выборочном наблюдении исследователь избирательно отслеживает только определенные моменты наблюдаемого процесса;
  • В зависимости от упорядоченности организации наблюдения: стандартизированное и свободное. Стандартизированное наблюдение ведется по определенной, заранее разработанной схеме. Свободное наблюдение не имеет заданной программы и четких параметров.

В психологических исследованиях широко используется гакже самонаблюдение, в котором открываются собственные переживания, чувства, мысли и образы исследователя.Каждый из названных видов наблюдения имеет свои достоинства и недостатки, собственные возможности для получения наиболее полных и достоверных данных. Однако в целом организация процесса психологического наблюдения представляет большую трудность, так как его результаты зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемым явлениям. Для снижения высокой степени субъективности в получении и интерпретации данных необходимо строгое следование фактам и их четкое фиксирование. Это повышает достоверность наблюдений и помогает избежать ошибок.

Благодаря эксперименту у психологии появилась возможность для преодоления субъективности в познании ее предмета, с введением метода экспериментального исследования она стала развиваться как самостоятельная наука. С.Л. Рубинштейном были выделены четыре основные особенности экспериментального метода:

  1. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление — в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию;
  2. Экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;
  3. В эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий с целью установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;
  4. Эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.

В психологии практикуются следующие виды экспериментального исследования:

  1. Лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и тщательно контролируемых исследователем условиях, в некоторых случаях используются аппаратура и приборы, что обеспечивает научную объективность получаемых данных. Недостатком этого вида исследования является трудность переноса результатов, полученных в эксперименте, в реальную жизнь. Искусственность и абстрактность лабораторных условий существенно отличаются от условий жизнедеятельности человека;
  2. Естественный эксперимент снимает ограничения лабораторного эксперимента. Основное достоинство данного метода заключается в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях жизни людей принадлежит отечественному психологу Р.Лазурскому;
  3. Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может иметь обучающий и воспитывающий характеры;
  4. констатирующий эксперимент выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств.

Кроме вышеперечисленных основных методов в психологии широко применяются методы вспомогательные:

  1. Беседа (интервью) — получение информации в процессе непосредственного общения. Различают интервью свободное, в котором отсутствует четкий план беседы и имеется минимальная регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы;
  2. Тестирование — психологическая диагностика, предполагающая стандартизированные вопросы и задачи. В психологии создано большое количество специализированных тестов, предназначенных для измерения различных психических свойств и качеств личности: тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные и многие др. Их применение требует профессиональной психологической подготовки, так как непрофессиональное тестирование может нанести вред человеку. В настоящее время существует также множество так называемых популярных тестов. Как правило, они публикуются в газетах, журналах, доступной широкому читателю литературе. Такие тесты не являются собственно психологическим, профессиональным инструментарием и предназначены для самотестирования; специальной подготовки при этом не требуется;
  3. Анализ продуктов деятельности, основанный на общей предпосылке о единстве внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая продукты деятельности, можно получить важную информацию о психических особенностях ее субъекта. Продуктами деятельности, подвергающимися тщательному анализу в психологии, являются написанные человеком тексты, произведенные предметы и явления, нарисованные рисунки и т.д. Особыми формами данного метода являются графология, позволяющая по особенностям и характеристикам почерка человека составить психологический портрет его личности, и контент-анализ, имеющий своей целью выявление и оценку психологических характеристик литературных, научных и публицистических текстов и определение на их основе личностных особенностей автора этих текстов. В психологии широко используется изучение результатов изобразительной деятельности человека, особую ценность с этой точки зрения имеют детские рисунки, которые дают возможность понять эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающему миру, родителям, к самому себе.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичных данных о развитии психики, в психологии используются методы математической статистики, которые выступают как средства повышения надежности, объективности и точности получаемых результатов.
1.4.Структура современной психологии.

В настоящее время психология представляет собой сложную и разветвленную систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. Расширение и обогащение структуры психологии определено влиянием двух факторов:

  • Во-первых, усложняется социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией ставятся новые задачи и вопросы, ответы на которые требуют тщательного изучения новых психологических реалий;
  • Во-вторых, развитие самой науки, ее методов исследований позволяют постоянно расширять горизонты психологии- сегодня насчитывают до ста отраслей психологии, которые находятся на разных стадиях своего развития и становления в качестве самостоятельных научных дисциплин.

Особое положение среди всех направлений занимает общая психология, объединяющая различные отрасли в целостное научное знание. Изучая сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики, она представляет собой методологическую и теоретическую основу всех психологических дисциплин. Важное место в структуре психологических знаний занимает история психологии, в центре внимания которой находятся процессы развития представлений о природе и сущности психики от древнейших времен до наших дней.
Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям.

1. Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

  • психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда;
  • медицинская психология изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала;
  • педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания;
  • юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса, криминальную психологию, занимающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенциарную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях;
  • инженерная психология анализирует процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем инженерно-психологического проектирования в системе «человек — машина»;
  • спортивная психология рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки;
  • отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества и многих других видов деятельности человека.

2. Отрасли психологии, изучающие различные аспекты психического развития:

  • возрастная психология прослеживает развитие психики в онтогенезе — ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология;
  • сравнительная психология изучает закономерности, происхождение и развитие психики животных и человека;
  • психология аномального развития, или специальная психология, исследует нарушения психического развития ребенка.

3. Отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества:

  • социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом;
  • этнопсихология акцентирует внимание на этнических особенностях психики людей, этнических стереотипах и т.д.

Даже упоминание небольшой части развивающихся в настоящее время отраслей психологии позволяет судить о том, насколько многогранна эта наука. Вместе с тем психология представляет собой единую научную дисциплину, основанную на едином предмете исследования и едином методе и включенную в общенаучный контекст.

1.5.Место психологии в системе научного познания.

Анализ основных тенденций развития мирового сообщества и прогнозы многих ученых сходятся в том, что первый век третьего тысячелетия будет веком расцвета наук о человеке, веком человекознания и обществознания. Б.Г. Ананьев в своей книге «О проблемах современного человекознания» писал, что «об этом свидетельствуют три важные особенности развития современной науки, связанные именно с проблемой человека:

  • Превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки;
  • Возрастающая дифференциация научного изучения человека, углубленная специализация отдельных дисциплин и их дробление на ряд все более частных учений;
  • Современная наука все более полно охватывает многообразные связи и отношения человека с миром: природа и человек, общество и человек, человек и техника».

В системе тех или иных связей человек изучается как продукт биологической эволюции— вид Homo sapiens:

  • Субъект и объект исторического процесса — личность в истории; естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости;
  • основная производительная сила общества — субъект труда; субъект познания, коммуникации, управления и воспитания.

Подобного многообразия подходов к изучению человека история науки еще никогда не. знала. Возрастающее многообразие аспектов человекознания— специфическое явление современности, связанное с прогрессом науки и ее приложением к различным областям общественной практики.

Наряду с процессом дифференциации научного знания о человеке наблюдается встречный процесс интеграции. Тенденция к объединению различных наук, аспектов и методов исследования человека в те или иные комплексные системы ведет к возникновению новых пограничных дисциплин и соединению посредством их многих ранее далеких друг от друга областей естествознания и истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики. С возникновением кибернетики к изучению человека приближаются физико-математические науки. На границах между биохимией, эндокринологией, физиологией высшей нервной деятельности и психологией развивается фармакология. На стыке между кибернетикой, биологией, физиологией и психологией происходит развитие бионики с ее главным разделом — моделированием мозговых систем, и прежде всего анализаторов внешней среды. На границах между кибернетикой, физиологией, психологией и педагогикой разрабатывается теория программированного обучения.

Наука и практика испытывают потребность в единой теории человекознания, в сближении и интеграции всех средств познания человека. Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки коренным образом изменяет положение психологии в системе наук, поскольку именно психология может стать связующим звеном между всеми областями познания человека, средством объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом, целостном знании о человеке.

Преодолеть междисциплинарную разобщенность в понимании человека, создать общую картину его мира возможно только рассматривая его как некую систему. В своей книге «Человек как предмет познания» Б.Г.Ананьев указывает: «Человекознание — это та область, где системный подход органически обусловлен и интенсивно развивается. Здесь должен осуществляться синтез знаний, лежащих как бы в разных плоскостях, но неизменно пересекающих плоскость психологического знания. В результате компоненты психологического знания оказываются включенными в исследования самых различных гуманитарных и естественных наук, а в психологии открываются новые перспективы осмысления психического».

Отечественный психолог Б.Ф.Ломов писал, что важнейшая функция психологии заключается в том, что она «является интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которых является человек». Взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологической науки: с общественными науками через социальную психологию, с естественными — через психофизиологию, сравнительную психологию, с медицинскими — через медицинскую психологию, с педагогическими — через психологию развития и педагогическую психологию, с техническими — через инженерную психологию, и т.д.

Таким образом, у психологии сложились тесные связи с научными дисциплинами всех групп: естественной, гуманитарной и технической. Анализ содержания психологических знаний показывает, что точное определение, к какой из вышеназванных групп можно отнести саму психологию, не представляется возможным. Психология развивается на пересечении всех трех направлений научных исследований.

Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия)

Государственное бюджетное образовательное учреждение СПО РС(Я)

«Якутский медицинский колледж»

«Согласовано» «Утверждаю»

с научно-методическим отделом Зам.директора по УР:

Зам.директора по НМР: ________Иванова М.Н.

__________Ядреева Н.И.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по теме: «Введение в общую психологию»

По учебной дисциплине «Общая психология»

Для специальности: 060501.51 «Сестринское дело»,

Составила преподаватель

психологии – Романова Е.Н.

Рассмотрено

на заседании ЦПК

ОПД

Председатель:

_____________ Габышева Л.Ю.

«____» __________ 2014 г.

Протокол № _____

Якутск – 2014 г.
Тема: Введение в общую психологию
Вид занятия: лабораторно-практическое занятие (урок обобщения и систематизации)

Время: 90 минут

Место проведения: кабинет № 39

Группа: СД-12
Образовательная цель: формирование теоретических знаний о психологической науке, особенностях внутренней духовной жизни людей, закономерностях формирования и развития психики.
Студент должен знать:

— предмет и отрасли психологии;

— историю развития психологии;

— основные задачи и методы психологии.

Студент должен уметь:

— различать психические процессы, психические свойства, психические состояния;

— правильно использовать психологические термины;

— составить логическую структуру по этапам развития психологии,

классификации психических явлений.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
Методическая цель:

— формировать новые знания информационно-демонстрационным методом.

Воспитательная цель:

— воспитывать чувство ответственности в познании себя и других людей.

Оснащение занятия:

— календарно-тематический план;

— раздаточный материал;

— презентационный материал по теме;

— Учебник «Психология» для среднего медицинского образования,

О.И.Полянцева, 2013 г.

Межпредметная связь:
— психология

— социология

— анатомия

Внутрипредметная связь:

«Психология как наука о человеке»

— «Личность и общество»

— «Физиологические механизмы психики»
Основная литература :

1. « Психология» , О.И.Полянцева, Ростов-на-Дону, 2013 г.

2. «Атлас по психологии», М.В.Гамезо, И.А.Домашенко, М.,2011 г.

3. «Основы психологии», Е.А.Климов, М., 2012 г.

4. «Психология» для медицинских специальностей, А.М.Руденко.

С.И.Самыгин, Ростов на Дону, 2013 г.

Дополнительная литература :

1. «Атлас по психологии», М.В.Гамезо, И.А.Домашенко, М.,2011 г.

2. «Основы психологии», Е.А.Климов, М., 2012 г.

3. «Психологические аспекты в работе медицинской сестры» Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей. М. 2010 г.

4. «Общая психология в схемах и комментариях», В.Г.Крысько,

М., 2013г

5. Коды электронных библиотечных систем:

Консультант студента http://www.studmedlib.ru

Логин: stoma2014101 Пароль: stoma 2014
Логин: Ldmi101 Пароль: 101 ldmi
Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru
Логин: ymk2014 Пароль:2014ymk

Структура занятия

  1. Организационная часть — 2 мин.
  2. Целевая установка — 3 мин.
  3. Актуализация базовых знаний методом

фронтального опроса — 10 мин.

  1. Углубление и систематизация знаний по теме: 30 мин.

— составление логической структуры по теме

— составить таблицу этапов развития психологии

— заполнение словаря терминов.

5. Закрепление материала: 30 мин.

— Упражнение №1.

— Упражнение №2.

— Оценка деятельности студентов.

6. Рефлексия — 10 мин.

7. Подведение итогов. Задание на дом. 5 мин.

ООД

(Основы ориентировочной деятельности)

№ Этапы занятия время Цель Деятельность преподавателя Деятельность студентов 1. Организационная часть 2 мин 1.Создание условий для учебной деятельности.

2.Контроль посещаемости.

Организует студентов, отметка отсутствующих,

проверка формы, готовности аудитории к занятию.

Приветствуют преподавателя,

психологическая настройка к занятию.

2. Целевая установка 3 мин Мотивация учебной деятельности. Сообщает тему,

цели занятия,

акцентирует основные вопросы.

Заполняют дневники, включаются в активное сотрудничество с преподавателем. 3. Актуализация базовых знаний методом фронтального опроса(приложение №1) 10

мин.

Выявление остаточных знаний. Задает вопросы,

корректирует ответы.

Поиск ответов на базовые вопросы, исправляют,

дополняют друг друга.

4. Углубление и систематизация знаний:

— составление логической структуры по теме;

— таблицу этапов развития психологии;

— заполнение словаря терминов.

30

мин.

Активизация мыслительной деятельности студентов. Дает задание составить логическую структуру, таблицу этапов развития психологии с использованием литературы.

Раздает словарь терминов.

Проверяет, исправляет,

Добавляет.

Составляют логическую структуру ,

таблицу этапов развития психологии с использованием

лекционного материала, литературы.

Заполняют словарь терминов по теме.

5. Закрепление материала:

(приложение №2)

Упражнение №1,2

Оценка деятельности студентов.

30 мин. Контроль за усвоением знаний студентов. Упражнение №1.

Читает высказывания.

Корректирует ответы студентов.

Упражнение №2

Раздает карточки с пословицами.

Работают малыми группами.

Корректирует ответы студентов.

Студенты обсуждают в каких высказываниях

можно усмотреть психологическую

информацию.

Студенты обсуждают психологическое знание, скрытое в пословицах.

6. Рефлексия 10

мин.

Побуждения интереса к учебной деятельности. Создает условия

для анализа усвоения пройденного материала по вопросам:

— что нового узнали?

— все ли знаете о себе?

— достигли ли мы целей занятия?

Проводят анализ достижения целей занятия, оценивают усвоение новой информации. 7. Подведение итогов 5 мин

Подводит итоги.

Оценивает, отмечает, поощряет активность студентов.

Дает домашнее задание.

Приложение №2

Упражнение №1

В каких высказываниях из приведенных ниже можно усмотреть

психологическую информацию:

  1. Белый цвет производственных помещений «ассоциируется с чистотой , стимулирует поддержания порядка».
  2. Математик – это вовсе не скучный человек, выучивший большое количество формул и теорем, но увлеченный своим делом и воспринимающий математику как живую, развивающуюся науку.

Упражнение №2

Обсудите психологическое знание, скрытое в пословицах:

«Назначили осла кузнецом, он первым делом себя подковал».

«Горька работа, да хлеб сладок».

«Свои гуси каждому кажутся лебедями».

«Шилу в мешке не утаишь».

«В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Практические задания по теме:

Задание №1

Какие сказки, легенды Вы знаете, которые связаны с познанием психики или символизируют психические явления? В тетради записать пословицы, поговорки, названия сказок.

Задание №2

Существует ли графический символ психологической науки? Что он означает? Зарисовать в тетради и записать его значение.

Задание №3

Найдите литературу и прочитайте греческий миф о Психее. Как Вы считаете, почему название «психология» использовало имя этой девушки? Ответы записать в тетрадь для самостоятельной работы.

Технологическая карта

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий