Скачати 3.03 Mb.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 14
ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА
КАФЕДРА ГИСТОЛОГИИ
УМК ГИСТОЛОГИЯ- 2 ОМ 3 КУРС
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
По дисциплине: Гистология — 2
По специальности: 051301 — Общая медицина
Алматы, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
9.
10.
Модуль «Нервная система» 120
Контрольно-измерительные средства 152
…………………………………………………………………………….
СИЛЛАБУС
По дисциплине – гистология Gis 2205
для специальности – «Общая медицина» 0511301
Кафедра гистологии с курсом цитологии и эмбриологии
Курс – третий Семестр – 5,6
Лекции – 14 часов
Практические
(семинарские) занятия – 22 часа
Всего аудиторных – 36 часов
Самостоятельная работа
с преподавателем (СРСП) – 36 часов
Внеаудиторная самостоятельная
работа студентов (СРС) – 36 часов
Всего – 108 часов (2 кредита)
Форма контроля – экзамен
Алматы, 2012
Силлабус разработан в соответствии с интергированной рабочей программой, составленной
профессором кафедры гистологии с курсом цитологии и эмбриологии Р.И.Юй и
доцентом М.С.Калининой.
Обсужден и утвержден на заседании кафедры гистологии,
протокол № 1 от « 27» сентября 2012 г.
Зав. каф. проф. Юй Р.И.
1.Общие сведения
Казахский национальный медицинский университет.
Кафедра гистологии с курсом цитологии и эмбриологии
Дисциплина «Гистология», Gis 2205
Специальность: 051301 – «Общая медицина»
Объем учебных часов – 108 часов
Курс и семестр изучения — 3 курс 5,6 семестр
Сведения о преподавателях:
Зав.кафедрой проф. Юй Р.И. д.м.н. Докторскую диссертацию защитил в 1996 году на тему: «Закономерности комбинированного действия динамических факторов ионизирующего излучения на организм» в г.Ленинграде. С 1997 года является профессором кафедры, а 1998 года — заведующим кафедры гистологии. Проф.Юй Р.И. обубликовано 174 научных и методических работ, в том числе две монографии, один атлас по гистологии, 4 предпатента на изобретения. В настоящее время под руководством проф.Юй Р.И. на кафедре изучается реактивность эпителиоцитов слизистой оболочки полости рта в норме и при патологии.
Проф. д.м.н. Нурмухамбетова Б.Н. Докторскую диссертацию защитила в 1998 году на тему: «Лимфатический регион тонкой кишки в условиях физиологической жизнедеятельности, при экзотоксикозе и эндоэкологической реабилитации» в
г. Новосибирске. С 2000 года является профессором кафедры. Опубликовано 200 научных и методических работ, в том числе три учебно- методических пособия, два предпатента на изобретения. Под руководством проф. д.м.н. Нурмухамбетовой Б.Н. защищено две кандидатских диссертации в настоящее время под ее руководством выполняются три докторских диссертации.
Контактная информация:
Адрес: г. Алматы, Толе би 94, морфологический корпус, 2 этаж
тел: 2-92-17-96 (внут. 214)
Политика дисциплины:
- не опаздывать на занятия, в случае опоздания из общего колическва баллов данного
занятия вычитается 25% баллов
- не пропускать занятия, в случае отсутствия на занятии по уважительной причине,
например, по болезни следует представить справку и разрешение из деканата
на отработку пропущенных занятий;
- пропущенные занятия разрешается отрабатывать только до соответствующего рубежного
контроля
4. студенты должны активно участвовать в учебном процессе;
- все задания практических занятий должны быть выполнены и оформлены
соответственно требованиям в альбоме и подписаны преподавателем
- адания по СРС должны быть выполнены на высоком уровне и сданы до
соответсвующего рубежного контроля
- студенты допускаются к занятиям и лекциям только в белых халатах.
- посещение СРСП студентами обязательно.
- к рубежному контролю допускаются студенты, посетившие все занятия, лекции и
во — время сдавшие СРС
- к экзамену допускаются студенты, не имеющие пропусков и сдавшие все рубежные
контроли, и СРС
2. Программа
Введение
Гистология с цитологией и эмбриологией является обязательным и важным звеном в системе медико-биологических наук, обеспечивающих фундаментальные теоретические знания, на базе которых строится вся подготовка будущего врача. Гистология – наука об общих закономерностях, присущих тканевому уровню организации и конкретных особенностях тканей, возникающих в результате специализации их в различных органах. Знание нормальной структуры клеток, тканей и органов является необходимым условием понимания механизмов их адаптации при воздействии различных биологических, физических, химических и других факторов. Объектом изучения являются живые и фиксированные клетки и ткани, их изображения, полученные в световом и электронных микроскопах.
Прогресс современной гистологии в значительной степени определяется тем, что она основывается на достижениях физики, химии, математики, информатики. Гистология занимает важное место в системе медицинского образования, закладывая основы научного структурно-функционального подхода в анализе жизнедеятельности организма человека в норме и при патологии.
Цель дисциплины:
Формирование у студентов фундаментальных теоретических знаний о структурной организации процессов жизнедеятельности на клеточном , тканевом и органном уровнях, раскрытие закономерностей их развития и в связи с этим — возможности целенаправленного воздействия на них.
Задачи дисциплины:
- Научить определять структуру и функцию клеток и их производных;
- Обучить определять общие закономерности гистогенеза, строения, гистофизиологии и регенерации тканей и органов;
- Обучить различать особенности тканей, возникающих в результате специализации их в различных органах;
- Формировать навыки и умения в микроскопировании гистологических препаратов и идентификации тканей и органов .
Конечные результаты изучения дисциплины
Знания:
- основных закономерностей структурной организации клеток, межклеточного вещества и тканей;
- гистофункциональных особенностей тканевых элементов, их участие в основных биологических процессах (защитных, трофических, пролиферативных и тд. ) на основе данных светооптической, электронной микроскопии и гистохимии;
- основных закономерностей эмбрионального развития тканей.
- гистофункциональных особенностей различных органов, на основе данных светооптической, электронной микроскопии и гистохимии;
- основных закономерностей структурной организации органов ротовой полости.
Практические навыки:
- научиться идентифицировать клеточные и неклеточные структуры тканей на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровне;
- научиться распознавать изменения структуры клеток и тканей в связи с различными физиологическими и защитно-приспособительными реакциями организма.
- научиться микроскопировать гистологические препараты органов с использованием сухих и иммерсионных систем биологического микроскопа;
- научиться составлять протокол и зарисовывать гистологические препараты.
Коммуникативные навыки:
- сформировать у студентов основные качества будущего врача, навыки эффективного общения врача с пациентом, навыки сотрудничества с другими студентами группы, поведенческие умения во время занятия,
- уметь строить межличностные отношения, грамотно излагать материал, правильно строить предложения, участвовать в дискуссиях, учебных играх.
Правовые навыки:
- усвоить правила техники безопасности при работе с химическими реактивами, приборами гистологической лаборатории, микроскопами с электрическим освещением, сформировать у студентов знания по нормативно-правовой базе стационарной и амбулаторной медицинской службы Республики Казахстан; знания основных приказов МЗ РК по здравоохранению и образованию, знания основных программ ВОЗ, формирование знаний о правах и обязанностях студента.
Саморазвитие:
- сформировать у студентов навыков работы с ПК, навыков самостоятельной работы с информацией, навыков самостоятельной работы с базами в ПК, формирование и совершенствование аналитических способностей студента при работе с профессиональной литературой, формирование стремления к непрерывному повышению знаний , навыков работы с научной литературой, подготовки тестов, рефератов, презентаций, формирование портфолио, презентации учебных видеофильмов.
Краткое содержание дисциплины:
Частная гистология: особенности тканей, возникающих в результате их специализации в составе различных органах. Строение органов нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной, пищеварительной, половой систем.
- СОДЕРЖАНИЕ ГИСТОЛОГИИ-2 ПО МОДУЛЯМ
И КОМПЕТЕНЦИЯМ
морфо-функциональным особенностям строения сосудов в связи с выполняемой ими функцией, гистологической структуре сократительной системы сердца, эмбриональным источникам и особенностям развития органов сердечно-сосудистой системы, возрастным особенностям.
Сформировать умения :
идентифицировать морфологические типы кровеносных сосудов по тканевым элементам их оболочек, оболочки сердца, структурные компоненты кардиомиоцитов.
Сформировать у студентов коммуникативные навыки работы в малых группах, обсуждения гистопрепаратов, решение ситуационных задач, умения защищать свою точку зрения, поддерживать дискуссию.
Сформировать правовые компетенции.
Сформировать навыки развития и самообразования, заключающиеся в умении самостоятельного поиска необходимых источников информации, выполнения СРС, формирования своего портфолио, участия в научных студенческих конференциях и семинарах.
Микроциркуляторное русло. Строение стенок и тканевой состав вен мышечного и безмышечного типов. Возрастные особенности.
морфо-функциональным особенностям строения органов дыхательной системы и кожи,
гистологической структуры воздухоносных путей и респираторного отдела. Сформировать представление об ацинусе как о структурно-функциональной единице легкого. Знать функциональные значения кожи и особенности ее структурной организации в связи с действие факторов окружающей среды.
Сформировать умения:
идентифицировать воздухоносные пути, респираторные отделы и их тканевые элементы на микроскопическом уровне, определять структурные элементы воздушно-кровяного барьера на электроннограммах, идентифицировать слои кожи
Сформировать у студентов коммуникативные навыки работы в малых группах, обсуждения гистопрепаратов, решение ситуационных задач, умения защищать свою точку зрения, поддерживать дискуссию.
Сформировать правовые компетенции.
Сформировать навыки развития и самообразования, заключающиеся в умении самостоятельного поиска необходимых источников информации, выполнения СРС, формирования своего портфолио, участия в научных студенческих конференциях и семинарах.
Внелегочные воздухоносные пути. Строение стенки воздухоносных путей: носовой полости, гортани, трахеи и главных бронхов. Гистофункциональные особенности слизистой оболочки. Особенности у детей.
Легкие. Внутрилегочные воздухоносные пути: бронхи и бронхиолы. Особенности строения и тканевого состава стенки бронхов и бронхиол в зависимости от их калибра.
Ацинус как морфо-функциональная единица легкого. Структурные компоненты ацинуса. Строение стенки альвеол. Типы альвеолоцитов, их гистофункциональная характеристика. Структурно-химическая организация и функция сурфактантно-альвеолярного комплекса. Строение межальвеолярных перегородок. Аэро-гематический барьер и его значение в газообмене. Макрофаги легкого. Кровоснабжение и иннервация легкого. Возрастные особенности легкого. Развитие легкого в постнатальном периоде. Возрастные изменения легкого в процессе старения.
Гистология кожи. Строение эпидермиса и дермы. Производные кожи: потовые, сальные железы, волосы, ногти. Возрастные и регионарные особенности кожи.
морфо-функциональным особенностям органов пищеварительного тракта,
гистологическому строению органов пищеварительной системы, их гистофизиологии и возрастных изменений, сформировать представление о стуктурных и функциональных особенностях гастро-энтеро-панкреатической эндокринной системы.
Сформировать умения:
идентифицировать структурные компоненты тканей органов пищеварительной системы на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровне, определять тканевые элементы печени, поджелудочной железы, эпителия желудка, кишечника..
Сформировать у студентов коммуникативные навыки
работы в малых группах, обсуждения гистопрепаратов, решение ситуационных задач, умения защищать свою точку зрения, поддерживать дискуссию.
Сформировать правовые компетенции.
Сформировать навыки развития и самообразования, заключающиеся в умении самостоятельного поиска необходимых источников информации, выполнения СРС, формирования своего портфолио, участия в научных студенческих конференциях и семинарах.
Понятие «слизистая оболочка». Расположение и функциональное значение лимфоидных скоплений в ротовой полости. Общий план строения крупных слюнных желез. Оболочки пищевода, их тканевой состав в верхней, средней и нижней трети пищевода. Строение оболочек органов среднего отдела пищеварительного тракта. Связь строения слизистой оболочки с выполняемой функцией. Понятие о полостном и пристеночном пищеварении. Основные эндокринные клетки желудка и тонкого кишечника, их топография и значение. Источники развития печени и поджелудочной железы. Строение классической дольки печени. Особенности кровообращения в печени. Морфологическая характеристика поджелудочной железы.
морфо-функциональным особенностям органов эндокринной системы, принципам классификации эндокринных желез, закономерностям строения эндокринных органов в связи с особенностями их функции, механизмам гипоталамического контроля эндокринных функций. Сформировать представление о
гистологической структуре тканевых элементов гипофиза, щитовидной железы, паращитовидных желез, надпочечников.
Сформировать умения:
идентифицировать клеточные структуры гипофиза, щитовидной железы, паращитовидных желез, надпочечников, в препаратах на микроскопическом, и ультрамикроскопическом уровне;
распознавать изменения структуры клеток щитовидной железы в связи с различными физиологическими и защитно-приспособительными реакциями организма
Сформировать у студентов коммуникативные навыки
работы в малых группах, обсуждения гистопрепаратов, решение ситуационных задач, умения защищать свою точку зрения, поддерживать дискуссию.
Сформировать правовые компетенции.
Сформировать навыки развития и самообразования, заключающиеся в умении самостоятельного поиска необходимых источников информации, выполнения СРС, формирования своего портфолио, участия в научных студенческих конференциях и семинарах.
Центральные и периферические железы эндокринной системы. Возрастные особенности
Гипофиз. Источники и ход эмбрионального развития. Строение гипофиза. Гипоталамо-гипофизарная система.
Щитовидная железа. Источники и ход эмбрионального развития. Структура, тканевой и клеточный состав. Фолликулы как морфофункциональная единица. Роль интерфолликулярных островков. Тироциты
Паращитовидные железы. Источники и ход эмбрионального развития. Структура, тканевой и клеточный состав.
Надпочечники. Фетальная и дефинитивная кора надпочечников. Зоны и их клеточный состав.
Выработать представление об эндокринном аппарате почек, знать структурные особенности органов женской и мужской половой системы.
Сформировать умения:
идентифицировать органы выделительной и половой систем, их тканевые элементы на микроскопическом уровне . Уметь определять различные отделы нефронов, типы клеток сперматогенного эпителия, растущие и зрелые фолликулы яичника, ормонпродуцирующие клетки половых желез, стуктуры мочевыводящих, семявыводя-щих путей, яйцевода и матки
Сформировать у студентов коммуникативные навыки
работы в малых группах, обсуждения гистопрепаратов, решение ситуационных задач, умения защищать свою точку зрения, поддерживать дискуссию.
Сформировать правовые компетенции.
Сформировать навыки развития и самообразования, заключающиеся в умении самостоятельного поиска необходимых источников информации, выполнения СРС, формирования своего портфолио, участия в научных студенческих конференциях и семинарах.
Мочеотводящие пути: строение стенок и тканевой состав почечных чашечек, чашек, лоханок, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Возрастные особенности.
Мужские половые органы. Яички: строение и тканевой состав. Сперматогенез. Возрастные особенности. Гистологическое строение семявыносящих путей и предстательной железы.
Женские половые органы. Яичники: строение, клеточный и тканевой состав. Овогенез. Строение и развитие фолликулов. Овуляция. Желтое тело. Атрезия фолликулов. Возрастные изменения яичников. Особенности строения яичника новорожденного ребенка, девочки до полового созревания, в период половой зрелости и при старении. Маточные трубы, строение и тканевой состав. Матка. Гистологическое строение стенки матки. Морфологические изменения в зависимости от фаз менструального цикла. Возрастные изменения. Особенности строения яичника новорожденного ребенка, девочки до полового созревания, в период половой зрелости и при старении. Влагалище. Строение стенок в связи с менструальным циклом. Грудная (молочная) железа. Функциональная морфология лактирующей и не лактирующей молочной железы.
Сформировать умения:
идентифицировать клетки и неклеточные структуры тканей опорно-двигательной системы
Сформировать у студентов коммуникативные навыки
работы в малых группах, обсуждения гистопрепаратов, решение ситуационных задач, умения защищать свою точку зрения, поддерживать дискуссию.
Сформировать правовые компетенции.
Сформировать навыки развития и самообразования, заключающиеся в умении самостоятельного поиска необходимых источников информации, выполнения СРС, формирования своего портфолио, участия в научных студенческих конференциях и семинарах.
Сформировать умения:
идентифицировать форменные элементы крови, структурные компоненты центральных и периферических органов кроветворения и иммунной защиты.
Сформировать у студентов коммуникативные навыки
работы в малых группах, обсуждения гистопрепаратов, решение ситуационных задач, умения защищать свою точку зрения, поддерживать дискуссию.
Сформировать правовые компетенции.
Сформировать навыки развития и самообразования, заключающиеся в умении самостоятельного поиска необходимых источников информации, выполнения СРС, формирования своего портфолио, участия в научных студенческих конференциях и семинарах.
Центральные и периферические органы кроветворения: красный костный мозг, тимус, селезенка, лимфатические узлы, их строение, развитие, гистофизиология. Единая иммунная система слизистых оболочек. Возрастные особенности органов кроветворения и иммунной защиты. Интеграция элементов иммунной защиты.
Сформировать умения:
идентифицировать на микроскопическом уровне тканевые элементы органов периферической и центральной нервной системы,
воспроизвести простые и сложные рефлекторные дуги с учетом их особенностей на органном и клеточном уровне
Сформировать правовые компетенции.
Сформировать навыки развития и самообразования, заключающиеся в умении самостоятельного поиска необходимых источников информации, выполнения СРС, формирования своего портфолио, участия в научных студенческих конференциях и семинарах.
- МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ
- Лекции: обзорные, проблемные
- Проблемно-ориентированное обучение (ПОО): изучение одного клинического случая по каждому модулю в течение 2-3 занятий (см. приложение).
- Практические занятия и СРСП: работа с гистологическими препаратами, муляжами и электроннограммами, альбомами микрофотографий, составление протоколов с описанием препаратов, устный опрос, решение тестовых заданий, работа в малых группах, разбор и обсуждение 1-2 клинических случаев, интегрированных со смежными дисциплинами.
- Самостоятельная работа студента: работа с учебной и дополнительной литературой, с электронными носителями информации; самостоятельное освоение тем, самостоятельное решение тестовых заданий; подготовка рефератов; консультации с преподавателем.
4 ОЦЕНКА ЗНАНИЙ
- Текущий контроль: тестовые задания, письменный/устный опрос, решение ситуационных задач, прием практических навыков, проверка оформления результатов выполнения заданий и т.д., самооценка и групповая оценка при работе в малых группах.
- Рубежный контроль: интегрированный коллоквиум в конце каждого модуля, включающий, в том числе оценку результатов проблемно-ориентированного обучения (ПОО), с отдельной оценкой по гистологии
- Итоговый контроль: интегрированный экзамен по 8 дисциплинам, который проводится после завершения изучения модулей по всем 8 системам органов и включает 2 этапа – комплексное тестирование/собеседование по всем интегрированным дисциплинам программы и прием практических навыков.
Итоговая оценка по всей дисциплине: средняя арифметическая из средней арифметической оценок рубежного контроля по всем модулям и оценки за интегрированный экзамен.
Система оценки знаний студентов прилагается.
5 ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ
- Оборудование: микроскопы, мультиголовочный микроскоп, компьютеры, мультимедийный проектор.
- Оснащение: микропрепараты, муляжи, таблицы, слайды, видеофильмы и СД-фильм, электронные микрофотографии, комплекты тестовых заданий и ситуационных задач по всем системам органов.
6 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ГИСТОЛОГИИ-2 ПО МОДУЛЯМ
МОДУЛЬ
Общее
кол-во
часов
СР
СП
СРС
занятия
7 ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ ПО ГИСТОЛОГИИ -2
7.1.1 Тематический план лекций
Гистофизиология надпочечников и поджелудочной железы.
Гистология коры больших полушарий головного мозга.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 14
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция