Учебно-методический комплекс гсэ. В 1 «основы законодательства о защите прав потребителей»

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
Учебно-методический комплекс гсэ. В 1 «основы законодательства о защите прав потребителей»

Скачати 1.58 Mb.

Сторінка 1/6 Дата конвертації 19.04.2016 Розмір 1.58 Mb.

  1   2   3   4   5   6

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ГСЭ.В.2.1 «ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
050706 — Педагогика и психология

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании кафедры

______________________________

_____________________факультета

(протокол №___от_________200_ г.)
Зав.кафедрой

_______________________________

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

1.1 Автор программы: В.А.Самсонов, ст. преподаватель кафедры экономики и права МГПУ
1.2 Рецензенты: А.Н. Писарев, доктор юридических наук, профессор кафедры государственного и административного права Московского института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова.

Гайнутдинов Р.К., доктор юридических наук, доцент, зав. кафедрой экономики и права МГПУ.

1.3 Пояснительная записка:
Защита прав потребителей — один из важнейших институтов цивилизованного рынка. В развитых странах этой проблемой занимаются многочисленные государственные и общественные организации. Ей посвящено большое количество законодательных нормативных актов. И это не случайно: права потребителей и их соблюдение — одно из слабых мест любой рыночной экономики. В этой сфере законы конкуренции не решают большинства возникающих проблем.

Вместе с возникновением товарно-денежных отношений и необходимостью регулирования отношений, являющихся следствием передачи вещей, производства работ, оказания услуг встала необходимость установления определенных правил. Сначала это были обычаи, имеющие свои особенности в зависимости от местности, условий проживания, рода основных занятий. В процессе развития отношений между социальными группами населения и внутри них, повышения культурного уровня, расширения сферы деятельности эти обычаи были облечены в форму законов.

Во многих странах, в первую очередь в промышленно развитых, подобные законы действуют уже сравнительно давно. В результате решения проблемы защиты прав потребителей приобрели международное значение, принятые в апреле 1980 г. Генеральной Ассамблей ООН, «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», ставшие основой для разработки Правительствами политики и законодательства в этой области.

Защита населения от неоправданного риска имущественного ущерба, вреда жизни и здоровью, от ухудшения состояния окружающей среды в результате производства и потребления товаров (работ, услуг), выявила необходимость ужесточения со стороны органов государственной власти контроля за рынком товаров и услуг. В подтверждение этому 7 февраля 1992 г. был принят закон «О защите прав потребителей». До этого законодательство не выделяло потребителя как отдельную категорию участников рыночных отношений, и регулирование отношений с их участием осуществлялось общими нормами гражданского и иных отраслей законодательства. Закон РФ «О защите прав потребителей» не только устанавливает основные права потребителей, но и закрепляет четкие механизмы реализации этих прав. Именно это принесло Закону РФ «О защите прав потребителей» заслуженную популярность и быстро сделало его одним из самых применяемых российских законов

Однако, значение Закона состоит не только в усилении социальных гарантий граждан. Закон объективно повышает ответственность изготовителей, исполнителей, продавцов за качеством своей работы, что в условиях развивающихся отношений конкуренции способствует повышению качества продукции, товаров и услуг, в частности, и социально – экономическому развитию страны в целом.

Наряду с расширением прав потребителей, Закон РФ «О защите прав потребителей» в редакции от 21.12.04 г. и от 25.10.07 г. установил ряд новых обязанностей для изготовителей продукции, продавцов, импортеров, исполнителей работ и услуг, внес существенные изменения в представление о некоторых вопросах в области качества продукции, ответственности за нарушение прав потребителей.

Целью курса «Основы законодательства о защите прав потребителей» является изучение важных вопросов, уяснение правовых категорий отношений, возникающих между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами, импортерами и уполномоченными ими организациями при продаже товаров (выполнении работ, оказания услуг). Совершенствование навыков работы с нормативными материалами, умение делать выводы и обосновывать решение практических вопросов со ссылками на конкретные правовые нормы.

В результате изучения дисциплины «Основы законодательства о защите прав потребителей студент должен:

— знать понятие законодательства о ЗПП, систему его источников и условия применения;

— знать систему субъективных прав потребителя, их содержание, порядок (процедуры) их осуществления и защиты;

— уметь анализировать и решать юридические проблемы в сфере действия законодательства о ЗПП, составлять проекты претензий, исковых заявлений и жалоб, а также других юридических документов в рассматриваемой области;

Преподавание курса по защите прав потребителей осуществляется в форме лекций и проведения семинарских занятий.

Формы контроля:

— текущий контроль складывается из контроля над подготовкой студента к семинарским занятиям, оценки его работы на семинарском занятии, контроля и оценки выполняемых самостоятельных работ;

— итоговым контролем является зачет по вопросам изученного курса, при этом учитывается качество работы студента на семинарских занятиях и содержание его ответов на зачетные вопросы.

1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка).

1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):

№ п/п Шифр и наименование специальности Курс Семестр Виды учебной работы в часах Вид итогового контроля (форма отчетности) Трудо-емкость Всего аудит. ЛК ПР/

СМ

ЛБ Сам.

работа

1. 050706— «Педагогика и психология» 4 8 58 28 18 10 30 Зачет

1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п Наименование раздела, темы Количество часов Вариант 1

(очная форма обучения)

Вариант 2

(заочная форма обучения)

Всего ауд. ЛК ПР Сам раб Всего ауд. ЛК ПР Сам раб 1. История возникновения и развития движения в защиту прав

потребителей в Америке, странах западной Европы, России

3 2 1 3

2. Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей 4 2 2 4

3. Право потребителей на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), и о товарах (работах, услугах) 3 2 1 4

4. Защита прав потребителей при продаже товаров 4 3 1 4

5. Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг 4 2 2 4

6. Государственные и общественные организации по защите прав потребителей 4 3 1 4

7. Юридическая ответственность за нарушение прав потребителей 3 2 1 4

8. Процессуальные аспекты защиты прав потребителей 3 2 1 3

ИТОГО: 28 18 10 30

1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Тема 1. История возникновения и развития движения в защиту прав потребителей в Америке, странах западной Европы, России
Движения в защиту прав потребителя в США. Термин «консьюмеризм». Надзор за качеством пищевых продуктов и медикаментов, «разгребатели грязи». Американская федерация потребителей. «Специальное послание о защите интересов потребителей». Основные права потребителя: право на выбор; право на безопасность; право быть выслушанным; право на информацию.

Движение в защиту прав потребителей в Великобритании, ФРГ, Швеции.

Законодательство Европейского Экономического Сообщества и организации Объединенных Наций о защите прав потребителей. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей».

Потребительское движение в России. Зарождение обществ, клубов, ассоциаций по защите прав потребителей. Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП).

Независимое издание для потребителей «Спрос».

Тема 2. Законодательство РФ о защите прав потребителей
Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей в РФ. Законодательство о защите прав потребителей как система нормативных актов. Место и значение ГК РФ в системе нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Основные понятия и термины, используемые в сфере торговли и услуг: Международные договоры РФ. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей.

Структура Закона РФ «О защите прав потребителей». Понятия: потребитель; изготовитель, исполнитель, продавец; стандарт, недостаток; существенный недостаток; безопасность товара; уполномоченная организация; импортер. Нормативные документы, предусматривающие обязательные требования к качеству товару.

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов. Закон РФ «О техническом регулировании» от 27.12.2002г. № 184 ФЗ. Технические регламенты. Добровольное и обязательное подтверждение соответствия. Обязательная сертификация. Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г.

Тема 3. Право потребителя на информацию об изготовителе, исполнителе, продавце и о товарах.
Информация об изготовителе, исполнителе, продавце. Информация о товарах (работах, услугах). Ответственность изготовителя, исполнителя, продавца за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге); об изготовителе, исполнителе, продавце. Права и обязанности изготовителя, исполнителя, продавца в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу). Особенности дополнительного обязательства.

Ответственность за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге).

Тема 4. Защита прав потребителей при продаже товаров
Права потребителя при продаже товара ненадлежащего качества. Возмещение убытков. Обязанности продавца при продаже товара ненадлежащего качества. Необходимость проведения экспертизы. Презумпция вины. Особенность удовлетворения требования о замене товара ненадлежащего качества.

Сроки предъявления требований в отношении недостатков товара. Сроки удовлетворения требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков товара. Порядок и сроки удовлетворения требования потребителя о замене товара ненадлежащего качества. Право на отказ от исполнения договора купли-продажи. Основания предоставления и отказа в предоставлении аналогичного товара в безвозмездное временное пользование. Ответственность за просрочку выполнения требований потребителя. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества.

Право потребителя на обмен товара надлежащего качества.

Правила продажи товаров по образцам. Дистанционный способ продаж.

Особенности продажи продовольственных товаров; текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви; технически сложных товаров бытового назначения; парфюмерно-косметических товаров. Особенности продажи автомобилей прицепов и номерных агрегатов. Особенности продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Особенности продажи лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Особенности продажи животных и растений. Особенности продажи товаров бытовой химии, пестицидов и агрохимикатов; экземпляров фильмов воспроизведенных на видеоносителях; оружия и патронов к нему. Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами.
Тема 5. Права потребителей при заключении договоров о выполнении работ, оказании услуг

Порядок определения сроков в договоре на выполнение работ, оказания услуг. Порядок оплаты. Соотношение норм ГК РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей» и иных законов. Основания изменения и расторжения договора. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг). Неустойка, как форма ответственности за нарушение сроков. Право потребителя на односторонний отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг).

Требования, предъявляемые к качеству работ (услуг). Права потребителей при обнаружении недостатков и существенных недостатков выполненной работы (оказанной услуги). Сроки предъявления и удовлетворения требований потребителя в отношении недостатков выполненной работы (оказанной услуги). Ответственность за нарушение сроков. Выполнение работы из материала исполнителя; из материала (с вещью потребителя). Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок.

Правила перевозки пассажиров, грузов, багажа воздушным, водным, автомобильным, железнодорожным транспортом. Правила оказания платных ветеринарных услуг. Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. Правила оказания услуг телефонной связи. Правила оказания услуг общественного питания, гостиничных услуг. Правила бытового обслуживания населения в РФ. Правила предоставления коммунальных услуг.

Тема 6. Государственные и общественные организации по защите прав потребителей.
Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Обязанности изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) по предоставлению информации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля и надзора в области защиты прав потребителей. Ответственность за нарушение прав потребителей установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Права общественных объединений потребителей. Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.

Тема 7. Юридическая ответственность за нарушение прав потребителей.

Виды юридической ответственности.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителя. Особенности общих условий наступления гражданско-правовой ответственности по законодательству о защите прав потребителей. Формы гражданско-правовой ответственности за причинение имущественного вреда. Убытки и неустойка как основные формы гражданской ответственности за нарушение прав потребителей. Понятия “убытки” и “вред”. Особенности взыскания убытков по законодательству о ЗПП. Бремя доказывания убытков. Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью. Компенсация потребителю морального вреда. Источники правового регулирования отношений по компенсации морального вреда. Понятие морального вреда.

Административная ответственность. Основания для возникновения административной ответственности. Виды административных взысканий за нарушение прав потребителей. Ответственность за административные правонарушения в области торговли и финансов.

Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение прав потребителей в Уголовном кодексе Российской Федерации. Недобросовестная конкуренция. Ложная реклама. Ответственность за обман потребителей. Наступление уголовной ответственности по ст. 238 «Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»
Тема 8. Процессуальные аспекты защиты прав потребителей.
Внесудебные (досудебные) процедуры разрешения юридических конфликтов с участием потребителей. Претензионные процедуры с участием потребителей: обязательные и добровольные.

Третейское разбирательство дел с участием потребителей.

Гражданско-процессуальные особенности рассмотрения дел с участием потребителей в судах общей юрисдикции.

Подсудность гражданских дел по защите прав потребителей. Рассмотрение дел с участием потребителей мировыми судьями. Общественные объединения и государственные органы, которые вправе предъявлять иски в защиту прав потребителей. Иски в защиту неопределенного круга потребителей: понятие, порядок предъявления и юридическое значение.

Освобождение потребителей от уплаты государственной пошлины. Распределение расходов между сторонами. Процессуальные права и обязанности потребителей.

Требования, предъявляемые к иску. Форма и содержание искового заявления. Соединение и разъединение нескольких исковых требований. Цена иска.

Обязанности по доказыванию в делах с участием потребителей. Судебная экспертиза по делам с участием потребителей.

Сроки рассмотрения дел. Вынесение судом решения по делу.

Рассмотрение дел с участием потребителей в порядке заочного производства.

Порядок обжалования решения суда. Сроки подачи жалобы. Порядок подачи жалобы. Содержание жалобы. Основания к отмене или изменению решения.

Пересмотр решения суда по делам о защите прав потребителей в порядке надзора. Лица, которые вправе принести протест на решение суда. Порядок принесения протеста.

Пересмотр решения суда по делам о защите прав потребителей по вновь открывшимся обстоятельствам. Лица, которые вправе подать заявление о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам. Порядок подачи заявления.

Взыскание судом с продавца (исполнителя, изготовителя) штрафа. Размер штрафа.

Исполнение судебного решения.

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п Наименование раздела

дисциплины.

Тема. Форма самостоятельной работы Кол-во часов Форма контроля выполнения самостоятельной работы 1. Законодательство РФ о защите прав потребителей

Вопросы для самостоятельного изучения. 3 Собеседование 2. Право потребителя на информацию об изготовителе, исполнителе, продавце и о товарах. Вопросы для самостоятельного изучения. 2 Тестирование 3. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за нарушение прав потребителей Вопросы для самостоятельного изучения. 2 Тестирование 4. Последствия продажи товара ненадлежащего качества Вопросы для самостоятельного изучения. 2 Тестирование 5. Сроки предъявления требований в отношении недостатков товара Вопросы для самостоятельного изучения. 2 Тестирование 6. Правила продажи отдельных видов товаров Вопросы для самостоятельного изучения. 2 Тестирование 7. Права потребителей при заключении договоров о выполнении работ, оказании услуг Вопросы для самостоятельного изучения. 3 Тестирование 8. Права потребителей при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) Вопросы для самостоятельного изучения. 3 Тестирование 9. Правила выполнения (оказания) отдельных видов работ (услуг.) Вопросы для самостоятельного изучения. 3 Собеседование 10. Судебная защита прав потребителей. Вопросы для самостоятельного изучения. 3 Собеседование 11. Государственная и общественная защита прав потребителей Вопросы для самостоятельного изучения. 3 Собеседование

Итого:

28

1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Целью семинарских занятий по курсу «О защите прав потребителей» является изучение важных вопросов, уяснение правовых категорий отношений, возникающих между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами и уполномоченными ими организациями при продаже товаров (выполнении работ, оказания услуг). Совершенствование навыков работы с нормативными материалами, умение делать выводы и обосновывать решение практических вопросов со ссылками на конкретные правовые нормы.

Подготовку к семинарским занятиям рекомендуется начинать с изучения учебной и специальной литературы. Большую помощь при изучении нового законодательства оказывает знакомство с публикациями в юридических журналах «Законность», «Хозяйство право», «Спрос». Для изучения законодательства студенты должны обращаться к официальным изданиям: «Российская газета», «Собрание законодательства РФ», «Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ», «Бюллетень Верховного суда РФ» и др.

Семинар 1.

  1   2   3   4   5   6
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий