Учебно-методический комплекс для студентов высших учебных заведений

Охватывает следующие три сложные правовые категории
Учебно-методический комплекс для студентов высших учебных заведений

Скачати 14.29 Mb.

Сторінка 1/54 Дата конвертації 19.04.2016 Розмір 14.29 Mb.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   54

ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра теории и истории государства и права

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Электронный учебно-методический комплекс
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности

1-24 01 02 «Правоведение»


Новополоцк
2014

Автор-составитель:

Т. В. Семёнова –ассистент кафедры теории и истории государства и права;

Методические рекомендации по дисциплине «Право социального обеспечения» по специальности «Правоведение содержит подлежащие изучению вопросы, нормативные источники и литературу.

ОБЗОРНЫЕ ЛЕКЦИИ: ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

ГЛАВА 1. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ — СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

 

§ 1.1. Понятие социального государства

 

Социальное государство — характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Это означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия.

Социальное государство — это зависимость государства от гражданского общества, его подчиненность интересам граждан, причем не только чисто экономическим, которые входят в понятие социальных интересов, а всеобъемлющим интересам1 . Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.

Социальное государство — наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и обществ2. Социальная справедливость и социальная солидарность предусматривают реализацию на практике таких положений, как: солидарная ответственность поколений и сословий — богатые платят за бедных; здоровые платят за больных; трудоспособные платят за еще или уже нетрудоспособных; обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

Большинство российских исследователей понимает социальное государство как некий институт, который «самообязывается помогать тем, кто не способен к труду, а также тем, кто в силу разных обстоятельств не в состоянии обеспечить себя прожиточным (удовлетворительным, достойным) минимумом»3 . Посредством социальной функции осуществляется «снятие или смягчение социальных противоречий путем использования цивилизованных средств их разрешения; обеспечение человеку надлежащих условий жизни посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства»4.

Вообще, слово «социальный» в латинском языке означает «общий», «общественный», то есть относящийся к жизни людей в обществе. Поэтому «социальным» в самом широком значении этого слова является любое государство, будучи продуктом общественного развития. Однако в данном случае под «социальным государством» понимается государство, обладающее особыми качествами и функциями.

Существование и деятельность социального государства тесно связаны с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека.

Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трех основных проявлениях и его можно анализировать на следующих трех соответствующих уровнях: на научном — как идею и ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном — как конституционный принцип, закрепленный в основных законах все возрастающего числа стран, на эмпирическом — как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX — начале XX вв. (то есть позднее идеи правового государства) как результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа — принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, что в конечном итоге такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью.

Другой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который — задача государства.

Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу и самодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства, имел, таким образом, экономическое основание в период упрочения экономической мощи буржуазных государств. Однако к концу XIX в. по мере развития и накопления богатства стало происходить имущественное расслоение буржуазного общества, его поляризация, чреватая социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти от роли «ночного сторожа» к активному вмешательству в социально-экономическую сферу. Именно в такой историко-политичес-кой обстановке и начинает формироваться понятие социального государства, понимание его особых качеств и функций.

В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных государств. Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 г. Так или иначе принцип социальности выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, Японии и др. государств. Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского экономиста Дж. Кейнса, под влиянием взглядов которого сформировалась концепция государства всеобщего благоденствия, исходящая из возрастания социальной функции государства.

Следует отметить, что, несомненно, катализатором процесса развития идеи социального государства и воплощения ее в жизнь на Западе было возникновение Советского государства, постоянно декларировавшего в своих Конституциях и других законодательных актах социальную ориентированность политики. И хотя политическая теория и декларации социализма находились в противоречии с реальностями отсутствия демократии, гражданского общества, правового государства и частной собственности как экономической основы этих институтов, нельзя отрицать реальных достижений в социальной политике социалистических государств.

Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым.

Теория и практика правового государства предшествовали идее и практическому воплощению государства социального, и их можно рассматривать как определенные этапы в развитии общества. Социальное государство пришло вслед за правовым потому, что последнее в его классическом либеральном (формальном) варианте опиралось, прежде всего, на принципы индивидуальной свободы, формального юридического равенства и невмешательства государства в дела гражданского общества. А это привело к глубокому фактическому неравенству, кризисным состояниям в экономике и классовой борьбе. В наши дни демократические государства стремятся найти оптимальную меру сочетания правового и социального принципов.

Истоки социальной политики государства находятся в далеком прошлом, когда правители, например римские цезари, заботились о предоставлении плебсу «хлеба и зрелищ». Однако о социальном государстве как особой политико-правовой реальности можно говорить лишь тогда, когда социально ориентированная политика фактически становится основным направлением его деятельности и распространяется на широкий круг объектов. Кроме того, социальным может быть только государство, имеющее высокий уровень экономического развития, причем в структуре экономики должна быть учтена социальная ориентация государства. В этой связи момент реального возникновения социальных государств следует отнести к 60-м годам XX в.

В каждой же конкретной стране начальную стадию формирования социального государства следует связывать с установлением ответственности государства за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, что в дальнейшем трансформируется в обязанность государства обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни.

Кроме того, следует учитывать, что проведение государством социально ориентированной политики представляет собой трудный процесс, своего рода политическую эквилибристику, обусловленную необходимостью учитывать противоречивые, почти исключающие друг друга факторы. Социальное государство должно постоянно налаживать труднодостижимый баланс между свободой рыночной экономики и необходимостью воздействовать на распределительные процессы с целью достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства.

По нашему мнению, социальное государство — это не этап развития правового государства, а этап развития государственно-организованного общества в целом. И мы не можем согласиться с мнением ряда авторов, которые считают, что социальное и правовое государство как «атрибуты государства приобретают ясный смысл только в альтернативном, а не кумулятивном режиме употребления»5, и толкуют о «фундаментальных противоречиях между правовым и социальным началом его бытия»6.

Становление социального государства — это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

Справедливо отметил российский ученый Гончаров П.К., что в социальном государстве существенное значение и свои специфические черты будет иметь и духовная сфера. Во главу угла забот государства и общества должно быть поставлено формирование всесторонне и гармонично развитой личности каждого человека. Глубокие народные традиции гуманизма и нравственности, высочайшие достижения отечественной культуры делают эту цель вполне достижимой. Для этого должен быть открыт доступ гражданам и, прежде всего, молодежи к подлинным образцам мировой и отечественной культуры, искусства и литературы, прекращена фактически насильственная вестернизация духовной жизни. Примеры защиты национального языка и культуры, поощрения развития фольклора дают многие развитые европейские страны7.

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства: ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового; на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции. В рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства — специфические функции. К последним, в частности, относятся: поддержка социально незащищенных категорий населения; охрана труда и здоровья людей; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы; поощрение благотворительной деятельности; финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ; борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице; поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан; участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем; забота о сохранении мира в обществе.

1 Бибило, В.Н. Главный атрибут современного правового государства / В.Н. Бибило //Конституционно-правовые проблемы формирования социального правового государства. — Минск, 2000. — С. 53-54.

2 Гончаров, П.К. Российская модель социального государства: постановка проблемы и вариант решения / П.К. Гончаров //Социология власти: информ.-аналитич. бюл. — 1999. — N° 4. — С. 55-59.

3 Глухарева, Л.И. Современные проблемы теории прав человека / Л.И. Глухарева. — М., 2004. — С. 168.

4 Морозова, Л.А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. -М., 2002. — С. 105.

5 Королев, С.В. Конституционно-правовое регулирование бюджетного федерализма: автореф. дис. … д-ра юрид. наук / С.В. Королев. — М., 2005. — С. 26.

6 Увачев, В.А. Социально-правовое государство и гражданское общество постиндустриальной эпохи: правовые основы функционирования и взаимодействия (на примере стран Западной Европы и США): автореф. дис. … канд. юрид. наук / В.А. Увачев. — М., 2006. — С. 10.

7 Гончаров, П.К. Социальное государство: сущность и принципы / П.К. Гончаров / / Вестник Российского университета дружбы народов. -Сер. Политология. — 2000. — № 2. — С. 46-59.

§ 1.2. Осуществление Республикой Беларусь функции социальной защиты

Республика Беларусь — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих своим гражданам достойную жизнь и свободное развитие. Всем гражданам страны гарантирована охрана здоровья, выплата заработной платы, государственных пенсий и пособий. В социальной сфере приоритетом является сохранение наиболее ценного, использование в новых условиях принципа социальной справедливости без отказа от накопленного опыта.

Появление термина «социальное государство» фактически ознаменовало признание изменившейся природы государственности. Данное понятие отразило свершившийся переход от «полицейского» государства, «государства общественного договора», «государства как высшей формы власти» к государству, осуществляющему социальные функции. А значит, оно берет на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечивает доступность социальной поддержки всем членам общества, создает государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, вводит бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, становится доминирующим субъектом социальных функций в обществе.

Принцип социальной справедливости находит свое выражение в адресной социальной политике, социальных гарантиях, особенно по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы.

В Беларуси сложилась эффективно действующая система справедливого распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и повышения социальной защиты населения в целом. Задача сейчас ставится так: законы Республики Беларусь о человеке, его нуждах должны быть эталонами социальной справедливости.

Ведущей социальной установкой белорусской государственности и ее идеологической платформы, гуманистической по своей направленности, является оптимальное сочетание централизованных гарантий и индивидуального трудового вклада в процветание государства. Только эффективный труд может быть источником экономического и социального успеха личности и государства.

Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в: гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности; гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие; гарантиях права на труд как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека; гарантиях справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование; гарантиях права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения; гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.

Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан — обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Смысл эффективной адресной социальной защиты состоит в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения.

В Республике Беларусь разработана стратегия проекта по реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований.

Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.

Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии. Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.

Конституционная интерпретация понятия социального государства включает два основных вектора его деятельности: первый — это общая стратегия, касающаяся любого члена общества (проведение политики, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека); второй — решаемые государством дополнительные задачи в отношении отдельных групп и слоев населения (установление различных гарантий социальной защиты). Признание на конституционном уровне значимости социальной защиты (как составного элемента понятия социального государства), а также конституционно закрепленная взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения неизбежно вызывают интерес науки права социального обеспечения к этому феномену общественной жизни.

Проблемы социальной защиты граждан всегда волновали и продолжают волновать ученых разных направлений (юристов, социологов, экономистов). С 1947 года указанная проблема встала в повестку для созданного для этих целей Международного общества социальной защиты. В 1958 году в Стокгольме и в 1960 году в Белграде состоялись специальные Международные конгрессы социальной защиты, в которых активное участие принимали видные советские экономисты, социологи, юристы. Несмотря на многие теоретические проработки, к сожалению, акцентировать внимание на сущности и содержании понятия «социальной защиты» не удалось, и сегодня оно оценивается далеко неоднозначно.

Социальную защиту можно определить как комплекс мер в сфере денежного и натурального обеспечения, услуг и льгот, направленных на социальную поддержку нуждающихся граждан, создание условий для их самореализации и самообеспечения, а также осуществляемых за счет бюджетов и фондов социальной поддержки населения, других источников сверх традиционно реализуемых системой социального обеспечения. Данное определение адресное и в нем делается акцент на том, что социальная защита может быть эффективной только в том случае, когда она обеспечивает не просто материальное благосостояние, но и экономическую самостоятельность, социальный статус личности, душевный комфорт.

Проблема социальной защиты в условиях экономической реформы нередко сводится только к пенсионерам, инвалидам, семьям с детьми и другим гражданам. Система социальной защиты должна защищать интересы всех граждан, страховать их от столь резкого падения качества жизни, ухудшения социального самочувствия и т.д.

Сегодня следует формировать общественное мнение, государственный подход и поведение каждого человека с новых позиций. Наше общество до сих пор пожинает плоды понимания бесплатности и бесконечности предоставляемых материальных благ. Определенную лепту в укоренение такого понимания внесло использование понятия алиментарности.

Понятие алиментарности должно быть исключено из современной социально-правовой лексики, поскольку злоупотребление терминами «безэквивалентность» и «безвозмездность» порождает суждения о том, что социальная деятельность государства (а значит, и социальное обеспечение, социальная защита) — это «милость», «моральный долг», «благородный жест» и т.п.

Функционирующая система белорусского законодательства о социальной защите граждан не должна быть подвержена сиюминутным и необоснованным изменениям, непредсказуемым деформациям. Частые изменения и дополнения, вносимые в нормативные акты, осложняют правоприменительную практику. Необходимо видеть перспективу развития законодательства и заранее определять основные концептуальные направления этого развития. Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной политики.

Социальная политика носит, кроме того, консервативный и инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она как бы сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере, и передает это тем, кто нуждается в социальном вмешательстве. Инновационность — это то, что политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим изменениям.

В условиях Республики Беларусь это означает, что должен максимально использоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для формирования новой концепции социального обеспечения.

Человек и его конкретные нужды всегда были и остаются главной заботой государства. В республике продолжает осуществляться комплекс правовых, социально-экономических, организационных мер по усилению социальной защищенности граждан старшего поколения, повышению качества жизни одиноких граждан и других социально незащищенных слоев населения.

При рыночной системе хозяйствования без вмешательства государства формируются доходы владельцев факторов производства через действующие законы спроса и предложения, т.е. не гарантируется уровень благосостояния всего населения. Теория и практика «социального рыночного хозяйства», используемая государством для предоставления населению социальных гарантий приобрела в XX веке особую популярность в промышленно развитых странах Запада. Поэтому формирование доходов осуществляется на основе их регулирования путем перераспределения. Основное направление — регулирование социально-экономических условий жизни различных слоев общества с учетом экономической ситуации в стране. Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты из программ социального характера, таких как пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, различного рода социальные пособия (по безработице, медицинскому обслуживанию, малообеспеченным семьям на детей и т.д.).

В современных условиях в Республике Беларусь ведется большая работа по выявлению, учету и постановке на надомное обслуживание граждан с изучением конкретно сложившейся ситуации в отделах социальной защиты администраций, а также в территориальных центрах социального обслуживания населения городов. Созданный банк данных постоянно корректируется. Ведется учет многодетных, неполных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов до 18-летнего возраста. В базе данных содержатся сведения об их материально-бытовом положении, степени нуждаемости в различных видах помощи. Цель деятельности территориальных центров социального обслуживания населения — оказание содействия гражданам (семьям) в преодолении и предупреждении возникновения трудных жизненных ситуаций, оказание социальных, бытовых, юридических, психологических и иных видов услуг постоянного, временного или разового характера. Неработающим пенсионерам и инвалидам, нуждающимся в санаторно-курортном лечении, в отделах социальной защиты администрации районов города выдаются бесплатные путевки в санатории и профилактории.

Вся работа по социальной защите граждан (включая пожилых людей и других социально незащищенных граждан) проводится в соответствии с нормативно-правовыми актами Республики Беларусь. Отделами труда и социальной защиты горисполкомов, отделами социальной защиты администрации районов города, а также территориальными центрами оказывается методическая помощь по вопросам предоставления льгот, компенсаций, пособий пожилым людям, по решению других вопросов, направленных на социальную поддержку людей пенсионного возраста и других социально незащищенных граждан.

Совершенствоване основных систем социального обеспечения требует с необходимостью разработки механизма улучшения прочих социальных сфер — труда, здравоохранения и, конечно, налоговой системы как основы любой системы социального обеспечения.

В системе пенсионного обеспечения в первую очередь необходимо пересмотреть механизм начисления, перерасчета пенсий, а также усовершенствовать как саму структуру пенсионной системы, так и осуществление финансовой стороны деятельности этой системы.

Основной задачей совершенствования системы пенсионного обеспечения является создание условий для развития страховых принципов в пенсионном законодательстве. Главное внимание необходимо уделить не только укреплению и развитию государственной пенсионной системы, но и наряду с этим развитию системы дополнительного пенсионного обеспечения из негосударственных пенсионных фондов за счет средств работодателей и граждан.

Совершенствование системы пенсионного обеспечения должно идти в основном по следующим направлениям:

1. Устроение рациональной системы пенсионной службы.

2. Упорядочение назначения пенсионных льгот в связи с условиями труда. Реализация этой задачи позволит сократить нерациональные затраты пенсионной системы и обеспечить достижение большей социальной справедливости при назначении пенсий.

3. Создание информационной системы обслуживания пенсионного обеспечения.

В системе социальной помощи необходимо модернизировать систему форм и методов службы социальной помощи, а также разработать краткосрочные и долгосрочные мероприятия. Усовершенствования в системе социальной помощи должны, по нашему мнению, идти по двум направлениям: с одной стороны, система социальной помощи нуждается в значительной децентрализации, с тем чтобы социальная помощь оказывалась непосредственно нуждающимся адресно, с другой стороны, необходимо создать такие условия, при которых трудоспособные члены общества смогут сами решать свои вопросы.

Усилия по совершенствованию в системе социального обслуживания должны быть направлены на расширение внутренней инфраструктуры центров социального обслуживания, с тем чтобы обеспечить индивидуальность подхода, качество и состав социальных услуг. Каждому клиенту необходимо предоставить возможность выбора оптимального варианта обслуживания, что позволит осуществить принцип индивидуального подхода, адресности и расширить состав и качество предоставляемых социальных услуг.

С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и, прежде всего, должностных лиц государства.

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину: достойных условий существования; социальной защищенности; равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например, Кодекса социальных законов, как это имеет место в Германии).

Улучшение социальной помощи и системы обслуживания нуждающихся, развитие и расширение самопомощи не только не являются взаимоисключающими, но с психологической и морально-этической точки зрения и с позиции самоутверждения являются более эффективными и прогрессивными, чем простая зависимость от системы социального обеспечения. Необходимо повышение уровня участия в системе социальной защиты не только каждого конкретного гражданина, но и социальных партнеров — профессиональных союзов работников и объединений нанимателей, поскольку система социальной защиты прямо или косвенно финансируется за счет средств работников и нанимателей.

Становление и развитие социального государства — это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения. Перестройка системы социальной защиты и перевод ее на новые принципы функционирования возможны лишь в условиях изменения социального сознания общества и глубокого понимания сущности и значимости системы социальной защиты, ее новых теоретических концепций, моделей, понятий и, что особенно важно, преодоления утвердившегося за долгие годы образа теоретического и практического мышления.

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие социального государства.

2. Охарактеризуйте основные этапы становления и развития социального государства.

3. В чем выражается осуществление Республикой Беларусь функции социальной защиты?

4. Охарактеризуйте принципы социального государства.

 

Вопросы для самоподготовки

1. Социальная политика в Республике Беларусь и источники ее финансирования.

2. Механизмы реализации основных положений и принципов социального государства.

3. Основные проблемы социального развития Республики Беларусь.

Тема дипломной работы

1. Республика Беларусь — социальное государство.

 

Темы курсовых работ

1. Понятие социального государства.

2. Социальное государство: этапы становления и развития.

3. Принципы социального государства по Конституции Республики Беларусь.

4. Осуществление Республикой Беларусь функции социальной защиты.

 

Рекомендуемая литература

1. Акмалова, А.А. Предыстория и история социального правового государства / А.А. Акмалова, В.М. Капицын //Социальное и пенсионное право. — 2008. — № 1. — С. 11-14.

2. Анисимов, В.М. Социальное государство: от декларации к воплощению / В.М. Анисимов // Человек и труд. — 2004. — № 4. — С. 35-36.

3. Берлин, И. Стремление к идеалу / И. Берлин // Вопросы философии. — 2000. — № 5. — С. 58.

4. Варламова, Н. Конституционный статус социально-экономических прав / Н. Варламова // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. — 2000. — № 1 (30). — 160 с.

5. Гладышев, А.Г. Социальное право России: опыт и проблемы реализации в местном сообществе / А.Г. Гладышев // Муниципальный мир. -2000. — № 3. — С. 32-37.

6. Защита прав человека в условиях перехода к рынку: материалы «круглого стола» // Государство и право. — 1993. — № 6. — С. 22.

7. Козло, А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы / А.Е. Козло. — М., 1990. — 54 с.

8. Колков, В.В. Социальное государство в теории социальной работы / В.В. Колков / / СОТИС: социальные технологии, исследования. -2003. — № 4. — С. 35-51.

9. Ледях, И.А. Социальное государство и права человека (из опыта западных стран) / И.А. Ледях. — М., 1994. — С. 25.

10. Поленина, С.В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России / С.В. Поленина // Государство и право. — 1999. — № 9. — С. 7-8.

11. Римашевская, Н.М. Основа социальной политики — реформа социальной сферы / Н.М. Римашевская // Труд и социальные отношения. Спецвыпуск. — 2001. — С. 85-90.

12. Страшун, Б.А. Социальное государство / Б.А. Страшун, А.А. Мишин. — Т. 1-2. — 3-е изд. — М., 1999. — С. 240.

13. Торлопов, В.А. О работе «круглого стола» Петербургского экономического форума на тему «Проблемы формирования правовых основ и механизмов Российской Федерации как социального государства: принципы, практика, перспективы» / В.А. Торлопов / / Вестник Межпарламентской Ассамблеи. — 2000. — № 4. — C. 125-127.

14. Бибило, В.Н. Главный атрибут современного правового государства / В.Н. Бибило // Конституционно-правовые проблемы формирования социального правового государства. — Минск, 2000. — С. 53-54.

15. Гончаров, П.К. Российская модель социального государства: постановка проблемы и вариант решения / П.К. Гончаров // Социология власти: информ.-аналитич. бюл. — 1999. — № 4. — С. 55-59.

16. Глухарева, Л.И. Современные проблемы теории прав человека / Л.И. Глухарева. — М., 2004. — С. 168.

17. Морозова, Л.А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. -М., 2002. — С. 105.

18. Королев, С.В. Конституционно-правовое регулирование бюджетного федерализма: автореф. дис. … д-ра юрид. наук / С.В. Королев. -М., 2005. — С. 26.

19. Увачев, В.А. Социально-правовое государство и гражданское общество постиндустриальной эпохи: правовые основы функционирования и взаимодействия (на примере стран Западной Европы и США): автореф. дис. … канд. юрид. наук / В.А. Увачев. — М., 2006. — С. 10.

20. Гончаров, П.К. Социальное государство: сущность и принципы / П.К. Гончаров // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Политология. — 2000. — № 2. — С. 46-59.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   54
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий