Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция

Некратова Н. А., д б н., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция

Скачати 2.2 Mb.

Сторінка 1/10 Дата конвертації 17.04.2016 Розмір 2.2 Mb.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Западно-Сибирский филиал

государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

направление подготовки 030900.62 – Юриспруденция

квалификация (степень «Бакалавр»)

Томск

2011

Автор:

Некратова Н.А., д.б.н., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия

Рецензенты:

Зинченко Е.В., к.ф.н., доцент, зав. кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Западно-Сибирского филиала РАП

Павлов Е.В., старший преподаватель кафедры онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета Томского госуниверситета

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» и аннотацией к рабочей программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия (протокол № 1 от 29 августа 2011 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия (протокол № 1 от 29 августа 2011 г.).

©Западно-Сибирский филиал РАП, 2011.

©Некратова Н.А., 2011.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4

Объем дисциплины и виды учебной работы 5

Тематический план 5

Программа курса 6

Планы семинарских (практических) занятий 8

Методические рекомендации по изучению дисциплины и

организации самостоятельной работы студентов 13

Темы и вопросы для самостоятельной работы 14

Литература 19

Вопросы для подготовки к зачету 22

Курс лекций 25

Введение

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП. Для освоения дисциплины используются знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе обучения в средней общеобразовательной школе.

Знания, умения и виды деятельности, сформированные в результате освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», потребуются при прохождении производственной практики.

Целью изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений, навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характере мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Структура дисциплины

Система «человек-среда обитания». Экологическая, промышленная, производственная безопасность.

Чрезвычайные ситуации – понятие, основные виды. Человек и техносфера. Законодательные и нормативно-правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности.

Основные образовательные технологии

В ходе изучения дисциплины используются как традиционные методы и формы обучения (лекции, практические занятия, самостоятельная работа), так и интерактивные формы проведения занятий (тренинги, ролевые игры и др.).

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

  • способности анализировать социально значимые предметы и процессы;
  • способности понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
  • готовности к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства;
  • способности осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению.

В результате изучения дисциплины, обучающийся должен знать:

  • основные техносферные опасности, их свойства и характеристики;
  • характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду;
  • методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности.

Уметь:

  • использовать основные методы защиты производственного персонала и населения от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
  • идентифицировать основные опасности среды обитания человека;
  • оценивать риск их реализации;
  • выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности.

Владеть:

  • законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды;
  • требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности;
  • способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях;
  • понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности;
  • навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

(по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по форме обучения Очная Общая трудоемкость 2 з.е. – 72 ч. Всего аудиторных занятий 34 Лекции 17 Семинарские (практические) занятия 17 Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС 38 Форма итогового контроля Зачет

Тематический план

п/п

Разделы (темы) дисциплины

Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану) Лекции Семинары* Сам./раб. 1. Общие вопросы безопасности жизнедеятельности 2 1 2 2. Вопросы экологии и санитарной гигиены как научные основы БЖД 2 2 6 3. Безопасность жизнедеятельности, связанная с производством 3 4 6 4. Безопасность жизнедеятельности и техногенные системы 2 1 6 5. Законодательная база

безопасности

жизнедеятельности и охраны охран труда в Российской Федерации

1 – 6 6. Чрезвычайные ситуации 5 4 8 7. Система безопасности Российской Федерации: задачи, структура, функции, органы управления 1 1 4 8. Обеспечение профессиональной безопасности, а также в городе и на отдыхе 1 2 – 9. Защита рефератов. Подведение итогов – 3 – 10. Подведение итогов – 2 –

Итого: 17 17 38

Всего: 72

* – занятия в активной и интерактивной форме.

Программа курса

Тема 1. Общие вопросы безопасности жизнедеятельности

Цели и задачи науки безопасности жизнедеятельности. История возникновения БЖД. Основные понятия безопасности жизнедеятельности. Основные объекты безопасности жизнедеятельности: личность, общество, государство. Виды, принципы, аксиомы и методики обеспечения безопасности.

Понятие «опасность». Фактор риска.

Тема 2. Вопросы экологии и санитарной гигиены как научные основы БЖД

Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности. Человек как элемент среды обитания. Негативные воздействия в системе «Человек – среда обитания». Техногенные экосистемы, их роль в современном мире. Понятие об экологической экспертизе и экологическом паспорте предприятия. Мониторинг окружающей среды.

Антропогенное загрязнение атмосферы и опасность для человека. Антропогенное загрязнение гидросферы и опасность для человека. Антропогенное воздействие на почву и литосферу.

Человек как биологическое существо. Нервная система человека. Структура и функции анализаторов. Показатели и профилактика травматизма. Инфекционные заболевания, иммунитет и экология. Классификация несчастных случаев. Первая доврачебная помощь больным, пострадавшим от разных несчастных случаев.

Тема 3. Безопасность жизнедеятельности, связанная с производством

Физический и умственный труд. Микроклимат и комфортные условия труда. Система обеспечения параметров микроклимата. Пыль. Освещенность на рабочем месте.

Классификация негативных факторов. Техногенные аварии и катастрофы. Вредные вещества и их действие. Воздействие на организм человека вибрации, акустических колебаний, инфразвука и ультразвука. Воздействие на человека электромагнитных полей промышленной частоты и радиочастот. Воздействие на организм электромагнитного излучения оптического диапазона; электрического тока. Ионизирующее излучение и его действие на организм.

Тема 4. Безопасность жизнедеятельности и техногенные системы

Региональный комплекс негативных естественных и антропогенных факторов. Основные понятия безопасности технических систем. Методы повышения безопасности технических систем. Правила техники безопасности при работе на производстве.

Правила техники безопасности при работе с ручным и механизированным инструментом. Техника безопасности при эксплуатации машин и механизмов, башенных и стреловидных кранов, подъемников. Правила техники безопасности при эксплуатации установок, работающих под давлением. Техника безопасности при эксплуатации автотранспорта.

Тема 5. Законодательная база безопасности жизнедеятельности и охраны труда в Российской Федерации

Закон о безопасности. Закон об охране труда. Правила выдачи письменного допуска на производство работ с повышенной опасностью. Правила расследования несчастных случаев. Оформление материалов расследования несчастных случаев и их учет. Закон об охране окружающей среды.

Тема 6. Чрезвычайные ситуации

Понятие. Классификация. Чрезвычайные ситуации, вызванные выходом радиоактивных веществ. Воздействие на человека неионизирующих излучений и электрического тока. Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах. Чрезвычайные ситуации на пожаро- и взрывоопасных объектах. Пожар в доме. Чрезвычайные ситуации в условиях террористических и военных действий. Защита населения от современных средств поражения, крупных производственных аварий и катастроф. Управление в чрезвычайной ситуации.

Тема 7. Система безопасности Российской Федерации: основные задачи, функции, органы управления

Основные виды, объекты и стратегия национальной безопасности РФ: личность, общество, государство. Принципы обеспечения безопасности: законность, соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, взаимная ответственность. Интеграция с международными системами безопасности. Основные функции системы безопасности. Силы и средства обеспечения безопасности. Органы управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Безопасность жизнедеятельности во время военных событий.
Планы семинарских (практических) занятий
Занятие 1. Тема «Общие вопросы безопасности БЖД»

Просмотр видеосюжетов с катастрофами.

Вопросы:

  1. Что видели? Какой вывод сделали?
  2. Что такое БЖД?
  3. Цель и задачи дисциплины.
  4. Актуальность этой дисциплины.
  5. Чему бы хотели научиться?
  6. Основные объекты БЖД.
  7. Понятие «Опасность». Фактор риска.

Литература для подготовки к занятию:

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов, А.В. Старостенко и др. – СПб: Питер, 2005, – 302 с.
  2. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [ В.Н. Павлов, В.А. Букангин, А.Е. Зенков и др.]. – М.: «Академия», 2008.–336 с.
  3. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности: краткий курс. За 3 дня до экзамена / Т.А. Хван, П.А. Хван. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 221 с. – (От сессии до сессии).

Занятие 2. Тема « Вопросы экологии и санитарной гигиены как научные основы БЖД»

Просмотр видеосюжетов.

Вопросы:

  1. Что видели? Какой вывод сделали?
  2. Что такое экология?
  3. Негативные воздействия в системе «Человек – среда обитания».
  4. Составить таблицу «Негативные воздействия в системе «Человек – среда обитания».
  5. Санитарная гигиена.
  6. Нервная система человека
  7. Первая доврачебная помощь при ранениях, кровотечениях, переломах, синдроме длительного сдавливания, шоке, первая медицинская помощь при термических поражениях и несчастных случаях, ожогах, обморожениях, электрических травмах, утоплении, первая медицинская помощь при внезапных заболеваниях, инфаркте миокарда, гипертоническом кризе, обмороке, инсульте).

Пример таблицы

Компоненты, представляющие наибольшую опасность для

окружающей среды

Компонент Источник образования Влияние на биосферу Влияние на человека

Литература для подготовки к занятию:

  1. Бондин В.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / В.И. Бондин, Ю.Г. Семехин, О.Г. Бериев – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К˚» ; Ростов н/Д: Академцентр, 2009. – 352 с.
  2. Безопасность технологических процессов и производств. (Охрана труда): Учеб. пособие для вузов. /[Кукин П.П., Лапин В.Л., Пономарев Н.Л. и др. – 2-е изд., испр. и доп. – Издательство «Высшая школа», 2001. – 319 с.
  3. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности: краткий курс. За 3 дня до экзамена / Т.А. Хван, П.А. Хван. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 221 с. – (От сессии до сессии).

Занятие 3. Тема «Безопасность жизнедеятельности, связанная с

производством. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности»

Просмотр видеосюжетов.

Вопросы:

  1. Что видели? Какой вывод сделали?
  2. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности.
  3. Параметры микроклимата в производственных и жилых помещениях. Их расчет.
  4. Расчет искусственного и естественного освещения.
  5. Безопасность при работе с компьютером и при использовании сотового телефона.

Литература для подготовки к занятию:

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов, А.В. Старостенко и др. – СПб: Питер, 2005, – 302 с.
  2. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Л.А. Муравья. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2002. – 431 с.
  3. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [ В.Н. Павлов, В.А. Букангин, А.Е. Зенков и др.]. – М.: «Академия», 2008.–336 с.

Занятие 4. Тема «Безопасность жизнедеятельности, связанная с

производством»

Просмотр видеосюжетов.

Вопросы:

  1. Что видели? Какой вывод сделали?
  2. Факторы производственной сферы.
  3. Классификация вредных и опасных производственных факторов
  4. Электрический ток. Опасность и меры защиты (звонки при аварии).

Литература для подготовки к занятию:

  1. Безопасность и чрезвычайные ситуации в природно-техногенной сфере: Уч. пос. /Б. Мастрюков. – М.: Академия, 2011. – 368.
  2. Безопасность жизнедеятельности: Уч. пос. /Т.А. Хван. – 9 изд. – Ростов н/Д Феникс, 2012. – 443 с.
  3. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды: Учебник /С.В.Белов. – 3 изд. – М.: Юрайт, 2012. – 682 с.

Занятие 5. Тема «Безопасность жизнедеятельность и техногенные системы

Вопросы:

  1. Основные понятия безопасности технических систем.
  2. Методы повышения безопасности технических систем.
  3. Правила техники безопасности при работе на производстве.
  4. Правила техники безопасности при работе с ручным и механизированным инструментом, при эксплуатации машин и механизмов.
  5. Техника безопасности при эксплуатации автотранспорта.

Литература для подготовки к занятию:

  1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов, А.В. Старостенко и др. – СПб: Питер, 2005, – 302 с.
  2. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Л.А. Муравья. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2002. – 431 с.
  3. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [ В.Н. Павлов, В.А. Букангин, А.Е. Зенков и др.]. – М.: «Академия», 2008.–336 с.

Занятие 6. Тема « Природные чрезвычайные ситуации»

Просмотр видеосюжетов.

Вопросы:

1. Что видели? Что подумали?

2. ЧС, вызванные наводнениями;

3. ЧС, вызванные землетрясениями;

4. ЧС, вызванные сильными ветрами;

5. ЧС, вызванные атмосферными осадками;

6. ЧС, вызванные извержениями вулканов;

7. ЧС, вызванные лавинами, обвалами, оползнями, селями.

Литература для подготовки к занятию:

  1. Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них. Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 496 с.
  2. Безопасность и чрезвычайные ситуации в природно-техногенной сфере: Уч. пос. /Б. Мастрюков. – М.: Академия, 2011. – 368.
  3. Лучшие рефераты. Безопасность жизнедеятельности. Серия «Банк рефератов». Ростов н/Д, Феникс, 2003. – 288 с.
  4. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности: краткий курс. За 3 дня до экзамена / Т.А. Хван, П.А. Хван. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 221 с. – (От сессии до сессии).

Занятие 7. Тема «Техногенные чрезвычайные ситуации»

Просмотр видеосюжетов.

Вопросы:

  1. ЧС, вызванные пожарами;
  2. ЧС, вызванные взрывами;
  3. ЧС, вызванные аварийно химически опасными веществами
  4. ЧС, вызванные радиацией;
  5. ЧС, вызванные электричеством;
  6. ЧС, вызванные транспортом;

Литература для подготовки к занятию:

  1. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / [Я.Д. Вишняков и др.] – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 304 с.
  2. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учеб. пособие / В.А. Акимов, Ю.А. Воробъев, М.И. Фалеев и др. – М.: Высш. шк., 2006. –592 с.
  3. Безопасность и чрезвычайные ситуации в природно-техногенной сфере: Уч. пос. /Б. Мастрюков. – М.: Академия, 2011. – 368.
  4. Лучшие рефераты. Безопасность жизнедеятельности. Серия «Банк рефератов». Ростов н/Д, Феникс, 2003. – 288 с.
  5. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности: краткий курс. За 3 дня до экзамена / Т.А. Хван, П.А. Хван. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 221 с. – (От сессии до сессии).

Занятие 8. Тема «Система безопасности в Российской Федерации»

Вопросы:

  1. Основные виды, объекты и стратегия национальной безопасности РФ.
  2. Принципы обеспечения безопасности.
  3. Основные функции системы безопасности. Силы и средства обеспечения безопасности. Органы управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
  4. Безопасность жизнедеятельности во время военных событий.

Литература для подготовки к занятию:

  1. Закон о безопасности (в ред. Закона РФ от 25.12.1992 N 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288, Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ).
  2. Законодательные акты (Консультант-плюс, Гарант).
  3. Безопасность жизнедеятельности: Уч. пос. /Т.А. Хван. – 9 изд. – Ростов н/Д Феникс, 2012. – 443 с.

Занятие 9. Тема «Профессиональная безопасность, безопасность в городе и на отдыхе»

Просмотр видеосюжетов.

Вопросы:

  1. Что видели? Что подумали?
  2. Знание информации и умение владеть собой в экстренных ситуациях (аварии в городе, демонстрации, скопления людей, взаимопомощь и др.).
  3. Борьба с опасными привычками (наркоманией, алкоголизмом, табакокурением).
  4. Меры безопасности в городе (погодные условия, транспорт, отдых и т.д.).
  5. Летние путешествия на природе, элементы фитотерапии.

Литература для подготовки к занятию:

  1. Маслов А.Г. Ильин А.А. SOS! Выживание в городе. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  2. Способы автономного выживания в природе: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.Г. Маслов, Ю.С. Константинов, В.Н. Латчук. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  3. Павлов А.Н., Кириллов В.М. Безопасность жизнедеятельности и перспективы экоразвития: Учебное пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2002.

Методические рекомендации по изучению дисциплины и

организации самостоятельной работы студентов

Курс «Безопасность жизнедеятельности» подготовлен с применением системного подхода, позволяющего обратить внимание на структуру основных понятий, а также на их функциональное значение. Весь материал в лекциях располагается с учетом основных составляющих данного курса – экологии, гигиены и техники. В дальнейшем это поможет студентам получать новые знания, согласно усвоенной структуре курса.

Курс «Безопасность жизнедеятельности» выстраивается как взаимодействие лекционного и практического материала. Лекционный материал является теоретической базой, инструментом для анализа практического материала, знакомство с которым составляет основное содержание практических занятий. Целью практических занятий является выработка у студентов навыков осуществления безопасного поведения как в профессиональной среде, так и в повседневной жизни.

Студенты готовят вне аудитории содержательную часть занятий, а затем в активной и интерактивной формах отвечают на вопросы, подготовленные к каждому занятию. Практические занятия могут проводится по лекционному материалу, но могут по сумме знаний, полученной как на лекциях, так и при чтении специальной литературе.

Для организации самостоятельной работы необходимо освоить лекционный материал, а также материал из основной и дополнительной литературы, при этом, следует акцентировать внимание на конкретных методах и приемах осуществления безопасной жизнедеятельности. Прорабатывая материал, следует использовать литературу, а также тексты из Интернета. Итогом самостоятельной работы является реферат, который студент докладывает на занятии. Контрольная работа должна занимать объем 10 стр. и оформлена по ГОСТу.
Темы и вопросы для самостоятельной работы
Темы для самостоятельного изучения и конспектирования

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий