Учебно-методический комплекс для студентов направления 030500. 62 Юриспруденция(бакалавриат) Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

Извлечение из образовательного стандарта положений для дисциплин, включенных в государственный образовательный стандарт
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030500. 62 Юриспруденция(бакалавриат) Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

Скачати 1.77 Mb.

Сторінка 1/7 Дата конвертації 14.04.2016 Розмір 1.77 Mb.

  1   2   3   4   5   6   7

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

Калашников А.Н.

к.п.н. доцент

Юридическая психология

Учебно-методический комплекс для студентов направления
030500.62 Юриспруденция(бакалавриат)

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
Протокол № 1 от «31» августа 2011г.
Подпись Заведующего кафедрой
………………………………..(А.С. Сенцов)

Волгоград 2011

Содержание

Наименование раздела № Стр. Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины 3 1.1 Извлечение из образовательного стандарта положений для дисциплин, включенных в государственный образовательный стандарт 3 1.2 Цели и задачи учебной дисциплины 3 1.3 Требования к уровню освоения дисциплины 4 1.4 Тематический план учебной дисциплины 5 1.5 Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины 5 — 48 Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов

2.1 Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. 48 — 59 2.2 Пожелания к изучению отдельных тем курса 59 -60 2.3 Рекомендации по работе с литературой 60 2.4 Разъяснения по поводу работы с тестами и практическими задачами 60 2.5 Советы по подготовке к экзамену (зачету) 60 — 61 Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций 61 — 85 Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий) 85 -87 Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ

90

РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины
1.1 Требования образовательного стандарта по учебной дисциплине «Юридическая психология»

Юридическая психология есть область знания, отрасль науки, учебная дисциплина, предметом изучения которой является психология людей, находящихся в системе правоотношений. К компетенции юридической психологии относятся конкретная юридическая специальность представителя юрисдикционного органа, её компоненты; субъект деятельности и её структура; методы психологии деятельности; психологическое профессиоведение; мотивация юридической деятельности; развитие человека как субъекта юридической деятельности; индивидуальный стиль; психология профессионального самоопределения; профессионально-важные качества личности, общие и специальные способности; психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров; психология профессиональной работоспособности и профессиональной деформации; профессиональные конфликты; психология безопасности.

1.2 Цели и задачи преподавания курса

Целью учебной дисциплины «Юридическая психология» является формирование у студентов целостного научно – обоснованного представления об особенностях в системе правоотношений человека, обусловленных психическими явлениями и процессами. психологическими проблемами личности.

Основными задачами данного учебного курса являются:

  • Научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие юридико- психологической сущности фундаментальных категорий права, рассмотрение психических особенностей различных субъектов правоотношений, их специфических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения.
  • Формирование у студентов содержательного представления об объекте, предмете юридической психологии, о её методологических основах, структуре юридической психологии как науки, функциях в современном обществе.
  • Демонстрация методических, технических и технологических возможностей юридической психологии в решении юридических проблем общества.
  • Выработка навыков самостоятельного психологического анализа юридически значимых состояний, событий, процессов.
  • Развитие способностей к научно — исследовательской деятельности.
  • Передача студентам комплекса умений по практическому применению теоретических положений и практических наработок в области юридической психологии.

Среди изучаемых проблем юридической психологии акцент делается на психологию профессиональной деятельности (социально-психологическую характеристику профессиональной деятельности юриста: сотрудника ОВД, прокуратуры, суда, адвокатуры и др.; психологию следственных действий, нетрадиционные методы расследования преступлений с широким использованием психологических знаний); криминальную психологию (психологию преступного поведения, психологию личности преступника, психологию организованных преступных групп и др.); психологию гражданско-правовых отношений, судопроизводства.

Юридическая психология, возникшая на стыке психологических и юридических наук, тесно связана с юридической практикой. Психологические категории лежат в основе исходных уголовно-правовых понятий (вина, личность преступника, цели и мотивы преступления). Правовое регулирование является формой социальной регуляции; оно подчинено социальным и социально-психологическим закономерностям.

1.3 Требования к уровню освоения дисциплины

Изучив дисциплину «Юридическая психология», выпускники должны знать:

  • место и роль юридической психологии в системе научного знания;
  • принципы и методы юридической психологии;
  • структуру и свойства личности (сотрудника юрисдикционного органа, преступника, законопослушного гражданина);
  • социально-психологические явления в группах (сотрудников юрисдикционных органов, преступников);
  • психологию поведения юриста, законопослушного гражданина, преступника в экстремальных ситуациях;
  • психологические особенности производства следственных действий;
  • предмет, основания, поводы и особенности назначения судебно-психологической экспертизы в уголовном и гражданском процессе.

уметь:

  • применять психологические знания для повышения эффективности профессиональной деятельности;
  • применять методики самоконтроля и саморегуляции поведения;
  • использовать психологические приемы и методы при проведении следственных действий, при расследования отдельных видов преступлений;
  • выявлять и квалифицированно формулировать основания назначения судебно-психологической экспертизы, уметь применять её выводы для юридической оценки деяния, расследуемого события, конкретных обстоятельств и особенностей дела.

обладать навыками:

  1. выявления индивидуально-психологических особенностей личности с целью установления психологического контакта и выбора метода психологического воздействия;
  2. диагностики индивидуально-психологических свойств личности свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого;
  3. конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в процессе решения юридических вопросов, путём применения различных стратегий поведения в конфликте;
  4. психологического анализа юридически значимых ситуаций.

Дисциплина «Юридическая психология» опирается на знания студентов по философии, социальной философии, общей психологии, социальной психологии, физиологии, праву.

Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена.
1.4 Тематический план

№№ п/п

Наименование темы Ю – 400 ЮЗ-400

ЮЗ-500 ПЮЗ Лек Сем/

пр. Лек Сем/

пр. Лек Сем/пр. 1 Предмет «Юридическая психология», его цели и задачи, место в системе наук История возникновения и становления юридической психологии как науки. 2 2

2 Психология личности. Акцентуации. Использование индивидуально-психологических особенностей личности в юридической практике. 2 4 2

3 Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. 2 4 2 2

4 Психологический анализ преступной деятельности. Психология преступного поведения. 2 6 2 2

5 Изучение личности и оказание на нее правомерного психологического воздействия в юридической практике. 2 4 2

6 Учет в юридической практике психологических закономерностей в процессе производства следственных действий

6

2

7 Судебно-психологическая экспертиза 4 6 2 2

8 Психологические аспекты гражданско-правового регулирования. Психология судебной деятельности. 2 2 2

9 Основы пенитенциарной психологии 2 2

Форма контроля экзамен экзамен экзамен

Итого 18 32 16 8

1.5 Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
Лекция 1. Предмет «Юридической психологии», ее цели и задачи, место в системе наук. История возникновения и становления юридической психологии как науки.

Цель и основные задачи юридической психологии как прикладной, практически ориентированной отрасли научного знания. Психологическая сущность и структура предмета юридической психологии. Система юридико-психологического знания. Интегративный характер предмета юридической психологии. Концепция системы. Структура и состояние системы. Общенаучные и специальные методологические принципы юридической психологии (принцип юридической специфичности, принцип гуманности и законности и др.). Методы и методика юридико-психологического исследования.

Первые монографические работы по юридической психологии (К. Эккартегаузен, И. Шауманн и др.). Вклад отечественных ученых 18-го века в развитие юридической психологии (И.Т. Посошков, В.Н. Татищев, М.М. Щербатый и др.). Предпосылки и истоки возникновения юридической психологии. Изучение феномена преступности и личности преступника в первой половине 19-го века. Френологическая теория Ф. Галля; концепция «прирожденного преступника» Ч. Ломброзо. Изучение причин преступности отечественными и зарубежными учеными второй половины 19-го века. Обоснование юридической психологии как самостоятельной науки (Э. Клапаред, 1906 год). Основные тенденции в развитии зарубежной юридической психологии в 20-м столетии. Психотехники Г. Мюнстерберга. Развитие диагностического инструментария (тесты А. Бине, Ф. Люшера и др.).
Лекция 2. Психология личности. Акцентуации. Использование индивидуально-психологических особенностей личности в юридической практике.

Проблема личности в психологии. Влияние социальных и психологических факторов на формирование личности. Психологическая структура личности. Структура личности по Платонову. Социальное и биологическое в структуре личности, интегративные свойства. Особенности проявления биопсихических свойств в профессиональной деятельности сотрудника юрисдикционных органов. Акцентуации характера и их диагностика. Учёт и использование знаний об акцентуациях в юридической практике. Особенности проявлений характера в профессиональной деятельности юриста.

Лекция 3. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста.

Закономерности борьбы с современной преступностью, обуславливающие объективную необходимость психологической подготовки сотрудников юрисдикционных органов. Условия их профессиональной деятельности: большой объем достаточно разнообразной информации; наличие помех и противодействия заинтересованных лиц; высокая динамичность, изменчивость информации; дефицит времени; высокий уровень личной ответственности, и др.

Профессионально важные качества сотрудника юрисдикционных органов: коммуникативные качества и умения, интеллектуальные качества, особенности памяти, внимание и наблюдательность, волевые качества, эмоциональные особенности, моторные свойства и др.

Основные направления деятельности психолога ОВД: психологическое обеспечение работы с личным составом (работа с кадрами); психологическое обеспечение оперативно – служебной деятельности. Психологические особенности экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности. Влияние экстремальных ситуаций на психику и действия работников правоохранительных органов. Психологическое обеспечение переговорной деятельности при захвате заложников.

Лекция 4. Психологический анализ преступной деятельности. Психология преступного поведения.

Понятие преступного поведения, его психологическое содержание. Преступление как результат взаимодействия личностных свойств индивида и конкретной жизненной ситуации. Соотношение конкретного преступления и отклоняющегося поведения личности. Причины и условия преступного поведения. Отрицательное влияние среды как основа формирования антиобщественного образа жизни. Влияние социальных и психических характеристик преступника на восприятие криминогенной ситуации. Комплекс криминогенных причин, его роль в деформации образа жизни индивида. Психологические особенности преступного поведения на различных этапах (приготовление к преступлению, его совершение, сокрытие следов). Социально – психологическая классификация мотивов криминального поведения, ее характеристика и зависимость от уровня развития общественного сознания. Личность преступника и ее характерные черты. Соотношение биологического и социального в личности преступника. Формирование личности преступника. Механизмы усвоения личностью антиобщественных взглядов и ценностных ориентиров. Структура личности преступника, ее социальные роли и статусы, нравственно – психологические свойства, ценностные ориентации и направленность. Особенности личности преступника, исполняющего различные социальные роли. Понятие классификации личности преступника. Характеристика существующих типов в классификации личности преступника, их сравнительный анализ.

Лекция 5. Изучение личности и оказание на нее психологического воздействия в юридической практике.

Психологическое изучение личности юристом. Визуальная диагностика личности. Понятие и содержание визуальной психодиагностики. Значение визуальной психодиагностики для комплексного изучения личности. Взаимосвязь темперамента и характера, их внешнее проявление в мимике, пантомимике, жестах. Распространённые приёмы психологической интерпретации поведенческих реакции, жестов и пантомимики субъектов. Психологические основы воздействия на личность. Понятие психологического воздействия. Значение психологического воздействия для эффективного решения юристом профессиональных задач. Принципы психологического воздействия, структура психологического воздействия. Методы и приёмы психологического воздействия и их характеристика. Учёт и использование индивидуальных особенностей личности при осуществлении воздействия. Условия эффективного применения методов психологического воздействия в профессиональной деятельности юриста.

Лекция 6, Лекция 9. Учет в юридической практике психологических закономерностей в процессе производства следственных действий Психологические основы производства отдельных следственных действий. Психологические основы осмотра места происшествия. Психологическая характеристика осмотра места происшествия. Учет психологических факторов при выявлении скрываемых обстоятельств.

Психология допроса. Психологические основы допроса. Методы психологической диагностики допрашиваемого. Приемы установления психологического контакта и доверительных отношений. Использование методов психолого-педагогического воздействия на допросе. Психологические аспекты оценочной деятельности в отношении информации, получаемой на допросе. Психологические основы очной ставки.

Психологические основы обыска. Психологическая характеристика обыска. Психологические аспекты моделирование мыслительных задач по избранию места сокрытия, маскировке сокрытого и выбору линии поведения.

Понятие опознания, психологические аспекты тактики предъявления для опознания и оценки его результатов.

Психологическая характеристика следственного эксперимента. Психологические приемы, способствующие эффективному воссозданию обстановки преступления, ассоциативных связей и психических состояний лиц, участвующих в эксперименте. Психологические закономерности проверки и уточнения показаний на месте.
Лекция 7. Судебно-психологическая экспертиза

Судебно-психологическая экспертиза, ее предмет и объект. Правовые и организационные предпосылки использования психологических знаний в судебно-психологической экспертизе. Виды судебно-психологической экспертизы: судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемого; аффекта; несовершеннолетнего обвиняемого с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими; судебно-психологическая экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания; судебно-психологическая экспертиза способности потерпевшей по делам о сексуальной неприкосновенности понимать характер и значение совершаемых с нею действий или оказывать сопротивление; судебно-психологическая экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе.

Лекция 8. Психологические аспекты гражданско-правового регулирования. Психология судебной деятельности.

Психология участников гражданско-правовых отношений. Психологические основы принципов гражданского процесса.

Организация судебного заседания и судебного ритуала. Профессиограмма судьи, адвоката. Психологическая характеристика участников судебного рассмотрения. Психологическая структура судебной деятельности. Психологические особенности отдельных стадий судебной деятельности, судебных прений. Особенности познавательной, конструктивной, воспитательной деятельности в суде. Психологические аспекты подготовки гражданских дел к судебному разбирательству. Психологические аспекты деятельности адвоката в судебном процессе. Психологические аспекты деятельности прокурора в судебном процессе. Психологические особенности подсудимого, свидетеля в суде. Психология судебной речи. Психология познания судом обстоятельств дела, их оценки и принятия судебных решений.
Лекция 9. Основы пенитенциарной психологии.

Основные функции исправительного учреждения: карательная, воспитывающая, обеспечивающая. Дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний. Основные направления ресоциализирующей деятельности. Меры превенции. Антирецидивный эффект деятельности исправительных учреждений. Психология личности и среды осужденных. Влияние лишения свободы на содержание и динамику психических состояний осужденных. Особенности адаптации к условиям исправительного учреждения. Статусно- групповые категории лиц отбывающих наказание. Социально – психологические закономерности тюремной среды. Конфликты и групповые эксцессы в среде осужденных. Психологические требования к личности и деятельности персонала пенитенциарных учреждений.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарское занятие № 1

  1   2   3   4   5   6   7
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий