Учебно-методический комплекс для студентов 030300. 62 «Психология» «подготовлено к изданию»

В. Семеновских. Психология развития и возрастная психология: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения Института психологии, педагогики, социального управления
Учебно-методический комплекс для студентов 030300. 62 «Психология» «подготовлено к изданию»

Скачати 0.81 Mb.

Сторінка 1/4 Дата конвертації 21.04.2016 Розмір 0.81 Mb.

  1   2   3   4

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

______________ Л.М. Волосникова

__________ _____________ 201__г.

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

для студентов 030300.62 «Психология»

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы ___________________ Т.В. Семеновских

«____»___________201__г.

Рассмотрено на заседании кафедры возрастной

и педагогической психологии, протокол №____, от ______________201___ г.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем __ стр.

Зав. кафедрой _______________ Г.В. Кухтерина

«____»___________ 201__ г.
Рассмотрено на заседании УМК Института психологии,

педагогики, социального управления, протокол №____, от ______________201___ г.

Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК _______________А.В. Арефьева

«____»_____________201__ г.

СОГЛАСОВАНО»:

Зав. отделом БПЛ ____________ Л.И. Локоман

«____»_____________201____ г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ____________ И.Ю. Фарафонова

«____»_____________201____ г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Т.В. Семеновских

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

Рабочая учебная программа

Методические указания и индивидуальные задания

для студентов очной формы обучения

направления 030300.62 «Психология» (бакалавриат)

Издательство

Тюменского государственного университета

2013

УДК: 159.922.6 (075.8)

ББК: Ю 937.4 я73

С 303

Т.В. Семеновских. Психология развития и возрастная психология: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения Института психологии, педагогики, социального управления. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013.

Методические указания и индивидуальные задания предназначены для студентов, занимающихся по учебному плану направления 030300.62 «Психология». В них рассмотрены базовые положения психологии развития и возрастной психологии, представлен категориальный аппарат науки и особенности психического развития в разные возрастные периоды онтогенеза.

Учебно-методический комплекс направлен на формирование профессиональной компетентности будущих психологов в сфере психологии развития и возрастной психологии.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психология развития и возрастная психология [электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой возрастной и педагогической психологии.

Утверждено проректором по учебной работе ТюмГУ.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Г.В. Кухтерина, к.пс.н., доцент

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Г.В. Кухтерина, к.пс.н., доцент

Т.А. Глухих, к.пед.н., доцент

© ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2013.

© Семеновских Т.В., 2013.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс включает: тематический план курса; тезисное изложение основного материала, задания к семинарским занятиям; рейтинговую оценку знаний студентов; списки основной и дополнительной литературы по курсу; перечень контрольных вопросов к экзамену.

В рамках изучения дисциплины освещаются основные проблемы психологии развития и возрастной психологии, характеризуются её предмет и задачи, исторические вехи развития, методы исследования; даётся представление о знаниях в области психологии развития человека на каждой из его стадий: описываются особенности физического, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Предлагаемый учебно-методический комплекс дисциплины «Психология развития и возрастная психология» разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом для высших учебных заведений на основе программы третьего поколения, разработанной Минобразования и науки РФ 2005 г.

Выписка из Государственного образовательного стандарта: Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки. Исторический очерк. Категория развития. Теории психического развития. Источники, движущие силы и условия психического развития. Механизмы развития личности. Самосознание личности. Структурные звенья самосознания, их генезис. Проблема периодизации психического развития. Понятие возраста. Основные структурные компоненты возраста. Понятие сенситивности, возрастного кризиса. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе. Основные этапы психического развития человека. Психическое развитие в младенчестве и в раннем детстве. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Психологическая характеристика готовности к школе. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Психологические особенности подростка. Психология юности. Психология зрелого возраста. Психология старости.
Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины

Дисциплина «Психология развития и возрастная психология» изучается на II курсе в течение 4 семестра. Базисом для изучения данной дисциплины служат предметы, освоенные студентами на I курсе: «Возрастная анатомия и физиология», «Основы педагогики», «Введение в психолого-педагогическую деятельность» и «Основы общей психологии». Предполагается, что студенты II курса должны иметь четкие представления об основных видах деятельности психолога, о таких психических процессах как ощущение, восприятие, мышление, внимание, память, воображение, а также о психологии личности.

Цель и задачи дисциплины:

Цель – формирование профессиональных знаний и умений будущих специалистов в области акмеологии и возрастной психологии.

Задачи дисциплины:

  • задать общетеоретические координаты психологии развития, в которых возможно осмысленное действие психолога по отношению к любым развивающимся системам;
  • формировать общетеоретические представления об условиях, факторах, закономерностях и теориях психического развития в процессе онтогенеза;
  • дать понимание важнейших этапов психического развития, возрастных и индивидуальных особенностей психики человека;
  • показать и передать студентам-психологам некоторые общие способы анализа и понимания чужой душевной жизни.

Формы контроля:

  • текущий контроль осуществляется в процессе занятий с учетом посещаемости студентов;
  • промежуточный контроль – тестирование текущих знаний, контрольные работы;
  • итоговый контроль – экзамен.

Трудоемкость дисциплины:

Курс рассчитан на 180 часов (ОДО), из них: аудиторных занятий (54 ч. – лекции, 36 ч. – семинарские занятия) – 90 часа; 90 ч. – самостоятельная работа. В конце изучения студентам предстоит сдать экзамен (III семестр).

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (час)

Таблица 1

№ п/п

Название темы

Лекции Семинарские занятия, час Самостоятельная и индивидуальная работа, час Итого часов по теме Итого кол-во баллов 1 2 3 4 5 6 7

Модуль 1

  1. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ,

ЕЕ ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ 1.1 ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ 2 2 4 8 — 1.2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ 2 — 5 7 0-5 1.3 КАТЕГОРИЯ РАЗВИТИЯ В

ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ 4 2 7 13 0-10 1.4 ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ПОНЯТИЕ ВОЗРАСТА И ДЕТСТВА 4 2 7 13 0-15 1.5 ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ: САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ, СТРУКТУРНЫЕ ЗВЕНЬЯ САМОСОЗНАНИЯ 4 2 7 13 —

Всего 16 8 30 54 0-30

Модуль 2

  1. ЗАРУБЕЖНЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ. ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДИЗАЦИИ 2.1 ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТЕОРИЯХ И ПЕРИОДИЗАЦИЯХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ 2 — 10 12 0-8 2.2 ЗАРУБЕЖНЫЕ ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 4 2 10 16 0-10 2.3 ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 2 2 10 14 0-12

Всего

8 4 30 42 0-30

Модуль 3

III. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА:

ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ 3.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ И МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА 2 2 3 7 0-6 3.2 РАННЕЕ ДЕТСТВО

4 2 3 9 0-3 1 2 3 4 5 6 7 3.3 РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В

ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 4 4 3 11 0-3 3.4 ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 4 4 3 11 0-3 3.5 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА 4 4 3 11 0-3 3.6 ПСИХОЛОГИЯ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА 4 2 5 11 0-3 3.7 НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ 2 — — 2 0-3 3.8 ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛЫХ

ВОЗРАСТОВ 2 2 3 7 0-3 3.9 ПСИХОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ И

СТАРОСТИ 2 2 2 6 0-3 3.10 Тестирование 2 2 5 9 0-10

Всего 30 24 30 84 0-40

Итого 54 36 90 180 0-100

  1   2   3   4
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий