Учебно-методический комплекс дисциплины «Введение в специальность» для специальности 5В072000 «Химическая технология неорганических веществ»

Охватывает все соли калия, идущие на изготовление удобрений, но в основном хлорид калия
Учебно-методический комплекс дисциплины «Введение в специальность» для специальности 5В072000 «Химическая технология неорганических веществ»

Скачати 2.29 Mb.

Сторінка 1/9 Дата конвертації 24.04.2016 Розмір 2.29 Mb.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

государственный университет

имени Шакарима города Семей

Документ СМК 3 уровня УМКД УМКД 042-18-10.1.33

/03-2014

УМКД

Учебно-методические материалы по дисциплине «Введение в специальность»

Редакция № 2

от 18.09.2014 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Введение в специальность»

для специальности 5В072000 – «Химическая технология неорганических веществ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Семей

2014

Содержание

1 Глоссарий 3 2 Лекции 4 3 Практические занятия 108 4 Самостоятельная работа обучающегося 137

1 Глоссарий
Неорганическая химическая технология включает переработку минерального сырья (кроме металлических руд), получение кислот, щелочей, минеральных удобрений.
Органическая химическая технология включает переработку нефти, угля, природного газа и других горючих ископаемых, получение синтетических полимеров, красителей, лекарственных средств и других веществ.
Химическая технология – наука о наиболее экономичных и экологически целесообразных методах и средствах переработки сырых природных материалов в продукты потребления и промежуточные продукты.

2 Лекции
МИКРОМОДУЛЬ 1 «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

  1. Лекция

Тема «Введение. Общая характеристика специальности»

План

  1. Предмет, цель, задачи и содержание курса.

  2. Перечень квалификаций и должностей выпускника.
  3. Квалификационная характеристика бакалавра специальности 5В072000 – Химическая технология неорганических веществ.

1. Предмет курса: понимание сущности учебной и будущей профессиональной деятельности студентов и подготовки их к дальнейшему профессиональному обучению.

Цель изучения данной дисциплины ознакомление студентов с выбранной ими специальностью, с программой обучения, с основными требованиями к профессиональной подготовке химика-технолога, с историей развития химической технологии, с содержанием химической отрасли промышленности.

Основные задачи курса включают в себя: формирование у студентов представления о роли и значении профессии инженера-технолога химической промышленности; об объектах инженерной деятельности, в частности изучает предприятия в регионе и в Республике Казахстан в целом; раскрытие основных подходов к становлению предмета технологии; определение роли и значения технологии в химической промышленности; изучение содержания химической отрасли промышленности, методов и методологии технологии основного неорганического синтеза.

Содержание курса:

Темы «Общая характеристика специальности»: перечень квалификаций и должностей выпускника, квалификационная характеристика бакалавра специальности 5В072000 – Химическая технология неорганических веществ.

Темы «Общие правила по кредитной технологии обучения»: основные понятия и определения, используемые при кредитной системе обучения, организация самостоятельной работы студента, организация самостоятельной работы студента под руководством преподавателя, система контроля и оценки учебных достижений студентов, организация летнего семестра, возможности продолжения образования выпускника.

Темы «Образовательная программа подготовки специальности 5В072000 – Химическая технология неорганических веществ»: цели и задачи образовательной программы специальности, формы, методы и средства организации и проведения образовательного процесса, результаты по годам обучения.

Темы «История развития химических знаний и химической техники»:области ремесленного производства, греческая натурфилософия, алхимия: в арабском мире, в Западной Европе, достижения алхимии, зарождение современной химии.

Темы «Химическая технология как наука и ее задачи»: теоретические основы технологии, виды технологии, краткая история химической технологии, основные задачи химической технологии, основные направления развития химической техники и технологии, понятие о химико-технологическом процессе, классификация химико-технологических процессов, равновесие в технологических процессах, скорость технологических процессов и способы ее увеличения, технологические расчеты.

Темы «Сырье химической промышленности»: понятие и роль сырья в технологическом процессе, классификации сырья, качество сырья и качество продукции, запасы полезных ископаемых, рациональное и комплексное использование сырья.

Темы «Вода в химической промышленности»: использование воды и источники водоснабжения в химическом производстве, промышленная водоподготовка.

Темы «Виды и источники энергии, применяемой в химической промышленности»: виды и источники энергии, применяемой в химической промышленности, энергоемкость различных предприятий.

Темы «Интенсификация производительности аппаратов химической промышленности»: понятие катализа, стадии каталитического действия гетерогенного катализа, эксплуатационные характеристики катализатора.

Темы «Производство минеральных удобрений»: значение и производство минеральных удобрений, состояние химического производства минеральных удобрений в Казахстане. В теме рассмотрены следующие подтемы: азотные, калийные, фосфорные, комплексные удобрения и микроудобрения.

Темы «Производство серной кислоты»: значение ее производства и место в общем уровне развития химической промышленности, краткая история развития технологии и современное производство серной кислоты, экологические проблемы и охрана окружающей среды при производстве серной кислоты, состояние химического производства серной кислоты в Казахстане.

Темы «Производство аммиака»: значение его производства и место в общем уровне развития химической промышленности, краткая история открытия аммиака и методов связывания атмосферного азота, теоретические основы современного производства аммиака, применяемые в технологических процессах катализаторы, их характеристики, влияние ядов на активность катализаторов, особенности конструкции трубчатой печи – как энерготехнологического агрегата.

Темы «Производство азотной кислоты»: значение ее производства и место в общем уровне развития химической промышленности, краткая история открытия и развития промышленного производства азотной кислоты, физико-химические основы процессов, применяемых в современном производстве азотной кислоты, важность качества применяемого сырья и способы его очистки, катализатор окисления аммиака, влияние различных факторов на активность катализатора и потери платиноидов в процессе эксплуатации, методы снижения этих потерь, сравнительный анализ технологических схем производства азотной кислоты в агрегатах, работающих под единым и комбинированным давлением, способы очистки выхлопных газов производства азотной кислоты.

Темы «Производство фосфорной кислоты»:виды фосфорных кислот, их характеристика, значение производства и место в общем уровне развития химической промышленности, история открытия и развития промышленного производства фосфорной кислоты, физико-химические основы современного производства, сравнительный анализ различных способов производства фосфорной кислоты.

Темы «Производство щелочей»: определение термина «Щелочь», значение их производства в общем уровне развития химической промышленности, в соответствии с номенклатурой щелочей объемы производства, использование в различных отраслях промышленности, сырье, физико-химические основы и стадии технологии получения.

Темы «Значение химической промышленности»: для технического прогресса и удовлетворения потребностей населения.

Темы «Оценка текущего состояния химической отрасли Республики Казахстан»: оценка текущей ситуации и ее влияние на социально-экономическое и общественно-политическое развитие страны.

Темы «Организация и содержание профессиональной практики»: виды практик, их цели и содержания.

Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется вформе организации круглых столов, деловых игр и конференций, защиты презентаций и рефератов на практических занятиях, сдачи по пройденным темам устных и письменных коллоквиумов, выполнения заданий тестового контроля, решения задач.

2. Перечень квалификаций и должностей

Квалификация и должности выпускника определяются в соответствии с “Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих” утвержденным приказом Министра труда и социальной защиты от 22.11.2002 г., №273-П.

Выпускникам бакалавриата по специальности 5В072000 — Химическая технология неорганических веществ присуждается академическая степень бакалавр техники и технологий по специальности «5В072000-Химическая технологиянеорганических веществ»и с учетом потребностей рынка и государства в специалистах могут работать в должности:

  • технолога;
  • инженера;
  • химика-технолога;
  • инженера-технолога;
  • специалиста;
  • преподавателя средних профессиональных учебных заведений и др.

3. Квалификационная характеристика бакалавра специальности 5В072000 – Химическая технология неорганических веществ

Сфера профессиональной деятельности

Сферой профессиональной деятельности бакалавра являются:

— управление процессами химической переработки минерального сырья в целевые продукты;

— осуществление экспертизы технологического процесса;

— анализ состава, структуры и свойств исходных материалов и целевых продуктов;

— работа с химическими реакторами, аппаратами.

Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности бакалавра являются:

— горнообогатительные комбинаты;

— предприятия по переработке минерального сырья;

— предприятия по производству неорганических кислот, оснований, солей и минеральных удобрений;

— комбинаты металлургической промышленности;

— заводы по производству строительных, керамических композиционных материалов;

— предприятия электрохимических производств, плазмохимических процессов;

— заводы, работающие по нанотехнологии;

— заводские, цеховые и научно-исследовательские лаборатории.

Предметы профессиональной деятельности

Предметами профессиональной деятельности бакалавра с учетом требований рынка труда являются:

— процессы и аппараты химической технологии;

— промышленное проектирование;

— безопасность химических производств;

— технологические приемы управления кинетикой химических процессов;

— основные виды и ресурсы сырья;

— обогащение минерального сырья;

— современные технологии переработки неорганических веществ;

— тонкие химические технологии производства веществ и материалов;

— технологии производства веществ и материалов электрохимическим и электротермическим синтезом;

— технологии производства взрывчатых веществ и пиротехнических составов;

— химические реагенты и реактивы;

— научно-исследовательские приборы и оборудование.

Виды профессиональной деятельности

Бакалавры могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

— производственно-технологическая;

— расчетно-, проектно-, конструкционная;

— организационно-управленческая;

— сервисно-эксплуатационная;

— экспериментально-исследовательская;

— монтажно-наладочная.

Функции профессиональной деятельности

Бакалавр осуществляет свою профессиональную деятельность, которая в зависимости от сферы, объектов и вида может выполнять следующие функции:

— организация, обеспечение и контроль технологических процессов и эксплуатации технологического оборудования по производству и переработке неорганических веществ и материалов в соответствии с требованиями промышленного технологического регламента и технико-эксплуатационной документации; экспертиза и диагностика состояния и динамики объектов деятельности (технологических процессов, оборудования и т.п.);

— разработка технических заданий на проектирование новых и модернизацию существующих технологий, технологических процессов, технологических линий и технологического оборудования, организация, обеспечение и участие в пуско-наладочных работах, отработка опытно-промышленных и промышленных технологических регламентов;

— проведение НИР и ОКР по разработке и созданию новых, а также модернизации существующих химических технологий и технологических процессов производства и переработки неорганических веществ и материалов; испытание вновь созданного оборудования; интеграция образования, науки и промышленности для обеспечения спроса потребителей;

— организация и обеспечение эффективной работы коллектива исполнителей и специалистов, привлечение работодателей и нахождение партнеров, определение и реализация управленческих решений.

Типовые задачи профессиональной деятельности

Бакалавр, выполняя свои профессиональные обязанности в различных сферах профессиональной деятельности, способен успешно решать следующие типовые задачи:

— организация и реализация входного контроля исходных сырьевых материалов, веществ и вспомогательных материалов для обеспечения действующих технологических линий и процессов;

— проведение технологического контроля действующих технологических линий и процессов и технологического оборудования по производству и переработке неорганических веществ и материалов в соответствии с требованиями промышленного технологического регламента и технико-эксплуатационной документации;

— экспертиза и диагностика состояния и динамики объектов деятельности (технологических процессов, оборудования и т.п.) с использованием необходимых методов и средств анализа;

— разработка технических заданий на проектирование новых технологических процессов, технологических линий или технологического оборудования;

— разработка технических заданий по модернизации существующих технологий, технологических процессов, технологических линий или технологического оборудования;

— разработка технологических регламентов различного типа (лабораторного, опытно-промышленного, промышленного);

— отработка опытно-промышленных и промышленных технологических регламентов;

— проведение НИР по разработке новых химических технологий и технологических процессов;

— проведение ОКР по разработке новых химических технологий и технологических процессов;

— проведение пуско-наладочных работ;

— разработка проектно-сметной документации в производстве органических веществ и материалов;

— анализ и оценка альтернативных вариантов технологической схемы и отдельных узлов;

— организация работы коллектива исполнителей и специалистов в условиях действующего производства;

— поддержка необходимого уровня трудовой и производственной дисциплины;

— проведение технико-экономического анализа производства;

— принятие и реализация управленческих решений в условиях различных мнений.

Направления профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность бакалавра направлена на:

— обеспечение технологического процесса и его совершенствование;
— выполнение производственно-технологического регламента и его усовершенствование, привлечение современных малоемких технологий;

— организационно-технологические;

— организацию и усовершенствование сервисного и эксплуатационного обслуживания аппаратов химико-технологических производств;

— проектно-технологические;

— проектно-конструкторские;

— организация и проведение монтажно-наладочных работ технологических линий и процессов и технологического оборудования;

— деятельность на улучшение качества выпускаемой продукции и ее соответствие требованиям ВТО;

— обеспечение экологической безопасности химико-технологических производств, охраны труда;

— улучшение материальных, энергетических, конструктивных показателей;

— организационно-управленческие;

— экспериментально-исследовательские.

Содержание профессиональной деятельности

Содержание профессиональной деятельности бакалавра включает:

1) производственно-технологическую деятельность:

— организацию и осуществление входного контроля сырья и материалов, используемых в производстве неорганических веществ, монокристаллов, катализаторов, сорбентов, химических поглотителей, композиционных материалов, карбидов и нитридов цветных и редких металлов, фосфора, абразивных материалов, взрывчатых веществ и пиротехнических составов;

— оценку состава и свойств исходного сырья, промежуточных продуктов с целью возможности разработки новых технологических процессов, обеспечивающих высокое качество;

— контроль и обеспечение высокой эффективности использования оборудования, сырья и вспомогательных материалов;

— осуществление технологического процесса в соответствии с требованиями технологического регламента в производстве неорганических веществ и материалов;

2) расчетно-, проектно-конструкторскую деятельность:

— разработку технических заданий на проектирование новых технологических схем производства неорганических веществ и материалов, выбор технологических линий или технологического оборудования;

— разработку проектно-сметной документации в производстве неорганических веществ и материалов;

— анализ и оценку альтернативных вариантов технологической схемы и отдельных узлов;

— разработку технических заданий на проектирование новых технологических процессов, технологических линий или технологического оборудования;

— разработку технических заданий по модернизации существующих технологий, технологических процессов, линий или оборудования;

— разработку технологических регламентов различного типа (лабораторного, опытно-промышленного, промышленного);

— отработку опытно-промышленных и промышленных технологических регламентов;

— обеспечение и участие в пуско-наладочных работах;

3) расчетно-проектную деятельность:

— разработку проектно-сметной документации в производстве неорганических веществ и материалов;

— анализ и оценку альтернативных вариантов технологической схемы и отдельных узлов;

4) организационно-управленческую деятельность:

— организацию и обеспечение эффективной работы коллектива исполни-

телей и специалистов в условиях действующего производства;

— поддержку необходимого уровня трудовой и производственной дисциплины;

— проведение технико-экономического анализа производства;

— принятие и реализация управленческих решений в условиях различных мнений;

5) сервисно-эксплуатационную деятельность:

— экспертизу и диагностику состояния и динамики технологических процессов и технологического оборудования с использованием необходимых методов и средств анализа;

6) научно-исследовательскую деятельность:

— планирование и проведение научных исследований в области синтеза новых неорганических материалов и разработку новых процессов и производства;

— моделирование и оптимизацию производственных установок и технологических схем;

— проведение экспериментальной работы по испытанию вновь созданного оборудования;

— определение и анализ свойств используемых и получаемых неорганических материалов;

— организацию и усовершенствование сервисного и эксплуатационного обслуживания аппаратов химико-технологических производств.

Основные понятия темы: химическая технология, химическая технология неорганических веществ, производство неорганических веществ, квалификационная характеристика бакалавра специальности «5В072000-Химическая технология неорганических веществ».

Вопросы для самоконтроля:

  1. Квалификации и должности бакалавра химической технологии неорганических веществ.
  2. Квалификационная характеристика бакалавра специальности 5В072000-Химическая технология неорганических веществ.
  3. Ключевые компетенции профессиональной деятельности бакалавра специальности 5В072000-Химическая технология неорганических веществ.
  4. Место бакалавра химической технологии неорганических веществ в современном производстве.
  5. Перспективы развития и направления совершенствования химической технологии неорганических веществ.

Литература:

  1. Касымова Ж.С. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ для студентов специальности 5В072000 – Химическая технология неорганических веществ / учебное пособие – Семей, 2013. – 239 с.
  2. Эрдман С.В., Фролова И.В., Коробочкин В.В.Химическая технология неорганических веществ: учебное пособие. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. – 194 с.
  3. Интернет ресурсы.

  1. Лекция

Тема «Правила организации учебного процесса»

План:

  1. Общие правила по кредитной технологии обучении.

  2. Система контроля и оценки учебных достижений студентов.
  3. Организация летнего семестра.
  4. Возможности продолжения образования выпускника.

1 Общие правила по кредитной технологии обучения

Для международного признания национальных образовательных учебных программ, обеспечения мобильности обучающихся и преподавателей организаций образования, а также повышения качества образования и обеспечения преемственности всех уровней образования в организациях образования реализуется единая кредитная технология обучения.

Кредитная технология обучения осуществляется на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся последовательности изучения дисциплин с использованием кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя.

При кредитной технологии обучения учет трудоемкости учебной работы осуществляется по объему преподаваемого материала, измеряемого в кредитах.

Кредитная технология обучения является накопительной, что означает нарастающий учет ранее освоенных кредитов по всем уровням образования.

Основные понятия и определения,

используемые при кредитной системе обучения

1) академический календарь (Academic Calendar) — календарь проведения учебных и контрольных мероприятий, профессиональных практик в течение учебного года с указанием дней отдыха (каникул и праздников);

2) академический период (Term) — период теоретического обучения, устанавливаемый самостоятельно организацией образования в одной из трех форм: семестр, триместр, квартал;

3) академическая мобильность – это перемещение обучающихся или преподавателей-исследователей для обучения или проведения исследований на определенный академический период: семестр, или учебный год в другое высшее учебное заведение (внутри страны или за рубежом) с обязательным перезачетом освоенных образовательных программ в виде кредитов в своем вузе или для продолжения учебы в другом вузе;

4) академическая свобода – совокупностьполномочий субъектов образовательного процесса, предоставляемых им для самостоятельного определения содержания образования по дисциплинамкомпонента по выбору, дополнительным видам обучения и организацииобразовательной деятельности с целью создания условий для творческого развития обучающихся, преподавателей и применения инновационных технологий и методов обучения;

5) академический рейтинг обучающегося (Rating) — количественный показатель уровня овладения обучающимся учебной программы дисциплин, составляемый по результатам промежуточной аттестации;

6) академическая степень (Degree) — степень, присуждаемая организациями образования обучающимся, освоившим соответствующие образовательные учебные программы, по результатам итоговой аттестации;

7) академический час – время контактной работы обучающегося с преподавателем по расписанию на всех видах учебных занятий (аудиторная работа) или по отдельно утвержденному графику;

8) активные раздаточные материалы (АРМ) (Hand-outs) — наглядные иллюстрационные материалы, раздаваемые на учебных занятиях для мотивации обучающегося к творческому успешному усвоению темы (тезисы лекции, ссылки, слайды, примеры, глоссарий, задания для самостоятельной работы);

9) итоговая аттестация обучающихся (Qualification Examination) — процедура, проводимая с целью определения степени освоения ими объема учебных дисциплин, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом образования;

10) промежуточная аттестация обучающихся — процедура, проводимая в период экзаменационной сессии с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема учебной дисциплины после завершения ее изучения;

11) самостоятельная работа обучающегося (СРО) — работа по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемая в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений и отчетов; в зависимости от категории обучающихся она подразделяется на самостоятельную работу студента (СРС), самостоятельную работу магистранта (СРМ) и самостоятельную работу докторанта (СРД); весь объем СРО подтверждается заданиями, требующими от обучающегося ежедневной самостоятельной работы;

12) учебные достижения обучающихся — знания, умения, навыки и компетенции обучающихся, приобретаемые ими в процессе обучения и отражающие достигнутый уровень развития личности;

13контроль учебных достижений обучающихся – проверка уровня знаний обучающихся различными формами контроля (текущий, рубежный и итоговый) и аттестации, определяемыми самостоятельно высшим учебным заведением;

14текущий контроль успеваемости обучающихся – систематическая проверка знаний обучающихся в соответствии с учебной программой, проводимая преподавателем на аудиторных и внеаудиторных занятиях в течение академического периода;

15) двудипломное образование – возможность параллельного обучения по двум учебным планам (образовательным программам) с целью получения двух равноценных дипломов (DoubleMajor) или одного основного и второго дополнительного дипломов (Major — Minor);

16) Европейская система трансферта (перевода) и накопления кредитов (ECTS) – способ присвоения зачетных единиц (кредитов) компонентам образовательных программ (дисциплинам, курсам, модулям), с помощью которых осуществляется сравнение и перезачет освоенных обучающимися учебных дисциплин (с кредитами и оценками) при смене образовательной траектории, учебного заведения и страны обучения;

17) индивидуальный учебный план – учебный план, формируемый на каждый учебный год обучающимся самостоятельно с помощью эдвайзера на основании типового учебного плана и каталога элективных дисциплин;

18) кредит (Credit, Credit-hour) — унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя;

19кредитная технология обучения – обучение на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся последовательности изучения дисциплин с использованием кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя;

20) итоговый контроль – контроль учебных достижений обучающихсяс целью оценки качества освоения ими программы учебной дисциплины, проводимый в период промежуточной аттестации в форме экзамена, если дисциплина изучается на протяжении нескольких академических периодов, то итоговый контроль может проводиться по части дисциплины, изученной в данном академическом периоде;

21) рубежный контроль – контроль учебных достижений обучающихся по завершении раздела (модуля) одной учебной дисциплины;

22) запись на учебную дисциплину (Enrollment) — процедура предварительной записи обучающихся на учебные дисциплины;

23) балльно-рейтинговая буквенная система оценки учебных достижений — система оценки уровня учебных достижений в баллах, соответствующих принятой в международной практике буквенной системе с цифровым эквивалентом, и позволяющая установить рейтинг обучающихся;

24) Офис регистратора – академическая служба, занимающаяся регистрацией всей истории учебных достижений обучающегося и обеспечивающая организацию всех видов контроля знаний и расчет его академического рейтинга;

25) самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя (СРОП) – внеаудиторная работа обучающегося под руководством преподавателя, проводимая по утвержденному графику; в зависимости от категории обучающихся она подразделяется на: самостоятельную работу студента под руководством преподавателя (СРСП), самостоятельную работу магистранта под руководством преподавателя (СРМП) и самостоятельную работу докторанта под руководством преподавателя (СРДП);

26) средний балл успеваемости (Grade Point Average — GPA) — средневзвешенная оценка уровня учебных достижений обучающегося за один учебный год по выбранной программе (отношение суммы произведений кредитов на цифровой эквивалент баллов оценки промежуточной аттестации по дисциплинам к общему количеству кредитов за текущий период обучения);

27) рабочий учебный план — документ, разрабатываемый организациями образования самостоятельно на основе типового учебного плана специальности и индивидуальных учебных планов обучающихся;

28) описание дисциплины (Course Description) — краткое описание дисциплины (состоит из 5-8 предложений), включающее в себя цели, задачи и содержание дисциплины;

29) пререквизиты (Prerequisite) — дисциплины, содержащие знания, умения и навыки, необходимые для освоения изучаемой дисциплины;

30) постреквизиты (Postrequisite) — дисциплины, для изучения которых требуются знания, умения и навыки, приобретаемые по завершении изучения данной дисциплины;

31) программа дисциплины (Syllabus) — учебная программа, включающая в себяописание изучаемой дисциплины, цели и задачи дисциплины, краткое еесодержание, темы и продолжительность их изучения, заданиясамостоятельной работы, время консультаций, расписание проверок знаний обучающихся, требования преподавателя,критерии оценки знаний обучающихся и список литературы;

32) транскрипт (Transcript) — документ, содержащий перечень освоенныхдисциплин за соответствующий период обучения с указанием кредитов и оценок в буквенном и цифровом выражении;

33) тьютор — преподаватель, выступающий в роли академического консультанта студента по освоению конкретной дисциплины;

34) типовой учебный план — документ, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплин профессиональной учебной программы образования, порядок их изучения и формы контроля;

36) элективные дисциплины— учебные дисциплины, входящие в компонент по выбору в рамках установленных кредитов и вводимые организациями образования, отражающие индивидуальную подготовку обучающегося, учитывающие специфику социально-экономического развития и потребности конкретного региона, сложившиеся научные школы высшего учебного заведения;

35) эдвайзер (Advisor) — преподаватель, выполняющий функции академического наставника обучающегося по соответствующей специальности, оказывающий содействие в выборе траектории обучения (формировании индивидуального учебного плана) и освоении образовательной программы в период обучения.
2. Система контроля и оценки учебных достижений студентов

Учебные достижения студентов (обучающихся) по всем видам учебных поручений и заданий оценивается по балльно-рейтинговой буквенной системе оценки знаний в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования по контролю и оценке знаний.

Текущий контроль успеваемости студентов проводится по каждой теме учебной дисциплины и включает контроль знаний на аудиторных и внеаудиторных занятиях. Оценка текущего контроля (оценка рейтинга допуска) складывается из оценок текущего контроля на аудиторных занятиях и оценок рубежного контроля (внеаудиторные занятия).

При текущем контроле успеваемости учебные достижения студентов оценивается по 100 балльной шкале на каждое выполненное задание, и окончательный результат текущего контроля успеваемости подводится расчетом среднеарифметической суммы всех оценок, полученных в течение академического периода.

Студенты, не имеющие положительной оценки рейтинга допуска по дисциплинам, не допускаются к итоговому контролю (экзамену).

Система контроля знаний в Семипалатинском государственном университете имени Шакарима включает рейтинговый контроль (два раза в семестр) и итоговый контроль (сдача экзаменов).

Рейтинговый контроль по дисциплинам проводится на 8 и 15 неделях академического периода.

По каждой дисциплине определяется итоговая оценка, которая складывается из результатов рейтингового контроля и экзамена, при этом 60 % составляют рейтинговый контроль, 40 % — результат экзамена.

Итоговая оценка знаний студента оценивается по буквенной системе оценки учебных достижений обучающихся, которая соответствует цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе.

Шкала оценок основана на балльно-рейтинговой буквенной системе. Балльно-рейтинговая буквенная система построена по одиннадцатибалльной шкале, включающей оценки по буквенной системе, соответствующей им цифровой эквивалент баллов, процентное содержание оценки и традиционные оценки (таблица 1).

Проходной балл (Grade Point Average) – средневзвешенная оценка уровня учебных достижений студента, обучающегося за один учебный год по выбранной программе (GPA).

Средний балл (GPA) рассчитывается по итогам каждого семестра, а также для всего периода обучения в целом. GPA по всем дисциплинам за курс выводится следующим образом: итоговая оценка по дисциплинам умножаются на количество кредитов этой дисциплины, все результаты складываются и делятся на количество кредитов.
Таблица 1 — Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырех балльной системе

Оценка

по буквенной системе Цифровой эквивалент баллов %- ное содержание Оценка

по традиционной системе A 4,0 95-100 отлично

A- 3,67 90-94 B+ 3,33 85-89 хорошо B 3,00 80-84 B- 2,67 75-79 C+ 2,33 70-74 удовлетворительно C 2,0 65-69 C- 1,67 60-64 D+ 1,33 55-59 D 1,0 50-54 F 0 0-49 неудовлетворительно

Для определения итоговой оценки по этим дисциплинам:

3,67 баллов х 2 кредита + 4 балла х 3 кредита = 19,34:5 (общее количество кредитов) =3,8.

Таким образом, GPA рассчитывается по всем пройденным дисциплинам, его результат является основанием для перевода на следующий курс.

Пересдача экзамена с положительной оценки с целью ее повышения за весь период, либо с целью получения диплома с отличием не разрешается.

При получении неудовлетворительной итоговой оценки по дисциплине, кредиты по соответствующей дисциплине не засчитываются.

Пересдача оценки, равно как положительной, так и неудовлетворительной, по экзаменам не разрешается.

Студент, получивший неудовлетворительную итоговую оценку по дисциплине, должен заново пройти курс обучения по данной дисциплине, получить допуск к экзамену и сдать его в течение последующего академического периода или в летний семестр на платной основе.

Если студент набрал (включая летний семестр) GРА ниже установленного уровня, он остается на повторный курс обучения.

Студенты, не заключившие договор и не оплатившие обучение на повторном курсе в течение одного месяца после начала учебного года, подлежат отчислению.

Студенты, обучающиеся по государственному образовательному заказу, оставленные на повторный курс, на дальнейший период обучения лишаются государственного образовательного гранта.
3. Организация летнего семестра

Для студентов, имеющих академические задолженности (не более 9 кредитов) организуется летний семестр. В период летнего семестра должна быть сформирована группа не менее 4-5 человек для прохождения дисциплины. Регистрация на летний семестр завершается за одну неделю до начала летнего семестра.

Право записи на прохождение летнего семестра имеют студенты:

  • не допущенные к сессии по результатам рейтингового контроля — РК
  • имеющие академическую задолженность
  • имеющие академическую разницу при восстановлении, переводе, возвращении из академического отпуска.

В летнем семестре можно изучить повторно дисциплины с общим количеством кредитов 9.

По результатам летнего семестра студенты, не набравшие переводной балл (GРА) остаются на повторный курс обучения.

Организацию летнего семестра и запись студента на прохождение летнего семестра осуществляет Офис Регистратора.

Порядок организации летнего семестра:

  • студент регистрируется для прохождения летнего семестра с указанием курсов и оплаты по заявленным курсам;
  • составляется расписание занятий в летнем семестре.

Результаты экзаменов по дисциплинам учебного плана специальности, освоенные в период летнего семестра, учитываются в переводном балле (GРА).

Все полученные студентом баллы по изученным дисциплинам отражаются в транскрипте.

4. Возможности продолжения образования выпускника

Специалист, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования в рамках направления подготовки по специальности 5В072000-Химическая технология неорганических веществ подготовлен для продолжения образования в магистратуре.

Основные понятия темы: кредитная технология обучения, основные понятия и определения кредитной технологии обучения, организация СРС и СРСП, летний семестр, система контроля и оценки учебных достижений студентов, возможности продолжения образования выпускника

Вопросы для самоконтроля:

    1. Составьте глоссарий основных терминов и определений по кредитной технологии обучения.
    2. Формы контроля учебный достижений обучающихся.
    3. Балльно-рейтинговая система оценки учебных достижений обучающихся.

    Литература:

    1. Касымова Ж.С. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ для студентов специальности 5В072000 – Химическая технология неорганических веществ / учебное пособие – Семей, 2013. – 239 с.

    1. Лекция

      1   2   3   4   5   6   7   8   9
    База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
    звернутися до адміністрації

        Головна сторінка
    Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий