Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 5 «Психология лиц с умственной отсталостью»

Охватывает круг событий, предшествовавших нарушению мозго­вой деятельности (ретроградная А.) либо последовавших непо­средственно за ним (антероградная А.). Так называемая фикса­ционная А
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 5 «Психология лиц с умственной отсталостью»

Скачати 5.09 Mb.

Сторінка 1/17 Дата конвертації 15.04.2016 Розмір 5.09 Mb.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   17

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД.5 «Психология лиц с умственной отсталостью»

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050716 «Специальная психология»

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании кафедры

______________________________

_____________________факультета

(протокол №___от_________200_ г.)

Зав.кафедрой

_______________________________

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины

    1. Автор программы: к.п.н., доцент Гущина А.В.

1.2. Рецензенты: И.И.Игнатович, канд. педагогич. наук, доцент (МГПУ)

Т.А.Шистерова, дефектолог ПМПК г.Мурманска

1.3. Пояснительная записка:

Курс «Психологии лиц с умственной отсталостью » – важнейшая дисциплина, которая является составной частью профессиональной подготовки специальных психологов в области психологии лиц с интеллектуальным недоразвитием.

«Психология лиц с умственной отсталостью» базируется на содержании ранее пройденных дисциплин по общей, возрастной психологии, анатомии ,физиологии ,невропатологии и пр.

Актуальность курса связана с увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья,требующих к себе особого подхода в силу их ограничений в развитии , в том числе нарушений развития , обусловленных органическими повреждениями ЦНС. Эта группа детей представляет собой объект внимания специальных педагогов и психологов. В связи с этим целью курса « Психология лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии» является формирование у студентов готовности к взаимодействию с умственно отсталыми лицами , в результате чего они

-понимают необходимость психологического знания об интеллектуальных нарушениях для решения профессиональных задач;

-способны ориентироваться в типологии интеллектуальных нарушений и квалифицировать структуру нарушения;

-умеют разрабатывать и осуществлять программу помощи лицам с умственной отсталостью;

— осознают меру своих профессиональных возможностей в создании условий коррекции и реабилитации лиц с интеллектуальным недоразвитием.

Учебная направленность курса связана с развитием у студентов знаний о сущности умственной отсталости, ее формах , причинах ,подходах к классификациям, особенностях психического развития лиц с интеллектуальным недоразвитием .

Содержание курса представлено тремя разделами.

В первый раздел –«Введение в психологию лиц с умственной отсталостью»- включены основные теоретические положения курса о сущности и специфике умственной отсталости , о неоднородности группы лиц с интеллектуальным недоразвитием, о наличии определенной зависимости психических проявлений ( вторичных , третичных и др. ) от времени , характера и глубины поражения ЦНС. Также включены вопросы ,отражающие общие проблемы олигофренопсихологии , этапы ее развития в нашей стране , анализируется роль Л.С.Выготского в формировании и развитии данного направления специальной психологии.Важными для понимания содержания курса являются положения Л.С.Выготского и его последователей ( Ж.И.Шиф , Т.А.Власова , В.Г.Петрова , В.И.Лубовский и др.) о социальной обусловленности дефекта , обходных путях развития лиц с интеллектуальным недоразвитием.

Во втором разделе курса – «Характеристика интеллектуальных нарушений. Психология развития лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии» — рассматриваются вопросы, связанные с характеристикой особенностей психического развития умственно отсталых лиц: внимания ,восприятия, представлений, памяти, мышления, речи, видов деятельности (игровой, учебной), эмоционально-волевой сферы , поведения.

Третий раздел курса – «Проблемы социализации лиц с умственной отсталостью» — посвящен вопросам социализации и интеграции в общество лиц с умственной отсталостью. Особое внимание в данном разделе уделяется проблемам: изменения отношения общества и государства к умственно отсталым; специфике социализации лиц с интеллектуальным недоразвитием; системе помощи данной категории лиц, способствующей их интеграции в общество.

В предлагаемой программе помимо лекционного курса раскрывается содержание практических занятий, в процессе которых студенты овладевают практическими навыками, а именно: изучают методы исследования личности, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии; проводят самостоятельное обследование учащихся в коррекционных учреждениях, используя изученные методы; беседуют с врачами, педагогами, родителями с целью получения сведений об особенностях развития ребенка; обучаются интерпретации полученных данных.

По итогам проведения экспериментальной работы студенты составляют психолого-педагогические характеристики, которые рассматриваются и анализируются на итоговых практических занятиях, также научно обосновывают индивидуальные программы коррекционного обучения с позиции достижений психолого-педагогических наук.

Самостоятельная работа студентов по данному курсу включает совершенствование умений студентов самостоятельно работать с литературными источниками. С этой целью к каждой теме даны задания для самостоятельной работы , в процессе которой они пишут рефераты ,готовят научные доклады и сообщения , проводят психологическое обследование детей с отклонениями в интеллектуальном развитии и составляют на них психологические характеристики

1.4. Извлечение из ГОС ВПО

ДПП.Ф.05 Психология лиц с умственной отсталостью

Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. Причины умственной отсталости и ее основные формы. Ядерные признаки умственной отсталости. Степени умственной отсталости. Динамическая теория детского слабоумия К. Левина. Л.С. Выготский о психологической сущности умственной отсталости. Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка. Своеобразие процессов внимания, восприятия, памяти. Особенности двигательной сферы. Особенности развития мыслительной деятельности и речи умственно отсталых. Характеристика эмоционально-волевой сферы и личностного развития лиц с умственной отсталостью. Роль трудового воспитания в психологическом развитии и социальной адаптации умственно отсталых. Вопросы диагностики и ранней психологической помощи.

240

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:

№ п/п Шифр и наименование специальности Курс Семестр Виды учебной работы в часах Вид итогового контроля (форма отчетности) Трудо-емкость Всего аудит. ЛК ПР/

СМ

ЛБ С/Р

1. 050716 «Специальная психология» 2 3 240 108 40 40 28 132 Экзамен

1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п Наименование раздела, темы Количество часов Вариант 1 Вариант 2 Всего ауд. ЛК ПР/СМ ЛБ Сам.раб. Всего ауд. ЛК ПР/СМ ЛБ Сам.раб. Раздел 1. Введение в психологию лиц с умственной отсталостью 1. Предмет и задачи курса «Психология лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии» 4 2 2

4

2. Проблема умственной отсталости и развитие психики умственно отсталых 20 10 10

8

3. Психологическая характеристика состава учащихся специальной коррекционной школы VIII вида 10 4 4 2 8

4. Методы изучения психики лиц с -отклонениями в интеллектуальном развитии 4 2 2

6

Раздел 2. Особенности психического развития лиц с умственной отсталостью 1. Особенности процессов ощущения и восприятия 6 2 2 2 6

2. Особенности внимания 6 2 2 2 6

3. Особенности мышления 6 2 2 2 8

4. Особенности речи 6 2 2 2 8

5. Особенности памяти 6 2 2 2 8

6. Эмоционально-волевые особенности 6 2 2 2 8

7. Особенности характера и личности 6 2 2 2 8

8. Особенности деятельности лиц с интеллектуальным недоразвитием 6 2 2 2 8

Раздел 3. Проблемы социализации лиц с умственной отсталостью 1. Социализация лиц с умственной отсталостью.Семья как фактор социализации. 8 2 4 2 8

2. Система помощи лицам с умственной отсталостью. 8 2 4 2 8

3. Психолого-педагогическая реабилитация лиц с умственной отсталостью. 8 2 2 4 6

ИТОГО: 108 40 40 28 132

1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
Раздел 1. Введение в психологию детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
Занятие1. Предмет и задачи психологии детей с отклонениями в интеллектуальном развитии

Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии (олигофренопсихология) как наука, изучающая особенности психического развития лиц с органическим поражением ЦНС. Связь со смежными дисциплинами – детской и возрастной психологией, медицинскими дисциплинами, отраслями специальной психологии и педагогики и др. Развитие олигофренопсихологии .Роль Л.С.Выготского в становлении олигофренопсихологии как науки. Положения Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития», об общности основных закономерностей нормального и аномального развития и др.

Основная задача курса – изучение закономерностей психического развития при интеллектуальном недоразвитии. Краткая характеристика других задач: выявление первичных нарушений и сопутствующих искажений в развитии; определение структуры дефекта как основы построения коррекционно-педагогических технологий; разработка методов психологической диагностики отклонений в интеллектуальном развитии .
Занятие 2. Проблема умственной отсталости и развитие психики умственно отсталых.

Определение понятия «умственная отсталость». Необходимость его создания для постановки диагноза, использования психометрических тестов с целью оценки интеллекта, выявления этиологии и отграничения от сходных клинических форм. История создания определения «умственная отсталость».

Влияние органического поражения головного мозга на развитие психики аномального ребёнка.

Л.С.Выготский о развитии высших психических функций, о первичных (ядерных) дефектах и вторичных отклонениях психики умственно отсталых.

Общие закономерности психических проявлений нормальных и аномальных детей. Своеобразие психического развития детей с нарушениями интеллекта. Особенности высшей нервной деятельности детей с нарушениями интеллекта. В.И.Лубовский, А.Р.Лурия, М.С.Певзнер., и др. о потенциальных возможностях развития психики детей с нарушениями интеллекта.

Современные представления об умственной отсталости (Г.Е.Сухарева, М.С.Певзнер, В.И.Лубовский, Д.И.Исаев и др.). Основные критерии умственной отсталости. МКБ -10, обобщенный опыт изучения состояний психического недоразвития во многих странах мира.

Значение коррекционно-развивающей работы с лицами с отклонениями в интеллектуальном развитии.
Занятие 3. Этиология и патогенез умственной отсталости. Дизонтогении.

Понятие о причине умственной отсталости. Подходы к систематизации причин по характеру и времени воздействия (эндогенные и экзогенные причины).

Формы нарушений ЦНС в зависимости от характера патогенного фактора. Механизм нарушения различной этиологической принадлежности.

Наследственные заболевания как ведущая причина психического недоразвития. Понятие о хромосомном синдроме :клиническая картина нарушений развития ,особенности отклонений в психическом развитии. Наследственные болезни обмена веществ с поражением нервной системы .

Дизонтогении (нарушения развития). Время возникновения нарушений: врожденные и приобретенные. Их обратимость. Характер психического дизонтогенеза: ретардация (тотальная, парциальная), асинхрония развития

Проблема раннего вмешательства в развитие людей с наследственной патологией. Профилактика наследственных болезней.

Медицинская диагностика отклонений психического развития: виды, методы, критерии.
Занятие 4. Систематика форм умственной отсталости.

Классификации, основанные на степени тяжести интеллектуального дефекта. Особенности классификации слабоумных по степени выраженности интеллектуального дефекта (Эскироль) .

Этиопатогенетические классификации. Классификация Г.Е.Сухаревой (критерии положенные в основу классификации: качество вредности и хроногенный фактор). Формы олигофрений: эндогенная, эмбриопатическая и экзогенная.

Клинико-физиологические классификации. Особенности классификации С.С.Мнухина. Формы психического недоразвития: астеническая, стеническая, атоническая. Классификация олигофрений по М.С. Певзнер. Формы умственной отсталости по Д.Н.Исаеву: астеническая, дисфорическая, атоническая, стеническая.

Международная классификация болезней (МКБ-10).
Занятие 5. Степени умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.

Легкая умственная отсталость (дебильность). Особенности психического недоразвития. Умеренная умственная отсталость (легкая имбецильность ). Особенности психического недоразвития .

Тяжелая умственная отсталость (выраженная имбецильность). Особенности психического недоразвития.

Глубокая умственная отсталость (идиотия). Особенности психического недоразвития .

Занятие 6. Психологическая характеристика состава учащихся специальной коррекционной школы VIII вида

Особенности психического развития детей-олигофренов. Наследственный, врождённый и приобретённый характер слабоумия. Клинические признаки олигофрении.

М.С.Певзнер, А.Р.Лурия, Г.Е.Сухарева о ведущем симптоме олигофрении. Разнообразие и сложность структуры психики при олигофрении. Зависимость тяжести дефекта психики при олигофрении от времени органического поражения центральной нервной системы, от характера перенесённого заболевания, тяжести поражения центральной неравной системы и распространённости патологического процесса. Классификация олигофрении с учётом структуры дефекта (М.С.Певзнер). Учёт психических особенностей, обусловленных структурой дефекта детей–олигофренов в коррекционно-педагогической работе с ними.

Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта, перенесших поздние травмы. Деменция.

Особенности психического развития детей с нарушением интеллекта, страдающих текущими психическими заболеваниями: гидроцефалией, эпилепсией, шизофренией, ревматическим поражением центральной нервной системой, сифилисом головного мозга.

Использование медицинских и психологических данных для квалифицированной оценки особенностей поведения и успеваемости учащихся, для выбора индивидуальных мер коррекционного воспитания и обучения.

Содружество олигофренопедагога, психолога и врача-психоневролога в специальной коррекционной школе VIII вида.

Психологическая характеристика детей, не подлежащих обучению в специальной коррекционной школе VIII вида.

  1. Дети с педагогической и социальной запущенностью. Неорганический генез педагогической запущенности.
  2. Дети с задержкой психического развития. Понятия «задержка психического развития». Обратимость дефекта при ЗПР.
  3. Дети с глубокими нарушениями интеллекта, не способные к обучению в специальной школе VIII вида.
  4. Дети с первичными нарушениями анализаторов.
  5. Дети с психопатоподобным поведением.

Занятие 7 . Методы изучения психики лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии.

Современные взгляды на исследование психики лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии (Бгажнокова И.М.,Забрамная С.Д., Коробейников И.А., Лубовский В.И.). Психолого-педагогическая диагностика. Методы диагностики умственного развития.

Особенности применения методов психологического изучения в работе с учащимися специальной коррекционной школы VIII вида.

Метод наблюдения.

Изучение продуктивной деятельности учащихся (письменные работы, рисование, лепка, конструирование, трудовые задачи).

Методы беседы. Анкетирование. Виды анкетирования.

Экспериментально-психологические методы.

Экспериментально-психологическое изучение учащихся коррекционной школы VIII вида. Лабораторный эксперимент. Принципы построения эксперимента. Роль естественного и психолого-педагогического экспериментов в исследовании психических процессов и свойств личности.

Психологические тесты. Роль тестов и возможности их использования на современном этапе при изучении психики детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.

Катамнестический метод и его роль в установлении динамики развития детей. Использование математических методов в психологии.

Изучение школьного коллектива, составление характеристики ученика и классного коллектива.

Особенности применения методов психолого-педагогической диагностики в работе с учащимися специальной коррекционной школы VIII вида.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   17
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий