Учебно-методический комплекс дисциплины «психология» Код и направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование

Умк по дисциплине «Психология» для студентов направления подготовки 050100. 62 – «Педагогическое образование» профиль подготовки «Физическая культура», квалификация бакалавр, форма обучения заочная
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология» Код и направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование

Скачати 4.68 Mb.

Сторінка 1/24 Дата конвертації 19.04.2016 Розмір 4.68 Mb.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   24

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра теоретической и практической психологии

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института

_______________________ /Е.А. Короткова/

__________ _____________ 2014 г.

Учебно-методический комплекс дисциплины

«психология»

Код и направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование
Профиль подготовки

«Физическая культура»

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Тобольск

2014
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

от 02.09.2014

Содержание: УМК по дисциплине «Психология» для студентов направления подготовки 050100. 62 – «Педагогическое образование» профиль подготовки «Физическая культура», квалификация — бакалавр, форма обучения — заочная.

Авторы: Кожевникова Э.П., канд. психол. наук, доцент кафедры теоретической и практической психологии, Бостанджиева Т.М, канд. психол. наук, доцент кафедры теоретической и практической психологии, Алферова Е.И., канд. психол. наук, доцент кафедры теоретической и практической психологии.

Объем 110 стр.

Должность ФИО Дата согласования Результат согласования Примечание Заведующий кафедрой теоретической и практической психологии Медведева Н.А. 02.09.2014 Рекомендовано к электронному изданию Протокол заседания кафедры от 02.09.2014

№ 1

Директор ИБЦ Осипова Л.Н. 5.09.2014 Согласовано Зам. начальника УМО филиала Яркова Н.Н. 05.09.2014 Согласовано Зам. директора по учебной, научной и международной деятельности Вертянкина Н.В. 05.09.2014 Согласовано

Содержание
Рабочая программа дисциплины ……………………………………………………………….3

Руководство по организации обучения дисциплине ………………………………………5 Приложения ……………………………………………………………………………………40

Приложение 1. Лекционные материалы ………………………………………………………40

Приложение 2. Практические занятия ……………………………………………………….63

2.1. Планы практических занятий ………………………………………………….63

2.2. Методические указания к практическим занятиям …………………………102

Приложение 3. Лабораторный практикум ………………………………………………….104

3.1.Задания к лабораторному практикуму ……………………………………….104

3.2.Методические указания к лабораторному практикуму ……………………..104

Приложение 4. Самостоятельная работа студентов …………………………………………105

4.1. Задания для самостоятельной работы ……………………………………….105

4.2. Методические указания к выполнению самостоятельной работы ………..135

Приложение 5. Контролирующие и оценочно-диагностические материалы

по дисциплине ………………………………………………………………………………..141

5.1. Технологическая карта дисциплины …………………………………………141

5.2. Тестовые задания для текущего контроля знаний по дисциплине ………..155

5.3. Тестовые задания для итогового контроля знаний по дисциплине ………186

5.4. Вопросы к зачету (экзамену)……………………………………………………228

Приложение 6. Методические материалы по выполнению курсовой работы……………233

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра теоретической и практической психологии

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института

_______________________ /Е.А. Короткова/

__________ _____________ 2014 г.

Рабочая программа дисциплины

«ПСИХОЛОГИЯ»
Код и направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование
Профиль подготовки

«Дошкольное образование»

«Дошкольное, начальное образование»
Квалификация (степень) выпускника

бакалавр
Форма обучения

заочная

Тобольск

2014

Содержание
1.Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………………………..5

2.Место дисциплины в структуре ОП ВПО…………………………………………………5

3. Требования к результатам освоения дисциплины …………………………………………5

4. Структура и содержание дисциплины…………………………..…………………………..7

4.1. Структура дисциплины …………………………………………………………….7

4.2. Содержание разделов дисциплины ………………………………………………..8

5. Образовательные технологии………………………………………….……………………….9

6.Самостоятельная работа студентов…………………………………………….…….………15

7.Компетентностно-ориентированные оценочные средства………………..…………………..21

7.1. Оценочные средства диагностирующего контроля……………………………..21

7.2. Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов…………………………………………………………………21

7.3. Оценочные средства промежуточной аттестации ………………………………32

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины …………………..32

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины ……………………………………..36

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)………………….

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины направлены на формирование знаний в области психологии человека, необходимых для осуществления психологического анализа феноменов педагогического взаимодействия и позволяющих обеспечить решение профессиональных задач в области педагогической деятельности. Изучение дисциплины способствует развитию психологической компетентности,формированию гуманистической направленности и психологической культуры личности.

Задачиосвоения дисциплины:

    • формирование целостного представления о строении и функционировании психики человека;
  • изучениемеханизмов и закономерностей развития психики человека на разных этапах онтогенеза;
  • развитие способности решать наиболее типичные организационно-воспитательные и обучающие задачи, возникающие в образовательном процессе;
  • формирование профессиональной направленности на взаимодействие с детьми разного возраста;
  • овладение навыками анализа социально-психологических явлений и ситуаций, возникающих в педагогической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата

Цикл, к которому принадлежит дисциплина: профессиональный цикл Б3 (базовая часть).

Дисциплина включает следующие разделы: «Психология человека»; «Социальная психология»; «Психология развития»; «Педагогическая психология».

Взаимосвязь данной дисциплины с другими дисциплинами учебного плана, практиками:

а) предшествуют освоению данной дисциплины: дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла: «Философия», «История», «Культурология»; математического и естественнонаучного цикла: «Информационные технологии», «Естественнонаучная картина мира»; профессионального цикла: «Основы медицинских знаний».

б) должны изучаться параллельно:дисциплины профессионального цикла: «Педагогика»;

в) базируются на изучении данной дисциплины:дисциплины профессионального цикла: «Методика обучения и воспитания»; учебная (психологическая) и педагогические практики; выполнение курсовойработы; итоговая государственная аттестация.
3. Требования к результатам освоения дисциплины

3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

  • готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7): способен обеспечить межличностную и межкультурную коммуникацию в профессиональном педагогическом общении;
  • готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3)
  • способность осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки к самостоятельному выбору профессии (ПК-4);
  • способен использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
  • готовность взаимодействовать с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);
  • способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7).

3.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

— теоретические основы и понятийный аппарат психологической науки, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;

— закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;

— особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

— способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

— способы построения межличностных отношений в группах разного возраста;

— способы профессионального самопознания и саморазвития;

уметь:

— учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные) в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

— учитывать в педагогическом взаимодействии индивидуальные особенности учащихся;

— проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

— создавать психологически безопасную образовательную среду;

владеть:

— способами осуществления психолого-педагогической поддержки;

— различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

— способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса (родителями, коллегами);

— способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;

— навыками социально-психологического анализа и разрешения конкретных педагогических ситуаций.

4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц (360 часов), из них 20 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем. Самостоятельная работа студента составляет 322 часа. Контроль – 18 часов. Форма контроля: экзамен (1,2 семестры), контрольная работа (1,2 семестры).

4.1. Структура дисциплины
Таблица 1

Наименование раздела дисциплины Курс Виды учебной работы

(в академических часах) аудиторные занятия СР ЛК ПЗ ЛБ Курс. раб. 1. Психология человека 1

1.1 История становления психологии как науки

— — — — 18 1.2 Человек как субъект, индивид, личность, индивидуальность.

— 2 — — 12 1.3 Психология индивидуальных различий

— 2 — — 11 1.4 Интегративные психические образования: познавательные, психомоторные, мотивационные, мнемические, мыслительные

2 — — — 14 1.5 Психология эмоционально-волевой сферы личности

— 2 — — 10 1.6 Формы взаимодействия человека с миром

— 2 — — 12 2. Социальная психология 1

— —

2.1 Предмет социальной психологии

— — — — 18 2.2 Группа как социально-психологический феномен

— — — — 18 2.3 Проблема личности в социальной психологии

— 2 — — 12 2.4 Человек как субъект взаимодействия и общения

— — — — 18 3. Психология развития 2

— —

3.1 Предмет психологии развития

2 — — — 14 3.2 Психическое развитие ребенка до поступления в школу

— — — — 15 3.3 Психология младшего школьника

— — — — 16 3.4 Психология подросткового возраста

2 — — 16 3.5 Психология юности

— 2 — — 16 3.6 Психология взрослых

— — — — 16 4. Педагогическая психология 2 — —

4.1 Психология обучения

— 2 — — 14 4.2 Психология учебной деятельности

— — — — 14 4.3 Психология воспитания

— — — — 14 4.4 Психология педагогической деятельности

— — —

16 4.5 Психология педагогического общения 2 — — — — 14 4.6 Психология личности учителя 2 — — — — 14

4.2. Содержание дисциплины
Таблица 2

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела

(дидактические единицы) 1 Психология человека Психология как наука, предмет психологии. Исторический обзор развития психологического знания. Понятие о человеке, антропологический и эволюционный подходы к его изучению. Формы взаимодействия человека с миром. Субъект, индивид, личность, индивидуальность. Познание, общение, деятельность; поведение. Сознание и самосознание. Функциональная и структурная организация психики; процессы, состояния, свойства. Интегративные психические образования: мотивационные, аффективные, темпераментные, сенсорные, психомоторные, мнемические, интеллектуальные, речевые, коммуникативные, регуляторные, креативные, нравственные. Психологическая компетентность и психологическая культура как психическое образование человека. 2 Социальная психология Социально-психологические явления:социализация, социальное поведение, социальное познание, социальные качества личности. Социальная психология личности. Виды и феномены взаимодействия, человек как субъект взаимодействия, общение и взаимодействие. Групповые феномены. Практическая социальная психология. Социальная психология в образовании. 3 Психология развития Предмет, задачи и методы, история становления психологии развития. Психическое развитие ребенка в младенчестве, раннем и дошкольном детстве. Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте. Психическое развитие ребенка в подростковом и юношеском возрастах. Психическое развитие в молодом и зрелом возрастах. Геронтология. 4 Педагогическая психология Передача общественного опыта и адаптация человека. Подражание, учение, обучение, научение. Модели обучения (познавательная, коммуникативная, кибернетическая). Обучение и развитие. Научение. Учебная деятельность. Ученик как субъект учебной деятельности. Мотивы учения, способы учения, активность и ответственность. Типы неуспевающих учащихся. Психологические детерминанты отставания в учении. Психология взаимодействия в системе «учитель-ученик-класс». Психологические характеристики педагогической профессии. Профессионально важные качества. Психологические способности. Личностные характеристики учителя и их влияние на процесс и результат труда. Профессиональное сознание и самосознание педагога.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   24
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий