Скачати 4.98 Mb.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 29
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования «Мурманский государственный педагогический университет»
(МГПУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.В.4.1, СД.24, ДС.6, СД.В.1.1, ОПД.В.1.1
«ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
«050703.00-Дошкольная педагогика и психология»
«050706-Педагогика и психология»
«040104-Организация работы с молодежью»
«050711-Социальная педагогика»
(код и наименование специальностей)
Утверждено на заседании кафедры
психологии факультета
педагогики и психологии
(протокол № 7 от 06 марта 2008 г.)
Зав. кафедрой
________________И.А. Синкевич
2008 г.
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1. Автор программы: Плужникова Н.И., ст.преп.каф.психологии
1.2. Рецензенты:
Сергеева А.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного педагогического университета (МГПУ)
Зубрицкая Е.М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития Мурманского гуманитарного института (МГИ)
1.3. Цели и задачи дисциплины
Назначение дисциплины.
«Теории личности». Данная дисциплина реализуется в рамках специальности «050706-Психология и педагогика», «050703-Дошкольная педагогика и психология», «040104-Организация работы с молодежью» и относится к разделу «Общепрофессиональные дисциплины», федеральный компонент.
Курс «Теории личности» предназначен для студентов 3-го курса факультета психологии и педагогики.
Цель курса. Основной целью освоения дисциплины является сформировать систему научных понятий и научно упорядоченных базовых представлений о личности, об основных тенденциях в развитии современных психологических представлений о личности, о ключевом содержании теоретических концепций личности, показать значение психологии личности для исследовательской и практической деятельности специалистов.
Задачи курса.Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи курса:
- раскрыть основные понятия и категории психологии личности;
- соотнести ее предмет с предметами общей, возрастной, дифференциальной психологии;
- сформировать у студентов представление о теоретических и прикладных задачах современной психологии личности.
Структура дисциплины.
Структура курса включает в себя рассмотрение общих и частных проблем теории личности. Общие проблемы рассматриваются в первых пяти темах курса: личность в системе научного знания, в зарубежной и в отечественной психологии. Частные проблемы рассматриваются в последующих темах, , которые предполагают раскрытие эмпирических и практических проблем теории личности:
- Личность в системе научного знания;
- Психодинамическое направление в теории личности;
- Бихевиорально – когнитивное направление в теории личности;
- Гуманистическое направление в теории личности
- Отечественные подходы в понимании личности
- Эмпирические исследования личности
- Практические приложения теорий личности
В свою очередь проблема развития личности включает в себя рассмотрение внутренних и внешних детерминант развития и их соотношения. Каждая из тем, отражающих частные проблемы целостной теории личности, представляет собою всесторонний анализ данной проблемы с разных теоретических точек зрения как зарубежных, так и отечественных авторов, т.е. каждая тема это теоретический обзор конкретной проблемы.
Программа включает в себя лекционный и практический курсы обучения. Лекционный курс направлен на приобретение теоретических знаний психологии личности, а практический курс на приобретение практического опыта решения задач, связанных с расширением самосознания (личность студента как объект познания) и с познанием другой личности (личность студента как субъект познания).
Практические занятия проводятся в форме дискуссий, групповых экспериментов, тренингов, реферативных докладов, на которых студенты приобретают навыки использования теоретических понятий для интерпретации тех или иных психологических феноменов; навыки саморефлексии., способствующей личностному росту студентов.
В связи с этим на практических занятиях формируются следующие умения:
- Умение интерпретировать психологические факты в теоретически определенной системе координат — понятий, избегая эклектики.
- Умение адекватно применять те или иные теоретические модели для интерпретации психологических фактов с учетом временных и пространственных характеристик контекста решаемой задачи; с
учетом социокультурных условий возникновения психологического
феномена. - Умение осознавать свои личные потребности и мотивы; осуществлять осознанный выбор в ситуации борьбы мотивов и нести личную ответственность за осуществленный выбор.
- Умение искать и находить личный смысл прошлых, настоящих будущих событий; конструировать и реконструировать смысловые миры своего бытия и бытия других людей.
По окончании изучения указанной дисциплины студент:
Должен знать:
- Основные понятия и теории психологии личности.
- Современные проблемы эмпирических исследований личности
- Современные проблемы практического применения теорий личности
Должен уметь:
- самостоятельно анализировать содержание понятий психологии личности;
- применять полученные теоретические знания для решения диагностических и психокоррекционных задач практической психологии;
- использовать индивидуальный подход в психолого-педагогической деятельности различного содержания;
- работать с учебной и научной литературой, освещающей изучаемый предмет.
Формы контроля.
Итоговый контроль. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен зачёт.
Текущий контроль. В течение семестра выполняются контрольные работы и проводятся контрольные работы и защита рефератов
1.4. Извлечение из ГОС ВПО
Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни; движущие силы и условия развития личности; периодизация развития индивида, личности и индивидуальности; индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности; личность в социогенезе; социально-исторический образ жизни – источник развития личности; персогенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь; структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии; проблема воли; волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа; психологическая защита и совладание — механизмы овладения поведением; личностный выбор; свобода и ответственность; теории личности.
1.5. Объём дисциплины и виды учебной работы
3
Заочная форма обучения
1.6. Содержание дисциплины.
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
Очная форма обучения
СМ
СМ
Примечание: Вариант 1 для специальности «050706-Педагогика и психология»
Вариант 2 для специальности «050703.00-Дошкольная педагогика и психология»
СМ
Заочная форма обучения
СМ
1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 29
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция