Учебно-методический комплекс дисциплины ен. В 1 «эргономика»

Охватывает практически все виды техники. Основные ее принципы распространяются не только на орудия труда, но и на весь ассортимент промышленных изделий, на бытовые предметы
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. В 1 «эргономика»

Скачати 478.09 Kb.

Дата конвертації 22.04.2016 Розмір 478.09 Kb. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.В.1.1 «ЭРГОНОМИКА»

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
050501 Педагог профессионального обучения (дизайн)

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании кафедры Технологии и дизайна___________

Т и Д _ факультета

(протокол № 1 от 01.09.2009г.)

Зав. кафедрой

______________Е.Р.Стаценко

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины
1.1 АВТОР ПРОГРАММЫ: Репина А. С. (старший преподаватель ТиД)
1.2 РЕЦЕНЗЕНТЫ: Сергеева И. А. (кандидат педагогический наук, доцент)

Стаценко Е.Р. (кандидат педагогических наук, зав. кафедрой ТиД. МГПУ)
1.3.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью данного курса является формирование необходимых знаний по эргономике и применение этих знаний на практике.

Основные задачи курса «Эргономика»

1. Понимать основные тенденции и основные направления в области развития техники и науки, основные экологические проблемы общества.

2. Уметь устанавливать человеческие факторы в системе «человек-машина», владеть способами эргономического анализа.

3. Владеть комплексом упражнений, направленных против переутомления оператора.

Место курса в общей системе подготовки специалиста

Научная дисциплина эргономика возникла на стыке технических наук, психологии, физиологии, гигиены, анатомии, биомеханики, антропологии, биофизики. Эргономика является комплексной наукой и связана с физиолого-гигиеническими требованиями к орудиям труда, рабочему месту и производственным помещениям.

Термин эргономика был введен в Англии в 1949 г. и получил широкое распространение. Эргономика — наука о приспособлении орудий и условий труда к человеку. Она изучает функциональные возможности и особенности человека в трудовых процессах с целью создания оптимальных условий, в которых труд становится высокопроизводительным и надежным.

Важнейшая часть эргономики — инженерная психология, — ставит своей задачей взаимное согласование возможностей человека и техники в рамках единой системы «человек — машина», снижение до минимума отрицательных воздействий условий труда на нервную систему человека и его работоспособность. По своему содержанию и значению эргономика составляет естественную основу технической эстетики.

Сфера приложения эргономики разнообразна — она охватывает практически все виды техники. Основные ее принципы распространяются не только на орудия труда, но и на весь ассортимент промышленных изделий, на бытовые предметы.

Помимо традиционных знаний современному специалисту необходимы знания из многих областей: психологии мышления и восприятия, социальной психологии, психодиагностики, колористики, эргономики и дизайна. Потребности наук придали новый импульс определённому синтезу естественных, технических и гуманитарных дисциплин и потребовали внедрение в учебный процесс новых учебных предметов, которые органично сочетали бы инженерные и гуманитарные традиции, размышления в подходе к проектируемому техническому объекту. Таким предметом является эргономика.

В процессе изучения спецкурса «Эргономика» студенты должны Знать:

• Понятия технократического мышления, культура, техническая цивилизация.

• Предмет эргономика

• Человеческие факторы деятельности

• Система «человек-машина».

Уметь:

• Определять виды функциональных состояний человека.

• Анализировать кривую работоспособности.

• Определять активацию, стресс, паузу.

• Владеть комплексом упражнений, направленных против переутомления пользователя.
1.4. ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ГОС ВПО специальности, включающее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов.
1.5 ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля Трудо­емкость Всего

аудит.

лк

ПР/

см

ЛБ

Сам. Работа 1. 050501Профессиональное обучение (дизайн) 1 1 35 8 4 4 27 зачёт

1.6 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п Наименование раздела, темы Количество часов Вариант 1 Вариант 2 Всего

ауд.

лк

ПР/СМ ЛБ Сам. раб. Всего ауд. ЛК ПР/СМ ЛБ Сам. раб. 1. Эргономика в мире техники 6 6 4 1 1

2 2.

Методы эргономического анализа 10 2 8 8 1 1

2 2.1.

Эмпирические методы 2 2

4

1 1

2 2.2.

Опросные методы 4

4 2

1 1

2 2.3.

Экспериментальные методы 4 4 2

2 3.

Диагностика и коррекция неблагоприятных функциональных состояний оператора 14 8 6 10 1

1

2 3.1.

Функциональные состояния человека 4 4

2

1

1

4 3.2.

Диагностика утомления 4 4 2 1

1

4 3.3.

Коррекция функциональных состояний 2 2 2

4 3.4.

Рабочая поза и утомление 4

4

4 1

1

3 ИТОГО:

30 16 14 22 8 4 4 27

Вариант 2 для специальности 050501 Профессиональное обучение (дизайн)

1.6.2. Содержание разделов дисциплины

Тема № 1. Эргономика в мире техники.

В процессе изучения темы студенты должны понять предмет и объект изучения дисциплины «эргономика», сопутствующие науки, этику проектирования и человеческие факторы.

Для этих областей эргономического знания характерны определённые уточнения предмета и проявление такого специфического понятия как система «человек-машина».

Тема № 2. Методы эргономического анализа.

Студенты должны усвоить понятия: наблюдение, самонаблюдение, интервью, опрос, эксперимент, факторная модель, экстремальный эксперимент. Методы, используемые специально по человеческим факторам, разнообразны. Нам важно научить студентов тем методам, которые могут быть оперативно использованы каждым инженером или дизайнером для улучшения потребительских качеств создаваемого технического средства. Эти методы различаются по достигаемой с их помощью цели. Это аналитические и проектировочные, лабораторные, объективные и субъективные методы, эмпирические и экспериментальные.

Тема № 3. Диагностика и коррекция неблагоприятных функциональных

состояний оператора.

Предметная область, обеспечиваемая в эргономике как функциональное состояние, включает в себя понятия: активация, монотония, утомление, напряжённость, стресс.

Студенты должны изучить в этой теме методы диагностики и исследования функциональных состояний. Наиболее подверженные утомлению психофизиологические функции оператора включают в себя сокращение скорости восприятия, рост числа ошибок, ухудшение глазодвигательной координации, боль в глазах и спине, колебания производительности и ухудшение самочувствия. Студенты должны освоить комплекс упражнений, позволяющих корректировать функциональное состояние пользователя.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения

п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма

Самостоятельной работы

Кол-

во

часов

1

ВАР Кол-

во

часов

2

ВАР Форма контроля

выполнения

самостоятельной

работы

1. Эргономика в мире техники вопросы для

самостоятельного

изучения

4 2 выполнение тестов 2. Методы эргономического анализа вопросы для

самостоятельного

изучения

12 2 коллоквиум 2.1. Эмпирические методы 4 4 2.2. Опросные методы 4 2 2.3. Экспериментальные методы

4 2

3. Диагностика и коррекция

неблагоприятных

функциональных состояний

пользователя

конспекты по данной теме

24 4 обсуждение и проверка конспектов 3.1.

Функциональные состояния

человека

самообследование

6

4 Круглый стол по проблемам функциональных состояний человека 3.2.

Диагностика утомления самообследование 6 2 3.3. Коррекция функциональных

состояний

самообследование 6 2 3.4.

Рабочая поза и утомление самообследование

6

3

ИТОГО

40 27

1.7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Опросные методы.

План:

1. Опросные методы. Интервью (индивидуальное, групповое). Анкеты. Тестирование (валидность, надёжность).

2. Экспериментальные методы: факторная и регрессивная модели.

Задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения:

1. Что такое «трудовой метод исследования»?

2. Как обеспечить психологический контакт интервьюера с респондентом?

3. Что такое парафраз?

4. Определить понятие «валидность теста».

5. Определить понятие «надёжность теста».

Основная литература

  1. Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В., М., 1987.
  2. Жуков Ю.М., Петровская А.А., Растянников П. В.Диагностика и развитие компетентности в общении, МГУ, 1990.
  3. Гипперрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание. М., МГУ, 1983.
  4. Моргунов Е.В. Человеческий фактор в компьютерных системах. М., 1994. (электронный носитель)
  5. Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ.
  6. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.
  7. Анастази А. Психологическое тестирование в 2-х томах. Т 1, Педагогика, 1982.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Экспериментальные методы.

План:

1. Экспериментальные методы: факторная и регрессивная модели.

2. Микроподход и макроподход.

Задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения:

1. Чем микроподход к изучаемому объекту отличается от макроподхода?

2. Почему для «диффузных» систем многофакторный эксперимент подходит больше, чем однофакторный?

3. Опишите что такое экстремальный эксперимент?

Основная литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ.
  2. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.
  3. Анастази А. Психологическое тестирование в 2-х томах. Т 1, Педагогика, 1982.
  4. Гостеданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., МГУ, 1982
  5. Куприян А.И. Проблема эксперимента в системе общественной практики. М., Наука, 1981.
  6. Леонтьев А.Н. Автоматизация и человек. М., МГУ, 1990.
  7. Налимов В.В. Теория эксперимента. М., Наука, 1971.
  8. Моргунов Е.В. Человеческий фактор в компьютерных системах. М., 1994. (электронный носитель)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Тема: Коррекция функциональных состояний.

План:

1. Охарактеризуйте этапы развития функционального состояния человека на кривой работоспособности.

2. Определите этапы развития стресса.

Основная литература

1. Зинченко В.П., Леонова А.Б., Психометрика утомления. М., МГУ, 1997.

2. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., ТГУ, 1981.

3. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М., МГУ, 1982.

4. Моргунов Е.В. Человеческий фактор в компьютерных системах. М., 1994. (электронный носитель)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: Рабочая поза и утомление

План:

1. Рабочая поза и утомление.

2. Борьба со зрительным утомлением.

Задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения:

1. Чем отличается перерыв в работе от паузы?

2. Приведите пример комплекса упражнений, направленных против

переутомления пользователя.

Основная литература

  1. Зинченко В.П., Леонова А.Б., Психометрика утомления. М, МГУ, 1997.
  2. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М., МГУ, 1982.
  3. Богданович Л.Б., Бурьян В.А., Раутман Ф.И. Художественное конструирование в машиностроении. «Техника», 1976. (электронный носитель)
  4. Панеро Дж. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер: справочник по проектным нормам: пер. с англ. / Джулиус Панеро, Мартин Зелник. – М.: АСТ: Астрель,2006.

1.8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.8.1 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ.
  2. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.
  3. Анастази А. Психологическое тестирование в 2-х томах. Т 1, Педагогика,1982.
  4. Богданович Л.Б., Бурьян В.А., Раутман Ф.И. Художественное конструирование в машиностроении. «Техника», 1976. (электронный носитель)
  5. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М, МГУ, 1982.
  6. Гипперрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание. М., МГУ, 1983
  7. Гостеданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., МГУ, 1982
  8. Жуков Ю.М., Петровская А.А., Растянников П. В.Диагностика и развитие компетентности в общении, МГУ, 1990.
  9. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М., МГУ 1979.
  10. Зинченко Т.П., Фрумкин А.А. Методы эргономического обеспечения проектирования. С-Пб, 1994.
  11. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1984.
  12. Коняев Н.М., Лебедев В.А.Что такое эргономика? М., 1986.
  13. Куприян А.И. Проблема эксперимента в системе общественной практики. М., Наука, 1981
  14. Леонтьев А.Н. Автоматизация и человек. М., МГУ, 1990.
  15. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., ТГУ, 1981.
  16. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М., МГУ, 1982
  17. Моргунов Е.В. Человеческий фактор в компьютерных системах. М., 1994. (электронный носитель)
  18. Налимов В.В. Теория эксперимента. М., Наука, 1971
  19. Панеро Дж. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер: справочник по проектным нормам: пер. с англ. / Джулиус Панеро, Мартин Зелник. – М.: АСТ: Астрель,2006.
  20. Практикум по инженерной психологии и эргономики. / Под. ред. Ю.К. Стрелкова. М., 2003.
  21. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001.
  22. Шмид М. Эргономические параметры. М., 1980.
  23. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. М., 2001.
  24. Эргономика / Под ред. проф. В.В. Адамчука. М., 1999.

1.9 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.9.1 Для проведения лекционных занятий необходима аудитория, оборудованная техническими средствами обучения, позволяющими использовать видео и мультимедийное обеспечение дисциплины.

Для проведения практических занятий могут быть использованы кабинет графики, компьютерный класс.

1.10 ПРИМЕРНЫЕ ЗАЧЁТНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ВАРИАНТ 1

  1. Дайте определение понятию:

1) Кумулятивная травма;

2) Антропометрия;

3) Моторика человека;

4) Стресс;

5) Статические признаки;

6) Динамические признаки.

  1. Дайте развернутые разъяснения письменно на следующие вопросы:
      1. Какие науки «помогли» в создании науки Эргономики?
      2. В чем заключается роль человека в работе машины?
      3. Назовите 3 критерия «человеческого фактора» при художественном конструировании.
      4. На какие 2 группы делятся эргономические размеры человека?
      5. От каких 2 греческих слов образован термин «эргономика»?

3) Внимательно прочтите вопросы и все варианты ответов на него. Из предложенных вариантов – выберите правильный.
1) При проектировании новой техники пользуются установкой:

а) «рассчитаем и теоретически проверим каждый элемент проекта отдельно, затем соберем и сразу реализуем на практике»;

б) «заранее теоретически рассчитаем и проверим весь проект, а потом воплотим его в жизнь»;

в) «выполним элементы проекта, проверим их на практике отдельно друг от друга, затем соберем и воплотим весь проект»;

г) «сделаем теоретический проект, посмотрим, как он работает на практике, если плохо, то выбросим»;
2) Определение степени соответствия изделия эргономическим требованиям предусматривает:

а) изучение условий эксплуатации;

б) определение роли человека в работе машины;

в) эргономические исследования;

г) все выше перечисленные действия.
3) Что НЕ входит в изучение условий эксплуатации:

а) исследование климатических условий;

б) оценка позы оператора и ее изменения;

в) анализ продолжительности работы оператора на открытом воздухе;

г) учет периодичности работы по временам года и времени суток.
4) Эргономические исследования НЕ включают в себя:

а) оценку организации действий человека;

б) анализ системы управления, органов контроля и сигнализации;

в) распределение функций между человеком и машиной;

г) учет удобства ремонта и обслуживания изделия.
5) На каком этапе можно произвести эргономический анализ:

а) технического задания;

б) проектирования;

в) на любом этапе;

г) в процессе эксплуатации.
6) Какие факторы способствуют появлению утомления:

а) факторы микроклимата;

б) факторы, связанные с использованием техники;

в) факторы, связанные с нарушением режима труда и отдыха;

г) все выше перечисленные.
7) Чем определяется организация отдыха:

а) характером работы и условиями быта человека;

б) склонностями человека, характером работы и условиями быта человека;

в) условиями быта человека и склонностями человека;

г) характером работы и склонностями человека.
8) К гигиеническим факторам относят:

а) освещенность, влажность, температуру, давление;

б) размеры и форму тела работающего человека;

в) силовые, скоростные энергетические, зрительные возможности человека;

г) особенности восприятия, памяти, мышления, моторики человека.
9) К психологическим факторам относят:

а) освещенность, влажность, температуру, давление;

б) размеры и форму тела работающего человека;

в) силовые, скоростные энергетические, зрительные возможности человека;

г) особенности восприятия, памяти, мышления, моторики человека.

  1. Какие 3 фактора обусловливают удобство работы в позе сидя:

а) рабочее кресло;

б) размеры пространства для ног;

в) размер рабочего кабинета;

г) высота и глубина рабочей поверхности.

11) Назовите ученых, которые внесли большой вклад в развитие отечественной эргономики.

а) Ю.К.Стрелков, Н.С.Пряжников, А.Н.Романов;

б) В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.П. Мунипов;

в) И.И.Шевцова, С.С.Сергиенко, Е.Ф.Коржуева, Ю.К.Стрелков;

г) И.Б.Чистяков, О.С.Александрова, Н.В.Козлова, Э.Г.Юрга.

  1. Воспроизведите схему возникновения кумулятивной травмы (расставьте буквы в правильном порядке).

а) повторяемость;

б) неудобная поза;

в) перегрузка;

г) недостаточный отдых.

  1. В каком году был введен термин «эргономика»:

а) 1962;

б) 1949;

в) 1927;

г) 1953.

  1. Система «человек-машина» — это:

а) физическая конструкция;

б) тип организации;

в) основное абстрактное понятие эргономики;

г) рабочая среда

  1. Назовите ученых, создавших в Советской России новую науку, которую сначала назвали «эргология», а затем «эргонология»:

а) В.М.Бехтерев, В.Н.Мясищев;

б) В.М.Мунипов, П.И.Зинченко;

в) А.Г.Вычегжанин, В.Г.Темнов;

г) Ю.Ф.Уфлянд, Л.И.Хозацкий.

  1. Природу и специфику эргономики можно определить как:

а) род занятий;

б) методология особого типа;

в) комплекс наук о трудовой деятельности;

г) научная и проектировочная дисциплина.

  1. Ведущая роль в системе «человек-машина» принадлежит:

а) технике;

б) человеку (группе людей);

в) окружающей среде;

г) никому.

  1. Человеческие факторы в технике – это:

а) характеристики человека;

б) характеристики технического средства;

в) характеристики среды;

г) совокупные качества системы «человек-машина».

  1. В какой стране впервые был использован термин «эргономика»:

а) США;

б) Россия;

в) Япония;

г) Англия.

1. 11 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЁТУ

  1. Объясните причины возникновения эргономики.
  2. Дайте определение понятию «человеческий фактор».
  3. Дайте определение понятиям «объект эргономики», «предмет эргономики», назовите общую цель эргономики.
  4. Докажите, что эргономика является одновременно научной и проектной дисциплиной.
  5. Назовите группы методов эргономики и кратко охарактеризуйте их.
  6. Каковы ведущие эмпирические методы эргономики?
  7. Перечислите формы опросных методик, отличающихся друг от друга.
  8. Что такое экспериментальный метод исследования, как он применяется в эргономике?
  9. Психофизиологическая сущность и структура трудовой деятельности.
  10. Дайте определение понятию функционального состояния.
  11. Виды функциональных состояний человека.
  12. Определите этапы развития стресса.
  13. Сущность, факторы, показатели и динамика работоспособности.
  14. Какие основные группы показателей используются для диагностики утомления?
  15. Факторы деятельности, вызывающие утомление.
  16. Производственное утомление, его виды и причины.
  17. Использование теории утомления при проектировании трудовых процессов.
  18. Характеристика эмоциональных состояний оператора.
  19. Антропометрические и физиологические требования к орудиям труда и рабочему месту.
  20. Психофизиологические требования к орудиям труда.
  21. Что включает в себя понятие «рабочее место». Эргономические параметры рабочего места.
  22. Основные эргономические требования при проектировании рабочих мест.

1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденных зав. кафедрой до начала сессии). Экзамена по данной дисциплине не предусмотрено учебным планом.
1.13 Примерная тематика рефератов.

  1. Причины возникновения эргономики как науки.
  2. Дайте определение понятиям «объект эргономики», «предмет эргономики», назовите общую цель эргономики.
  3. Раскройте группы методов эргономики и кратко охарактеризуйте их.
  4. Что такое экспериментальный метод исследования, как он применяется в эргономике?
  5. Психофизиологическая сущность и структура трудовой деятельности.
  6. Понятие функционального состояния.
  7. Виды функциональных состояний человека.
  8. Сущность, факторы, показатели и динамика работоспособности.
  9. Какие основные группы показателей используются для диагностики утомления?
  10. Факторы деятельности, вызывающие утомление.
  11. Производственное утомление, его виды и причины.
  12. Использование теории утомления при проектировании трудовых процессов.
  13. Характеристика эмоциональных состояний оператора.
  14. Антропометрия как наука
  15. Психофизиологические требования к орудиям труда.
  16. Борьба с утомлением.
  17. Антропометрические и физиологические требования к орудиям труда и рабочему месту.
  18. Психофизиологические требования к орудиям труда.
  19. Что включает в себя понятие «рабочее место». Эргономические параметры рабочего места.
  20. Основные эргономические требования при проектировании рабочих мест.

1. 14 Примерная тематика курсовых работ. Курсовых работ по данной дисциплине не предусмотрено учебным планом.
1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Квалификационных (дипломных) работ по данной дисциплине не предусмотрено учебным планом.
1.16 Методики исследования.

Включенное наблюдение

Методы опроса, анкетирования

Изучение и анализ письменных работ, устных ответов.

Педагогический эксперимент и моделирование.
1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине. Нет.

РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Электронные конспекты лекций, слайды, таблицы, графики хранятся на кафедре.

Тема № 1. Эргономика в мире техники.

В процессе изучения темы студенты должны понять предмет и объект изучения дисциплины «эргономика», сопутствующие науки, этику проектирования и человеческие факторы.

Для этих областей эргономического знания характерны определённые уточнения предмета и проявление такого специфического понятия как система «человек-машина».

ЛЕКЦИЯ № 1

Тема: Предмет, цели, задачи и структура эргономики

План:

1. Предмет, объект эргономики.

2. Основные цели и задачи.

3. Состав и структура эргономики.

4. Причины возникновения и этапы развития эргономики как науки.

Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:

  1. Объясните причины возникновения эргономики.
  2. Дайте определение понятию «человеческий фактор».
  3. Дайте определение понятиям «объект эргономики», «предмет эргономики», назовите общую цель эргономики.
  4. Докажите, что эргономика является одновременно научной и проектной дисциплиной.

Основная литература

  1. Богданович Л.Б., Бурьян В.А., Раутман Ф.И. Художественное конструирование в машиностроении. «Техника», 1976. (электронный носитель)
  2. Громов Ф.А. Эргономика. Учеб. пособие. ЛФЭИ, Л., 1989.
  3. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М., МГУ 1979.
  4. Моргунов Е.В. Человеческий фактор в компьютерных системах. М., 1994. (электронный носитель)
  5. Панеро Дж. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер: справочник по проектным нормам: пер. с англ. / Джулиус Панеро, Мартин Зелник. – М.: АСТ: Астрель, 2006
  6. Эргономика. Учеб. Пособие для вузов. Под ред. проф. В.В. Адамчука. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

Тема № 2. Методы эргономического анализа.

Студенты должны усвоить понятия: наблюдение, самонаблюдение, интервью, опрос, эксперимент, факторная модель, экстремальный эксперимент. Методы, используемые специально по человеческим факторам, разнообразны. Нам важно научить студентов тем методам, которые могут быть оперативно использованы каждым инженером или дизайнером для улучшения потребительских качеств создаваемого технического средства. Эти методы различаются по достигаемой с их помощью цели. Это аналитические и проектировочные, лабораторные, объективные и субъективные методы, эмпирические и экспериментальные.

ЛЕКЦИЯ № 2

Тема: Эмпирические методы исследования.

План:

1. Эмпирические методы исследования. Анализ документации и продуктов деятельности пользователей.

2. Опосредованное наблюдение.

3. Самонаблюдение.

Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:

1. Определить, в каких случаях возникает необходимость, выбора эргономистом одного из ведущих метода исследования.

2. По каким параметрам производственное исследование отличается от лабораторного?

3. Опишите вертикальные и горизонтальные графы протокола наблюдения.

4. Какие факторы могут помешать проведению самонаблюдения?

Основная литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ.
  2. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.
  3. Анастази А. Психологическое тестирование в 2-х томах. Т 1, Педагогика, 1982.
  4. Моргунов Е.В. Человеческий фактор в компьютерных системах. М., 1994. (электронный носитель)
  5. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М., МГУ 1979.
  6. Зинченко Т.П., Фрумкин А.А. Методы эргономического обеспечения проектирования. С-Пб, 1994.

Тема № 3. Диагностика и коррекция неблагоприятных функциональных

состояний пользователя.

Предметная область, обеспечиваемая в эргономике как функциональное состояние, включает в себя понятия: активация, монотония, утомление, напряжённость, стресс.

Студенты должны изучить в этой теме методы диагностики и исследования функциональных состояний. Наиболее подверженные утомлению психофизиологические функции пользователя включают в себя сокращение скорости восприятия, рост числа ошибок, ухудшение глазодвигательной координации, боль в глазах и спине, колебания производительности и ухудшение самочувствия. Студенты должны освоить комплекс упражнений, позволяющих корректировать функциональное состояние пользователя.
ЛЕКЦИЯ № 3

Тема: Функциональные состояния человека.

Одной из центральных проблем эргономики является изучение функциональных состояний пользователя, возникающих в трудовой деятельности и разработка адекватных методов их оценки и коррекции.

План:

1. Определение понятия «функциональное состояние».

2. Виды функциональных состояний человека.

Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:

1. Определите понятия «функциональное состояние пользователя».

2. Какие критерии используются для вывода об изменении функционального состояния пользователя?

3. Дайте понятие «активации человека».

Основная литература

  1. Зинченко В.П., Леонова А.Б., Психометрика утомления. М., МГУ, 1997.
  2. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., ТГУ, 1981.
  3. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М., МГУ, 1982.
  4. Моргунов Е.В. Человеческий фактор в компьютерных системах. М., 1994. (электронный носитель)
  5. Практикум по инженерной психологии и эргономики. / Под. ред. Ю.К. Стрелкова. М., 2003.
  6. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001.
  7. Шмид М. Эргономические параметры. М., 1980.
  8. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. М., 2001.

ЛЕКЦИЯ № 4

Тема: Диагностика утомления.

План:

1. Диагностика утомления по объективным параметрам.

2. Диагностика утомления по субъективным признакам.

3. Диагностика утомления.

Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля:

1. Назовите, какие психические процессы нарушаются при утомлении пользователя.

2. Какие две основных группы показателей используются для диагностики утомления?
Основная литература

  1. Громов Ф.А. Эргономика. Учеб. пособие. ЛФЭИ, Л., 1989.
  2. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М., МГУ, 1982
  3. Моргунов Е.В. Человеческий фактор в компьютерных системах. М., 1994. (электронный носитель)
  4. Эргономика. Учеб. Пособие для вузов. Под ред. проф. В.В. Адамчука. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.Налимов В.В. Теория эксперимента. М., Наука, 1971
  5. Зинченко В.П., Леонова А.Б., Психометрика утомления. М., МГУ, 1997.
  6. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., ТГУ, 1981.

РАЗДЕЛ 4. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (глоссарий)
АКТИВАЦИЯ — степень энергетической мобилизации, необходимой для реализации того или иного поведенческого акта.
АНТРОПОМЕТРИЯ, антропометрии, мн. нет, ж. (от греч. anthropos — человек и metron — мера) (науч.). Отрасль науки, занимающаяся измерениями человеческого тела и его частей.

ДИНАМИЧЕСКИЕ РАЗМЕРЫ — размеры, измеряемые при перемещении тела в пространстве (угловые и линейные перемещения)
ДИЗАЙН. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИЗАЙНА, принятое в 1964 году международным семинаром по дизайнерскому образованию в Брюгге: «Дизайн — это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя.»

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль науки, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности; результаты изысканий используются для оптимизации деятельности людей в системах «человек-машина», а также в эргономике при проектировании новых технических средств и технологий.

КУМУЛЯТИВНАЯ ТРАВМА — болезнь, развивающаяся постепенно, в течение долгого времени в результате постоянного функционального напряжения определенной части тела.
МОТОРИКА — наука, изучающая структуру и деятельность двигательного аппарата человека
НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА — независимость результатов теста от действия возможных случайных факторов.
НОРМАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ЗОНА РУК — это дуга, описываемая согнутой в локтевом суставе рукой с неподвижным плечом.
СТАТИЧЕСКИЕ РАЗМЕРЫ — размеры тела при неподвижном положении человека (размеры отдельных частей тела и габаритные размеры в разных положениях)
СТРЕСС — крайняя форма психической напряженности человека, граничащая с нервно-эмоциональным срывом.
СОМАТОГРАФИЯ — наука о человеке, анализирующая положения тела и изменения позы оператора в процессе работы на основе анатомических принципов.
УТОМЛЕНИЕ — временное состояние органа или целого организма, характеризующееся снижением его работоспособности в результате длительной или чрезмерной нагрузки.
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОПЕРАТОРА — комплекс характеристик тех функций и качеств человека, которые определяют выполнение производственных действий.
ФАКТ — основное понятие эмпирического познания; он обозначает, фиксирует реальность.

Основные понятия ЭРГОНОМИКИ

Ergonomics (греч. Ergon — работа, Nomos — закон)

1. Эргономика изучает особенности и возможности функционирования человека в системах: человек, вещь, среда.

2. Эргономика — наука о системах. Она включает в себя такие понятия, как антропометрия, биомеханика, гигиена труда, физиология труда, техническая эстетика, психология труда, инженерная психология.

3. Эргономика — отрасль науки, которая изучает движения человеческого тела во время работы, затраты энергии и производительность конкретного труда человека. Область применения эргономики довольно широка: она охватывает организацию рабочих мест, как производственных, так и бытовых, а также промышленный дизайн.

4. Эргономика — научно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком. Эргономика изучает движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ. Эргономика подразделяется на миниэргономику, мидиэргономику и макроэргономику. В основу эргономики легли многие дисциплины от анатомии до психологии, а главной ее задачей является создание таких условий работы для человека, которые бы способствовали сохранению здоровья, повышению эффективности труда, снижению утомляемости, да и просто поддержанию хорошего настроения в течение всего рабочего дня.

5. Эргономика — наука, изучающая различные предметы, находящиеся в непосредственном контакте с человеком в процессе его жизнедеятельности. Ее цель: разработать форму предметов и предусмотреть систему взаимодействия с ними, которые были бы максимально удобными для человека при их использовании.

6. Эргономика — наука, комплексно изучающая функциональные возможности человека (группы людей) в конкретных условиях его (их) деятельности, которая связана с использованием технических средств на производстве и в быту. Эргономика — результат синтеза гигиены, психологии, анатомии и целого ряда других наук.

7. Эргономика — эта научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности, влияние разного рода факторов на его работу.

8. Эргономика — отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда. Основной объект исследования эргономики — системы «человек-машина», в т. ч. и т. н. эргатические системы; метод исследования — системный подход. (энциклопедия «Кирилл и Мефодий»)

9. Эргономика — научно-практическая дисциплина, изучающая деятельность человека, орудия и средства его деятельности, окружающую среду в процессе их взаимодействия с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфортности жизнедеятельности человека.

10. Эргономика — дисциплина, изучающая движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ. Эргономика исследует не только анатомические и физиологические, но также и психические изменения, которым подвергается человек во время работы. Результаты эргономических исследований используются при организации рабочих мест, а также в промышленном дизайне. (Е.В.Савицкая, О.В.Евсеев)

11. Эргономика занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда, а также профессионального мастерства. Ее предметом является трудовая деятельность, а объектом исследования — системы «человек — орудие труда — предмет труда — производственная среда». Эргономика относится к тем наукам, которые можно различать по предмету и специфическому сочетанию методов, применяемых в них. Она в значительной мере использует методы исследований, сложившиеся в психологии, физиологии и гигиене труда. Проблема состоит в координации различных методических приемов при решении той или иной эргономической задачи, в последующем обобщении и синтезировании полученных с их помощью результатов. В ряде случаев этот процесс приводит к созданию новых методов исследований в эргономике, отличных от методов тех дисциплин, на которые она возникла.

Мидиэргономика — исследование и проектирование систем «человек-коллектив», «коллектив-машина», «человек-сеть», «коллектив- организация». Мидиэргономика исследует взаимодействия на уровне рабочих мест и производственных задач. В сферу интересов мидиэргономики входят:

1. проектирование организаций

2. планирование работ

3. обитаемость рабочих помещений

4. гигиена труда

5. проектирование интерфейсов сетевых программных продуктов

Это — исследование и проектирование систем «человек — рабочая группа, коллектив, экипаж, организация», «коллектив — машина», «человек-сеть, сетевое сообщество», «коллектив — организация», Сюда входит и проектирование организаций, и планирование работ, и обитаемость рабочих помещений, и гигиена труда, и проектирование АРМ залов с дисплеями общего пользования, проектирование интерфейсов сетевых программных продуктов, и многое, многое другое. Исследуется взаимодействие на уровне рабочих мест и производственных задач.

Микроэргономика — исследование и проектирование систем «человек — машина». Сюда же включаются интерфейсы «человек-компьютер» (компьютер рассматривается как часть машины — например, в кабине истребителя есть дисплеи), — как аппаратные интерфейсы, так и программные. Соответственно, «эргономика программного обеспечения» — это подраздел микроэргономики. Сюда же относятся системы «человек-компьютер-человек», «человек-компьютер-процесс», «человек — программа, ПО, ОС».

Система «человек-машина» Man-machine system. Человеко-машинная система — система, в которой человек-оператор или группа операторов взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информации. Система «человек – машина» является предметом исследования системотехники, инженерной психологии, эргономики.
Производственная обстановка — это взаимосвязанный комплекс факторов и элементов среды, окружающих человека в процессе труда и оказывающих влияние на его здоровье, величину энергетических затрат в целом и на выполнение конкретных действий, работоспособности и производительность, самочувствие и эмоциональное состояние.

В соответствии с классификацией НИИ труда все элементы производственной обстановки подразделяются на три группы:

санитарно-гигиенические, определяемые эргономическими требованиями к орудиям труда в комплексе, включая природно-климатические условия внешней среды, особенно в строительстве, сельском и лесном хозяйстве, добывающих отраслях;

эстетические, формирующие у человека отношение к трудовой деятельности на основе культуры производства, внешнего строения, выразительности и целостности композиции изделий, орудий труда и интерьеров и создающие для человека функциональный, психологический и бытовой комфорт;

социально-психологические, определяемые социально-психологическим климатом в коллективе, дисциплиной труда, формой управления и объемом информации о результатах трудовой деятельности.
По определению Мейстера и Рабидо: «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ — это переменные, влияющие на:

— характеристики (возможности и ограничения) человека;

— характеристики (особенно конструкции) отдельных машин;

— отношения между ними».

ПРЕДМЕТОМ ЭРГОНОМИКИ как науки является комплексное изучение закономерностей взаимодействия человека (группы людей) с техническими средствами, предметом деятельности и средой в процессе достижения целей деятельности и при специальной подготовке к ее выполнению. Эргономика является одновременно и научной, и проектной дисциплиной
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ человека есть комплекс характеристик тех функций и качеств человека, которые определяют выполнение рабочих операций.
Выделяются три близких, но не тождественных состояния, приводящих

к снижению эффективности работы — утомление, монотония и психическое пресыщение. Если утомление можно охарактеризовать как естественную, связанную с нарастанием напряжения, реакцию прежде всего на продолжительность выполняемой работы, то два других состояния являются следствиями однообразия деятельности, выполняемой в специфических условиях (бедность внешней среды, ограниченное поле работы, несложные стереотипные действия и т.п.).

Различия между этими состояниями проявляются как в поведении, так и в характере субъективных переживаний, им сопутствующих. Для состояния монотонии основной тенденцией в сдвигах наблюдаемых параметров является постепенное снижение активности протекания соответствующих процессов. Для состояния утомления, напротив, характерно нарастание напряжения в деятельности различных систем и рост рассогласования между отдельными показателями.

В зависимости от типа нагрузки выделяются различные виды утомления, в наиболее общем виде — умственное и физическое. Если для первого характерным являются изменения в сенсомоторной сфере и сопутствующие им субъективные ощущения, то второму типу в большей степени присущи симптомы психического истощения, в первую очередь сдвиги в восприятии, памяти, внимании и мышлении.

УТОМЛЕНИЕ — реакция на любой вид физического или психического напряжения, которое проявляется в виде обратимого сокращения производительности человека или его органов. Причины и проявление утомления можно описать с помощью

трех основных понятий:

1) НАГРУЗКА: утомление является результатом одного или нескольких видов физической или психической нагрузки;

2) СПАД РАБОТОСПОСОБНОСТИ: утомление ведет к сокращению психической работоспособности;

3) ОБРАТИМОСТЬ: утомление обратимо, т.е. его влияние носит обратимый характер.
СТРЕССОМ называют неспецифическую общую реакцию организма в ответ на экстремальные воздействия окружающей среды.
Под профилактикой неблагоприятных функциональных состояний

понимается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития или на ликвидацию (полную или частичную) уже возникших состояний.

Перерыв можно интерпретировать и как время бездействия, и как особую фазу в выполнении задания, и как разрыв в работе, наконец как особый период покоя.
Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний. В качестве методов психопрофилактики применяются:

1) психотерапия;

2) оптимизация питания;

3) фармакотерапия;

4) функциональная музыка;

5) аутогенная тренировка и гипноз;

6) массаж и самомассаж;

7) производственная гимнастика;

8) цветовое оформление помещений;

9) создание кабинетов психической разгрузки.

Методы ЭМПИРИЧЕСКИЕ и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ. В эмпирических методах исследователь лишь тем или иным способом наблюдает и регистрирует реальную деятельность. Экспериментальные методы предполагают активное воздействие на нее с помощью комбинации тех или иных условий, признанных имеющими определенное значение.
РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций. Примеры итоговых практических работ хранятся на кафедре на электронном носителе.
РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.

Характер изменений в программе Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение

РАЗДЕЛ 7.Учебные занятия по дисциплине ведут:

Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя Учебный год Факультет Специальность Стаценко Е.Р. доцент, кандидат педагогических наук

2008-2009

Технологии и дизайна

Профессиональное обучение (дизайн)

База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий