Учебная программа по дисциплине «Анатомия» составлена в соответствии с требованиями гос впо РФ. Предназначена студентам по специальностям 100103. 65«Спортивно-оздоровительный сервис», «Культура и спорт»

Предназначена студентам по специальностям 100103. 65«Спортивно-оздоровительный сервис», «Культура и спорт»
Учебная программа по дисциплине «Анатомия» составлена в соответствии с требованиями гос впо РФ. Предназначена студентам по специальностям 100103. 65«Спортивно-оздоровительный сервис», «Культура и спорт»

Скачати 0.54 Mb.

Дата конвертації 18.04.2016 Розмір 0.54 Mb. Министерство образования и науки Российской Федерации
Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

Институт сервиса, туризма и дизайна
Кафедра туризма и гостинично-ресторанного бизнеса

АНАТОМИЯ

Учебная программа курса

по специальностям

«Культура и спорт»

«Спортивно-оздоровительный сервис»

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014

ББК 28.706

Учебная программа по дисциплине «Анатомия» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО РФ.

Предназначена студентам по специальностям 100103.65«Спортивно-оздоровительный сервис», «Культура и спорт».

Составитель: П.В. Кику, доктор мед. наук, профессор кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса, Л.П. Арапко, канд. мед. наук, профессор кафедры физкультуры и спорта,

Утверждена на заседании кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса от 14.05.2014 г., протокол № 9, редакция 2014 г.

Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института сервиса, туризма и дизайна ВГУЭС от 27.05.2014 г., протокол № 8

© Издательство Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2014

ВВЕДЕНИЕ

Курс предназначен для ознакомления студентов с основами анато- мии человека. Анатомия человека-область, которая известна с древних времен, она базируется на науке о внешней форме и внутреннем строе- нии организма. Она изучает строение человеческого тела в связи с функцией его органов, особенностями происхождения человека и его возрастного развития.

В настоящее время общество приходит к осознанию того, что здо- ровье на популяционном уровне является, не только социально-демо- графическим, экономическим и политическим фактором, но и фактором национальной безопасности и в конечном итоге – вопросом сохранения нации. Ввиду того, что изучение тела человека всегда ведется с учетом выполняемой им функций, лишь, будучи связаны с жизнедеятельностью организма, с функцией, те или иные анатомические данные становятся полноценными и представляют интерес для специалистов в области фи- зического воспитания. Знания и навыки, приобретаемые студентами в результате освоения курса, окажутся необходимыми в дальнейшей про- фессиональной деятельности. Дисциплина располагается на стыке фи- зиологии, валеологии, психологии. Она тесно связана с теоретическими основами многих медико-биологических наук.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1.Цели и задачи учебного курса

Цели учебного курса дисциплины:

    • подготовить будущих тренеров и педагогов по физическому вос- питанию к практической деятельности на основе глубоких знаний строения организма человека и анатомического анализа положений и движений тела спортсменов.
    • изучить возрастные изменения в организме человека.

    Задачи изучения курса:

    способствовать формированию у студентов диалектико-материа- листического мировоззрения в понимании естественных научных основ спорта.

      • расширять общебиологическую и методологическую подготовку студентов – специалистов по ФК и С.
      • научить понимать и предвидеть те структурно-функциональные изменения в различных органах и организме в целом, которые могут происходить под влиянием физических нагрузок различного характера и интенсивности.

        1. Требования к компетенциям, приобретаемым при изучении курса с результатами изучения

      дисциплины

      Студенты должны:

        • иметь четкое представление о строении органов, их кровоснаб- жении и иннервации, должны уметь дать полную оценку положений и движений тела спортсмена с учетом работы исполнительных органов, органов обеспечения и контроля.
        • уметь связать и объяснить строение органов и систем с их функ- циональными возможностями и продемонстрировать понимание прак- тической значимости полученных знаний в своем дальнейшей, профес- сиональной деятельности в качестве тренеров и преподавателей физи- ческой культуры и спорта.

          1. Объем и сроки изучения курса

        Курс «анатомия» изучается студентами очной формы обучения в I семестре (Специальность «спортивно-оздоровительный сервис»).

        Для студентов очной формы обучения количество аудиторных ча- сов – 64, из них лекционных – 32.

          1. Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении данного курса

        Лекции, просмотр слайдов, тестирование, составление опросников, посещение музея анатомии в ВГМУ. Практические занятия проводятся на муляжах.

          1. Взаимосвязь аудиторной

        и самостоятельной работы студентов при изучении курса
        Текущий контроль знаний осуществляется при помощи экспресс- контрольных работ. Промежуточный контроль проводится дважды по результатам выполнения промежуточных аттестаций и посещаемости лекций. Итоговый контроль-экзамен. Форма проведения экзамена уст- ная. Экзаменационный билет включает три теоретических вопроса по тематики лекций и практических занятий. (см. 3.1 Перечень и тематика самостоятельной работы студентов.)

          1. Техническое и программное обеспечение дисциплины

        Техническое обеспечение курса состоит в использовании мульти- медийного оборудования с программным обеспечением РОМЕГ РОИНТ Аудитория должна быть оснащена мультимедийным оборудованием и диапроектором. муляжи, вспомогательное медицинское оборудование.

        1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

          1. Перечень тем лекционных занятий

        Тема 1. Анатомия – человека – наука о внешней форме и внутрен- нем строении организма. Характеристика анатомии как базовой дисци- плины, ее значение для специалистов ФК и С.

        Исторические этапы развития анатомии. Основные этапы развития анатомии как науки Роль древних ученых в развитии анатомии Гиппо- крата, Галена, Авиценны, Везалия и др. Роль отечественных ученых а развитии анатомии Пирогов, Лесгафт, Иваницкий.

        Методы исследования в анатомии. Содержание основных методов вскрытие, рентгенография и рентгеноскопия, биопсия, УЗИ и др.

        Плоскости, оси и движения вокруг осей. Названия основных плос- костей, образования и название осей, движение в суставах вокруг осей.

        Тема 2. Развитие организма. Общее понятие о клетке. Классифика- ция тканей. Строение эпителиальной и соединительной ткани. Понятие об органах, системах и аппаратах организма. Периоды развития орга- низма. Возрастная периодизация.

        Тема 3. Морфология костной системы. Общие данные о соедине- нии костей. Строение скелета верхней конечности. Строение костей плечевого пояса и свободной верхней конечности: ключица, лопатка, плечевая кость, кости предплечья, кости кисти. Суставы верхней конеч- ности; грудино-ключичный плечевой, локтевой, лучезапястный, их классификация, форма суставных поверхностей их, движения, связки, особенности.

        Тема 4. Строение скелета нижней конечности. Строение костей та- за и свободной нижней конечности: тазовая кость, бедренная кость, кос- ти голени и стопы. Суставы нижней конечности; тазобедренный, колен- ный, голеностопный, их классификация, форма суставных поверхно- стей, оси, движения, связки, особенности. Строение скелета туловища. Строение позвоночного столба, ребер и грудной клетки. Соединения позвоночного столба: атланто-осевой и атланто-затылочный суставы, их строение, классификация, оси, движения, связки и особенности. Соеди- нения ребер с грудиной и позвоночным столбом.

        Тема 5. Кости и соединения черепа. Строение и значение черепа. Основные кости мозгового и лицевого черепа. Наружные и внутренние основание черепа. Контрфорсы черепа. Возрастные особенности черепа. Критика «расовых» теорий строения черепа.

        Тема 6. Морфология мышечной системы. Строение мышечной сис- темы. Строение мышечного волокна, механизм его сокращения. Вспо-
        могательный аппарат мышц. Виды работы мышц. Дыхательные мышцы. Строение, расположение, места начала и прикрепления основных и вспомогательных мышц вдоха и выдоха. Мышцы головы и шеи. Строе- ние, расположение, название жевательных мышц. Особенности мимиче- ских мышц, их основные функции.

        Тема 7. Морфология мышечной системой. Кисть как целое. Собст- венные мышцы кисти, их расположение и функция. Стопа как целое. Собственные мышцы стопы, их расположение и функции. Виды плос- костопия.

        Тема 8. Учение о динамической анатомии. Исторические этапы развития динамической анатомии. Роль древних ученых (Гиппократа, Авиценны и др. и отечественных ученых Лесгафт, Иваницкий) в разви- тии динамической анатомии. Морфокинез верхней конечности. Рас- сматривается роль верхней конечности в осуществлении основных по- ложений и движений тела человека. Морфокинез нижней конечности. Рассматривается роль нижней конечности в осуществлении основных положений и движений тела человека. Анатомический анализ типичных положений тела человека. Анатомический анализ упора лежа, стойка на кистях, вис на руках, борцовского моста. Анатомический анализ типич- ных движений тела человека. Анатомический анализ: ходьбы, бега, прыжка в длину с места, сальто назад.

        Тема 9. Внутренние органы (органы обеспечения). Учение о внут- ренних органах. Пищеварительная система. Классификация внутренних органов: полые и паренхиматозные. Строение паренхиматозных орга- нов. Значение пищеварительной системы. Морфологическая и функ- циональная характеристика отделов пищеварительной системы. Пище- варительные железы, их расположение, строение и функция. Брюшина. Производные брюшины. Органы дыхания. Значение органов дыхания. Внелегочные и внутрилегочные воздухопроводящие пути, их строение. Ацинус, строение и значение. Плевральная полость, плевральные сину- сы. Механизм дыхания.

        Тема 10. Внутренние органы (органы обеспечения). Учение о сер- дечно-сосудистой системе. Строение сердца. Отделы сосудистой систе- мы. Строение артерий, их классификация. Круги кровообращения. Где и чем они начинаются и где и чем заканчиваются. Строение стенок серд- ца. Клапанный аппарат сердца. Кровоснабжение и иннервация сердца. Мочеполовые органы. Значение и строение мочевой системы. Строение почек. Строение нефрона. Механизм образования мочи. Строение моче- выводящих путей. Значение и строение половой системы. Наружные и внутренние половые органы мужчин и женщин, их строение и значение.
        Тема 11. Внутренние органы (органы обеспечение). Лимфатиче- ская система. Основные элементы лимфатической системы, их строение и значение. Первичные и вторичные органы иммуногенеза. Артериаль- ная система. Кровоснабжение органов обеспечения и исполнительных основных. Венозная система. Основные пути оттока венозной крови. Особенности течения крови в венозной системе. Воротная вена.

        Тема 12. Внутренние органы (органы регуляции и контроля). Уче- ние о нервной системе. Проводящие пути. Значение и строение нервной ткани. Строение нервных клеток. Рефлекторная дуга соматической нервной системы. Классификация нервной системы. Проводящие пути нервной системы: ассоциативные, комиссуральные, проекционные. Центральная нервная система. Строение спинного мозга, образование спинномозговых нервов. Строение головного мозга: стволовая часть, полушария мозга. Строение коры головного мозга. Подкорковые и кор- ковые анализаторы, их расположение и функция.

        Тема 13. Внутренние органы (органы регуляции и контроля). Пе- риферическая нервная система. Основные сплетения спинномозговых нервов, их образование, основные ветви и зоны иннервации. Вегетатив- ная нервная система. Классификация. Основные отличия между симпа- тическим и парасимпатическим отделом. Особенности строения реф- лекторной дуги вегетативной нервной системы. Строение симпатиче- ского и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, их функция.

        Тема 14. Учение об органах чувств. Орган зрения. Предверно – улитковый орган. Орган обоняния. Орган вкуса. Общий покров тела.

        Тема 15. Учение об органах внутренней секреции. Роль эндокрин- ных телец в регуляции мышечной деятельности. Гипофиз, щитовидная железа. Эндокринная часть поджелудочной железы. Надпочечник. По- ловые железы.

        Тема 16. Конституциональная морфология и половой диморфизм.

          1. Перечень тем практических занятий

        Тема 1. Введение в анатомию костной системы. Общие данные о соединении костей.

        Тема 2. Строение скелета верхней конечности. Тема 3. Строение скелета нижней конечности. Тема 4. Строение скелета туловища.

        Тема 5. Введение в мышечную систему. Мышцы верхней конечно-

        сти.
        Тема 6. Мышцы нижней конечности.

        Тема 7. Мышцы туловища.

        Тема 8. Общее понятие о динамической анатомии. Анатомический анализ положений движений тела спортсмена.

        Тема 9. Внутренние органы (Органы обеспечения). Учение о внут- ренних органах. Пищеварительная система.

        Тема 10. Органы дыхания.

        Тема 11. Мочеполовые органы.

        Тема 12. Учение о сосудистой системе. Строение сердца.

        Тема 13. Лимфатическая система. Артериальная система. Венозная система.

        Тема 14. Внутренние органы (Органы регуляции и контроля). Уче- ние о нервной системе. Проводящие пути.

        Тема 15. Центральная нервная система.

        Тема 16. Нервная периферическая система. Нервная вегетативная система.

        1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

          1. Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по курсу

        В ходе самостоятельной работы студенты очной формы обучения выполняют рефераты по одной из предложенных тем (на выбор)..

        Тематика рефератов

        1. Анатомия как наука. Анатомическое положение тела. Понятие о плоскостях и осях.
        2. Клетка и ее строение. Органеллы клетки. Ткани. Органы. Клас- сификация систем с точки зрения динамической анатомии.
        3. Кости человека, их функции, строение. Классификация костей. Виды костей скелета человека. Роль скелета в двигательной активности человека. Факторы влияющие на прочность костей.
        4. Соединения костей: непрерывные, прерывные и полусуставы. Основные элементы и вспомогательные образования суставов. Класси- фикация суставов. Связь формы и строение суставов с выполняемой функцией: факторы, обусловливающие подвижность в соединениях костей.
        5. Суставы, их строение. Месторасположение и строение суставов. Оси вращения и движения в этих суставах.
        6. Позвоночный столб: отделы, количество и особенности строе- ния позвонков в зависимости от выполняемой ими функции, позвоноч- ный канал. Соединения костей позвоночного столба. Связочный аппа- рат позвоночного столба. Изгибы и искривления позвоночного столба, их формирование и функциональное значение. Движения позвоночного столба.
        7. Компенсаторно-приспособительные и деструктивные измене- ния скелета и под влиянием динамических и статических нагрузок раз- ное интенсивности у лиц, занимающихся различными видами двига- тельной активности.
        8. Мышца как орган: внешнее и внутреннее строение, основные части мышцы, мышечные волокна. Пучки мышечных волокон и их на- правление в мышцах. Вспомогательный аппарат мышц и его функцио- нальное значение. Функции мышц: двигательная, опорная, защитная и теплопродукция. Взаимосвязь формы мышцы с выполняемыми ею функциями. Анатомический анализ работы мышц в основных положе- ниях и движениях. Мышцы синергисты и антагонисты.

        1. Строение, топография и функции поперечно-полосатой муску- латуры.
        2. Компенсаторно-приспособительные и деструктивные измене- ния мышц под влиянием динамических и статических нагрузок разной интенсивности у лиц, занимающихся различными видами двигательной активности.
        3. Значение и общие функции ЦНС. Особенности нервной и гумо- ральной регуляции деятельности различных органов и систем организма человека.
        4. Общая схема программирования и управления движениями. Рефлекторный механизм деятельности ЦНС – рефлекс, рефлекторная дуга, обратная связь (рефлекторное кольцо).
        5. Нейтрон как структурная и функциональная единица ЦНС. Функции нейтронов (восприятие, переработка, передача и хранение ин- формации). Разновидности нейтронов – афферентные, промежуточные и эфферентные.
        6. Мембранные потенциалы нервной клетки (потенциал покоя и потенциал действия). Передача информации от одного нейрона к дру- гому. Синапсы (контакты) и механизм их работы.
        7. Понятие о нервных центрах. Их роль в регуляции процессов, обеспечивающих жизнедеятельность организма человека.
        8. Общие закономерности деятельности анализаторов. Классифи- кация и механизмы возбуждения рецепторов. Абсолютные и дифферен- циальные пороги возбуждения рецепторов.
        9. Двигательная сенсорная система. Проприорецепторы двига- тельной сенсорной системы (мышечные веретѐна, сухожильные и сус- тавные рецепторы), их значение в управлении движениями.
        10. Понятие о нервно-мышечном (двигательном) аппарате. Двига- тельные единицы (ДЕ) мышцы и их классификация. Включение разных ДЕ в зависимости от силы сокращения и мощности работы.
        11. Композиция мышц. Способы ее определения. Значение компо- зиции в определении наиболее успешной направленности используемых при тренировке физических упражнений.
        12. Механизмы сокращения и расслабления скелетных мышц. Тео- рия скольжения.
        13. Режимы и типы мышечных сокращений. Зависимость между силой сокращения мышцы и скоростью ее укорочения.
        14. Механизмы регуляции силы сокращения скелетных мышц.
        15. Понятие о нервно-мышечном аппарате, его основных функции. Строение мышечного волокна. Физические и физиологические свойства мышечных волокон. Механизмы сокращения и расслабления мышечно- го волокна (теория скольжения). Роль ионов кальция (Са + +) в сокра- щении мышцы.

        1. Двигательные единицы (ДЕ) скелетных мышц – основные мор- фофункциональные элементы нервно-мышечной системы. Типы ДЕ. Зависимость функциональных свойств мышцы (силы и скорости сокра- щения, выносливости) от состава, входящих в нее ДЕ. Понятие о мы- шечной композиции.
        2. Основные функции крови: транспортная, дыхательная, пита- тельная, выделительная, терморегуляторная, поддержание водно- солевого и кислотно-основного состояния (КОС), защитная и регуля- торная.
        3. Форменные элементы крови, гематокрит. Группы крови. Свер- тывание крови. Изменение в системе крови при мышечной работе.
        4. Функции кровообращения. Сердце. Функциональные особенно- сти сердечной мышцы. Автоматия и проводящая система сердца.
        5. Функции артериальных и венозных сосудов. Тонус сосудов. Обмен газов, жидкости и веществ через стенку капилляров.
        6. Основные показатели гемодинамики: объемный поток крови (Q), давление крови (P) и сосудистое сопротивление кровотоку (R). Q=P/R. Их изменения в зависимости от характера выполняемой работы. Кровоснабжение мышц при различных режимах сокращения.
        7. Система крови и ее функции. Форменные элементы крови и их основное назначение. Изменения в системе крови при мышечной ра- боте.
        8. Структурные и функциональные особенности сердечной мыш- цы. Сердце как насос.
        9. Показатели работы сердца. Зависимость изменений минутного объема кровообращения (МОК), систолического объема (СО) и частоты сердечных сокращений от силы и продолжительности изометрических сокращений и мощности циклической (динамической) работы.
        10. Использование ЧСС в качестве критерия необходимой величи- ны тренировочных нагрузок для лиц разного возраста и сходной физи- ческой подготовки.
        11. Общая характеристика пищеварительных процессов. Пищева- рение в полости рта, желудка, 12-перстной кишке, тонком и толстом кишечнике. Роль поджелудочной железы и печени в пищеварении.
        12. Функции желез внутренней секреции (эндокринные железы). Их роль в регуляции жизнедеятельности организма в покое и при мы- шечной работе. Гормоны и механизмы их действия.
        13. Функции гормонов надпочечников. Гормоны мозгового слоя (адреналин и норадреналин), их связь с симпатической нервной систе- мой и роль мобилизации физиологических резервов при мышечной ра- боте.
        14. Гормоны коркового слоя (минералокортикоиды и глюкокорти- коиды), их значение в процессах срочной и долговременной адаптации

        организма к экстремальным факторам, в том числе и к мышечным на- грузкам.

        1. Функции половых желез и их роль в развитии физических ка- честв человека.
        2. Функции гормонов поджелудочной железы (инсулина и глюка- гона).
        3. Гормоны щитовидной железы (тироксин, трийодтиронин, каль- цитонин) и их назначение. Влияние гормонов щитовидной железы на энергетический обмен и процессы терморегуляции.
        4. Функции гормонов гипофиза (передней, средней, и задней до- ли). Роль гормонов гипофиза в регуляции деятельности других желез внутренней секреции.
        5. Значение гормонов в регуляции обмена веществ в покое и при мышечных нагрузках. Стресс и механизмы общей адаптации.

          1. Обзор рекомендованной литературы

        Прищепа И. М. Анатомия человека: учеб. пособие для студентов вузов / И. М. Прищепа. — Минск ; М. : Новое знание : ИНФРА-М, 2013. — 459 с. : ил. — (Высшее образование : Бакалавриат). Представлен курс анатомии человека с учетом возрастных изменений организма.

        Степанова С. В. Основы физиологии и анатомии человека. Профессиональные заболевания: учеб. пособие для студентов вузов / С. В. Степанова, С. Ю. Гармонов. — М. : ИНФРА-М, 2013. — 205 с

        Лысов П. К. Анатомия (с основами спортивной морфологии): учебник для студентов вузов : в 2 т.. Т. 2 / П. К. Лысов, М. Р. Сапин. — М. : Академия, 2010. — 320 с. В монографии даны основы спортивной морфоло- гии.

          1. Контрольные вопросы

        для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины

        1. Общие понятия о клетке, ее строение и функции.
        2. Отделы скелета человека.
        3. Строение кости как органа.
        4. Классификация соединения костей.
        5. Общий план строения сустава.
        6. Алгоритм суставов.
        7. Факторы, укрепляющие сустав.
        8. Классификация суставов.
        9. Плечевой сустав. Строение костей, образующих сустав. Мышцы, участвующие в движении плеча.

        1. Локтевой сустав. Суставы, образующие локтевой сустав и мыш- цы, участвующие в движении предплечья.
        2. Лучезапястный сустав. Кости, образующие сустав. Мышцы, уча- ствующие в движении кисти.
        3. Тазобедренный сустав. Строение костей, образующих сустав. Мышцы, участвующие в движении бедра.
        4. Коленный сустав. Строение костей, образующих сустав. Мыш- цы, участвующие в движении голени.
        5. Позвоночный столб. Строение и функциональное значение.
        6. Соединения позвоночного столба.
        7. Факторы, влияющие на подвижность в суставе.
        8. Виды равновесия тела человека. Условия равновесия. Понятие угла устойчивости. Примеры из спортивной практики.
        9. Общий центр тяжести тела человека. Половые и возрастные особенности его местоположения.
        10. Положение общего центра тяжести человека при ходьбе и беге.
        11. Анатомический анализ положения вертикальная стойка.
        12. Анатомический анализ положения вис на руках.
        13. Классификация мышц.
        14. Строение скелетной мышцы как органа.
        15. Мышцы, образующие брюшной пресс. Функциональное значе- ние брюшного пресса.
        16. Строение и функции диафрагмы.
        17. Факторы, влияющие на силу мышц. Мышечный тонус.
        18. Общее понятие о внутренних органах. Классификация внутрен- них органов по строению и функции: полые и паренхиматозные.
        19. Отделы пищеварительного тракта и особенности строения стен- ки каждого отдела.
        20. Строение стенки полового внутреннего органа.
        21. Отделы толстого кишечника. Отличие толстого кишечника от тонкого по строению.
        22. Внутреннее строение почки.
        23. Особенности строения стенки воздухоносных путей.
        24. Строение легких.
        25. Строение, функции и проекция гортани.
        26. Классификация сердечно-сосудистой системы. Артерии и вены.
        27. Строение аорты. Области кровоснабжения от ее частей (восхо- дящей, дуги и нисходящей).
        28. Система верхней половой вены.
        29. Система воротной зоны.
        30. Внутреннее строение сердца.
        31. Круги кровоснабжения и их функциональное значение.

        1. Сосуды, отходящие от дуги аорты и области их кровоснабже- ния.
        2. Кровоснабжение и иннервация сердца.
        3. Общее понятие о нервной системе.
        4. Классификация нейронов. Классификация рецепторов.
        5. Отделы головного мозга. Желудочки головного мозга и их то- пография.
        6. Строение спинного мозга и его функции.
        7. Проводящие пути ЦНС их классификация и общая характери- стика проекционных и чувствительных путей.
        8. Общая характеристика желез внутренней секреции.

          1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

            1. Основная литература

        Прищепа И. М. Анатомия человека: учеб. пособие для студентов вузов / И. М. Прищепа. — Минск ; М. : Новое знание : ИНФРА-М, 2013. — 459 с. : ил. — (Высшее образование : Бакалавриат)

        Гайворонский И. В. Нормальная анатомия человека: учебник для студентов мед. вузов : в 2 т.. Т. 2 / И. В. Гайворонский. — 7-е изд., испр. и доп. — СПб. : СпецЛит, 2011. — 423 с.

        Федюкович Н. И.Анатомия и физиология человека: учебник для студентов образоват. учреждений / Н. И. Федюкович, И. К. Гайнутдинов. — 19-е изд., стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2012. — 510 с.

            1. Дополнительная литература

        Степанова С. В. Основы физиологии и анатомии человека. Профессиональные заболевания: учеб. пособие для студентов вузов / С. В. Степанова, С. Ю. Гармонов. — М. : ИНФРА-М, 2013. — 205 с

        Лысов П. К. Анатомия (с основами спортивной морфологии): учебник для студентов вузов : в 2 т.. Т. 2 / П. К. Лысов, М. Р. Сапин. — М. : Академия, 2010. — 320 с.

        Синельников Р. Д. Атлас анатомии человека: в 4 т.. Т. 3 : Учение о сосудах и лимфоидных органах / Р. Д. Синельников, Я. Р. Синельников, А. Я. Синельников. — 7-е изд.,перераб. — М. : Новая волна: Изд-во Умеренков, 2008. — 216 с.

          1. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

        Апоневроз сухожильное растяжение; широкое плоское сухожи- лие; которое имеют широкие мышцы. Например, наружная косая мыш- ца живота.

        Апофиз – выступающая часть кости, которая развивается из доба- вочных точек окостенения, является местом прикрепления мышц и свя- зок.

        Артрология раздел анатомии, изучающий соединения костей (синдесмология). Все многообразные виды соединений костей делят на две большие группы – прерывные и непрерывные.

        Атлант – первый шейный позвонок. Не имеет тела и представляет собой поперечно-овальное кольцо, состоящее из передней и задней дуг.

        Артериальный круг большого мозга артериальное кольцо, об- разующееся на основании мозга в результате соединения систем внут- ренней сонной и базилярной артерий. Артериальный круг в форме мно- гоугольника образован за счет соединения правой и левой передних мозговых артерий через переднюю соединительную ветвь и внутренних сонных артерий с задними мозговыми артериями при помощи задних соединительных артерий. Строение его вариабельно, круг может быть разомкнут, если отсутствует одна из задних соединительных артерий.

        Артериола кровеносный сосуд диаметром 15 – 100 мкм, являю- щийся начальным звеном микроциркулярного русла и образующийся при делении мелких артерий.

        Артерии легочные – образуются в результате деления легочного ствола. Правая артерия несколько длиннее и шире левой. Легочные ар- терии несут венозную кровь в легкие, в воротах которых происходит их деление на долевые, а в последующем – на сегментарные и более мел- кие ветви, сопровождающие бронхи. Ветвление заканчивается капил- лярными сетями, оплетающими альвеолы.

        Артерия кровеносный сосуд цилиндрической формы, по которо- му кровь движется от сердца к органам и тканям тела. В артериях боль- шого круга кровообращения содержится кровь, обогащенная кислоро- дом; артерии малого круга несут венозную кровь. Стенку артерии обра- зуют внутренняя, средняя и наружная оболочки. Внутреннюю оболочку формирует эндотелий с базальной мембраной, подэндотелиальный слой и внутренняя эластическая мембрана. Средняя оболочка построена из гладких мышечных клеток, коллагеновых и эластических волокон. Спи- ральная ориентация гладких мышечных клеток обеспечивает возврат сосудистой стенки в исходное состояние после ее растяжения пульсовой волной.

        Базальный – относящийся к основанию (от основания).
        Брюшной пресс комплекс совместно действующих мышц, кото- рые, кроме действия на скелет, обеспечивают внутрибрюшное давление, удерживающее внутренности.

        Вентральный – лежащий ближе к передней брюшной стенке.

        Глазница четырехсторонняя полость, напоминающая пирамиду. В полости залегают глазное яблоко, его вспомогательные органы, сосу- ды, нервы.

        Губа суставная – хрящевое образование, расположенное в виде кольца по краю вогнутых суставных поверхностей и увеличивающее их площадь. Своим основанием она прикреплена к кости и переходит в суставной хрящ; заостренный же край ее свободен или соединен с кап- сулой сустава.

        Дистальный – расположенный дальше от туловища.

        Дорсальный лежащий близко к спине.

        Диафиз – средняя часть трубчатой кости, состоит в основном из компактного вещества. Внутри диафиза имеется костномозговая по- лость, содержащая желтый костный мозг.

        Диафрагма – главная дыхательная мышца, которая при сокраще- нии уплощается, увеличивая объем грудной полости и способствуя вхо- ду, и принимает сферически выпуклую форму при выходе, отделяет грудную полость от брюшной.

        Каудальный лежащий дальше от черепа.

        Краниальный – лежащий ближе к черепу.

        Латеральный боковой, расположенный от срединной плоскости.

        Краниология – учение о черепе – специальная отрасль науки, объ- единившая те разделы анатомии, антропологии и зоологии, для которых череп является общим объектом изучения. Занимается изучением чере- па, вариацией его размеров и формы в целом, а также отдельных его костей.

        Клетка нервная – структурная и функциональная единица нерв- ной системы – характеризуется наличием тела клетки и отростков, ко- торые обеспечивают проведение нервного импульса; длина их колеб- лется от 1 – 1,5 м. Цитоплазма нервных клеток содержит не только об- щие для всех видов клеток органеллы, но и включения специального назначения – хроматофильное вещество и нейрофибриллы. Нейроны обладают отростками двух видов. Одни из них выполняют функцию проведения нервного импульса от тела нейронов и называются аксона- ми или нейритами. Все нейроны имеют один нейрит, заканчивающийся концевым аппаратом на другом нейроне или на тканях рабочего органа (например, на мышце, железе). Второй вид отростков нервных клеток называется дендритами. Эти отростки ветвятся, их много. Они воспри- нимают раздражения, генерируя импульс, и проводят его к телу нейро- на. По количеству отростков нервные клетки делятся на две группы:
        клетки с двумя отростками (биполярные), клетки, имеющие три и боль- ше отростков (мультиполярные). Псевдоуниполярные нейроны пред- ставляют собой разновидность биполярного нейрона. Псевдоуниполяр- ными называются нейроны потому, что нейрит и дендрит этих клеток начинаются от общего выроста тела, создающего впечатление одного отростка с последующим Т-образным его делением. В зависимости от функции нейроны делятся на чувствительные (рецепторы, афферент- ные), вставочные (промежуточные, замыкательные, ассоциативные) и двигательные (эффекторные).

        Кожа – общий покров тела; состоит из эпидермиса, дермы и под- кожного слоя. В ней имеются разнообразные нервные окончания, вос- принимающие болевые, температурные и тактильные раздражения. В коже располагаются потовые и сальные железы, имеются роговые при- датки, к которым относятся ногти и волосы.

        Конъюнктива – слизистая оболочка, которая выстилает изнутри веки и передний отдел глазного яблока. Различают конъюнктиву век и конъюнктиву глазного яблока со щелевидным пространством между ними, называемым конъюнктивальным мешком. Места перехода конъ- юнктивы с век на глазное яблоко представляют собой своды конъюнк- тивы (верхний и нижний).

        Лакуна мышечная – промежуток между тканевыми элементами, находится позади паховой связки, с медиальной стороны ограничена подвздошно-гребенчатой дугой. Через нее проходят подвздошно-пояс- ничная мышца и бедренный нерв.

        Лакуна сосудистая промежуток между тканевыми элементами, находится позади паховой связки, медиальнее мышечной лакуны, от которой отделена подвздошно-гребенчатой дугой. Через нее проходят бедренная артерия и вена.

        Мембрана запирательная собственная связка тазовой кости, за- крывающая запирательное отверстие тазовой кости. Прикрепляясь к краям запирательной борозды, ограничивает запирательный канал.

        Мениск суставной хрящевые пластинки трехгранной формы (например, в коленном суставе), расположенные между суставными поверхностями, проникающие в суставную полость на определенное расстояние. Наружный край его срастается с суставной сумкой, внут- ренний заострен в форме клинка и обращен в полость сустава. Играет роль буфера и придает суставу большую конгруэнтность, способствует разнообразию движений в суставе.

        Миология учение о мышцах.

        Мозг костный орган кроветворения и иммунной системы. Разли- чают красный и желтый мозг. Красный костный мозг – кроветворный орган. Общий объем его у взрослого человека 1600 см3. У новорожден- ного имеется только красный мозг, а у взрослого человека он располага- ется лишь в эпифизах длинных трубчатых костей, в позвонках, ребрах,
        грудине, в костях основания черепа. Желтый костный мозг богат жиро- выми клетками и находится в костномозговых полостях диафизов длин- ных трубчатых костей. Кровообразующие элементы в желтом костном мозге отсутствуют.

        Мышца орган, обладающий свойством сократимости. Обеспечи- вают движение того или иного элемента живого организма. Состоит в основном из мышечной исчерченной ткани.

        Мышцы – близнецы относятся к глубоким мышцам таза, пред- ставляют две (верхняя и нижняя) тонкие мышечные полоски, срастаю- щиеся с сухожильем внутренней запирательной мышцы. Верхняя начи- нается от седалищной ости, нижняя – от седалищного бугра и прикреп- ляются к вертельной ямке. Действует совместно с внутренней запира- тельной мышцей. Функция – поворачивают бедро к наружи.

        Мышцы межостистые – слабые мышечные пучки, расположенные между остистыми отростками в шейном и поясничном отделах позво- ночного столба. Функция – разгибают позвоночный столб.

        Мозг головной орган центральной нервной системы, располо- женный в полости черепа, развивающийся из головного отдела нервной трубки, где вначале образуется три мозговых пузыря – передний, сред- ний и задний (ромбовидный мозг), а затем, в результате разделения пе- реднего и заднего мозга на два отдела, формируется пять мозговых пу- зырей – конечный, промежуточный, средний, собственно задний и про- долговатый мозг. Из этих пузырей развиваются соответствующие отде- лы мозга. Полости первичных пузырей в результате, разрастания мозго- вой ткани превращаются в желудочки мозга, они заполнены спинно- мозговой жидкостью. Продолговатый, задний (без мозжечка) и средний мозг составляют мозговой ствол; кроме того, выделяют большой мозг, представленный полушариями, и малый мозг.

        Остеология учение о костях.

        Орган зрения состоит из глазного яблока и вспомогательных ор- ганов глаза, обеспечивающих восприятие зрительных раздражений.

        Орган обоняния представлен обонятельной областью слизистой оболочки носовой полости (верхняя носовая раковина и верхняя часть перегородки носа), где находятся рецепторы, являющиеся биополярны- ми нервными клетками, представляющими первые нейроны обонятель- ного пути. Периферические отростки обонятельных клеток снабжены пучком обонятельных волосков, а центральные образуют 15– 20 обонятельных нервов, которые проходят через отверстия решетчатой пластинки и, попадая в полость черепа, достигают обонятельной луко- вицы; где находятся тела вторых нейронов. Их аксоны образуют обоня- тельный тракт, заканчивающийся в обонятельном треугольнике, перед- нем продырявленном веществе и прозрачной перегородке. Отсюда во- локна идут под мозолистым телом и через латеральные обонятельные полоски заканчиваются в крючке парагиппокампальной извилины, где
        находится корковый центр обонятельного анализатора. Обонятельные центры связаны с сосочковыми телами, таламусом, гипоталамусом и другими ядрами лимбической системы.

        Орган преддвено-улитковый – сложно устроенный орган, анали- зирующий слуховые раздражения (орган слуха), а также положение го- ловы в пространстве (орган равновесия, или вестибулярный аппарат). Состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.

        Органы чувств органы, обеспечивающие связь организма с внешней средой. Раздражения, получаемые из внешней среды, воспри- нимаются рецепторами, которые находятся в органах чувств и переда- ются по нервным волокнам в кору головного мозга, где происходит ана- лиз полученной информации и формируются ощущения. Таким обра- зом, органы чувств можно назвать анализаторами, которые состоят из рецепторного отделов. У человека имеются шесть анализаторов – слу- ховой, вестибулярный, зрительный, кожный, обонятельный и вкусовой.

        Полосатое тело базальные ядра, представленные хвостатыми и чечевицеобразныи ядрами.

        Полушария большого мозга наиболее крупные части конечного мозга; отделены друг от друга глубокой продольной щелью. Между мозжечком и полушариями находится поперечная щель. В каждом по- лушарии, имеются верхний, нижнелатеральный и нижнемедиальный край; верхнелатеральная, медиальная и нижняя поверхности, а также лобный, височный и затылочный полюсы.

        Проводящие пути проприоцептивные проводят раздражения от глубоких тканей, мышц, сухожилий, суставов, связок, надкостницы. К проприоцептивной чувствительности относятся: мышечно-суставное чувство, вибрационная чувствительность, чувство давления и веса.

        Проводящие пути проприоцептивные, идущие в кору большого мозга тела их I нейронов находятся в спинно-мозговых узла и пред- ставлены ложноодноотростчатыми чувствительными клетками, перифе- рические отростки которых идут к костям, сухожилиям, мышцам, а цен- тральные – через задний корешок вступают в спинной мозг.

        Проводящие пути чувствительные – пути, проводящие нервные импульсы от рецепторов в центральную нервную систему. Различают проприоцептивную, экстероцептивную и интероцептивную чувстви- тельности.

        Проводящие пути экстероцептивной чувствительности пути, проводящие раздражения от кожи, сетчатки глаза, внутреннего уха, сли- зистой носа и сосочков языка.

        Перемычка сухожильная промежуточные короткие сухожилия, которые прерывают ход мышечных пучков (например, сухожильные перемычки прямой мышцы живота). Наличие промежуточных сухожи- лий свидетельствует о том, что мышца сформировалась из нескольких
        соседних миотомов, а сухожилия (перемычки) между мышечными брюшками образовались из эмбриональных соединительно-тканных прослоек между миотомами – миосепт.

        Периодонт надкостница корней зубов, переходящая в надкост- ницу альвеол: плотная соединительная ткань, заполняющая щель между компактной пластинкой альвеоды и цементом корня зуба. Служит для фиксации корня в альвеоле.

        Поверхности суставные поверхности костей, покрытые сустав- ным хрящом (гиалиновым или реже – волокнистым),свободные от над- хрящницы. Толщина хряща 0,2 – 5,0 мм. Вследствие постоянного тре- ния он приобретает гладкость, что облегчает скольжение суставных по- верхностей при движениях. Суставные поверхности обычно более или менее соответствуют друг другу (они конгруентны). Так, если на одной кости суставная поверхность выпукла (головка), то на другой она во- гнута (суставная впадина).

        Полость суставная герметически закрытое щелевидное про- странство, ограниченное суставными поверхностями, покрытыми сус- тавным хрящом и синовиальной мембраной, заполненное синовиальной жидкостью.

        Пронация вращательное движение предплечья внутрь до поло- жения, при котором ладонная поверхность кисти обращена назад, а тыльная – вперед; в этом положении кисти лучевая кость исходят одно- временно, называют комбинированными.

        Проксимальный расположенный ближе к туловищу.

        Ростральный – расположенный ближе к переднему концу тела.

        Ретикулярная формация совокупность небольших, но много- численных ядер, расположенных в центральных отделах ствола мозга.

        Свод часть конечного мозга, расположенная под мозолистым телом.

        Симпатический ствол – цепочка симпатических нервных гангли- ев, парная, расположена по бокам от позвоночника, тянется от основа- ния черепа до копчика. Состоит из узлов, соединенных в цепочку ме- жузловыми ветвями. Соединен со спинно-мозговыми нервами при по- мощи серых и белых соединительных ветвей.

        Синапс специализированный контакт, который определяет поля- ризацию проведения нервного импульса по цепи нейронов. Различают синапсы с химической и электрической передачей.

        Система нервная система, обеспечивающая регуляцию всех жизненных процессов в организме и его взаимодействие с внешней сре- дой; единство и целостность организма.

        Система пирамидная – система волокон, по которым двигатель- ные импульсы из коры больших полушарий проводят к двигательным ядрам ствола мозга и передних рогов спинного мозга.
        Система экстрапирамидная филогенетически более старая дви- гательная система по сравнению с пирамидной; обеспечивает тонус ске- летной мускулатуры, автоматические инстинктивные движения.

        Спайка передняя часть конечного мозга, расположенная впереди столбиков свода. Состоит из комиссуральных волокон, соединяющих старую кору лобных и височных долей.

        Сагиттальный – расположенный по направлению стрелы в луке.

        Срединная сагиттальная плоскость – плоскость, разделяющая тело в вертикальном направлении на две симметричные половины.

        Столб позвоночный – осевой скелет туловища. Соединяясь между собой, позвонки образуют S- образовано изогнутый позвоночный столб длиной 70 – 75 см. Через него проходит позвоночный канал, в котором располагается спинной мозг. Наибольшая ширина канала в шейном и поясничном отделах. На боковой поверхности позвоночного столба на- ходятся межпозвонковые отверстия, через которые выходят спинно- мозговые нервы. Щели между дугами (закрытые желтыми связками) наиболее широкие в поясничном отделе, а также между атлантом и за- тылочной костью. В грудном отделе остистые отростки черепицеобраз- но накладываются друг на друга, прикрывая дуги нижележащих по- звонков. Позвоночный столб имеет изгибы, направленные вперед (лор- дозы) и назад (кифозы). Лордозы имеются в шейном и поясничном от- делах, кифозы – в грудном и крестцовом. Изгибы связаны с вертикаль- ным положением тела человека. Они ослабляют сотрясение позвоноч- ника, способствуют поддержанию грудной клетки и таза. Движения позвоночника возможны вокруг трех осей. Вокруг фронтальной оси происходят сгибание и разгибание, вокруг сагиттальной – наклоны вправо и влево и вокруг вертикальной – вращения туловища. Кроме того, возможны и круговые движения туловища.

        Супинатор мышца предплечья, располагается глубоко в верхнем его отделе. Начинается от латерального надмыщелка плечевой кости и верхнего конца локтевой, прикрепляется к лучевой кости. Функция – вращает предплечья кнаружи и принимает участие в разгибании руки в локтевом суставе.

        Супинация вращательное движение предплечья кнаружи до по- ложения, при котором кисть обращена ладонной поверхностью вперед, а тыльной – кзади; в этом положении кисти кости предплечья лежат параллельно. Движение стопы кнаружи до положения, при котором ме- диальный край стопы повернут кнаружи, а латеральный – опущен.

        Фронтальные плоскости – плоскости, параллельные лбу.

        СОДЕРЖАНИЕ

        ВВЕДЕНИЕ 1

        1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 4
        2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 6
        3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА 10
        4. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
        5. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ 17


        База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
        звернутися до адміністрації

            Головна сторінка
        Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий