Составители: Сармашева Г. Ш. – зав абонементом Эльбикова Г. Н

Тематические сценарии массовых мероприятий (из опыта работы абонемента) / м-во культуры рк, Нац б-ка им. А. М. Амур-Санана; сост.: Г. Ш. Сармашева, Г. Н. Эльбикова; ред. О. Е. Аргунова; отв за изд. Н. Б. Уластаева. – Элиста, 2015. – 160 с
Составители: Сармашева Г. Ш. – зав абонементом Эльбикова Г. Н

Скачати 2.69 Mb.

Сторінка 1/11 Дата конвертації 15.04.2016 Розмір 2.69 Mb.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Министерство культуры Республики Калмыкия

Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана

Абонемент

Тематические сценарии массовых мероприятий

(из опыта работы абонемента)

Элиста 2015

Составители:
Сармашева Г. Ш. – зав. абонементом

Эльбикова Г. Н. – гл. библиотекарь абонемента

Редактор: Аргунова О. Е.

Ответственный за издание:

Уластаева Н. Б. – директор Национальной библиотеки

им. А. М. Амур-Санана

Тематические сценарии массовых мероприятий (из опыта работы абонемента) / М-во культуры РК, Нац. б-ка им. А. М. Амур-Санана; сост.: Г. Ш. Сармашева, Г. Н. Эльбикова; ред. О. Е. Аргунова; отв. за изд. Н. Б. Уластаева. – Элиста, 2015. – 160 с.

От составителя

В современном обществе роль книги и чтения бесспорны, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, формируют духовную основу личности. В практике работы библиотек существует достаточное количество разнообразных мероприятий. Их можно выделять по разным признакам – традиционные и инновационные.

Библиотечные мероприятия – явление динамичное, развивающееся. Некоторые из них, например – выставки и обзоры не теряют своего значения и сегодня. Другие, например читательские конференции в настоящее время мало востребованы в работе. Абонемент в организации мероприятий ориентируется на потребности и интересы читателей, что проявляется в появлении новых нетрадиционных методов и свидетельствует о возросшем творческом потенциале библиотечных специалистов, их профессионализме. В методическом пособии обобщен опыт работы абонемента с читателями.

В пособии представлены сценарии устных журналов, тематических вечеров, уроков-бесед, презентаций, классных часов, библиографические обзоры. Даны рекомендации по методике их организации и проведения с использованием новых технологий.

Основная цель пособия – оказать практическую помощь библиотекам и общеобразовательным учреждениям в методике организации и проведения массовых библиотечных мероприятий.

Пособие состоит из следующих разделов:

  • Методические рекомендации в проведении массовой работы;
  • Сценарии массовых мероприятий (из опыта работы абонемента).

Методические рекомендации в проведении массовой работы

Массовая работа библиотеки – это совокупность форм и методов устной и наглядной пропаганды произведений печати среди читателей и населения. Методами массовой работы являются библиотечные мероприятия.

Массовые библиотечные мероприятия с использованием различных форм и приемов помогают читателям эмоционально воспринимать жизнь и творчество писателей и содержание литературных произведений, значение и смысл отдельных явлений и событий, происходящих в стране.

Цели массовой работы – показать пользователям пользу чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали «разумное, доброе, вечное».

При проведении мероприятий мы ориентируемся на возрастные и психологические особенности читателей. От формы подачи материала зависит интерес и активность аудитории. Чем красочнее и ярче будет подаваемый материал, тем сильнее его восприятие. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы с использованием мультимедийных технологий.

Наконец, особенностью мероприятий, проводимых в библиотеке, является их тесная связь с задачами приобщения к чтению и поощрения чтения. Поэтому каждое мероприятие, какие бы темы оно не затрагивало и в какой бы форме оно не проходило, подразумевает, в первую очередь, «рекламу» книги и чтения. Подготовка и проведение мероприятия включают в себя несколько этапов, общих для любой формы массовой работы. Библиотекарь определяет тему, состав аудитории, обозначает цель проведения данного мероприятия. После этого составляется план работы, который отражает все этапы и направления:

организационный момент: выбор аудитории; встречи и индивидуальная работа с участниками мероприятия;

подготовительный этап: написание сценария, информация (афиша) о мероприятии, разработка и организация книжной выставки, создание презентации, подбор аудио и видеоматериалов;

заключительный этап: обсуждение прошедшего мероприятия с аудиторией, информация и отчет на сайт библиотеки.

Предлагаем такие традиционные формы работы с книгой как тематические вечера, литературно-музыкальные композиции, устные журналы, викторины, обзоры – беседы литературы, которые продолжают оставаться популярными и сегодня.

Тематический вечер – это одно из самых распространенных мероприятий, проводимых библиотекой. Чаще всего он проходит в форме литературно-музыкального вечера. Привлекательность тематического вечера в том, что он достаточно мобилен. Его можно посвятить определенной дате или событию, используя самые различные формы. Успех данного мероприятия полностью зависит от самих библиотекарей, от их профессионализма, эстетического вкуса и умения точно определить читательский адрес.

Для начала надо выбрать тематику вечера, которая может быть различной, исходя из вашего плана работы и заканчивая интересами аудитории. Тематический вечер проводится обычно в одном направлении и предполагает приглашение почетных гостей. Например, мы предлагаем тематические сценарии в проведении следующих мероприятий: «…Я видел всё…: Сталинградская битва глазами очевидцев» (по страницам произведений писателей, участников Сталинградской битвы), «Под знаком единства» (ко Дню народного единства) с приглашением гостей.

Литературные вечера могут быть тематическими (например, «Такая безмерная тяжесть на женские плечи легла»: женщина и Великая Отечественная война), мемориальными (посвященными творчеству отдельного автора «Слово с честным Делом сочетал я…»: о жизни и творческом пути Д. Н. Кугультинова), жанровыми («Есть в голосе моём звучание металла», «Строки, рождённые войной»: о поэзии Великой Отечественной войны).

Иногда литературные вечера или встречи проводятся в литературно-музыкальной гостиной. Это сложная и деликатная работа, которую целесообразно проводить совместно с литературным сообществом (писатели, поэты, издатели, критики). Перед проведением такого вечера или встречи необходимо тщательно подготовить программу. Программа такого мероприятия может включать вступительную часть, официальную часть, художественную часть, заключение. Под официальной частью мы подразумеваем доклад или сообщение. Однако, вместо доклада можно включить просто краткое вступительное слово ведущего.

Литературно-музыкальная композиция соединяет различные по жанру и стилю художественные тексты, музыкальные (а иногда и видео) фрагменты, объединенные общей идеей, что позволяет ярче и эмоциональнее воздействовать на аудиторию. При подготовке литературно-музыкальной композиции желательно воздерживаться от перегруженности. Поэтому наряду с литературно-музыкальными композициями можно проводить и литературно-художественные композиции, где поэтические фрагменты сочетаются с видеоматериалом, а музыкальное сопровождение может быть фрагментарным или включаться тихим фоном. Сегодня многие считают этот вид массовой работы менее действенным, потому что она предполагает пассивное восприятие, т. к. трудно вовлечь в активное действие всех присутствующих. Однако здесь можно возразить. Активность аудитории может проявляться на различных этапах подготовки мероприятия. Например, когда текст композиции составляется с учетом привлечения аудитории: чтение стихов, исполнение музыкальных номеров, игровые сценки.

Устный журнал выгодно отличается от других мероприятий широтой и свежестью информации, занимательностью форм организации работы, широким простором для самодеятельности и творчества библиотекаря. Содержание устного журнала может отражать одну тему или целый комплекс самых разнообразных вопросов, т. е., иначе говоря, журнал может иметь тематический или обзорный характер. Выбор страниц и их содержание должно соответствовать возрасту и уровню развития аудитории. Содержание устного журнала раскрывается на его страницах. Не нужно стремиться к большому количеству страниц в журнале, но выбранные 4–5 страниц должны быть интересными и тщательно подготовленными. Устный журнал может открыть библиотекарь или педагог и обозначить тему и представить желательно ведущих и чтецов. Учитель или библиотекарь открывает журнал небольшим вступительным словом, затем объявляет каждую следующую страницу. Методы оформления каждой страницы могут быть самыми разнообразными: выступления, демонстрация видеоматериала, встреча с учеными или писателями, ответы на вопросы учащихся, чтение стихов, исполнение песен, музыкальных произведений, юморесок и т. д. Широко применимы в журнале технические средства: аудио и видеоматериалы. Примером может служить устный журнал «Я живу в Калмыкии».

Компьютерные технологии, все больше входящие в нашу жизнь и быт, бесспорно, расширили наши возможности доступа к информации и подаче материала. Наиболее популярной и востребованной формой проведения мероприятий сегодня является презентация.

Презентация – мультимедийный документ: набор слайдов (электронных страниц), последовательность показа которых может меняться в процессе демонстрации. Каждый слайд может включать в себя различные формы представления информации (текст, таблицы, диаграммы, изображения, звук, видео), а также включать анимацию появления объектов на слайде и анимацию смены слайдов. Презентации обычно используются для более живой и эмоциональной подачи материала. Для этих целей может использоваться наиболее популярная программа как Power Point. Предлагаем вашему вниманию презентации «Как рождалось Слово» (к Дню Славянской письменности и культуры); «Овеянные славой флаг наш и герб…» (о государственных символах России и Республики Калмыкия: история и современность), «Золотое Слово древнерусской литературы» (по страницам «Слова о полку Игореве»); «Институт президентства в России».

Обзоры литературы – это традиционная и проверенная форма работы, которая может быть действенной, если при ее использовании соблюдать несколько правил. Первое и самое главное – обзор должен быть интересным, живым. Сухая аннотация и скрупулезное перечисление выходных данных не интересны даже взрослым, не говоря уже об учащихся школы. Кроме того, с различными возрастными группами следует проводить различные виды обзоров. Поэтому наиболее приемлемым видом обзора здесь будет обзор-беседа или обзор у книжной выставки. Классический библиографический обзор, или обзор-лекция включают рассказ о книге, который сопровождается интересным фактическим материалом. Главная цель обзора и в том и в другом случае – занимательность и доступность изложения, привлечение внимания к книгам. Обзор должен вызвать интерес к книге или творчеству писателя, к теме чтения, вызвать у читателя желание самостоятельного знакомства с литературой. В противном случае эффект будет обратный. Методика проведения обзора литературы отработана. Каждый обзор должен иметь вступление, основную часть (непосредственное знакомство с книгами) и заключение. В обзоре библиотекарь должен кратко раскрыть содержание рекомендуемой литературы. Подчеркнем, что раскрыть содержание не означает пересказать его. Обзор – это по сути дела, беседа или лекция на определенную тему с привлечением иллюстративного материала, в качестве которого выступают книги. Если библиотекарь замечает, что содержание обзора утомило слушателей до назначенного времени его окончания, он может прибегнуть к приемам, которые несколько оживят, развлекут аудиторию: задать интригующие вопросы, показать интересный иллюстративный материал, выразительно прочесть интересный отрывок из книги. Количество книг, которые можно использовать в обзоре может быть различным – от одной до десятка. Это зависит от цели, темы обзора, выделенного времени и возможностей библиотеки. Предлагаем вашему вниманию тематические обзоры: «Великая Отечественная война через призму времени» (по страницам современной российской прозы), «Пламя пылающих лет» (литература о Великой Отечественной войне).

Викторины и литературные загадки – развивают память, сообразительность, дают возможность проявить себя. Литературная викторина – это занимательные вопросы по содержанию художественного произведения, фактам биографии писателя, событиям литературной жизни, истории книги и литературы. Литературные загадки – это угадывание произведения и автора по отрывку из книги, по книжной иллюстрации, по портрету писателя и т. п. Не случайно они пользуются большим успехом, особенно у учащихся. При проведении викторин существует одна опасность – надо совершенно четко организовать систему ответов, в противном случае неизбежны шум, гвалт, и что самое недопустимое – обиды и необъективность оценки. Потому что при нечеткой организации они будут отвечать все сразу. Подготовка к викторине – предварительная работа с предлагаемой литературой, организация книжной выставки, обзор у книжной выставки, заранее вывешенные вопросы. Кстати, можно порекомендовать новые формы викторин – видеовикторина – показ фрагментов из мультфильмов и экранизаций художественных произведений, а также викторины из иллюстраций к книгам. Примером может служить презентация «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» (о сказках А. С. Пушкина с видеовикториной «Назовите героя сказки» и литературной разминкой).

Хотелось бы отметить такую форму подачи материала как информация на сайт. Она может быть оформлена в PDF, как «Память о том, что было…»: тема депортации калмыцкого народа в российской литературе (обзор по страницам произведений); электронная книжная выставка «Читаем и перечитываем Слово».

При подготовке любого мероприятия необходимо широко использовать краеведческий материал, что позволяет сделать его более интересным и познавательным. Например, «По страницам пушкинской калмыкианы»: произведения А. С. Пушкина, посвященные калмыцкой степи.

Цель данного пособия – оказание помощи в организации массовой работы по пропаганде качества чтения и привлечению внимания читателей к высокохудожественным произведениям.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий