Скачати 128.08 Kb.
Специальность: «Сестринское дело»
Предмет: ПМ 02. МДК 02.01.01. «Лечение пациентов терапевтического профиля»
Тема: «Сестринский уход за гериатрическими пациентами с заболеваниями органов пищеварения»
Вид занятия: практическое
Время проведения занятия: 180 мин.
Место проведения: кабинет доклинической практики, стационар
Используемые педагогические технологии:
— информационно-коммуникационные,
— деятельностные,
— развивающие,
-личностно-ориентированного обучения,
-проблемного обучения.
Цели занятия.
Учебные :
- Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:
- осуществлять лечебно-диагностические вмешательства при заболеваниях органов пищеварения у гериатрических пациентов (первичная оценка состояния пациента, определение проблем пациентов, определение целей и объема сестринских вмешательств, выполнение сестринских вмешательств);
- проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения (проведение обучения пациентов);
- проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
- Студент должен овладеть общими компетенциями:
- понимать сущность и значение своей будущей профессии;
- организовывать свою деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество;
- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения профессиональных задач;
- использовать информационно коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Воспитательные:
воспитание чувства ответственности, профессионального долга, наблюдательности, милосердия, любви к профессии.
Развивающие:
- развитие логического и клинического мышления,
- развитие речи и навыков общения с пациентами,
- развитие умения применять современные информационные технологии,
- развитие творческого потенциала личности студента, готовности к самореализации в обществе, стремлению к самосовершенствованию.
Методические:
• С целью осуществления действенного мониторинга процесса и результата подготовленности студентов согласно ФГОС, оптимизации учебного процесса, активизации познавательной деятельности, памяти, внимания, мышления, формирование общих и профессиональных компетенций применение технологий личностно-ориентированного, информационно—коммуникационного, развивающего, проблемного, деятельностного обучения.
• Формы обучения: ролевые игры, проблемные задания, опережающие задания творческого характера, самостоятельная творческая работа студентов, отработка практических манипуляций с целью создания творческой, деловой атмосферы, активизации мыслительной, познавательной деятельности, формирования коммуникативных умений.
- Форма занятия: «Защита творческих работ» формирует способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, адаптации к профессиональной деятельности .
Оборудование урока: УМК темы, таблицы. мультимедийная установка ,электронные носители информации, весы. ростомер, тонометры. фонендоскопы, пособие для обучения пациентов, оборудование для постановки очистительной и лекарственной клизм, предметы ухода за кожными покровами.
Опережающие задания для подготовки студентов к занятию:
— по выбору подготовить наглядно- информационный материал для обучения пациентов
по теме: «Сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения у геронтов»;
— по выбору подготовить тексты бесед для проведения обучения пациентов с
использованием созданного наглядного обучающего материала.
Предлагаемые формы творческих работ для обучения пациентов профилактике ухудшения состояния:
-реферат
— текст беседы для обучения пациента с иллюстрированным материалом,
-альбом в форме методического пособия для обучения пациента.
-памятка для обучения пациента,
-наглядный материал для проведения беседы,
-плакат,
-санбюллетень
-электронный санбюллетень,
-мультимедийная презентация,
-видеофильм.
Темы творческих работ для обучения гериатрических пациентов с
заболеваниями органов пищеварения:
— «Основные принципы профилактики заболеваний органов пищеварения у
геронтов»,
— «Рациональное питание для профилактики заболеваний органов пищеварения у геронтов»,
— «Роль двигательной активности в профилактике запоров у геронтов»,
— «Обучение самопомощи геронтов при диарее»,
-«Профилактика диареи у геронтов»,
— «Профилактика запоров у геронтов»,
-«Профилактика гастритов у геронтов»,
-«Профилактика атонических запоров у геронтов»,
-«Обучение геронтов образу жизни для профилактики заболеваний органов пищеварения»,
-«Как бросить курить»,
-«Подготовка пациента к ректороманоскопии»,
-«Проведение Хелик-теста»,
-«Профилактика пролежней».
Методический материал для самостоятельной работы студентов:
-методические рекомендации по выполнению творческой работы,
— алгоритм проведения беседы по обучению гериатрического пациента,
-методические рекомендации по обучению пациента профилактике ухудшения состояния,
-методические рекомендации по составлению электронного санбюллетеня,
— учебно-методическое пособие для студентов по теме «Хронические заболевания органов пищеварения»,
-методический материал для обучения пациентов,
-методический материал для создания видеофильма,
-методический материал для написания рефератов.
Предлагаемые источники для выполнения творческих работ:
-конспект лекции: «Сестринский уход при заболеваниях органов пищеварения у
геронтов»;
-учебник Е.И.Ковтун «Сестринское дело в гериаотрии » стр.111,2008г;
-учебное пособие Чеботарев Д.Ф. «Гериатрия», 1990г;
-УМК по теме «Сестринский уход при заболеваниях органов пищеварения у геронтов»;
-учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: «Подготовка пациентов к инструментальным методам обследования»;
-учебник Э.В.Смолева «Сестринское дело в терапии» стр.356;
-интернет, сайт преподавателя;
Перечень практических манипуляций:
• проведение первичной оценки состояния пациента при заболеваниях органов пищеварения;
• подготовка пациента к ирригоскопии, рентгенографии желудка;
• подготовка пациента к проведению Хелик-теста;
• подготовка пациента и и выполнение желудочного, дуоденального зондирования;
• подготовка пациента к УЗИ органов брюшной полости;
• подготовка пациента к ректоскопии, колоноскопии;
• подготовка пациента к ЭГДС, ФГС;
• взятие кала на диагностические исследования (яйца гельминтов, простейшие, бактерии, копрограмму, скрытую кровь);
• взятие крови на биохимические исследования;
• постановка очистительной и лекарственной клизм;
• обучение принципам рационального питания, профилактики запоров, диареи и оказанию самопомощи при диарее.
Технологическая карта занятия
- готовность к занятию;
- сообщение и мотивация темы (сл. 1-2):
— ознакомление с проблемами профилактики заболеваний органов пищеварения у гериатрических пациентов и проблемами ухода за ними в Краснослободском районе,
-актуализация роли медицинской сестры в обучении пациентов и их родственников особенностям ухода и профилактике осложнений,
-актуализация роли медицинской сестры в уходе за пациентами в стационаре и подготовке их к исследованиям;
- сообщение целей и плана занятия (сл.3-4).
заболеваниях органов пищеварения у геронтов»
• решение и проверка тестовых заданий.(сл. 5- 6)
• демонстрация студентами подготовленных
творческих работ для обучения гериатрических
пациентов, анализ выполнения, рефлексия;
5
20
- демонстрация слайдов по теме: «Проведение Хелик-теста» (сл. 7-12). Изучение алгоритмов действий и методических рекомендаций по подготовке пациентов.
- демонстрация видеофильма по теме: «Проведение Хелик-теста»,подготовленного студентами под руководством преподавателя. Анализ действий медсестры.
- Демонстрация слайдов по теме: «Подготовка пациента к ректороманоскопии» (сл. 14-15). Изучение алгоритмов действий и методических рекомендаций.
- Демонстрация видеофильма по теме: «Подготовка пациента и проведение ректороманоскопии»»,подготовленного студентами под руководством преподавателя. Анализ действий медсестры.
25
- Решение ситуационных задач в форме ролевых игр по плану:
- проведение первичной оценки состояния пациента
- определение нарушенных потребностей;
- определение проблем пациентов;
- постановка целей, составление плана сестринских вмешательств;
- выполнение сестринских вмешательств (практических манипуляций);
- обучение пациентов с использованием созданного информационно-наглядного материала.
Проводиться публичное обсуждение, разбор ошибок, анализ выполнения, рефлексия. Выставляются оценки в рейтинговую таблицу.
2.Работа с пациентом в отделении с помощью методического обеспечения:
- проведение первичной оценки состояния гериатрических пациентов в отделении ( самостоятельно или с помощью алгоритмов),
- выполнение сестринских вмешательств,(самостоятельно или с помощью алгоритмов)
- обучение(самостоятельно или с помощью алгоритмов)
- заполнение карты сестринских вмешательств.
Работа у постели проводится группой по 2-3 человека. Анализ работы с пациентом, обсуждение возникших проблем, поиски путей решений. Рефлексия.
105
- оценка выполнения самостоятельного творческого задания
- оценка выполнения практических манипуляций
- оценка работы с пациентами
- оценка заполнения карты сестринских вмешательств
10
- Подведение итогов занятия, анализ,рефлексия, оценка по рейтинговому листу.
- Домашнее задание:
-конспект лекции по теме: «Сестринский уход при заболеваниях органов мочевыделения у геронтов»,Е. И. Ковтун «Сестринское дело в гериатрии» , тема:»Особенности сестринского процесса при заболеваниях мочевыделения»стр.151-167, составление алгоритма расспроса пациента;
-учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов по теме: «Болезни почек у гериатрических пациентов» (изучение материала, выполнение заданий, отработка практических манипуляций).
-самостоятельная работа: подготовка информационно-наглядного материала для обучения пациентов профилактике ухудшения состояния (тексты бесед, памятки, рекомендации, презентации, видеофильмы).
7
Приложение 1
Проблемно-ситуационные задачи
Задача № 1.
Пациент 73 года госпитализирован в гастроэнтерологическое отделение с диагнозом: « Обострение хронического энтерита». При сестринском обследовании м/с получила следующие данные: жалобы на частый жидкий стул, снижение аппетита, похудение, нерезкую боль в животе и области заднего прохода.
Объективно: состояние средней тяжести, температура тела 36,6 °С, рост 178см, вес 70 кг, кожные покровы бледные, язык сухой, обложен, живот мягкий, умеренно болезненный вокруг пупка, пульс 78уд. в мин., удовлетворительных качеств, АД 110/70 мм РТ. Ст., ЧДД 18 в мин.
Назначено:
1. Диета №4
2. Ректороманоскопия
3. Внутривенное капельное введение 400мл 0,9% раствора натрия хлорида.
Задания.
1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено.
- Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с их мотивацией.
- Составьте план подготовки пациента к ректороманоскопии.
- Проведите первичную оценку состояния пациента в форме ролевой игры.
- Выполните сестринские вмешательства в форме ролевой игры:
— обучите пациента и его родственников правильному питанию при хроническом энтерите, используя созданный информационно-наглядный материал,
-подготовьте пациента к ректороманоскопии.
Задача № 2.
В стационар обратилась пациентка 62лет, страдающая хр.атрофическим гастритом в течении 2лет, при опросе пациентки было выявлено, что полгода она заметила ухудшение состояния, выражающееся в головокружении, общей слабости. Кроме того, пациентка отмечает появление кашля в осеннее – весенний период. Врач рекомендовал пройти флюорографию, исследование крови, провести рентгенологическое исследование ЖКТ.
Задание.
- Составьте план сестринского исследования пациентки.
- Какие проблемы возможны у пациентки в связи с ее диагнозом?
- Выделите приоритетные и потенциальные проблемы пациентки.
- Составьте план ваших вмешательств.
- Проведите первичную оценку состояния пациентки в форме ролевой игры.
- Выполните сестринские вмешательства.
Задача № 3.
В отделение поступила пациентка 68 лет с диагнозом: Язвенная болезнь желудка в стадии обострения. ИБС: стенокардия напряжения и покоя III функциональный класс, АГ, Н III ст.
Задание.
1. Составьте план сестринского исследования пациента.
2. Какие проблемы возможны у пациентки в связи с ее диагнозом?
3. Выделите приоритетные и потенциальные проблемы пациентки.
4. Составьте план ваших вмешательств.
5.Проведите первичную оценку состояния пациентки в форме ролевой игры.
6.Выполните сестринские вмешательства.
Задача № 4.
В отделении находится пациент 78 лет с диагнозом: Общий атеросклероз с преимущественным поражением сосудов головного мозга, атеросклеротическая энцефалопатия. Хронический гастрит, привычный запор.
Задание.
1. Составьте план сестринского исследования пациента.
2. Какие проблемы возможны у пациентки в связи с ее диагнозом?
3. Выделите приоритетные и потенциальные проблемы пациентки.
5. Проведите первичную оценку состояния в форме ролевой игры.
6.Выполните сестринские вмешательства:
-обучите пациента рациональному питанию, используя созданный информационно-нагядный материал,
-подготовьте пациента к предстоящим исследованиям (ректороманоскопия, Хелик-тест).
Задача № 5.
В отделение поступила женщина 68 лет с диагнозом: Гипотиреоз субклинический, смешанный вариант. Атеросклероз сосудов головного мозга, хроническая ишемия головного мозга. Хронический гастрит со сниженной секрецией. Привычный запор.
Пациентке назначено:
Диета №10.
1.L — тироксин по 1таблетке в день.
2.Трентал по 5 мл в/в капельно.
3.Аевит по 1 кап. 2 раза в день.
4.Копрологическое исследование кала.
5.R — графия желудка.
6.Анализ крови общий.
Задание.
1. Составьте план сестринского исследования пациентки.
2. Какие проблемы возможны у пациентки в связи с ее диагнозом?
3. Выделите приоритетные и потенциальные проблемы пациентки.
4. В форме ролевой игры проведите первичную оценку состояния, выполните сестринские вмешательства.
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция