Скачати 256.56 Kb.
СОСТАВИТЕЛИ:
С.А.Сохар, ассистент кафедры поликлинической терапии и общеврачебной практики с курсом дерматовенерологии учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет»;
Д.Ф.Хворик, заведующий кафедрой дерматовенерологии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Кафедра дерматовенерологии учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;
О.В.Панкратов, заведующий кафедрой дерматовенерологии государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», доктор медицинских наук, профессор
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:
Кафедрой поликлинической терапии и общеврачебной практики с курсом дерматовенерологии учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» (протокол № 11 от 24.11.2014);
Кафедрой дерматовенерологии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 5 от 25.11.2014);
Научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» (протокол № 8 от 29.12.2014);
Центральным научно-методическим советом учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»
(протокол № 3 от 27.11.2014);
Научно-методическим советом по медико-диагностическому делу Учебно-методического объединения по медицинскому образованию
(протокол № 1 от 27.02.2015)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дерматовенерология ‒ учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания о причинах, механизмах развития, проявлениях, методах диагностики, лечения и профилактики заболеваний кожи, а также инфекций, передающихся преимущественно половым путем.
Типовая учебная программа по учебной дисциплине «Дерматовенерология» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
образовательным стандартом высшего образования специальности 1 – 79 01 04 «Медико-диагностическое дело» (ОСВО 1-79 01 04-2013), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2013 №88;
типовым учебным планом специальности 1 – 79 01 04 «Медико-диагностическое дело» (регистрационный № L 79-1-005/тип.), утвержденным первым заместителем Министра образования Республики Беларусь от 30.05.2013.
Цель преподавания и изучения учебной дисциплины «Дерматовенерология» состоит в освоении студентами основ дерматологии и венерологии, лабораторной диагностики заболеваний кожи, инфекций, передающихся преимущественно половым путем.
Задачи изучения учебной дисциплины состоят в приобретении студентами академических компетенций, основу которых составляет приобретение знаний:
- основных принципов обследования пациентов с заболеваниями кожи и инфекциями, передающимися половым путем;
- первичных и вторичных элементов кожной сыпи, общей патогистологии и патофизиологии кожи;
- клинических проявлений наиболее часто встречающихся заболеваний кожи и инфекций, передающихся половым путем;
- принципов клинической лабораторной диагностики, используемой при заболеваниях кожи и инфекциях, передающихся половым путем;
- методов профилактик заболеваний кожи, инфекций, передающихся половым путем, основ информационно — просветительной работы среди населения и организационно-методических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости.
Задачи преподавания учебной дисциплины состоят в формировании социально-личностных и профессиональных компетенций, основа которых заключается в знании и применении:
- навыков в обследовании пациентов с заболеваниями кожи и инфекциями, передающимися половым путем;
- аппаратуры, используемой в клинико-диагностических лабораториях и унифицированных методов анализа, применяемых в дерматологии и венерологии;
- норм медицинской этики и деонтологии.
Преподавание и успешное изучение учебной дисциплины «Дерматовенерология» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих учебных дисциплин:
Анатомия человека. Строение, иннервация, кровоснабжение общего покрова тела (кожа и ее производные).
Гистология, цитология, эмбриология. Детерминация и дифференциация, генетика клеток кожи и ее придатков. Закономерности пренатального и постнатального развития клеток кожи и ее придатков. Принципы организации и гистологическое строение кожи и ее придатков.
Микробиология, вирусология, иммунология. Характеристика патогенных для человека бактерий, грибов, простейших. Биология вирусов. Механизмы противовирусного иммунитета. Противоинфекционный иммунитет. Аллергия. Иммунопатология.
Фармакология. Основные лекарственные средства для лечения заболеваний кожи и инфекций, передающихся половым путем.
Клиническая микробиология. Микроорганизмы, имеющие клиническое значение в дерматовенерологии. Лабораторная диагностика наиболее распространенных инфекций в дерматовенерологии.
Изучение учебной дисциплины «Дерматовенерология» должно обеспечить формирование у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.
Требования к академическим компетенциям
Студент должен:
АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.
АК-2. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.
АК-3. Уметь работать с учебной, справочной и научной литературой.
Требования к социально-личностным компетенциям
Студент должен:
СЛК-1. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.
СЛК-2. Соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну, соблюдать нормы врачебной этики и деонтологии.
Требования к профессиональным компетенциям
Студент должен быть способен:
ПК-1. Выполнять клинико-лабораторные исследования в лабораторно-диагностических отделениях организаций здравоохранения (лабораторные, цитологические, гематологические, иммунологические, биохимические, бактериологические, вирусологические, паразитологические, медико-диагностические).
ПК-2. Выполнять лабораторные исследования в лабораторных подразделениях санитарно-эпидемиологических организаций (лабораторные, аналитические, бактериологические, вирусологические, паразитологические).
ПК-3. Интерпретировать и анализировать результаты медико-диагностических исследований с формулировкой диагностического заключения.
ПК-4. Совместно с врачами-специалистами составлять оптимальный план диагностических мероприятий.
ПК-5. Проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, оформлять медицинскую карту амбулаторного и стационарного пациента.
ПК-6. Взаимодействовать с врачами-специалистами по вопросам интерпретации результатов диагностических исследований.
ПК-7. Обеспечивать организацию этапов диагностических исследований.
ПК-8. Выбирать и адаптировать оптимальные диагностические методики, а также оценивать их аналитические и диагностические характеристики в диагностических отделениях организаций здравоохранения и лабораторных подразделениях санитарно-эпидемиологических организаций.
В результате изучения учебной дисциплины «Дерматовенерология» студент должен
знать:
- основные методы диагностики, используемые в дерматовенерологии;
- правила сбора биологического материала;
- принципы методов лабораторной диагностики заболеваний кожи и инфекций, передающихся половым путем;
уметь:
- выбирать оптимальный метод диагностики при патологии кожи;
- выполнять методики выявления различных возбудителей при заболеваниях кожи и инфекциях, передающихся половым путем;
владеть:
- методами обследования пациентов с дерматологическими заболеваниями;
- методами обследования пациентов с инфекциями, передающимися половым путем.
Структура типовой учебной программы по учебной дисциплине «Дерматовенерология»:
- Общая дерматология. Рассматривается строение кожи и ее придатков, их функции. Изучаются общие патогенетические процессы в коже, приводящие к развитию заболевания, семиотика заболеваний кожи, первичные и вторичные элементы кожной сыпи.
- Частная дерматология. Рассматриваются вопросы этиологии, патогенеза конкретных заболеваний кожи. Изучаются их клиническая картина, течение, принципы их лечения и профилактики. Осваиваются навыки диагностики заболеваний кожи.
- Инфекции, передающиеся половым путем. Изучаются этиология, эпидемиология, клиническая картина и течение инфекций, передающихся половым путем. Осваиваются навыки диагностики инфекций, передающихся половым путем.
Всего на изучение учебной дисциплины отводится 118 академических часов, их них 73 часа – аудиторных. Примерное распределение аудиторных часов по видам занятий: лекций – 18, практических – 55.
Рекомендуемые формы текущей аттестации: зачет (6 семестр), дифференцированный зачет (7 семестр).
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
- Инфекции, передающиеся половым путем
Содержание учебного материала
1. Общая дерматология
Дерматовенерология как самостоятельная учебная дисциплина, ее содержание, задачи и методы. Развитие отечественной и зарубежной дерматологии.
Анатомия кожи
Эпидермис. Дерма. Подкожная жировая клетчатка. Кровеносные и лимфатические сосуды. Нервно-рецепторный аппарат. Волосы, волосяной фолликул. Потовые железы. Сальные железы. Ногти. Возрастные особенности структуры кожи.
Физиология и биохимия кожи
Связь кожи и слизистой оболочки полости рта с другими органами и системами органов. Участие кожи в водном, минеральном, белковом, углеводном, витаминном, ферментативном и жировом обменах. Меланинообразующая функция кожи. Активная химическая реакция кожи (рН). Основные функции кожи: защитная, терморегуляционная, выделительная, резорбционная, дыхательная. Кожа как орган чувств. Гигиена кожи. Возрастные особенности функций кожи и обмена веществ в ней.
Основные патологические процессы в коже
Острое и хроническое воспаление. Акантолиз, акантоз, вакуольная дегенерация, гиперкератоз, гипокератоз, дискератоз, папилломатоз, паракератоз, спонгиоз, баллонирующая дегенерация. Дисхромии. Атрофия. Опухолевые процессы.
Методика обследования пациента с заболеванием кожи
Жалобы пациента. Анамнез жизни пациента. Условия труда и быта. Анамнез заболевания кожи. Состояние внутренних органов и нервной системы. Общие свойства кожи: окраска, тургор и эластичность; состояние потоотделения и салоотделения; дермографизм, сосудистые реакции кожи; чувствительность кожи; мышечно-волосковый рефлекс. Описание поражения кожи. Пальпация, гратаж, диаскопия. Биопсия кожи. Лабораторные исследования в дерматологии: общие и специальные.
Общая симптоматология заболеваний кожи
Морфологические элементы кожных сыпей. Полиморфизм и его виды. Первичные морфологические элементы (пятно, узелок, узел, бугорок, пузырек, пузырь, волдырь, гнойничок). Вторичные морфологические элементы (чешуйка, корка, эрозия, язва, экскориация, трещина, лихенификация). Субъективные ощущения.
Вопросы этиологии и патогенеза заболеваний кожи
Роль экзогенных, эндогенных, социальных факторов в возникновении и развитии дерматозов. Связь патологии кожи с внутренними, эндокринными, нервными и психическими расстройствами. Роль генетического фактора в патологии кожи.
Общие принципы лечения заболеваний кожи
Цели и принципы наружного лечения в дерматологии. Лекарственные формы, применяемые для наружного лечения заболеваний кожи: раствор, присыпка, взбалтываемые взвеси, пасты, кремы, мази, лаки, пластыри, аэрозоли. Лекарственные средства – противовоспалительные, раздражающие, кератолитические, кератопластические, противозудные, фунгицидные, противопаразитарные, прижигающие. Системное лечение: антигистаминные лекарственные средства, витамины, ретиноиды, антибиотики, гормонотерапия, иммунотерапия. Физические методы лечения: светолечение, электролечение, ультразвук, лазеротерапия, криотерапия, тепловые методы и др. Диетотерапия. Особенности ухода за пациентами с заболеваниями кожи. Общие принципы диспансеризации пациентов с хроническими дерматозами. Санаторно-курортные методы лечения пациентов с заболеваниями кожи.
Гигиена кожи
Уход за нормальной, сухой и жирной кожей. Уход за кожей новорожденных. Уход за патологически изменённой кожей. Лечебная косметика. Уход за волосами и ногтями.
2. Частная дерматология
2.1. Пиодермии. Паразитарные заболевания кожи. Вирусные дерматозы
Пиодермии
Определение, эпидемиология, этиология, патогенез, значение экзо- и эндогенных факторов в возникновении пиодермий, классификация. Особенности клинического течения пиодермий в настоящее время. Лабораторная диагностика пиодермий (бактериологический метод, определение чувствительности к антибиотикам). Клинические особенности, течение и гистопатология отдельных форм пиодермии. Клинические проявления стафилодермий: остиофолликулита, фолликулита, вульгарного сикоза, фурункула, карбункула, гидраденита, эпидемической пузырчатки новорожденных. Импетиго стрептококковое и его разновидности. Смешанные пиодермии: вульгарное импетиго, эктима вульгарная. Атипичные пиодермии: язвенная, шанкриформная, хроническая глубокая язвенная и вегетирующая, фолликулит, перифолликулит абсцедирующий и подрывающий. Общие принципы лечения пиодермий. Профилактика пиодермий на производстве и в быту.
Паразитарные заболевания кожи
Чесотка: возбудитель и его жизненный цикл развития, эпидемиология, пути передачи, клиническая картина, осложнения, методы лабораторной диагностики, лечение, профилактика.
Педикулёз: возбудители и их жизненный цикл развития, эпидемиология, пути передачи, клиническая картина при головном, платяном и лобковом педикулёзе, лечение, профилактика.
Вирусные дерматозы
Герпес, опоясывающий лишай, контагиозный моллюск, бородавки: характеристика возбудителей герпеса, опоясывающего лишая, контагиозного моллюска, бородавок, пути передачи, клиническая картина герпетической инфекции, опоясывающего лишая, контагиозного моллюска, бородавок. Методы лабораторной диагностики вирусных заболеваний кожи и слизистых оболочек полости рта, наружных половых органов. Принципы лечения и профилактики вирусных заболеваний кожи и слизистых оболочек полости рта, наружных половых органов.
2.2. Микозы
Общая характеристика царства грибов. Строение, размножение, эпидемиология, классификация паразитических грибов, патогенных для человека.
Разноцветный лишай: возбудитель, эпидемиология, клиническая характеристика, клинико-лабораторная диагностика, принципы лечения, профилактика.
Трихофития (антропонозная и зооантропонозная): возбудители, эпидемиология, клиническая характеристика поражений волосистой части головы, гладкой кожи и ногтей, клинико-лабораторная диагностика, принципы лечения, профилактика.
Микроспория (антропонозная и зооантропонозная): возбудители, эпидемиология, клиническая характеристика поражений на волосистых участках и гладкой коже, клинико-лабораторная диагностика, принципы лечения, профилактика.
Фавус: возбудитель, эпидемиология, клиническая характеристика поражений волосистой части головы, гладкой кожи и ногтей, клинико-лабораторная диагностика, принципы лечения, профилактика.
Эпидермофития паховая: возбудитель, эпидемиология, клиническая характеристика, клинико-лабораторная диагностика, принципы лечения, профилактика.
Микоз стоп, онихомикоз: возбудители, эпидемиология, клиническая характеристика, клинико-лабораторная диагностика, принципы лечения, профилактика.
Кандидоз кожи и слизистых оболочек: возбудители, эпидемиология, патогенез, клиническая характеристика, клинико-лабораторная диагностика, принципы лечения, профилактика.
Глубокие микозы: возбудители, классификация, эпидемиология, клиническая характеристика, клинико-лабораторная диагностика, принципы лечения, профилактика.
2.3. Туберкулез кожи. Кожный лейшманиоз. Лепра. Болезнь Лайма
Туберкулез кожи: возбудитель, эпидемиология, пути проникновения в кожу, клиническая характеристика основных форм (туберкулезная волчанка, язвенный туберкулез кожи и слизистых оболочек, колликвативный, бородавчатый, индуративный, папулонекротический, лихеноидный), клинико-лабораторная диагностика, принципы лечения, диспансеризация.
Кожный лейшманиоз: возбудитель, эпидемиология, клиническая характеристика, клинико-лабораторная диагностика, принципы лечения, профилактика.
Лепра: исторические сведения, возбудитель, эпидемиология, классификация лепры по Ридли-Джоплингу, клиническая характеристика, патогистология лепры, клинико-лабораторная диагностика, принципы лечения, профилактика.
Болезнь Лайма: возбудитель, эпидемиология, клиническая картина кожных проявлений, лабораторная диагностика, принципы лечения и профилактика.
2.4. Контактные дерматиты. Токсикодермия. Экзема. Многоформная экссудативная эритема. Ограниченный нейродермит. Атопический дерматит. Профессиональные болезни кожи. Кожный зуд. Крапивница. Отек Квинке
Контактные дерматиты: этиопатогенез, клиническая характеристика простого раздражительного и аллергического контактного дерматитов, лечение и профилактика различных клинических форм дерматитов.
Токсикодермия: этиопатогенез, клиническая характеристика. Диагностическое значение клеточных иммуноаллергических тестов. Принципы лечения и профилактика различных форм токсикодермии.
Экзема: этиопатогенез, классификация, стадии экзематозного процесса, клиническая характеристика различных форм экземы, принципы общего и местного лечения, профилактика рецидивов.
Многоформная экссудативная эритема: этиопатогенез, клиническая характеристика, принципы лечения.
Ограниченный нейродермит (простой лишай Видаля): этиопатогенез, клиническая характеристика, принципы лечения.
Атопический дерматит: определение, этиопатогенез, классификация, клиническая характеристика, диагностические критерии атопического дерматита, принципы общего и местного лечения, профилактика рецидивов.
Профессиональные болезни кожи: классификация, клиническая характеристика, диагностика.
Кожный зуд: определение, этиопатогенез, кожный зуд как симптом и как болезнь, классификация, клиническая характеристика кожного зуда, алгоритм обследования пациента с кожным зудом, принципы общего и местного лечения.
Крапивница: определение, этиопатогенез, классификация, клиническая характеристика, диагностика, принципы лечения.
Отёк Квинке: этиопатогенез, классификация, клиническая характеристика, неотложная медицинская помощь при отёке Квинке.
2.5. Псориаз. Красный плоский лишай
Псориаз: определение, этиопатогенез, классификация, распространненость, клинические формы и их характеристика, стадии развития заболевания, диагностические феномены, их гистопатологическое объяснение. Лабораторная диагностика псориаза (гистологический метод, рентгенологический). Принципы общего и местного лечения псориаза, профилактика рецидивов, диспансеризация.
Красный плоский лишай: определение, этиопатогенез, классификация, распространенность, клинические разновидности поражения кожи и слизистых оболочек, диагностические феномены, их гистопатологическое объяснение, принципы лечения.
2.6. Розовый лишай
Розовый лишай: этиопатогенез, клиническая характеристика, принципы лечения.
2.7. Заболевания соединительной ткани
Красная волчанка: определение, этиопатогенез, классификация, клинические формы, их характеристика, гистопатология, лабораторная диагностика, принципы лечения. Профилактика рецидивов красной волчанки.
Склеродермия: определение, этиопатогенез, классификация, клинические формы, их характеристика, лабораторная диагностика, принципы лечения.
Дерматомиозит: определение, этиопатогенез, классификация, клинические проявления на коже и слизистых оболочках, лабораторная диагностика, принципы лечения.
2.8. Васкулиты кожи
Васкулиты кожи: определение, этиопатогенез, классификация, клиническая характеристика поверхностных и глубоких васкулитов кожи, гистопатология, лабораторная диагностика, принципы лечения.
2.9. Пузырные дерматозы
Пузырчатка: определение, этиопатогенез, классификация, клинические формы, их характеристика, диагностические феномены, их гистопатологическое объяснение, лабораторная диагностика, принципы лечения.
Пемфигоиды: этиопатогенез, клиническая характеристика буллезного, рубцующегося пемфигоида, лабораторная диагностика, принципы лечения.
Герпетиформный дерматит Дюринга: определение, этиопатогенез, клиническая характеристика, лабораторная диагностика, принципы лечения.
2.10. Себорея. Вульгарные акне. Розовые угри
Себорея: определение, этиопатогенез, клинические формы, их характеристика.
Вульгарные акне: этиопатогенез, классификация, клиническая характеристика, лабораторная диагностика, принципы лечения, профилактика рецидивов.
Розовые угри: определение, этиопатогенез, клиническая характеристика, диагностические критерии, принципы лечения, профилактика рецидивов.
2.11. Гнёздная алопеция. Витилиго
Гнёздная алопеция: этиопатогенез, классификация, клиническая характеристика различных форм гнездной алопеции, клинико-лабораторное обследование пациентов с гнездной алопецией, принципы лечения.
Витилиго: этиопатогенез, классификация, клиническая характеристика, принципы лечения.
2.12. Предраковые заболевания кожи и слизистых оболочек.
Злокачественные новообразования кожи
Предраковые заболевания кожи и слизистых оболочек: факторы, способствующие возникновению предраковых заболеваний кожи и слизистых оболочек, классификация. Клиническая и патоморфологическая характеристика актинического кератоза, лейкоплакий, бовеноидного папулеза, эпидермодисплазии верруциформной, лучевого дерматита, меланоопасных невусов, принципы лечения и профилактики.
Злокачественные новообразования кожи: клиническая и патоморфологическая характеристика базалиомы, плоскоклеточного рака, меланомы, саркомы Капоши, принципы диагностики и лечения.
3. Инфекции, передающиеся половым путем
3.1. Сифилис
Сифилис: характеристика возбудителя, эпидемиология, пути передачи, иммунитет, общее течение сифилиса, классификация, инкубационный период.
Первичный период сифилиса: продолжительность, клиническая характеристика типичного твердого шанкра, его разновидности, атипичные формы и осложнения. Клинические особенности регионарного лимфаденита и лимфангита. Современные тенденции течения первичного периода сифилиса.
Вторичный период сифилиса: общая характеристика и продолжительность течения, клиническая характеристика высыпаний на коже и слизистых оболочках. Современные тенденции течения вторичного периода сифилиса.
Поздний период сифилиса: общая характеристика, клиническая характеристика высыпаний на коже и слизистых оболочках.
Скрытый сифилис: определение, клинико-лабораторная диагностика.
Врожденный сифилис: пути передачи, классификация, сифилис плода, клиническая характеристика и течение раннего и позднего врожденного сифилиса.
Висцеральный сифилис: поражение органов и систем органов при сифилисе, клинические проявления.
Лабораторная диагностика сифилиса: микроскопическая, классификация серологических реакций и оценка их результатов, клиническое значение серологических реакций на сифилис.
Принципы лечения сифилиса: этиотропное, превентивное, профилактическое, пробное лечение. Клинико-серологический контроль после окончания лечения, критерии снятия с учёта.
3.2. Гонорея. Трихомониаз. Хламидиоз. Микоплазмоз
Гонорея: характеристика возбудителя, эпидемиология, пути передачи, классификация. Клиническая характеристика острого и хронического гонорейного уретрита и его осложнений у мужчин. Клинические проявления гонореи у женщин. Гонорея у девочек. Экстрагенитальная и диссеминированная гонококковая инфекция, клинические проявления. Методы лабораторной диагностики гонореи, принципы лечения, критерии снятия пациентов с учёта.
Трихомониаз: характеристика возбудителя, эпидемиология, клинические проявления, лабораторная диагностика, принципы лечения.
Хламидиоз: характеристика возбудителя, жизненный цикл его развития, эпидемиология, клинические проявления, лабораторная диагностика, принципы лечения.
Микоплазмоз: характеристика возбудителя, клинические проявления, лабораторная диагностика, принципы лечения.
3.3. ВИЧ-инфекция. Тропические инфекции, передающиеся половым путем. Профилактика инфекций, передающихся половым путем
ВИЧ-инфекция: пути передачи, группы риска, эпидемиология, клинические проявления на коже и слизистых оболочках. Заболевания − индикаторы ВИЧ-инфекции. Профилактика ВИЧ-инфекции.
Мягкий шанкр: характеристика возбудителя, эпидемиология, пути передачи, клиническая характеристика, лабораторная диагностика, принципы лечения.
Венерическая лимфогранулема: характеристика возбудителя, эпидемиология, пути передачи, клинические стадии, их характеристика, лабораторная диагностика, принципы лечения.
Донованоз: характеристика возбудителя, эпидемиология, пути передачи, клиническая характеристика, лабораторная диагностика, принципы лечения.
Профилактика инфекций, передающихся половым путем: индивидуальная, общественная профилактика инфекций, передающихся половым путем.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Литература
Основная:
- Адаскевич, В.П. Кожные и венерические болезни / В.П.Адаскевич, В.М.Козин. – М.: Мед. лит., 2009. – 672 с.
Дополнительная:
- Адаскевич, В.П. Диагностические индексы в дерматологии / В.П.Адаскевич. — М.: Медицинская книга, 2004. — с. 222
- Козловская, В.В. Новообразования кожи: патогенез, клиника, диагностика, лечение: учеб.-метод. пособие для студентов, клин. ординаторов, врачей-стажеров / В.В.Козловская, Л.А.Порошина, Е.А.Хайкова. – Гомель: ГомГМУ, 2011. −43 с.: ил.
- Сосновский, А.Т. Дерматология. Справочник / А.Т.Сосновский, Н.З.Яговдик, И.Н.Белугина. – 2-е изд., доп. и перераб. – Мн.: Вышэйшая школа, 2001. – 742 с.
- Сохар, С.А. Глубокие и системные микозы: учеб.-метод. пособие для студентов, клин. ординаторов, врачей-стажеров / С.А.Сохар, М.В.Абдель, В.В.Козловская. – Гомель: ГомГМУ, 2012. −46 с.: ил., табл.
- Сохар, С.А. Микроспория: Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение: учеб.-метод. пособие для студентов, клин. ординаторов, врачей-стажеров / С.А.Сохар. – Гомель: ГомГМУ, 2009. − 31 с.: табл.
- Клаус Вольф: Дерматология Фицпатрика в клинической практике/ Клаус Вольф, Лоуэлла Гольдсмит и др. — М.: БИНОМ: Из-во Панфилова, 2012. — Т.1.— Т.3.
- Яговдик, Н.З. Венерические болезни: справочник / Н.З.Яговдик, А.Т.Сосновский, М.В.Качук, И.Н.Белугина. 3-е изд., исп. и перераб. – Мн.: Белорусская наука, 2001. – 345 с.
Перечень рекомендуемых средств диагностики
Оценка учебных достижений студента осуществляется с использованием фонда оценочных средств и технологий учреждения высшего образования. Фонд оценочных средств учебных достижений студента включает:
- типовые задания в различных формах (устные, письменные, тестовые, ситуационные и т.п.);
- контрольные работы;
- учебно-исследовательские работы студентов;
- иные средства диагностики в соответствии с учебной программой.
Для диагностики компетенций используются следующие формы:
- Устная форма:
- устный опрос;
- устный зачет.
- Письменная форма:
- тесты;
- рефераты.
- Устно-письменная форма:
- защита реферата.
- Техническая форма:
- электронные тесты.
Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине
Содержание и формы самостоятельной работы студентов разрабатываются (или выбираются и адаптируются) учреждениями высшего образования в соответствии с целями и задачами подготовки специалистов.
Самостоятельная внеаудиторная работа заключается в изучении основной и дополнительной литературы, монографий и периодической литературы, решении ситуационных задач, подготовке сообщений, рефератов, кратких докладов по наиболее актуальным проблемам дерматовенерологии. Элементами проблемного обучения является выполнение студентами учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ под руководством преподавателя.
Примерный тематический план лекций
Примерный тематический план практических занятий
Сведения об авторах (составителях) типовой учебной программы
«Гомельский государственный медицинский университет»
доктор медицинских наук, профессор
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция