Рассмотрена и принята

Минобразования России и Президиума рао от 23. 12. 2003 г. №21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004 г. №1089 и примерной программой основного общего образования письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России
Рассмотрена и принята

Скачати 0.57 Mb.

Сторінка 1/3 Дата конвертації 25.04.2016 Розмір 0.57 Mb.

  1   2   3

ХИМИЯ 10 КЛАСС 2013-2014 УЧ ГОД

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОПОРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Рассмотрена и принята

Протокол №_____

от «___»___________2013г

Руководитель ШМО естественного цикла

_________________ Герчаневская С.Х.

Согласовано:

на методическом совете Копорской СОШ

протокол №__­­­­­­____

от «___»___________2013г

_________________ Иванова З.М.

Утверждено:

приказом МОУ Копорская СОШ

протокол №_____

от «___»___________2013г

___________________ Волчкова Е.В.

Рабочая программа по химии

10 класс

2013-2014 учебный год

Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263.

За основу взята программа курса химии под руководством О.С. Габриеляна — М.: Дрофа, 2010.
Класс – 10-11

Количество часов в неделю — 2 часа, в год – 68 часов

Уровень — базовый

Год разработки – 2013

Срок реализации: 1 год – 2013-2014

Учебник: О.С.Габриелян. Химия 10 класс. Базовый уровень. Дрофа, Москва 2013г

Составил учитель биологии:

Герчаневская С.Х.

Копорье 2013г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса химии для 10 класса составлена на основе

  • Примерной федеральной программы основного общего образования по химии для   8 – 11 классов;
  • Программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений, автор О.С. Габриелян  (2006 год).
  • Федеральный компонент Государственных образовательных стандартов начального общего,  основного общего  и среднего (полного) общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004 г.);

Программа базового курса химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.

Программа

  • позволяет сохранить достаточно целостный и системный курс химии;
  • включает материал, связанный с повседневной жизнью человека;
  • полностью соответствует стандарту химического образования средней школы базового уровня.

Первая идея курса — это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия».

Вторая идея курса — межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т.е. сформировать естественнонаучную картину мира.

Третья идея курса — интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в её классическом понимании — зависимости свойств веществ от их химического строения, т.е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. В содержании курса сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки — с их получения. Химические свойства рассматриваются сугубо прагматически — на предмет их практического применения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т.е. идеи генетической связи между классами органических соединений.

Среднее (полное) общее образование – третья, заключительная ступень общего образования. Содержание среднего (полного) общего образования направлено на решение двух задач:

  • завершение общеобразовательной подготовки в соответствии с законом «Об образовании»;
  • реализация предпрофессионального общего образования, которое позволяет обеспечить преемственность общего и профессионального образования.

Одной из важнейших задач этого этапа к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Главные цели среднего (полного) общего образования:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, способах деятельности;
  • приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания, самопознания;
  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;
  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Большой вклад в достижение главных целей среднего (полного) общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:

  • формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
  • развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
  • выработку у обучающихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
  • формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

ЦЕЛИ изучения химии в средней (полной) школе:

  • формирование у обучающегося умения видеть и понимать ценность образования, значимость химическогот знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности;
  • формирование у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
  • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания.

Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь.

Ценностные ориентации курса направлены на воспитание у обучающихся:

  • правильного использования химической терминологии и символики;
  • потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
  • способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Особенности содержания обучения химии в средней (полной) школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными целями. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения необходимых человеку веществ, материалов, энергии. Поэтому в рабочей программе нашли отражение основные содержательные линии:

  • «Вещество» — знание о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
  • «Химическая реакция» — знание об условиях. В которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;
  • «Применение веществ» — знание и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
  • «Язык химии» — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических и органических веществ, т.е. названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с русского языка на язык химии и обратно.

МЕСТО КУРСА ХИМИИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часов в год (1 час в неделю) для обязательного изучения учебного предмета «Химия» в 10 классе на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Однако программа О.С.Габриеляна позволяет изучать его и в режиме 2ч в неделю. В этом случае у учащихся появляется возможность «не проходить», а изучать, не знакомиться, а выучивать это содержание.

Образовательная программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю) и рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год, что соответствует школьному учебному плану.

В авторскую программу внесены следующие изменения:

  1. Уменьшено число часов на изучение тем:

— № 1 «Теория строения органических соединений» до 5 вместо 6 часов. Высвободившийся час перенесен во Введение и используется для актуализации знаний по органической химии, полученных в 9 классе основной школы.

— № 5 «Биологически активные органические соединения» до 5 часов вместо 8, так как эта тема в Обязательном минимуме содержания прописана курсивом, а значит, не внесена в Требования к уровню подготовки выпускников.

-№ 6 «Искусственные и синтетические органические соединения» с 7 часов до 6 за счет исключения Практической работы №2 «Распознавание пластмасс и волокон». Высвободившиеся часы по темам №5 и №6 отводятся на подготовку к контрольным работам, обобщению и систематизации знаний по курсу органической химии.

2. Заменена Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон» на более безопасную при выполнении и значимую работу «Обнаружение витаминов».

Рабочая программа по химии для среднего (полного) общего образования составлена из расчета 2 часа в неделю (68 часов в год) – в 10 классе и 2 часа в неделю (68 часов в год) – в 11 классе.

Учебник О.С.Габриелян. Химия 10 класс Базовый уровень. Москва Дрофа 2013

О.С.Габриелян. Химия 11 класс. Москва Дрофа 2010

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА.

Деятельность учителя в обучении химии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  • в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
  • в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной траектории;
  • в познавательной – умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами

  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применении основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
  • использование основных интеллектуальных операций, формулирование гипотез, анализ, синтез, сравнение, обощение, систиматизация;
  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
  • использование различных источников для получения химической информации.

В области предметных результатов на базовом уровне:

  1. в познавательной сфере:
  • давать определение изученным понятиям;
  • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык химии;
  • описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;
  • классифицировать изученные объекты;
  • наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
  • делать выводы из наблюдений;
  • описывать строение атомов элементов 1-4-го периодов с использованием электронных конфигураций;
  1. в ценностно-ориентационной сфере – анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
  2. в трудовой сфере – проводить химический эксперимент;
  3. в сфере физической культуры – оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии 10 класс.

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;
  • важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;
  • характеризовать: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.

  • создание проблемной ситуации и поиски решения проблемы на основе учебного материала по теме урока;
  • выполнение самостоятельной работы (с учетом выбранной образовательной темы),
  • выполнение проектных работ,
  • осуществление текущего опроса учащихся,
  • планирование и осуществление химического эксперимента,
  • выполнение итоговой контрольной работы в форме теста, структура которого максимально приближена к требованиям ЕГЭ,
  • подготовка докладов и рефератов на основе отбора и анализа информации, с использованием дополнительной литературы (справочники и энциклопедии, сетевые ресурсы, электронные библиотеки и т. д.);

ФОРМА И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.

Основными методами проверки знаний и умений обучающихся по химии являются

— устный опрос (фронтальный, индивидуальный, у доски);

— письменный (химический диктант, карточки, тесты, самостоятельные и контрольные работы);

— практические работы и моделирование.

Виды проверки знаний:

— текущий контроль – систематически на каждом уроке;

— итоговый – по завершении раздела (темы) и в конце года.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Оценка устного ответа.

Отметка «5» — ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

— материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

— ответ самостоятельный.

Отметка «4» — ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

— материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требо­ванию учителя.

Отметка «З» — ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2» — при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые уча­щийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений.

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5» — работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

— эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

— проявлены организационно — трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4» — работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3» — работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с ве­ществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» — допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без­опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

— работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3. Оценка умений решать расчетные задачи.

Отметка «5» — в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4» — в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3» — в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2» — имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

— отсутствие ответа на задание.

4. Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5» — ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4» — ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3» — работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существен­ная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2» — работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

— работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка — оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Для учителя

  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия 10 класс – М.: Дрофа, 2005г.
  2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс – М.: Дрофа, 2005г.
  3. Химия 10 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику Габриеляна О.С. «Химия 10» — М.: Дрофа 2005г.
  4. Габриелян О.С., Ватлина Л.П. Химический эксперимент в школе. 10 кл. – М.: Дрофа, 2005г.
  5. Астафьев С.В. Уроки химии с применением информационных технологий. 10-11 кл. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Издательство «Глобус», 2009г.

Для обучающихся.

  1. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н. и др. Химия 10. – М.: Дрофа, 2007гю
  2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2005г.
  3. Габриелян О.С., Решетов П.В. и др. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа, 2005г.
  4. Маршанова Л.С. Сборник задач по органической химии. 10-11 кл. – М.: Издат-Школа, 2008г.
  5. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 2005г.

Мультимедийные пособия:

1.Астафьев С.В. Уроки химии с применением информационных технологий . 9 класс. М.: «Глобус» 2009

1.Бердоносов С.С. Мультимедийное приложение к учебнику. 9 класс. «Физикон». 2009.

3.Денисова В.Г. Мастер –класс учителя химии 8-11 классы. М.: «Глобус» 2010

Кроме того, при ведении курса на уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанных учителем

Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:

  • — учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);
  • — учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся,)
  • — инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования);
  • — варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;
  • — материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).

Интернет-ресурсы

● chem.msu.su

● hemi.nsu.ru  

● college.ru

● school-sector.relarn.ru

● alhimikov.net

● alhimik.ru

● chemworld.narod.ru

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.

  1   2   3
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий