Рабочая программа по нормальной физиологии естественно научного цикла для специальности 32. 05. 01 «медико-профилактическое дело»

В предмет нормальная физиология 2 Физиология возбудимых тканей 3 Система крови
Рабочая программа по нормальной физиологии естественно научного цикла для специальности 32. 05. 01 «медико-профилактическое дело»

Скачати 0.92 Mb.

Сторінка 1/5 Дата конвертації 15.04.2016 Розмір 0.92 Mb.

  1   2   3   4   5

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Дагестанская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе,

Профессор____________С.Н.Маммаев

«___» __________________2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

естественно — научного цикла

для специальности 32.05.01 «МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО»

специальное звание – ВРАЧ

Факультет Медико-профилактический

Кафедра Нормальной физиологии

Квалификация – Специалист

Форма обучения – очная

Второй курс, III и IV семестры

Всего трудоёмкость (в зачётных единицах/часах) 7,5/270 часов.

Лекций 46 часов.

Практические занятия 110 часов

Самостоятельная работа 78 часов

Экзамен в IV семестре.

Махачкала 2015 год.

Учебная нагрузка по нормальной физиологии

на медико-профилактическом факультете 2 курса

Всего аудиторных часов на 3 и 4 семестры — 156 часов

3 семестр Лекции — 24 часов

Практические занятия — 55 часов

Всего — 79 часов

4 семестр Лекции — 22 часа

Практические занятия — 55 часа

Всего — 77 часов

Распределение учебных тем по семестрам 3 семестр 79 часов

39 часов

Самост. 1) Введение в предмет нормальная физиология 2) Физиология возбудимых тканей 3) Система крови

4) Общая и частная нейрофизиология (ЦНС)

5) Вегетативная нервная система

6) Эндокринология

7) Сердечно-сосудистая система

Лекции
Всего:

— 3 часа

— 9 часов

— 9 часов

— 12 часов

— 3 часа

— 6 часа

— 12 часов

— 24 часов

79 часов

4 семестр 77 часов
39 часов

Самост.

1) Физиология дыхания

2) Физиология пищеварения

3) Обмен веществ и энергии

4) Питание и терморегуляция

5) Выделительная система

6) Синтез — анализаторы

7) Высшая нервная деятельность (ВНД)

Лекции
Всего:

— 6 часов

-9 часов

— 3 часов

— 6 часов

-6 часов

— 12 часов

— 12 часов

— 22 часа

77 часов

  1. Цели и задачи дисциплины:

Цель — сформировать у студентов системные знания о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, об основных закономерностях функционирования и механизмах их регуляции при взаимодействии между собой и с факторами внешней среды, о физиологических основах клинико-физиологических методов исследования, применяемых в функциональной диагностике и при изучении интегративной деятельности человека.

Задачи:

  • формирование у студентов навыков анализа функций целостного организма с позиции интегральной физиологии, аналитической методологии и основ холистической медицины;

  • формирование у студентов системного подхода в понимании физиологических механизмов, лежащих в основе взаимодействия с факторами внешней среды и реализации адаптивных стратегий организма человека и животных осуществления нормальных функций организма человека с позиции концепции функциональных систем;
  • изучение студентами методов и принципов исследования оценки состояния регуляторных и гомеостатических систем организма в эксперименте, с учетом их применимости в клинической практике;
  • изучение студентами закономерностей функционирования различных систем организма человека и особенностей межсистемных взаимодействий в условиях выполнения целенаправленной деятельности с позиции учения об адаптации и кроссадаптации;
  • обучение студентов методам оценки функционального состояния человека, состояния регуляторных и гомеостатических при разных видах целенаправленной деятельности;
  • изучение студентами роли высшей нервной деятельности в регуляции физиологическими функциями человека и целенаправленного правления резервными возможностями организма в условиях нормы и патологии;
  • ознакомление студентов с основными принципами моделирования физиологических процессов и существующими компьютерными моделями I включая биологически обратную связь) для изучения и целенаправленного управления висцеральными функциями организма.
  • формирование у студентов основ клинического мышления на основании анализа характера и структуры межорганных и межсистемных отношений с позиции интегральной физиологии для будущей практической деятельности врача.
  1. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина — Нормальная физиология» относится к математическому, естественнонаучному циклу дисциплин.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

  • в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, в том числе: философия, биоэтика: психология и педагогика; история медицины: латинский язык; иностранный язык;
  • в цикле математических, естественнонаучных дисциплин, в том числе: физика и математика; медицинская информатика: химия: биология: биохимия: анатомия; гистология, эмбриология, цитология.

Является предшествующей для изучения дисциплин: гигиена; общественное здоровье и здравоохранение; экономика здравоохранения; безопасность жизнедеятельности; медицина катастроф; патологическая анатомия; клиническая патологическая анатомия; патофизиология клиническая патофизиология; фармакология; медицинская реабилитация; клиническая фармакология; дермавенерология; неврология, медицинская генетика, нейрохирургия; психиатрия, медицинская психология; оториноларингология; офтальмология; судебная медицина; акушерство и гинекология; педиатрия; пропедевтика внутренних болезней; лучевая диагностика; факультетская терапия; профессиональные болезни; госпитальная терапия, эндокринология; инфекционные болезни; фтизиатрия, клиническая терапия; общая хирургия; лучевая диагностика; анестезиология; реанимация; интенсивная терапия; факультетская хирургия; урология; госпитальная хирургия; детская хирургия; стоматология; онкология; лучевая терапия; травматология; ортопедия.

  1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих

компетенций:

способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы. использовать на практике методы гуманитарных, естественно-научных медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1):

способности и готовности выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);

способности п готовности к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-З):

способности и готовности к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях: применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (СПК-9):

способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16);

способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);

способности и готовности к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ГТК-32).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные свойства и состояния возбудимых тканей, механизмы биоэлектрических явлений и их роль в кодировании биологической

информации;

  • структурно-функциональные свойства и особенности регуляции процессов сокращения поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры;
  • принципы организации и функционирования центральной нервной системы (ЦНС) у человека и других млекопитающих, цефализации функций в процессе эволюции;
  • роль различных отделов и структур ЦНС в регуляции соматических и висцеральных функций организма. Рефлекторные дуги с висцеральным и соматически компонентами;
  • индивидуальные особенности организации и рефлекторной деятельности автономной нервной системы, ее участие в формировании целостных форм поведения;
  • механизмы функционирования и принципы регуляции эндокринных клеток, желез внутренней секреции и особенности их взаимодействия в условиях целенаправленного поведения и патологии;
  • система крови и её роль в поддержании и регуляции гомеостатических констант организма, функции крови, характеристику и функциональные особенности физиологических констант крови; группы крови и методы их определения, резус фактор и его роль в патологии, правила переливания крови, процессы свертывания крови;
  • основные этапы и показатели функции внешнего дыхания, дыхательный центр и его строение, особенности регуляции дыхания при различных нагрузках;
  • роль белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды в обеспечении жизнедеятельности организма;
  • физиологические особенности регуляции обмена веществ и энергии в организме в условиях действия экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности, основы здорового и адекватного питания, принципы составления рационов;
  • пищеварение как процесс, необходимый для реализации энергетической и пластической функций организма; особенности и закономерности структурно-функциональной организации функций желудочно-кишечного тракта, формирование голода и насыщения;
  • основные процессы и механизмы поддержания постоянства температуры тела;
  • основные этапы образования мочи и механизмы их регуляции;
  • основные невыделительные (гомеостатические) функции почек;
  • основные свойства сердечной мышцы и их отличия от скелетных мышц, механизмы электромеханического сопряжения, полости и клапанный аппарат сердца;
  • основные механизмы регуляции деятельности сердца, сердечный цикл;
  • физиологическую роль отделов сосудистой системы, линейную и объемную скорость кровотока, нейрогормональные механизмы регуляции сосудистого тонуса и системной гемодинамики;
  • особенности структурно-функциональной организации микроциркуляторного русла различных регионов организма здорового человека, транскапиллярный обмен и его регуляция;
  • основные морфо-функциональные особенности организации различных отделов сенсорных систем;
  • формы проявлений высшей нервной деятельности (ВИД) у человека, классификацию и характеристику типов ВНД, варианты межполушарной асимметрии и её значение в деятельности врача;
  • механизмы образования условного рефлекса и его торможения, роль в клинической практике, компоненты функциональной системы поведенческого акта;
  • понятие и классификацию боли; особенности морфо-функциональной организации ноцицептивной и антиноцицептивной систем;
  • механизмы и особенности формирования основных функциональных систем (ФУС) организма (поддержания постоянства уровня питательных веществ в крови, артериального давления, температуры внутренней среды, сохранения целостности организма и др.).

Уметь:

Использовать знания о:

  • методологических подходах (аналитическом и системном) для понимания закономерностей деятельности целостного организма;
  • теории функциональных систем для понимания механизмов саморегуляции гомеостаза и формирования полезного результата в приспособительной деятельности;
  • свойствах и функциях различных систем организма при анализе закономерностей формирования функциональных систем организма здорового человека;
  • механизмах формирования специфических и интегративных функций, их зависимости от факторов внешней среды и функционального состояния организма;
  • видах и механизмах формирования проявлений высшей нервной деятельности при анализе организации ФУС здорового человека, для понимания механизмов психической деятельности; различных состояний мозга, целенаправленного поведения человека;

Анализировать:

  • закономерности функционирования возбудимых тканей, центральной нервной системы и желез внутренней секреции;
  • проявления функций крови;
  • особенности организации разных этапов дыхания и их регуляции;
  • функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной пищеварительной и терморегуляторной систем при обеспечении целенаправленной деятельности организма;
  • закономерности функционирования сенсорных систем человека;
  • особенности высшей нервной деятельности человека;
  • закономерности деятельности различных систем организма при разных функциональных состояниях;

— динамику физиологических процессов при разных видах стресса;

Проводить исследования:

  • состояния свертывающей системы организма, оценку групп крови и резус фактора;
  • основных физиологических свойств возбудимых тканей;
  • рефлекторной деятельности нервной системы и вегетативной реактивности;
  • функций сенсорных систем;
  • болевой чувствительности;
  • высших психических функций;
  • индивидуально-типологических характеристик человека;
  • показателей деятельности соматической и висцеральных систем (дыхания, сердечно-сосудистой) при разных функциональных состояниях организма.

Владеть методами:

  • определение групп крови и резус фактора;
  • оценки результатов общего анализа крови;
  • оценки времени свертывания крови;
  • оценки осмотической устойчивости эритроцитов;
  • подсчета этроцитов и лейкоцитов;
  • оценки результатов общего анализа мочи;
  • пальпации пульса;
  • измерения артериального давления;
  • исследования умственной работоспособности методом корректурного теста;
  • оценки функционального состояния методом вариационной пуль-

сометрии;

  • определения физической работоспособности (методами Гарвардского степ-теста и PWC170);
  • оценки типов ВНД.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет _ зачетных единиц.

Вид учебной работы Всего

часов Семестры 1 2 3 4 Аудиторные занятия (всего) 156 79 77 В том числе:

Лекции (Л) 46 24 22 Практические занятия (ПЗ) 110 55 55 Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего) 78 39 39 В том числе:

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

Реферат 40 20 20 Другие виды самостоятельной работы 38 19 19

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) 36

36 Общая трудоемкость час

зач. ед. 270

7,5

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Лекций и практических занятий для студентов 2-го курса медико-профилактического факультета на 3 семестр учебного года

п/п Тема лекций Тема практических занятий 1. Вводная лекция. Физиология системы крови. Функции крови. Ознакомление с кафедрой и предметом «Физиология человека». Система крови, методики исследования. 2. Состав крови. Форменные элементы крови и плазма крови. Определение количества гемоглобина по Сали. Подсчет форменных элементов. Расчет цветового показателя. 3. Защитные функции крови.

Свёртывание крови.

Определение СОЭ. Времени свёртывания. ОРЭ, гемолиз. 4. Группы крови и переливание крови. Кровезаменители. Определение групп крови и резус-фактора.

5.

Физиология возбудимых систем. Современные представления о биопотенциалах Коллоквиум по системе крови

6.

Законы раздражение возбудимых тканей. Мионевральный синапс. Биоэлектрические явления в возбудимых тканях. Опыты Гальвани и Маттеучи.

7.

Физиология мышц. Механизм мышечного сокращения. Сила, работа и утомление мышц. Законы раздражения возбудимых тканей: закон изолированного и двустороннего проведения по нерву. Закон физиологической целостности нерва

8.

Общая нейрофизиология, нейрон, рефлекс, рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо. Одиночное мышечное сокращение и тетанус. Динамометрия у человека.

9.

Торможение в ЦНС, виды торможения и современные взгляды на природу торможения. Коллоквиум по возбудимым тканям.

10.

Координационная деятельность ЦНС, регуляция соматических и вегетативных функций. Анализ рефлекторной дуги. Определение времени рефлекса по Тюрку. Хронорефлексометрия.

11.

Роль различных отделов ЦНС в регуляции мышечного тонуса и фазных движений. Основные свойства нервных центров. Суммация и иррадиация возбуждений в ЦНС.

12.

Физиология вегетативной нервной системы. Торможение в ЦНС: опыты Сеченова и Гольца. Влияние стрихнина.

13.

Тонические рефлексы (статические и статокинетические). Проба на динамическую и статическую атаксию.

14.

. Эндокринная система: влияние адреналина на зрачок и изолированное сердце лягушки. Йодная реакция Симоля. 15.

Коллоквиум по ЦНС и эндокринологии.

16.

Методики исследования сердца: выслушивание тонов, определение границ и

сердечного толчка. Основы анализа ЭКГ. 17. .

Рефлексы сердца: глазосердечный, Гольца. Влияние гормонов и электролитов на изолированное сердце лягушки.

18.

Методики измерения АД пальпаторным и аускультативньгм способами, изучение свойств пульса. Сфигмография.

  1   2   3   4   5
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий