Скачати 0.92 Mb.
1 2 3 4 5
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования «Дагестанская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе,
Профессор____________С.Н.Маммаев
«___» __________________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ
естественно — научного цикла
для специальности 32.05.01 «МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО»
специальное звание – ВРАЧ
Факультет Медико-профилактический
Кафедра Нормальной физиологии
Квалификация – Специалист
Форма обучения – очная
Второй курс, III и IV семестры
Всего трудоёмкость (в зачётных единицах/часах) 7,5/270 часов.
Лекций 46 часов.
Практические занятия 110 часов
Самостоятельная работа 78 часов
Экзамен в IV семестре.
Махачкала 2015 год.
Учебная нагрузка по нормальной физиологии
на медико-профилактическом факультете 2 курса
Всего аудиторных часов на 3 и 4 семестры — 156 часов
Практические занятия — 55 часов
Всего — 79 часов
Практические занятия — 55 часа
Всего — 77 часов
39 часов
Самост.
4) Общая и частная нейрофизиология (ЦНС)
5) Вегетативная нервная система
6) Эндокринология
7) Сердечно-сосудистая система
Лекции
Всего:
— 9 часов
— 9 часов
— 12 часов
— 3 часа
— 6 часа
— 12 часов
— 24 часов
79 часов
39 часов
Самост.
2) Физиология пищеварения
3) Обмен веществ и энергии
4) Питание и терморегуляция
5) Выделительная система
6) Синтез — анализаторы
7) Высшая нервная деятельность (ВНД)
Лекции
Всего:
-9 часов
— 3 часов
— 6 часов
-6 часов
— 12 часов
— 12 часов
— 22 часа
77 часов
- Цели и задачи дисциплины:
Цель — сформировать у студентов системные знания о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, об основных закономерностях функционирования и механизмах их регуляции при взаимодействии между собой и с факторами внешней среды, о физиологических основах клинико-физиологических методов исследования, применяемых в функциональной диагностике и при изучении интегративной деятельности человека.
Задачи:
- формирование у студентов навыков анализа функций целостного организма с позиции интегральной физиологии, аналитической методологии и основ холистической медицины;
- формирование у студентов системного подхода в понимании физиологических механизмов, лежащих в основе взаимодействия с факторами внешней среды и реализации адаптивных стратегий организма человека и животных осуществления нормальных функций организма человека с позиции концепции функциональных систем;
- изучение студентами методов и принципов исследования оценки состояния регуляторных и гомеостатических систем организма в эксперименте, с учетом их применимости в клинической практике;
- изучение студентами закономерностей функционирования различных систем организма человека и особенностей межсистемных взаимодействий в условиях выполнения целенаправленной деятельности с позиции учения об адаптации и кроссадаптации;
- обучение студентов методам оценки функционального состояния человека, состояния регуляторных и гомеостатических при разных видах целенаправленной деятельности;
- изучение студентами роли высшей нервной деятельности в регуляции физиологическими функциями человека и целенаправленного правления резервными возможностями организма в условиях нормы и патологии;
- ознакомление студентов с основными принципами моделирования физиологических процессов и существующими компьютерными моделями I включая биологически обратную связь) для изучения и целенаправленного управления висцеральными функциями организма.
- формирование у студентов основ клинического мышления на основании анализа характера и структуры межорганных и межсистемных отношений с позиции интегральной физиологии для будущей практической деятельности врача.
- Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина — Нормальная физиология» относится к математическому, естественнонаучному циклу дисциплин.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
- в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, в том числе: философия, биоэтика: психология и педагогика; история медицины: латинский язык; иностранный язык;
- в цикле математических, естественнонаучных дисциплин, в том числе: физика и математика; медицинская информатика: химия: биология: биохимия: анатомия; гистология, эмбриология, цитология.
Является предшествующей для изучения дисциплин: гигиена; общественное здоровье и здравоохранение; экономика здравоохранения; безопасность жизнедеятельности; медицина катастроф; патологическая анатомия; клиническая патологическая анатомия; патофизиология клиническая патофизиология; фармакология; медицинская реабилитация; клиническая фармакология; дермавенерология; неврология, медицинская генетика, нейрохирургия; психиатрия, медицинская психология; оториноларингология; офтальмология; судебная медицина; акушерство и гинекология; педиатрия; пропедевтика внутренних болезней; лучевая диагностика; факультетская терапия; профессиональные болезни; госпитальная терапия, эндокринология; инфекционные болезни; фтизиатрия, клиническая терапия; общая хирургия; лучевая диагностика; анестезиология; реанимация; интенсивная терапия; факультетская хирургия; урология; госпитальная хирургия; детская хирургия; стоматология; онкология; лучевая терапия; травматология; ортопедия.
- Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих
компетенций:
способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы. использовать на практике методы гуманитарных, естественно-научных медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1):
способности и готовности выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);
способности п готовности к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-З):
способности и готовности к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях: применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (СПК-9):
способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16);
способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);
способности и готовности к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ГТК-32).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные свойства и состояния возбудимых тканей, механизмы биоэлектрических явлений и их роль в кодировании биологической
информации;
- структурно-функциональные свойства и особенности регуляции процессов сокращения поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры;
- принципы организации и функционирования центральной нервной системы (ЦНС) у человека и других млекопитающих, цефализации функций в процессе эволюции;
- роль различных отделов и структур ЦНС в регуляции соматических и висцеральных функций организма. Рефлекторные дуги с висцеральным и соматически компонентами;
- индивидуальные особенности организации и рефлекторной деятельности автономной нервной системы, ее участие в формировании целостных форм поведения;
- механизмы функционирования и принципы регуляции эндокринных клеток, желез внутренней секреции и особенности их взаимодействия в условиях целенаправленного поведения и патологии;
- система крови и её роль в поддержании и регуляции гомеостатических констант организма, функции крови, характеристику и функциональные особенности физиологических констант крови; группы крови и методы их определения, резус фактор и его роль в патологии, правила переливания крови, процессы свертывания крови;
- основные этапы и показатели функции внешнего дыхания, дыхательный центр и его строение, особенности регуляции дыхания при различных нагрузках;
- роль белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды в обеспечении жизнедеятельности организма;
- физиологические особенности регуляции обмена веществ и энергии в организме в условиях действия экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности, основы здорового и адекватного питания, принципы составления рационов;
- пищеварение как процесс, необходимый для реализации энергетической и пластической функций организма; особенности и закономерности структурно-функциональной организации функций желудочно-кишечного тракта, формирование голода и насыщения;
- основные процессы и механизмы поддержания постоянства температуры тела;
- основные этапы образования мочи и механизмы их регуляции;
- основные невыделительные (гомеостатические) функции почек;
- основные свойства сердечной мышцы и их отличия от скелетных мышц, механизмы электромеханического сопряжения, полости и клапанный аппарат сердца;
- основные механизмы регуляции деятельности сердца, сердечный цикл;
- физиологическую роль отделов сосудистой системы, линейную и объемную скорость кровотока, нейрогормональные механизмы регуляции сосудистого тонуса и системной гемодинамики;
- особенности структурно-функциональной организации микроциркуляторного русла различных регионов организма здорового человека, транскапиллярный обмен и его регуляция;
- основные морфо-функциональные особенности организации различных отделов сенсорных систем;
- формы проявлений высшей нервной деятельности (ВИД) у человека, классификацию и характеристику типов ВНД, варианты межполушарной асимметрии и её значение в деятельности врача;
- механизмы образования условного рефлекса и его торможения, роль в клинической практике, компоненты функциональной системы поведенческого акта;
- понятие и классификацию боли; особенности морфо-функциональной организации ноцицептивной и антиноцицептивной систем;
- механизмы и особенности формирования основных функциональных систем (ФУС) организма (поддержания постоянства уровня питательных веществ в крови, артериального давления, температуры внутренней среды, сохранения целостности организма и др.).
Уметь:
Использовать знания о:
- методологических подходах (аналитическом и системном) для понимания закономерностей деятельности целостного организма;
- теории функциональных систем для понимания механизмов саморегуляции гомеостаза и формирования полезного результата в приспособительной деятельности;
- свойствах и функциях различных систем организма при анализе закономерностей формирования функциональных систем организма здорового человека;
- механизмах формирования специфических и интегративных функций, их зависимости от факторов внешней среды и функционального состояния организма;
- видах и механизмах формирования проявлений высшей нервной деятельности при анализе организации ФУС здорового человека, для понимания механизмов психической деятельности; различных состояний мозга, целенаправленного поведения человека;
Анализировать:
- закономерности функционирования возбудимых тканей, центральной нервной системы и желез внутренней секреции;
- проявления функций крови;
- особенности организации разных этапов дыхания и их регуляции;
- функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной пищеварительной и терморегуляторной систем при обеспечении целенаправленной деятельности организма;
- закономерности функционирования сенсорных систем человека;
- особенности высшей нервной деятельности человека;
- закономерности деятельности различных систем организма при разных функциональных состояниях;
— динамику физиологических процессов при разных видах стресса;
Проводить исследования:
- состояния свертывающей системы организма, оценку групп крови и резус фактора;
- основных физиологических свойств возбудимых тканей;
- рефлекторной деятельности нервной системы и вегетативной реактивности;
- функций сенсорных систем;
- болевой чувствительности;
- высших психических функций;
- индивидуально-типологических характеристик человека;
- показателей деятельности соматической и висцеральных систем (дыхания, сердечно-сосудистой) при разных функциональных состояниях организма.
Владеть методами:
- определение групп крови и резус фактора;
- оценки результатов общего анализа крови;
- оценки времени свертывания крови;
- оценки осмотической устойчивости эритроцитов;
- подсчета этроцитов и лейкоцитов;
- оценки результатов общего анализа мочи;
- пальпации пульса;
- измерения артериального давления;
- исследования умственной работоспособности методом корректурного теста;
- оценки функционального состояния методом вариационной пуль-
сометрии;
- определения физической работоспособности (методами Гарвардского степ-теста и PWC170);
- оценки типов ВНД.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет _ зачетных единиц.
часов
зач. ед.
7,5
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Лекций и практических занятий для студентов 2-го курса медико-профилактического факультета на 3 семестр учебного года
Свёртывание крови.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
18.
1 2 3 4 5
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция