Б.С.Нагоев

Рабочая программа составлена на основании
Рабочая программа по инфекционным болезням для специальности 040100 лечебное дело

Скачати 0.89 Mb.

Сторінка 1/3 Дата конвертації 17.04.2016 Розмір 0.89 Mb.

  1   2   3

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. X. М. БЕРБЕКОВА

«Утверждаю»

Декан медицинского факультета,

доцент Р.М.Захохов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ

Для специальности 040100 — лечебное дело

факультет медицинский

Кафедра инфекционных болезней

курс 5

семестр 9-10

всего часов 125 (213) – 3,4 (5,9) кредита/часов

лекционных — 30 часов – 0,83 кредита/часов

клинических занятий — 95 час – 2,6 кредита/часов

самостоятельная работа — 88 час.

руководство самостоятельной работой студентов – 2 часа/в неделю

экзамен — 10 семестр

2007

Рабочая программа составлена на основании «Программы по инфекционным болезням для студентов 5 курса лечебного факультета медицинских институтов, специальзирующихся по терапии», утвержденной в декабре 2005 г. в соответствии с ГОСТом Высшего и специального образования.

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
инфекционных болезней с курсом эпидемиологии в 2006 г.

(протокол №35)

Зав.кафедройпрофессор

Б.С.Нагоев

Одобрено учебно-методическим советом медицинского факультета 2006г

Председатель УФМС, декан медицинского

факультета, доцент Р.М.Захохов

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Общие положения

Преподавание курса инфекционных, болезней имеет целью дать студентам знания по основным теоретическим вопросам инфекционной патологии, развить клиническое мышление и умение обобщать полученные данные, приобрести практические навыки по диагностике, терапии и профилактике инфекционных заболеваний. Курс инфекционных болезней должен обеспечить усвоение студентами таких знаний и практических навыков, которые позволили бы правильно ориентироваться в сложных клинических и клинико-лабораторных вопросах, а также принимать правильные самостоятельные решения. При изучении предмета используются знания, полученные при прохождении курсов микробиологии, вирусологии, иммунологии, эпидемиологии и внутренних болезней.

Рабочая программа, тематический план лекций и практических занятий по инфекционным болезням для студентов ориентированы на повышение качества подготовки врача общей практики. В рабочей программе предусматриваются требования квалификационной характеристики врача-выпускника с учетом целей и задач деятельности врача широкого профиля.

В основу программы по инфекционным болезням для студентов 5 курса положен нозологический принцип. На этом курсе проводится преподавание по классическому принципу, обеспечивающее формирование знаний и умений, выработка практических навыков по диагностике наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

Основными методами обучения на 5 курсе являются лекции и практические занятия. Тематическим планом предусмотрена также самостоятельная внеаудиторная работа студентов.

2. Общий объем в часах

Преподавание курса инфекционных болезней проводится на 5 курсе и рассчитано на 125 часов, из них 40 часов лекционных и 95-практических занятий. В 9 семестре проводится 14 лекционных часа и 66 часов практических занятий, в 10 семестре — 16 часов лекционных и 55 часов практических занятий. По окончании 10 семестра сдается экзамен.

3. Методика изучения предмета. Преподавание инфекционных болезней осуществляется на 5 курсе и проводится по циклически-курсовому принципу. Согласно этому методу обучения, студенты в период прохождения цикла инфекционных болезней слушают лекции и проходят практические занятия по дисциплине. Одновременно студенты под руководством преподавателя самостоятельно изучают дисциплину, осваивают практические навыки. Кроме того, студентам дают темы для самостоятельного внеаудиторного изучения на весь период обучения на кафедре и вместе с другими темами сдают во время контрольных письменных работ.

Практические занятия, рассчитанные на 4 часа, строятся по следующему плану: участие в пятиминутке, проводимой преподавателем, где отчитываются студенты-дежуранты 5 курса, устный опрос студентов по пройденному материалу (20-30 мин.), курация больных (45-60 мин.), разбор тематических больных (45-50 мин.), инструментальные и лабораторные методы исследования ( 25-30 мин.), подведение итогов дня (5-10 мин.).

Практические занятия проводятся согласно тематическому плану и включают курацию больных, клинические разборы, приобретение, освоение и закрепление знаний и умений, практических навыков, различные формы УИРС. Во время практических занятий часть времени уделяется формированию одного из важнейших навыков — общению с инфекционным больным с учетом этико-деонтологических особенностей клиники инфекционных болезней.

Практические занятия проводятся в условиях, близких к условиям будущей практической деятельности врача и предусматривают формирование умений клинического обследования инфекционного больного, выбора наиболее информативных методов лабораторной и инструментальной диагностики, дифференциальной диагностики, рациональной терапии (включая неотложную терапию) и профилактику инфекционных болезней. Изучение сравнительно редко встречающихся инфекционных заболеваний осуществляется при разборе больных со сходными по симптоматике и течению нозологическими формами. Обязательным считается изучение на практических занятиях конвекционных (карантинных) инфекций, ВИЧ — инфекций. Студенты оформляют и представляют к разбору с преподавателем клиническую историю болезни, приравниваемую к курсовой работе по инфекционным болезням.

Аудиторная самостоятельная работа студентов проводится на практических занятиях в часы, предусмотренные учебным и тематическим планами для самостоятельной работы. Для самостоятельного изучения рекомендуются конкретные нозологические формы инфекционных болезней. Работа проводится в отделениях инфекционного стационара непосредственно с больными.

К рекомендуемым формам аудиторной самостоятельной работы отнесены : работа с учебными пособиями, учебно-методическими разработками для самоподготовки, работа с историями болезней ( при редко встречающихся инфекционных заболеваниях, карантинных инфекциях), с диагностически сложными больными; работа по элементу УИРС (в лабораториях кафедры, работа с научными журналами, монографиями и др.).

Внеаудиторная самостоятельная работа осуществляется как на кафедре во внеаудиторное время, так и в библиотеке, дома и т.д.

К формам проведения самостоятельной внеаудиторной работы студентов так же могут быть отнесены работа с учебными пособиями, учебно-методическими разработками по самоподготовке, научными журналами, монографиями и др. По всем темам курса в соответствии с рекомендациями преподавателя или по самостоятельному выбору студентов осуществляются: работа с учебными историями болезней больных с редко встречающимися инфекционными заболеваниями, наглядными пособиями, блоками информации на кафедре во внеаудиторное время; работа с элементами УИРС (подготовка рефератов, дифференциально-диагностических и других таблиц, схем и т.д.). Для самостоятельного внеаудиторного изучения наряду с конкретными нозологическими формами рекомендованы также вводные разделы курса инфекционных болезней. К их числу могут быть отнесены некоторые исторические сведения об изучении инфекционных болезней, знакомство с развитием идей, вкладом отечественных и зарубежных ученых в медицинскую науку, в формировании научных школ и направлений. Самостоятельному внеаудиторному изучению подлежат также материалы по общей патологии инфекционных болезней, принципам их диагностике, лечения, профилактики, как на основе прилагаемого к программе списка литературы источников так и с использованием учебной и научной литературы по рекомендации кафедры и выбору студентов. Аудиторная самостоятельная работа студентов проводится под контролем и при участии преподавателя.

4. Формы и методы контроля знаний студентов. Рейтинговая система контроля знаний.

Контроль знаний студентов осуществляется на каждом практическом занятии методом опроса, активным участием студентов в клинических разборах тематических больных, решением теоретических и практических ситуационных задач по инфекционным болезням, на основании чего выставляется оценка. Кроме того, на практических занятиях осуществляется решение деловых ситуационных задач с предварительным устным и письменным ответом на 4 уровнях сложности теста контрольных вопросов. В состав ситуационных задач входят типовые задачи 2-го уровня сложности и нетиповые задачи 3-го уровня сложности.

Рейтинговая система обучения и контроля знаний студентов

При прохождении курса инфекционных болезней на 5 курсе в течении двух семестров достаточно широко применяется рейтинговая система обучения и контроля знаний студентов. Рейтинговая система контроля складывается из трех основных частей: промежуточного, текущего и завершающего этапа экзаменом или зачетом. Для применения рейтинговой системы по дисциплине инфекционные болезни весь учебный материал поделен на 3 рейтинговые точки, выполняющиеся в процессе обучения во время цикловых занятий в 9 семестре в виде: 1) текущая успеваемость + 9 баллов за посещаемость; 2) баллы за итоговый тест-контроль + баллы за клиническую историю болезни; 3) рейтинговая точка складывается из баллов за теоретический вопрос из тем для самоподготовки + ситуационная задача + практический навык. Данная работа проводится в виде письменного опроса. В 10 семестре: 1-я рейтинговая точка складывается из баллов за текущую успеваемость, курацию больных, дежурство и санпросветработу; 2-я рейтинговая точка складывается из баллов за итоговый тест-контроль и 9 баллов за посещаемость; 3-я рейтинговая точка складывается из баллов за теоретический вопрос из тем для самоподготовки + ситуационная задача + практический навык. Данная работа также проводится в виде письменного опроса. Структура рейтинга по IX и X семестру по циклу инфекционные болезни прилагается. При проведении контроля знаний студентов предъявляются единые требования к работе студентов. При этом у студентов должны быть отработаны пропуски занятий, выполнены другие виды работ по кафедре (дежурства по инфекционным отделениям стационара и приемному покою, написание, чтение лекций на санитарно-просветительные темы, выпуск санбюллетеней). При выполнении письменных работ студенты освещают знания практических навыков. Все написанные работы хранятся на кафедре. Результаты рейтинговых контрольных работ каждого студента вывешиваются на доске.

Согласно положению о рейтинговой системе к экзаменам допускаются только те студенты, которые получили не менее 40 баллов.

5. Круг знаний и практических навыков, приобретаемых студентами в результате

изучения курса

При прохождении предмета студенты получают знания об основных клинических и эпидемиологических особенностях отдельных инфекционных болезней, ведут и защищают клиническую историю болезни, осваивают, практически технику ректороманоскопии, постановки кожных аллергических проб и их оценку, технику применения лечебных клизм, введения сывороточных препаратов, технику вакцинации и ревакцинации (накожной, внутрикожной, подкожной). Ниже приложен перечень практических навыков, подлежащих освоению и их описание.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ

Лекционный курс посвящен наиболее актуальным и сложным проблемам инфекционной патологии и включает сведения о новейших достижениях отечественной и мировой науки в области этиологии, эпидемиологии, патогенеза, клиники, диагностики, терапии и профилактики наиболее широко распространенных инфекционных заболеваний и некоторых завозных и карантинных инфекций. Тематический план лекций в основном включает конкретные нозологические формы, которые могут варьироваться с учетом особенностей краевой патологии и осложнившейся эпидемической ситуации. По усмотрению кафедры отдельные лекции могут иметь обзорный, проблемный характер, содержать сведения, необходимые для деятельности врача в соответствующем регионе.

Лекция 1

Введение в специальность. Учение об общей патологии инфекции. Диагностика инфекционных болезней. Принципы и методы лечения инфекционных больных

Краткие исторические сведения о распространении инфекционных болезней. Понятие об инфекционной болезни. Место инфекционных заболеваний в патологии человека. Закономерности развития инфекционного процесса, его формы. Цикличность инфекционного заболевания. Ациклические формы. Инфекция и суперинфекция. Иммунитет и аллергия. Роль факторов патогенности микроорганизмов. Принцип построения клинических классификаций. Классификация инфекционных болезней по Л.В. Громашевскому и И.И. Елкину. Принципы ранней диагностики инфекционных заболеваний. Значение анамнеза. Эпидемиологический анамнез. Данные, полученные при объективном осмотре. Патогномоничные симптомы. Лабораторные методы исследования: вирусологический, бактериологический, серологический, паразитологический. Методы экспресс-диагностики. Принцип комплексной этиотропной, патогенетически обоснованной терапии больных. Интенсивная терапия в клинике инфекционных болезней. Профилактика инфекционных болезней — 2 часа.

Лекция 2

Дизентерия

Определение. Этиология. Возбудитель, его основные свойства. Современные классификации шигелл. Устойчивость возбудителя во внешней среде. Источники инфекции. Механизм заражения. Пути и факторы передачи инфекции. Сезонность. Заболеваемость. Восприимчивость. Иммунитет. Патогенез, патологическая анатомия. Входные ворота инфекции. Клиника. Инкубационный период. Основные синдромы в клинике дизентерии. Классификация клинических форм заболевания. Характеристика дизентерии с типичным, атипичным, стертым течением. Бактерионосительство. Осложнения дизентерии. Хроническая дизентерия, ее формы. Условия, способствующие развитию хронической дизентерии. Диагностика. Значение эпидемиологического анамнеза и результатов клинического обследования больных. Бактериологический и серологический методы, копрологическая и ректороманоскопическая диагностика. Диагностическое значение аллергологических тестов. Лечение. Диетотерапия. Тактика и средства антибактериальной терапии (антибиотики, производные нитрофурана, оксихинолинов и др.). Патогенические и симптоматические средства. Терапия хронической дизентерии. Профилактика. 2 часа.

Лекция 3

Брюшной тиф. Паратифы А и В

Определение. Этиология. Основные данные о свойствах возбудителя, его антигенной структуре. Источники инфекции. Значение хронических бактерионосителей. Механизм заражения. Пути распространения и факторы передачи инфекции. Спорадические случаи заболевания. Пищевые и водные эпидемии. Сезонность. Восприимчивость населения. Иммунитет. Патогенез, патологическая анатомия. Внедрение возбудителя, размножение в лимфатических узлах, бактериемия, токсинемия. Патогенез рецидивов. Формирование хронического бактерионосительства. Клиника. Инкубационный период. Цикличность течения брюшного тифа. Формы тяжести болезни. Ранние симптомы заболевания. Клиническая характеристика периода разгара. Клиника рецидивов. Особенности клиники современного брюшного тифа. Течение брюшного тифа у привитых. Осложнения. Прогноз. Диагностика. Роль эпидемиологических и клинических данных. Лабораторная диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Значение режима, ухода за больными и и диетотерапии. Принципы и средства антибиотикотерапии. Терапия осложнений брюшного тифа. Профилактика.

Паратиф А и В

Этиология, эпидемиология патогенез. Клиника. Основные клинические симптомы паратифов А и В. Осложнения. Диагностика. Лечение. Профилактика. 2 часа.

Лекция 4

Пищевые токсикоинфекции. Сальмонеллез.

Определение. Общая характеристика пищевых токсикоинфекции. Возбудители сальмонеллеза, их важнейшие свойства. Принципы классификации. Эпидемиология. Распространенность сальмонеллеза среди людей и животных. Прижизненное и посмертное инфицирование мясных продуктов. Эпизоотии сальмонеллеза среди птиц. Пути распространения и факторы передачи сальмонеллеза. Спорадическая заболеваемость и групповые вспышки. Патогенез, патологическая анатомия. Патогенез локализованных и генерализованных форм сальмонеллеза. Морфологические изменения при сальмонеллезе. Клиника. Инкубационный период. Классификация сальмонеллеза. Симптоматика и течение локализованной формы (гастриты, гастроэнтериты, гастроэнтероколиты). Клиника генерализованных форм (тифо- подобный, септической). Субклиническая форма сальмонеллеза. Осложнения. Прогноз. Диагностика. Значение клинических и эпидемических данных. Лабораторная диагностика: бактериологический и серологический методы. Дифференциальный, диагноз. Лечение. Решающее значение патогенетической терапии, направленной на дезинтоксикацию, нормализацию водно-солевого обмена, борьбу с гипоксией, метаболическим ацидозом, на поддержание сердечно-сосудистой деятельности, функции почек. Профилактика. 2 часа.

Лекция 5

Холера

Определение. Этиология. Классический холерный вибрион и вибрион Эль-Тор. Их важнейшие свойства, характеристика токсинов. Эпидемиология. Источники инфекции. Механизм заражения. Пути распространения и факторы передачи. Сезонность. Восприимчивость. Эпидемии и пандемии холеры. Особенности эпидемиологии холеры Эль-Тор. Патогенез, патологическая анатомия. Внедрение возбудителя и его размножение. Токсинемия. Патогенез водно-электролитных расстройств, метаболического ацидоза, сердечно-сосудистых нарушений, гиповолемического шока. Клиника. Инкубационный период. Классификация клинических форм холеры. Формы тяжести. Клинические особенности современной холеры. Осложнения. Диагностика. Исключительное значение эпидемиологического анамнеза и клинического обследования больного. Бактериологическая диагностика. Методы экспресс-диагностики. Дифференциальный диагноз. Лечение. Принципы патогенетической терапии и методы интенсивной терапии. Профилактика. 2 часа.

Лекция 6

Вирусный гепатит А

Определение. Распространение. Этиология. Строение вируса А и его свойства. Эпидемиология. Распространение вирусного гепатита А. Источники инфекции. Механизм и пути передачи ВГА. Значение безжелтушных и субклинических форм в эпидемиологии гепатита А. Патогенез. Патологическая анатомия. Стадии патогенеза. Внедрение вируса. Первичная регионарная инфекция. Первичная вирусемия. Паренхиматозная дессименация вируса. Вторичная вирусемия. Патогенез желтухи, гиперферментемии и др. нарушений Морфологические изменения. Клиника. Классификация гепатита А. Преджелтушные варианты. Желтушный период. Варианты течения заболевания. Осложнения. Геморрагический синдром. Характеристика острой печеночной недостаточности. Рецидивы и обострения болезни. Исходы и прогноз вирусного гепатита А. Диагностика вирусного гепатита А. Значение эпидемиологических данных. Методы выявления антигенемии.

Иммунологическая диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Значение режима. Профилактика. Специфическая профилактика. Диспансеризация. 2 часа.

Лекция 7

Вирусный гепатит В

Проблема вирусного гепатита В. Распространение. Этиология. Частица Дейна и антигенное строение. Эпидемиология. Источники инфекции, пути и способы передачи. Эпидемиологическое значение вирусоносителей. Восприимчивость и «группы риска». Патогенез и патологическая анатомия. Особенности взаимодействия вируса с гепатоцитами и клетками иммунной системы. Механизмы цитолиза гепатоцитов и холестаза. Фульминантный гепатит. Морфологические изменения печени. Клиника. Инкубационный период. Варианты преджелтушного периода. Клиническая характеристика желтушного периода. Период реконвалесценции. Клинические и эпидемиологические критерии диагностики вирусного гепатита В. Варианты течения гепатита В. Критерии тяжести. Осложнения. Клиническая характеристика острой печеночной энцефалопатии (комы). Рецидивы и обострения гепатита B. Хронический вирусный гепатит В. Клиническая характеристика его форм. Диагностика

гепатита В. Клинико-эпидемиологические данные в диагностике. Иммунологическая диагностика. Маркеры гепатита В. Биохимические и лабораторные данные. Инструментальные методы диагностики (УЗИ, сканирование, биопсия и др.). Диагностика
холестатической формы гепатита В. Лечение. Режим и диетотерапия. Патогенетическая и иммунокорригирующая терапия. «Методы неотложной терапии острой печеночной недостаточности печени. Лечение хронических вирусных гепатитов.

Профилактика. Диспансеризация. Активная и пассивная иммунизация.

Лекция 8.

Вирусные гепатиты С и D

Вирусный гепатит С. Этиология. Представление об антигенном строении вируса гепатита C. Эпидемиология. Источники инфекции: больные и здоровые вирусоносители. Роль больных безжелтушными формами заболевания. Значение гемопотранс-фузии и введение препаратов крови. Значение полового и бытовых путей передачи. Связь с наркоманией. Группы риска.

Патогенез. Особенности действия вируса на гепатоциты при остром и хроническом вирусных гепатитах С. Значение дефектов иммунной системы в формировании хронического гепатита, цирроза печени, рака печени. Клиника. Инкубационный период. Особенности
преджелтушного период. Желтушный период, его клиническая характеристика. Безжелтушные и стертые формы. Частота формирования хронических гепатитов. Феномен «мнимого выздоровления». Хронический гепатит С, его особенности. Диагностика. Значение клинико-эпидемиологических и иммунологических данных. Сроки выявления антител к вирусу при остром вирусном гепатите С. Выявление в крови РНК вируса. Диагностика хронического гепатита С. Роль пункционной биопсии. Дифференциальный диагноз. Лечение вирусного гепатита С. Прогноз. Профилактика. Диспансеризация переболевших, больных хроническим гепатитом и вирусоносителей. Вирусный гепатит Д. Этиология. Связь вируса гепатита Д с вирусом гепатита В. Эпидемиология. Источники инфекции. Механизм передачи. Одновременное инфицирование с вирусом гепатита В. Коинфекция и суперинфекция. Группы риска. Патогенез. Потенцирование дельта-инфекцией патогенного эффекта вируса гепатита В. Цитолиз гепотоцитов. Повторные репликации дельта-вируса и обострение болезни. Угнетение Т-системы иммунитета. Особенности патогенеза коинфекции и суперинфекции при гепатите Д. Клиника. Острый гепатит Д и В. Инкубационный период. Особенности преджелтушного периода. Ацикличность желтушного периода. Фульминантное течение. Исходы и прогноз. Острый гепатит Д у реконвалесцентов гепатита В — носителей HBS Ag, у больных хроническим гепатитом В. Ранние признаки хронизации гепатита Д. Прогноз. Хронический вирусный гепатит Д. Клиника, исходы и прогноз. Диагностика. Клинико-эпидемиологические данные. Иммунологическая диагностика дельта-инфекции в сочетании с определением маркеров вируса В.Лечение. Особенности лечения среднетяжелых и тяжелых форм острого вирусного гепатита Д и ХАГ с применением препаратов интерферона. Лазеротерапия и ГБО. Гемосорбция и обменное переливание крови при развитии ОПЭ.
Лекция 9.

Бруцеллез

Определение. Исторические сведения. Этиология. Возбудитель. Шесть разновидностей бруцелл и их биологические свойства. Формы бруцелл. Эпидемиология. Источники инфекции. Эпизоотии бруцеллеза среди животных. Механизмы заражения и пути распространения инфекции. Патогенез., патологическая анатомия. Фазы развития бруцеллеза. Аллергическая перестройка организма. Поражение внутренних органов, нервной системы. Клиника. Классификация клинических форм и фаз заболевания. Проявление острого бруцеллеза. Клиническая характеристика подострого и хронического бруцеллеза, классификация форм по Г.П.Рудневу. Поражение внутренних органов, нервной системы. Клиника. Классификация клинических форм и фаз заболевания. Проявление

острого бруцеллеза. Клиническая характеристика подострого и хронического бруцеллеза, классификация форм по Г.П.Рудневу. Поражение опорно-двигательного аппарата. Резидуальный бруцеллез. Осложнения. Прогноз. Диагностика. Бактериологическая диагностика. Серологические методы. Аллергологические пробы. Дифференциальный диагноз. Лечение. Этиотропная терапия острых и подострых форм заболевания. Вакцинотерапия. 2 часа.

Лекция 10

ВИЧ-инфекция

Определение. Распространение. Этиология. Возбудители и их основные свойства. Генетическая и антигенная изменчивость. Особенности размножения и биологического действия.

Эпидемиология. Источники инфекции. Механизм, пути передачи. Группы риска. Возможности внутрибольничного заражения. Трансплацентарная передача инфекции.

Патогенез, патологическая анатомия. Внедрение вируса. Этапы взаимодействия с иммуноцитами. Механизм иммунологических нарушений. Активация возбудителей оппортунистических инфекций и инвазий. Возникновение опухолей. Патоморфология. Клиника. Стадии течения ВИЧ-инфекции. Инкубационный период. Первичное инфицирование. Синдром генерализованной лимфаденопатии. Клинический комплекс, ассоциированный со СПИДом (малая форма). Клиника СПИД. Характеристика оппортунистических инфекций. Особенности течения ВИЧ у детей. Диагностика. Эпидемиологическая, клинико-лабораторная и иммунологическая диагностика СПИД. ИФА-диагностика. Иммуноблотинг. Исследования состояния иммунитета. Лечение. Этиотропная терапия. Противовирусные препараты. Иммуномодулирующая и иммунозаместительная терапия. Симптоматическая терапия.

Профилактика. Личная и общественная профилактика.

Лекция 11.

Грипп

Определение. Этиология. Представление о возбудителе, его свойствах, изменчивости. Типы вируса гриппа. Эпидемиология. Источники инфекции. Механизм заражения и пути распространения гриппа. Заболеваемость. Сезонность. Эпидемии и пандемии гриппа. Восприимчивость населения. Патогенез. Патологическая анатомия. Входные ворота. Роль вирусемии и токсемии. Изменения со стороны слизистой оболочки дыхательных путей. Значение вторичной инфекции. Клиника. Инкубационный период. Клиническая классификация гриппа. Клиника не осложненных форм гриппа с легким, среднетяжелым и тяжелым течением. Гипертоксический и геморрагический синдромы. Осложненное течение гриппа. Гриппозные пневмонии. Диагностика. Значение клинико-эпидемиологических данных. Лабораторная диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Терапевтическая тактика при гриппе. Этиотропное лечение. Антибиотикотерапия, средства патогенетической терапии. Профилактика. 2 часа.

Лекция 12.

Рикктестиозы : сыпной тиф и болезнь Брилля

Общая клинико-этиологическая и эпидемиологическая характеристика риккестиозов, их классификация.

Эпидемический сыпной тиф и болезнь Брилля-Цинссера. Определение. Этиология. Важнейшие свойства риккетсий Провачека. Эпидемиология. Источник инфекции. Механизм заражения. Заболеваемость: спорадическая и эпидемическая. Эпидемиологические особенности болезни Брилля-Цинссера. Патогенез, патологическая анатомия. Основные фазы патогенеза. Клиника. Инкубационный период. Цикличность течения болезни. Симптоматология начального периода болезни. Клиническая характеристика. Клинические особенности болезни Брилля-Цинссера. Осложнения. Диагностика. Значение эпидемиологических, анамнестических данных. Значение серологических методов. Дифференциальный диагноз. Лечение. Этиотропная терапия. Принципы и средства патогенетической терапии. Профилактика. 2 часа.

Лекция 13.

Менингококковая инфекция

Определение. Этиология. Возбудитель, его основные свойства. Эпидемиология. Источники инфекции. Механизм заражения и пути распространения инфекции. Заболеваемость. Восприимчивость населения. Патогенез, патологическая анатомия. Гематогенная и лимфогенная генерализация инфекции. Преодоление гематоэнцефалического барьера. Механизмы развития инфекционно-токсического шока, синдрома Уотерхауза-Фридериксена. Клиника. Инкубационный период. Классификация форм менингококковой инфекции. Клиника менингококкового назофарингита, менинго коккового менингита, менингококкцемии. Менингококковый сепсис. Острая надпочечная недостаточность. Осложнения. Диагностика. Значение эпидемиологических данных. Обнаружение возбудителя. Серологические методы диагностики. Значение исследования ликвора. Дифференциальный диагноз. Лечение. Комплексная этиотропная и патогенетическая терапия. Принципы и тактика антибиотикотерапии. Профилактика. 2 часа.

Лекция 14.

Рожа

Определение. Значение болезни.

Этиология. Основные свойства возбудителя.

Эпидемиология. Источники инфекции. Механизмы заражения. Предрасполагающие факторы. Индивидуальная чувствительность. Крнтагиозность больных рожей. Сезонность.

Патогенез, патологическая анатомия. Экзогенный и эндогенный факторы инфицирования. Механизм развития местных проявлений. Особенности патогенеза геморрагических форм рожи. Значение персистенции форм стрептококка и иммунных нарушений в развитии хронических рецидивирующих форм.

Клиника. Клиническая классификация. Симптомы интоксикации. Эритематозная, эритематозно-буллезная, эритематозно-геморрагическая, буллезно-геморрагическая, некротическая формы. Критерии тяжести. Кратность течения. Хроническая рецидивирующая рожа. Факторы, способствующие хроническому течению болезни. Осложнения и исходы. Прогноз.

Диагностика. Клинические симптомы. Определение противострептококковых систем в крови; определение стрептококковых антигенов (ФАГА, ИФА).

Дифференциальный диагноз.

Лечение. Режим. Этиотропное лечение. Двухцикловая антибиотикотерапия при рецидивирующей форме рожи. Патологическая анатомия. Иммуностимулирующая и иммунокорригирующая терапия. Лечение местного геморрагического синдрома. Физиотерапия. Местное лечение. Лечение осложнений.

Профилактика. Лечение фоновых заболеваний. Режим реконвалесцентов. Диспансеризация рецидивирующих форм. Бициллинопрофилактика рецидивов.

Лекция 15.

Малярия

Определение. Исторические сведения. Этиология. Возбудители малярии человека. Виды, подвиды и штаммы плазмодиев. Циклы развития паразитов в организме комара (спорогания) и человека (шизогения). Эпидемиология. Источники инфекции. Переносчики инфекции. Биология комаров анофелес. Механизм заражения. Патогенез, патологическая анатомия. Роль размножения плазмодиев в эритроцитах человека. Значение сенсибилизации организма и его реактивности. Патогенез анемии, малярийной комы, гемоглобинурии. Патогенез ранних и поздних рецидивов. Патологические изменения. Клиники. Формы малярии: трехдневная, четырехдневная, тропическая малярия. Фазы заболевания. Ранние и поздние рецидивы. Тяжелые и злокачественные формы тропической малярии. Осложнения. Диагностика. Значение клинических и эпидемиологических данных. Обнаружение малярийного плазмодия в мазке и толстой капле крови. Дифференциальный диагноз. Лечение. Основные противомалярийные химиотерапевтические препараты, механизм их действия. Терапия малярийной комы. Профилактика. 2 часа.

ЛЕКЦИИ

по инфекционным болезням, читаемые студентами 5 курса как факультативный курс Лекция 16.

Сибирская язва

Определение. Этиология. Важнейшие свойства сибиреязвенной палочки. Эпидемиология. Резервуары инфекции в природе. Механизм заражения и пути распространения инфекции. Патогенез, патологическая анатомия. Внедрение возбудителя. Основные патогенетические синдромы. Изменения внутренних органов при сибирской язве. Клиника. Классификация форм сибирской язвы. Течение болезни и развитие основных симптомов. Клиническая характеристика кожной, септической, легочной, кишечной форм сибирской язвы. Осложнения. Диагностика. Лабораторная диагностика — бактериоскопическая, бактериологическая, биологическая, серологическая. Дифференциальный диагноз. Лечение. Применение гамма-глобулина, антитоксической сыворотки. Этиотропные средства. Патогенетическая терапия. Профилактика. 2 часа.

Лекция 17.

Чума

Определение. Этиология. Свойства возбудителя, его токсигенность и антигенная структура. Эпидемиология. Резервуары чумного микроба в природе. Природные очаги чумы. Механизмы заражения и пути распространения инфекции. Восприимчивость. Заболеваемость. Патогенез, патологическая анатомия. Внедрение возбудителя. Лимфогенное и гематогенное распространение. Клиника. Классификация чумы по Г.П.Рудневу. Инкубационный период. Начальный период болезни и основные его проявления. Клиническая характеристика кожной, бубонной, септической, легочной и кишечной форм болезни. Осложнения. Диагностика. Бактериоскопические, бактериологические и серологические методы диагностики. Биологический метод диагностики. Дифференциальный диагноз. Лечение. Этиотропная терапия. Профилактика. 2 часа.

Лекция 18.

Ботулизм

Определение. Характеристика основных свойств возбудителя. Токсинообразование. Эпидемиология. Источники инфекции и факторы передачи ботулизма. Значение продуктов домашнего консервирования. Групповые заболевания. Патогенез, патологическая анатомия. Решающее значение токсинемии. Механизм поражения центральной нервной системы. Клиника. Инкубационный период. Симптомы поражения внутренних органов. Осложнения. Прогноз. Диагностика. Значение эпидемиологических, клинических и лабораторных данных. Биологическая проба. Дифференциальный диагноз. Лечение. Специфическая терапия противоботулинической сывороткой, ее методика. Введение анатоксина (с целью стимуляции иммуногенеза). Дезинтоксикационная терапия. Методы интенсивной терапии. Профилактика. 2 часа.

Лекция 19.

Лептоспироз

Определение. Этиология. Характеристика возбудителей. Серологические типы лептоспир. Эпидемиология. Резервуары инфекции в природе. Типы природных очагов лептоспироза. Патогенез, патологическая анатомия. Внедрение лептоспир, их размножение и генерализация. Механизм развития интоксикационного и геморрагического синдрома. Поражение сердечно-сосудистой и нервной систем, печени, почек и других органов. Клиника. Клиническая классификация лептоспироза. Желтушные и безжелтушные варианты течения болезни. Геморрагический синдром. Симптоматология почечных и неврологических расстройств. Диагностика. Бактериологические и серологические методы диагностики. Дифференциальный диагноз. Лечение. Спецефическая терапия противолептоспирозным гаммаглобуллином. Этиотропная терапия. Патогенетическая терапия. Профилактика. 2 часа.

Лекция 20.

Столбняк

Определение. Этиология. Важнейшие свойства возбудителя. Способность к токсико- и спорообразованию. Эпидемиология. Распространение возбудителя в природе. Механизм заражения. Связь заболеваемости с травматизмом. Патогенез, патологическая анатомия. Входные ворота инфекции. Токсинемия, воздействие токсина на нервный аппарат. Механизм судорожного синдрома. Клиника. Классификация столбняка по признаку входных ворот. Периоды болезни. Ранние симптомы. Клиническая характеристика периода разгара. Патогномичная триада признаков. Местные и генерализованные формы. Осложнения. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Особенности специфичекой и этиотропной терапии столбняка. Патогенетическая терапия, направленная на поддержание жизненно важных функций организма. Методы интенсивного лечения больных. Профилактика. 2 часа.

Лекция 21.

Стафилококковая инфекция. Стафилококковый сепсис

Определение. Этиология. Основные свойства стафилококков, факторы их патогенности. Эпидемиология. Источники инфекции. Значение носителей стафилококков. Пути распространения инфекции. Внутрибольничные инфекции. Восприимчивость. Патогенез, патологическая анатомия. Основные патогенетические этапы инфекционного процесса. Роль инвазивных и токсикогенных свойств стафилококков. Развитие генерализованных, септических форм стафилококковой инфекции. Патогенез инфекционно-токсического шока. Клиника. Клинико-патогенетическая классификация. Клинические проявления различных локализованных форм болезни. Основные клинические синдромы генерализованных форм болезни. Особенности течения септической формы. Осложнения. Диагностика. Выделение культуры стафилококков, серологические реакции. Дифференциальный диагноз. Лечение. Принципы комплексной этиопатогенетической терапии различных форм стафилококковой инфекции. Применение бактериофага, антифага. Использование антистафилококкового гаммаглобулина. Аутовакцина. Анатокцин. Дезинтоксикационные и десинсибилизирующие средства. Терапия инфекционно-токсического шока. Профилактика. 2 часа.

Тематический план лекций по инфекционным болезням для студентов 5 курса

№№ п/п Тема лекции Кол-во часов Демонстр. материал 1 Введение в специальность. Учение об общей патологии. Основные принципы диагностики и лечения инфекционных болезней 2 Таблицы, диапозитивы 2 Дизентерия 2 Таблицы, слайды 3 Брюшной тиф. Паратифы А и В 2

4 Пищевые токсикоинфекции. Сальмонеллез 2

5 Холера 2 Кинофильм, таблицы 6 Вирусный гепатит А 2 Таблицы, слайды 7 Вирусный гепатит В 2

8 Вирусные гепатиты С и Д 2

9 Бруцеллез 2

10 ВИЧ-инфекция 2

11 Грипп 2

12 Сыпной тиф и болезнь Брилля 2

13 Менингококковая инфекция 2

14 Рожа 2

15 Малярия 2

Итого 30ч.

Факультативные лекции: 16 Сибирская язва 2

17 Чума 2

18 Ботулизм 2

19 Лептоспироз 2

20 Стафилококковая инфекция. Сепсис. 2

21 Столбняк 2

Всего 42ч.

План практических занятий по инфекционным болезням для студентов 5 курса

Основная тематика Кол-во часов Темы для самоподготовки (внеаудиторн.) Практические навыки 1. 2. 3. 4. 5. 1. Введение в курс инфекционных болезней. Учение об ин­фекционной патологии. Ус­тройство, режим инфекционных больниц. Составле-ние графика 4. Учение об общей патологии инфекционных болезней. Принципы диагностики, лечения и профилактики инфекционных больных Ознакомление с медицинской документацией инфекционного стационара, экстренное извещение, регистрация инфекционных больных. Стационарная карта инфекционного больного. Написание истории болезни по инфекционным болезням. 2. Бактериальная дизентерия : острая и хроническая 4. Амебиаз. Балантидиаз Забор материала для бакпосева. Копрологическое исследование. Ректороманоскопическое исследование 3. Брюшной тиф. Паратифы Аи В 4. Эшрихиозы Бактериологические исследования: гемокультура, уринокультура, копрокультура. Серологические 4. Сальмонелл ез 4. Кампилобактериозы Биелиокультура, миелокультура. Серологические 4 реакции РПГАЛРА 5. Пищевые токсикоинфекции. Ботулизм 4. Вирусные гастроэнтериты Промывание желудка, Сифонные промывания кишечника. 6. Псевдотуберкулез. Изосиниоз. 4. Ротавирусный гастроэнтерит Забор промывных вод и рвотных масс на бакпосев 1. 2 3. 4. 5. 7. Холера .Холера Эль-тор 4″ Карантинные мероприятия при холере Правила забора материала для исследования при холере. Противоэпедемическия мероприятия при 8. Вирусные гепатиты А и Е 4 Дифференциальный диагноз с печеночными желтухами Биохимические исследования крови, мочи, правило забора и доставки. Маркерное исследование«крови 9. Вирусный гепатит В 4 Дифференциальный диагноз. Калькугизный холецестит. Механические желтухиопухолевой природы УЗИ печени и желчных путей. R-логйч исследование 10. Вирусные гепатиты Си Д •4 Дифференциальный диагноз гепатитов друг с другом, печеночные желтухи Взятие крови для исследования ферментов и осадочных проб 11 Лептоспирозы. Болезнь Вейля-Васильева. Водная лихорадка 4 Токсоплазмоз Правила забора и исследования на токсоплазмоз 12 Гельминтозы: кишечные гельминтозы 4 Отисторхоз. Эхинококкоз Правила забора и исследования кала на гельминты 13 Бруцеллез 4 Легионеллез .Мягкоплазмен-ная инфекция Кожноаллергические пробы 14 Грипп и другие ОРВИ 4 Парагрип. Аденовирусные инфекции. Приготовление препаратов мазков и препаратов-отпечатков с зева и носовых ходов 15 Менингококковая инфекция: назофаркогит, менингит и 4 Сезонные энцефалиты. Калифелнийский энцефалит. Спиномозговая пункция, исследование спонтанномозговой жидкости. 1 2 3 4 5

16 Инфекционный мононуклеоз. Орнитоз 4 Лейшманиозы Исследования на простейших

17 Дифтерия 4 Ангина Серотерапия

18 Риккетсиозы. Сыпной тиф, Ку-лихорадка 4 Возвратный эпидемиологи­ческий тиф. Клещевой Серодиагностика

19 Малярия 4 Геморрагическийе лихорадки Приготовление толстого и тонкого мазка крови

20 Чума. Тулеремия 4 Сап. Ящур Работа в очаге с особо опасными инфекциями

21 Рожа 4 Эризипелоид Аутогемотерапия

22 Сибирская язва. Столбняк 4 Ящур. Бешенство Гаммаглобулинотерапия

23 Сепсис 4 Листериоз Выявление очага инфекции в организме человека

24 8ИЧ инфекция 4 Герпетическая инфекция Уметь составить план обследования с подозрением на ВИЧ-инфекцию

Содержание практических занятий

Занятие первое

Начало: 8час.30мин. Окончание: 11час.40 мин. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Знакомство с клиникой инфекционных болезней (структура и режим). Разбор схемы истории болезни инфекционного больного. Распределение больных для курации.

План занятий

8.30 — 9.30 Встреча студентов, проверка присутствующих, знакомство с работой при­емного отделения, устройством инфекционных отделений и инфекционной

больницы.

9.30- 10.00 Ознакомление с программой и планом работы на период прохождения цикла 10.00- 10.30 Знакомство со схемой истории болезни, распределение больных для курации 10.30 — 11.40 Курация больных

  1   2   3
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий