Рабочая программа на 2014/2015 учебный год. Учитель: Категория: Предмет : Биология Класс: 9 Рассмотрено на заседании мо педагогов
| |
Скачати 272.96 Kb.
| Дата конвертації |
21.04.2016 |
Розмір |
272.96 Kb. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Березовская средняя общеобразовательная школа № 10.
Утверждаю:
и.о. Директора МБОУ
Березовская СОШ № 10
Н. Н.Сухарева
___________________
№_____
«___»_________2014 г.
Рабочая программа
на 2014/2015 учебный год.
Учитель:
Категория:
Предмет: Биология
Класс: 9
Рассмотрено на заседании
МО педагогов
Естественно-математического
направления
«___»____________ 2014 г.
Протокол № ___
Руководитель МО
____________О. В. Полозова
Согласованно:
«_____»_________2014 г.
Заместитель директора по УВР
_____________ Н. Н. Сухарева Программа: авторская программа основного общего образования по биологии для 9 класса – авторы: В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова, Н.И.Сонин – М.: Дрофа, 2007 Учебник: 9 класс, Учебник для общеобразовательных учебных учреждений Авторы: В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова, Н.И.Сонин
Название: Биология. Общие закономерности.
Издательство: М.: Дрофа, 2006.- 282 с.
Количество часов в неделю:
- по программе: ___2________
- по учебному плану школы: ____2_____
- практические работы: ______8_________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на базе авторской программы (авторы: В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова, Н. И. Сонин) основного общего образования по предмету «Общая биология» за 9 класс, которая рассчитана на 2 часа в неделю с общим количеством 70 часов за весь курс(авторская программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации), с учетом школьного учебного плана общее количество часов программы 70 часов.
Согласно федеральному компоненту учебного плана данный курс биологии полностью реализуется и соответствует программе.
При изучении темы «Развитие жизни на Земле» часовой объем программы увеличен на 1 час (с 3 часов до 4 часов) для закрепления и обобщения изученного материала темы.
При изучении раздела «Размножение и индивидуальное развитие организма» часовой объем программы увеличен на 1 час (с 5 часов до 6 часов) для закрепления и обобщения изученного материала раздела.
При изучении раздела «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии» часовой объем программы увеличен на 2 часа (с 5 до 7 часов) для более подробного изучения темы «Формы взаимоотношений между организмами» и для закрепления и обобщения изученного материала раздела.
Для повторения и закрепления знаний учащихся по курсу «Общая биология» взяты 4 часа из резервного времени.
Дополнительные часы взяты из резервного времени, предусмотренного авторской программой.
Цель: Изучение и формирование у учащихся теоретических и прикладных основ общей биологии. Задачи:
- Научить учащихся пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения происхождения и развития жизни на Земле, а так же различных групп растений и животных, в том числе и человека.
- Продолжить развитие у учащихся давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.
- Закрепить навык работы с микроскопом и изготовления простейших препаратов для микроскопических исследований.
- Вырабатывать у учащихся навыки: решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале, работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план текста, конспект, реферат, владеть языком предмета.
Межпредметные связи:
Неорганическая химия, органическая химия, физическая и экономическая география, физика.
Для контроля уровня знаний учащихся используются такие виды и формы контроля как: дифференцированный, индивидуальный, письменный опрос, самостоятельная, проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания.
| Компетенции |
Знать |
- Особенности жизни как формы существования материи.
- Роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации.
- Фундаментальные понятия биологии.
- Сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости.
- Основные биологические теории: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза.
- Соотношение социального и биологического в эволюции человека.
|
Уметь |
- Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а так же различных групп растений и животных, в том числе и человека.
- Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.
- Работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопических исследований.
- Решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале.
- Работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат.
- Владеть языком предмета.
- Кратко пересказывать доступный по объему текст естественно-научного характера.
- Пользоваться приборами и следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
- Пользоваться правилами поведения в природной среде.
- Оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
|
СТРУКТУРА КУРСА
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
|
Введение. |
1 |
1
|
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле.
Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.
|
2
|
2 |
Развитие биологии в додарвиновский период. |
2 |
3 |
Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. |
5 |
4 |
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. |
2 |
5 |
Микроэволюция. |
2 |
6 |
Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. |
3 |
7 |
Возникновение жизни на Земле. |
2 |
8 |
Развитие жизни на Земле. |
4 |
9
|
Раздел 2. Структурная организация живых организмов.
Химическая организация клетки.
|
2
|
10 |
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. |
3 |
11 |
Строение и функции клеток. |
5 |
12
|
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Размножение организмов.
|
2
|
13 |
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) |
4 |
14
|
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов.
Закономерности наследования признаков.
|
10
|
15 |
Закономерности изменчивости. |
6 |
16 |
Селекция растений, животных и микроорганизмов. |
4 |
17
|
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.
Биосфера, ее структура и функции.
|
4
|
18 |
Биосфера и человек. |
3 |
19 |
Заключение. |
4 |
|
Итого |
70 |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ п/п |
Тема |
Кол-во |
Сроки проведения |
1
2
|
Лабораторная работа №1
Изучение приспособлений организмов к среде обитания.
Лабораторная работа №2
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.
|
1
1
|
1 четверть |
3
|
Лабораторная работа №3
Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.
|
1
|
2 четверть |
4
5
|
Лабораторная работа №4
Решение генетических задач и составление простейших схем скрещивания.
Лабораторная работа №5
Построение вариационного ряда и вариационной кривой.
|
1
1
|
3 четверть |
6
7
8 |
Лабораторная работа №6
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Лабораторная работа №7
Изучение и описание экосистем своей местности, выявление типов взаимодействий разных видов в данной экосистеме.
Лабораторная работа №8
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.
|
1
1
1 |
4 четверть |
|
ИТОГО |
8 |
|
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ:
- С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закоомерности. 9 класс»; учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2006.
- Т.А Козлова, В.С.Кучменко; Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа 2002.
- Г.И.Лернер. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998.
- А.В.Пименов, И.И.Пименова. Биология. Дидактические материалы по разделу «Общая биология». М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004.
- Л.В.Реброва, Е.В.Прохоросва. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЕТЯМ:
- В.Н.Фросин, В.И.Сивоглазов, Готовимся к Единому государственному экзамену: Общая биология, М.: Дрофа, 2004, 216 с.
- С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс», М.:2004, 128 с.
Тематическое планирование по Общей биологии 9 класс («Общая биология» авторы В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова, Н.И.Сонин) (70 часов, 2 часа в неделю)
№ урока |
Дата |
Тема урока |
Содержание урока |
часы |
примечание |
теория |
Практ. |
всего |
|
Введение (1 час) |
|
1 |
|
1. Место курса «Общая биология» в системе естественно-научных дисциплин. |
Цели и задачи курса «Общая биология». Значение предмета. |
1 |
|
1 |
|
|
РАЗДЕЛ 1
Эволюция живого мира на Земле (22 час)
Тема 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. (2 часа) |
|
2 |
|
1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. |
Уровни организации живой природы. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение, изменчивость и наследственность как основа существования живой материи. Рост и развитие. |
1 |
|
1 |
|
3 |
|
2. Царства живой природы. Видовое разнообразие. |
Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. |
1 |
|
1 |
|
|
Тема 2. Развитие биологии в додарвиновский период. (2 часа) |
|
4 |
|
1. Развитие биологии в додарвиновский период. |
Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности и неизменности живой природы. |
1 |
|
1 |
|
5 |
|
2.Работы К.Линнея. Зволюционая теория Ж.Б.Ламмарка. |
Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Зволюционая теория Ж.Б.Ламмарка. |
1 |
|
1 |
|
|
Тема 3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. (5 часов) |
|
6 |
|
1. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. |
Достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина о естественном отборе. |
1 |
|
1 |
|
7 |
|
2. Учение Ч.Дарвина о искусственном отборе. |
Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. |
1 |
|
1 |
|
8 |
|
3. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. |
Вид — элементарная эволюционная единица. |
1 |
|
1 |
|
9 |
|
4.Борьба за существование и естественный отбор. |
Борьба за существование и естественный отбор. Формы борьбы. Виды отбора. |
1 |
|
1 |
|
10 |
|
5. Обобщающий урок по темам: «Развитие биологии в додарвиновский период», «Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора» |
Повторение темы. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Тест |
|
Тема 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. (2 часа) |
|
11 |
|
1. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Лабораторная работа №1
Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
|
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
12 |
|
2. Физиологические адаптации. |
Физиологические адаптации. |
1 |
|
1 |
|
|
Тема 5. Микроэволюция. (2 часа) |
|
13 |
|
1.Вид как генетически изолированная система. |
Критерии вида. Репродуктивная изоляция и ее механизмы. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. |
1 |
|
1 |
|
14 |
|
2. Популяция — элементарная единица эволюция. Лабораторная работа №2
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.
|
Популяционная структура вида, экологические и генетические характеристики популяций. |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
|
Тема 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. (3 часа) |
|
15 |
|
1. Главные направления эволюционного процесса. |
Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцов). Пути достижения биологического прогресса. |
1 |
|
1 |
|
16 |
|
2. Основные закономерности эволюции. Результат эволюции. |
Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. |
1 |
|
1 |
|
17 |
|
3 Обобщающий урок по темам: «Микроэволюция», «Макроэволюция» |
Повторение темы. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Тест |
|
Тема 7. Возникновение жизни на Земле. (2 часа) |
|
18 |
|
1.Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. |
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А.И.Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. |
1 |
|
1 |
|
19 |
|
2.Филогенетические связи в живой природе. |
Филогенетические связи в живой природе. Естественная классификация живых организмов. |
1 |
|
1 |
|
|
Тема 8. Развитие жизни на Земле. (4 часа) |
|
20 |
|
1. Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эру. |
Первые следы жизни на Земле. Появление всех типов беспозвоночных животных. Первые хордовые: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие водных растений. Появление и эволюция сухопутных растений, Папоротники. Голосеменные растения. |
1 |
|
1 |
|
21 |
|
2. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эру. |
Появление и распространение покрытосеменных растений. Появление птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. |
1 |
|
1 |
|
22 |
|
3. Происхождение человека. Место человека в живой природе. |
Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Стадии эволюции человека. Свойства человека как биологического вида. Человеческие расы, антинаучность расизма. |
1 |
|
1 |
|
23 |
|
4. Обобщающий урок по темам: «Возникновение жизни на Земле», «Развитие жизни на Земле». |
Повторение темы. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Тест |
|
РАЗДЕЛ 2. Структурная организация живых организмов. (10 часов)
Тема 1. Химическая организация клетки. (2 часа) |
|
24 |
|
1. Элементарный состав клетки. Неорганические молекулы живого вещества. |
Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы. Микроэлементы. |
1 |
|
1 |
|
25 |
|
2. Органические молекулы. Биологические полимеры. Белки, жиры, углеводы, ДНК, РНК. |
Функции белковых молекул. Углеводы, их строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный элемент клеточных мембран и источник энергии. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК. |
1 |
|
1 |
|
|
Тема 2. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. (3 часа) |
|
26 |
|
1. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. |
Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Ассимиляция, диссимиляция. |
1 |
|
1 |
|
27 |
|
2. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии в клетке. |
Расщепление глюкозы — гликолиз, брожение, дыхание. |
1 |
|
1 |
|
28 |
|
3. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. |
Биосинтез белков: ген, триплет, генетический код, кодон, транскрипция, трансляция, антикодон. Принцип комплементарности. Биосинтез жиров и углеводов в клетке. |
1 |
|
1 |
|
|
Тема 3. Строение и функции клеток. (5 часов) |
|
29 |
|
1.Прокариотические клетки. Строение бактериальной клетки. |
Прокариотические клетки, форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки, организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий, спорообразование, размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. |
1 |
|
1 |
|
30 |
|
2. Эукариотическая клетка. Цитоплазма, органеллы цитоплазмы |
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки, органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет, включения, их роль в метаболизме клеток. Особенности строения растительной клетки. |
1 |
|
1 |
|
31 |
|
3. Эукариотическая клетка. Клеточное ядро. |
Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. |
1 |
|
1 |
|
32 |
|
4. Деление клеток. Клеточная теория строения организмов. Лабораторная работа №3
Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.
|
Понятие о дифференцировке клеток в многоклеточном организме. Митотический цикл: интерфаза, Редупликация ДНК, митоз, фазы митотического деления, биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях. Клеточная теория строения организмов. |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
33 |
|
5. Обобщающий урок по разделу «Структурная организация живых организмов». |
Повторение темы. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Тест |
|
РАЗДЕЛ 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов. (6 часов)
Тема 1. Размножение организмов. (2 часа) |
|
34 |
|
1. Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение. |
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных, вегетативное размножение. |
1 |
|
1 |
|
35 |
|
2. Половое размножение животных и растений. |
Образование половых клеток, гаметы, гермафродитизм. Особенности сперматогенеза и овогенза. Оплодотворение, осеменение. Биологическое значение полового размножения. |
1 |
|
1 |
|
|
Тема 2. Индивидуальное развитие организмов, онтогенез. (4 часа) |
|
36 |
|
1. Эмбриональный период развития. |
Основные закономерности дробления, образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция, закономерности образования двухслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифферецировка тканей, органов и систем. |
1 |
|
1 |
|
37 |
|
2. Постэмбриональный период развития. |
Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие: полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. |
1 |
|
1 |
|
38 |
|
3. Общие закономерности развтия. |
Закон зародышевого сходства. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К.Бэра). Биогенетический закон (Э.Геккель и К.Мюллер). Работы А.Н.Северцова. Об эмбриональной изменчивости. |
1 |
|
1 |
|
39 |
|
4. Обобщающий урок по разделу «Размножение и индивидуальное развитие организмов» |
Повторение темы. |
|
1 |
1 |
Тест |
|
РАЗДЕЛ 4.Наследственность и изменчивость организмов.(20 часов)
Тема 2. Закономерности наследования признаков. (10 часов) |
|
40 |
|
1. Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков. |
Ген, мутация, генотип, локус, хромосома, аллельные гены, фенотип. |
1 |
|
1 |
|
41 |
|
2. Гибридологический метод изучения наследственности Г.Менделя. |
Цветковые растения, самоопыление, перекрестное опыление, наследственность, чистые линии. Гибридологический метод — метод скрещивания. |
1 |
|
1 |
|
42 |
|
3. Первый закон Г.Менделя |
Половое размножение, гибридизация, гибрид, моногибридное скрещивание, доминантный и рецессивный признаки, гомозиготность, гетерозиготность. Закон доминирования, неполное доминирование. |
1 |
|
1 |
|
43 |
|
4.Второй закон Г.Меделя. |
Рецессивный, доминантный ген. Закон расщепления. Закон чистоты гамет. |
1 |
|
1 |
|
44 |
|
5.Третий закон Г.Менделя. |
Дигибридное, полигибридное скрещивание, гомозиготные особи, альтернативные признаки. Анализирующее скрещивание |
1 |
|
1 |
|
45 |
|
6. Генетическое определение пола. Лабораторная работа №4
Решение генетических задач и составление родословных.
|
Гетерогаметный пол, гомогаметный пол, половые хромосомы. Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
46 |
|
7. Решение генетических задач и составление родословных. |
Закономерности наследования признаков при моногибридном, дигибридном, анализирующем скрещивании. Неполное доминирование, наследование, сцепленное с полом. |
1 |
|
1 |
|
47 |
|
8. Генотип, как целостная система. |
Аллельный гены, генотип, доминирование, фенотип. Качественные и количественные признаки. |
1 |
|
1 |
|
48 |
|
9. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. |
Комплементарность, плейотропия, эпистаз, полимерия. |
1 |
|
1 |
|
49 |
|
10.Обобщающий урок по теме «Закономерности наследования признаков» |
Повторение темы. |
|
1 |
1 |
Тест |
|
Тема 2. Закономерности изменчивости. (6 часов) |
|
50 |
|
1. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. |
Формы изменчивости. Мутация, геном, виды мутаций. |
1 |
|
1 |
|
51 |
|
2. Значение мутаций для практики сельского хозяйства. Биотехнология |
Изменчивость, мутаген. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм. |
1 |
|
1 |
|
52 |
|
3. Комбинативная изменчивость. |
Эволюционное значение комбинативной изменчивости. |
1 |
|
1 |
|
53 |
|
4. Фенотипическая изменчивость. |
Фенотипическая или модификационная изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. |
1 |
|
1 |
|
54 |
|
5.Построение вариационной кривой. Лабораторная работа №5
Построение вариационного ряда и кривой.
|
Вариационный ряд, вариационная кривая(размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся). Изменчивость, модификация, норма реакции. |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
55 |
|
6.Обобщающий урок по теме «Закономерности изменчивости» |
Повторение темы |
|
1 |
1 |
Тест |
|
Тема 3. Селекция растений, животных и микроорганизмов. (4 часа) |
|
56 |
|
1. Центры происхождения и многообразие культурных растений. |
Сорт, порода, штамм. Экспедиция и работы Н.И.Вавилова. |
1 |
|
1 |
|
57 |
|
2. Методы селекции растений и животных. |
Гетерозис и полиплоидия, их значение. Селекция микроорганизмов. |
1 |
|
1 |
|
58 |
|
3. Достижения и основные направления современной селекции. |
Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей помышленности. |
1 |
|
1 |
|
59 |
|
4. Обобщающий урок по теме «Селекция растений, животных и микроорганизмов» |
Повторение темы |
|
1 |
1 |
Тест |
|
РАЗДЕЛ 5. Взаимоотношение организма и среды. Основы экологии. (7 часов)
Тема 1. Биосфера, ее структура и функции. (4 часа) |
|
60 |
|
1. Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. |
Биосфера — живая оболочка планеты. Компоненты биосферы: живое вещество (видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу), биокосное вещество и косное вещество биосферы (В.И.Вернадский). Биогенные механизмы, гумус, микроэлементы, фильтрация. |
|
|
|
|
61 |
|
2. Биогеоценозы, биоценозы, видовое разнообразие. Лабораторная работа №6
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
|
Естественные сообщества живых организмов. Компоненты биогеоценозов: подуценты, консументы, редуценты. Биогеоценозы, видовое разнообразие, плотность популяции, биомасса. Цепи питания. |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
62 |
|
3.Абиотические и биотические факторы среды. |
|
|
|
|
63 |
|
4. Формы взаимоотношений между организмами. Лабораторная работа №7
Изучение и описание экосистемы своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.
|
Позитивные взаимоотношения: симбиоз, мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические взаимоотношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтрализм. |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
|
Тема 2. Биосфера и человек. (3 часа) |
|
64 |
|
1.Природные ресурсы и их использование. |
Природные ресурсы и их использование. Агроэкосистемы. |
1 |
|
1 |
|
65 |
|
2. Проблемы рационального природопользования, охрана природы. |
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Защита от загрязнений, сохраненние эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
66 |
|
3. Обобщающий урок по разделу «Взаимоотношение организма и среды. Основы экологии». |
0,5 |
0,5 |
1 |
тест |
|
Заключение (4 часа) |
|
67 |
|
Повторение разделов «Эволюция живого мира» «Структурная организация живых организмов» |
1 |
|
1 |
|
68 |
|
Промежуточная аттестация |
1 |
|
1 |
|
69 |
|
Повторение раздела «Размножение и индивидуальное развитие организмов» |
1 |
|
1 |
|
70 |
|
Повторение раздела «Наследственность и изменчивость». |
1 |
|
1 |
|
Итого 70 |
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації
Головна сторінка Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция
|