Рабочая программа на 2014/2015 учебный год. Учитель: Категория: Предмет : Биология Класс: 9 Рассмотрено на заседании мо педагогов

Количество часов в неделю: по программе: 2 по учебному плану школы: 2
Рабочая программа на 2014/2015 учебный год. Учитель: Категория: Предмет : Биология Класс: 9 Рассмотрено на заседании мо педагогов

Скачати 272.96 Kb.

Дата конвертації 21.04.2016 Розмір 272.96 Kb. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Березовская средняя общеобразовательная школа № 10.

Утверждаю:

и.о. Директора МБОУ

Березовская СОШ № 10

Н. Н.Сухарева

___________________

№_____

«___»_________2014 г.

Рабочая программа

на 2014/2015 учебный год.

Учитель:

Категория:

Предмет: Биология

Класс: 9

Рассмотрено на заседании

МО педагогов

Естественно-математического

направления

«___»____________ 2014 г.

Протокол № ___

Руководитель МО

____________О. В. Полозова

Согласованно:

«_____»_________2014 г.

Заместитель директора по УВР

_____________ Н. Н. Сухарева
Программа: авторская программа основного общего образования по биологии для 9 класса – авторы: В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова, Н.И.Сонин – М.: Дрофа, 2007
Учебник: 9 класс, Учебник для общеобразовательных учебных учреждений
Авторы: В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова, Н.И.Сонин

Название: Биология. Общие закономерности.

Издательство: М.: Дрофа, 2006.- 282 с.

Количество часов в неделю:

  • по программе: ___2________

  • по учебному плану школы: ____2_____

  • практические работы: ______8_________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на базе авторской программы (авторы: В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова, Н. И. Сонин) основного общего образования по предмету «Общая биология» за 9 класс, которая рассчитана на 2 часа в неделю с общим количеством 70 часов за весь курс(авторская программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации), с учетом школьного учебного плана общее количество часов программы 70 часов.

Согласно федеральному компоненту учебного плана данный курс биологии полностью реализуется и соответствует программе.

При изучении темы «Развитие жизни на Земле» часовой объем программы увеличен на 1 час (с 3 часов до 4 часов) для закрепления и обобщения изученного материала темы.

При изучении раздела «Размножение и индивидуальное развитие организма» часовой объем программы увеличен на 1 час (с 5 часов до 6 часов) для закрепления и обобщения изученного материала раздела.

При изучении раздела «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии» часовой объем программы увеличен на 2 часа (с 5 до 7 часов) для более подробного изучения темы «Формы взаимоотношений между организмами» и для закрепления и обобщения изученного материала раздела.

Для повторения и закрепления знаний учащихся по курсу «Общая биология» взяты 4 часа из резервного времени.

Дополнительные часы взяты из резервного времени, предусмотренного авторской программой.

Цель: Изучение и формирование у учащихся теоретических и прикладных основ общей биологии.
Задачи:

  • Научить учащихся пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения происхождения и развития жизни на Земле, а так же различных групп растений и животных, в том числе и человека.
  • Продолжить развитие у учащихся давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.
  • Закрепить навык работы с микроскопом и изготовления простейших препаратов для микроскопических исследований.
  • Вырабатывать у учащихся навыки: решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале, работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план текста, конспект, реферат, владеть языком предмета.

Межпредметные связи:

Неорганическая химия, органическая химия, физическая и экономическая география, физика.

Для контроля уровня знаний учащихся используются такие виды и формы контроля как: дифференцированный, индивидуальный, письменный опрос, самостоятельная, проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания.

Компетенции

Знать

  • Особенности жизни как формы существования материи.
  • Роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации.
  • Фундаментальные понятия биологии.
  • Сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости.
  • Основные биологические теории: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза.
  • Соотношение социального и биологического в эволюции человека.

Уметь

  • Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а так же различных групп растений и животных, в том числе и человека.
  • Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.
  • Работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопических исследований.
  • Решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале.
  • Работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат.
  • Владеть языком предмета.
  • Кратко пересказывать доступный по объему текст естественно-научного характера.
  • Пользоваться приборами и следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
  • Пользоваться правилами поведения в природной среде.
  • Оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

СТРУКТУРА КУРСА

п/п Тема Количество часов

Введение. 1

1

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле.

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

2

2 Развитие биологии в додарвиновский период. 2 3 Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. 5 4 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. 2 5 Микроэволюция. 2 6 Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. 3 7 Возникновение жизни на Земле. 2 8 Развитие жизни на Земле. 4

9

Раздел 2. Структурная организация живых организмов.

Химическая организация клетки.

2

10 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. 3 11 Строение и функции клеток. 5

12

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Размножение организмов.

2

13 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) 4

14

Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов.

Закономерности наследования признаков.

10

15 Закономерности изменчивости. 6 16 Селекция растений, животных и микроорганизмов. 4

17

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

Биосфера, ее структура и функции.

4

18 Биосфера и человек. 3 19 Заключение. 4

Итого 70

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

п/п Тема Кол-во Сроки проведения 1

2

Лабораторная работа №1

Изучение приспособлений организмов к среде обитания.

Лабораторная работа №2

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

1

1

1 четверть 3

Лабораторная работа №3

Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.

1

2 четверть 4

5

Лабораторная работа №4

Решение генетических задач и составление простейших схем скрещивания.

Лабораторная работа №5

Построение вариационного ряда и вариационной кривой.

1

1

3 четверть 6

7

8 Лабораторная работа №6

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Лабораторная работа №7

Изучение и описание экосистем своей местности, выявление типов взаимодействий разных видов в данной экосистеме.

Лабораторная работа №8

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.

1

1

1 4 четверть

ИТОГО 8

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ:

  1. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закоомерности. 9 класс»; учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2006.
  2. Т.А Козлова, В.С.Кучменко; Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа 2002.
  3. Г.И.Лернер. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998.
  4. А.В.Пименов, И.И.Пименова. Биология. Дидактические материалы по разделу «Общая биология». М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004.
  5. Л.В.Реброва, Е.В.Прохоросва. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЕТЯМ:

  1. В.Н.Фросин, В.И.Сивоглазов, Готовимся к Единому государственному экзамену: Общая биология, М.: Дрофа, 2004, 216 с.
  2. С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс», М.:2004, 128 с.

Тематическое планирование по Общей биологии 9 класс («Общая биология» авторы В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова, Н.И.Сонин) (70 часов, 2 часа в неделю)

№ урока Дата Тема урока Содержание урока часы примечание теория Практ. всего

Введение (1 час)

1

1. Место курса «Общая биология» в системе естественно-научных дисциплин. Цели и задачи курса «Общая биология». Значение предмета. 1

1

РАЗДЕЛ 1

Эволюция живого мира на Земле (22 час)

Тема 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. (2 часа)

2

1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. Уровни организации живой природы. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение, изменчивость и наследственность как основа существования живой материи. Рост и развитие. 1

1

3

2. Царства живой природы. Видовое разнообразие. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. 1

1

Тема 2. Развитие биологии в додарвиновский период. (2 часа)

4

1. Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности и неизменности живой природы. 1

1

5

2.Работы К.Линнея. Зволюционая теория Ж.Б.Ламмарка. Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Зволюционая теория Ж.Б.Ламмарка. 1

1

Тема 3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. (5 часов)

6

1. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина о естественном отборе. 1

1

7

2. Учение Ч.Дарвина о искусственном отборе. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. 1

1

8

3. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. 1

1

9

4.Борьба за существование и естественный отбор. Борьба за существование и естественный отбор. Формы борьбы. Виды отбора. 1

1

10

5. Обобщающий урок по темам: «Развитие биологии в додарвиновский период», «Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора» Повторение темы. 0,5 0,5 1 Тест

Тема 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. (2 часа)

11

1. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Лабораторная работа №1

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. 0,5 0,5 1

12

2. Физиологические адаптации. Физиологические адаптации. 1

1

Тема 5. Микроэволюция. (2 часа)

13

1.Вид как генетически изолированная система. Критерии вида. Репродуктивная изоляция и ее механизмы. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. 1

1

14

2. Популяция — элементарная единица эволюция. Лабораторная работа №2

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

Популяционная структура вида, экологические и генетические характеристики популяций. 0,5 0,5 1

Тема 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. (3 часа)

15

1. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцов). Пути достижения биологического прогресса. 1

1

16

2. Основные закономерности эволюции. Результат эволюции. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. 1

1

17

3 Обобщающий урок по темам: «Микроэволюция», «Макроэволюция» Повторение темы. 0,5 0,5 1 Тест

Тема 7. Возникновение жизни на Земле. (2 часа)

18

1.Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А.И.Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. 1

1

19

2.Филогенетические связи в живой природе. Филогенетические связи в живой природе. Естественная классификация живых организмов. 1

1

Тема 8. Развитие жизни на Земле. (4 часа)

20

1. Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эру. Первые следы жизни на Земле. Появление всех типов беспозвоночных животных. Первые хордовые: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие водных растений. Появление и эволюция сухопутных растений, Папоротники. Голосеменные растения. 1

1

21

2. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Появление птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. 1

1

22

3. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Стадии эволюции человека. Свойства человека как биологического вида. Человеческие расы, антинаучность расизма. 1

1

23

4. Обобщающий урок по темам: «Возникновение жизни на Земле», «Развитие жизни на Земле». Повторение темы. 0,5 0,5 1 Тест

РАЗДЕЛ 2. Структурная организация живых организмов. (10 часов)

Тема 1. Химическая организация клетки. (2 часа)

24

1. Элементарный состав клетки. Неорганические молекулы живого вещества. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы. Микроэлементы. 1

1

25

2. Органические молекулы. Биологические полимеры. Белки, жиры, углеводы, ДНК, РНК. Функции белковых молекул. Углеводы, их строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный элемент клеточных мембран и источник энергии. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК. 1

1

Тема 2. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. (3 часа)

26

1. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Ассимиляция, диссимиляция. 1

1

27

2. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии в клетке. Расщепление глюкозы — гликолиз, брожение, дыхание. 1

1

28

3. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Биосинтез белков: ген, триплет, генетический код, кодон, транскрипция, трансляция, антикодон. Принцип комплементарности. Биосинтез жиров и углеводов в клетке. 1

1

Тема 3. Строение и функции клеток. (5 часов)

29

1.Прокариотические клетки. Строение бактериальной клетки. Прокариотические клетки, форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки, организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий, спорообразование, размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. 1

1

30

2. Эукариотическая клетка. Цитоплазма, органеллы цитоплазмы Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки, органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет, включения, их роль в метаболизме клеток. Особенности строения растительной клетки. 1

1

31

3. Эукариотическая клетка. Клеточное ядро. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. 1

1

32

4. Деление клеток. Клеточная теория строения организмов. Лабораторная работа №3

Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.

Понятие о дифференцировке клеток в многоклеточном организме. Митотический цикл: интерфаза, Редупликация ДНК, митоз, фазы митотического деления, биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях. Клеточная теория строения организмов. 0,5 0,5 1

33

5. Обобщающий урок по разделу «Структурная организация живых организмов». Повторение темы. 0,5 0,5 1 Тест

РАЗДЕЛ 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов. (6 часов)

Тема 1. Размножение организмов. (2 часа)

34

1. Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение. Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных, вегетативное размножение. 1

1

35

2. Половое размножение животных и растений. Образование половых клеток, гаметы, гермафродитизм. Особенности сперматогенеза и овогенза. Оплодотворение, осеменение. Биологическое значение полового размножения. 1

1

Тема 2. Индивидуальное развитие организмов, онтогенез. (4 часа)

36

1. Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления, образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция, закономерности образования двухслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифферецировка тканей, органов и систем. 1

1

37

2. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие: полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. 1

1

38

3. Общие закономерности развтия. Закон зародышевого сходства. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К.Бэра). Биогенетический закон (Э.Геккель и К.Мюллер). Работы А.Н.Северцова. Об эмбриональной изменчивости. 1

1

39

4. Обобщающий урок по разделу «Размножение и индивидуальное развитие организмов» Повторение темы.

1 1 Тест

РАЗДЕЛ 4.Наследственность и изменчивость организмов.(20 часов)

Тема 2. Закономерности наследования признаков. (10 часов)

40

1. Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков. Ген, мутация, генотип, локус, хромосома, аллельные гены, фенотип. 1

1

41

2. Гибридологический метод изучения наследственности Г.Менделя. Цветковые растения, самоопыление, перекрестное опыление, наследственность, чистые линии. Гибридологический метод — метод скрещивания. 1

1

42

3. Первый закон Г.Менделя Половое размножение, гибридизация, гибрид, моногибридное скрещивание, доминантный и рецессивный признаки, гомозиготность, гетерозиготность. Закон доминирования, неполное доминирование. 1

1

43

4.Второй закон Г.Меделя. Рецессивный, доминантный ген. Закон расщепления. Закон чистоты гамет. 1

1

44

5.Третий закон Г.Менделя. Дигибридное, полигибридное скрещивание, гомозиготные особи, альтернативные признаки. Анализирующее скрещивание 1

1

45

6. Генетическое определение пола. Лабораторная работа №4

Решение генетических задач и составление родословных.

Гетерогаметный пол, гомогаметный пол, половые хромосомы. Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. 0,5 0,5 1

46

7. Решение генетических задач и составление родословных. Закономерности наследования признаков при моногибридном, дигибридном, анализирующем скрещивании. Неполное доминирование, наследование, сцепленное с полом. 1

1

47

8. Генотип, как целостная система. Аллельный гены, генотип, доминирование, фенотип. Качественные и количественные признаки. 1

1

48

9. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. Комплементарность, плейотропия, эпистаз, полимерия. 1

1

49

10.Обобщающий урок по теме «Закономерности наследования признаков» Повторение темы.

1 1 Тест

Тема 2. Закономерности изменчивости. (6 часов)

50

1. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Формы изменчивости. Мутация, геном, виды мутаций. 1

1

51

2. Значение мутаций для практики сельского хозяйства. Биотехнология Изменчивость, мутаген. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм. 1

1

52

3. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. 1

1

53

4. Фенотипическая изменчивость. Фенотипическая или модификационная изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. 1

1

54

5.Построение вариационной кривой. Лабораторная работа №5

Построение вариационного ряда и кривой.

Вариационный ряд, вариационная кривая(размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся). Изменчивость, модификация, норма реакции. 0,5 0,5 1

55

6.Обобщающий урок по теме «Закономерности изменчивости» Повторение темы

1 1 Тест

Тема 3. Селекция растений, животных и микроорганизмов. (4 часа)

56

1. Центры происхождения и многообразие культурных растений. Сорт, порода, штамм. Экспедиция и работы Н.И.Вавилова. 1

1

57

2. Методы селекции растений и животных. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Селекция микроорганизмов. 1

1

58

3. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей помышленности. 1

1

59

4. Обобщающий урок по теме «Селекция растений, животных и микроорганизмов» Повторение темы

1 1 Тест

РАЗДЕЛ 5. Взаимоотношение организма и среды. Основы экологии. (7 часов)

Тема 1. Биосфера, ее структура и функции. (4 часа)

60

1. Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. Биосфера — живая оболочка планеты. Компоненты биосферы: живое вещество (видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу), биокосное вещество и косное вещество биосферы (В.И.Вернадский). Биогенные механизмы, гумус, микроэлементы, фильтрация.

61

2. Биогеоценозы, биоценозы, видовое разнообразие. Лабораторная работа №6

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Естественные сообщества живых организмов. Компоненты биогеоценозов: подуценты, консументы, редуценты. Биогеоценозы, видовое разнообразие, плотность популяции, биомасса. Цепи питания. 0,5 0,5 1

62

3.Абиотические и биотические факторы среды.

63

4. Формы взаимоотношений между организмами. Лабораторная работа №7

Изучение и описание экосистемы своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.

Позитивные взаимоотношения: симбиоз, мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические взаимоотношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтрализм. 0,5 0,5 1

Тема 2. Биосфера и человек. (3 часа)

64

1.Природные ресурсы и их использование. Природные ресурсы и их использование. Агроэкосистемы. 1

1

65

2. Проблемы рационального природопользования, охрана природы. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Защита от загрязнений, сохраненние эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. 0,5 0,5 1

66

3. Обобщающий урок по разделу «Взаимоотношение организма и среды. Основы экологии». 0,5 0,5 1 тест

Заключение (4 часа)

67

Повторение разделов «Эволюция живого мира» «Структурная организация живых организмов» 1

1

68

Промежуточная аттестация 1

1

69

Повторение раздела «Размножение и индивидуальное развитие организмов» 1

1

70

Повторение раздела «Наследственность и изменчивость». 1

1

Итого 70

База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий