Скачати 1.27 Mb.
1 2 3 4 5 6
10 класс
Пояснительная записка
В двадцать первый век человечество вошло в период новых социальных, технических и культурных перемен, которые обусловлены достижениями человечества во всех сферах его деятельности.
В то же время жизнедеятельность человека привела к появлению глобальных проблем в области безопасности жизнедеятельности. Это угроза экологической катастрофы от деградации окружающей природной среды, это демографическая обстановка в стране, рост международного терроризма.
В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшения состояния здоровья населения страны. Это во многом связано с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Слабая подготовка населения в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение населением правил дорожного движения и пожарной безопасности; пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели людей.
В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и обеспечить снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в специальной отдельной образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности».
Рабочая программа учебного курса «ОБЖ» в 10 классе составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
2. Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
3. Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
4. Приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 года № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год»;
5. Примерная программа основного общего образования по «ОБЖ»,составленная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденная Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва,2004г;
6. Примерная программа по курсу «ОБЖ» автор Смирнов А.Т. Москва, «Просвещение»
2008г.
7. Годовой календарный график МБОУ СОШ № 51 с.Березовка на 2013-2014 учебный год.
Место предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения «ОБЖ» на базовом уровне основного общего образования — минимальный уровень.
В 10 классе на изучение предмета отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю (35 учебных недель).
В соответствии с учебным планом, с государственными праздниками и расписанием МБОУ СОШ № 51
с. Березовка на 2012-2013 учебный год, данная программа рассчитана на 33 часа в учебном году.
Из общего количества часов, отведенных она изучение курса «ОБЖ», мною было сокращено количество часов за счет уплотнения и блоковой подачи учебного материала по темам, «Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний» на 1 час, «Здорового образа жизни и его составляющие» на 3 часа. По выбору образовательного учреждения включена тема «Правила дорожного движения» 2 часа.
По выбору образовательного учреждения первые уроки в первой и третьей четвертях включают информацию по антитеррористической деятельности, а второй урок в первой четверти содержит информацию по противопожарной безопасности.
Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ № 51 с. Березовка. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного среднего общего образования по «ОБЖ» и авторской программой учебного курса.
Преобладающими формами текущего контроля выступают устный опрос (самостоятельные и практические работы, тестирование).
ЦЕЛИ программы:
- Познакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями природного характера, их причинами, последствиями, влиянием на человека.
- Учить правильным действиям при возникновении стихийных бедствий.
Воспитывать у учащихся заботу о своем здоровье и безопасности
Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:
- Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства.
2.Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.
3.Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
4.Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников, принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы.
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ:
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:
Знать:
- основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
- наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
- организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;
- права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- приемы и правила оказания первой медицинской помощи.
Уметь:
- доступно объяснить значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
- предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
- соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;
- соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
- перечислить последовательность действий при оповещении возникновения угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
- невосприимчивости к вредным привычкам;
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, ближний, дальний и международный туризм);
- проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.
VI. Характеристика контрольно-измерительных материалов,
используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний.
Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально — тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.
Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс- опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи)
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине.
Владеть компетенциями:
-информационно-поисковой;
-учебно-познавательной;
-коммуникативной;
-рефлексивной;
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ.
- Основы безопасности личности, общества и государства.
- Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
- Основы обороны государства.
- Правила дорожного движения.
Содержание учебного предмета
10 класс.
повседневной жизни.
Правила поведения в условиях автономии на природе. Ориентирование на местности. Личная без
опасность на дорогах.
Личная безопасность в криминогенных ситуациях. Личная безопасность при угрозе теракта. Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности.
Самостоятельная работа.
Классификация ЧС, их причины и последствия.
полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности.
Самостоятельная работа.
государства.
Внешняя и внутренняя угроза национальной безопасности России.
Роль ВС РФ в обеспечении национальной безопасности России.
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.
роль ВС РФ для национальной безопасности России;
что представляет собой терроризм как общественное явление и какую опасность он представляет для национальной безопасности России;
правила поведения заложников.
инфекционных
заболеваний.
Гражданская оборона Российской Федерации;
МЧС России.
жизни и его составляющие.
Инженерная защита населения и территорий от ЧС. Оповещение населения.
Эвакуация населения.
Аварийно – спасательные и другие неотложные работы..
Самостоятельная работа.
составная часть
обороноспособ-
ности страны.
Основные понятия о здоровье. Духовное, физическое и социальное здоровье.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ).
Вредные привычки.
Репродуктивное здоровье.
Практическая работа.
Федерации — защитники нашего Отечества.
ИППП.
ВИЧ- инфекция.
СПИД.
отказываться от вредных привычек и ранних половых связей.
История их создания, предназначение и решаемые задачи. Войска и формирования не входящие в состав ВС РФ.
Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге.
полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах.
Самостоятельная работа.
Календарно-Тематическое планирование уроков
по курсу «ОБЖ» 10 класс.
ния урока
урока
часов
самостоятельная работа с текстом.
самостоятельная работа с текстом.
творческих задач.
творческих задач.
творческих задач.
самостоятельная работа с текстом.
самостоятельная работа.
самостоятельная работа с текстом.
самостоятельная работа с текстом.
самостоятельная работа с текстом.
Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.
График прохождения учебного материала по курсу ОБЖ в 2013-2014 учебном году.
Учитель: Носик Владимир Егорович 10 класс
л
а
с
с
А
С
с
11.10.
15.11.
20.12.
21.02.
04.04.
16.05.
23.05.
30.05
П..Р. — практическая работа; С.Р. — самостоятельная работа; Т. — тест
Программно-методическое обеспечение курса ОБЖ в 10 классе.
Преподаватель: Носик Владимир Егорович.
р
е
д
м
е
т
л
а
с
с
программы
издания
часов
Б
Ж
Смирнов А. Т. 2008г., рекомендована Министерством образования РФ.
ОБЖ А. Т. Смирнов 2002г. АСТ.
Большая энциклопедия выживания.
Москва 2001.
Журнал «ОБЖ».
Тематический контроль по ОБЖ 10-11. Москва 2001
ОБЖ В. Н. Латчук, Москва, 2002.
В. Б. Бубнов, Т.А. Бубнов
« Основы медицинских знаний»
Москва 2007г.
Правила дорожного движения. Москва 2010г.
Уставы ВС РФ.
Основы военной службы (тесты. практические задания).
Тесты основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы.
ОБЖ А. Т. Смирнов 2002г. АСТ.
Большая энциклопедия выживания.Москва 2001.
Журнал «ОБЖ».
ОБЖ В. Н. Латчук, Москва,
2002.
В. Б. Бубнов, Т.А. Бубнов
« Основы медицинских знаний»Москва 2007г.
Правила дорожного движения. Москва 2010г.
1 2 3 4 5 6
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция