Примерная программа дисциплины история медицины

Цель дисциплины изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества
Примерная программа дисциплины история медицины

Скачати 226.97 Kb.

Дата конвертації 24.04.2016 Розмір 226.97 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

____________ _____________________

(подпись) (ФИО)

«____» ________ 20.. г.

Вводится в действие с»____» ________ 20… г.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ Для студентов обучающихся по:

специальности Стоматология Форма обучения очная

Москва

2010.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины — изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.

При этом задачами дисциплины являются:

— обучить студентов объективно анализировать исторические явления, достижения и перспективы развития медицины и здравоохранения;

— показать общие закономерности всемирно–исторического процесса становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени;

— раскрыть достижения выдающихся цивилизаций и каждой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития человечества;

— показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;

— ознакомить студентов с жизнью выдающихся ученых и врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности;

— прививать этические принципы врачебной деятельности; показать особенности развития врачебной этики в различных цивилизациях и странах мира, философские основы и исторические условия их формирования;

— воспитывать в студентах высокие моральные качества: любовь к своей профессии, верность долгу, чувства гуманизма и патриотизма;

— расширить общий научный и культурный кругозор учащихся.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА

Дисциплина «История медицины» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин, по специальностям: Лечебное дело, Педиатрия, Медико-профилактическое дело, Медицинская биохимия, Медицинская биофизика и Медицинская кибернетика высшего профессионального медицинского образования, изучается в третьем семестре, является базовой в медицинском образовании по соответствующему циклу дисциплин.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

— всеобщая история;

— история России;

— обществознание;

— основные медико–биологические дисциплины.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:

способен и готов к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

способен и готов к анализу значимых общественных событий и тенденций, к ответственному участию в общественной жизни, к использованию основных понятий и закономерностей мирового исторического процесса, использованию историко-медицинской терминологии; уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям; оценивать политику государства, проявлять в своем поведении элементы политической культуры (ОК-3);

способен и готов к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

способен и готов к письменной и устной коммуникации на государственном языке и владению одним из иностранных языков на уровне бытового общения (ОК-6);

способен и готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; к соблюдению правил врачебной этики, сохранению врачебной тайны; к соблюдению законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

— основные этапы и общие закономерности становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени;

— отличительные черты развития врачевания и медицины в различные исторические периоды (первобытное общество, древний мир, средние века, новое время и новейшая история);

— достижения крупнейших цивилизаций в области врачевания и медицины в процессе поступательного развития их духовной культуры;

— вклад выдающихся врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и деятельности в истории человечества.

Уметь:

— анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе поступательного развития врачевания и медицины от истоков до современности;

— понимать логику и закономерности развития медицинской мысли и деятельности на различных этапах истории человечества и применять эти знания в своей практике;

— грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам общей истории медицины;

— использовать в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины, культуры и врачебной этики, приобретенные в процессе обучения;

— постоянно совершенствовать и углублять свои знания по истории избранной специальности;

— стремиться к повышению своего культурного уровня;

— достойно следовать в своей врачебной деятельности идеям гуманизма и общечеловеческих ценностей.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы Форма обучения — очная

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестр

II Аудиторные занятия (всего) 48 48 В том числе

Лекции (Л) 18 18 Практические занятия (ПЗ) 30 30 Самостоятельная работа (всего) 24 24 В том числе

Курсовая работа 12 12 Другие виды самостоятельной работы 12 12 Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет

Общая трудоемкость часы 72

зачетные единицы 2

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п Название раздела дисциплины базовой части ФГОС Содержание раздела

Введение.

Врачевание в первобытном обществе. История, культура и медицина. Периодизация и хронология истории медицины. Источники изучения. Медицина и искусство.

Становление первобытного общества и первобытного врачевания (Становление человека и человеческого общества. Праобщина и зачатки врачевания).

Врачевание в период зрелости первобытного общества (Общественные отношения и духовная культура. Врачевание и зарождение культов и верований. Трепанация черепа).

Врачевание в период разложения первобытного общества (Общественные отношения и духовная культура. Врачевание и врачеватели).

Медицина — народная, традиционная, научная.

Врачевание в странах Древнего Востока. Врачевание в Древней Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия)

Врачевание в Шумере (История. Мифология и врачевание. Развитие врачевания).

Врачевание в Вавилонии и Ассирии (История. Мифология и врачевание. Развитие врачевания).

Врачевание в Древнем Египте (История. Мифология и врачевание. Развитие медицинских знаний).

Врачевание в Древней Индии (История. Санитарное дело периода Индской цивилизации. Врачевание в ведийский период. Врачевание классического периода).

Врачевание в Древнем Китае (История. Философские основы китайской медицины. Традиционная китайская медицина).

Врачевание и медицина античного Средиземноморья. Врачевание и медицина в Древней Греции (История. Мифология и врачевание).

Врачевание крито–ахейского периода.

Врачевание предполисного периода.

Врачевание полисного периода.

Медицина классического периода (Философские основы древнегреческой медицины. Врачебные школы. Гиппократ. «Гиппократов сборник». Врачебная этика в Древней Греции).

Медицина эллинистического периода (История. Философские основы. Александрийский Мусейон и медицина).

Медицина в Древнем Риме

Врачевание в царский период

Медицина периода Республики (Санитарное дело. Начала организации медицинского дела. Философские основы медицины древнего Рима).

Медицина периода Империи (Становление военной медицины. Развитие медицинского дела. Развитие медицинских знаний. Гален: его учение и галенизм. Становление христианства и медицина).

Медицина Раннего (V-Х вв.) и Классического (ХI-ХV вв.) Средневековья. Медицина в Византийской империи (395-1453) (История. Санитарно–технические сооружения. Византийская наука и религия. Развитие медицинских знаний. Образование и медицина).

Медицина Древней Руси (IХ-ХV вв.) (Врачевание в Древнерусском государстве. История. Развитие врачевания. Нашествие Золотой Орды).

Медицина народов средневекового Востока (VII-ХVII вв.)

Медицина в халифатах (VII-ХI вв.) (История. Арабоязычная культура и медицина. Больничное дело).

Медицина народов Средней Азии (Х-ХV вв.) (История. Ибн Сина).

Медицина Юго-Восточной Азии (IV-ХVII вв.). Китай. Тибет.

Медицина в Западной Европе в периоды Раннего и Развитого средневековья (V–ХV вв.) (История. Больничное дело. Образование и медицина. Схоластика и медицина. Эпидемии повальных болезней).

Медицина Позднего Средневековья (ХV-ХVII вв.). Медицина в Западной Европе в эпоху Возрождения (ХV–ХVII вв.) (История. Становление анатомии как науки. Становление физиологии как науки. Ятрофизика. Ятрохимия и медицина. Эпидемии и учение о контагии. Развитие хирургии. Больничное дело и монастыри).

Медицина народов Американского континента до и после конкисты (История. Развитие медицинских знаний. Организация медицинского дела.

Медицина в Московском государстве (ХV–ХVII вв.) (Народная медицина. Эпидемии. Первые аптеки и Аптекарский приказ. Доктора медицины и лекари).

Медико–биологическое направление в медицине Нового времени. Общая биология и генетика (Теория эволюции органического мира. Учение о наследственности и изменчивости).

Анатомия.

Гистология (Эмпирический период. Микроскопический период).

Эмбриология.

Общая патология (патологическая анатомия и патологическая физиология).

Микробиология (Эмпирический период. Физиология и экспериментальная медицина (Эмпирический период. Экспериментальный период).

Клиническая медицина Нового времени. Внутренние болезни (Утверждение клинического метода. Медицинское дело и медицинское образование в России в ХVIII в. Первые методы и приборы физического обследования. Развитие медицины и медицинского образования в России в ХIХ в.).

Инфекционные болезни и эпидемиология.

Педиатрия.

Психиатрия.

Хирургия (Техника операций. Создание топографической анатомии. Открытие и введение наркоза. Н.И.Пирогов – основоположник военно–полевой хирургии. Антисептика и асептика. Учение о переливании крови).

Акушерство и гинекология.

Зубоврачевание и стоматология.

Общественное здоровье в Новой истории (Общественная медицина. Земская медицина. Экспериментальная гигиена).

Медицина ХХ столетия

Становление советской медицины. Создание Наркомздрава РСФСР. Принципы советской медицины. И.П.Павлов — «старейшина физиологов мира». Медицина в годы Великой Отечественной войны.

Основные достижения медицины в ХХ столетии. Нобелевские премии в области медицины или физиологии. Тенденции развития медицины и здравоохранения.

Международное сотрудничество в области медицины (Международный Красный Крест. Лига Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Всемирная организация здравоохранения. Движение «Врачи мира за предотвращение ядерной войны».

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

п/п Название обеспечиваемых (последующих) дисциплин №№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин 1 2 3 4 5 6 7 8 … 1. Модуль клинических дисциплин профессионального цикла

+ + + + + + +

2. Модуль терапевтических дисциплин профессионального цикла + + + + + + + +

3. Модуль хирургических дисциплин профессионального цикла + + + + + + + +

4. Модуль медико-профилактических дисциплин профессионального цикла + + + + + + + +

5.3. Разделы дисциплины и виды занятий.

п/п Название раздела дисциплины Л ПЗ СРС Всего часов 1.

Введение.

Врачевание в первобытном обществе. 2 2 2 6 2. Врачевание в странах Древнего Востока. 2 2 2 6 3. Врачевание и медицина античного Средиземноморья. 2 2 2 6 4. Медицина Раннего (V-Х вв.) и Классического (ХI-ХV вв.) Средневековья. 2 4 3 9 5. Медицина Позднего Средневековья (ХV-ХVII вв.). 2 4 3 9 6. Медико-биологическое направление в медицине Нового времени. 2 4 3 9 7. Клиническая медицина Нового времени. 3 6 4,5 13,5 8. Медицина ХХ столетия 3 6 4,5 13,5

5.4. Лекции

п/п Название тем лекций С Объем по семестрам II 1. Введение: история, культура, медицина. Врачевание в первобытном обществе. 2 2. Врачевание в странах Древнего Востока 2 3. Медицина античного Средиземноморья (Древняя Греция, Древний Рим) 2 4. Медицина Раннего (V–X вв.) и классического (XI–ХV вв.) Средневековья 2 5. Медицина Позднего Средневековья (XV–XVII вв.) 2 6. Медицина Нового времени (середина XVII–XIX вв.): медико–биологическое направление 2 7. Медицина Нового времени (середина XVII–XIX вв.): клиническая медицина 3 8. Медицина Новейшего времени (ХХ столетие): Здравоохранение и медицина в России. основные достижения и международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения 3

5.5. Практические занятия

п/п Название тем практических занятий Объем по семестрам II 1. Введение: история, культура, медицина. Периодизация и хронология истории медицины. Источники изучения. Медицина и искусство.

Врачевание в первобытном обществе. Народное врачевание

2 2. Врачевание в странах Древнего Востока (страны Месопотамии, Древний Египет) Врачевание в странах Древнего Востока (Древняя Индия, Древний Китай) 2 3. Медицина Древней ГрецииМедицина Древнего Рима 2 4. Медицина Раннего (V–X вв.) и классического (XI–ХV вв.) Средневековья (Византийская империя, Киевская Русь, халифаты, средневековый Восток) 2 5. Медицина Раннего (V–X вв.) и классического (XI–ХV вв.) в Западной Европе 2 6. Медицина Позднего Средневековья (XV–XVII вв.): эпоха Возрождения в Западной Европе; Московское государство 2 7. Медицина Позднего Средневековья (XV–XVII вв.): доколумбовая Америка (майя, ацтеки, инки) 2 8. Медицина Нового времени (середина XVII–XIX вв.): медико–биологическое направление (великие естественнонаучные открытия, анатомия, общая патология, микробиология, физиология) 2 9. Медицина Нового времени (середина XVII–XIX вв.): медико–биологическое направление (великие естественнонаучные открытия, анатомия, общая патология, микробиология, физиология) 2 10. Медицина Нового времени (середина XVII–XIX вв.): клиническая медицина (терапевтическое направление); гигиена и общественное здоровье. 2 11. Медицина Нового времени (середина XVII–XIX вв.): клиническая медицина (хирургическое направление). 2 12. Медицина Новейшего времени (ХХ столетие): Здравоохранение и медицина в России 4

Медицина ХХ столетия: основные достижения и международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения 4

5.6. Лабораторные работы не предусмотрены

5.7. Семинары не предусмотрены

5.8. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа Всего

24 Объем по семестрам II В том числе:

Курсовая работа (написание и защита) 12 12 Самостоятельная подготовка по темам практических занятий 12 12

6.ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ:

  1. Философские основы и история врачевания и медицины одной их цивилизаций Древнего мира (например, Древнего Египта, Древнего Китая, Древней Индии, античной Греции, Древнего Рима и др.).
  2. Вклад выдающихся ученых-медиков прошлого в развитие медицины (например, Галена, Ибн Сины, Парацельса и др.).
  3. Религия и медицина (например, в Западной Европе в период классического Средневековья, в Византийской империи, Халифате и т.п.).
  4. Медицина эпохи Возрождения (одного из направлений развития).
  5. Медицина доколумбовых цивилизаций Америки.
  6. История борьбы с особо опасными инфекциями (например, оспой, чумой или холерой) или современными инфекционными заболеваниями (гепатиты, СПИД и др.).
  7. История развития отечественной медицины в определенный период (например, в Древнерусском государстве, Московском государстве, в эпоху Петра I, при Екатерине II и др.).
  8. Земская медицина – приоритет России.
  9. Становление и развитие медицинского образования в России (на различных этапах истории).
  10. Становление медицинского образования в Западной Европе (история университетского образования).
  11. История развития одной из медико-биологических наук (например, анатомии, физиологии, патологии, микробиологии, генетики и др. или их выдающихся представителей).
  12. Развитие методов обследования и лечения больного (например, термометрии, аускультации и др., а также современных методов – биохимических, УЗИ, КТ, МРТ и др.).
  13. История развития одного из направлений медицины (например, акушерства и гинекологии, педиатрии, внутренних болезней, инфекционных болезней, психиатрии, сестринского дела, анестезиологии, отдельных направлений хирургии, трансплантологии и многих других).
  14. История жизни и деятельности одного из выдающихся деятелей медицины (например, И.М.Сеченова, Н.И.Пирогова, С.П.Боткина, И.П.Павлова, других отечественных и зарубежных ученых).
  15. История педиатрии (например, отдельных ее направлений или выдающихся представителей).
  16. Становление и развитие гигиены (или одного из ее направлений).
  17. История зубоврачевания и стоматологии (или вклад выдающихся ученых в их развитие).
  18. История военной медицины. Героизм военных медиков.
  19. Не врачи – в медицине (одна из биографий).
  20. Опыты врачей на себе (героизм врачей, изучение определенных болезней).
  21. Нобелевские премии по физиологии или медицине (история одного открытия).
  22. Международный Красный Крест: история становления и деятельность.
  23. История Всемирной организации здравоохранения и ее роль в современном мире.
  24. История развития медицины и здравоохранения Вашего города, региона, края (или вклад известных ученых, врачей, организаторов здравоохранения).
  25. История Вашего высшего учебного заведения или факультета (или его, профессоров, преподавателей и выпускников) в развитие медицины.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература

Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений / 9-е изд., стереотип. (гриф Минобразования РФ). — М.: Издательский центр «Академия», 2009. —560 с..

б) дополнительная литература:

Бородулин В.И. История клинической медицины от истоков до середины 19-го века: Учеб. пособие. — М.: Медицина, 2008. – 180 с.

Гладких П.Ф., Локтев А.Е. Очерки истории отечественной военной медицины. Служба здоровья в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. / Под ред Б.Г.Гайдара. – СПб., 2005. – 720 с.

Григорьян Н.А. Иван Петрович Павлов. 1849–1936. Ученый. Гражданин. Гуманист. К 150-летию со дня рождения. — М.: Наука, 1999. — 312 с.

Григорьян Н.А. Иван Михайлович Сеченов, 1829-1905. – М.: Наука, 2004. – 362 с.

Иванюшкин А.Я., Хетагурова А.К. История и этика сестринского дела: Учебное пособие. – М.: ГОУ ВНУМЦ МЗ РФ, 2003. – 320 с.

Кэмбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика: Пер. с англ.: Учебное пособие / Под ред. Ю.М.Лопухина, Б.Г.Юдина. – М.: ГЕОТАР-МЕД, 2004. – 400 с.

Микиртичан Г.Л., Суворова Р.В. История отечественной педиатрии: Лекции. – СПб., СПбПМА, 1998. – 156 с.

Мирский М.Б. Медицина России X-XX веков. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2005. — 632 с.

Мирский М.Б. История медицины и хирургии: Учебное пособие для студ.. высш. мед. учеб. заведений – М.: Гэотар-Медиа, 2010. – 528 с.

Пашков К.А., Белолапоткова А.В. Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины : Для студентов стоматологического факультета. – М.: Вече, 2004. – 248 с.

Пашков К.А. Зубоврачевание и стоматология в России IX-XX вв. Основные направления развития. – М.: МГМСУ, 2008. – 320 с.

Сорокина Т.С. Программа дисциплины История медицины. Для специальностей: 040100 — «Лечебное дело», 040200 — «Педиатрия», 040300 — «Медико–профилактическое дело», 040400 — «Стоматология» / 2-е изд., переработ. и дополн. — М.: Изд-во РУДН, 2003. — 44 с.

Сорокина Т.С. Медицинские профессии: Учеб пособие. – М. Издательский центр «Академия», 2009. —368 с.

Сточик А.М., Пальцев М.А., Затравкин С.Н. Медицинский факультет Московского университета в реформах просвещения первой трети XIX века. 2-е изд., доп. — М.: Шико, 2001. — 338 с.

Сточик А.М., Пальцев М.А., Затравкин С.Н. Разработка и внедрение этапности клинического преподавания в Московском университете.— М.: Медицина, 2002. — 175 с.

Троянский Г.Н. Краткие биографические данные и научные направления исследований отечественных ученых в области зубоврачевания и стоматологии. — М.: Вече, 2004. — 168 с.

в) программное и коммуникационное обеспечение (программное обеспечение и Интернет-ресурсы):

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Классы для занятий историей медицины оснащаются компьютерами и проекционной аппаратурой для демонстрации презентаций в PowerPoint, учебных видео- и кинофильмов, а также для использования компьютерных программ контроля знаний студентов.

9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

    В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных разработок, деловых и ролевых игр и т.п.) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны бытьпредусмотрены встречи с видными российскими и зарубежными учеными и специалистами, общественными деятелями, работниками культуры и образования.

    Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием дисциплины. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 10% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа не могут составлять более 30% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС).

Разработчик:

Место работы Занимаемая должность Инициалы, фамилия РУДН Профессор, зав курсом истории медицины Т.С.Сорокина

База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий