1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного специального

Скачати 2.35 Mb.

Сторінка 1/13 Дата конвертації 16.04.2016 Розмір 2.35 Mb.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   13

Муниципальное автономное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида «Надежда»

Принято на Педагогическом совете Утверждено и введено в действие

протокол № 3 от «30» декабря2014г. приказом № 193 от «31» декабря 2014г.
Директор _____________Н.Ф. Буханова

Основная образовательная программа

начального общего образования
муниципального автономного специального (коррекционного)

образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья «Нижнекамская

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VI вида «Надежда»

г. Нижнекамск

Содержание

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3

1.1. Пояснительная записка 3

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 8

ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики) 43

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования. 45

2. Содержательный раздел. 63

2.1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. 63

2.2. Программы отдельных учебных предметов курсов и курсов внеурочной деятельности. 69

2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся 70

2.4. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. 91

3. Организационный раздел. 107

3.1. Учебный план начального общего образования. 107

Иностранный язык 113

(английский язык) 113

ИТОГО 114

Часть, формируемая участниками образовательного процесса 114

ВСЕГО 114

114

Формы проведения промежуточной аттестации 114

при получении начального общего образования 114

А также итоговая комплексная работа в соответствии с ФГОС:1-4 классы 115

3.2. Календарный учебный график. 116

3.3. План внеурочной деятельности. 118

3.4. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. 128

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида «Надежда» (далее – МАУО «Надежда») разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно — нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа сформирована с учётом первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения и характерных особенностей для младшего школьного возраста.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

— формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

— обеспечение планируемых результатов по освоению целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, особыми образовательными потребностями;

— развитие личности обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата в ее индивидуальности, самобытности с обеспечением преодоления им возможных трудностей двигательного, коммуникативного, личностного развития, обусловленных негативным влиянием патогенного фактора, его успешной социальной адаптации и интеграции;

— достижение планируемых результатов освоения ООП НОО обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);

— осуществление коррекционной работы, обеспечивающей минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности обучающихся с НОДА на освоение ими ООП НОО, сохранение и поддержание физического и психического здоровья, профилактику (при необходимости), коррекцию вторичных нарушений, оптимизацию социальной адаптации и интеграции;

— выявление и развитие способностей обучающихся с НОДА через организацию общественно-полезной деятельности, организацию кружков;

— организацию творческих и интеллектуальных соревнований и проектно-исследовательской деятельности, физкультурно-оздоровительной деятельности;

— участие обучающихся с НОДА, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

— использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;

— предоставление обучающимся с НОДА возможности накопления опыта самостоятельной и активной деятельности в процессе реализации освоенных умений и навыков в урочной и внеурочной деятельности;

— включение обучающихся с НОДА в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды.

1.1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся
Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — неоднородная по составу группа школьников. Группа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности.

В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата. По типологии двигательных нарушений, предложенной И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, выделяются:

  1. Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит.
  2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипозы.
  3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

В других классификациях дополнительно к перечисленным выделяется группа нарушений опорно-двигательного аппарата наследственной патологии с прогрессирующими мышечными атрофиями (миопатия Дюшена, амиотрофия Верднига-Гофмана и др.)

По классической классификации, предложенной К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой и М.К. Смуглиной, детский церебральный паралич может быть представлен формами: спастическая диплегия; двойная гемиплегия; гемипаретическая форма; гиперкинетическая форма; атонически- астатическая форма.

При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений — например, тяжелые двигательные расстройства, могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП — с тяжелым недоразвитием отдельных психических функции или психики в целом.

Для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.

Для организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка её результативности, необходимо опираться на типологию, которая должна носить педагогически ориентированный характер.

1группа: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с ортопедическими средствами, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.

2 группа: дети с лёгким дефицитом познавательных и социальных способностей, передвигающиеся при помощи ортопедических средств или лишенные возможности самостоятельного передвижения, имеющие нейросенсорные нарушения в сочетании с ограничениями манипулятивной деятельности и дизартрическими расстройствами разной степени выраженности. Задержку психического развития при ДЦП чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии.

3группа: дети с двигательными нарушениями разной степени выраженности с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, осложненными нейросенсорными нарушениями, а также имеющими дизартрические нарушения и системное недоразвитие речи. У детей с умственной отсталостью нарушения психических функций чаще носят тотальный характер. На первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности — абстрактно-логического мышления и высших, прежде всего гностических, функций. При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях менее выражены состояния с чувством неполноценности, но отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации.

4группа: дети имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза и, как следствие, полная или почти полная зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и речемоторных функций порождения экспрессивной речи. Степень умственной отсталости колеблется от выраженной до глубокой. Дети данной группы с менее выраженным интеллектуальным недоразвитием имеют предпосылки для формирования представлений, умений и навыков, значимых для социальной адаптации детей. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что позволяет обучать детей пользоваться невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.); наличие отдельных двигательных действий (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.), создаёт предпосылки для обучения детей выполнению доступных операций самообслуживания и предметно-практической деятельности.
1.1.2. Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА: обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе, возможно, специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка; наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации; коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д. следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход.

Для формирования личности обучающихся и успешного жизненного самоопределения, развития творческого потенциала школьников, формирования общей культуры в МАУО «Надежда» организовано сотрудничество с учреждениями образования, дополнительного образования и здравоохранения: детской поликлиникой №1, ЦДиК, ЦТТ и др.

Формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации соответствуют требованиям Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Основная образовательная программа предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-
    технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей),
    педагогических работников и общественности в проектировании и развитии
    внутришкольной социальной среды;
  • использование в образовательном процессе современных образовательных
    технологий деятельностного типа;
  • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при
    поддержке педагогов;
  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования
    внешкольной социальной среды города для приобретения опыта
    реального управления и действия.

МАУО «Надежда», реализующее основную образовательную программу начального общего образования, обязуется обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

  • с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление
    образовательного процесса в школе-интернате;
  • с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной
    образовательной программы начального общего образования, установленными
    законодательством Российской Федерации.

В муниципальном автономном специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нижнекамская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат VI вида «Надежда» обучается в начальной школе 32 ученика в 5 классах.

Образовательное учреждение работает в одну смену, продолжительность урока — 40 минут (в 1-х классах — 35 минут в первом полугодии).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   13
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий