Методические рекомендации по патофизиологии для студентов фармацевтического факультета специальность «клиническая фармация»

Методические рекомендации предназначены для студентов 3 курсуа фармацевтического факультета и клинической фармации
Методические рекомендации по патофизиологии для студентов фармацевтического факультета специальность «клиническая фармация»

Скачати 0.75 Mb.

Сторінка 1/4 Дата конвертації 21.04.2016 Розмір 0.75 Mb.

  1   2   3   4

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

ВИННИЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И. ПИРОГОВА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПАТОФИЗИОЛОГИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

(специальность – «клиническая фармация»)

(специальность – «фармация»)

Модуль №1 ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ

Смысловой модуль №1 ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ

ВИННИЦА2011

Методические рекомендации утвержденные на учебно-методическом заседании кафедры патофизиологии (протокол №1 от 30.08.11р), а также на заседании профильного методкома (председатель – д.м.н.

проф.Степанюк Г.И.).

Авторы:

доц.Рыкало Н.А.

ас.Иваница А.О.

Методические рекомендации предназначены для студентов 3 курсуа фармацевтического факультета и клинической фармации

Тематический план занятий:
Занятие 1«Предмет и задачи патофизиологии.Методы патофизиологических исследований. Исторические этапы формирования патофизиологии»
Занятие 2 «Общее учение о болезни,этиологии и патогенезе»
Занятие 3 «Патогенное действие физических факторов»

К.Ф-четыре часа.

Занятие 4 «Патогенное действие химических факторов»

Занятие 5«Патогенное действие биологических факторов»К.Ф

(для самостоятельной работы-Ф)

Занятие 6 «Роль наследственности, конституции в патологии»

Занятие 7 «Роль реактивности в патологии»

Занятие 8 «Роль возрастных изменений в патологии»

( для самостоятельной работы-Ф)

Занятие 9 «Нарушение иммунологической реактивности. Аллергия»

К.Ф-четыре часа

Тема: «ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПАТОФИЗИОЛОГИИ. МЕТОДЫ ПАТОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТОФИЗИОЛОГИИ »
Актуальность темы. Патофизиология как учебная дисциплина основывается на изучении студентами биологии с основами генетики, биологической физики, неорганической химии, нормальной физиологии, анатомии, микробиологии и интегрируется с этими дисциплинами.Формирует представление об общих закономерностях возникновения, развития и завершения различных расстройств жизнедеятельности организма.Формирует понимание патологии клетки и обще-патологических процессов, лежащих в основе развития болезней.Закладывает основы для изучения студентами фармакотерапии и предполагает формирование умения применения знаний по патологической физиологии в процессе дальнейшего обучения.


Общая цель занятия
.
Определять место патологической физиологии как самостоятельной фундаментальной науки в системе подготовки будущих врачей.

Для этого необходимо уметь (конкретные цели):
1. Определять место патологической физиологии как науки и учебной дисциплины (с основами патологической анатомии-к.ф.)
2. Освоить методы исследования в патологической физиологии

Для реализации целей обучения необходимые базисные знания-умения.
1.Взаимосвязь с такими дисциплинами, как биология с основами генетики, биологическая физика, неорганическая химия, нормальная физиология, анатомия, микробиология.
2.Понимание патологии клетки и обще-патологических процессов, лежащих в основе развития болезней.

Информацию, необходимую для пополнения базисных знаний-умений, можно найти в следующих учебниках:
1. Физиология под ред. B.И. Филимонова, К. «Здоровье», 1994.
2. В. Ганонга — Физиология человека. — Львов, 2002.
3. М.Р. Гжегоцкий. Физиология человека. — Киев: Книга плюс, 2005.
4. 2. Медицинская и биологическая физика Под ред. О.В. Чалого. М.: 2005г.
5. Ю.И Губский. Биологическая химия. Киев-Тернополь, 2000г.
6. Медицинская биология. Под редакцией В.П. Пешку, Ю.И. Бажоры. — В.: — «Новая книга». — 2004г.
Проверка первичного уровня знаний.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Место патофизиологии в системе подготовки будущего врача.
2. Патофизиология, как учебная дисциплина, ее составные части.
3. Предмет патофизиологии, цель, задачи. Связь с другими дисциплинами.
4. Методы патофизиологии.
5. Значение экспериментального метода для медицины. Экспериментальные модели болезней.
6. История развития патофизиологии. Установление и развитие патофизиологии.

Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности.
1. Патологическая физиология как наука, ее место в системе медицинских знаний.

2.Задания патологической физиологии.

3. Методы патологической физиологии.
4.Моделирование, его типы, возможности и ограничения, значение сравнительно-эволюционного метода.
5.Експеримент как основной метод.
6. Виды эксперимента.
7. Условия постановки эксперимента.
8. Значение эксперимента в развитии патологической физиологии и медицины.
9.Основные исторические этапы развития патологической физиологии, ведущая роль отечественных ученых в их развитии.
10.Структура учебного курса: общая нозология, типовые патологические процессы, типовые формы патологии органов и систем организма.

Литература, необходимая для изучения теоретических вопросов.
Основная:
1. Патологическая физиология. Под ред. М.Н. Зайко, Ю.В. Быця и др.. Киев: Высшая школа, 1995.С.11-17
2. О.В. Атаман. Патологическая физиология в вопросах и ответах. К.: книга, 2007.С.7-16
3. Граф логической структуры.

Дополнительная:
1. А. Д. Адо — «Вопросы общей нозологиям», М., 1985г ..
2. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Основы общей патологии. — Санкт-Петербург: ЭЛБЫ-СПб, 1999.
3. Долгих В.Т. Лекции по общей патофизиология. — Омск: Изд-во Омское гос. мед. академии, 1995.

Самостоятельная работа студентов
Цель занятия: показать, как осуществляется регуляция дыхания при сужении верхних дыхательных путей и действии химических раздражителей.
Содержание занятия: занятие демонстрационного типа с ассистенцией студентов.
В каждой подгруппе проводится острый опыт с кроликом. Кролика увязывают в станок. Графическая запись исходного дыхания осуществляется на полосе кимографа с помощью манжеты, наложенной на грудную клетку и cоединенной резиновой трубкой с капсулой Марея.
ОПЫТ 1. Создать неполную асфиксию частичным зажимом просвета трахеи. Запись дыхания и ее анализ в этих условиях.

Вывод:_________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

ОПЫТ 2. В течение 15 сек. давать кролику дышать парами аммиака. Провести запись дыхания в этих условиях.

Вывод: ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

ОПЫТ 3. В краевую вену уха кролика ввести 0,5 мл 0,1 н. раствора молочной кислоты. Записать дыхание в этих условиях.

Вывод: ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

ОПЫТ 4. Осуществить полную асфиксию зажимом трахеи. Наблюдать за развитием стадий асфиксии, не доводя животное до остановки дыхания.

Наблюдали развитие следующих стадий асфиксии:

1) стадия инспираторной одышки

2) стадия экспираторной одышки

3) стадия судорожного дыхания, временного апноэ

4) стадия Гаспинг-дыхания
Вывод: ________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для проверки конечного уровня знаний.
1. Назовите части патофизиологии.
2. Перечислите разделы общей патофизиологии.
3. Какие болезни в принципе не возможно моделировать на животных?
4. Перечислите задачи патофизиологии как науки.
5. Перечислите методы патофизиологии.
6. Какое значение имеет патофизиология в системе подготовки врача.
7. Связь патофизиологии с другими науками.
8. Морально-этические и правовые аспекты эксперимента на человеке.

Dół formularza

Тема: «ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ,ЭТИОЛОГИИ И ПАТОГЕНЕЗЕ.»

Актуальность темы.

Учение о болезни или общая нозология (от греч. nosos — болезнь) принадлежит к самым древним проблемам медицины. Состояния здоровья и болезни, как правило, чередуются и переходят одно в другое часто без заметных границ. Для врача важно знать общие критерии, которые давали бы ему возможность безошибочно отличать здоровье от болезни.

Учение об этиологии, или причинах и условиях развития заболеваний, принадлежит к самым древним проблемам медицины, поскольку первый вопрос, с которым сталкивается врач при обследовании больного, касается ее причины. Найти причину болезни, значит найти путь к ее лечению и профилактике. Однако этот вопрос часто оказывается не из легких. Конкретных причин, которые ведут к возникновению того или другого заболевания, есть очень много. В процессе их взаимодействия с организмом существует целый ряд закономерностей, не зависимых от конкретного характера причины. Эти закономерности и составляют предмет общей этиологии. Специальная этиология изучает конкретные причины и условия возникновения отдельных заболеваний.

Таким образом, учение о причинах возникновения болезни (этиологии) является естественно-научной основой одного из важнейших принципов медицины – ее профилактической направленности.

Учение о патогенезе принадлежит к самым актуальным проблемам современной медицины. Лишь поняв общие закономерности возникновения, развития заболеваний, можно считать себя «думающим» врачом.

Общее учение о патогенезе основывается на обобщенных данных по изучению отдельных видов болезней и их групп, а также на результатах экспериментального создания моделей болезней или отдельных их признаков на животных. При этом устанавливается последовательность изменений в организме для каждого заболевания, складываются причинно-следственные взаимоотношения между разными структурными, метаболическими и функциональными изменениями.

Понимание причинно-следственных связей позволяет выделить «главное звено» патогенеза, даст возможность врачу любой профессии ликвидировать патологический процесс и ускорить наступление благоприятных исходов болезни.
Общая цель занятия. Уметь определить биологическую и социальную сущность болезни, общие закономерности динамики ее развития,выучить роль причин и условий в развитии болезни, изучить основные положения патогенеза, правильно интерпретировать механизмы развития патологических процессов.

Для этого необходимо уметь (конкретные цели):

1.Объяснять основные понятия общей нозологии: здоровье, болезнь, патологический процесс, патологическое состояние, патологическая реакция, ремиссия, рецидив, осложнение.

2.Объяснять роль причин и условий в возникновении болезней.

3.Усвоить принципы классификации болезней.

4.Анализировать основные положения патогенеза: причинно-следственная связь, взаимосвязь между местными и общими, специфическими и неспецифическими явлениями, структурными и функциональными изменениями в течении болезни.

Для реализации учебных целей необходимы базисные знания-умения.

  1. Иметь понятие о взаимосвязи мировоззрения и философии (мир, его структура, типы) (кафедра социальных наук, дисциплина — философия).
  2. Знать философию стран Древнего Востока, Китая, Греции, Рима, Средних веков и эпохи Возрождения (кафедра социальных наук, дисциплина — философия).
  3. Знать учение о диалектическом материализме. Иметь понятие о диалектике и ее альтернативах (кафедра социальных наук, дисциплина — философия).
  4. Знать философскую концепцию З. Фрейда (кафедра социальных наук, дисциплина — философия).
  5. Знать основные философские категории: вещь, свойство, отношение, причина и следствие, единичное и общее, необходимое и случайное, действительность и возможность, содержание и форма, сущность и явление, система, элемент, структура и функция (кафедра социальных наук, дисциплина — философия).
  6. Иметь понятие о проблемах человека в философии (происхождение человека; психика и сознание; биологическое, социальное и духовное в человеке) (кафедра социальных наук, дисциплина — философия).
  7. Иметь понятие о таких философских понятиях, как: материя, движение, пространство и время (кафедра социальных наук, дисциплина — философия).
  8. Иметь понятие об общелогических методах: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия (кафедра социальных наук, дисциплина — философия).
  9. Знать методы эмпирического познания: научное наблюдение, научный эксперимент, эмпирическое моделирование (кафедра социальных наук, дисциплина — философия).
  10. Иметь понятие о связи философии и медицины (теории болезней цивилизации, экологические концепции) (кафедра социальных наук, дисциплина — философия).
  11. Иметь понятие о философских проблемах жизни и смерти (кафедра социальных наук, дисциплина — философия).
  12. Иметь понятие об основных правилах биоэтики (кафедра социальных наук, дисциплина — философия.

13. Иметь понятие о диалектическом материализме, диалектике и ее альтернативах (кафедра социальных наук, дисциплина — философия).

14. Знать философскую концепцию З. Фрейда (кафедра социальных наук, дисциплина — философия).

15. Знать основные философские категории: вещь, свойство, отношение, причина и следствие, единичное и общее, необходимое и случайное, действительность и возможность, содержание и форма, сущность и явление, система, элемент, структура и функция (кафедра социальных наук, дисциплина — философия).

16.. Иметь понятие о проблемах человека в философии (психика и сознание; биологическое, социальное и духовное в человеке (кафедра социальных наук, дисциплина — философия).

17. Иметь понятие о связи философии и медицины (теории болезней цивилизации, экологические концепции) (кафедра социальных наук, дисциплина — философия).

18.Знать основные философские категории: вещь, свойство, отношение, причина и следствие, единичное и общее, необходимое и случайное, действительность и возможность, содержание и форма, сущность и явление, система, элемент, структура и функция (кафедра социальных наук – дисциплина — философия).

19.Иметь понятие о связи философии и медицины (теории болезней цивилизации, экологические концепции) (кафедра социальных наук – дисциплина — философия).

20.Иметь понятие о таких философских понятиях, как: материя, движение, пространство и время (кафедра социальных наук – дисциплина — философия).

21.Иметь понятие об общелогических методах: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия (кафедра социальных наук – дисциплина — философия).
Информацию, необходимую для пополнения базисных знаний-умений, можно найти в следующих учебниках:

1.А.Г. Спиркин. Философия. – М.: Гардарики, 2000. – 816с.

2.Степанов В. Философия для студентов и аспирантов медицинской профессии. Уч. пособие. – Винница: Тезис, 2001. – 292с.

3.Философия: Уч. пособие / Л.В. Губернский, И.Ф. Надольный, В.П. Андрущенко и др. – К.: Викар, 2004. – 457с.

Проверка первичного уровня знаний.
Дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Назовите основные исторические направления развития учения о болезни.
  2. Вклад Гиппократа в развитие общего учения о болезни.
  3. Охарактеризуйте гуморальное и салидарное направление.
  4. Вклад Галена,Авицены и Парацельса в развитие общего учения о болезни.
  5. Охарактеризуйте ятрохимическое и ятрофизическое направление.
  6. Вклад Р. Вирхова в развитие общего учения о болезни.
  7. Дайте определение понятия «здоровье и болезнь».
  8. Дайте определение понятия «патологический процесс» (привести примеры).
  9. Дайте определение понятия «патологическая реакция» (привести примеры).
  10. Дайте определение понятия «патологическое состояние».
  11. Дайте определение понятия «типовой патологический процесс» (привести примеры).
  12. Принципы классификации болезней (привести примеры).
  13. Назовите периоды болезни и дайте характеристику каждому периоду.
  14. Назовите исходы болезней.
  15. Дайте определение понятия «клиническая и биологическая смерть,социальная смерть».
  16. Дайте патофизиологическую характеристику терминальных состояний.
  17. Назовите факторы, от которых зависит длительность клинической смерти.
  18. Назовите патофизиологические принципы реанимации.

19.Дайте определение понятия «этиология».

20.Назовите основные этапы развития учения о причинности в патологии.

21.Что такое монокаузализм? В связи с чем возникло это направление в медицине?

22.Что такое кондиционализм,конституциализм,их значение.

23.Дайте характеристику психосоматическому направлению.

24.Что является философской основой общей этиологии?

25.Что является методологической основой общей этиологии?

26.Назовите основные положения диалектико-материалистического детерминизма.

27.Современное понимание причинности в патологии.

28.Роль условий в возникновении болезней. Как они делятся?

29.Понятие о моно- и полиэтиологичности в развитии болезней.

30.Классификация этиологических факторов.

31.Что такое «факторы риска»? Приведите примеры заболеваний, в основе которых имеют значение «факторы риска».

32.Значение общего учения об этиологии для теоретической и практической медицины.

33.Дайте определение понятия «патогенез».

34.Роль этиологического фактора в патогенезе (привести примеры).

35.Назовите варианты взаимодействия этиологического фактора с организмом во времени.

36.Дайте характеристику роли структурных и функциональных изменений в патогенезе.

37.Дайте характеристику соотношению между “общим” и “местным” в патологическом процессе.

38.Что такое главное звено патогенеза?

39.Назовите типы причинно-следственных связей.

40.Дайте определение понятия «порочный круг» в патогенезе,привести пример.

41.Приведите пример прямого типа причинно-следственных связей.

42.Приведите пример причинно-следственных взаимоотношений по типу «конвергенции и дивергенции».

43.Значение общего учения о патогенезе.
Теоретические вопросы, на основании которых возможно выполнение целевых видов деятельности.

1.Понятие «здоровья», «норма», «болезнь», «патологический процесс», «патологическое состояние», «патологическая реакция»..Единство разрушительного и защитного в болезни.

2.Принципы классификации болезней.

3.Периоды болезни, их характеристика.

4.Ремиссия, рецидив, осложнение.

5.Понятие о терминальных состояниях.

6.Принципы реанимации.

7.Смерть клиническая и биологическая, определение, признаки.

8.Патофизиологические основы реанимации.

9.Общая этиология, определение.

10.Этапы формирования этиологии в разные исторические периоды.

11.Роль причин и условий в возникновении болезни.. Понятие о «факторах риска».

12.Классификация этиологических факторов. «Болезни цивилизации». «Ятрогенные болезни». Полипрагмазия.

13.Этиотропный принцип профилактики и лечения.

14.Общий патогенез, определение.

15.Разрушительные и приспособительные явления в патогенезе. 16.Основные положения патогенеза.

17.Адаптация, компенсация.

18.Причинно-следственные связки в патогенезе.Главное звено патогенеза.

19.Единство функциональных и структурных, специфических и неспецифических, местных и общих нарушений в развитии болезни.

20.Локализация и генерализация повреждения. Пути генерализации (распространения) патологического процесса: гуморальный, тканевой, нейрогенный.

21.Патогенетический принцип лечения болезней.
Темы рефератов:

  1. Вклад В.А. Неговского в развитие реаниматологии.
  2. Гипербарическая оксигенация, ее применение в медицине.
  3. Социальная смерть как медико-социальная проблема человечества.

4.Конституционализм, его характеристика, значение в развитии учения об этиологии;

5.Психосоматическая концепция относительно причинности в патологии;

6.Моноэтиологичность и полиэтиологичность в общем учении об этиологии.

7.Роль «факторов риска» в развитии болезней.

8.Адаптация, компенсация. Механизмы немедленной и долговременной адаптации.

9.Роль Р. Вирхова в развитии учения о патогенезе. Позитивное и негативное значение клеточной теории.

Литература, необходимая для изучения теоретических вопросов.

  1. Н.Н. Зайко. Патологическая физиология, 1996. – С.21-37;
  2. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко. — Элиста: Эсен, 1994. — С.20-31.
  3. А.В. Атаман. Патологическая физиология в вопросах и ответах, 2008. – С.16-32;
  4. А.Д. Адо. Патологическая физиология, 2000. – С.1-15;
  5. Патологическая физиология. Учебник для медицинских вузов / Под ред. А.Д. Адо и др. – М.: Триада-Х, 2002. – С.8-11, С.296-321;
  6. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо, В.В. Новицкого. — Томск: Изд-во ун-та, 1994. — С. 13-18.
  7. Патофизиология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под.ред. П.Ф. Литвицкого. — М.: Медицина, 1995. – С.12-28.
  8. Методическое пособие, изданное на кафедре «Общее учение о болезни,этиологии и патогенезе.

Тесты из банка данных „КРОК-1”
ТЕСТЫ ИЗ ОТКРЫТОЙ БАЗЫ ДАННЫХ (2010г)
1.Ребенок 5-ти лет, вернувшись из детского садика, почувствовал слабость, головную боль, у него повысилась температура до 37,50 С. Какой это период развития болезни?

A Продромальный

B Латентный

C Инкубационный

D Выздоровления

E Разгара болезни
2.У больного туберкулезом легких выделена палочка Коха. До заболевания он много работал, мало отдыхал. Живет в неблагоприятных условиях. Отец раньше тоже болел туберкулезом. Благодаря какому из перечисленных ниже положений именно палочка Коха является причинным фактором туберкулеза?

A Абсолютно необходимая и предоставляющая специфические черты. B Взаимодействует с другими факторами.

C Взаимодействует с организмом.

D Может усугублять течение болезни.

E Может облегчать течение болезни.

Ситуационные задачи
1. Больной А., 45 лет, приехал в Хмельник для курортного лечения с жалобами на слабость и боли в мышцах правой голени при ходьбе. Пять лет назад на почве заболевания сосудов у него развилась сухая гангрена левой стопы, по поводу чего она была ампутирована. На курорте больному были назначены теплые сероводородные ванны. Однако вскоре процедуры пришлось отменить, поскольку по ходу подкожных вен правой голени появились болезненные уплотнения, связанные с развитием воспалительного процесса в венах (флебит). Кроме того, больной плохо переносил процедуры: во время приема ванн у него повышалось артериальное давление и появлялись головные боли.

  1. Какая патологическая реакция, какой патологический процесс и какое патологическое состояние наблюдаются у больного?

____________________________________________________________

  1. Обоснуйте свой вывод

.

2. Больной С., 18 лет, доставленный в приемное отделение больницы в тяжелом состоянии. Во время лыжной прогулки заблудился в лесу и заснул под деревом. Был найден спустя сутки. Объективно: сознание отсутствует, температура 25°С, кожные покровы и видимые слизистые бледные, с синюшным оттенком, зрачки расширены, артериальное давление — систолическое 40 мм.рт.ст. (диастолическое не определяется). Пульс 30 уд/мин, дыхание редкое поверхностное, рефлексы снижены, болевая чувствительность отсутствует.

  1. Какому этапу (периоду) терминального состояния отвечает указанный комплекс нарушения жизнедеятельности?

___________________________________________________________________

  1. Обоснуйте свой вывод.

________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Рабочий П., 42 лет, во время аварии на производстве ухватился рукой за провод, по которому проходил ток напряжением 220 В. Вследствие судорожного состояния мышц самостоятельно отсоединиться от провода не смог. Быстро потерял сознание. Через несколько минут был отсоединен от провода другими рабочими. Прибывший врач констатировал остановку дыхания при сохраненной сердечной деятельности. На ладонях и на обеих стопах есть небольшие глубокие раны с обожженными и слегка обугленными краями. Потерпевшему было проведено искусственное дыхание, которое осуществлялось на протяжении 2,5 часов (до появления самостоятельного дыхания).

  1. Можно ли считать, что потерпевший находился в состоянии клинической смерти?

______________________________________________________________

  1. Обоснуйте свой вывод.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Больной С.,27 лет, доставлен в медицинский пункт в тяжелом состоянии. Кожные покровы и слизистые цианотичные, пульс 146 уд/мин, слабого наполнения. Артериальное давление 90/60 мм.рт.ст., дыхание частое и поверхностное, температура тела 40,5°С. По показаниям потерпевших, которые ликвидировали аварию, на протяжении 40 мин больной работал при температуре воздуха 70°С и высокой влажности.

  1. Можно ли определить указанный симптомкомплекс нарушений жизнедеятельности как терминальное состояние?

________________________________________________________________

  1. Обоснуйте свой вывод.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Больная А., 22 лет, поступила в клинику с диагнозом: спаечная непроходимость кишечника. Во время операции, которая проводилась под эндотрахеальным наркозом, произошла закупорка слизью интубационной трубки. У больного прекратилось дыхание, вскоре исчез пульс. Через 2 мин после наступления клинической смерти проведено отсасывание слизи из трахеи и начато искусственное дыхание. Одновременно проведено введение в правую плечевую артерию 300 мл крови и 1 мл адреналина (1:1000) под давлением 220 мм.рт.ст. В связи с отсутствием эффекта раскрыта грудная клетка и начат прямой массаж сердца. Через 1 мин. после начала массажа появились сокращения сердца и возобновилось дыхание. Послеоперационное состояние удовлетворительно.

  1. Можно ли считать причиной неэффективной реанимации на первом этапе фибрилляцию желудочков сердца?

________________________________________________________________

  1. Каким образом, не раскрывая грудную клетку, можно достоверно диагностировать фибрилляцию желудочков сердца?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите основные принципы оживления

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Оправдан ли переход от непрямого к прямому массажу сердца при фибрилляции желудочков без предыдущей дефибрилляции?

________________________________________________________________
6. Больной А. поступил в клинику с жалобами на кашель с выделением мокроты, повышение температуры до 38-39°С, общую слабость, потливость, головную боль. Заболевание связывает с тем, что накануне он несколько часов ехал на мотоцикле и промерз. Клиническое и рентгенологическое исследования позволили поставить диагноз: пневмония.

  1. Что является непосредственной причиной болезни?

___________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какая роль охлаждения в данном случае?

____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие изменения в общем анализе крови могут быть у больного?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Больной С., 28 лет, доставлен в реанимационное отделение больницы скорой помощи в тяжелом состоянии. Был найден на улице с огнестрельным ранением грудной клетки и массивным кровотечением. Объективно: сознание отсутствует, температура 25°С, кожные покровы и видимые слизистые бледные, с синюшным оттенком, зрачки расширены, артериальное давление — 0. Пульс не определяется, дыхание и рефлексы снижены, болевая чувствительность отсутствует.

  1. Какому этапу (периоду) терминального состояния отвечает указанный комплекс нарушения жизнедеятельности?
  1. Какие реанимационные мероприятия необходимо применить?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Больной С., 37 лет, который пострадал в результате дорожно-транспортного происшествия, был доставлен в приемное отделение больницы в тяжелом состоянии. У больного раздроблены кости таза и нижние конечности, профузное кровотечение. Объективно: сознание отсутствует, температура в прямой кишке — 25°С, кожные покровы и видимые слизистые бледные, с синюшным оттенком, зрачки расширены, артериальное давление — систолическое 40мм.рт.ст. (диастолическое не определяется). Пульс — 30 уд/мин, гаспинг-дыхание, рефлексы снижены, болевая чувствительность отсутствует.

  1. Какой терминальной стадии соответствует указанный комплекс нарушения жизнедеятельности?

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие реанимационные мероприятия необходимо применить?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Больной С., 19 лет, поступил в клинику с жалобами на кашель с выделением мокроты, повышенную температуру до 38°С, общую слабость, потливость, головную боль. Заболевание связывает с тем, что накануне он несколько часов ехал на мотоцикле и промерз. Клиническое и рентгенологически исследование позволили поставить диагноз: пневмония.
  1. Что является непосредственной причиной болезни?

_______________________________________________________________

  1. Какие условия способствуют развитию болезни в данном случае?

______________________________________________________________

  1. Больной К., 34 лет, поступил в клинику с жалобами на кашель с выделением мокроты, повышенную температуру до 39°С, общую слабость, потливость. Заболевание связывает с тем, что он накануне на протяжении несколько часов ловил рыбу в полынье и промерз. Клиническое и рентгенологическое исследования позволили поставить диагноз: пневмония.
  1. Какие условия способствуют развитию болезни в данном случае?

______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие условия препятствуют развитию болезни?

______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что является непосредственной причиной болезни?

______________________________________________________________________________________________________________________

  1. На протяжении последних лет в Украине регистрируется значительный рост уровня заболеваемости туберкулезом, что получило название «эпидемия туберкулеза».
  1. Что является непосредственной причиной этого социального заболевания?

___________________________________________________________

  1. Какие условия способствуют развитию туберкулеза?

______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие условия препятствуют развитию туберкулеза?

______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Студент К., 19 лет, поступил в инфекционное отделение с жалобами на повышенную температуру до 41°С, общую слабость, потливость, сильную головную боль. Заболевание связывает с тем, что он накануне несколько дней и ночей готовился к зимней сессии, плохо питался. Клиническое и рентгенологическое исследования позволили поставить диагноз: грипп.
  1. Что является непосредственной причиной болезни?

______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие условия содействуют развитию болезни в данном случае?

______________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие условия препятствуют развитию болезни?

________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Больной Г., 59 лет, попал в кардиологическое отделение с жалобами на сильную боль за грудиной, которая длится более 1 часа и не снимается нитроглицерином. Заболевание связывает со стрессовой ситуацией на работе. После обследования больному был поставлен диагноз: «инфаркт миокарда».
  1. Что является непосредственной причиной болезни в данном случае?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие факторы содействуют развитию этой болезни вообще и в данном случае?

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Больной С., 48 лет, обратился к участковому терапевту с жалобами на периодические сжимающие боли за грудиной, которые возникают после стрессовых ситуаций. После обследования больному поставлен диагноз: «ишемическая болезнь сердца, атеросклероз коронарных сосудов».
  1. Как называются факторы, которые приводят к развитию данной патологии?

______________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие факторы содействуют развитию болезни в данном случае? Перечислите их.

______________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В пульмонологическом отделении областной больницы на стационарном лечении с диагнозом «пневмония» находится 26 больных.
  1. Каким образом можно применить термин «моно- и полиэтиологичность» в данной клинической ситуации?

______________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В возникновении ряда заболеваний применяется концепция «факторов риска».
  1. Что такое «факторы риска»? Дайте определение понятия.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перечислите заболевания, в возникновении которых имеют значение «факторы риска».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. У больного Г., 56 лет, с приобретенным пороком сердца, определяются следующие признаки сердечной недостаточности:
  1. Стеноз левого атриовентикулярного отверстия.
  2. Расширение левого предсердия.
  3. Застой в малом круге кровообращения.
  4. Нарушение функции правого желудочка.
  5. Застой в большом круге кровообращения.
  6. Кислородное голодание циркуляторного типа.
  7. Одышка.
  1. Постройте цепь причинно-следственных взаимоотношений.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите главное звено патогенеза, ликвидация которой приведет к ликвидации всех вышеупомянутых нарушений.

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Больная С., 40 лет, поступила в клинику с жалобами на боль пульсирующего характера в верхней губе, головную боль, общую слабость, потерю аппетита. Объективно: верхняя губа отекшая, пальпируется гнойное уплотнение. Температура тела — 38,5°С. Количество лейкоцитов в крови — 18х109/л, СОЭ — 20 мм/час. Из анамнеза известно, что у больной — фурункулез.
  1. Какая взаимосвязь описанных местных и общих изменений?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что относится к местным, а что – к общим признакам?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Больной Т., 15 лет, доставлен в больницу в тяжелом состоянии с термическим ожогом II степени. Пострадало около 30% общей поверхности тела. Сознание спутанно, АД — 80/50мм.рт.ст, пульс — 120 уд/мин, слабого наполнения. Дыхание частое и поверхностное, температура тела — 35,7°С. В общем анализе крови: эритроциты — 5,2х1012/л, Нb – 105 г/л, лейкоциты — 20х109/л, показатель гематокрита — 0,52.
  1. Охарактеризуйте известные Вам типы причинно-следственных взаимоотношений.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Охарактеризуйте тип причинно-следственных взаимоотношений у больного?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Больной 34 лет, был прооперирован по поводу флегмоны бедра. В послеоперационном периоде ему был назначен строгий постельный режим и гепарин, с целью профилактики тромбоза. Однако больной не выполнял назначенного лечения, в связи с чем через три дня после операции у него развилась тромбоэмболия легочной артерии.
  1. Какое значение этиологического фактора в патогенезе?

______________________________________________________________________________________________________________________

  1. От каких характеристик этиологического фактора зависят последствия в данном случае?

______________________________________________________________________________________________________________________
21. В очаге воспаления являются характерными следующие проявления:

1. Покраснение участка.

2. Повышение температуры.

3. Усиление процессов катаболизма.

4. Разрушение лизосомальных мембран.

5. Увеличение расщепления биополимеров.

6. Повышение осмотического давления.

7. Выход гидролаз из лизосом в клетку.

8. Повышение онкотического давления.

9. Развитие воспалительного отека.

1. Что такое главное звено патогенеза?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Определите главное звено в данном случае, устранение которого приведет к ликвидации всех вышеупомянутых нарушений.

______________________________________________________________________________________________________________________________________
22. Ребенок, 4 лет, во время обеда в детском садике вылил на себя только что заваренный гарячий чай. Машиной скорой помощи ребенок был срочно доставлен в ожоговое отделение областной больницы. Дежурным врачом установлен диагноз «Ожог ІІ степени».

Какая роль этиологического фактора в патогенезе в данном случае?

______________________________________________________________________________________________________________________________
23. Для очага воспаления характерны следующие проявления:

1. Покраснение участка.

2. Лихорадка.

3. Нарушение обмена веществ.

4. Разрушение лизосомальных мембран.

5. Лейкоцитоз со сдвигом лейкоцитарной формулы влево.

6. Повышение осмотического давления в очаге воспаления.

7. Повышение онкотического давления в очаге воспаления.

8. Отек тканей в зоне воспаления.

1. Перечислите отдельно местные и общие признаки воспаления.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Можно ли считать воспаление сугубо местным процессом?

________________________________________________________________________________________________________________________________
24. У ребенка, 8 лет, врачом-эндокринологом был поставлен диагноз «сахарный диабет І типа», в патогенезе которого главным звеном является уменьшение выработки инсулина поджелудочной железой.

  1. Что такое главное звено патогенеза?

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Для чего нужно выделять главное звено патогенеза?

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1   2   3   4
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий