Методические рекомендации дпп. Ф. 11 Гигиена физического воспитания и спорта 050720 Физическая культура

Получить представление о влиянии природных и техногенных факторов на здоровье человека
Методические рекомендации дпп. Ф. 11 Гигиена физического воспитания и спорта 050720 Физическая культура

Скачати 216.48 Kb.

Дата конвертації 21.04.2016 Розмір 216.48 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДПП.Ф.11 Гигиена физического воспитания и спорта

050720 Физическая культура

Цель данной дисциплины – овладеть основами гигиенических знаний как общекультурной ценностью и специальными знаниями в области гигиены физической культуры и спорта как основы оздоровительного характера физического воспитания в стране, вооружить студента, будущего педагога знаниями, необходимыми для сохранения и укрепления здоровья детей, для предупреждения заболеваемости и повышения сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Гигиена физического воспитания и спорта как отрасль медицинских знаний и как отрасль педагогической науки и практики способствует решению общих задач – сохранения и укрепления здоровья населения страны, формирования гармоничного физического развития подрастающего поколения и продления периода активного долголетия взрослого населении.

Конкретными задачами данного курса являются:

  1. Получить представление о влиянии природных и техногенных факторов на здоровье человека
  2. Знать о влиянии физических упражнений разного характера, интенсивности и направленности на организм занимающихся в зависимости от возраста
  3. Знать основные гигиенические требования и рекомендации по организации занятий физической культурой и спортом.
  4. Иметь представление о гигиенических требованиях при занятиях различными видами спорта.

Гигиена физического воспитания и спорта в своих требованиях по обеспечению благоприятных условий и оптимальных нагрузок основывается на знаниях таких наук, как общая, возрастная и спортивная физиология, теория и методика физического воспитания и спорта.

После завершения изучения курса «Гигиена физического воспитания и спорта » студенты должны:

а) знать:

  • о влиянии природных факторов на здоровье человека;
  • о требованиях, предъявляемых к спортивным сооружениям, инвентарю и оборудованию;
  • о влиянии физических упражнений различного характера, направленности и интенсивности на организм занимающихся в зависимости от возраста, уровня подготовленности и состояния здоровья;
  • особенности гигиенических требований при занятиях различными видами спорта

б) уметь:

  • организовать занятия физическими упражнениями, соблюдая гигиенические требования в работе с различными группами населения;
  • определить оптимальную физическую нагрузку в соответствии с возрастом, уровнем подготовленности и здоровьем занимающихся;
  • оценить характер и степень влияния физических упражнений на организм занимающихся, используя методы контроля и самоконтроля.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплин
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу

Семинар № 1

Свойства воздуха.

Особенности воздушной среды на Крайнем Севере
План

  1. Физические свойства воздуха.
  2. Химические свойства воздуха.
  3. Механические примеси.
  4. Микрофлора.
  5. Комплексное воздействие воздушной среды на организм человека в условиях Крайнего Севера.

Основные понятия: терморегуляция, показатели влажности, солнечная радиация, ионизация, климат

Основная литература

  1. Вайнбаум Я. С., Коваль В. И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. — М., 2002.
  2. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. – М., «Академия», 2007. – 256с.

Дополнительная литература

1.Лаптев А. П., Полиевский С.А. Гигиена. — М., 1990.

2.Лаптев А. П., Минх А.А. Гигиена физической культуры и спорта. М., 1979.

3.Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи. — М., 1989.

Семинар № 2
Гигиеническая оценка воздушно-теплового режима и режима

проветривания учебных помещений и крытых спортивных сооружений

Семинар №3

Гигиена воды и здоровье человека
План

  1. Свойства воды
  2. Состояние водных источников
  3. Вода как фактор закаливания
  4. Вода и гигиена питания
  5. Вода Кольского Заполярья и здоровье северян

Основная литература

  1. Вайнбаум Я. С., Коваль В. И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. — М., 2002. С.32-45.
  2. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. – М., «Академия», 2007. – 256с.

Дополнительная литература
1.Минх А.А., Малышева И.Н. Основы общей и спортивной гигиены. – М., ФиС, 1972. С. 19-66.

2.Меркулов А.Самая удивительная на свете жидкость. – М., 1978.

Семинар № 4

Гигиенические требования к эксплуатации

спортивных сооружений различного типа

План

  1. Эксплуатация открытых спортивных сооружений различного типа.
  2. Эксплуатация спортивных залов (универсальных, гимнастических, борцовских и др.)
  3. Эксплуатация плавательных бассейнов.

Основная литература

  1. Вайнбаум Я. С., Коваль В. И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. — М., 2002.

Дополнительная литература

  1. Лаптев А. П., Полиевский С.А. Гигиена. — М., 1990.
  2. Лаптев А. П., Минх А.А. Гигиена физической культуры и спорта. М., 1979.
  3. Минх А.А., Малышева И.Н. Основы общей и спортивной гигиены. – М., ФиС, 1972.

Семинар № 5

Освещенность как необходимое условие

обеспечения высокой работоспособности. Гигиеническая оценка освещенности учебных помещений, спортивных залов и арен

План

  1. Понятия освещения и освещенности.
  2. Параметры естественной и искусственной освещенности.
  3. Световой климат и зрительная работоспособность.
  4. Зрительная работоспособность детей, проживающих в разных климатических условиях.
  5. Определение освещенности в спортивном зале.

Основная литература

1.Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. – М., «Академия», 2007. – 256с.

2.Жилов Ю.Д. Световой и ультрафиолетовый климат в помещениях для детей и подростков. – М., Медицина, 1978.
Семинар № 6
Гигиенические основы закаливания
План

  1. Особенности детского организма, снижающие его сопротивляемость.
  2. Свойства солнца, воздуха и воды как основных средств воздействия на организм человека.
  3. Характеристики методик закаливания детей различного возраста.

Основная литература
1.Вайнбаум Я. С., Коваль В. И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. — М., 2002.

2.Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. – М., «Академия», 2007. – 256с.

Дополнительная литература

1.Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. С. 201-213.

2.Гигиена детей и подростков (руководство для санитарных врачей) / Под ред. Сердюковской Г.Н., Сухарева А.Г. – М.: Медицина, 1986. С. 167-177.

3.Методические рекомендации по рациональной организации обучения и гигиенического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Севера. Госсанэпиднадзор России. № 01-19/20 – 17 от 14.02.95.

4.Чусов А. С. Особенности закаливания школьников. — М., 1987.

Семинар № 7-8
Современные проблемы питания

при занятиях физической культурой и спортом

Расчет энерготрат, составление и оценка пищевого рациона
План

  1. Гигиенические основы рационального сбалансированного питания. Значение рационального питания для здоровья.
  2. Понятие о суточном рационе питания. Основные требования к качественному составу пищевых рационов. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества: их пищевая и биологическая ценность.
  3. Физиологические нормы питания для различных групп населения.
  4. Особенности питания спортсменов в различных видах спорта.
  5. Составить и рассчитать собственный суточный рацион.

Основная литература
1.Вайнбаум Я. С., Коваль В. И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. — М., 2002.

2.Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. – М., «Академия», 2007. – 256с.

Дополнительная литература

  1. Алдашев А. А. Питание и высокогорье. — Алма-Ата, 1983.
  2. Бельцев Д. И., Бородин К. А. Физиологические основы питания. — Омск, 1977.
  3. Бузник И.М. Энергетический обмен и питание. — М., 1978.
  4. Воробьев Р. И. Питание и здоровье. — М., 1990.
  5. Игнатьев А. Д., Кономкулов Т. А. Питание: Наука и практика. — Фрун­зе, 1980.
  6. Конышев В. А. Питание и регулирующие системы организма. — М., 1985.
  7. Методические рекомендации по рациональной организации режима обучения и гигиенического воспитания учащихся в общеобразовательных учреждениях Севера. Комитет Госсанэпиднадзора от от 14.02.95, № 01-19/20-17.
  8. Петровский К. С. Гигиена питания: Учеб. для сан.-гиг. фак. мед. ин-тов. — М., 1975.
  9. Покровский А. А. Беседы о питании. — М., 1986.
  10. Сорока Н. Ф. Питание и здоровье. — Минск, 1994.
  11. Шаталова Г.С. Здоровье человека. – М., 1998.

Семинар № 9
Личная гигиена физкультурника и спортсмена.

Гигиена спортивной обуви и одежды
План

1. Понятие и составные части личной гигиены.

2. Физиологические функции кожи.

3. Гигиена кожи.

4. Гигиена сна.

5. Гигиена ротовой полости и зубов.

6.Гигиена спортивной одежды (гигроскопичность, теплопроводность и др.

7.Гигиена спортивной обуви (см. п.6)

8. Особенности личной гигиены в различных видах спорта.
Основная литература

1.Вайнбаум Я. С., Коваль В. И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. — М., 2002.

Дополнительная литература

  1. Минх А.А., Малышева И.Н. Основы общей и спортивной гигиены. М., ФиС, 1972. – 375 с.
  2. Психология здоровья /Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006.

Семинар № 10
Гигиенические средства восстановления и

повышения работоспособности
План

  1. Понятия «восстановление» и «работоспособность».
  2. Гигиенические условия сохранения и повышения работоспособности.
  3. Средства и методы восстановления после физической работы.
  4. Средства и методы восстановления после умственной работы.
  5. Психическая саморегуляция как средство восстановления.

Основная литература

  1. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта /М., «Академия», 2002.
  2. Психология здоровья /Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006.
  3. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. – М., Терра-Спорт, 2001.

Дополнительная литература
1.Как повысить работоспособность /Под ред. Бериташвили И.С. – М., «Медицина» – 1973.

2.Нормальная физиология /Под ред. Коробкова А.В. – М., «Высшая школа», 1980.

Семинар № 11

Роль двигательной активности в развитии организма ребенка.

Гигиеническое нормирование двигательной активности

детей дошкольного и школьного возраста
План

  1. Двигательная активность как источник развития организма и обеспечения жизнедеятельности.
  2. Развитие ЦНС и ВНД как основа формирования двигательной активности детского организма.
  3. Значение развития опорно-двигательного аппарата в становлении функционального состояния организма.
  4. Гигиенические требования к нормированию динамических и статических нагрузок в различные возрастные периоды.

Основная литература:

1.Вайнбаум Я. С., Коваль В. И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. — М., 2002.

2.Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. – М., «Академия», 2007. – 256с.
Дополнительная литература:

  1. Балъсевич В. К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. — Киев, 1987.
  2. Басов А. В. и др. Образ жизни и наше здоровье. — Ярославль, 1989.
  3. Гигиена детей и подростков / Под ред. В. Н. Кардашенко. — М. , 1988
  4. Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. — Минск, 1981.
  5. Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи. — М., 1989.
  6. Привычная физическая активность и здоровье: Пер. с англ. — М., 1982.

Семинар № 12
Гигиеническое нормирование нагрузок

при различных формах школьного физического воспитания
План

  1. Физическая культура в школе как учебный предмет, способствующий гармоничному физическому развитию школьников.
  2. Формы физического воспитания школьников: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня; урок физической культуры и внеклассные формы занятий физической культурой и спортом; общешкольные физкультурно-массовые мероприятия и соревнования.
  3. Гигиена спортивных сооружений школы:, универсальные и тренажерные залы. площадки, стадионы.
  4. Гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями.
  5. Гигиенические требования к структуре, содержанию, объему и интенсивности физических нагрузок в процессе физического воспитания.

Основная литература

1.Вайнбаум Я. С., Коваль В. И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. — М., 2002.

Дополнительная литература
1.Минх А.А., Малышева И.Н. Основы общей и спортивной гигиены. М., ФиС, 1972.

2. Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи. — М., 1989.

1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.8.1 Рекомендуемая литература
Основная литература

  1. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. — М., 2002.
  2. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. – М., «Академия», 2007. – 256с.
  3. Психология здоровья /Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006.

Дополнительная литература

  1. Амосов Н.М. Алгоритмы здоровья. – М., 2003.
  2. Ананьева Н. А. и др. Руководство для среднего медицинского персонала школ. — М., 1991.
  3. Ведомственные строительные нормы: Спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения. Нормы проектирования: ВСН №46 — 86. — М., 1987.
  4. Гигиена детей и подростков / Под ред. В . Н. Кардашенко. — М. , 1988.
  5. Гигиена / Под ред. Г. И. Румянцева. — М., 2001.
  6. Горшков А. И., Липатова О. В. Гигиена питания. — М., 1987.
  7. Гусалов А.А. Физкультурно-оздоровительные лагеря. — М., 1979.
  8. Джонсон М. Как избежать СПИДа. — М., 1994.
  9. Добровольский Г. В. Сохранение почв как незаменимого компонента биосферы: функционально-экологический подход. — М., 2000.
  10. Коростелев Н. Б. Охрана труда — охрана здоровья. — М., 1983.
  11. Ким В. В. и др. О разделении спорта и оздоровительной физкультуры // Теория и практика физической культуры. — 2001. — 3. — С. 17 — 21.
  12. Киселев В. И., Куликов В. П. Потребность в двигательной активности. — М., 1998.
  13. Ключко Т. с. Детский оздоровительный лагерь // Физкультура в школе. —2001.— № 4.—С. 52—56.
  14. Лаптев А.П. Гигиена. — М., 1977.
  15. Лукьяненко В. П. Формирование здорового образа жизни // Физкультура в школе. — 2001. №1 2. — С. 50—55.
  16. Малахов Г. П. Лечебные свойства продуктов. — СПб., 1999.
  17. Медуницын Н. В. Вакцинология. — М., 1999.
  18. Масленников С.М., Кузнецова Г.А. Зачем нужна утренняя гигиеническая гимнастика // Физкультура в школе. — 2000. — № 3. — С. 29—31.
  19. Минх А.А. Общая гигиена. — М., 1984.
  20. Лукьяненко В. П. Закаливание организма как важнейший элемент ЗОЖ // Физкультура в школе. — 2001. — I З. — С. 14— 17.
  21. Лукьяненко В. П. Формирование здорового образа жизни // Социаль
  22. Очерет А. От плоскостопия не умирают, но. . . // Будь здоров. — 2000. — С. 15—21.
  23. Поваляева В. В. Сюжетные физкультминутки //Физкультура в школе. – 2000.-№3.-С.71.
  24. Пшендин А. И. Рациональное питание спортсменов. — СП6., 1999.
  25. Рейф И. Е. Полчаса, побеждающие усталость: Восстановительная статическая гимнастика. — М., 1994.
  26. Решетников Н. В. Тщательнее изучать свой организм // Физкультура в школе. — 2000. — № З. — С. 27—29.
  27. Поваляева В. В. Сюжетные физкультминутки //Физкультура в школе. – 2000.-№3.-С.71.
  28. Рейф И. Е. Полчаса, побеждающие усталость: Восстановительная статическая гимнастика. — М., 1994. Под ред. Ю.Д. Сергеева. — М., 1995.
  29. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12 марта 1999 г.
  30. Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17 сентября 1998 г.
  31. Физическая культура студентов / Под ред. В. И. Ильинича. — М., 1999. — с. 380—405.
  32. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьника — М., 1988. — С. 191.
  33. Хрущев С. В., Круглый М. М. Тренеру о юном спортсмене. — М., 1982. — С. 81—112
  34. Чмиленко В. И. Валеология. — М., 1999. — С. 170— 177.
  35. Чусов А. С. Особенности закаливания школьников. — М., 1987.
  36. Шапошникова В. И. Адаптация и сопротивляемость организма //Физкультура в школе. — 2000. — № 6. — С. 54—55.
  37. Шелтон Г. Голодание и здоровье. — М., 1996. Энциклопедия здорового питания: В 2 т. — М., 1999. — С. 30 — 80.

1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1.9.1 Перечень используемых технических средств

1.9.2 Перечень используемых пособий
1.9.3 Перечень видео-и аудиоматериалов программного обеспечения
Примерный перечень вопросов к зачету и экзамену

  1. Гигиеническая наука как основа сохранения и укрепления здоровья населения. Санитария. Санитарное законодательство России. Методы гигиенических исследований
  2. Предмет и задачи гигиены физического воспитания и спорта. Значение этой науки в подготовке будущего учителя физической культуры
  3. Вклад П.Ф. Лесгафта и гигиенистов русской школы в развитие гигиены физического воспитания и спорта
  4. Гигиена воздуха (температура воздуха и ее влияние на организм спортсмена)
  5. Гигиена воздуха (влажность воздуха, показатели влажности и ее влияние на организм спортсмена)
  6. Гигиена воздуха (движение воздуха, атмосферное давление, солнечная радиация, электрическое состояние и их влияние на организм спортсмена)
  7. Гигиена воды. Роль воды в жизнедеятельности человека. Органолептические свойства воды. Очистка и обеззараживание воды.
  8. Гигиена почвы. Основные свойства различных видов почв. Гигиенические требования к почве при строительстве спортивных сооружений
  9. Гигиенические особенности факторов природной среды на Крайнем Севере
  10. Двигательная активность как основной гигиенический фактор. Гипо- и гиперкинезия
  11. Физиологические основы закаливания.
  12. Гигиенические принципы и факторы закаливания.
  13. Гигиенические требования при закаливании водой
  14. Гигиена населенных мест
  15. Гигиена спортивных сооружений. Классификация спортивных сооружений
  16. Физиолого-гигиенические основы питания. Особенности питания на Крайнем Севере
  17. Особенности гигиены питания детей различного возраста
  18. Особенности гигиены питания спортсменов в различных видах спорта (на примере конкретного вида спорта)
  19. Личная гигиена и ее особенности в избранном виде профессиональной деятельности
  20. Общие гигиенические требования к спортивной одежде и обуви
  21. Основные гигиенические требования к спортивному инвентарю, оборудованию и напольным покрытиям
  22. Гигиенические принципы нормирования циклических нагрузок
  23. Формирование и гигиеническое нормирование двигательной активности младших школьников
  24. Формирование и гигиеническое нормирование двигательной активности школьников среднего и старшего школьного возраста
  25. Формирование и гигиеническое нормирование двигательной активности в зрелом и пожилом возрасте
  26. Самоконтроль. Значение самоконтроля. Методы самоконтроля
  27. Гигиенические проблемы здоровья. Понятие «здоровье». Факторы здоровья. Состояние здоровья у современных школьников
  28. Гигиеническое обеспечение занятий оздоровительной физической культурой
  29. Гигиеническое обеспечение подготовки юных спортсменов в легкой атлетике
  30. Гигиеническое обеспечение подготовки юных спортсменов в зимних видах спорта (лыжи, горные лыжи, биатлон, хоккей, конькобежный спорт).
  31. Гигиеническое обеспечение подготовки юных спортсменов в спортивных играх
  32. Гигиеническое обеспечение подготовки юных спортсменов в спортивных единоборствах (бокс, борьба) и тяжелой атлетике.
  33. Гигиеническое обеспечение подготовки юных спортсменов в плавании
  34. Гигиеническое обеспечение подготовки юных спортсменов в туризме
  35. Гигиеническое обеспечение спортивных тренировок
  36. Гигиеническое обеспечение соревнований
  37. Гигиеническое обеспечение занятий оздоровительной физической культурой
  38. Гигиеническое обеспечение физического воспитания в школе: принципы организации и основные гигиенические требования
  39. Гигиенические принципы нормирования физических нагрузок для разных возрастных групп

Примерная тематика рефератов

  1. Влияние факторов внешней среды на подготовку спортсменов
  2. Двигательная активность и здоровье школьника
  3. Значение рационального сбалансированного питания в современном спорте
  4. Современные формы оздоровительной физической культуры
  5. Гигиенические принципы организации физическими упражнениями в школе
  6. Гигиенические требования к современному инвентарю и оборудованию.
  7. Туризм как эффективное средство оздоровительной физической культуры
  8. Зимние виды спорта – средство оздоровления северян
  9. Гигиенические средства и методы оздоровления юных северян в экстремальных условиях Кольского Заполярья
  10. Здоровье и физическая культура

Словарь терминов
АНАБОЛИЗМ (греч. anabole) — совокупность процессов синтеза тканевых и клеточных структур, а также необходимых для жизнедеятельности соединений.

АНАЛИЗАТОР (И.П. Павлов, 1909) — система, включающая рецепторы, проводящие пути и центры ствола головного мозга и корковый конец А., куда проецируется импульсация.

АНЕМИЯ (греч. a приставка, означающая отсутствие признака или качества, выраженного во второй части слова + греч. haima кровь) — малокровие, состояние характеризующееся снижением содержания гемоглобина в единице объема крови, чаще при одновременном уменьшении количества эритроцитов.

АНТЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (лат. ante перед + natalis относящийся к рождению) — период внутриутробного развития от момента образования зиготы до начала родов (40 недель). В А.п. выделяются два периода: эмбриональный (от начала образования зиготы до 12-й недели) и фетальный.

АПНОЭ (а + греч.pnoe дыхание) — прекращение дыхательных движений при резком снижении возбудимости дыхательного центра (м.б. как обратимым, так и необратимым).

БРАДИКАРДИЯ — урежение частоты сокращений сердца до 60 и менее ударов в 1 мин. Б. Может быть физиологической (Б. спортсмена) или результатом нарушения ритма сердца.

ВИТАМИН (-Ы) (лат. vitaminum; vita жизнь + амины) — поступающие с пищей незаменимые вещества, необходимые для поддержания жизни (см. кофермент).

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА — совокупность жидкостей (кровь, тканевая жидкость, лимфа), принимающих участие в процессах обмена веществ.

ГЕНОТИП (греч. genos происхождение -+ thypos отпечаток, образ) совокупность генетических факторов, создающих генетическую конституцию особи.

ГЕТЕРОХРОНИЯ (греч. heteros — другой, иной, разный + греч. сhronos время) — неодновременное созревание отдельных функциональных систем организма в процессе онтогенеза.

ГИГИЕНА (от др.-греч. ὑγιεινή «здоровая», из ὑγίεια «здоровье») — наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятного и профилактики неблагоприятного воздействия.

ГИПОКСЕМИЯ (гип + лат. oxygenium кислород + греч.haima кровь) — снижение содержания и парциального давления кислорода в крови.

ГИПОКСИЯ (гип + лат. oxygenium кислород) — состояние, возникающее при недостаточном снабжении тканей организма кислородом или нарушении его утилизации в процессе биологического окисления.

ГОМЕОСТАЗ (homeostasis; греч. homoios подобный, сходный + греч. stasis стояние) — совокупность скоординированных реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление постоянства внутренней среды организма (В.Кэннон, 1929)

ГОМОЙОТЕРМИЯ (гомо + therme теплота, жар) — поддержание постоянной температуры тела независимо от температуры внешней среды.

ЗИГОТА — оплодотворенная яйцеклетка

ЗАКАЛИВАНИЕ — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

ИММУНИТЕТ (лат.immunitas освобождение от чего-то) — способность организма защищаться от генетически чужеродных тел и веществ.

ИРРАДИАЦИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ (лат.irradio озарять, освещать) — распространение процесса возбуждения из одного участка ЦНС в другие. И.в. лежит в основе генерализации условного рефлекса и играет важную роль в формировании временной связи.

КЛЕТКА — элементарная структурная, функциональная и генетическая единица живого вещества, вне которого нет жизненного процесса. Это автономная элементарная живая система, способная к мутации, самообновлению, самовоспроизведению и развитию.

КОНВЕКЦИЯ ((от лат. convectiō — «перенесение») – перенос прилегающих к телу слоев теплового воздуха и замена их более холодным воздухом.

КОФЕРМЕНТ (син. коэнзим) — органическое вещество, необходимое для действия фермента. Активным центром в молекуле К. является, как правило, витамин.

КРИТИЧЕСКИЕ СТАДИИ (ПЕРИОДЫ) ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ — стадии онтогенеза, характеризующиеся наибольшей чувствительность организма или его части к повреждающим раздражителям внешней среды: 1) развитие половых клеток; 2)оплодотворение; 3)имплантация (7-8 сут эмбрионального перида); 4) развитие осевых зачатков органов (3-8 нед развития); 5) стадия развития мозга, формирование основных функциональных систем и дифференцировка полового аппарата (15-24 нед); 6) рождение; 7) период новорожденности (до года; 8) половое созревание (11-16 лет).

ОБМЕН ОСНОВНОЙ (основной обмен) — минимальный уровень энергетического обмена организма в условиях полного функционального покоя: отсутствие физического и умственного напряжения, натощак, при температуре среды 18-22оС.

ОНТОГЕНЕЗ (ontogenesis; греч. on, ontos сущее, существо + греч. genesis рождение, происхождение) — процесс индивидуального развития организма, проходящий весь жизненный цикл, начиная с зиготы и до смерти.

ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (греч. peri приставка, обозначающая «расположение вокруг, снаружи» + лат.natus рождение) — период жизни с 28-й недели внутриутробной жизни по 7-у сутки жизни ребенка после рождения.

ПЕРИСТАЛЬТИКА (греч. peristaltikos охватывающий, сжимающий) — волнообразные сокращения стенок пищевода, желудка, кишечника, обеспечивающих перемещение их содержимого.

ПОЙКИЛОМЕТРИЯ (греч. poikilos разнообразный, пестрый + therme теплота, жар) — особенности реакции животных реагировать на изменения температуры окружающей среды пропорциональным изменением температуры тела; зависимость температуры тела от внешней температуры.

ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (лат. post приставка со значением «находящийся позади, за чем-либо, следующий после чего-либо + лат. natus рождение) — период от момента рождения до смерти.

ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД (лат. pubertas возмужалость) — в подовом созревании выделяют три фазы: 1) препубертатная — у девочек 9-11 лет, у мальчиков 11-13 лет; 2) собственно пубертатная — у девочек 12-16 лет, у мальчиков 13-17 лет; 3)постпубертатная — у девочек после 16-18 лет, у мальчиков после 17-19 лет.

РЕЗИСТЕНТНОСТЬ (лат. resistentia сопротивление, противодействие; син. сопротивляемость) — устойчивость организма к воздействие различных повреждающих факторов среды.

РАДИАЦИЯ – излучение тепла тела

РЕФЛЕКС (-Ы) (лат. reflexus повернутый назад, отраженный) — возникновение, изменение или прекращение функциональной активности органов, тканей или целостного организма, осуществляемого при участие ЦНС в ответ на раздражение рецепторов организма. Все Р. делятся на безусловные и условные. По локализации Р. делятся на экстеро-, интеро- и проприорецептивные; по локализации центрального звена на спинальные, мозжечковые, корковые и др.; по локализации эфферентной части — соматические и вегетативные; по характеру влияния на деятельность эффектора — возбудительные и тормозные.

САНИТАРИЯ (от лат. sanitas — «здоровье») — система мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья и профилактику различных заболеваний, а также комплекс мер по практическому применению разработанных гигиенической наукой нормативов, санитарных правил и рекомендаций, обеспечивающих оптимизацию условий воспитания и обучения, быта, труда, отдыха и питания людей с целью укрепления и сохранения их здоровья.

СИСТОЛА (греч. systole сокращение) сокращение какого-либо отдела сердца или сердца в целом.

СПЕЦИФИЧЕСКИ-ДИНАМИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ПИЩИ — увеличение энергетических трат организма, вызванное приемом пищи.

СТЕРЕОТИП ДИНАМИЧЕСКИЙ (стерео + греч. typos отпечаток, образец) — зафиксированная система из условных и безусловных рефлексов, объединенных в единый функциональный комплекс, образующийся под влиянием стереотипно повторяющихся изменений и воздействий.

ТАХИКАРДИЯ (греч.tachys скорый, быстрый + греч. kardia сердце) увеличение частоты сердечных сокращений до 90-100 и более ударов в 1 мин.

ТЕПЛОЕМКОСТЬ — физическая величина, определяющая отношение бесконечно малого количества теплоты, полученного телом, к соответствующему приращению его температуры.

ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ — это процесс переноса внутренней энергии от более нагретых частей тела (или тел) к менее нагретым частям (или телам).

ТКАНИ — сложившаяся в процессе эволюции система клеток и неклеточных структур, имеющая общие черты строения и специализирующаяся на выполнении определенных функций.

ТКАНЬ (textus) — исторически сложившаяся система клеток и неклеточных структур, имеющих общее строение, функции и развитие. Принято различать четыре вида Т.: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная.

ТОРМОЖЕНИЕ -активный местный нервный процесс, приводящий к угнетению или предупреждению возбуждения.

ТРОФИКА (греч. тrophe питание) — совокупность обменных процессов, лежащих в основе клеточного питания и обеспечивающих сохранение структуры и функции тканей и органа.

УСТАЛОСТЬ — субъективное ощущение утомления.

УТОМЛЕНИЕ — особый вид функционального состояния человека, временно возникающий под влиянием продолжительной или интенсивной работы и приводящий к снижению ее эффективности.

УХТОМСКОГО ДОМИНАНТА (А.А. Ухтомский, 1875-1942, отеч. физиолог; лат. dominans господствующий) — временно господствующий рефлекс, направляющий работу ЦНС. Доминанта — общий рабочий принцип нервной системы.

ФЕНОТИП (греч. phainб проявлять + thypos отпечаток, образ) — совокупность признаков и свойств организма, обусловленных взаимодействием его генотипа с условиями внешней и внутренней среды организма.

ФИЛОГЕНЕЗ (phylogenesis, греч. phylon род, вид, класс + греч. genesis рождение, происхождение) — история развития мира организмов и отдельных его групп (типов, классов и т.д.).

ЦИРКАДИАННЫЕ РИТМЫ (лат. circa около, dies день) околосуточные биологические ритмы с периодом, близким к 24 ч. Основу Ц.р. составляют эндогенные (автономные) колебания, поддерживаемые каждой отдельной клеткой организма.

ЭНТРОПИЯ (греч. ennrepo вращать внутрь, заворачивать) — термодинамическая функция состояния системы, являющаяся мерой ее неупорядоченности: чем больше неупорядоченность, тем больше Э. Согласно второму закону термодинамики все процессы стремятся к возрастанию общей Э. системы и окружающей среды.

ЭНТРОПИЯ ЖИВЫХ СИСТЕМ — функция состояния живой системы, которая может возрастать, оставаться постоянной или уменьшаться. Процессы жизнедеятельности сопровождаются ростом Э. и для уменьшения Э. требуется совершение работы.

База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий