Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы Воронеж 2012

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы Воронеж 2012

Скачати 2.08 Mb.

Сторінка 1/8 Дата конвертації 19.04.2016 Розмір 2.08 Mb.

  1   2   3   4   5   6   7   8

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Васильева Е.В., Жаглина О.А., Корниенко Н.Г., Мерненко А.П.

ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методические рекомендации

для учителей

русского языка и литературы

Воронеж

2012

Содержание

Вступление………………………………………………………………………3

  1. Особенности нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования……………………………………………………………3
  2. Планирование работы по введению нового стандарта…………………………8
  3. Как составить рабочую программу учебного предмета………………………..8
  4. Требования к результатам освоения   основной образовательной программы основного общего образования………………………………………………………….14
  5. Разработка программы формирования универсальных учебных действий (участие в разработке программы формирования универсальных учебных действий)………………………………………………………………………………….17
  6. Разработка программы воспитания и социализация учащихся (участие в разработке программы воспитания и социализации учащихся)………………………28

7. Особенности организации учебной работы учащихся в соответствии с требованиями нового стандарта…………………………………………………………31

8. Критерии успешности введения нового стандарта…………………………..48

Список использованной литературы…………………………………………….66
Приложение………………………………………………………………………..68

Вступление

В новых социокультурных и политических условиях возникла необходимость совершенствования образовательного процесса. Главная направленность всей работы – повышение качества образования. Акцент делается на индивидуализацию содержания основной общеобразовательной программы с учетом интересов обучающихся. Большое внимание будет уделяться средствам обучения. В этих условиях возрастают требования к учителю. Он должен научить учащихся добывать знания. Ему необходимо свободно владеть инновационными технологиями обучения, не бояться экспериментов. Очень важно уметь выбрать нужный УМК с учетом уровня подготовки учащихся. Важной составляющей учебного процесса является контроль и оценивание знаний. Он должен быть объективным и вместе с тем учитывать индивидуальные способности обучающихся. У ребенка должно быть сформировано чувство успешности, тогда усилится мотивация к обучению. Наконец необходима информационная открытость образовательного процесса. Все это заложено в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения (ФГОС ).

  1. Особенности нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования

Стандартизация образования – это установление единых требований к образовательной деятельности в однотипных учебных заведениях, не исключающее многообразия способов их достижения. Государственный образовательный стандарт – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса. Государственные образовательные стандарты разрабатываются раз в 10 лет. Введение ФГОС гарантирует достижение каждого уровня базовой подготовки.

С 1991 года было введено в действие три Стандарта (1998,2004,2010). ФГОС служит основой федерального базисного учебного плана (БУП), образовательных программ каждой ступени образования, учебных планов образовательных учреждений (БОП), примерных программ по учебным предметам.

Учебный план – это утвержденный документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок изучения этих предметов по годам обучения и количество часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах. На основе учебных планов составляются учебные программы.

Учебная программа – это документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе, определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-этических идей практических знаний и навыков.

В настоящее время основное количество школ нашей области работает с 5-го класса по стандарту 2004 года. Только 41 школа перешла в экспериментальном режиме на ФГОС 2010 года. Каждый стандарт вносит свои коррективы в систему образования. Чтобы лучше понять отличия Стандартов 2004 и 2010 годов рассмотрим следующую таблицу.

пп Стандарт 2004 года Стандарт 2010 года 1. Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1313 Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 2. Федеральный компонент направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода. Направлен на обеспечение:
  • Формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
  • Единства образовательного пространства РФ;
  • Доступности получения качественного образования;
  • Преемственности основных образовательных программ;
  • Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
  • Формирования содержательно-критериальной оценки результатов обучения.
3. Ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. В основе лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. 4. Основные цели:
  • Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  • Приобретение опыта разнообразной деятельности(индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
  • Подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории.
Основная цель – сориентировать выпускника на становление личностных характеристик:
  • Патриота;
  • Высоконравственного человека;
  • Умеющего учиться и осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности;
  • Социально-активного, уважающего закон и правопорядок;
  • Ориентирующегося в мире профессий.
5. Основное требование – достижение выпускниками уровня функциональной грамотности. Основное требование – достижение результатов:
  • личностных,
  • метапредметных,
  • предметных.
6. Важнейшей задачей является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является предпрофильная подготовка. Важнейшей задачей является научить учиться. 7. Наиважнейшим условием развития и социализации школьников является овладение общими умениями, навыками и способами деятельности:
  • познавательная,
  • информационно-коммуникативная,
  • рефлексивная.
Условием развития и социализации учащихся является овладение универсальными учебными действиями (УУД):
  • личностные,
  • регулятивные,
  • познавательные,
  • коммуникативные.
8. Процесс обучения направлен на развитие компетенций. В основе обучения лежит компетентностный подход. 9. Формирование и развитие компетенций по русскому языку:
  • коммуникативной,
  • языковой,
  • лингвистической,
  • культуроведческой.

Формирование и развитие компетенций по русскому языку:

  • коммуникативной,
  • языковой,
  • лингвистической,
  • культуроведческой,
  • учебно-познавательной.

10. Формирование и развитие компетенций по литературе:

  • общекультурной
  • ценностно-мировоззренческой,
  • читательской,
  • речевой.
Формирование и развитие компетенций по литературе:
  • общекультурной
  • ценностно-мировоззренческой,
  • читательской,
  • речевой,
  • учебно-познавательной.
11. Ориентирован на задание уровня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений отдельных школьников. Ориентирован задание ориентиров развития системы образования, ожидаемые государством, обществом, личностью результаты образования 12. Обязательный минимум содержания образования основных образовательных программ. Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания БОП, примерных программ, УМК.

Фундаментальное ядро фиксирует:

  • основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера;
  • универсальные учебные действия.
  • Цель — определить :
  • — систему ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к области знания;
  • — состав ключевых задач, которые обеспечивают формирование универсальных видов учебных действий.
  • Ядро – наиболее важная часть школьного курса;
  • Оболочка – варьирующая часть, которая зависит от интересов и способностей ученика и типа ОУ.
13. Базисный образовательный план организует образовательный процесс и носит категоричный характер.

Он состоял:

  • федеральный компонент,
  • региональный компонент,
  • компонент образовательного учреждения.
Базисный образовательный план регулирует педагогический процесс и носит ориентирующий и некатегоричный характер.

Он состоит:

  • инвариантная часть,
  • вариативная часть,
  • внеурочная деятельность .
14. Примерные (базисные) учебные программы – основа для составления авторских и рабочих программ. Определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Примерные (базисные) учебные программы имеют ориентирующий и некатегоричный характер и допускают отступления при реализации экспериментов.

Примерные (базисные) учебные программы дополняются Программами развития универсальных учебных действий.

15. Стандарт – это обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребенка на бесплатное полноценное общее среднее образование. Это стандарт первого поколения. Он выстроен с учетом сложного сочетания двух противоборствующих факторов _ возможностей сегодняшнего образования и потребностей завтрашнего дня. В этом плане данный стандарт является переходным. Стандарт выступает как общественный договор , отражающий целевые установки функционирования и развития системы общего образования, предопределяет в качестве объекта системы оценки качество образования в широком его понимании. Стандарт предполагает разделение ответственности между участниками образовательного процесса (обучающимися и образовательным учреждением). 16. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
  • познавательная,
  • информационно-коммуникативная,
  • рефлексивная.

Овладение общими умениями, навыками и способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя результаты:

  • предметные,
  • метапредметные,
  • личностные.
17.

Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ:

  • кадровое обеспечение,
  • финансово-экономическое обеспечение,
  • материально-техническое обеспечение,
  • учебно-материальное обеспечение,
  • информационное обеспечение.
18. Функция системы оценивания выполнялась учебными планами, программами, учебниками и поурочными разработками. К функции системы оценивания добавляется функция ориентации образовательного процесса на реализацию планируемых результатов обучения, воспитания и развития.

Установление четкой взаимосвязи и взаимообусловленности планируемых результатов освоения основных образовательных программ, организации и содержания образовательного процесса, его ресурсного обеспечения позволяет создать систему эффективного управления качеством образования,что является основой ФГОС.

Главная направленность ФГОС — повышение качества образования.

ФГОС дает право детям выбирать свою траекторию обучения. Акцент делается на индивидуализации содержания основной общеобразовательной программы (ООП) с учетом интересов обучающихся. Отсюда усиление внимания к средствам обучения и педагогическим кадрам.

Возрастают требования к учителю:

  • он должен научить ребенка добывать знания;
  • свободно владеть инновационными технологиями обучения;
  • не бояться экспериментов;
  • уметь выбирать нужный УМК с учетом уровня подготовки учащихся;
  • формировать у учащихся чувство успешности;
  • научиться оценивать знания обучающихся с учетом их индивидуальных способностей;
  • постоянно развивать творческие способности школьников;
  • запомнить формулу: «Не ученик для учителя, а учитель для ученика»;
  • предоставлять обучающимся качественные образовательные услуги;
  • осуществлять принцип гуманизации и гуманитаризации образования;
  • осуществлять информационную открытость образовательного процесса.

Задачи ФГОС:

  • обновление содержания образования;
  • обновление методов обучения;
  • достижение нового качества образования.

Основные требования ФГОС:

  • сужение круга репродуктивной деятельности;
  • рост инновационной активности;
  • умение научить ребенка жить в постоянно изменяющихся условиях;
  • научить жить в поликультурном обществе;
  • в условиях повышенной профессиональной мобильности научить легко менять сферу занятости и осваивать новые профессии.

Если раньше существовал лозунг: «Образование для жизни», то теперь – «Образование на протяжении всей жизни».

Система оценки перерастает узкие рамки модели контроля и начинает выполнять функцию обратной связи и регулирующего элемента системы общего образования.

  1. Планирование работы по введению нового стандарта

Основная образовательная программа (ООП) реализуется образовательным учреждением (ОУ) через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

ООП должна содержать три раздела:

  • Целевой (цели, задачи, планируемые результаты и способы их достижений);
  • Содержательный (программу развития УУД, программу отдельных учебных предметов, программу воспитания и социализации обучающихся, программу коррекционной работы, если есть дети с ограниченными возможностями здоровья);
  • Организационный (учебный план, система условий реализации основной образовательной программы).

ООП состоит из двух частей:

  • Обязательная — 70% ;
  • Формируемая участниками образовательного процесса — 30%.

Для обеспечения индивидуальных потребностей учащихся в ООП предусматриваются:

  • Учебные курсы, обеспечивающие индивидуальные интересы обучающихся;
  • Внеурочная деятельность.

Структура ООП:

  • Целевой раздел,
  • Пояснительная записка,
  • Планируемые результаты

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Они разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.

  1. Как составить рабочую программу учебного предмета.

Методика составления рабочей программы
Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки по учебным предметам и дисциплинам, подлежащие усвоению учащимися.

Программа включает в себя перечень тем и их реферативное описание (изложение основных вопросов в заданной последовательности), рекомендации по количеству часов на каждую тему, распределение их по годам обучения.

Виды учебных программ:

  • примерная (типовая) учебная программа;
  • авторская программа;
  • рабочая программа.

Примерная (типовая) учебная программа – документ, рекомендуемый Минобрнауки России; детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения, требования к качеству усвоения учебного материала по конкретному предмету.

Авторская учебная программа – документ, созданный на основе ФГОС и примерной учебной программы, имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля); разрабатывается одним автором или группой авторов.

Для авторской программы характерны оригинальные концепция и построение содержания.

Внедрению авторской программы в практику работы ОУ предшествует её экспертиза и апробация.

Рабочая программа – учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной (типовой) и (или) авторской учебной программы для конкретного ОУ и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т. п.
Функции рабочей программы и требования к ней, способы построения рабочей программы
Любая рабочая программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и к какой ступени общего образования она относится, выполняет следующие функции:

  • нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
  • определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
  • процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
  • оценочную, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

Функции программы определяют следующие требования к ней:

1. Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана школы).

2. Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.

3. Наличие признаков нормативного документа.

4. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.

5. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).

6. Конкретность представления элементов содержания образования.
Структура рабочей программы определяется требованиями стандарта основного общего образования п.18.2.2

18.2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5)  содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Титульный лист

На титульном листе указывается:

1. Наименование федерального органа управления образованием (Министерство образования и науки РФ) и образовательного учреждения.

2. Название учебной дисциплины, для изучения которой написана программа, например «Рабочая программа учебного предмета “Русский язык”».

3. Параллель (или конкретный класс), для которой предназначена программа.

4. Фамилия, имя и отчество разработчика или разработчиков программы.

5. Гриф утверждения программы (дата, должность и фамилия, имя и отчество руководителя, утвердившего программу).

6. Название города, в котором подготовлена программа.

7. Год составления программы.

Пояснительная записка

В пояснительной записке указывается, на основании каких документов создана рабочая программа. Прежде всего это стандарт, примерная программа основного или среднего (полного) общего образования по предмету для образовательных учреждений с русским языком обучения, авторская программа. Кроме того, необходимо учитывать рекомендации методического письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании литературы в средней школе», «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании русского языка в средней школе» и др.

В пояснительной записке уточняется суть изменений, которые внесены в содержание авторской программы: указывается, какие дидактические единицы добавлены к изучению, какие изъяты или перенесены для изучения в следующих классах, на занятиях элективного курса и т.п.

В рабочей программе учитываются:

  • индивидуальные особенности обучающихся;
  • реализация права выбора способа учения;
  • начальная подготовка учащихся (для выбора индивидуальной образовательной траектории);
  • возможность работать в своем темпе;
  • подбор индивидуальных заданий разного типа сложностей;
  • учет типа памяти и ведущего полушария;
  • предъявление обязательных минимальных требований к уровню подготовки обучающихся.

Цели и задачи учебной дисциплины

Важным разделом программы является формулирование целей, понимаемых как «нормативное представление о результате деятельности», и задач учебного предмета. Цели учебного предмета определяются исходя из конечных целей образовательной программы учреждения, сформированных на основании требований к уровню подготовки учащихся. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт.

Цели курса должны быть сформулированы на 4-х уровнях:

Цели первого уровня можно представить в виде «иметь представление»:

  • о круге проблем данного курса,
  • об обязательных для изучения модулях (и возможностях выбора своего «пути»),
  • о современном состоянии данной дисциплины,
  • об основных сферах применения получаемых знаний,
  • о связи курса с другими дисциплинами.

Цели второго уровня можно представить в виде «знать»:

  • объекты, предметы, цели, задачи, место курса среди других курсов,
  • понятия, определения, термины,
  • даты, факты, события,
  • правила, теории, законы,
  • методы, средства, алгоритмы, решения задач курса,
  • модели, схемы, структуры.

Цели третьего уровня:

  • выбирать, выделять,
  • оформлять, описывать,
  • высказывать, формулировать,
  • обобщать, интерпретировать,
  • контролировать, проверять, осуществлять самоконтроль.

Цели четвертого уровня:

  • сопоставить цели с учебными контролирующими заданиями,
  • сопоставить цели с видами деятельности,
  • контрольные задания.

Применительно к русскому языку и литературе эти цели описываются через следующие категории:

  • воспитание,
  • развитие (и совершенствование),
  • освоение (или углубление) знаний (текстов),
  • формирование умений (овладение умениями),
  • применение.

Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке учебной программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.

Не допускается включение в число учебных задач таких, которые характеризуют работу учителя и не указывают на результаты деятельности учащегося (например, «познакомить…», «рассказать…», «сообщить…» и тому подобные).

Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.

Требования к уровню освоения дисциплины

При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню образованности, компетентности учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения курса.

В этих требованиях, как правило, отражаются:

• основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;

• конечная система или комплекс знаний;

• перечень умений и навыков (способов деятельности);

• перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.

Требования к уровню освоения русского языка содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и в повседневной жизни.

Требования к уровню подготовки выпускников по литературе направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Они также формулируются в терминах «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Учебно-тематический план

п/п

Содержание Кол-во часов материально-техническое оснащение В том числе на: УУД: Виды контроля Результа

ты деятельности

тема развитие речи личностные регулятивные коммуникативные познавательные контроль начального уровня подготовки промежуточный контроль итоговый контроль личностные метапредметные предметные

Итого

1

Календарно-тематический план

№ Тема урока Тип урока Содержание урока Теория литературы Виды деятельности на уроке Межпред

метные связи

Краеведение Виды контроля Планируемые результаты освоения материала Дата проведения план факт

  1   2   3   4   5   6   7   8
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий