Методические рекомендации для студентов по изучению учебной дисциплины «Обществознание», предназначены для обеспечения студентов обучающихся по специальности Сестринское дело (очная форма обучения) учебно-методическим комплексом

Методические рекомендации для студентов по изучению учебной дисциплины «Обществознание», предназначены для обеспечения студентов обучающихся по специальности Сестринское дело (очная форма обучения) учебно-методическим комплексом

Скачати 1.27 Mb.

Сторінка 1/8 Дата конвертації 15.04.2016 Розмір 1.27 Mb.

  1   2   3   4   5   6   7   8

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ Г. БРАТСКА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

по изучению

ОДБ.00 Базовые
ОДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
для специальности Сестринское дело
Очная форма обучения

Братск, 2014г.

Составитель:

Иваненко Ольга Николаевна – преподаватель первой квалификационной категории.

Рецензент:

Локтева Елена Николаевна — преподаватель высшей квалификационной категории.

Рассмотрено на заседании ЦМК № 1

Протокол № 1 от «03» сентября 2014г.

Методические рекомендации для студентов по изучению учебной дисциплины «Обществознание», предназначены для обеспечения студентов обучающихся по специальности Сестринское дело (очная форма обучения) учебно-методическим комплексом.
Методические рекомендации для студентов разработаны в соответствии с рабочей программой и календарно — тематическим планом по учебной дисциплине «Обществознание».
В соответствии с учебным планом на изучение рабочей программы учебной дисциплине «Обществознание» отводится 157 часов.

Из них:

Теоретические занятия 117 часов

Самостоятельная работа студентов – 40 часов

Методические рекомендации для студентов включают в себя следующие разделы:

  1. Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям;
  2. Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации;
  3. Вопросы для подготовки к итоговой аттестации;
  4. Рекомендуемая литература (основная и дополнительная).

Данные методические рекомендации позволяют студентам получить необходимую информацию для подготовки к любому виду занятий.

СОДЕРЖАНИЕ

Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Стр. 4 -127
Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации Стр. 128
Вопросы для подготовки к итоговой аттестации Стр. 129
Рекомендуемая литература (основная и дополнительная) Стр. 130

Методические рекомендации для студентов

по самоподготовке к занятиям
Тема: Введение
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:

Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Нужны ли нам систематизированные знания об обществе? Приведите примеры, когда знания об обществе пригодились Вам в жизни. Приведите примеры, когда неполнота знаний приводит к ошибкам.
  2. Вы уже давно в рамках различных школьных предметов изучаете человеческое общество. Назовите эти учебные дисциплины и определите, какие аспекты жизни человека они затрагивают.
  3. Какой круг вопросов входит в поле зрения обществознания?
  4. Какие проблемы человековедения и обществознания вызывают у вас интерес. Аргументируйте свой выбор.
  5. Человек — единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой, которую он должен решать и от которой он не может убежать (Э. Фромм). Согласны ли вы с мнением Э. Фромма?
  6. Какие методы исследования используются в истории, социологии? Сделайте выводы.

Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

— биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

— тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

— необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

— особенности социально-гуманитарного познания.

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Литература для подготовки:

Основной источник:

Важенин А.Г. Обществознание.- М., 2010,2012.- стр. 3-5

Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

Модуль 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Тема 1.1.1. Происхождение и природа человека
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Социализация личности.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Объясните значение понятий «личность», «индивид», «человек», «индивидуальность». Как происходит социализация личности?
  2. Подготовьте устный ответ по вопросу «Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции»
  3. Перечислите основные теории происхождения человека.
  4. По мнению И.Канта, вопрос «Что есть человек?» — самый сложный вопрос в науке. Как Вы думаете, прав ли великий философ? Ответ аргументируйте.

Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

— биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

— тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

— необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

— анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

— устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

— объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества).
Самостоятельная работа

Составить эссе на тему «Знакомство с другими культурами»

Литература для подготовки:

Важенин А.Г. Обществознание.- М., 2010,2012.- стр. 5-10.

Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

Модуль 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Тема 1.1.2. Познавательная деятельность человека
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:

Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Сущность познания. Чувственное и рациональное познание.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Прокомментируйте высказывание: «Жизнь и деятельность столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет». Ф. Н. Глинка (русский поэт)
  2. Можно ли познание отнести к деятельности? Аргументируйте ответ.
  3. В каком случае познание будет творческой деятельностью?
  4. Как человеческая деятельность связана с мышлением?
  5. Что изучает гносеология?
  6. В чем смысл философского вопроса о познаваемости мира?
  7. Каковы основные формы чувственного познания? Дайте им краткую характеристику.
  8. Раскройте роль и покажите границы чувственного познания в постижении мира.
  9. Назовите основные формы рационального мышления. Кратко охарактеризуйте их.
  10. В чем проявляется неразрывная связь чувственного и рационального познания?
  11. Определите, к какому направлению — рационализму или сенсуализму — принадлежат авторы следующих высказываний. Свой выбор обоснуйте.

 Сенека: «Высшее благо заключено в разуме, а не в чувствах. Что в человеке самое лучшее? Разум. Силой разума он превосходит животных и идет вровень с богами. Итак, разум в его совершенстве есть благо, присущее человеку, тогда как все остальные чувства -общие с животными и растениями».

 Н. Рерих: «Истина не познается расчетами. Лишь язык сердца знает, где живет великая Правда, которая, несмотря ни на что, ведет человечество к восхождению».

Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

— особенности социально-гуманитарного познания.

— характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

— анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

— устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

— объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества).

Литература для подготовки:

Важенин А.Г. Обществознание.- М., 2010,2012.- стр. 22-34.

Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

Модуль 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Тема 1.1. 3 . Истина и ее критерии
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Французский философ-просветитель, писатель, композитор Жан-Жак Руссо сказал: «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине – только один». Прокомментируйте высказывание.
  2. Какова цель познания?
  3. Какова проблема истины?
  4. Назовите свойства и критерии истины
  5. Перечислите виды истины
  6. Приведите примеры из математики, когда, казалось, абсолютные истины не выдерживали проверки временем.
  7. «Вымысел, ложь, заблуждение – вечные спутники истины», — так говорил В.С. Соловьев – русский философ, публицист, поэт. Действительно ли вечными спутниками истины являются вымысел, ложь, заблуждение? Аргументируйте свой ответ.
  8. Опираясь на нижеприведенный фрагмент, попытайтесь определить принципиальные отличия истины от заблуждения, вымысла и лжи.
     «… Мы знаем, что не есть истина, – именно вымысел, ложь и заблуждение; мы знаем, что это неистинное хотя и существует, но существует только в субъекте (в его мысли и слове), вне его не имеет никакого бытия. Таков существенный характер неистинного: мы именно потому и признаем вымысел или заблуждение таковыми, то есть неистинными, что они не существуют вне субъекта, лишены объективного бытия. Но если таков характеристический признак неистинного, то характеристический признак истины будет, очевидно, заключаться в противоположном, именно в бытии вне субъекта или в объективной реальности. Таким образом, общее различие между истинным и ложным предполагает различие между тем, что существует только в субъекте (в субъективном сознании), и тем, что имеет бытие и вне субъекта и что мы называем реальным предметом или вещью».
  9. Обдумайте два высказывания, приведенных ниже. Есть ли среди них правильное? Какое? Свой выбор обоснуйте.

 Мир есть процесс безостановочных изменений, поэтому он

непознаваем, непостижим.

 В своей основе мир неколебим, покоен и поэтому доступен

пониманию.
Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

— особенности социально-гуманитарного познания.

— характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

— анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

— объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

— извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы.

Самостоятельная работа

Найти примеры из наук, когда, казалось, абсолютные истины не выдерживали проверки временем

Литература для подготовки:

Важенин А.Г. Обществознание.- М., 2010,2012.- стр. 57-59.

Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

Модуль 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Тема 1.1.4. Ненаучное познание
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:

Формы и способы ненаучного познания.

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем проявляется многообразие путей познания мира человеком?
  2. Какие пути познания мира, помимо научного познания, существуют? Что их объединяет? Чем они различаются?
  3. Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? Ответ аргументируйте.
  4. Чем отличается результат познания средствами искусства от иных результатов познавательной деятельности человека?
  5. Какой из способов ненаучного познания вам кажется самым убедительным?

Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

— особенности социально-гуманитарного познания.

— характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

— анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

— объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

— раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.

Самостоятельная работа

Подготовить сообщение об одном из способов ненаучного познания

Литература для подготовки:

Важенин А.Г. Обществознание.- М., 2010,2012.- стр. 48-59.

Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

Модуль 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Тема 1.1.5. Самопознание
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:

Потребности, способности и интересы. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Свобода как условие самореализации личности. Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Как вы думаете, с какого возраста начинается процесс самопознания? С чего начинается самопознание?
  2. Дайте определение понятиям «потребности», «способности» и «интересы».
  3. Как самосознание связано с социальным поведением.
  4. Чем социальные ценности отличаются от социальных норм. Привидите примеры.
  5. Согласны ли вы с тем, что свобода является одним из условий самореализации личности. .
  6. Перечислите и охарактеризуйте важные, на ваш взгляд, гражданские качества личности.

Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

— основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

— тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

— необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

— объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

— раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

— оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

— формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Самостоятельная работа

Воспользовавшись описанием этапов научного исследования, проведите свое собственное исследование на тему использования шпаргалок. Ставьте задачи, формулируйте гипотезы и т.д. По окончании напишите краткий отчет о результатах (1 – 1,5 странички)

Литература для подготовки:

Важенин А.Г. Обществознание.- М., 2010,2012.- стр. 59 (вопросы).

Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

Модуль 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Тема 1.1.6. Межличностное общение и взаимодействие
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:

Человек в группе. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Умение общаться. Межличностные конфликты. Причины и истоки агрессивного поведения.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое «малая группа»? В чем особенности малой группы? Каким образом в группе возникают эмоциональные отношения?Дайте характеристику малой группе как системы. Что дают развитию личности различные объединения учащихся?
  2. Согласны ли вы со следующим суждением: «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» (Б. Г. Ананьев)? Какие аргументы вы можете привести для обоснования своей позиции?
  3. Сравните роль, которую играют стереотипы в общении и в познавательной деятельности. Сделайте выводы о чертах сходства и различиях.
  4. Назовите литературные произведения, сюжет которых построен на ошибках социальной перцепции. Укажите, в чем проявляются эти ошибки. Какие механизмы лежат в основе этих ошибок?
  5. В последнее время в стране все большее распространение находят «телефоны доверия». Чем можно объяснить тот факт, что в критических ситуациях люди предпочитают общение по телефону?
  6. Составьте обобщающую схему, представив в ней все многообразие малых групп, различающихся по разным основаниям.
  7. Используя знания по истории, охарактеризуйте изменения гендерных ролей в традиционной российской семье допетровских времен и в современной демократической семье.
  8. «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Попытайтесь описать сюжет трагедии У. Шекспира, используя знания о структуре и динамике конфликта.
  9. Существует мнение, что конфликт всегда подобен порочному кругу, разорвать который невозможно. Каково ваше мнение по этому вопросу? Приведите аргументы.
  10. Подготовьте выступление «О пользе конфликта».
  11. Сделайте выводы из следующих данных. Юноши чаще ассоциируют конфликт со словами «стычка», «драка», «потасовка», «схватка»; девушки — со словами «ссора», «спор», «перебранка», «перепалка».
  12. Оцените две точки зрения на конфликт. С какой из них вы бы согласились и почему?

 Для группы конфликт между двумя или несколькими ее членами — помеха нормальному общению и совместному труду… Возникает необходимость погасить конфликты. Желательно, по крайней мере, «перемирие» враждующих, причем на основе такого компромисса между ними, который бы не шел вразрез с общими нормами нравственности и не ущемлял человеческое достоинство обеих сторон.

 Конфликты существовали и будут существовать, они — неотъемлемая часть человеческих отношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны. Они — нормальное явление в нашей жизни…

Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

— факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

— необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

— особенности социально-гуманитарного познания.

— анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

— объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

— формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

— подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Литература для подготовки:

Важенин А.Г. Обществознание.- М., 2010,2012.- стр. 44-48.

Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

Модуль 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Тема 1.1.7. Профессиональное самоопределение
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:

Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что отличает медицину от другой профессиональной деятельности?
  2. Как вы считаете, на каком этапе исторического развития зародились различные профессии? Какие факторы определили их появление?
  3. Сегодня социологи насчитали наличие 20 тыс. профессий, число которых постоянно растет. Как вы думаете, почему возрастает число профессий? Что вы понимаете под выражением «узкая специализация»?
  4. В наши дни существует понятие «рынок труда». Что вы понимаете под этим выражением? Что значит «дефицитная профессия»? Какие профессии можно отнести, с вашей точки зрения, к дефицитным?
  5. Существуют ли профессии, которые оплачиваются не очень высоко, но являются востребованными в нашем обществе? Приведите примеры подобных профессий.
  6. Чем понятие «должность» отличается от понятия «профессия» и «специальность»?
  7. Как вы понимаете слова древнего философа Сенеки:

Если человек не знает,

к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер

не будет попутным.

Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

— основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

— тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

— необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

— осуществлять поиск социальной информации;

— оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

— формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Самостоятельная работа

Написать сочинение: «Моя будущая профессия»

Литература для подготовки:

Важенин А.Г. Обществознание.- М., 2010,2012.- стр. 34-44.

Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

Модуль 1.2. Общество как сложная система

  1   2   3   4   5   6   7   8
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий