Скачати 0.52 Mb.
1 2
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ Г. БРАТСКА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
по изучению
ПМ. 05 Медико-социальная деятельность
МДК 05.01 МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
специальность Лечебное дело
(очная форма обучения)
Братск, 2014г.
Составитель:
Закревская С.Б. – преподаватель первой квалификационной категории ОГОБУСПО «Государственный медицинский колледж г.Братска».
Рецензент:
Полякова Е.А. – методист ОГОБУСПО «Государственный медицинский колледж г.Братска».
Рассмотрено на заседании ЦМК № 3
протокол № 1от «03» сентября 2014г.
Методические рекомендации для студентов по изучению ПМ.05 Медико-социальная деятельность, предназначены для обеспечения студентов обучающихся по специальности Лечебное дело (очная форма обучения) учебно-методическим комплексом.
Методические рекомендации для студентов разработаны в соответствии с рабочей программой и календарно — тематическим планом по ПМ.05 Медико-социальная деятельность.
В соответствии с учебным планом на изучение рабочей программы ПМ.05 Медико-социальная деятельность отводится 168 часов.
Из них:
Теоретические занятия – 22 часа
Практические занятия – 42 часа
Самостоятельная работа студентов – 32 часа
Производственная практика – 72 часа
Методические рекомендации для студентов включают в себя следующие разделы:
- Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям;
- Виды самостоятельной работы;
- Перечень практических навыков, которыми студент должен овладеть в результате изучения рабочей программы по производственной практике;
- Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации;
- Вопросы для подготовки к итоговой аттестации;
- Рекомендуемая литература (основная и дополнительная).
Данные методические рекомендации позволяют студентам получить необходимую информацию для подготовки к любому виду занятий.
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям
Раздел 1 Общие основы реабилитации
Тема 1.1 Общие основы реабилитации
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 минут
Основные понятия:
Нормативные правовые акты, регламентирующие проведение реабилитации. Реабилитация. Виды, формы, методы реабилитации. Социальная реабилитация. Психологическая реабилитация. Основные принципы реабилитации. Этапы реабилитации.
Вопросы для самоконтроля:
- Какие законы, регламентируют охрану здоровья и реабилитацию в РФ?
- Дайте определение реабилитации?
- Какие виды реабилитации вы знаете?
- Приведите примеры использования физической реабилитации.
- В чем заключается социальная реабилитация, и каким группам населения она оказывается?
- В каких случаях проводится психологическая реабилитация?
- Перечислите основные принципы реабилитации?
- Как вы понимаете принцип реабилитации – индивидуальный подход?
- Какие этапы реабилитации вы знаете?
- Какие медицинские организации оказывают мероприятия реабилитационного характера?
Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
- Знать основы законодательства в обеспечении социальной защиты населения;
- Знать виды, формы и методы реабилитации;
- Знать основы социальной реабилитации;
- Знать психологические основы реабилитации.
Литература для подготовки:
- Л.В. Козлова, С.А.Козлов, Л.А. Семененко «Основы реабилитации для медицинских колледжей» / Феникс, Ростов-на-Дону, 2011г. стр.7-30.
Тема 1.2 Медико-социальная реабилитация
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 минут
Основные понятия:
Инвалидность. Медико-социальная реабилитация инвалидов. Социальная помощь. Адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья в окружающей среде.
Вопросы для самоконтроля:
- Дайте определение инвалидности.
- Какие заболевания занимают первое место по первичной инвалидности?
- Перечислите виды реабилитации.
- В чем заключается психологическая реабилитация, какой категории лиц она показана?
- В чем заключается сущность оказания медико-социальной реабилитации?
- Какая социальная помощь оказывается пожилым, престарелым людям и инвалидам?
- Приведите примеры реабилитационных мероприятий для одиноких лиц.
- Приведите примеры реабилитационных мероприятий для лиц с профессиональными заболеваниями.
- Какая категория лиц относится к группе социального риска?
- Приведите примеры реабилитационных мероприятий для лиц из групп социального риска.
Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
- Знать основы социальной реабилитации;
- Знать психологические основы реабилитации;
- Знать особенности организации социальной помощи пожилым, престарелым людям и инвалидам;
- Знать принципы медико-социальной реабилитации инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий, лиц с профессиональными заболеваниями и лиц из групп социального риска.
Литература для подготовки:
- Л.В. Козлова, С.А.Козлов, Л.А. Семененко «Основы реабилитации для медицинских колледжей» / Феникс, Ростов-на-Дону, 2011г. стр.7-30.
Тема 1.3 Медико-социальная и психологическая реабилитация
Вид занятия: практическое
Продолжительность занятия: 270 минут
Содержание практического занятия:
Организация реабилитации пациентов при различных заболеваниях и травмах в разных возрастных периодах. Составление программы реабилитации. Разработка планов бесед с пациентом и его окружением по организации рационального питания, обеспечения безопасной среды. Психологическая реабилитация. Паллиативная помощь.
Вопросы для самоконтроля:
- Что такое реабилитация?
- Какие виды реабилитации вы знаете?
- Какие организации оказывают медико-социальные реабилитационные мероприятия;
- Какие бывают реабилитационные программы?
- Перечислите методы реабилитации?
- Приведите пример реабилитационных мероприятий при … заболевании в детском возрасте.
- Какие особенности применения реабилитационных мероприятий в пожилом возрасте?
- Приведите примеры применения психологической реабилитации при разных заболеваниях и состояниях?
- Что такое паллиативная помощь?
- Назовите особенности применения реабилитационных мероприятий пациентам с неизлечимыми заболеваниями.
Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
- Уметь составлять программу индивидуальной реабилитации;
- Уметь организовывать реабилитацию пациентов;
- Уметь осуществлять паллиативную помощь пациентам;
- Уметь проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий, лиц с профессиональными заболеваниями и лиц из группы социального риска.
Литература для подготовки:
- Л.В. Козлова, С.А.Козлов, Л.А. Семененко «Основы реабилитации для медицинских колледжей» / Феникс, Ростов-на-Дону, 2011г. стр.7-30.
Раздел 2 Общие основы физиотерапии
Тема 2.1 Общие основы физиотерапии
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:
Нормативные документы, регламентирующие работу физиотерапевтического отделения. Физические факторы. Физиотерапия. Показания и противопоказания к физиолечению. Совместимость физиолечения с другими методами реабилитации
Вопросы для самоконтроля:
- В каком году состоялся первый съезд физиотерапевтов?
- Что такое физиотерапия?
- К какому виду реабилитации относится физиотерапия?
- Приведите пример преформированных факторов?
- Перечислите основные группы лечебных физических факторов?
- Перечислите основные противопоказания к физиолечению?
- Какой должен быть перерыв между двумя физиопроцедурами?
- Сколько физиопроцедур можно назначать в один день?
- Перечислите несовместимые физиопроцедуры?
Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
- Знать основы законодательства в обеспечении социальной защиты населения;
- Знать виды, формы и методы реабилитации;
- Знать основные виды физиотерапевтических процедур и возможности их применения в реабилитации.
Литература для подготовки:
- Л.В. Козлова, С.А.Козлов, Л.А. Семененко «Основы реабилитации для медицинских колледжей» / Феникс, Ростов-на-Дону, 2011г. стр. 31-41.
Тема 2.1 Общие основы физиотерапии
Вид занятия: практическое
Продолжительность занятия: 270 мин
Основные понятия:
Инструктаж по технике безопасности. Организация работы физиотерапевтического отделения. Методики проведения физиопроцедур с соблюдением техники безопасности. Правила заполнения медицинской документации кабинета физиотерапии.
Вопросы для самоконтроля:
- Перечислите правила техники безопасности при работе в кабинете физиотерапии;
- Как организована работа в кабинетах физиотерапии в поликлинике и в стационаре?
- Какие физические факторы, используются в кабинетах физиолечения?
- Что необходимо учитывать при составлении реабилитационной программы с применением физиолечения?
- Как подготовить пациента к физиотерапевтической процедуре?
- Какая документация заполняется в физиокабинете?
Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
- Уметь составлять программу индивидуальной реабилитации с применением методов физиотерапии;
- Уметь организовывать реабилитацию пациентов с применением методов физиотерапии.
Литература для подготовки:
- Л.В. Козлова, С.А.Козлов, Л.А. Семененко «Основы реабилитации для медицинских колледжей» / Феникс, Ростов-на-Дону, 2011г. стр. 31-41.
Тема 2.2 Электролечение
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:
Постоянный, переменный и импульсный ток. Физиологическое и лечебное действие на организм человека методов электролечения. Показания и противопоказания.
Вопросы для самоконтроля:
- Что такое постоянный электрический ток?
- Какая основная характеристика переменного тока?
- В чем заключается специфическое действие постоянного тока на организм человека?
- Что такое электрофорез?
- Можно ли любое лекарственное вещество использовать для лекарственного электрофореза?
- Как называется отрицательно заряженный электрод?
- Какой ток используется для УВЧ?
- Какое основное лечебное действие у диадинамических токов?
- Какой частоты ток используется для модуляции при амплипульстерапии?
- Какие виды магнитного поля вы знаете?
Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
- Знать основные виды физиотерапевтических процедур с применением электролечения и возможности их применения в реабилитации.
Литература для подготовки:
- Л.В. Козлова, С.А.Козлов, Л.А. Семененко «Основы реабилитации для медицинских колледжей» / Феникс, Ростов-на-Дону, 2011г. стр.41-92.
Тема 2.3 Светолечение. Ультразвуковая терапия
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:
Инфракрасное, видимое и ультрафиолетовое излучение. Физиологическое и лечебное действие на организм человека. Показания и противопоказания к проведению светолечения.
Понятие ультразвука. Физиологическое и лечебное действие ультразвука на организм человека. Показания и противопоказания к ультразвуковой терапии.
Вопросы для самоконтроля:
- Что такое светотерапия?
- На какую глубину проникает инфракрасное излучение?
- Перечислите признаки инфракрасной эритемы?
- На какую глубину проникает ультрафиолетовое излучение?
- Перечислите признаки ультрафиолетовой эритемы?
- Что такое биодоза?
- Перечислите лечебное действие лазеротерапии?
- Какой вид энергии является основным при воздействии ультразвука?
- Как называется введение лекарственного вещества с помощью ультразвука?
- Что используется в качестве контактной среды при ультразвуковой терапии?
Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
- Знать основные виды физиотерапевтических процедур с применением светолечения и возможности их применения в реабилитации;
- Знать основные виды физиотерапевтических процедур с применением ультразвуковой терапии и возможности их применения в реабилитации;
Литература для подготовки:
- Л.В. Козлова, С.А.Козлов, Л.А. Семененко «Основы реабилитации для медицинских колледжей» / Феникс, Ростов-на-Дону, 2011г. стр. 99-112.
Тема 2.4 Ингаляционная терапия. Водолечение. Теплолечение
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:
Аэрозоль. Классификация аэрозолей. Пути введения. Виды ингаляций. Показания и противопоказания к ингаляционной терапии. Виды водолечения. Физиологическое и лечебное действие. Показания и противопоказания к проведению водолечения. Виды теплоносителей. Физиологическое и лечебное действие. Показания и противопоказания к проведению теплолечения.
Вопросы для самоконтроля:
- Что представляет собой аэрозоль?
- Перечислите виды ингаляций?
- В каких случаях противопоказаны масляные ингаляции?
- Что такое гидротерапия? Бальнеотерапия?
- Какие водные процедуры относятся к общим водным процедурам?
- Перечислите основные факторы воздействия душа? Ванны?
- Как необходимо принимать минеральную воду при пониженной и повышенной секреции желудочного сока?
- Что такое талассотерапия?
- Перечислите основные теплоносители?
- Что такое псаммотерапия?
- При каких заболеваниях противопоказано теплолечение?
Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
- Знать основные виды физиотерапевтических процедур с применением ингаляционной терапии и возможности их применения в реабилитации;
- Знать основные виды физиотерапевтических процедур с применением водолечения и возможности их применения в реабилитации;
- Знать основные виды физиотерапевтических процедур с применением теплолечения и возможности их применения в реабилитации.
Литература для подготовки:
- Л.В. Козлова, С.А.Козлов. Л.А. Семененко «Основы реабилитации для медицинских колледжей» / Феникс, Ростов-на-Дону, 2011г. стр.92-99, 145-151.
Тема 2.5 Санаторно-курортное лечение. Физиопрофилактика
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:
Санаторно-курортное лечение. Периоды санаторно-курортного лечения. Показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению. Физиопрофилактика. Закаливание.
Вопросы для самоконтроля:
- Перечислите учреждения санаторного типа?
- Чем отличается курорт от санатория?
- Перечислите периоды санаторного лечения?
- Какие санаторные режимы вы знаете?
- Как называются курорты на котором основным лечебным фактором является минеральная вода?
- Что такое гелеотерапия?
- Что такое талассотерапия?
- Какова цель первичной физиопрофилактики?
- Какие методы применяются для первичной физиопрофилактики?
- Какова цель вторичной физиопрофилактики?
Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
- Знать основные виды физиотерапевтических процедур и возможности их применения в реабилитации на санаторно-курортном лечении;
- Знать общее и специальное физиологическое воздействие санаторно-курортного лечения на организм человека;
- Знать показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению.
Литература для подготовки:
- Л.В. Козлова, С.А.Козлов, Л.А. Семененко «Основы реабилитации для медицинских колледжей» / Феникс, Ростов-на-Дону, 2011г. стр.151-161.
Тема 2.6 Физиотерапевтические процедуры и их применение в реабилитации
Вид занятия: практическое
Продолжительность занятия: 540 мин
Содержание первого практического занятия:
Инструктаж по технике безопасности. Организация работы физиотерапевтического отделения. Методики проведения физиопроцедур с соблюдением техники безопасности. Правила заполнения медицинской документации кабинета физиотерапии.
Подготовка пациента к проведению процедуры электролечения. Особенности введения лекарственных веществ с помощью тока. Осуществление реабилитационных мероприятий с применением методов электролечения в отношении пациентов с различной патологией.
Подготовка пациента к проведению процедуры светолечения. Определение биодозы. Правила эритемотерапии. Осуществление реабилитационных мероприятий с применением методов светолечения в отношении пациентов с различной патологией.
Подготовка и проведение процедуры ультрафонофореза. Осуществление реабилитационных мероприятий с применением методов ультразвуковой терапии в отношении пациентов с различной патологией.
Содержание второго практического занятия:
Правила использования ингаляторов. Особенности введения лекарственных веществ с помощью ингаляции при различных патологиях.
Техника безопасности в водолечебнице. Особенности применения лекарственных веществ при проведении водолечения. Осуществление реабилитационных мероприятий с применением различных методов водолечения в отношении пациентов с различной патологией.
Методики проведения парафино- и озокеритолечения. Осуществление реабилитационных мероприятий с применением методов теплолечения в отношении пациентов с различной патологией. Заполнение медицинской документации.
Определение показаний и противопоказаний к санаторно-курортному лечению. Заполнение медицинской документации для санаторно-курортного лечения. Обзор курортов России. Физиотерапевтические факторы, используемые на санаторно-курортном этапе реабилитации в отношении пациентов с различной патологией.
Вопросы для самоконтроля к первому практическому занятию:
- Какие виды электрического тока можно использовать для электролечения?
- Какие виды электродов используются при электролечении?
- При каких заболеваниях применяют электролечение?
- Перечислите правила техники безопасности в кабинете светолечения?
- Какие аппараты используют для светолечения?
- Что такое биодоза? Какой аппарат используется для определения биодозы?
- Перечислите правила эритемотерапии?
- Назовите признаки инфракрасной эритемы?
- Назовите признаки ультрафиолетовой эритемы?
- Как проверить исправность излучателя перед работой?
- Что используется в качестве контактной среды при процедуре ультразвуковой терапии? ультрафонофореза?
- При каких заболеваниях показана ультразвуковая терапия?
- Что такое инсуфляции?
- Можно ли любые лекарственные вещества использовать при ультразвуковых ингаляциях? Почему?
- Какие рекомендации дают пациенту после принятия ингаляции?
Вопросы для самоконтроля ко второму практическому занятию:
- Какие виды водолечения вы знаете?
- Приведите пример местных и общих водных процедур?
- Какая зависимость продолжительности водной процедуры от температуры воды?
- Назовите противопоказания к проведению водолечения?
- Что такое бальнеотерапия?
- В чем заключается пилоритическое и дуоденальное действие минеральной воды?
- Что относится к теплоносителям?
- Почему парафин и озокерит необходимо разогревать на водяной бане?
- При каких заболеваниях назначают озокеритотерапию?
- Перечислите совместимость и несовместимость процедур теплолечения с другими методами физиотерапии?
- Дайте определение санаторно-курортному лечению?
- Какие периоды и режимы санаторно-курортного лечения вы знаете?
- Какая документация заполняется при направлении на санаторно-курортное лечение?
- Какие физические факторы используются на санаторно-курортном лечении?
- Перечислите показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению?
- Какие курорты в РФ вы знаете?
Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
- Уметь проводить физиотерапевтические процедуры;
- Уметь определять показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;
- Уметь организовывать реабилитацию пациентов;
- Уметь осуществлять паллиативную помощь пациентам.
Литература для подготовки:
Л.В. Козлова, С.А.Козлов, Л.А. Семененко «Основы реабилитации для медицинских колледжей» / Феникс, Ростов-на-Дону, 2011г.
Раздел 3 Общие основы ЛФК и массажа
1 2
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция