Методические рекомендации для студентов по изучению мдк 02. 01. 02. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов

Методические рекомендации для студентов по изучению мдк 02. 01. 02. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов

Скачати 1.02 Mb.

Сторінка 1/5 Дата конвертації 18.04.2016 Розмір 1.02 Mb.

  1   2   3   4   5

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ Г. БРАТСКА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

по изучению

ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
МДК 02.01.02. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов хирургического профиля
специальность Сестринское дело

(очно-заочная форма обучения)

Братск, 2014г.

Составитель:

Ф.И.О. – Голубкова Г.И. – преподаватель высшей квалификационной категории.

Рецензент:

Емельянова М.А. – преподаватель высшей квалификационной категории

_________________________________

Рассмотрено на заседании ЦМК № 4

Протокол № 1 от «03» сентября 2014г.
Методические рекомендации для студентов по изучению МДК 02.01.02.

Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов

хирургического профиля, входящего в профессиональный модуль ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, предназначены для обеспечения студентов обучающихся по специальности Сестринское дело (очная форма обучения) учебно-методическим комплексом.
Методические рекомендации для студентов разработаны в соответствии с рабочей программой и календарно — тематическим планом по МДК 02.01.02.

Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов

хирургического профиля.
В соответствии с учебным планом на изучение рабочей программы

МДК 02.01.02. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов хирургического профиля

отводится __291_ часов.

Из них:

Теоретические занятия – 62 часов

Практические занятия – 64 часов

Самостоятельная работа студентов – 165 часов

Учебная практика – 32 часов

Методические рекомендации для студентов включают в себя следующие разделы:

  1. Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям;
  2. Виды самостоятельной работы
  3. Перечень практических навыков, которыми студент должен овладеть в результате изучения рабочей программы по учебной и производственной практике;
  4. Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации;
  5. Вопросы для подготовки к итоговой аттестации;
  6. Рекомендуемая литература (основная и дополнительная).

Данные методические рекомендации позволяют студентам получить необходимую информацию для подготовки к любому виду занятий.

СОДЕРЖАНИЕ

Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Стр- 4
Перечень практических навыков, которыми студент должен овладеть в результате изучения рабочей программы по учебной и производственной практике Стр-50
Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации Стр-53
Вопросы для подготовки к итоговой аттестации Стр-67
Рекомендуемая литература (основная и дополнительная) Стр-81

Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям
Тема 1. Введение. Этапы развития хирургии. Организация хирургической службы.
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:

Хирургия, наука, этапы развития,

Вопросы для самоконтроля:

  1. Понятие о хирургии и хирургических заболеваниях.
  2. Основные виды хирургической патологии.
  3. Этапы развития хирургии.
  4. Роль Н.И. Пирогова в развитии русской хирургии.
  5. Организация хирургической помощи в России, виды хирургических учреждений.

Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

знать:

  1. Историю развития медицины и хирургии в частности.

Литература для подготовки:

Основная:

1.Н.В. Барыкина В.Г.Зарянская Сестринское дело в хирургии Ростов н/Д : Феникс, 2013г ( стр.4)

Дополнительные источники:

1.Основы сестринского дела: Учебное пособие Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001- 496с.

2.Руководство для медицинской сестры процедурного кабинета. Чернова О.В.– Ростов н/Д : Феникс, 2006 – 15с.     

3. Стецюк В.Г.Сестринское дело в хирургии., И.Г. «ГЭОТАР- Медиа»., 2009
Тема 2. Профилактика хирургической внутрибольничной инфекции. Асептика и антисептика.
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Основные понятия:

Асептика. Хирургическая инфекция. Дренажи

Вопросы для самоконтроля:

  1. Асептика-определение.
  2. Виды асептики. Методы.
  3. История развития асептики и антисептики.
  4. Хирургическая инфекция и пути ее распространения.
  5. Профилактика экзогенной и эндогенной инфекции.
  6. Источники и пути передачи внутрибольничной инфекции (ВБИ).
  7. Факторы, способствующие распространению ВБИ в лечебно-профилактическом учреждении.
  8. Дренирование: цели и способы дренирования, виды дренажей .

Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.

Литература для подготовки:

Основная:

1.Н.В. Барыкина В.Г.Зарянская Сестринское дело в хирургии Ростов н/Д : Феникс, 2013г ( стр.10-20)

Дополнительные источники:

1.Основы сестринского дела: Учебное пособие Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001- 496с.

2.Руководство для медицинской сестры процедурного кабинета. Чернова О.В.– Ростов н/Д : Феникс, 2006 – 15с.     

3. Стецюк В.Г.Сестринское дело в хирургии., И.Г. «ГЭОТАР- Медиа»., 2009
Раздел 2. Неоперативная хирургическая техника. Сестринская помощь в хирургии.

Тема 2.1 Асептика и антисептика.
Вид занятия: практическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Содержание практического занятия:

1.Использование в повседневной деятельности знания приказов и ОСТов МЗ РФ.

2.Стерилизация белья, перевязочного и шовного материала, хирургического инструментария.

3.Проведение дезинфекции, ПСО, стерилизации инструментария. 4.Осуществление предстерилизационного контроля Проведение контрольной пробы на наличие примесей моющих средств, крови, ржавчины.

5.Подготовка и укладка белья в бикс. Подготовка перевязочного материала и укладка его в бикс.

6.Проводить различные виды уборки операционного блока и перевязочной.

7.Изучение правил инфекционной безопасности в работе медицинского персонала операционно-перевязочного блока, техника безопасности, защитные средства.

8.Антисептика-определение.

9.Виды антисептики (механический, химический, физический, биологический).

10.Основные группы химических антисептических средств и способы их применения. 4.Возможные при использовании различных видов антисептики и способы их профилактики.

11.Основные группы антисептических и дезинфицирующих средств, способы их применения.

12.Отходы хирургического отделения, правила сбора и утилизации отходов

Вопросы для самоконтроля:

1.Дайте определение понятию ВБИ-

2. Асептика – это

3. Роль микрофлоры в развитии гнойной инфекции.

2.Входные ворота и их значение.

3.Пути проникновения инфекции в рану.

4.Методы профилактики экзогенной инфекции.

5.Методы профилактики эндогенной инфекции.

6.Методы и способы стерилизации расходных материалов.

7.Методы контроля качества предстерилизационной подготовки

8.Методы контроля качества стерилизации.

9. Профилактика внутрибольничной (госпитальной) инфекции (ВБИ).

10. ОСТы МЗ.РФ., регламентирующие деятельность медсестры в хирургии.

11.Входные ворота для проникновения хирургической инфекции.

2. Антисептика – это

3.Механическая антисептика – это

4 Физическая антисептика –

5. Приказ по санэпидрежиму-

6.Химическая антисептика –

7. Группа детергентов – это

8. Группа кислот – это

9.Группа окислителей это-

10. Биологическая антисептика это –

11. Смешанная антисептика — это

12. Протеолитические ферменты –

13. Препараты, стимулирующие специфический иммунитет —

14. Обработка кожи при попадании биологической жидкости –
Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
  2. вести утвержденную медицинскую документацию;

Литература для подготовки:

Основная:

1.Н.В. Барыкина В.Г.Зарянская Сестринское дело в хирургии Ростов н/Д : Феникс, 2013г ( стр.10-20)

Дополнительные источники:

1.Основы сестринского дела: Учебное пособие Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001- 496с.

2.Руководство для медицинской сестры процедурного кабинета. Чернова О.В.– Ростов н/Д : Феникс, 2006 – 15с.     

3. Стецюк В.Г.Сестринское дело в хирургии., И.Г. «ГЭОТАР- Медиа»., 2009
Виды самостоятельной работы

  1. Схемы по темам (алгоритм действия): «Сестринская деятельность для профилактики возникновения ВБИ»,
  2. Изучить и составить реферат по профилактике внутрибольничной инфекции по СанПину
  3. Подготовить сообщение о принципах профилактической деятельности медицинской сестры в учреждениях первичной медицинской помощи. Изучение инструктивно-нормативной документации работы в амбулаторных учреждениях хирургической помощи.

Тема 3 Обезболивание
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:

Боль, наркоз, премедикация, местная анестезия.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Понятие о боли и механизме ее возникновения. Изменения, возникающие в организме при боли. Понятие об общем обезболивании. Виды общего обезболивания. Стадии наркоза.
  2. Участие среднего медицинского персонала при проведении общего обезболивания.
  3. Виды местной анестезии и участие медсестры в ее проведении. Особенности проведения некоторых видов местной анестезии. Премедикация: цели проведения, основные компоненты. Проблемы пациента при подготовке к местной анестезии и наркозу и при выходе пациента из состояния аналгезии.
  4. Подготовка пациента к местной анестезии, к наркозу.
  5. Анестезиологическая карта пациента, ее оформление.
  6. Уход за пациентом после обезболивания

Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи;
  2. правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.

Литература для подготовки:

Основная:

1.Н.В. Барыкина В.Г.Зарянская Сестринское дело в хирургии Ростов н/Д : Феникс, 2013г ( стр.66-76)

Дополнительные источники:

1.Основы сестринского дела: Учебное пособие Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001- 496с.

2.Руководство для медицинской сестры процедурного кабинета. Чернова О.В.– Ростов н/Д : Феникс, 2006 – 15с.     

3. Стецюк В.Г.Сестринское дело в хирургии., И.Г. «ГЭОТАР- Медиа»., 2009
Тема 4. Основы трансфузиологии

Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:

Трансфузиология, группа крови, резус фактор, осложнения.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Понятие гемотрансфузии и трансфузиологии.
  2. Краткая история переливания крови. Группы крови, системы АВО и системы резус.
  3. Понятие о показаниях и противопоказаниях к переливанию крови. Понятие о действии перелитой крови на организм.
  4. Понятие о донорстве и донорах, принципах консервирования крови. Основные гемотрансфузионные среды.
  5. Методы гемотрансфузии. Посттрансфузионные реакции и осложнения.
  6. Профилактика осложнений при гемотрансфузии. Определение группы крови моноклональными антителами (цоликлонами анти-А и анти-В).
  7. Определение резус-фактора.
  8. Оценка годности гемотрансфузионной среды к переливанию. Проведение пробы на индивидуальную совместимость.
  9. Проведение биологической пробы. Проба Бакстера. Наблюдение за пациентом во время и после проведения гемотрансфузии

Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.

Литература для подготовки:

Основная:

1.Н.В. Барыкина В.Г.Зарянская Сестринское дело в хирургии Ростов н/Д : Феникс, 2013г ( стр.78-92)

Дополнительные источники:

1.Основы сестринского дела: Учебное пособие Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001- 496с.

2.Руководство для медицинской сестры процедурного кабинета. Чернова О.В.– Ростов н/Д : Феникс, 2006 – 15с.     

3. Стецюк В.Г.Сестринское дело в хирургии., И.Г. «ГЭОТАР- Медиа»., 2009
Тема 5 Кровотечение. Гемостаз.
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Основные понятия:

Кровотечение. Гемостаз. Методы остановки. жгут.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Определение кровотечения.
  2. Причины кровотечения: нарушение целостности сосудистой стенки, нарушение проницаемости сосудистой стенки.
  3. Классификация кровотечений: по источнику, по интенсивности, по характеру проявлений, по отношению к внешней среде, по времени возникновения.
  4. Общие симптомы при значительной кровопотери.
  5. Местные симптомы кровотечения (легочное, желудочно-кишечное, в различные полости). Осложнения кровотечений (гемморрагический шок, воздушная эмболия, сдавление органов и тканей, коагулопатия). Понятие о критериях и оценке кровопотери. Понятие о тактике оказания неотложной помощи в зависимости от массы кровопотери. Осложнения кровотечений. Методы временного гемостаза: поднятие конечности, максимальное сгибание конечности в суставе, тампонада раны, прижатие артерии на протяжении, наложение давящей повязки, наложение кровоостанавливающего жгута.
  6. Помощь врачу во время проведения окончательного гемостаза.
  7. Уход за пациентом с кровопотерей

Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи;
  2. пути введения лекарственных препаратов;
  3. правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.

Литература для подготовки:

Основная:

1.Н.В. Барыкина В.Г.Зарянская Сестринское дело в хирургии Ростов н/Д : Феникс, 2013г ( стр.47-63)

Дополнительные источники:

1.Основы сестринского дела: Учебное пособие Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001- 496с.

2.Руководство для медицинской сестры процедурного кабинета. Чернова О.В.– Ростов н/Д : Феникс, 2006 – 15с.     

3. Стецюк В.Г.Сестринское дело в хирургии., И.Г. «ГЭОТАР- Медиа»., 2009
Тема 2.3 Кровотечение. Гемостаз.
Вид занятия: практическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Содержание практического занятия:

  1. Кровотечение. Гемостаз.
  2. Осуществление правильной транспортировки пострадавших с кровопотерей. Выявление проблем пациента и осуществление сестринского процесса.
  3. Надевание перчаток при работе с кровью.
  4. Заполнение системы для инфузионной терапии. Проведение инфузионной терапии в периферическую вену.
  5. Применение пальцевого прижатия при кровотечении. Наложение артериального жгута на конечности и оценка эффективности его наложения. Применение холода для остановки кровотечения. Наложение давящей повязку.

Вопросы для самоконтроля:

1.Понятие о кровотечении.

2.История развития учения об основах гемостаза.

3.Причины кровотечения.

4.Классификация кровотечений: по источнику, по интенсивности, по характеру проявлений, по отношению к внешней среде, по времени возникновения.

5.Свертывающая и противосвертывающая система гемостаза.

6. Общие симптомы кровопотери.

7.Местные симптомы кровотечения (легочное, желудочно-кишечное, в различные полости).

8.Осложнения кровотечений (геморрагический шок, воздушная эмболия, сдавление органов и тканей, коагулопатия).

9.Способы и методы временной и окончательной остановки кровотечения
Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
  2. осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
  3. осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
  4. проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
  5. осуществлять паллиативную помощь пациентам;
  6. вести утвержденную медицинскую документацию;

Литература для подготовки:

Основная:

1.Н.В. Барыкина В.Г.Зарянская Сестринское дело в хирургии Ростов н/Д : Феникс, 2013г ( стр.47-63)

Дополнительные источники:

1.Основы сестринского дела: Учебное пособие Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001- 496с.

2.Руководство для медицинской сестры процедурного кабинета. Чернова О.В.– Ростов н/Д : Феникс, 2006 – 15с.     

3. Стецюк В.Г.Сестринское дело в хирургии., И.Г. «ГЭОТАР- Медиа»., 2009
Виды самостоятельной работы

  1. Сделать зарисовку точек прижатия артерий. Приготовиться к игре по теме: «Кровотечение»
  2. Составление тематического кроссворда.

Тема 6 Десмургия.
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Основные понятия:

Бинты, десмургия, гипс, шины, иммобилизация.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Понятие о десмургии и история развития.
  2. Понятие о повязках и перевязке.
  3. Основные виды повязок: по назначению, по способу закрепления перевязочного материала, по типу бинтования, по цели иммобилизации.
  4. Основные виды транспортных и лечебных шин.
  5. Понятие о гипсовых повязках.
  6. Общие правила наложения мягких повязок и показания для их наложения.
  7. Требования предъявляемые к бинтующему и бинтуемому.
  8. Проблемы пациента, возникающие при наложении различных повязок.

Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи;
  2. правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.

Литература для подготовки:
Основная:

1.Н.В. Барыкина В.Г.Зарянская Сестринское дело в хирургии Ростов н/Д : Феникс, 2013г ( стр.26-38)

Дополнительные источники:

1.Основы сестринского дела: Учебное пособие Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001- 496с.

2.Руководство для медицинской сестры процедурного кабинета. Чернова О.В.– Ростов н/Д : Феникс, 2006 – 15с.     

3. Стецюк В.Г.Сестринское дело в хирургии., И.Г. «ГЭОТАР- Медиа»., 2009
Тема 6 Десмургия.

Вид занятия: практическое
Продолжительность занятия: 360 мин
Содержание практического занятия:

  1. Десмургия. Общие правила наложения мягких повязок и показания для их наложения на конечности (колосовидную на плечевой и тазобедренный суставы бинтовые (циркулярную, спиральную, ползучую, восьмиобразную, возвращающуюся); косыночную (на предплечье) клеевые (лейкопластырные, клеоловые); черепичную на локтевой и коленный суставы, типа «перчатка», «варежка» на кисть); на голову («чепец», крестообразную на затылок и шею, на глаза);шапочка «Гипократа», «Уздечка» Дезо
  2. Общие правила наложения мягких повязок и показания для их наложения; пращевидную (на нос и подбородок);
  3. на грудную клетку (спиральную, на молочные железы);
  4. на промежность (Т-образную)
  5. Проверить качество гипса; готовить гипсовый бинт, гипсовую лонгету;
  6. накладывать транспортные шины на конечности;

Вопросы для самоконтроля:

  1. Понятие о десмургии и истории развития.
  2. Понятие о повязках и перевязке.
  3. Основные виды повязок: по назначению, по виду перевязочного материала по способу фиксации.
  4. Основные виды транспортных и лечебных шин.
  5. Понятие о гипсовых повязках.
  6. Общие правила наложения мягких и гипсовых повязок.
  7. Требования, предъявляемые к повязке и бинтующему.
  8. Проблемы пациента, возникающие при наложении различных повязок.
  9. Основные виды транспортных и лечебных шин.
  10. Понятие о гипсовых повязках.
  11. Общие правила наложения гипсовых повязок.
  12. Требования, предъявляемые к повязке и бинтующему.
  13. Проблемы пациента, возникающие при наложении различных повязок.

Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
  2. осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
  3. осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара;
  4. осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
  5. проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
  6. вести утвержденную медицинскую документацию;

Литература для подготовки:

Основная:

1.Н.В. Барыкина В.Г.Зарянская Сестринское дело в хирургии Ростов н/Д : Феникс, 2013г ( стр.26-38)

Дополнительные источники:

1.Основы сестринского дела: Учебное пособие Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001- 496с.

2.Руководство для медицинской сестры процедурного кабинета. Чернова О.В.– Ростов н/Д : Феникс, 2006 – 15с.     

3. Стецюк В.Г.Сестринское дело в хирургии., И.Г. «ГЭОТАР- Медиа»., 2009
Виды самостоятельной работы–

  1. Составление алгоритмов транспортной иммобилизации.
  2. Реферат по теме: «Особенности деонтологии при работе с хирургическими больными»
  3. Составление тематического кроссворда.

  1   2   3   4   5
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий