Методические рекомендации для студентов по изучению мдк 02. 01. 02. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов

Методические рекомендации для студентов по изучению мдк 02. 01. 02. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов

Скачати 1.06 Mb.

Сторінка 1/5 Дата конвертації 21.04.2016 Розмір 1.06 Mb.

  1   2   3   4   5

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ Г. БРАТСКА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

по изучению

ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01.02. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов хирургического профиля
специальность Сестринское дело

(очная форма обучения)

Братск, 2014г.

Составитель:

Ф.И.О. – Голубкова Г.И. – преподаватель высшей квалификационной категории.

Рецензент:

Емельянова М.А. – преподаватель высшей квалификационной категории

Рассмотрено на заседании ЦМК № 4

Протокол № 1от «03» сентября 2014г.

Методические рекомендации для студентов по изучению МДК 02.01.02.

Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов

хирургического профиля, входящего в профессиональный модуль ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, предназначены для обеспечения студентов обучающихся по специальности Сестринское дело (очная форма обучения) учебно-методическим комплексом.
Методические рекомендации для студентов разработаны в соответствии с рабочей программой и календарно — тематическим планом по МДК 02.01.02.

Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов

хирургического профиля.
В соответствии с учебным планом на изучение рабочей программы

МДК 02.01.02. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов хирургического профиля

отводится __399_ часов.

Из них:

Теоретические занятия – 74 часов

Практические занятия – 120 часов

Самостоятельная работа студентов – 97 часов

Учебная практика – 36 часов

Производственная практика – 72 часов
Методические рекомендации для студентов включают в себя следующие разделы:

  1. Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям;
  2. Виды самостоятельной работы
  3. Перечень практических навыков, которыми студент должен овладеть в результате изучения рабочей программы по учебной и производственной практике;
  4. Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации;
  5. Вопросы для подготовки к итоговой аттестации;
  6. Рекомендуемая литература (основная и дополнительная).

Данные методические рекомендации позволяют студентам получить необходимую информацию для подготовки к любому виду занятий.

СОДЕРЖАНИЕ

Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям Стр-4
Перечень практических навыков, которыми студент должен овладеть в результате изучения рабочей программы по учебной и производственной практике Стр-56
Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации Стр-59
Вопросы для подготовки к итоговой аттестации Стр-73
Рекомендуемая литература (основная и дополнительная) Стр-87

Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям
Раздел 1. Введение. Этапы развития хирургии. Организация хирургической службы.

Тема 1.1 Введение. Этапы развития хирургии. Организация хирургической службы.
Вид занятия: теоретическое

Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:

Хирургия, наука, этапы развития,

Вопросы для самоконтроля:

  1. Понятие о хирургии и хирургических заболеваниях.
  2. Основные виды хирургической патологии.
  3. Этапы развития хирургии.
  4. Роль Н.И. Пирогова в развитии русской хирургии.
  5. Организация хирургической помощи в России, виды хирургических учреждений.

Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

знать:

  1. Историю развития медицины и хирургии в частности.

Литература для подготовки:

Основная:

1.Н.В. Барыкина В.Г.Зарянская Сестринское дело в хирургии Ростов н/Д : Феникс, 2013г ( стр.4)

Дополнительные источники:

1.Основы сестринского дела: Учебное пособие Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001- 496с.

2.Руководство для медицинской сестры процедурного кабинета. Чернова О.В.– Ростов н/Д : Феникс, 2006 – 15с.     

3. Стецюк В.Г.Сестринское дело в хирургии., И.Г. «ГЭОТАР- Медиа»., 2009
Тема 1.1 Введение. Этапы развития хирургии. Организация хирургической службы

Вид занятия: практическое
Продолжительность занятия: 270 мин
Содержание практического занятия:

Обсуждение принципов организации работы хирургического отделения. Изучение специфики работы в различных подразделениях хирургического стационара, в операционно-перевязочном блоке, поликлинике. Изучение документации, которую оформляют в хирургических подразделениях (сестринский пост, пункт переливания крови, перевязочные, процедурные кабинеты, истории болезни, амбулаторные карты). Использование в повседневной деятельности знания приказов и ОСТов МЗ РФ. Соблюдение санитарно-гигиенического режима в хирургической клинике.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Понятие о сестринском деле;
  2. Обязанности медицинской сестры операционного блока;
  3. Обязанности перевязочной медсестры;
  4. Принципы соблюдения лечебно-охранительного и санитарно-эпидемиологического режима;
  5. Приказы и ОСТы МЗ РФ регламентирующие деятельность медсестры в хирургической;
  6. Вспомните, что такое сестринский процесс. Какие этапы он в себя включает?
  7. Какие бывают проблемы пациента?
  8. Дополните предлагаемые термины:

-сестринский процесс это-

-алгоритм это-

-потребности это-

-проблемы это-

  1. По каким основным направлениям должен идти сбор информации о пациенте, перечислите:
  2. Физиологические данные — это
  3. Психологические данные – это
  4. Социологические данные – это
  5. Объективное обследование пациента-
  6. Какие бывают проблемы пациента, приведите примеры:

Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  • готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
  • осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара;
  • проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
  • вести утвержденную медицинскую документацию;

Литература для подготовки:

Основная:

1.Н.В. Барыкина В.Г.Зарянская Сестринское дело в хирургии Ростов н/Д : Феникс, 2013г ( стр.4)

Дополнительные источники:

1.Основы сестринского дела: Учебное пособие Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001- 496с.

2.Руководство для медицинской сестры процедурного кабинета. Чернова О.В.– Ростов н/Д : Феникс, 2006 – 15с.     

3. Стецюк В.Г.Сестринское дело в хирургии., И.Г. «ГЭОТАР- Медиа»., 2009

Виды самостоятельной работы

  1. работа с учебной литературой «этапы сестринского процесса», «СанПин»;
  2. выполнение реферативных работ «История развития медицины».

«Особенности деонтологии при работе с хирургическими больными» Составить реферат об основоположнике хирургии И.Н. Пирогове.

  1. Сообщение о видах медицинской помощи.

Раздел 2. Неоперативная хирургическая техника. Сестринская помощь в хирургии.
Тема 2.1 Асептика.
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:

Асептика. Хирургическая инфекция. Дренажи

Вопросы для самоконтроля:

  1. Асептика-определение.
  2. Виды асептики. Методы.
  3. История развития асептики и антисептики.
  4. Хирургическая инфекция и пути ее распространения.
  5. Профилактика экзогенной и эндогенной инфекции.
  6. Источники и пути передачи внутрибольничной инфекции (ВБИ).
  7. Факторы, способствующие распространению ВБИ в лечебно-профилактическом учреждении.
  8. Дренирование: цели и способы дренирования, виды дренажей .

Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.

Литература для подготовки:

Основная:

1.Н.В. Барыкина В.Г.Зарянская Сестринское дело в хирургии Ростов н/Д : Феникс, 2013г ( стр.10-20)

Дополнительные источники:

1.Основы сестринского дела: Учебное пособие Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001- 496с.

2.Руководство для медицинской сестры процедурного кабинета. Чернова О.В.– Ростов н/Д : Феникс, 2006 – 15с.     

3. Стецюк В.Г.Сестринское дело в хирургии., И.Г. «ГЭОТАР- Медиа»., 2009
Раздел 2. Неоперативная хирургическая техника. Сестринская помощь в хирургии.

Тема 2.1 Асептика.
Вид занятия: практическое
Продолжительность занятия: 270 мин
Содержание практического занятия:

1.Использование в повседневной деятельности знания приказов и ОСТов МЗ РФ.

2.Стерилизация белья, перевязочного и шовного материала, хирургического инструментария.

3.Проведение дезинфекции, ПСО, стерилизации инструментария. 4.Осуществление предстерилизационного контроля Проведение контрольной пробы на наличие примесей моющих средств, крови, ржавчины.

5.Подготовка и укладка белья в бикс. Подготовка перевязочного материала и укладка его в бикс.

6.Проводить различные виды уборки операционного блока и перевязочной.

7.Изучение правил инфекционной безопасности в работе медицинского персонала операционно-перевязочного блока, техника безопасности, защитные средства.
Вопросы для самоконтроля:

1.Дайте определение понятию ВБИ-

2. Асептика – это

3. Роль микрофлоры в развитии гнойной инфекции.

2.Входные ворота и их значение.

3.Пути проникновения инфекции в рану.

4.Методы профилактики экзогенной инфекции.

5.Методы профилактики эндогенной инфекции.

6.Методы и способы стерилизации расходных материалов.

7.Методы контроля качества предстерилизационной подготовки

8.Методы контроля качества стерилизации.

9. Профилактика внутрибольничной (госпитальной) инфекции (ВБИ).

10. ОСТы МЗ.РФ., регламентирующие деятельность медсестры в хирургии.

11.Входные ворота для проникновения хирургической инфекции.
Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
  2. вести утвержденную медицинскую документацию;

Литература для подготовки:

Основная:

1.Н.В. Барыкина В.Г.Зарянская Сестринское дело в хирургии Ростов н/Д : Феникс, 2013г ( стр.10-20)

Дополнительные источники:

1.Основы сестринского дела: Учебное пособие Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001- 496с.

2.Руководство для медицинской сестры процедурного кабинета. Чернова О.В.– Ростов н/Д : Феникс, 2006 – 15с.     

3. Стецюк В.Г.Сестринское дело в хирургии., И.Г. «ГЭОТАР- Медиа»., 2009
Виды самостоятельной работы

  1. Схемы по темам (алгоритм действия): «Сестринская деятельность для профилактики возникновения ВБИ»,
  2. Реферативные работы: «Анаэробная хирургическая инфекция», «Общая хирургическая инфекция»

Тема 2.2 Антисептика
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:

  1. Антисептика Группы антисептиков. Медицинские отходы. Утилизация отходов. Осложнения.

Вопросы для самоконтроля:

1.Антисептика-определение.

2.Виды антисептики (механический, химический, физический, биологический).

3.Основные группы химических антисептических средств и способы их применения. 4.Возможные при использовании различных видов антисептики и способы их профилактики.

5.Основные группы антисептических и дезинфицирующих средств, способы их применения.

6.Отходы хирургического отделения, правила сбора и утилизации отходов.

Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

1.правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.

Литература для подготовки:

Основная:

1.Н.В. Барыкина В.Г.Зарянская Сестринское дело в хирургии Ростов н/Д : Феникс, 2013г ( стр.21-22)

Дополнительные источники:

1.Основы сестринского дела: Учебное пособие Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001- 496с.

2.Руководство для медицинской сестры процедурного кабинета. Чернова О.В.– Ростов н/Д : Феникс, 2006 – 15с.     

3. Стецюк В.Г.Сестринское дело в хирургии., И.Г. «ГЭОТАР- Медиа»., 2009
Тема 2.2 Антисептика
Вид занятия: практическое
Продолжительность занятия: 270 мин
Содержание практического занятия:

1.Использование в повседневной деятельности знания приказов и ОСТов МЗ РФ. Приготовление дренажей, тампонов для дренирования раны.

  1. Надевание стерильного халата на себя и хирурга.
  2. Осуществление хирургической и гигиенической дезинфекции рук. Надевание стерильных перчаток на руки врача после хирургической обработки рук.

Вопросы для самоконтроля:

Дайте определение понятию ВБИ?

2. Антисептика – это

3.Механическая антисептика – это

4 Физическая антисептика –

5. Приказ по санэпидрежиму-

6.Химическая антисептика –

7. Группа детергентов – это

8. Группа кислот – это

9.Группа окислителей это-

10. Биологическая антисептика это –

11. Смешанная антисептика — это

12. Протеолитические ферменты –

13. Препараты, стимулирующие специфический иммунитет —

14. Обработка кожи при попадании биологической жидкости –

15. Дезинфекция инструментов при перевязке пациента со СПИДом –

16.Входные ворота для проникновения хир.инфекции-
Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. вести утвержденную медицинскую документацию;

Литература для подготовки:
Основная:

1.Н.В. Барыкина В.Г.Зарянская Сестринское дело в хирургии Ростов н/Д : Феникс, 2013г ( стр.21-22)

Дополнительные источники:

1.Основы сестринского дела: Учебное пособие Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001- 496с.

2.Руководство для медицинской сестры процедурного кабинета. Чернова О.В.– Ростов н/Д : Феникс, 2006 – 15с.     

3. Стецюк В.Г.Сестринское дело в хирургии., И.Г. «ГЭОТАР- Медиа»., 2009
Виды самостоятельной работы

  1. Изучить и составить реферат по профилактике внутрибольничной инфекции по СанПину
  2. Подготовить сообщение о принципах профилактической деятельности медицинской сестры в учреждениях первичной медицинской помощи. Изучение инструктивно-нормативной документации работы в амбулаторных учреждениях хирургической помощи.

Тема 2.3 Кровотечение. Гемостаз.
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Основные понятия:

Кровотечение. Гемостаз. Методы остановки. жгут.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Определение кровотечения.
  2. Причины кровотечения: нарушение целостности сосудистой стенки, нарушение проницаемости сосудистой стенки.
  3. Классификация кровотечений: по источнику, по интенсивности, по характеру проявлений, по отношению к внешней среде, по времени возникновения.
  4. Общие симптомы при значительной кровопотери.
  5. Местные симптомы кровотечения (легочное, желудочно-кишечное, в различные полости). Осложнения кровотечений (гемморрагический шок, воздушная эмболия, сдавление органов и тканей, коагулопатия). Понятие о критериях и оценке кровопотери. Понятие о тактике оказания неотложной помощи в зависимости от массы кровопотери. Осложнения кровотечений. Методы временного гемостаза: поднятие конечности, максимальное сгибание конечности в суставе, тампонада раны, прижатие артерии на протяжении, наложение давящей повязки, наложение кровоостанавливающего жгута.
  6. Помощь врачу во время проведения окончательного гемостаза.
  7. Уход за пациентом с кровопотерей

Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи;
  2. пути введения лекарственных препаратов;
  3. правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.

Литература для подготовки:

Основная:

1.Н.В. Барыкина В.Г.Зарянская Сестринское дело в хирургии Ростов н/Д : Феникс, 2013г ( стр.47-63)

Дополнительные источники:

1.Основы сестринского дела: Учебное пособие Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001- 496с.

2.Руководство для медицинской сестры процедурного кабинета. Чернова О.В.– Ростов н/Д : Феникс, 2006 – 15с.     

3. Стецюк В.Г.Сестринское дело в хирургии., И.Г. «ГЭОТАР- Медиа»., 2009
Тема 2.3 Кровотечение. Гемостаз.
Вид занятия: практическое
Продолжительность занятия: 270 мин
Содержание практического занятия:

  1. Кровотечение. Гемостаз.
  2. Осуществление правильной транспортировки пострадавших с кровопотерей. Выявление проблем пациента и осуществление сестринского процесса.
  3. Надевание перчаток при работе с кровью.
  4. Заполнение системы для инфузионной терапии. Проведение инфузионной терапии в периферическую вену.
  5. Применение пальцевого прижатия при кровотечении. Наложение артериального жгута на конечности и оценка эффективности его наложения. Применение холода для остановки кровотечения. Наложение давящей повязку.

Вопросы для самоконтроля:

1.Понятие о кровотечении.

2.История развития учения об основах гемостаза.

3.Причины кровотечения.

4.Классификация кровотечений: по источнику, по интенсивности, по характеру проявлений, по отношению к внешней среде, по времени возникновения.

5.Свертывающая и противосвертывающая система гемостаза.

6. Общие симптомы кровопотери.

7.Местные симптомы кровотечения (легочное, желудочно-кишечное, в различные полости).

8.Осложнения кровотечений (геморрагический шок, воздушная эмболия, сдавление органов и тканей, коагулопатия).

9.Способы и методы временной и окончательной остановки кровотечения
Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
  2. осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
  3. осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
  4. проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
  5. осуществлять паллиативную помощь пациентам;
  6. вести утвержденную медицинскую документацию;

Литература для подготовки:

Основная:

1.Н.В. Барыкина В.Г.Зарянская Сестринское дело в хирургии Ростов н/Д : Феникс, 2013г ( стр.47-63)

Дополнительные источники:

1.Основы сестринского дела: Учебное пособие Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001- 496с.

2.Руководство для медицинской сестры процедурного кабинета. Чернова О.В.– Ростов н/Д : Феникс, 2006 – 15с.     

3. Стецюк В.Г.Сестринское дело в хирургии., И.Г. «ГЭОТАР- Медиа»., 2009

Виды самостоятельной работы

  1. Сделать зарисовку точек прижатия артерий. Приготовиться к игре по теме: «Кровотечение»
  2. Составление тематического кроссворда.

Тема 2.4 Основы трансфузиологии

Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Основные понятия:

Трансфузиология, группа крови, резус фактор, осложнения.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Понятие гемотрансфузии и трансфузиологии.
  2. Краткая история переливания крови. Группы крови, системы АВО и системы резус.
  3. Понятие о показаниях и противопоказаниях к переливанию крови. Понятие о действии перелитой крови на организм.
  4. Понятие о донорстве и донорах, принципах консервирования крови. Основные гемотрансфузионные среды.
  5. Методы гемотрансфузии. Посттрансфузионные реакции и осложнения.
  6. Профилактика осложнений при гемотрансфузии. Определение группы крови моноклональными антителами (цоликлонами анти-А и анти-В).
  7. Определение резус-фактора.
  8. Оценка годности гемотрансфузионной среды к переливанию. Проведение пробы на индивидуальную совместимость.
  9. Проведение биологической пробы. Проба Бакстера. Наблюдение за пациентом во время и после проведения гемотрансфузии

Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:

  1. правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.

Литература для подготовки:

Основная:

1.Н.В. Барыкина В.Г.Зарянская Сестринское дело в хирургии Ростов н/Д : Феникс, 2013г ( стр.78-92)

Дополнительные источники:

1.Основы сестринского дела: Учебное пособие Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001- 496с.

2.Руководство для медицинской сестры процедурного кабинета. Чернова О.В.– Ростов н/Д : Феникс, 2006 – 15с.     

3. Стецюк В.Г.Сестринское дело в хирургии., И.Г. «ГЭОТАР- Медиа»., 2009

  1   2   3   4   5
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий