Скачати 1.02 Mb.
1 2 3 4 5
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ Г. БРАТСКА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
по изучению
ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
МДК 02.01.02. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов хирургического профиля
специальность Сестринское дело
(очно-заочная форма обучения)
Братск, 2014г.
Составитель:
Ф.И.О. – Голубкова Г.И. – преподаватель высшей квалификационной категории.
Рецензент:
Емельянова М.А. – преподаватель высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании ЦМК № 4
Протокол № 1от «03» сентября 2014г.
Методические рекомендации для студентов по изучению МДК 02.01.02.
Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов
хирургического профиля, входящего в профессиональный модуль ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, предназначены для обеспечения студентов обучающихся по специальности Сестринское дело (очная форма обучения) учебно-методическим комплексом.
Методические рекомендации для студентов разработаны в соответствии с рабочей программой и календарно — тематическим планом по МДК 02.01.02.
Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов
хирургического профиля.
В соответствии с учебным планом на изучение рабочей программы
МДК 02.01.02. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов хирургического профиля
отводится __291_ часов.
Из них:
Теоретические занятия – 62 часов
Практические занятия – 64 часов
Самостоятельная работа студентов – 165 часов
Учебная практика – 32 часов
Методические рекомендации для студентов включают в себя следующие разделы:
- Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям;
- Виды самостоятельной работы
- Перечень практических навыков, которыми студент должен овладеть в результате изучения рабочей программы по учебной и производственной практике;
- Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации;
- Вопросы для подготовки к итоговой аттестации;
- Рекомендуемая литература (основная и дополнительная).
Данные методические рекомендации позволяют студентам получить необходимую информацию для подготовки к любому виду занятий.
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям
Тема 1. Введение. Этапы развития хирургии. Организация хирургической службы.
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:
Хирургия, наука, этапы развития,
Вопросы для самоконтроля:
- Понятие о хирургии и хирургических заболеваниях.
- Основные виды хирургической патологии.
- Этапы развития хирургии.
- Роль Н.И. Пирогова в развитии русской хирургии.
- Организация хирургической помощи в России, виды хирургических учреждений.
Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
знать:
- Историю развития медицины и хирургии в частности.
Литература для подготовки:
Основная:
1.Н.В. Барыкина, В.Г.Зарянская Сестринское дело в хирургии Ростов н/Д : Феникс, 2013г ( стр.4)
Дополнительные источники:
1.Основы сестринского дела: Учебное пособие Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001- 496с.
2.Руководство для медицинской сестры процедурного кабинета. Чернова О.В.– Ростов н/Д : Феникс, 2006 – 15с.
3. Стецюк В.Г.Сестринское дело в хирургии., И.Г. «ГЭОТАР- Медиа»., 2009
Тема 2. Профилактика хирургической внутрибольничной инфекции. Асептика и антисептика.
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Основные понятия:
Асептика. Хирургическая инфекция. Дренажи
Вопросы для самоконтроля:
- Асептика-определение.
- Виды асептики. Методы.
- История развития асептики и антисептики.
- Хирургическая инфекция и пути ее распространения.
- Профилактика экзогенной и эндогенной инфекции.
- Источники и пути передачи внутрибольничной инфекции (ВБИ).
- Факторы, способствующие распространению ВБИ в лечебно-профилактическом учреждении.
- Дренирование: цели и способы дренирования, виды дренажей .
Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
- правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.
Литература для подготовки:
Основная:
1.Н.В. Барыкина В.Г.Зарянская Сестринское дело в хирургии Ростов н/Д : Феникс, 2013г ( стр.10-20)
Дополнительные источники:
1.Основы сестринского дела: Учебное пособие Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001- 496с.
2.Руководство для медицинской сестры процедурного кабинета. Чернова О.В.– Ростов н/Д : Феникс, 2006 – 15с.
3. Стецюк В.Г.Сестринское дело в хирургии., И.Г. «ГЭОТАР- Медиа»., 2009
Раздел 2. Неоперативная хирургическая техника. Сестринская помощь в хирургии.
Тема 2.1 Асептика и антисептика.
Вид занятия: практическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Содержание практического занятия:
1.Использование в повседневной деятельности знания приказов и ОСТов МЗ РФ.
2.Стерилизация белья, перевязочного и шовного материала, хирургического инструментария.
3.Проведение дезинфекции, ПСО, стерилизации инструментария. 4.Осуществление предстерилизационного контроля Проведение контрольной пробы на наличие примесей моющих средств, крови, ржавчины.
5.Подготовка и укладка белья в бикс. Подготовка перевязочного материала и укладка его в бикс.
6.Проводить различные виды уборки операционного блока и перевязочной.
7.Изучение правил инфекционной безопасности в работе медицинского персонала операционно-перевязочного блока, техника безопасности, защитные средства.
8.Антисептика-определение.
9.Виды антисептики (механический, химический, физический, биологический).
10.Основные группы химических антисептических средств и способы их применения. 4.Возможные при использовании различных видов антисептики и способы их профилактики.
11.Основные группы антисептических и дезинфицирующих средств, способы их применения.
12.Отходы хирургического отделения, правила сбора и утилизации отходов
Вопросы для самоконтроля:
1.Дайте определение понятию ВБИ-
2. Асептика – это
3. Роль микрофлоры в развитии гнойной инфекции.
2.Входные ворота и их значение.
3.Пути проникновения инфекции в рану.
4.Методы профилактики экзогенной инфекции.
5.Методы профилактики эндогенной инфекции.
6.Методы и способы стерилизации расходных материалов.
7.Методы контроля качества предстерилизационной подготовки
8.Методы контроля качества стерилизации.
9. Профилактика внутрибольничной (госпитальной) инфекции (ВБИ).
10. ОСТы МЗ.РФ., регламентирующие деятельность медсестры в хирургии.
11.Входные ворота для проникновения хирургической инфекции.
2. Антисептика – это
3.Механическая антисептика – это
4 Физическая антисептика –
5. Приказ по санэпидрежиму-
6.Химическая антисептика –
7. Группа детергентов – это
8. Группа кислот – это
9.Группа окислителей это-
10. Биологическая антисептика это –
11. Смешанная антисептика — это
12. Протеолитические ферменты –
13. Препараты, стимулирующие специфический иммунитет —
14. Обработка кожи при попадании биологической жидкости –
Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
- проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
- вести утвержденную медицинскую документацию;
Литература для подготовки:
Основная:
1.Н.В. Барыкина В.Г.Зарянская Сестринское дело в хирургии Ростов н/Д : Феникс, 2013г ( стр.10-20)
Дополнительные источники:
1.Основы сестринского дела: Учебное пособие Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001- 496с.
2.Руководство для медицинской сестры процедурного кабинета. Чернова О.В.– Ростов н/Д : Феникс, 2006 – 15с.
3. Стецюк В.Г.Сестринское дело в хирургии., И.Г. «ГЭОТАР- Медиа»., 2009
Виды самостоятельной работы
- Схемы по темам (алгоритм действия): «Сестринская деятельность для профилактики возникновения ВБИ»,
- Изучить и составить реферат по профилактике внутрибольничной инфекции по СанПину
- Подготовить сообщение о принципах профилактической деятельности медицинской сестры в учреждениях первичной медицинской помощи. Изучение инструктивно-нормативной документации работы в амбулаторных учреждениях хирургической помощи.
Тема 3 Обезболивание
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:
Боль, наркоз, премедикация, местная анестезия.
Вопросы для самоконтроля:
- Понятие о боли и механизме ее возникновения. Изменения, возникающие в организме при боли. Понятие об общем обезболивании. Виды общего обезболивания. Стадии наркоза.
- Участие среднего медицинского персонала при проведении общего обезболивания.
- Виды местной анестезии и участие медсестры в ее проведении. Особенности проведения некоторых видов местной анестезии. Премедикация: цели проведения, основные компоненты. Проблемы пациента при подготовке к местной анестезии и наркозу и при выходе пациента из состояния аналгезии.
- Подготовка пациента к местной анестезии, к наркозу.
- Анестезиологическая карта пациента, ее оформление.
- Уход за пациентом после обезболивания
Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
- причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи;
- правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.
Литература для подготовки:
Основная:
1.Н.В. Барыкина В.Г.Зарянская Сестринское дело в хирургии Ростов н/Д : Феникс, 2013г ( стр.66-76)
Дополнительные источники:
1.Основы сестринского дела: Учебное пособие Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001- 496с.
2.Руководство для медицинской сестры процедурного кабинета. Чернова О.В.– Ростов н/Д : Феникс, 2006 – 15с.
3. Стецюк В.Г.Сестринское дело в хирургии., И.Г. «ГЭОТАР- Медиа»., 2009
Тема 4. Основы трансфузиологии
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:
Трансфузиология, группа крови, резус фактор, осложнения.
Вопросы для самоконтроля:
- Понятие гемотрансфузии и трансфузиологии.
- Краткая история переливания крови. Группы крови, системы АВО и системы резус.
- Понятие о показаниях и противопоказаниях к переливанию крови. Понятие о действии перелитой крови на организм.
- Понятие о донорстве и донорах, принципах консервирования крови. Основные гемотрансфузионные среды.
- Методы гемотрансфузии. Посттрансфузионные реакции и осложнения.
- Профилактика осложнений при гемотрансфузии. Определение группы крови моноклональными антителами (цоликлонами анти-А и анти-В).
- Определение резус-фактора.
- Оценка годности гемотрансфузионной среды к переливанию. Проведение пробы на индивидуальную совместимость.
- Проведение биологической пробы. Проба Бакстера. Наблюдение за пациентом во время и после проведения гемотрансфузии
Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
- правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.
Литература для подготовки:
Основная:
1.Н.В. Барыкина В.Г.Зарянская Сестринское дело в хирургии Ростов н/Д : Феникс, 2013г ( стр.78-92)
Дополнительные источники:
1.Основы сестринского дела: Учебное пособие Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001- 496с.
2.Руководство для медицинской сестры процедурного кабинета. Чернова О.В.– Ростов н/Д : Феникс, 2006 – 15с.
3. Стецюк В.Г.Сестринское дело в хирургии., И.Г. «ГЭОТАР- Медиа»., 2009
Тема 5 Кровотечение. Гемостаз.
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Основные понятия:
Кровотечение. Гемостаз. Методы остановки. жгут.
Вопросы для самоконтроля:
- Определение кровотечения.
- Причины кровотечения: нарушение целостности сосудистой стенки, нарушение проницаемости сосудистой стенки.
- Классификация кровотечений: по источнику, по интенсивности, по характеру проявлений, по отношению к внешней среде, по времени возникновения.
- Общие симптомы при значительной кровопотери.
- Местные симптомы кровотечения (легочное, желудочно-кишечное, в различные полости). Осложнения кровотечений (гемморрагический шок, воздушная эмболия, сдавление органов и тканей, коагулопатия). Понятие о критериях и оценке кровопотери. Понятие о тактике оказания неотложной помощи в зависимости от массы кровопотери. Осложнения кровотечений. Методы временного гемостаза: поднятие конечности, максимальное сгибание конечности в суставе, тампонада раны, прижатие артерии на протяжении, наложение давящей повязки, наложение кровоостанавливающего жгута.
- Помощь врачу во время проведения окончательного гемостаза.
- Уход за пациентом с кровопотерей
Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
- причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи;
- пути введения лекарственных препаратов;
- правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.
Литература для подготовки:
Основная:
1.Н.В. Барыкина В.Г.Зарянская Сестринское дело в хирургии Ростов н/Д : Феникс, 2013г ( стр.47-63)
Дополнительные источники:
1.Основы сестринского дела: Учебное пособие Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001- 496с.
2.Руководство для медицинской сестры процедурного кабинета. Чернова О.В.– Ростов н/Д : Феникс, 2006 – 15с.
3. Стецюк В.Г.Сестринское дело в хирургии., И.Г. «ГЭОТАР- Медиа»., 2009
Тема 2.3 Кровотечение. Гемостаз.
Вид занятия: практическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Содержание практического занятия:
- Кровотечение. Гемостаз.
- Осуществление правильной транспортировки пострадавших с кровопотерей. Выявление проблем пациента и осуществление сестринского процесса.
- Надевание перчаток при работе с кровью.
- Заполнение системы для инфузионной терапии. Проведение инфузионной терапии в периферическую вену.
- Применение пальцевого прижатия при кровотечении. Наложение артериального жгута на конечности и оценка эффективности его наложения. Применение холода для остановки кровотечения. Наложение давящей повязку.
Вопросы для самоконтроля:
1.Понятие о кровотечении.
2.История развития учения об основах гемостаза.
3.Причины кровотечения.
4.Классификация кровотечений: по источнику, по интенсивности, по характеру проявлений, по отношению к внешней среде, по времени возникновения.
5.Свертывающая и противосвертывающая система гемостаза.
6. Общие симптомы кровопотери.
7.Местные симптомы кровотечения (легочное, желудочно-кишечное, в различные полости).
8.Осложнения кровотечений (геморрагический шок, воздушная эмболия, сдавление органов и тканей, коагулопатия).
9.Способы и методы временной и окончательной остановки кровотечения
Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
- осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
- осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
- проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
- осуществлять паллиативную помощь пациентам;
- вести утвержденную медицинскую документацию;
Литература для подготовки:
Основная:
1.Н.В. Барыкина В.Г.Зарянская Сестринское дело в хирургии Ростов н/Д : Феникс, 2013г ( стр.47-63)
Дополнительные источники:
1.Основы сестринского дела: Учебное пособие Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001- 496с.
2.Руководство для медицинской сестры процедурного кабинета. Чернова О.В.– Ростов н/Д : Феникс, 2006 – 15с.
3. Стецюк В.Г.Сестринское дело в хирургии., И.Г. «ГЭОТАР- Медиа»., 2009
Виды самостоятельной работы
- Сделать зарисовку точек прижатия артерий. Приготовиться к игре по теме: «Кровотечение»
- Составление тематического кроссворда.
Тема 6 Десмургия.
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Основные понятия:
Бинты, десмургия, гипс, шины, иммобилизация.
Вопросы для самоконтроля:
- Понятие о десмургии и история развития.
- Понятие о повязках и перевязке.
- Основные виды повязок: по назначению, по способу закрепления перевязочного материала, по типу бинтования, по цели иммобилизации.
- Основные виды транспортных и лечебных шин.
- Понятие о гипсовых повязках.
- Общие правила наложения мягких повязок и показания для их наложения.
- Требования предъявляемые к бинтующему и бинтуемому.
- Проблемы пациента, возникающие при наложении различных повязок.
Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
- причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи;
- правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.
Литература для подготовки:
Основная:
1.Н.В. Барыкина В.Г.Зарянская Сестринское дело в хирургии Ростов н/Д : Феникс, 2013г ( стр.26-38)
Дополнительные источники:
1.Основы сестринского дела: Учебное пособие Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001- 496с.
2.Руководство для медицинской сестры процедурного кабинета. Чернова О.В.– Ростов н/Д : Феникс, 2006 – 15с.
3. Стецюк В.Г.Сестринское дело в хирургии., И.Г. «ГЭОТАР- Медиа»., 2009
Тема 6 Десмургия.
Вид занятия: практическое
Продолжительность занятия: 360 мин
Содержание практического занятия:
- Десмургия. Общие правила наложения мягких повязок и показания для их наложения на конечности (колосовидную на плечевой и тазобедренный суставы бинтовые (циркулярную, спиральную, ползучую, восьмиобразную, возвращающуюся); косыночную (на предплечье) клеевые (лейкопластырные, клеоловые); черепичную на локтевой и коленный суставы, типа «перчатка», «варежка» на кисть); на голову («чепец», крестообразную на затылок и шею, на глаза);шапочка «Гипократа», «Уздечка» Дезо
- Общие правила наложения мягких повязок и показания для их наложения; пращевидную (на нос и подбородок);
- на грудную клетку (спиральную, на молочные железы);
- на промежность (Т-образную)
- Проверить качество гипса; готовить гипсовый бинт, гипсовую лонгету;
- накладывать транспортные шины на конечности;
Вопросы для самоконтроля:
- Понятие о десмургии и истории развития.
- Понятие о повязках и перевязке.
- Основные виды повязок: по назначению, по виду перевязочного материала по способу фиксации.
- Основные виды транспортных и лечебных шин.
- Понятие о гипсовых повязках.
- Общие правила наложения мягких и гипсовых повязок.
- Требования, предъявляемые к повязке и бинтующему.
- Проблемы пациента, возникающие при наложении различных повязок.
- Основные виды транспортных и лечебных шин.
- Понятие о гипсовых повязках.
- Общие правила наложения гипсовых повязок.
- Требования, предъявляемые к повязке и бинтующему.
- Проблемы пациента, возникающие при наложении различных повязок.
Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
- осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
- осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара;
- осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
- проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
- вести утвержденную медицинскую документацию;
Литература для подготовки:
Основная:
1.Н.В. Барыкина В.Г.Зарянская Сестринское дело в хирургии Ростов н/Д : Феникс, 2013г ( стр.26-38)
Дополнительные источники:
1.Основы сестринского дела: Учебное пособие Вебер В.Р., Чуваков Г.И., Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2001- 496с.
2.Руководство для медицинской сестры процедурного кабинета. Чернова О.В.– Ростов н/Д : Феникс, 2006 – 15с.
3. Стецюк В.Г.Сестринское дело в хирургии., И.Г. «ГЭОТАР- Медиа»., 2009
Виды самостоятельной работы–
- Составление алгоритмов транспортной иммобилизации.
- Реферат по теме: «Особенности деонтологии при работе с хирургическими больными»
- Составление тематического кроссворда.
1 2 3 4 5
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция