Скачати 1.14 Mb.
1 2 3 4 5 6 7
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ Г. БРАТСКА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
по изучению
ПМ.01 Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента
МДК.01.01. Лекарствоведение
специальность «Фармация»
(очно-заочная форма обучения)
Братск, 2014г.
Составитель:
Н.А.Носковец – преподаватель высшей квалификационной категории.
Рецензент:
Е.В. Политковская — преподаватель высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании ЦМК № 5
Протокол № 1 от «03» сентября 2014г.
Методические рекомендации для студентов по изучению МДК.01.01. «Лекарствоведение», входящего в профессиональный модуль ПМ. 01 «Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента», предназначены для обеспечения студентов обучающихся по специальности «Фармация» (очно-заочная форма обучения) учебно-методическим комплексом.
Методические рекомендации для студентов разработаны в соответствии с рабочей программой и календарно — тематическим планом по МДК.01.01. «Лекарствоведение»
В соответствии с учебным планом на изучение рабочей программы МДК.01.01. «Лекарствоведение» отводится __764___ часа.
Из них:
Теоретические занятия – 168 часов
Практические занятия – 142 часов
Самостоятельная работа студентов – 454 часа
Учебная практика – 108 часов
Производственная практика – 48 часов
Методические рекомендации для студентов включают в себя следующие разделы:
- Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям;
- Виды самостоятельной работы;
- Перечень практических навыков, которыми студент должен овладеть в результате изучения рабочей программы по учебной и производственной практике;
- Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации;
- Вопросы для подготовки к итоговой аттестации;
- Рекомендуемая литература (основная и дополнительная).
Данные методические рекомендации позволяют студентам получить необходимую информацию для подготовки к любому виду занятий.
СОДЕРЖАНИЕ
- Методические рекомендации для студентов по
самоподготовке к занятиям……………………………………стр. 4
- Виды самостоятельной работы………………………………..стр. 99
- Перечень практических навыков, которыми студент должен
Овладеть в результате изучения рабочей программы по
учебной и производственной практике……………………….стр.102
- Вопросы для подготовки к итоговой аттестации……………стр.103
- Рекомендуемая литература (основная и дополнительная)…стр.109
Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к занятиям
Раздел: Фармакология
Раздел 1 Общая фармакология
Тема 1.1 Введение
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:
- Фармация, фармакология; дисциплины, развитие фармакологии; получение лекарственных веществ, создание лекарственных препаратов; лекарственное вещество, средство, фармакологический препарат
Вопросы для самоконтроля:
- Рассказать, что такое фармация, и какие разделы она изучает;
- Дать определение понятию «Фармакология»;
- Назвать основные задачи фармакологии;
- Назовите виды классификаций лекарственных средств;
Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
- Уметь использовать основные термины в профессиональной деятельности и классифицировать лекарственные формы.
Литература для подготовки:
- М.Д.Гаевый, Л.М.Гаева «Фармакология с рецептурой», М.:Кнорус, 2013 г., стр. 11-17;
- В.М. Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин «Фармакология с рецептурой», изд 2е, исправленное, дополненное, Санкт-Петербург, СпецЛит 2002 г., стр. 3-12.
Тема 1.2 Общие правила выписывания рецептов
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:
- Фармацевтическая терминология, наркотические, ядовитые и сильнодействующие вещества.; Лекарственные средства списков А и Б; рецепт, формы рецептурных бланков, нормативная документация, рецептурные сокращения, хранение; аптека
Вопросы для самоконтроля:
- Аптека – функции и задачи;
- Понятие о лекарствах;
- Правила хранения лекарственных средств;
- Общие правила выписывания рецептов;
- Нормативная документация, регламентирующая правила выписывания рецептов;
- Рецептурные сокращения;
- Формы рецептурных бланков и особенности их использования.
Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
- Уметь использовать основные термины в профессиональной деятельности и классифицировать лекарственные формы;
- Читать рецепт и проводить его фармацевтическую экспертизу;
- Определять правильность оформления рецептов;
- Работать с основными нормативными документами;
- Использовать ГФ, приказы, инструкции и методические указания при выполнении заданий, решений ситуационных задач
Литература для подготовки:
- М.Д.Гаевый, Л.М.Гаева «Фармакология с рецептурой», М.:Кнорус, 2013 г., стр. 17-23;
- В.М. Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин «Фармакология с рецептурой», изд 2е, исправленное, дополненное, Санкт-Петербург, СпецЛит 2002 г., стр. 14-33.
Тема 1.3 Общая рецептура
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Основные понятия:
- Лекарственные формы: твердые, мягкие, жидкие
Вопросы для самоконтроля:
- Твердые лекарственные формы – порошки, гранулы, таблетки, драже, капсулы, спансулы, пилюли;
- Жидкие лекарственные формы – растворы, суспензии, эмульсии, настои и отвары, настойки, жидкие экстракты, микстуры, аэрозоли;
- Мягкие лекарственные формы – мази, пасты, линименты, суппозитории, пластыри, лекарственные пленки
Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
- Уметь использовать основные термины в профессиональной деятельности и классифицировать лекарственные формы;
- Читать рецепт и проводить его фармацевтическую экспертизу;
- Определять правильность оформления рецептов;
- Работать с основными нормативными документами;
- Использовать ГФ, приказы, инструкции и методические указания при выполнении заданий, решений ситуационных задач;
- Уметь выписывать рецепты на твердые, жидкие и мягкие лекарственные формы.
Литература для подготовки:
- М.Д.Гаевый, Л.М.Гаева «Фармакология с рецептурой», М.:Кнорус, 2013 г., стр. 23-47;
- В.М. Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин «Фармакология с рецептурой», изд 2е, исправленное, дополненное, Санкт-Петербург, СпецЛит 2002 г., стр. 34-68
Тема 1.3 Общая рецептура
Вид занятия: практическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Содержание практического занятия:
- Работа с нормативной документацией по заполнению рецептурных бланков;
- Выписывание рецептов на предложенные лекарственные формы, используя справочную литературу;
- Обучение пациентов правилам приема лекарственных средств по назначению врача;
- Проведение расчетов количества таблеток, капсул, объема лекарственного средства для применения внутрь в жидком виде, расчет дозы при парентеральном применении лекарственных средств
Вопросы для самоконтроля:
- Что такое рецепт?
- Основные требования, предъявляемые к рецепту?
- Какими приказами регламентируются формы рецептурных бланков?
- Формы рецептурных бланков?
- Структура рецепта и значение его составных частей?
- Алгоритм выписывания рецептов на твердые лекарственные формы? Привести примеры.
- Правила выписывания сложных дозированных и не дозированных порошков?
- Назовите жидкие лекарственные формы. Дайте их характеристику.
- Назовите растворители, используемые для приготовления растворов?
- Перечислите основные алгоритмы выписывания рецептов на жидкие
- лекарственные формы.
- Дайте определение лекарственному веществу, лекарственной форме.
- Какой объем (в миллилитрах) в столовой, десертной и чайной ложке?
- Как рассчитать процентную концентрацию раствора?
- Как рассчитать дозу сухого вещества на один прием в общем объеме раствора?
- Пути введения инъекционных растворов?
- Какие растворители могут быть использованы для приготовления инъекционных лекарственных форм?
- Назовите алгоритмы выписывания рецептов на лекарственные формы для инъекций.
- Дайте общую характеристику мазей. Назовите ее составные части. Где применяется?
- Что служит основой для изготовления мазей и пасты?
- Назовите алгоритмы выписывания рецептов на мази.
- Назовите алгоритмы выписывания рецептов на пасты.
- Дайте общую характеристику суппозиториев.
- Назовите основы, используемые для приготовления суппозиториев.
- Назовите алгоритмы выписывания рецептов на суппозитории.
- Назовите условия хранения лекарственных форм.
- Как проводится анализ выписанной лекарственной формы?
Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
- Читать рецепт и проводить его фармацевтическую экспертизу;
- Определять правильность оформления рецептов;
- Работать с основными нормативными документами;
- Использовать ГФ, приказы, инструкции и методические указания при выполнении заданий, решений ситуационных задач;
- Выписывать рецепты на мягкие, жидкие и твердые лекарственные формы.
Литература для подготовки:
- М.Д.Гаевый, Л.М.Гаева «Фармакология с рецептурой», М.:Кнорус, 2013 г., стр 23-47;
- В.М. Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин «Фармакология с рецептурой», изд 2е, исправленное, дополненное, Санкт-Петербург, СпецЛит 2002 г., стр. 34-68
Тема 1.4 Общая фармакология
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Основные понятия:
- Фармакокинетика, пути введения, биологические барьеры, экскреция, клиренс, элиминация;
- Фармакодинамика, виды действия, виды доз, факторы, влияющие на действие лекарственных веществ; комбинированное применение лекарственных средств; механизм транспорт.
Вопросы для самоконтроля:
- Фармакокинетика лекарственных веществ:
- Проникновение лекарственных веществ через биологические барьеры;
- Энтеральные и парентеральные пути введения ЛВ;
- Распределение лекарств в организме;
- Превращения (биотрансформация)лекарственных веществ в организме;
- Пути и механизмы (экскреции)лекарственных веществ;
- Фармакодинамика лекарственных веществ:
- Общие представления;
- Принципы дозирования лекарств. Факторы, влияющие на действие ЛС;
- Реакции, обусловленные длительным приемом и отменой ЛС;
- Проблемы комбинированного применения ЛС;
- Виды лекарственной терапии.
Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
- Читать рецепт;
- Определять правильность оформления рецептов;
- Работать с основными нормативными документами;
- Использовать ГФ, приказы, инструкции и методические указания, справочную литературу при выполнении заданий, решений ситуационных задач;
Литература для подготовки:
- М.Д.Гаевый, Л.М.Гаева «Фармакология с рецептурой», М.:Кнорус, 2013 г., стр. 47-73;
- В.М. Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин «Фармакология с рецептурой», изд 2е, исправленное, дополненное, Санкт-Петербург, СпецЛит 2002 г., стр. 76-131
Тема 1.4 Общая фармакология
Вид занятия: практическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Содержание практического занятия:
- Решение обучающих и ситуационных задач по определению путей введения лекарственных средств, видов действия и взаимодействия, видов побочного и токсического действия;
- Выполнение контрольного задания в форме тестов.
Вопросы для самоконтроля:
- Дайте определение понятия «Фармакология».
- Дайте определение понятия «Фармакокинетика»
- Какие закономерности рассматривает «Фармакодинамика»?
- Пути введения лекарственных веществ?
- Что такое «Биодоступность»?
- Инъекционные пути введения, меры предосторожности.
- Что такое абсорбция?
- Как распределяется лекарственное вещество в организме?
- Дайте понятие термина «Фармакологические эффекты»
- Как вы понимаете, что такое механизм действия?
- Что такое «Биотрансформация», «Экскреция»?
- Какие виды действия лекарств вы знаете?
- Понятие о дозах.
- Что такое «Идиосинкразия»?
- Дайте определение понятию «Кумуляция»
- Как вы понимаете понятия: «Привыкание», «Лекарственная зависимость»?
- Особенности действия ЛС при повторном применении?
- Общая характеристика токсического и побочного действия ЛС?
- Дайте понятия о тератогенном и эмбриотоксическом действии лекарственных средств?
Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
- Работать с основными нормативными документами;
- Использовать ГФ, приказы, инструкции и методические рекомендации при выполнении заданий, решений ситуационных задач;
- Пользуясь справочной литературой, аннотациями корректировать рецепты по теме.
- Ориентироваться в синонимах лекарственных средств, производить равноценную замену.
Литература для подготовки:
- М.Д.Гаевый, Л.М.Гаева «Фармакология с рецептурой», М.:Кнорус, 2013 г., стр. 47-73;
- В.М. Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин «Фармакология с рецептурой», изд 2е, исправленное, дополненное, Санкт-Петербург, СпецЛит 2002 г., стр. 76-131
Раздел 2. Лекарственные средства, влияющие на периферическую нервную систему
Тема 2.1 Лекарственные средства, влияющие на афферентную нервную систему
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Основные понятия:
- Периферическая нервная система; афферентная нервная система. Виды местной анестезии. Местные анестетики;
- Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие и мягчительные лекарственные средства; раздражающие лекарственные средства
Вопросы для самоконтроля:
- Местно-анестезирующие средства;
- Вяжущие, обволакивающие, пленкообразующие и адсорбирующие средства;
- Раздражающие средства
Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
- Классификацию средств, влияющих на афферентную нервную систему;
- Правила выписывания рецептов на лекарственные средства;
- Показания и противопоказания на ЛС, влияющих на афферентную нервную систему, побочные эффекты.
Литература для подготовки:
- М.Д.Гаевый, Л.М.Гаева «Фармакология с рецептурой», М.:Кнорус, 2013 г., стр. 130-142;
- В.М. Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин «Фармакология с рецептурой», изд 2е, исправленное, дополненное, Санкт-Петербург, СпецЛит 2002 г., стр. 262-280
Тема 2.1 Лекарственные средства, влияющие на афферентную нервную систему
Вид занятия: практическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Содержание практического занятия:
- Обсуждение основных вопросов классификации, действия и применения средств, действующих на афферентную нервную систему;
- Выписывание препаратов в рецептах с использованием справочной литературы;
- Знакомство с готовыми препаратами;
- Решение ситуационных задач;
- Консультировать больных правилам приема лекарственных средств по назначению врача.
Вопросы для самоконтроля:
- Классификация средств, влияющих на афферентную нервную систему (иннервацию).
- Дайте понятия о местной анестезии и ее видах.
- Требования, предъявляемые местноанестезирующим средствам?
- Для чего к местноанестезирующим средствам добавляют адреналин?
- Какие лекарственные средства применяют при проводниковой анестезии?
- В каких случаях и где используют спинномозговую инфильтрационную анестезию?
- Какое анестезирующее средство применяется при всех видах анестезии и при инфаркте миокарда?
- Симптомы отравления анестетиками и меры помощи?
- Дайте общую характеристику вяжущих средств.
- Назовите вяжущие средства растительного происхождения и неорганического. Применение.
- Особенности действия и применение обволакивающих средств?
- Назовите неорганические средства, обладающие обволакивающим действием.
- Особенности действия и применение адсорбирующих средств. Препараты.
- Дайте определение раздражающим веществам.
- Что происходит при местном и рефлекторном действии раздражающих средств?
- Из чего получают, как действует и применяется ментол. В состав каких препаратов он входит?
Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
- Уметь выписать рецепт на лекарственное средство, знать его основные эффекты, показания к применению, нежелательные эффекты препарата;
- Давать сравнительную характеристику препаратов по фармакологическим группам;
- Пользоваться справочной литературой, аннотациями, консультировать клиентов по правилам использования ЛП.
- Подбирать аналогичные препараты
Литература для подготовки:
- М.Д.Гаевый, Л.М.Гаева «Фармакология с рецептурой», М.:Кнорус, 2013 г., стр. 130-142;
- В.М. Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин «Фармакология с рецептурой», изд 2е, исправленное, дополненное, Санкт-Петербург, СпецЛит 2002 г., стр. 262-280
Тема 2.2.1 Лекарственные средства, влияющие на холинергические синапсы. Холиноблокаторы
Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 270 мин
Основные понятия:
- Холинергические средства; периферические холинергические процессы, холиномиметики, антихолинестеразные средства;
- Холиноблокаторы, механизм действия
Вопросы для самоконтроля:
- Реакции организма на раздражение вегетативных органов;
- Общее представление о синаптической передаче нервного импульса;
- Распределение холинергических и адренергических синапсов и нервов;
- Основные этапы передачи импульсов. Локализация в организме и функциональное значение холинорецепторов;
- Холиномиметики, показания и противопок4азания, побочные эффекты;
- Антихолиностеразные средства
Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
- Классификацией средств, влияющих на периферическую нервную систему;
- Основная локализация импульсов и их локализация в организме;
- Лекарственные средства, влияющие на холинергические процессы. Показания и противопоказания, побочные эффекты.
- Отравление антихолинестеразными средствами и первая помощь при отравлениях
Литература для подготовки:
- М.Д.Гаевый, Л.М.Гаева «Фармакология с рецептурой», М.:Кнорус, 2013 г., стр. 143-166;
- В.М. Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин «Фармакология с рецептурой», изд 2е, исправленное, дополненное, Санкт-Петербург, СпецЛит 2002 г., стр. 280-311
Тема 2.2.1 Лекарственные средства, влияющие на холинергические синапсы. Холиноблокаторы
Вид занятия: практическое
Продолжительность занятия: 180 мин
Содержание практического занятия:
- Обсуждение основных вопросов классификации, действия и применения лекарственных средств, действующих на холинергические синапсы;
- Выписывание препаратов в рецептах с использованием справочной литературы;
- Выявление побочных эффектов и противопоказаний;
- Знакомство с готовыми препаратами;
- Решение ситуационных задач. Обучение больных правилам приема лекарственных средств по назначению врача.
Вопросы для самоконтроля:
- Классификация средств, влияющих на эфферентную иннервацию.
- Что происходит при возбуждении парасимпатической иннервации?
- М-холиномиметики, механизм действия, препараты.
- Какие эффекты вызывает пилокапина гидрохлорид на глаз? Применение.
- Симптомы отравления М-холиномиметиками, меры помощи при отравлении.
- Н-холиномиметики. Действие. Препараты, применение?
- Токсическое действие никотина на организм. Применение Н-холиномиметиков для борьбы с курением.
- М и Н-холиномиметик прямого действия. Препарат, показания к применению.
9. М и Н холиномиметики непрямого действия (антихолиностеразные
средства). Механизм действия.
10. Прозерин, его действие на организм, применение.
11. Фосфорорганические соединения, применяемые в медицинской
практике
12. Симптомы отравления ФОС. Помощь при отравлении.
13. М-холиноблокаторы. Механизм действия.
146. Атропин. Его действие и применение.
15. Симптомы отравления атропином. Меры помощи.
16. Ганглиоблокаторы, действие применение. Препараты.
17. Курареподобные средства, действие, применение.
18. Антидоты, при передозировке курареподобными средствами?
Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
- Ориентироваться в синонимах ЛС;
- Производить равноценную замену;
- Уметь выписать рецепт на лекарственное средство, знать его основные эффекты, показания к применению, нежелательные эффекты препарата;
- Давать сравнительную характеристику препаратов по фармакологическим группам;
- Пользоваться справочной литературой, аннотациями, консультировать клиентов по правилам использования ЛП.
Литература для подготовки:
- М.Д.Гаевый, Л.М.Гаева «Фармакология с рецептурой», М.:Кнорус, 2013 г., стр. 143-166;
- В.М. Виноградов, Е.Б. Каткова, Е.А. Мухин «Фармакология с рецептурой», изд 2е, исправленное, дополненное, Санкт-Петербург, СпецЛит 2002 г., стр. 280-311
1 2 3 4 5 6 7
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция