Методические рекомендации для студентов по дисциплине; Приложение №4 «Фонд оценочных средств»

Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий
Методические рекомендации для студентов по дисциплине; Приложение №4 «Фонд оценочных средств»

Скачати 1.96 Mb.

Сторінка 1/14 Дата конвертації 24.04.2016 Розмір 1.96 Mb.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   14

Структура учебно-методического комплекса дисциплины

  1. Рабочая учебная программа

Приложение № 1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий;

Приложение № 2 Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине;

Приложение №3 Методические рекомендации для студентов по дисциплине;

Приложение №4 « Фонд оценочных средств»

  1. Цель и задачи изучения дисциплины

Цель дисциплины – формирование у студентов современных,

систематизированных

знаний о химических явлениях и процессах, основных законах и

понятиях неорганической

химии, умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения

медико–биологических дисциплин и в будущей работе врача.

Задачами дисциплины являются:

  • формировать системные знания об основных закономерностя
  • строения неорганических соединений, их биологической роли,
  • типах химической связи, термодинамических системах и их
  • свойствах, свойствах растворов и закономерностях протекания
  • в них реакций (в том числе и в биологических системах);
  • формировать знание о роли и месте неорганической химии в
  • структуре естественно – научных и медико – биологических дисциплин;
  • формировать навыки организации и проведения самостоятельных
  • исследований;
  • формировать навыки работы с научной литературой;
  • научить использовать знания по предмету в практической деятельности.
  1. Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО

по направлению подготовки «Медицинская биохимия». Дисциплина

«Неорганическая химия» относится к естественно – научному и

математическому циклу дисциплин по специальности «Медицинская биохимия»

высшего профессионального медицинского образования, изучается в первом семестре.

Входные знания, умения и компетенции студента для изучения дисциплины

«Неорганическая химия» связаны с предшествующей подготовкой по математике,

физике, информатике, биологии, философии.

Освоение дисциплины необходимо для дальнейшего освоения следующих

дисциплин: биологии, биохимии, биофизики, общей патологии, фармакологии.

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Компетенции, формируемые при изучении дисциплины:

ПК-1 Способен и готов выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих

в ходе профессиональной деятельности, анализировать результаты

естественнонаучных исследований, совершенствовать свои профессиональные знания

и навыки

ПК-24 Способен и готов прогнозировать направление и результат физико–

химических процессов и явлений, химических превращений биологических важных

веществ, происходящих в клетках различных тканей организма человека, решать

ситуационные задачи, моделирующие физико–химические процессы протекающие

в живом организме

ПК-26 Способен и готов работать на персональных компьютерах, использовать

основные пакеты программ, в том числе по обработке экспериментальных

и клинико – диагностических данных биохимических и медико–генетических

исследований

ПК-28 Способен и готов проводить аналитическую работу с информацией–

учебной, научной, нормативно справочной литературой и другими источниками.

В результате освоения дисциплин студент должен:

Знать:

  1. различные способы выражения концентрации растворов;
  2. современные представления о строении атома, видах химической связи, строении и свойствах комплексных соединений, окислительно – восстановительных реакциях;
  3. основные законы термохимии, термодинамики, кинетики;
  4. классификацию растворов, способы выражения их концентрации;
  5. свойства буферных растворов и механизм их действия;
  6. свойства наиболее важных S, p, d – элементов и их соединений, применение их в медицинской практике;
  7. правила работы в химической лаборатории.

Уметь:

  1. -готовить растворы заданной концентрации;
  2. -титровать растворы;
  3. -работать с химической посудой;
  4. -пользоваться технохимическими и аналитическими весами;
  5. -пользоваться горелкой;
  6. -проводить простейшие количественные и качественные исследования;
  7. -пользоваться методами статистической обработки данных эксперимента;
  8. -производить расчёты: массы вещества по данным титриметрического анализа, стандартной энтальпии реакции, стандартной энергии Гиббса реакции, константы химического равновесия, равновесных и исходных концентраций, рН и рОН сильных и слабых электролитов, рН буферных растворов;
  9. -составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций(ОВР);
  10. -прогнозировать направление ОВР;
  11. — прогнозировать свойства неорганических соединений с учетом положения составляющих их элементов в периодической системе Д.И. Менделеева.

Владеть:

— техникой постановки простейшего эксперимента

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Коды формируемых компетенций Компетенции ОК-№ Общекультурные компетенции 1 Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности 4 Способность и готовность анализировать экономические проблемы и общественные процессы 5 Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики 8 Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией ПК -№ Профессиональные компетенции 2 Способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат 3 Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности 5 Способность и готовность проводить и интерпретировать результаты современных лабораторно-инструментальных исследований 9 Способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами 11 Способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию и осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний.
  1. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 5 зачётных единиц

Вид учебной работы Всего часов Семестр Аудиторные занятия (всего) 96 1 В том числе

Лекции (л) 32 1 Практические занятия (ПЗ)

1 Лабораторные работы (ЛР) 64 1 Самостоятельная работа (всего) 48 1 В том числе

Реферат 24 1 Другие виды самостоятельной работы 24 1 Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) 36 Экзамен Общая трудоемкость (час.)

часы

180

5. Содержание дисциплины
5.1 Содержание разделов дисциплины

№ п/п Название раздела дисциплины базовой части ФГОС Содержание раздела 1 Введение Предмет, задачи и методы общей и неорганической химии, ее место в системе естественных наук, значение для развития медицины и биологии. Основные законы, положения и понятия общей и неорганической химии. Основные способы выражения концентраций растворов. Эквивалент, фактор эквивалентности, молярная масса эквивалента. Способы выражения концентрации растворов. Техника безопасности и правила работы в лабораториях химического профиля. 2 Энергетика, направление и глубина протекания химических реакций. Основные понятия химической термодинамики. Поглощение и выделение различных видов энергии при химических превращениях. Теплота и работа.

Внутренняя энергия и энтальпия индивидуальных веществ и многокомпонентных систем. Стандартные состояния веществ и стандартные значения внутренней энергии и энтальпии. Теплоты химических реакций при постоянной температуре, давлении и объеме. Термохимические уравнения. Стандартные энтальпии образования и сгорания веществ.

Закон Гесса. Расчеты изменения стандартных энтальпий химических реакций и физико – химических превращений на основе закона Гесса.

Понятие об энтропии как мере неупорядоченности системы (уравнение Больцмана). Энергия Гиббса и энергия Гельмгольца как критерий самопроизвольного протекания процесса и термодинамической устойчивости химических соединений. Стандартные энергии Гиббса образования веществ. Обратимые и необратимые химические реакции, состояние химического равновесия.

Закон действующих масс (ЗДМ). Константа химического равновесия и ее связь со стандартным изменением энергии Гиббса и энергии Гельмгольца процесса. Зависимость энергии Гиббса процесса и константы равновесия от температуры. Принцип Ле Шателье – Брауна.

3 Учение о растворах. Основные определения: раствор, растворитель, растворенное вещество. Растворимость. Растворы газообразных, жидких и твердых веществ. Вода как один из наиболее распространенных растворителей. Роль водных растворов в жизнедеятельности организмов.

Процесс растворения как физико -химическое явление (Д.И. Менделеев, Н.С. Курнаков). Термодинамика процесса растворения.

Растворы газов в жидкостях. Законы Генри, Генри – Дальтона, И.М. Сеченова. Декомпрессивные состояния.

Растворы твердых веществ в жидкостях. Понятие коллигативных свойствах растворов. Закон Вант – Гоффа об осмотическом давлении. Роль осмоса в биосистемах. Плазмолиз, гемолиз, тургор. Гипо-, изо- и гипертонические растворы.

Теория растворов сильных электролитов. Ионная сила растворов, коэффициент активности и активность ионов.

Равновесие между раствором и осадком малорастворимого сильного электролита. Произведение растворимости. Условия растворения и образования осадков.

Ионизация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель. рН растворов сильных кислот и оснований.

Растворы слабых электролитов. Применение ЗДМ к ионизации слабых электролитов. Константа ионизации (диссоциации).

Теории кислот и оснований (Аррениуса, Льюиса, Бренстеда – Лоури). константы кислотности и основности. Процессы ионизации, гидролиза, нейтрализации с точки зрения различных теорий кислот и оснований. рН растворов слабых кислот, оснований, гидролизующих солей.

Буферные растворы. Их классификация. рН буферных систем. Уравнение Гендерсона – Гассельбаха для кислотного и основного буферов. Механизм действия буферных систем. Буферная емкость. Буферные системы в организме человека (гемоглобиновая, оксигемоглобиновая протеиновая, фосфатная, гидрокарбонатная). рН крови, ацидоз, алкалоз, кислотно – щелочной резерв крови. Буферные системы в химической практике и в живых организмах, их биологическое значение.

4 Окислительно – восстановительные реакции. Электронная теория окислительно – восстановительных (ОВ) реакций.

Окислительно – восстановительные свойства элементов и их соединений в зависимости от положения элемента в Периодической системе элементов и степени окисления элементов в соединениях.

Сопряженные пары окислитель — восстановитель. Окислительно — восстановительная двойственность.

Стандартное изменение энергии Гиббса и Гельмгольца окислительно — восстановительные потенциалы (электродные потенциалы). Определение направления протекания ОВ реакций по разности ОВ потенциалов.

Влияние среды и внешних условий на направление окислительно — восстановительных реакций и характер образующих продуктов.

5 Строение вещества. Современные представления о строении атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Природа химической связи и строение химических соединений. Электронные оболочки атомов и периодический закон Д.И. Менделеева. Природа химической связи и строение химических соединений.

Основные этапы развития представлений о существовании и строении атомов.

Квантово – механическая модель строения атомов. Электронные формулы и электронно – структурные схемы атомов.

Периодический закон (ПЗ) Д.И. Менделеева и его трактовка на основе квантово – механической теории строения атомов.

Структура Периодической системы элементов (ПСЭ): периоды, группы, семейства, s-, p-, d-, f- квалификации элементов (блоки). Периодический характер изменения свойства атомов элементов: радиус, энергия ионизации, энергия сродства к электрону, относительная электроотрицательность (ОЭО).

Типы химических связей и физико — химические свойства соединений с ковалентной, ионной и металлической связью. Экспериментальные характеристики связей: энергия связи, длина, направленность.

Описание молекулы методом валентных связей (МВС). Механизм образования ковалентной связи. Насыщаемость ковалентной связи. Направленность ковалентной связи как следствие условия максимального перекрывания орбиталей. Сигма и пи –связи и их образование при перекрывании s-, p-, d- орбиталей. Кратность связей в методе валентных связей. Поляризуемость и полярность ковалентной связи. Эффективные заряды атомов в молекулах. Полярность молекул.

Гибридизация атомных орбиталей. Устойчивость гибридизированных состояний различных атомов. Пространственное расположение атомов в молекулах.

Описание молекул методом молекулярных орбиталей (ММО). Связывающие, разрыхляющие и несвязывающие МО, их энергия и форма. Энергические диаграммы МО. Заполнение МО электронами в молекулах, образованных атомами и ионами элементов 1-го и 2-го периодов ПСЭ. Кратность связи в ММО.

Межмолекулярные взаимодействия и их природа. Энергия межмолекулярного взаимодействия. Ориентационное, индукционное и дисперсионное взаимодействие. Водородная связь и ее разновидности. Биологическая роль водородной связи. Молекулярные комплексы и их роль в метаболических процессах.

6 Комплексные соединения.

Химия элементов.

Современное содержание понятия «комплексные соединения» (КС). Структура КС: центральный атом, лиганды, комплексный ион, внутренняя и внешняя сфера, координационное число центрального атома, дентатность лиганндов.

Способность атомов различных элементов к комплексообразованию. Природа химической связи в КС. Образование и диссоциация КС в растворах, константы образования и нестойкости комплексов.

Классификация и номенклатура КС. Комплексные кислоты, основания, соли. Карбонилы металлов. Хелатные комплексные соединения. Хелатотерапия.

7 S элементы. Особенности положения в ПСЭ, реакции с кислородом, галогенами, металлами, азотом, углеродом, серой, оксидами.

Вода как важнейшее соединение водорода, ее физические и химические свойства. Аквакомплексы и кристаллогидраты. Особенности поведения водорода в соединениях с сильно и слабополярными связями. Ион водорода, ион

оксония, ион аммония.

Общая характеристика s элементов I и II групп. Изменение свойств элементов II А группы в сравнении с I А группы. характеристики катионов. Ионы s — металлов в водородных растворах; энергия гидратации ионов.

Взаимодействие металлов с кислородом, образование оксидов, пероксидов, гипероксидов (супероксидов, надпероксидов). Взаимодействие с водой этих соединений. Гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов; амфотерность гидроксида бериллия. Гидриды щелочных и щелочно –земельных металлов и их восстановительные свойства.

Взаимодействие щелочных и щелочно – земельных металлов с водой и кислотами. Соли щелочных и щелочно- земельных металлов: сульфаты, галогениды, карбонаты, фосфаты.

Ионы щелочных и щелочно- земельных металлов как комплексо- образователи. Ионоформы и их роль в мембранном переносе калия и натрия. Ионы магния и кальция как комплексообразователи.

Биологическая роль s- элементов- металлов в минеральном балансе организма. Макро- и микро- s- элементы. Соединения кальция в костной ткани, сходство ионов кальция и стронция, изоморфное замещения (проблема стронция -90).

Токсичность соединений беррилия. Химические основы применения соединений лития, натрия, калия, магния, кальция, бария в медицине и в фармации.

8 d –элементы. Общая характеристика d –элементов, особенности d –элементов: переменные степени окисления, образование комплексов.

d –элементы III группы. Общая характеристика, сходство и отличие от s- элементов II группы.

d –элементы IV и V, групп. Общая характеристика.

d –элементы VI группы.

Общая характеристика группы.

Хром. Общая характеристика. Простое вещество и его химическая активность, способность к комплексообразованию.

Хром (II), кислотно – основная (КО) и окислительно – восстановительные (ОВ) характеристики соединений.

Хром (III), кислотно –основная (КО) и окислительно – восстановительные (ОВ) характеристики соединений, способность к комплексообразованию.

Соединения хрома (VI) – оксид и хромовые кислоты, хроматы и дихроматы, КО и ОВ характеристика. Окислительные свойчства хроматов и дихроматов в зависимости от рН среды.

Молибден и вольфрам, общая характеристика, способность к образованию изополи- и гетерополикислот; сравнительная окислительно – восстановительная характеристика соединений молибдена и вольфрама по отношению к соединениям хрома.

Биологическое значение d –элементы VI группы.

d –элементы VII группы.

Общая характеристика группы.

Марганец. Общая характеристика. химическая активность простого вещества. Способность к комплексообразованию (карбонилы марганца).

Марганец (II) и марганец (IV): КО и ОВ характеристика соединений, способность к комплексообразованию.

Марганец (IV) оксид, кислотно — основные и окислительно — восстановительные свойства, влияние рН на ОВ свойства.

Соединения марганца (VI): манганаты, их образование, термическая устойчивость, диспропорционирование в растворе и условия стабилизации.

Соединения марганца (VII) – оксид, марганцовая кислота, перманганаты, КО и ОВ свойства, продукты восстановления перманганатов при различных значениях рН.

d –элементы VIII группы.

Общая характеристика элементов семейства железа.

Железо. Химическая активность простого вещества, способность к комплекообразованию.

Соединения железа (II) и железа ( III) – КО и ОВ характеристика, способность к комплексообразованию. комплексные соединения железа (II) и железа (III) с цианид – и тиоцианат – ионами. Гемоглобин и железосодержащие ферменты, химическая сущность их действия.

Железо (VI). Ферраты, получение и окислительные свойства.

Химические основы применения железа и железосодержащих препаратов в медицине и фармации.

Кобальт и никель. Соединения кобальта (II) и кобальта (III), никеля (II); КО и ОВ характеристика, способность к комплексообразованию. Никель и кобальт как микроэлементы. Химические основы применения соединений кобальта и никеля в медицине и фармации.

d –элементы I группы.

Общая характеристика группы. Физические и химические свойства простых веществ.

Соединение меди (I) и меди (II), их КО и ОВ характеристика, способность к комплексообразованию. Комплексные соединения меди (II). Химические основы применения соединений меди в медицине и фармации.

Соединение серебра, их КО и ОВ характеристики (бактерицидные свойства иона серебра). Способность к комплексообразованию, комплексные соединения серебра с галогенидами, аммиаком, тиосульфатами.

Золото. Соединения золота (I) и золота (III), их КО и ОВ характеристика, способность к комплексообразованию.

d –элементы IIгруппы.

Общая характеристика группы.

Цинк. Общая характеристика, химическая активность простого вещества; ВО и КО характеристика соединений цинка. Комплексные соединения цинка.

Ртуть. Общая характеристика, отличительные от цинка и кадмия свойства. Окисление ртути серной и азотной кислотой. Соединения ртути (I) и ртути (II), их КО и ВО характеристика, способность ртути (I) и ртути (II) к комплексообразованию. Химизм токсического действия соединений кадмия и ртути.

9 р – элементы. р – элементы III группы

Общая характеристика группы.

Бор. Общая характеристика. Простые вещества и их химическая активность. Бориды. Соединения с водородом (бораны), особенности стереохимии и природы связи. Гидридобораты. Галиды бор, гидролиз и комплексообразование. Борный ангидрид и борная кислота. Тетраборат натрия. Биологическая роль бора. Антисептические свойства борной кислоты и ее солей.

Алюминий.

Общая характеристика. Простое вещество и его химическая активность. Разновидности оксида алюминия. применение в медицине. Амфотерность гидроксида. алюминаты. Ион алюминия как комплекообразователь. Физико – химические основы применения алюминия в медицине и фармации.

р – элементы IV группы

Общая характеристика группы.

Общая характеристика углерода. Аллотропические модификации углерода. Типы гибридизации атома углерода и строение углеродосодержащих молекул.

Углерод в отрицательных степенях окисления. Карбиды активных металлов и соответствующие им углеводороды.

Соединения углероад (II). Оксид углерода (II), его КО и ОВ характеристика, свойства как лиганда, химические основы его токсичности. Циано-водородная кислота, простые и комплексные цианиды. Химические основы токсичности цианидов.

Соединения углерода (IV). Оксид углерода (IV). Угольная кислота, карбонаты и гидрокарбонаты, гидролиз и термохимическое разложение.

Соединения углерода с галогенами и серой. Четыреххлористый углерод, фосген, фреоны, сероуглерод и тиокарбонаты. Ционаты и тиоционаты. Физические и химические свойства, применение.

Биологическая роль углерода.

Кремний. Общая характеристика. Основное отличие от углерода. Силициды. Соединения с водородом (силаны), окисление и гидролиз. Природные силикаты и алюмосиликаты.

Элементы подгруппы германия. Общая характеристика. Устойчивость водородных соединений. Соединения с галогенами типа ЭГ2 и ЭГ4 , поведение в водных растворах. Оксиды. Оксид (IV). Амфотерность гидроксидов. Химизм токсического действия соединений свинца.

р – элементы V группы

Общая характеристика группы. Азот, фосфор, мышьяк в организме, их биологическая роль.

Азот. Общая характеристика. Соединения с отрицательными степенями окисления. Нитриды. Аммиак, КО и ОВ характеристика, реакции замещения. Амиды. Аммиакаты. Ион аммония и его соли, кислотные свойства, термическое расположение. Гидразин и гидроксиламин. КО и ОВ характеристика. Азотистоводородная кислота и азиды.

Соединения азота в положительных степенях окисления. Оксиды. КО и ВО свойства. Азотистая кислота и нитриты. КО и ВО свойства. Азотная кислота и нитраты. КО и ВО характеристика. «Царская водка».

Фосфор. Общая характеристика. Аллотропические модификации фосфора, их химическая активность.

Фосфиды. Фосфин.

Соединения фосфор в положительных степенях окисления. Оксиды: стереохимия и природа связи, взаимодействие с водой и спиртами. Фосфорноватистая и фосфористая кислоты, строение молекул, КО и ВО свойства. Дифосфорная (пирофосфорная) кислота. Метафосфорные кислоты, сравнение с азотной кислотой. Производные фосфорной кислоты в живых организмах.

Элементы подгруппы мышьяка. Общая характеристика.

Соединения мышьяка, сурьма и висмута в положительных степенях окисления. Галиды и изменение их свойств в группе. Оксиды и гидроксиды Э (III) и Э (V); их КО и ВО характеристики. Арсениты и арсентаты, их КО и ОВ свойства. Сурьмяная кислота и ее соли. Висмутаты, неустойчивость соединений висмута (V).

р – элементы VI группы

Общая характеристика группы.

Кислород. Общая характеристика. Роль кислорода как одного из наиболее распространенных элементов и составной части большинства неорганических соединений.

Озон, стереохимия и природа связей. Химическая активность в сравнении с кислородом.

Водорода пероксид (Н2О2), его КО и ВО характеристика, применение в медицине. Биологическая роль кислорода. Химические основы применения кислорода и озона, а также соединений кислорода в медицине и фармации.

Сера. Общая характеристика.

Соединения серы в отрицательных степенях окисления.

Соединения серы (IV) – оксид, хлорид, хлористый тионил, сернистая кислота, сульфиты и гидросульфиты. Их КО и ВО свойства. Свойства тиосульфатов.

Соединения серы (VI) – оксид, серная кислота производные — сульфаты, КО и ВО свойства. Пиросерная кислота.

Биологическая роль серы. Химические основы применения серы и ее соединений в медицине.

Селен и теллур. Общая характеристика. КО и ВО свойства водородных соединений и их солей. Оксиды и кислоты, их КО и ОВ свойства. Биологическая роль селена.

р – элементы VII группы (галогены)

Общая характеристика группы.

Простые вещества, их химическая активность.

Соединения галогенов с водородом. Растворимость в воде; КО и ОВ свойства. Галогенид – ионы как лиганды в комплексных соединениях.

Галогены в положительных степенях окисления. соединения с кислородом и друг с другом. Взаимодействие галогенов с водой и водными растворами щелочей, кислородные кислоты хлора и их соли. Биологическая роль фтора, хлора, брома и йода.

р – элементы VIII группы (благородные газы)

Общая характеристика. Физические и химические свойства благородных газов. Соединения благородных газов. Применение благородных газов в медицине.

5.2 Разделы дисциплины и виды занятий

п/п

Наименование разделов дисциплины Лекция Лабораторные практикумы СРС Всего

часов 1 Введение 2

2 2 Энергетика, направление и глубина протекания химических реакций 4 6 8 18 3 Учение о растворах 4 12 12 28 4 Окислительно-восстановительные реакции 4 6 2 12 5 Строение вещества. Современные представления о строении атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Природа химической связи и строение химических соединений. 4 6 4 14 6 Комплексные соединения. 4 6 6 16 7 S – элементы 2 6 4 12 8 р – элементы 6 10 6 22 9 d — элементы 4 10 6 20 10 Итого: 32 64 48 144

5.3 Тематическое планирование

№п/п Разделы Лекции Лабораторные занятия 1 Введение Вводная беседа инструктаж по технике безопасности. Способы выражения состава растворов. Приготовление раствора Nа CL. 2 Энергетика, направление и глубина протекания химических реакций. 1 .Основные закономерности протекания химических процессов. Элементы хим. Термодинамики.
  1. Энергетика и направление химических процессов
  2. Элементы химической кинетики
    1. Энергетические эффекты реакций. Закон Гесса. Решение задач.
    2. I и II начало термодинамики. Решение задач.
    3. Кинетика, катализ, хим.равновесие. Решение задач.
3 Учение о растворах
    1. Растворы электролитов. Сильные и слабые электролиты.
    2. Кислотно-основные буферные растворы
    3. Коллигативные свойства растворов.
      1. Способы выражения численного состава растворов. Решение задач.
      2. Приготовление рабочего раствора

H2 SO4.

3. Сильные и слабые электролиты, рН и рОН.

4.Ууточнение концентрации рабочего раствора H2 SO4. Определение массы и концентрации в растворе.

5. Буферные растворы.

6. Осмос, закон Вант-Гоффа и Рауля. Решение задач.

4 Окислительно-восстановительные реакции
  1. Окислительно-восстановительные реакции .
  2. Типы ОВР, направление протекания ОВР
  1. Окислитель, восстановитель, окисление, восстановление. Значение ОВР для биологических систем.
  2. ОВР. Направление протекания ОВР. Метод электронного баланса электронно-ионный метод.
  3. Решение задач по теме.
5 Строение атома. Современные представления о строении атома. Периодический закон Д.И. Менделеева. Природа химической связи и строение химических соединений.
  1. Современные представления о строении атома.
  2. Виды химической связи: ковалентная связь, метод валентных связей.
  3. Метод молекулярных орбиталей
  1. Современные представления о строении атома: принцип энергии, неопределенности Гейзенберга, квантовые числа.
  2. Виды химической связи: ковалентная, ионная, водородная. Метод В.С.
  3. Основные положения метода М.О. Решение задач.

6 Комплексные соединения

  1. Строение К.С. Теория Вернера. Номенклатура и классификация комплексных соединений.
  2. Хелатные К.С. Хелатотерапия.
  1. Координационная теория Вернера. Строение, номенклатура и поведение в растворах К.С.
  2. Хелатные К.С. Хелатотерапия.
  3. Решение задач по теме.
7 S – элементы
  1. Физико-химические свойства S –элементов и их соединений.
  1. Физико-химические свойства S-элементов I группы.
  2. Физико-химические свойства S-элементов II группы.
  3. Анализ соли на соединение S-элементов.
8 р — элементы
  1. Физико-химические свойства элементов в 3-4 гр.
  2. Физико-химические свойства р-элементов 4-5 гр.
  3. Физико-химические свойства р-элементов 7 гр. П.с.
  1. Физико-химические свойства элементов III — IV группы.
  2. Физико-химические свойства элементов V группы.
  3. Физико-химические свойства элементов VI группы.
  4. Физико-химические свойства элементов VII группы.
  5. Анализ соли на соединение элементов.
9 d- элементы
  1. Физико-химические свойства d- элементов в 1-2 гр.
  2. Физико-химические свойства d-элементов 4-5 гр.

  1. Физико-химические свойства d – элементов I и II групп.
  2. Физико-химические свойства d – элементов VI групп.
  3. Физико-химические свойства d – элементов VIII групп.
  4. Анализ соли на соединение d -элементов.
  5. Анализ соли на соединение s ,p,d -элементов.

6.Интерактивные формы проведения занятий

N

п/п Наименование раздела дисциплины Интерактивные формы проведения занятий Длительность

(час) 1 Энергетика, направление и глубина протекания химических реакций Разбор конкретных ситуаций ( решение проблем, поставленных в конкретной задаче) 3 2 Учение о растворах Разбор конкретных ситуаций ( решение проблем, поставленных в конкретной задаче 4 3 Окислительно-восстановительные реакции Разбор конкретных ситуаций 3 4 Строение атома. Современные представления о строении атома. Периодический закон Д.И. Менделеева. Природа химической связи и строение химических соединений. Разбор конкретных ситуаций

Деловые игры

2 5 S – элементы Решение экспериментальной задачи (обнаружение ионов s-элементов в исследуемом растворе) 1

6 р — элементы Решение экспериментальной задачи (обнаружение ионов р-элементов в исследуемом растворе 1 7 d- элементы Решение экспериментальной задачи (обнаружение ионов d-элементов в исследуемом растворе. Анализ исследуемой соли на содержание ионов s-,p-,dэлементов. 2

Итого(час.) 16

Итого (%от аудиторных занятий) 16,7

7. Внеаудиторная самостоятельная работа (48час)

п/п Наименование раздела дисциплины Виды самостоятельной работы Формы контроля 1 Водородная связь и ее роль в биологических объектах Работа с научной литературой, Интернет-ресурсами Проверка реферата 2 Вода как слабый электролит рН и рОН биологических жидкостей Работа с научной литературой, Интернет-ресурсами Проверка реферата,

контрольная работа.

3 Необычные свойства обычной воды Работа с научной литературой, Интернет-ресурсами Проверка реферата 4 Водно-солевой обмен в организме Оформление мультимедийных презентаций Коррекция подготовленного доклада и презентации 5 Роль диффузии и осмоса в живом организме

Проверка реферата 6 Электролиты в организме человека Изготовление наглядного пособия Проверка реферата 7 Особенности электролитного обмена у жителей Европейского Севера Работа с научной литературой, Интернет-ресурсами Проверка реферата 8 Основные биологические буферные системы организма Работа с научной литературой, Интернет-ресурсами Проверка реферата 9 Кислотно-основное состояние организма. Ацидоз и алкалоз Оформление мультимедийных презентаций Коррекция подготовленного доклада 10 Диффузный и мембранный потенциал, их биологическая роль Подготовка доклада на научную студенческую научную конференцию Коррекция подготовленного доклада 11 Окислительно-восстановительные системы и организм Работа с научной литературой, Интернет-ресурсами Проверка реферата 12 Хелаты как антидоты Работа с научной литературой, Интернет-ресурсами Проверка реферата 13 Комплексные соединения Мg в организме Работа с научной литературой, Интернет-ресурсами Проверка реферата 14 Комплексные соединения Fe в организме Работа с научной литературой, Интернет-ресурсами Проверка реферата 15 Источники и виды загрязнения атмосферного воздуха Подготовка доклада на научную студенческую научную конференцию Анализ и коррекция подготовленного доклада и презентации 16 Химизм токсичности металлов Подготовка доклада на научную студенческую научную конференцию Анализ и коррекция подготовленного доклада и презентации 17 Лекарственные препараты на основе координационных соединений металлов Работа с научной литературой, Интернет-ресурсами Проверка реферата 18 Лабораторные методы определения концентрации Н+ ,Са2+, Мg2+ в биологических средах Составление отчёта по проделанной работе Проверка отчёта по проделанной работе

  1. Формы контроля
    1. Формы текущего контроля по дисциплине

1.Устный опрос по теме занятий

2.Письменный контроль (контрольные работы, тестовые задания) по следующим темам:

-способы выражения концентрации растворов

-энергетика химических процессов

-кинетика, химическое равновесие

-слабые электролиты, буферные растворы

-осмос

-строение атома, химическая связь, комплексные соединения, ОВР

-физико-химические свойства S,р,d- элементов и их соединений

3.Проверка протоколов лабораторных работ

4. Проверка реферативных сообщений.
8.2 Формы промежуточной аттестации ( экзамен)

Этапы проведения экзамена:

1 этап -выполнение и защита экспериментальной работы «Анализ соли на содержание ионов s ,p,d-элементов в исследуемом растворе»

2 этап- решение расчётной задачи по одной из предложенных тем

  1. этап -устное собеседование по предмету.

9.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
9.1. Основная литература

  1. Пузаков С.А., Попков В.А. Общая химия: учебник, М., 2007. – 976с.
  2. Пузаков С.А. Химия: учебник, М., 2006. – 640с.
  3. Глинка Н.Л. Общая химия М.: ЮРАЙТ: Высшее образование, 2010. – 885с.
  4. Коровин Н.В. Общая химия: М., Высшая школа, 2009. – 557с.
  5. Келина Н.Ю., Безручко Н.В. Общая и неорганическая химия в таблицах и схемах»: М., Феникс, 2008. – 423с.

9.2 Дополнительная литература

  1. Слесарев В.И. Химия: Основы химии живого: Учебник для вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – Спб: Химиздат, 2002.– 784с.
  2. Беляков А.П., Кучук В.И. Физическая и коллоидная химия: учебник, 2007. – 704с.
  3. Лидин Р.А, Молочко В.А.,Андреева Л.Л. Химические свойства неорганических веществ: учебное пособие для вузов, М: Химия, 2003. – 685c.

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Специализированные химические лаборатории, оснащенные необходимым набором химической посуды и реактивов, весы технические, электронные, аналитические, проекционная аппаратура для демонстрации лекций, компьютеры для использования компьютерных программ контроля знаний студентов.

Специализированные химические лаборатории должны быть оснащены:

— установками для титрования;-

техническими весами;

— электронными весами;

— фотоэлектроколориметрами;

— набором химической посуды для проведения количественных исследований;

— набором химических реактивов, необходимых для проведения качественных исследований;

— мультимедийным проектором для демонстрации презентаций;

— компьютерами.

Таблицы, используемые в учебном процессе:

  1. Строение атома, химическая связь:

— движение ẽ в атоме, виды электронных облаков;

— гибридизация , ее виды;

— формы молекул;

— периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

II. Диффузия и осмос:

— осмометр Пфеффера.
III. Буферные системы:
— состав буферных систем;

— механизм действия буферных растворов

IV. Растворы:

— рН рОН;

— рН биологических жидкостей.
V. Комплексные соединения:

— строение комплексных соединений;

— структура гемоглобина.
Приложение 1

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН лекций

№ п/п Тема лекции Количество часов 1. Введение. Основные закономерности протекания химических процессов. Элементы химической термодинамики. 2 2. Энергетика и направленность химических процессов. 2 3. Элементы химической кинетики. 2 4. Химическое равновесие, константа химического равновесия. Сдвиг химического равновесия. 2 5. Растворы электролитов. Сильные и слабые электролиты. Протолитическая теория Бренстеда-Лоури. 2 6. Равновесия в растворах электролитов. Кислотно-основные буферные системы. 2 7. Коллигативные свойства растворов. 2 8. Гетерогенные равновесия в растворах. Равновесия газ-раствор. Равновесия в насыщенных растворах электролитов. Произведения растворимости. 2 9. Квантово-механическая модель атома. 2 10. Типы химических связей. Гибридизация. Элементы метода молекулярных орбиталей. 2 11. Окислительно-восстановительные процессы. 2 12. Комплексные соединения. Структура молекулы комплексного соединения. 2 13. Физико-химические свойства s-элементов 2 14. Физико-химические свойства р-элементов 2 15. Физико-химические свойства р-элементов 2 16. Физико-химические свойства d-элементов 2

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   14
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий