Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию

Охватывает поясницу, создавая при этом хорошую опору для спины во время работы, которая уменьшает утомляемость врача, нагрузки на поясничный отдел хребта, предотвращая развитие некоторых профессиональных заболеваний
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию

Скачати 386.77 Kb.

Дата конвертації 15.04.2016 Розмір 386.77 Kb. МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

Винницкий национальный медицинский университет им. Н. И. Пирогова

«УТВЕРЖДЕНО»

на методическом совещании кафедры

ортопедической стоматологии

Заведующий кафедры

____________ доц. Мунтян Л. М.

«______»_______________ в 20 ___ г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для самостоятельной работы студентов

при подготовке к практическому занятию

Учебная дисциплина Пропедевтика ортопедической стоматологии Модуль №1 Пропедевтика ортопедической стоматологии Смысловой модуль №1 Ортопедическая стоматология. Организация работы ортопедического кабинета и зуботехнической лаборатории. Морфологическая и функциональная анатомия жевательного аппарата человека. Тема занятия №2 Оборудование и оснащение ортопедического кабинета и зуботехнической лаборатории. Организация рабочего места врача-ортопеда. Техника безопасности. Курс 2 Факультет Стоматологический

Методические рекомендации составлены соответственно образовательно-квалификационных характеристик и образовательно-профессиональных программ подготовки специалистов, которые утверждены Приказом МОП Украины от 28.07.2003 г. № 239 и экспериментально-учебного плана, который разработан на принципах Европейской кредитно-трансферной системы (ECTS) и утвержденной Приказом МОЗ Украины от 07.12.2009 г. № 929.

Винница — 2010

    1. Актуальность темы

    Важным этапом изучения пропедевтики ортопедической стоматологии является знакомство студентов с профильным ортопедическим кабинетом. Это достаточно большой объем информации, который включает данные о материально-технической базе кабинета, его кадровую структуру и организационный режим работы.

    Знакомство студентов с ортопедическим кабинетом начинается с короткого описания санитарно-гигиенических требований к кабинетам, оборудования и оснастки ортопедического кабинета и зуботехнической лаборатории. Также необходимыми для студентов относительно дальнейшей теоретической и практической учебы будут знания по организации рабочего места врача-ортопеда и технике безопасности работы в ортопедическом кабинете и зуботехнической лаборатории.
    Конкретные цели:

    • Анализировать материально-техническую базу ортопедического кабинета, кадровую структуру и режим работы.
    • Объяснять оборудование и оснащение ортопедического кабинета и зуботехнической лаборатории
    • Рисовать схему ортопедического кабинета и зуботехнической лаборатории
    • Владеть знаниями по организации места работы врача-ортопеда и зубного техника
    • Рассказывать технику безопасности и профилактику профессиональных заболеваний

    3. Базовый уровень подготовки

    Название предыдущей дисциплины Полученные навыки Общая гигиена Уметь предоставлять гигиеническую оценку условиям пребывания больных и труда медицинского персонала в стоматологической поликлинике, оценивать влияние шума и вибрации на организм человека. Давать оценку влияния пыли и токсичных химических веществ. Знать методику расследования случаев профессиональных заболеваний и отравлений. Пропедеавтика терапевтической стоматологии Понятие о бормашинах. Современные отечественные и заграничные стоматологические установки. Режим работы. Эргономика в стоматологии.

    4. Задание для самостоятельной работы во время подготовки к занятию
    4.1. Перечень основных терминов, параметров, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию

    Термин Определение Рабочее место врача ортопеда Это условное понятие, которое допускает наличие специального помещения (или его части) со специальным оборудованием, инструментами и материалами, необходимыми для решения профессиональных заданий.

    Стоматологическая установка Это комплекс оборудования, предназначенного для выполнения стоматологических заданий. Наконечник Деталь стоматологической установки, в которой крепятся режущие инструменты. Режущий инструмент Разновидность инструмента определенной формы, площади и размера, который при соответствующем усилии в момент плоскостного или точечного контакта с твердой поверхностью обрабатываемого предмета проявляет свойственное ему свойство резания или абразивности.

    4.2. Теоретические вопросы к занятию

    1. Структура стоматологической клиники государственного образца.
    2. Санитарно-технические требования к ортопедическому кабинету.
    3. Организация рабочего места ортопеда-стоматолога.
    4. Оборудование ортопедического кабинета.
    5. Стоматологические установки, их классификация и характеристика.
    6. Наконечники, их виды.
    7. Режущие инструменты в ортопедической стоматологии.
    8. Структура зуботехнической лаборатории.
    9. Оснастка зуботехнической лаборатории.
    10. Характеристика основного помещения зуботехнической лаборатории.
    11. Характеристика специальных производственных помещений :
    • гипсовочная комната;
    • литейная комната;
    • полимеризационная комната;
    • паяльная комната;
    • полировочная комната;
    1. Рабочее место зубного техника.
    2. Инструментарий зубного техника.
    3. Санитарно-гигиенические нормы функционирования зуботехнической лаборатории.
    4. Техника безопасности врача-ортопеда и зубного техника.
      1. 4.3. Практические задания, которые выполняются на занятии:
    1. Знакомство студентов с клиникой ортопедической стоматологии.
    2. Знакомство студентов с зуботехнической лабораторией.
    3. Проверка изученного студентами оснащения и оборудование ортопедического кабинета
    4. Проверка изученного студентами оснащения и оборудование зуботехнической лаборатории.
    5. Проверка практических знаний относительно инструментов, которые используются в ортопедическом кабинете и зуботехнической лаборатории.
    6. Техника безопасности поведения в ортопедическом кабинете и зуботехнической лаборатории.

    5. Содержание темы
    Стоматологическая клиника имеет в своем составе:

    • ортопедический кабинет;
    • терапевтический кабинет;
    • хирургический кабинет
    • зуботехническую лабораторию;
    • ординаторскую (административно-бытовое помещение для врачей);
    • регистратуру и зал ожидания для больных;
    • вспомогательные помещения (например, для механической обработки и стерилизации инструментов, душевую и так далее)

    САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРТОПЕДИЧЕСКОМУ КАБИНЕТУ

    Основными заданиями, которые стоят перед ортопедическим кабинетом, являются профилактика, диагностика и лечение ортопедических заболеваний. К старшему медицинскому персоналу в кабинете относятся врачи-стоматологи. В помощь им введен средний медицинский персонал (ассистенты стоматолога, зубные техники, медицинские сестры). Число ассистентов стоматолога должно отвечать количеству врачей. Ассистенты осуществляют дополнительные процедуры, сопровождающие врачебные манипуляции. Сюда относятся: работа с пылесосом, слюноотсосом, пустером, коффердамом, ватными роликами, замешивание фиксирующих, оттискных материалов, дезинфекция оттисков и др. По штатному расписанию одна медицинская сестра помогает трем врачам, она проводит стерилизацию инструментов, следит за передстерилизационной подготовкой и дезинфекцией, а при отсутствии в штате ассистентов стоматолога по возможности подменяет их. Зубные техники осуществляют изготовление ортопедических аппаратов и конструкций. Штат зубных техников формируется из расчета два техника на одного врача. Младший медицинский персонал кабинета включает санитарок, уборщиц.

    Для организации, планирования и контроля качества предоставленной стоматологической помощи из числа квалифицированных врачей-стоматологов назначается заведующий отделением или старший врач.

    За последние годы условия труда в стоматологических учреждениях значительно изменились в результате заметного развития медицинской промышленности. Постоянно внедряются новые методы диагностики, лечения, оборудования, инструментарий, медикаменты, технологии.

    Врачи-стоматологи могут работать стоя и сидя (при положении пациента, лежа, полулежа, сидя). По гигиеническим и эргономичным требованиям работать, сидя рекомендуется не больше 60% рабочего времени, а остальное время — стоя.

    К неблагоприятным факторам труда врачей-стоматологов можно отнести:

    • высокий риск заражения разными инфекционными заболеваниями;
    • неудовлетворительное состояние рабочих помещений (дефицит площади, нерациональное освещение, дискомфортный микроклимат);
    • напряжение зрения;
    • вынужденное рабочее положение;.

    Длительное напряжение мышц в течение шестичасового рабочего дня приводит, как указывает В. А. Качесов (1998), к «винтообразному» искривлению хребта в грудном и поясничном отделах с появлением признаков сколиоза и плечелопаточного периартрита;

    • вредное влияние шума и вибрации;
    • токсикоалергическое действие ряда материалов;
    • запіленность воздушной среды кабинета.

    Для уменьшения действия этих факторов на здоровье врача надо придерживаться ряда санитарно-гигиенических и инженернотехнических требований как к помещению (кабинету), так и к его оснащению оборудованием и аппаратурой. Среди этих требований наиболее важными являются следующие:

    • максимальное количество стоматологических кресел (установок) не превышает трех в одном кабинете при наличии 14 м2 площади на одно кресло и 10 м2 — на каждое дополнительное;
    • максимальная глубина кабинета при одностороннем освещении не должна быть больше 6 м;
    • уровень общей освещенности (естественной и искусственной) должен быть не менее 5000 люкс. При этом уровень освещенности, которая создается местным источником, не может превышать уровень общего освещения больше чем в 10 раз, чтобы не вызывать утомительной для врача световой реадаптации при переводе глаз по разный освещенным поверхностям. Это достигается рациональным размещением систем освещения;
    • для расцветки стен и пола применяют нейтральные пастельные тона с коэффициентом отражения не ниже 40%, что не мешает правильному различению оттенков расцветки слизистой оболочки полости рта, кожных покровов, зубов, пломбировочных и облицовочных материалов;
    • пол настилают линолеумом с обязательной проклейкой швов. Уборки стоматологических кабинетов проводят не реже двух раз в изменение с применением дезинфицирующих средств. Если окна кабинета ориентированы на юг, они должны иметь жалюзи;
    • кабинеты оборудуются централизованными системами водоснабжения (холодного и горячего), канализации, отопления и вентиляции. Как нагревательные приборы в системе центрального водяного отопления применяют радиаторы с гладкой поверхностью, которая допускает легкую очистку. Во всех помещениях, за исключением угловых, радиаторы размещают только под окнами. Система общеобменной приточно-вытяжной вентиляции должна работать с кратностью воздухообмена 3 раза в час по выдержке и 2 раза в час по приливу. При этом, независимо от наличия общеобменной вентиляции в кабинетах, должны быть фрамуги, которые легко открываются, или форточки.

    РАБОЧЕЕ МЕСТО ОРТОПЕДА-СТОМАТОЛОГА

    Рабочее место стоматолога — условное понятие, которое допускает наличие специального помещения (или его части) со специальным оборудованием, инструментами и материалами, необходимыми для решения профессиональных заданий.

    На рис. 1 представленные элементы интерьера стоматологического кабинета, с размещенным оборудованием и мебелью. Основное назначение мебели — хранение расходных материалов и инструментов.

    В настоящее время стандартные наборы мебели для оснастки кабинетов производятся в модульной комплектации, как правило, из крепких и легких металополимерных материалов соответствующих цветов.

    Модули на вид напоминают тумбочки одного размера. Каждый модуль оборудован разным количеством ящиков, где в определенном порядке размещены те или другие инструменты и материалы.

    Как правило, каждый ящик предназначен для конкретных врачебных процедур, например, для получения оттисков и т. п. При этом в нем размещены разные оттискные материалы, комплекты оттискных ложек, адгезив для них, лейкопластырь, аппараты для замешивания материала и т. д.

    Рис. 1. Робочее место врача-стоматолога
    Наличие колесиков у модуля позволяет ассистенту врача или медицинской сестре перемещать его по кабинету в зависимости от выполняемых врачом манипуляций. После приема больного медицинская сестра или ассистент врача пополняет запас расходного материала и инструментов.

    ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ КЛИНИЧЕСКОГО ПРИЕМА БОЛЬНЫХ

    СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

    Стоматологическая установка — это комплекс оборудования, предназначенного для выполнения стоматологических заданий.

    Основной составляющей рабочего места (кабинета) является стоматологическая установка, которая, в ряде случаев, занимает площадь 4м2 и может использоваться при:

    • препарировании твердых тканей зубов в терапевтической и ортопедической стоматологии;
    • ендодонтичному лечении зубов;
    • проведении ряда амбулаторных и стационарных хирургических стоматологических операций;
    • при протезировании больных съемными и несъемными протезами;
    • для осуществления ортодонтичних манипуляций.

    В стоматологических бормашинах для передачи оборотов двигателя к наконечнику используют приводы трех видов :

    1. жесткие многозвенные передачи с шнурами («жесткие рукава»);
    2. передачи с гибкими проволочными валами (гибкие рукава);
    3. передачи безрукавок с использованием пневматических или электрических микродвигателей, которые непосредственно прикрепляются на стоматологическом наконечнике или встраиваются у него.

    Современная стоматологическая установка оснащена турбинной бормашиной, электробормашиной, пневмобормашиною, имеет светильник дневного света с регуляцией освещенности рабочего поля от 8000 до 28000 люкс и другие приспособления, которые позволяют врачу работать на современном уровне. Инструменты пневмо- и турбинной бормашины имеют водяное охлаждение.

    В настоящее время в ортопедической стоматологии применяют разные бормашины с регулируемой скоростью вращения, которую принято считать (В. Н. Копейкин), :

    • низкой (до 10 000 об/мин);
    • средней (от 25 000 до 50 000 об/мин);
    • высокой (от 50 000 до 100 000 об/мин);
    • очень высокой (от 100 000 до 300 000 об/мин);
    • сверхвысокой (свыше 300 000 об/мин).

    Опыт использования воздушных турбин выявил их позитивные и негативные стороны. Эти механизмы несут в себе серьезные проблемы, которые связаны, :

    • с несовершенством роторного механизма и системы охлаждения турбины старой конструкции (создают опасный для слуха шум силой 99 децибел);
    • с опасностью избыточного снятия твердых тканей при высоких скоростях;
    • с высокой (до 245° С) и губительной для тканей зуба температурой в зоне препарирования;
    • с образованием турбинным наконечником аэрозольного облака, которое содержит, кроме воды, микрофлору, обломки твердых тканей зуба и резательных инструментов, слизь и обрывки мягких тканей;
    • с возможным втягиванием этой тучи внутрь механизма в момент его отключения и, соответственно, выбросы его в режиме работы уже другому пациенту.

    Врач обязан знать об этих недостатках и или избегать их возникновений, или возводить их к минимуму. Нужно отметить, что у турбинных устройств есть достоинства, которые выгодно отличают их от других установок:

    • нет необходимости прикладывать большое усилие, которое существенно снижает косвенное действие на пульпу и ткани пародонта;
    • небольшой размер абразивных инструментов предотвращает перегревание твердых тканей за счет уменьшения площади контактирующих поверхностей, которая обеспечивает износостойкость инструмента;
    • уменьшение неприятных ощущений по сравнению со старыми инструментами;
    • сокращение времени препарирования при одновременном улучшении его качества за счет использования автоматизированных систем охлаждения (воздушное или водяное).

    Стоматологические установки можно классифицировать:

    1. По способу расположения в кабинете — на стационарные, такие, что жестко фиксируются к полу кабинета, и портативные, перемещаемые по кабинету.
    2. По количеству обслуживающего персонала (только для врача, для одновременной работы врача и его ассистента, то есть так называемый принцип работы «в четыре руки»).

    3. По способу расположения инструментального блока выделяют, как правило, три основных варианта:

    1. перемещаемые на роликовых колесиках мобильные приставки
    2. кабинетные встроенные кронштейны
    3. укрепленный на установке инструментальный блок

    4. По способу крепления шлангов для наконечников (верхняя и нижняя подача).

    Стоматологическое кресло предназначено для выполнения всех видов вмешательств и операций в стоматологической практике. Кресло может подниматься, при этом возможное изменение наклона его спинки и регуляция подголовника. Спинка кресла имеет удобную анатомическую форму. Простая, но целесообразная конструкция кресла облегчает работу врача в любом его положении. Регуляция сидения и спинки осуществляется с помощью гидравлического или электромеханического привода, управление которым происходят на:

    • панели с кнопками для ручного управления, размещенными на опоре спинки, ее боковой поверхности справа на выносном столике. При этом перемещение подножки связанное с изменением положение спинки;
    • выносной (ножной) педали;
    • с помощью сенсорного мембранно-клавишного пульта для врача и его ассистента. При этом пульт, как правило, размещенный на держателе наконечников и защищенный крепкой прозрачной пленкой, что позволяет проводить обеззараживание поверхности. Встроенный блок памяти позволяет программировать параметры работы инструментов или положения стоматологического кресла и эффективно использовать их во время работы с пациентом.

    Стул для стоматолога устанавливается на 3-4-5-ти колесиках, что обеспечивает легкое перемещение стула по полу в любом направлении.

    Кроме того, сидение и спинка стула обеспечивают поворот вокруг оси на 360°. Высота сидения регулируемся индивидуально. Подвижная спинка стула полукругом охватывает поясницу, создавая при этом хорошую опору для спины во время работы, которая уменьшает утомляемость врача, нагрузки на поясничный отдел хребта, предотвращая развитие некоторых профессиональных заболеваний.

    Для проведения манипуляций при горизонтальном положении больного, когда врач может располагаться сзади или сбоку от больного, используются особенные типы стульев.

    НАКОНЕЧНИКИ, ИХ РАЗНОВИДНОСТИ

    Наконечник — деталь стоматологической установки, в которой крепятся режущие инструменты.

    Как говорилось выше, наконечники могут быть турбинными или обеспеченными пневматическими или электрическими микромоторами. В зависимости от соотношения осей наконечника и инструмента, который крепится в них, выделяют прямые и угловые конструкции. Функционально наконечники могут применяться или для клинических, или для зуботехнических манипуляций.

    Применение специальных переходников для наконечников позволяет решить проблему их совместимости с гибкими руками стоматологических установок заграничного производства.

    Турбинные наконечники своим названием обязаны турбине, расположенной в корпусе наконечника. Они могут предоставлять режущиму инструменту высокую скорость: от 300 000 до 500 000 оборотов в минуту.

    В турбинных наконечниках предвиденна система водяного охлаждения инструмента, а в некоторых из них — система автономного освещения операционного поля.

    Для повышения срока службы турбинного наконечника, как и других наконечников, необходимо своевременно проводить смазку маслом, а после приема каждого больного – дезинфекцию. При использовании турбинного наконечника нужно придерживаться следующих условий:

    • не следует применять турбину на максимальных оборотах;
    • скорость препарирования должна компенсироваться работой с качественными и острыми инструментами;
    • препарирование с использованием турбины предназначено для эмали зуба, удаления пломбировочного материала, его нежелательно использовать в околопульпарном дентине;
    • операционное поле должно всегда находиться под визуальным контролем;
    • препарирование должно проводиться под водяным охлаждениям;
    • параллельно с турбиной обязана функционировать система эвакуации жидкости слюноотсосом и аэрозольной тучи пилесосом;
    • персоналу необходимо работать в маске и защитных очках.

    Применяются также угловые наконечники, которые приводятся в движение электромотором или пневмомотором. Скорость вращения инструмента в этих наконечниках колеблется от 20 000 до 70 000 оборотов за минуту. Угловой наконечник применяется для препарирования вестибулярной, язычной и контактных поверхностей зубов с помощью фасонных головок, для подготовки в зубах с помощью твердосплавных и алмазных боров полостей для вкладок, пазов для полукоронок, парапульпарних каналов для штифтов, для раскрытия корневых каналов в зубах нижней челюсти.

    Прямые наконечники имеют такие же скоростные показатели, что и угловые, но за счет конструктивных особенностей позволяют предоставлять на бор большие усилия. Они также приводятся в движение электромотором или пневмомотором. Прямой наконечник применяется для препарирования зубов абразивным камнем, фасонной карборундовой головкой, сепарационными дисками, для раскрытия корневых каналов на верхних передних зубах с помощью разных боров. Угловые и прямые наконечники обеспечиваются редукторами, способными изменять скорость вращения инструмента. Они могут также иметь систему водяного охлаждения.

    РЕЖУЩИЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

    Режущий инструмент — разновидность инструмента определенной формы, площади и размера, который при соответствующем усилии в момент плоскостного или точечного контакта с твердой поверхностю обрабатываемого предмета проявляет свойственное ему свойство резания или абразивности.

    Режущий инструмент в ортопедической стоматологии служит двум целям: препарированию твердых тканей зубов и обработке зубных протезов и аппаратов.

    Режущие инструменты состоят из двух частей: фасонной рабочей и стержня, который служит для закрепления в стоматологическом наконечнике. Среди них следует перечислить боры, полиры, финиры, головки и круги, сепарационные диски, фрезы.

    По форме рабочей поверхности инструменты подразделяются на шарообразные, цилиндрические, конусные, обратноконусные, овальные, колесовидные, тарелчастые, грушевидные, игольчатые и др. Рабочая поверхность может быть металлической (сталь, твердые сплавы: хромовольфрамовые, хромионадиевые, титановые), искусственной (карборунд, электрокорунд), натуральной (наждак, алмазная крошка), эластичной (резина, силикон).

    Насечка боров, фрез бывает продольной, угловой, торцевой, поперечной или комбинированной.

    Стержни инструментов, предназначенных для применения с угловым наконечником, имеют на свободном конце проточку и лиску для фиксации. Диаметр стержня резательного инструмента для прямого наконечника складывает 2,35 мм, для турбинного — 1,6 мм

    Боры для прямого наконечника имеют установленную длину 44,5 мм, для угловых наконечников — 17,22 и 26 мм и для турбинных — от 16 до 24 мм

    СТРУКТУРА И ОСНАЩЕНИЙ ЗУБОТЕХНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

    Зуботехническая лаборатория (рис. 2) является составной частью ортопедического стоматологического отделения поликлиники, поскольку в решении основных заданий, которые стоят перед ортопедической клиникой (профилактика, диагностика и лечение стоматологических заболеваний), активное участие принимает зубной техник.

    В связи с этим она должна располагаться рядом с ортопедическим кабинетом. Указанная лаборатория является производственной базой ортопедического отделения, где проводится вся технологическая цепочка процесса протезирования. Здесь осуществляется много процессов, необходимых для получения зубных, челюстно-лицевых протезов и ортодонтических аппаратов,: штампование, литье металлов, обжиг, паяние, отбеливание, полимеризация и др.

    Зуботехнические лаборатории оснащаются необходимым оборудованием, инструментарием, материалами. В штате технической лаборатории есть группа зубных техников-лаборантов из расчета 2-3 техника на 1 врача ортопеда-стоматолога. На каждых 10 должностей зубных техников должно быть не менее 1 должности старшего зубного техника.

    Для организации, планирования и контроля за качеством создания ортопедических аппаратов и протезов из числа квалифицированных зубных техников в каждой поликлинике, в которой по штатным нормативам принадлежит не менее 15 должностей зубных техников, назначается заведующий лабораторией.

    Должности санитарок устанавливаются из расчета 1 на 3 должности ортопедов-стоматологов и 1 на 20 должностей зубных техников.

    Правильная организация деятельности зуботехнической лаборатории включает высокую исполнительскую, технологическую и организационную дисциплину персонала, рациональное использование технических средств и материалов.

    Все производственные помещения зуботехнической лаборатории подразделяются на основные и вспомогательные.

    Рис. 2. План-схема современной зуботехнической лаборатории
    ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

    В основных производственных помещениях размещаются рабочие места лаборантов и производится работа по созданию протезов и аппаратов. В зависимости от количества зубных техников в штате лаборатории и выполняемых ими производственных программ может быть несколько основных помещений. При этом в каждом основном помещении допускается работа не больше 15 зубных техников.

    В основном помещении зуботехнической лаборатории, где производятся работы с применением драгоценных металлов, должны оборудоваться шкафы, которые не сгорают, для хранения золотых, серебряно-палладиевых и золотоплатинових изделий. Кроме того, для работы с драгоценными металлами должно быть предвидено специальное помещение, которое находится под охранной сигнализацией. В этом помещении проводится взвешивание, хранение и выдача сплавов золота и других драгоценных металлов зубному технику.

    Внедрение в широкую ортопедическую практику протезов из керамики требует специального оборудования и материалов. Это, прежде всего, электропечь с программным управлением которая обеспечивает обжиг и глазурирование поверхности зубных протезов из керамики по заданному режиму технологической обработки: сушка, обжиг, выдержка, охлаждение. Управление технологическим процессом осуществляется автоматически по программе. Печь обеспечена дисплеем для контроля технологического режима. Принимая во внимание специфику работы с металлокерамикой, которая требует специальной аппаратуры и оборудования, для этих целей выделяют отдельное помещение. Работа с керамикой требует соблюдения особенной чистоты и поддержки в помещении постоянной температуры. Здесь выполняются только те этапы технологического процесса получения протезов, которые непосредственно связаны с керамикой (моделирование, нанесение облицовочного слоя, обжига, сушка и др.).

    Для замешивания формовочной массы, которой покрывают восковые репродукции протеза используется вакуумный смеситель. Перед началом замеса из сосуда с формовочной массой откачивается воздух, и воздушные пузырьки не попадают в формовочную массу, благодаря чему она монолитным слоем покрывает восковую модель и способствует получению чистой поверхности отлитых деталей, предупреждению пористости, наплывов, наростов, раковин и др.

    Средний вакуумный смеситель с мощным бесшумным электромеханическим приводом имеет:

    • два типоразмера вместимости для смешивания и экономного использования расходных материалов;
    • управляемый таймер длительности замешивания, систему цифровой индикации и диагностики;
    • автоматический контроль уровня разжижения;
    • два режима замешивания (одновременное включение миксера и вакуумного насоса; предыдущее создание заданного разжижения со следующим включением миксера);
    • звуковое оповещение об окончании замешивания.

    Для освобождения отлитых деталей от остатков формовочной массы, окалины и подготовки их поверхности для окончательной обработки, в зубопротезной лаборатории используется специальная пескоструйная установка. Она состоит из корпуса, внутри которого размещены герметичная камера с бункером для сбора песка и сопловое устройство. Камера имеет обзорное окно, два отверстия с перчатками для рук. К корпусу подключена педаль для ножного управления подачей сжатого воздуха к сопловому устройству, которое обеспечивает набор песка из бункера и подачу его под давлением на обрабатываемое отделение, есть принудительное отсасывание пыли из аппарата.

    Для моделирования коронок, мостовидних протезов из воска, нанесения на металлические поверхности облицовочных слоев из керамики выпускаются специальные наборы инструментов.

    СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

    Специальные или вспомогательные помещения, в том числе складские, душевые, туалеты, гигиеническая комната и др., играют большую роль в изготовление зубных протезов.

    В специальных производственных помещениях зуботехнической лаборатории выполняются работы, что загрязняют воздух вредными газами, парами, копотью, пылью и др. Эти помещения используются всеми зубными техниками, которые работают в лаборатории. К ним относят следующие комнаты:

    — гипсовочную, в которой располагаются столы для гипсования, которые обитые оцинкованным металлом, имеют в крышке несколько отверстий, под которыми устанавливается емкость для отходов гипса. К столам подведена горячая и холодная вода. Сток воды из металлических раковин идет через специально оборудованный гипсоотстойник в канализацию.

    Здесь же размещены:

    • настольные или настенные дозаторы гипса и воды;
    • настольные, напольные или настенные герметичные бункера для хранения гипса разных типов;
    • миксеры, вибростолы;
    • стандартные латунные кюветы;
    • прессы для кювет;
    • прибор для обрезания цоколей гипсовых моделей челюстей;
    • свердллильний станок для работы с гипсовыми моделями челюстей;
    • прибор для распила гипсовой модели челюсти на фрагменты;

    В ящиках стола или на полках хранят кюветы, окклюдаторы, артикуляторы и другое оборудование и инструментарий. В этом помещении проводится получение моделей челюстей, гипсования их в окклюдатор, в артикулятор, кюветы, вытягивание после полимеризации пластмассовых протезов, гипсования металлических частей протезов перед их паянием;

    — паяльную, где проводят паяние, сварку и термическую обработку металлических деталей зубных протезов, ортодонтических аппаратов, а также проводится процесс отбела, электрохимического полирования и золочения протезов.

    Паяльная комната оборудуется одним или несколькими вытяжными шкафами зонтичного типа, где устанавливаются паяльные аппараты, обеспеченные компрессорами для автоматической подачи бензина. В вытяжных шкафах также обычно размещается муфельная печь для выплавления воска из опок при отливке деталей из благородных сплавов металлов.

    В шкафах проводят паяние отдельных деталей протезов, відбілювання их после паяния. Эта комната также обеспечивается мощной вытяжной вентиляцией;

    • полировочную, которая предназначена для обработки и полирования готовых протезов. Механическое полирование проводится на полировочных установках, оснащенных пылеулавливателями. Протезы из драгоценных металлов полируют на отдельной установке, поскольку все отходы полирования и инструменты подлежат вторичной переработке в заводских условиях. Это помещение оборудуется достаточным освещением и мощной системой вентиляции;
    • полимеризационную, где проводят подготовку пластмасс, их паковку, прессования и полимеризацию. Здесь устанавливаются специальные металлические апараты для выплавления воска, обеспеченные воскоулавливателями, а также автоматизированные приборы для полимеризации пластмасс под давлением. В том случае, если полимеризация проводится в условиях влажной среды, бнепосредствено над этой аппаратурой устанавливается вытяжной зонд (колпак) вентиляционной системы, а стены по периметру аппаратуры облицовываются кафельной плиткой.

    В комнате располагается стол, предназначенный для заготовки теста из разных пластмасс и его формования в кюветы. Стол должен иметь гладкую поверхность, которая легко поддается очистке. На столе есть несколько зуботехнических прессов для прессования пластмассового теста в кюветы. На столе также должен быть герметически закрытый сосуд для сбора остатков пластмассы после формования в кюветы с целью уменьшения испарения метилметакрилата;

    • литейную, где проводится отливка металлических деталей протезов. С этой целью комната литейной оснащена установками для литья металлических сплавов. Чаще в них используется высокочастотная индукционная плавка сплавов металлов, что сочетает с центробежным литьем и новой технологией литтєвих форм. С помощью индукционных токов можно плавить любой сплав металлов.

    Нагревание и расплавление металлов токами высокой частоты осуществляется прежде всего с помощью электрических колебаний, которые создают вихревые токи, которые в свою очередь индуктивно нагревают поверхность металлических тел с разной глубиной проникновения в зависимости от частоты электрических колебаний.

    Там же, в вытяжном шкафу, установлены муфельные печи для сушки и нагревания форм, выплавления воска, пескоструйнные аппараты, шлифмотор, стол для литейщика, ингредиенты облицовочных и формовочных масс, огнеупорные тигли, заготовки металлических сплавов.

    РАБОЧЕЕ МЕСТО ЗУБНОГО ТЕХНИКА. ИНСТРУМЕНТАРИЙ

    В основных помещениях устанавливаются рабочие столы техников-лаборантов, регистрационный стол, полки для хранения полуфабрикатов и готовых протезов.

    Главным оборудованием основных помещений зуботехнических лабораторий является рабочее место зубного техника. С этой целью используются разные модели оборудования, которые отличаются один от другого как материалом изготовления (дерево, металл, пластик), так и элементами оснастки (аппаратура для удаления пыли, работы с газом, сжатым воздухом и др.). Так, например, стол, выполненный из дерева, имеет образцовые размеры: 100 х 80 х 60 см. По внешнему краю стола сделан полукруглый вырез, в середине которого укреплен небольшой буковый верстачок (финагель). Стол обеспечен поддоном, который выдвигается под верстачком, для сбора отходов гипса, пластмассы, обрезков металла и др., и несколькими ящиками с инструментами: щипцами, шпателями, пинцетами, ножом для разрезания гипса, ножницами по металлу, лобзиком, молоточками, наковальней, свинцовой подушкой, штихелями, шаберами, напильниками и надфилями, разными шлифовочными, полировочными инструментами и наждачной бумагой.

    На расстоянии 20-25 см от края стол покрыт листовой латунью или нержавеющей сталью. Справа в столе есть тумбочки для хранения моделей челюстей, материалов, протезов и их полуфабрикатов.

    На поверхности стола располагается осветительный прибор слева или непосредственно над столом, микромотор или портативная бормашина, газовая горелка, электрошпатель для операций, связанных с воском, подставка для режущих инструментов.

    Современное рабочее место владеет следующими характеристиками:

    • выполнено из крепкого материала, который обеспечивает его стойкость и длительный срок службы;
    • оснащенно мощным светильником с люминисцентными лампами, что осуществляет равномерное освещение рабочей зоны и естественное воссоздание цветов;
    • имеет встроенный мощный пылеуловитель, который оснащен пилоприйомним ящиком с фильтровальным мешком для сбора пыли. Предвидена ручная регуляция мощности этого агрегата;
    • на столе из пластика установлена бунзеновская горєлка, которая через имеющуюся систему подведения газа с вентилем может быть присоединена к городской сети;
    • для защиты лица зубного техника от твердых частей при механической обработке протезов и их полуфабрикатов есть обзорное стекло, соединенное с лупой;
    • предвидено ручное воздушное сопло с автоматическим наматыванием шланга и регуляцией подачи воздуха при механической обработке протезов и их полуфабрикатов. Светильник, пылеуловитель, бунзеновская горелка, обзорное стекло и воздушное сопло обеспечивают высокий комфорт, безопасность, здравоохранение и высокую производительность при низкой утомляемости.

    Ряд элементов рабочего места предназначен для создания комфорта при работе. К таким элементам следует отнести:

    • два широких подлокотника, между которыми установлен финагель;
    • подставку для ног, высота которой регулируется в зависимости от роста обслуживающего персонала;
    • стулья с регулируемой высотой сидения, которые вращаются, и углом наклона и высоты спинки. В ножки стульев вмонтированные колеса для легкого перемещения по полу.

    Кроме того, на рабочем месте установлены пластиковые этажерки с съемными полками-лотками пяти разных цветов для хранения протезов и их полуфабрикатов. В тумбе с выдвижными ящиками, которая есть на рабочем месте, размещены специальные гнезда для инструментов.

    На кронштейне светильника установлены две дополнительных электрических розетки для подключения разных электрических приборов и аппаратов. К каждому рабочему месту обязательно должна быть подведена вытяжная вентиляция.

    В этой же комнате могут быть установленные аппараты для протягивания металлических гильз, прессы для штампования коронок, фрезерные станки, которые применяют при изготовлении замковых креплений для съемных протезов, для фрезерования воска на опорных коронках, фрезерование и шлифование литых опорных коронок.

    Рабочее место зубного техника — условное понятие, которое предусматривает наличие специальных помещений со специфическим оборудованием, инструментами и материалами, необходимыми для решения профессиональных заданий.

    САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗУБОТЕХНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

    К неблагоприятным факторам труда зубных техников можно отнести:

    • риск заражения разными инфекционными заболеваниями;
    • неудовлетворительное состояние рабочих помещений (дефицит площади, нерациональное освещение, дискомфортный микроклимат);
    • напряжение зрения;
    • вынужденную рабочую позу;
    • вредное влияние шума и вибрации;
    • токсико-аллергическое действие ряда материалов;
    • запиленность кабинета.

    Для уменьшения действия этих факторов на здоровье зубного техника нужно придерживаться ряда санитарно-гигиенических и инженерно-технических требований как к помещениям, так и к оснастке их оборудованием и аппаратурой.

    Среди этих требований наиболее важными следующие:

    • высота основного производственного помещения должна быть не менее 3 м;
    • на каждого работающего предусматривается 13 м3 объему производственного помещения и не менее 4 м2 площади;
    • стены красятся масляной краской светлых тонов для облегчения ухода за ними;
    • полы покрываются линолеумом;
    • отношение застекленной поверхности окна к площади пола (световой коэффициент) складывает 1: 5;
    • окна должны располагаться на ровном расстоянии один от другого и от углов здания, при этом предельная ширина, которая освещается окнами из двух сторон помещения, не должно быть больше 15-18 м;
    • верхний край окна следует располагать возможно ближе к потолку (20-30 см);
    • допустимый угол падения световых лучей, образуемая пучком света и горизонтальной плоскостью, то есть наклон его к горизонту, на рабочем месте не должно быть менее 25-27 градусов;
    • рабочие места следует располагать так, чтобы свет падал прямо или с левой стороны того, который работает;
    • размещение рабочего места от окон в помещениях, освещаемых естественным боковым светом, не может превышать трехкратного расстояния от пола помещения к верхнему пределу оконного отверстия;
    • должна быть предвидена скрытая электропроводка осветительной и технической сети на каждое рабочее место.

    Уборка производственных помещений зуботехической лаборатории по завершению работы включает дезинфекцию и облучение помещений бактерицидной ультрафиолетовой лампой. Влажная уборка всех помещений проводится ежедневно. Периодически, не реже за один раз в месяц, должна проводиться полная уборка с мойкой стен, пола, дверей, подоконников, внутренней стороны окон.

    ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

    До работы в зуботехнической лаборатории допускаются лица, которые имеют законченное медицинское образование, подготовку на I группу электробезопасности и не имеют противопоказаний по состоянию здоровья.

    Персонал зуботехнической лаборатории должен проходить обязательный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры не реже один раз в 12 месяцев. Для своевременного выявления и лечения хронических воспалительных процессов верхних дыхательных путей, ротовой и носовой полости не реже за один раз в 6 месяцев проводится плановое обследование.

    Все зубные техники, которые поступили на работу, должны пройти вводной инструктаж у инженера по охране труда. Результаты инструктажа фиксируются в журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда.

    Каждый принятый на работу в зуботехнической лаборатории должен пройти первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Все работники зуботехнической лаборатории проходят повторный инструктаж не реже один раз в 6 месяцев. Результаты инструктажа фиксируются в журнале инструктажа на рабочем месте.

    При поступлении на работу и периодически не реже один раз в 12 месяцев должна проводиться проверка знаний персонала по вопросам безопасности труда по программе, утвержденной главным врачом.

    Персонал зуботехнической лаборатории обязан придерживаться правил внутреннего трудового распорядка, режима труда и отдыха. Персонал зуботехнической лаборатории обязан:

    • руководствоваться в работе инструкциями (должностными; по санитарному режиму; заводов-производителей на оборудование, установленное в зуботехнической лаборатории);
    • владеть приемами предоставления первой медицинской помощи, знать местонахождение аптечки;
    • знать правила пожарной безопасности и места размещения средств пожаротушение.

    Администрация учреждения обязана бесперебойно обеспечивать работников зуботехнической лаборатории санитарной одеждой, спецодеждой, спецобувью и другими предохранительными приспособлениями. Персонал зуботехнической лаборатории обязан выполнять правила личной гигиены, правила ношения санитарной одежды и обуви, средств индивидуальной защиты.

    О каждом несчастном случае, связанном с производством, пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно известить заведующего производством или старшего зубного техника, которые должны организовать первую помощь пострадавшему, доставку его в лечебное учреждение, сообщить об этом главному врачу и инженеру по охране труда. Для расследования этого случая необходимо сохранить обстановку на рабочем месте и состояние оборудования таким, которым оно было в момент случая, если это не угрожает жизни и здоровью окружения рабочих и не приведет к аварии.

    Лица, которые допустили нарушение инструкции по охране труда, поддаются дисциплинарному взысканию в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и при необходимости внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

    При работе в зуботехнической лаборатории запрещается:

    • выполнять технологические процессы в помещениях, не приспособленных для этих целей;
    • работать на неисправных аппаратах, приборах, устройствах с неисправными приспособлениями;
    • оставлять без присмотра спиртовки и газовые горелки, аппараты, приборы, устройства, включенные в электрическую сеть, держать вблизи них легковоспламеняющиеся вещества;
    • хранить и применять препараты без этикеток, а также в поврежденной упаковке;
    • работать при отключенных системах водоснабжения, канализации и вентиляции;
    • работать без установленной спецодежды и защитных приспособлений.

    Приступать к работе на любом оборудовании следует после проверки в журнале технического обслуживания отметки об устранении ранее записанных замечаний и дефектов.

    Перед началом работы необходимо включить вентиляционную систему, надеть санитарно-гигиеническую одежду и обувь, приготовить средства индивидуальной защиты; проверить готовность к работе оборудования, приборов, аппаратов и приспособлений.

    Разные технологические манипуляции с использованием аппаратов, приборов (паяние, полимеризация, полирование, механическая обработка протезов и их полуфабрикатов) проводят в соответствии с рекомендациями завода-производителя по их эксплуатации и с использованием индивидуальных защитных средств кожи, органов дыхания и зрения.

    После окончания работы персонал зуботехнічної лаборатории обязан:

    • привести в порядок рабочее место;
    • отключить электрооборудования и приборы или перевести их в режим, обусловленный инструкцией по эксплуатации;
    • выключить вентиляцию;
    • снять санитарную одежду и убрать ее в отведенное место.

    Для сохранения нормального состояния кожи рук в процессе работы следует:

    • мыть руки водой комнатной температуры (+ 20 °С);
    • тщательным образом просушивать кожу рук после мойки сухим индивидуальным полотенцем;
    • не допускать попадания на открытые поверхности кожи мономера.

    Для мойки рук желательно применять нейтральные сорта мыла. Обрабатывать кожу рук перед началом работы следует кремами защитного типа или смесью глицерина, воды, нашатырного этилового спирта в равных частях.

    При аварии персонал зуботехнической лаборатории должен сообщить старшему зубному технику или заведующему производством.

    В случаях поражения человека электрическим током и других травмах действовать согласно инструкции по предоставлению первой помощи потерпевшим от электрического тока.

    Персонал должен отключить электрооборудование и вызывать электромонтера при прекращении подачи электроэнергии, замыкании, обрыве в системах электропитания или при появлении запаха гари.

    При возникновении пожара необходимо вызывать пожарную команду и к прибытию гасить загорание первичными средствами пожаротушения. При поломках коммуникационных систем водоснабжения, канализации, отопления и вентиляции, препятствующих выполнению технологических операций, прекратить работу к ликвидации аварии.
    6. Материалы для самоконтроля (прилагаются)

    1. Рекомендованная литература.

    Основная:

    • Трезубов В. Н., Мишнёв Л. М„ Незнанова Н. Ю., Фищев С. Б. «Ортопедическая стоматология. Технология лечебных и профилактических аппаратов» Учебник для медицинских вузов/ Под ред. проф. В. Н. Трезубова.— СПб.: СпецЛит, 2003.— с.11-40.
    • Трезубов В. Н., Щербаков А. С, Мишнёв Л. М. «Ортопедическая стоматология. Пропедевтика и основы частного курса» Учебник для медицинских вузов /Под ред. проф. В. Н. Трезубова.- СПб.: СпецЛит, 2001.- с.127-140.
    • Е. И. Гаврилов, А. С. Щербаков «Ортопедическая стоматология», 1984, с. 4-12.
    • В. Н. Копейкин «Зубопротезная практика», 1964, с. 5-11.
    • В. Н. Копейкин, Л. М. Демнер «Зубопротезная техника», 1985, с. 3-17.
    • Под ред. проф. Короля М. Д. «Пропедевтика ортопедичної стоматології», Вінниця, Нова Книга, 2009. С. 24-54.

    Дополнительная:

    • Материалы лекций.

    Методическую разработку составил ассистент кафедры

    ортопедической стоматологии ВНМУ им. Н.И.Пирогова

    Юр А. М.

    База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
    звернутися до адміністрації

        Головна сторінка
    Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий