Скачати 1.69 Mb.
1 2 3 4 5 6 7 8
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра факультетской терапии
(название кафедры)
Учебно-методический комплекс по дисциплине
Внутренние болезни, клиническая фармакология
(название)
Основная образовательная программа 060201 Стоматология (квалификация «специалист»)
(наименование ООП)
Утверждено на заседании
кафедры:
Протокол №____
«___» ___________ 20__ г.
Зав. кафедрой _________
Авторы-составители: Миролюбова О.А., профессор, д.м.н., зав. кафедрой факультетской терапии
Антонов А.Б., к.м.н., доцент кафедры факультетской терапии
Воробьева Н.А., профессор, д.м.н., зав кафедрой клинической фармакологии и фармакотерапии
Структура учебно-методического комплекса дисциплины
I. Рабочая учебная программа (приложение 1)
Тематический план лекций (приложение 2)
Тематический план практических занятий (приложение 3)
II. Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4)
III. Методические указания для студентов по дисциплине (приложение 5)
IV. Средства оценки компетенций (приложение 6)
1. Цель и задачи освоения дисциплины
- Цель преподавания дисциплины.
Знать основы внутренних болезней, имеющие важное значение для подготовки врачей-стоматологов. Многие заболевания внутренних органов имеют стоматологические проявления, знание которых позволяет своевременно выявить эти заболевания и целенаправленно лечить болезни полости рта.
- Задачи изучения дисциплины.
- Обеспечить усвоение знаний, умений и навыков, необходимых для диагностики, лечения и профилактики наиболее часто встречающихся нозологических форм заболеваний внутренних органов.
- Научить диагностике и лечению неотложных состояний при заболеваниях внутренних органов.
- Показать связь заболеваний внутренних органов с болезнями полости рта и возможность участия стоматолога в профилактике многих заболеваний.
2.Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Внутренние болезни, клиническая фармакология» изучается в четвертом, пятом и шестом семестрах, относится к циклу профессиональных дисциплин Федерального образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования 060201 Стоматология.
В состав дисциплины «внутренние болезни, клиническая фармакология» входят учебные модули:
I. Пропедевтика внутренних болезней,
II. Внутренние болезни,
III. Клиническая фармакология
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
— в цикле гуманитарных дисциплин (философия, биоэтика, педагогика, психология, правоведение, история Отечества, история медицины, экономика, латинский язык, иностранный язык);
— в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (математика, физика, химия, биохимия, биология, медицинская информатика, анатомия и топографическая анатомия, микробиология, вирусология, иммунология, гистология, цитология, эмбриология нормальная физиология, патологическая анатомия, патофизиология, фармакология);
— в цикле профессиональных дисциплин (гигиена, организация здравоохранения, восстановительная медицина, общая хирургия, лучевая диагностика, неврология, медицинская генетика).
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные патологические синдромы;
- причины и патогенетические механизмы, лежащие в основе ведущих синдромов;
- основные нозологические формы заболеваний внутренних органов;
- основные методы диагностики, лечения и профилактики заболеваний внутренних органов;
- основные аспекты и методы реабилитации больных;
- основы законодательства РФ в сфере обращения лекарственных средств, основные нормативно-технические документы: Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», Перечень Жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), Приказ Минздрава РФ от 5;05;1997 №131 (ред; от 28;09;1999) «О введении специальности клиническая фармакология (вместе с положением о враче — клиническом фармакологе)», Приказ Минздрава РФ № 494 от 22;10;2003 «О совершенствовании деятельности врачей -клинических фармакологов», Приказ Минздрава РФ №388 от 01;11;01 «О государственном стандарте качества лекарственных средств», отраслевой стандарт «Государственный информационный стандарт лекарственных средств», основы антидопингового законодательства, основные положения Приоритетного национального проекта «Здоровье» и программы дополнительного лекарственного обеспечения;
- клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у пациентов;
- методы оценки (объективизации эффекта) клинической эффективности и безопасности применения основных групп лекарственных средств, применяемых при наиболее распространенных и социально значимых заболеваниях;
- основные нежелательные лекарственные реакции (НЛР) наиболее распространенных лекарственных средств, их выявление, классификацию и регистрацию; способы профилактики и коррекции НЛР; типы взаимодействия лекарственных средств;
- положения доказательной медицины; понятие о метанализе, рандомизированных клинических исследованиях, качественной клинической практике (GCP);
- фазы клинического исследования новых лекарственных средств; принципы проведения фармакоэкономических и фармакоэпидемиологических исследований; методы фармакоэкономического анализа;
- основы формулярной системы (формулярный список, формулярная статья) и стандарты диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний.
Уметь:
- установить контакт с больным, проявить к нему внимание, вселить надежду на успех лечения;
- на основе собранной информации о больном поставить клинический диагноз, обосновать его, правильно сформулировать с учетом нозологической формы, фазы и стадии болезни;
- выявить взаимосвязь между патологией внутренних органов и обнаруженными изменениями в полости рта;
- оценить результаты лабораторных, рентгенологических исследований и использовать их для обоснования диагноза, прогноза;
- назначить и обосновать адекватное лечение;
- определить тактику стоматологической помощи с учетом обнаруженной патологии внутренних органов;
- проводить мероприятия по повышению приверженности пациента медикаментозному лечению;
- проводить диагностику и лечение передозировки лекарственными средствами;
- оценивать результаты клинических исследований лекарственных средств, опубликованных в медицинских журналах;
- определять показания для консультации врача — клинического фармаколога ЛПУ;
- решать ситуационные задачи, тесты и проводить экспертную оценку правильности выбора, эффективности и безопасности применения лекарственных средств у конкретного больного;
- выбирать лекарственные средства для формирования лекарственного формуляра.
Владеть:
- сбора анамнеза больного с терапевтической патологией;
- обследования больного по определенной схеме;
- оформления учебной истории болезни, эпикриза;
- оценки анализов крови, мочи, желудочного сока, желчи, биохимических анализов;
- расшифровки ЭКГ, расшифровки рентгенограмм, спирограмм;
- проведения реанимационных мероприятий (массаж сердца, дыхание рот в рот;
- оказания помощи при неотложных состояниях, таких как: обморок, коллапс, шок, аритмии, острая сердечная и дыхательная недостаточность, аллергические реакции, гипертонический криз, стенокардия, инфаркт миокарда, кровотечения, комы, отравления;
- навыком выбора конкретного лекарственного средства на основе инструкции по медицинскому применению лекарственных средств, типовой клинико-фармакологической статьи Государственного реестра лекарственных средств, Перечня ЖНВЛС, стандартов диагностики и лечения заболеваний, Федерального руководства по использованию лекарственных средств (формулярной системы) с учётом индивидуальной фармакодинамики и фармакокинетики,известных НЛР, возможного взаимодействия при сопутствующем назначении других лекарственных средств;
- навыком соблюдения правил врачебной этики и деонтологии.
4. Объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц.
I. Модуль «Пропедевтика внутренних болезней»
4.1. Объем модуля и виды учебной работы
Анализ ЭКГ, интерпретация лабораторных анализов
Реферативное сообщение/презентация
5. Содержание модуля
5.1. Содержание разделов модуля
п/п
Основные клинические синдромы при заболеваниях системы органов дыхания:
Синдром нарушения бронхиальной проходимости(синдром бронхоспазма);
синдром уплотнения легочной ткани (долевого и очагового);
синдром полости в легком;
синдром повышенной воздушности легочной ткани (эмфизема легких);
синдром скопления жидкости в плевральной полости (гидроторакс);
синдром скопления воздуха в плевральной полости (пневмоторакс);
синдром недостаточности функции внешнего дыхания (острой и хронической);
рестриктивная и обструктивная дыхательная недостаточность. Стоматологические проявления при этих синдромах
Основные клинические синдромы и физикальные изменения при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
синдром артериальной гипертензии;
синдром ишемии миокарда (стенокардия);
синдром некроза сердечной мышцы;
синдром острой и хронической сердечной недостаточности;
синдром острой сосудистой недостаточности (обморок, коллапс, шок)
Электрокардиография в кардиологической практике. Теории формирования ЭКГ кривой. Значение зубцов и интервалов ЭКГ. Методика анализа ЭКГ. ЭКГ отведения (основные, грудные, усиленные от конечностей, дополнительные). Диагностические возможности (пробы с физической нагрузкой, ЧПЭКС). Фармакологические пробы.
Основные клинические синдромы при заболеваниях желудочно-кишечного тракта:
синдром дисфагии;
синдром кишечной колики;
синдром пищеводного, желудочного и кишечного кровотечения
Основные клинические синдромы при заболеваниях печени и гепатобилиарной зоны:
синдром желтухи: паренхиматозной (печеночной), механической (подпеченочной), гемолитической (надпеченочной);
синдром портальной гипертензии;
гепатолиенальный синдром;
синдром печеночной недостаточности (печеночная кома);
синдром желчной колики
Основные клинические синдромы при заболеваниях мочевыделительной системы:
синдром почечной колики;
мочевой сидром;
отечный синдром. Нефротический синдром;
синдром артериальной гипертензии;
синдром почечной эклампсии;
синдром почечной недостаточности (острой и хронической).
Основные клинические синдромы при заболеваниях системы кроветворения:
синдром анемии;
лимфомиелопролиферативный синдром;
геморрагический синдром
5.2. Разделы модуля и виды занятий
п/п
КПЗ
6. Интерактивные формы проведения занятий
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. При проведении клинических практических занятий по модулю «Пропедевтика внутренних болезней» ведется отработка практических навыков и умений обследования пациента студентами непосредственно в условиях клинической больницы. В ходе практических занятий ведется разбор конкретных клинических ситуаций с определением и формулировкой клинических синдромов у больных терапевтического профиля.
п/п
(час.)
7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
п/п
презентация
презентация
Решение ситуационных задач
Решение ситуационных задач
Решение ситуационных задач
Решение ситуационных задач
Решение ситуационных задач
Решение ситуационных задач
8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля
— устные (собеседование, доклад)
— письменные (проверка тестов, рефератов, конспектов, решение задач).
Перечень тем рефератов, докладов, сборники тестов и ситуационных задач приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».
8.2. Формы промежуточной аттестации (экзамен)
Экзамен проводится в 6 семестре в виде комплексного экзамена по дисциплине.
Вопросы к экзамену приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса дисциплины «Средства оценки компетенций».
9. Учебно-методическое обеспечение модуля
9.1. Основная литература
- Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней. М., 2009.,848 с.
9.2. Дополнительная литература
- Бокарев И.Н. Внутренние болезни: дифференциальная диагностика и лечение. Учебное пособие. М. — 2010. – 1006 с.
- Вебер В.Р. Лабораторные методы исследования. Учебное пособие. М. – 2008. – 496 с.
- Ивашкин В. Т. Пропедевтика внутренних болезней. Кардиология : учеб. пособие для высш. проф. образования / В. Т. Ивашкин, О. М. Драпкина. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 266, [1] с. : ил., цв. ил. — Библиогр.: с. 267
- Ивашкин В. Т. Пропедевтика внутренних болезней. Пульмонология : учеб. пособие для высш. проф. образования / В. Т. Ивашкин, О. М. Драпкина. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 174, [1] с. : ил., цв. ил. — Библиогр.: с. 175
- Лис М.А., Солоненко Ю.Т., Соколов К.Н.. Пропедевтика внутренних болезней. М., 2011.
- Орлов В.Н. Руководство по электрокардиографии. М.: Мед. информ. агенство, 1999.
- Основы семиотики заболеваний внутренних органов : учеб. пособие / А. В. Струтынский [и др.]. — 5-е изд. — М. : МЕДпресс-информ, 2008. — 298,[6] с. : ил.
- Практикум по пропедевтике внутренних болезней. Учебное пособие для медицинских вузов. Под ред. Ж.Д. Кобалава и В.С. Моисеева.М., 2008, 208 с.
9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы
10. Материально-техническое обеспечение модуля
- Пациенты клинических отделений.
- Оборудованные аудитории (аудиторные столы, аудиторные стулья).
- Аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения: компьютеры, мультимедийный проектор, доска, маркеры.
- Наглядные пособия: муляжи, наглядные пособия, таблицы, электрокардиограммы, наборы лабораторных данных.
II. Модуль «Внутренние болезни»
4.1. Объем модуля и виды учебной работы
Другие виды самостоятельной работы
Решение ситуационных задач
Решение тестовых заданий
Анализ ЭКГ, интерпретация лабораторных анализов
Реферативное сообщение/презентация
1 2 3 4 5 6 7 8
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция