Методические рекомендации для преподавателей и студентов с пропедевтики педиатрии

Абатуров Александр Евгеньевич – зав кафедры факультетской педиатрии и детских инфекционных болезней, доктор медицинских наук, профессор
Методические рекомендации для преподавателей и студентов с пропедевтики педиатрии

Скачати 6.05 Mb.

Сторінка 1/52 Дата конвертації 16.04.2016 Розмір 6.05 Mb.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   52

ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ

ЗАВ.КАФЕДРОЙ — ПРОФЕССОР К.Д. ДУКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ

С ПРОПЕДЕВТИКИ ПЕДИАТРИИ

(кредитно-модульная система)

с изменениями и дополнениями

Днепропетровск 2011

Рецензенты:

Абатуров Александр Евгеньевич – зав. кафедры факультетской педиатрии и детских инфекционных болезней, доктор медицинских наук, профессор.

Кондратьев Вячеслав Александрович — зав. кафедры госпитальной педиатрии №1 профессор, доктор медицинских наук

Авторский коллектив:Зав. каф. проф. Дука К.Д., проф. Чергинец В.И., доц. Мишина Н.В., доц. Ярошевская Т.В., доц. Ильченко С.И., асс. Коренюк О.С., асс. Крамаренко Н.М., асс. Ефанова А.О., асс. Шарун И.Е.

Утверждено на заседании Центральной методической комиссии ДГМА

от «30» сентября 2007 г. протокол № _1_

Содержание

Введение ……………………………………………………………….. 4 Учебный план по дисциплине…………………………………….……. 5 Цель изучения учебной дисциплины…………………………………….. 6 Тематический план практических занятий ………………………………. 6 Тематический план самостоятельной работы студентов (СРС)…..…… 8 Модуль 1. Развитие ребенка. Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста (тема 3)………………………………………………………

10

Содержательный модуль 2. Периоды детского возраста(тема 4).. 17 Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей ( темы 5,6) .…………………………………………………………..

22

Содержательный модуль 3. Физическое и психомоторное развитие детей ( темы 7,8) …………………………………………………………………….

28

Анатомо-физиологические особенности, методика исследований и семиотика заболеваний детей. Содержательный модуль 4. Нервная система детей (тема 1).

36

Содержательный модуль 5. Кожа, подкожная основа и костно-мышечная система детей (тема 2,3) …………………………………

41

Содержательный модуль 6. Система дыхания детей (тема 4,5) … 48 Содержательный модуль 6 . Система дыхания детей (тема 6) …………. 55 Содержательный модуль 7.Сердечно-сосудистая система детей (тема 7,8) 60 Содержательный модуль 7.Сердечно-сосудистая система детей (тема 9) 66 Содержательный модуль 8. Система пищеварения детей (тема 10,11) 71 Содержательный модуль 9. Выделительная система детей (тема 12) 78 Содержательный модуль 10. Эндокринная система детей (тема 13) 85 Содержательный модуль 11. Иммунная система и система крови детей (тема 14) 90 Виды самостоятельной работы студентов (СРС) и ее контроль………… 97 Распределение баллов, присваеваемых студентам………………………. 98 Модуль 2. Вскармливание и питание детей раннего возраста. Содержательный модуль 14. Грудное вскармливание грудных детей (тема 1)

99

Содержательный модуль 14. Грудное вскармливание грудных детей (тема 2) 104 Содержательный модуль 15. Искусственное вскармливание грудных детей (тема 3) 109 Содержательный модуль 15. Искусственное вскармливание грудных детей(тема 4) 114 Содержательный модуль 16. Частично грудное вскармливание грудных детей (тема 5)…………….……………………………………

119

Содержательный модуль 17. Вскармливание детей старше одного года (тема 6)….………………………………………………………….

125

Виды самостоятельной работы студентов (СРС) и ее контроль……….. 133 Распределение баллов, присваеваемых студентам………….………… 133 Перечень теоретических вопросов к итоговому модульному контролю 134 Ориентировочный перечень практических работ и задач для итогового модульного контроля……………………………………………………

138

Формы контроля..……………………………………………………… 138 Распределение итоговых баллов с дисциплины «Пропедевтика педиатрии» 141 Перечень учебно-методической литературы…………………………… 141

ВВЕДЕНИЕ

Программа по пропедевтике педиатрии для высших медицинских учебных заведений Украины ІІІ-ІV уровней аккредитации составленная для специальностей «Лечебное дело» 7.110101, «Педиатрия» 7.11010 «Медико-профилактическое дело» 7.110105 направления подготовки 1101 «Медицина», поскольку изучение пропедевтики педиатрии осуществляется в течении V-VI семестров 3-го года обучения, конечные цели с дисциплины одинаковые и поэтому составлена единая программа по пропедевтике педиатрии для указанных специальностей.

При изучении курса пропедевтики педиатрии студенты должны знать:

— основные закономерности физического и нервно-психического развития детей разных возрастных групп;

— клиническое значение возрастных анатомо-физиологических особенностей детского организма;

— принципы рационального вскармливания и питания здоровых детей раннего возраста;

— семиотику синдромов поражения разных систем и наиболее распространенных заболеваний детского организма;

Своеобразность преподавания пропедевтики педиатрии заключается в том, что именно из этого предмета начинается изучение педиатрии как науки о здоровом и больном ребенке, причем пропедевтика педиатрии это не только введение в клиническую педиатрию, но и связующее звено преподавания теоретических и клинических дисциплин.

Программа структурирована на модули, содержательные модули, темы.

Пропедевтика педиатрии как учебная дисциплина:

а) основывается на изучении студентами медицинской биологии, медицинской и биологической физики, медицинской химии, биологической и биоорганической химии, морфологических дисциплин (анатомии, гистологии и т.п.), физиологии и интегрируется с этими дисциплинами;

б) закладывает основы изучения студентами педиатрии и других клинических дисциплин, что предусматривает интеграцию преподавания с этими дисциплинами и формирование умений применять знание с пропедевтики педиатрии в процессе дальнейшего обучения и в профессиональной деятельности;

в) закладывает основы здорового образа жизни и профилактики нарушений функций в процессе жизнедеятельности.

Организация учебного процесса осуществляется по кредитно-модульной системе согласно требованиям Болонского процесса.

Программа дисциплины структурирована на 2 модуля, в состав которых входят блоки содержательных модулей:

Модуль 1. Развитие ребенка. Анатомо-физиологические особенности, методика исследований и семиотика заболеваний у детей.

Содержательные модули:

1. Педиатрия как наука о здоровом и больном ребенке.

2. Периоды детского возраста.

3. Физическое и психомоторное развитие детей.

4. Нервная система детей.

5. Кожа, подкожная основа и костно-мышечная система детей.

6. Система дыхания детей.

7.Сердечно-сосудистая система детей.

8. Системы пищеварения детей.

9. Выделительная система детей.

10. Эндокринная система детей.

11. Иммунная система и система крови детей.

12. Обмен веществ у детей.

13. Написание истории болезни.

Модуль 2. Вскармливание и питание детей раннего возраста

Содержательные модули:

14. Грудное вскармливание грудных детей

15.Искусственное вскармливание грудных детей

16.Частично грудное вскармливание грудных детей

17.Вскармливание детей старше одного года
1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН по ДИСЦИПЛИНе «ПРОПЕДЕВТИКА ПЕДИАТРИИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ

Структура учебной дисциплины Количество часов, из них Год обучения Вид контроля Всего

Аудиторных СРС

Лекций Практических занятий 195 40 100 55 3-й

Кредитов ECTS 6,5

Модуль 1: Содержательных модулей 13 155 ч./5,25 кредитов ECTS 32 79 47

Итоговый модульный контроль Модуль 2: Содержательных модулей 4 40 ч. /1,25 кредитов ECTS 8 21 8

Итоговый модульный контроль В том числе, итоговый модульный контроль усвоения 2-х модулей 25

год./1,0 кредит ECTS

10 8

Недельная нагрузка 7,5 ч. /0,25 кредитов ECTS

Примечание: 1 кредит ECTS — 30 ч. Аудиторная нагрузка — 66,7%, СРС — 33,3%
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения пропедевтики педиатрии — конечные цели устанавливаются на основе ОПП подготовки врача по специальности согласно блока ее содержательного модуля (естественно-научная подготовка) и является основой для построения содержания учебной дисциплины. Описание целей сформулировано через навыки в виде целевых задач (действий). На основании конечных целей к каждому модулю или содержательному модулю сформулированные конкретные цели в виде определенных навыков (действий), целевых задач, которые обеспечивают достижение конечной цели изучения дисциплины.

Конечные цели дисциплины:

• Делать вывод о физическом и психомоторном развитии детей разного возраста.

• Проводить клиническое обследование и инструментальное исследование разных органов и систем у здоровых и больных детей.

• Анализировать возрастные особенности функций организма.

• Интерпретировать состояние систем организма ребенка.

• Рассчитывать и составлять суточный рацион питания для детей раннего возраста.

• Корректировать рацион питания детей старше одного года.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

з.г. Тема практического занятия Количество

часов Модуль 1: Развитие ребенка. Анатомо-физиологические особенности, методика исследований и семиотика заболеваний у детей. 1. Периоды детского возраста, их характеристика и особенности. (Содержание. мод.2, Тема 3) 3 2. Особенности периода новорожденности. (Тема 4) 3 3,4. Физическое развитие детей. (Содержание. мод.3, Темы 5,6) 6 5. Психомоторное развитие детей. ( Темы 7,8) 3 6. Методика клинического неврологического обследования детей. Семиотика основных заболеваний нервной системы у детей (гидроцефалия, менингит, энцефалит, детский церебральный паралич и др.). Особенности спинномозговой жидкости у детей и семиотика ее изменений при патологии ( при гнойных и серозных менингитах, гидроцефалии и др.). Уход за детьми с патологией нервной системы (Содержание. мод.4, Тема 1) 3 7. Методика исследования кожи и подкожной клетчатки. Семиотика поражений кожи и подкожной клетчатки. (Тема 2) 3 8. Методика исследования костной и мышечной систем. Семиотика поражений костной и мышечной систем. (Тема 3) 3 9. Методика клинического обследования органов дыхания у детей. (Тема 4, 5) 3 10. Семиотика поражений (кашель, одышка и др.) и основных заболеваний органов дыхания у детей. Синдромы дыхательных расстройств и дыхательной недостаточности, основные клинические проявления. (Тема 6) 3 11. Методика осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации сердечно-сосудистой системы у детей. Основные признаки поражения сердечно-сосудистой системы у детей (цианоз, брадикардия, тахикардия и др.). ( Темы 7, 8) 3 12. Семиотика прирожденных и приобретенных заболеваний сердца и сосудов у детей. Электрокардиография,фонокардиография, эхокардиография. (Тема 9) 3 13. Методика клинического обследования органов пищеварения (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация). (Тема 10) 3 14. Семиотика поражений органов пищеварения и основных заболеваний у детей. Абдоминальный синдром. (Тема 11) 3 15. Методика обследования и семиотика наиболее распространенных заболеваний выделительной системы у детей. (Тема 12) 3 16. Семиотика микроскопических изменений мочевого осадка (протеин-, эритроцит-, лейкоцит- и цилиндрурия и др.). Синдром острой и хронической почечной недостаточности. Уход за больными с патологией выделительной системы. (Тема 12) 3 17. Методика обследования эндокринных желез. Семиотика синдромов гипер- и гипофункции отдельных эндокринных желез и заболеваний эндокринной системы у детей. (Тема 13) 3 18. Особенности системы крови у детей разных возрастных групп. Методы клинико-лабораторного обследования детей с поражением системы крови. Клинико-гематологическая семиотика основных синдромов (анемический, гемолитический, геморрагический и др.) и заболеваний системы крови у детей. (Тема 14) 3

19. Лабораторные методы исследования функционального состояния органов и систем детского организма. Правила и техника взятия материала для исследования. Методы диагностики иммунодефицитов у детей. 2 20. Самостоятельное обследование больных детей для написания истории болезни. 3 21. Обсуждение данных обследования для написания истории болезни. 3 22. Защита истории болезни. 3 Модуль 2: Вскармливание детей 23. Грудное вскармливание грудных детей. Количественный и качественный состав материнского молока. (тема №1) 3 24. Методы расчетов суточного объема пищи и режима питания. (тема №1) 3 25. Подкармливание (прикорм). Суточная потребность ребенка в пищевых ингредиентах и энергии при грудном вскармливании. (тема №2) 3 26. Искусственное вскармливание грудных детей. Классификация и характеристика молочных смесей для искусственного вскармливания грудных детей. Гарантийное коровье молоко. Техника искусственного вскармливания и критерии оценки его эффективности. (тема №3) 3 27. Особенности прикорма при искусственном вскармливании. Суточная потребность ребенка в белках, жирах, углеводах и калориях при искусственном вскармливании. (тема №4) 3 28. Частично грудное вскармливание. Техника и правила докармливания. Молочные смеси, которые применяются для докармливания. Схемы частичного грудного вскармливания детей первого года жизни. (тема №5) 3 29. Прикорм и суточная потребность ребенка в белках, жирах, углеводах и калориях при частично грудном вскармливании. (тема №5) 3 30. Организация и принципы рационального питания здоровых детей, старше одного года. (тема №6) 2 31. Вскармливание новорожденных и недоношенных детей. 2 32. Лечебное питание больных детей. 2 33. Деловая игра с детской диетэтики. 2 34. Заключительный компьютерный тестовый контроль. 3 35. Итоговый модульный контроль. 3 ВСЕГО: 100

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   52
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий