Скачати 96 Kb.
ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«Утверждено»
на методическом совещании
кафедры пропедевтики педиатрии № 2
Заведующий кафедрой
Доцент ____________ В.А. Клименко
« ____ » ___________________ 2013
Составители Клименко Виктория Анатольевна
Кандыба Василий Петрович
Плахотная Ольга Николаевна
Ащеулов Александр Михайлович
Ответственный за выпуск Клименко В.А.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
модуль 3
Харьков 2013
Количество учебных часов: самостоятельная работа — 3 ;
практические занятия — 2 .
Актуальность
Проведение гигиенических и лечебных ванн, применение клизм, алгоритм действий при повышении температуры у ребенка являются составными частями процесса лечения и существенно влияют на его эффективность.
Конкретные цели:
Демонстрировать владение навыками обеспечения личной гигиены детей первого года жизни
Демонстрировать измерения тела у детей разного возраста и умения обзора за детей с лихорадкой
Демонстрировать владение навыками применения основных видов клизм у детей разного возраста
Учебные цели
Знать:
1. Основные виды гигиенических и лечебных ванн .
2. Уход за детьми с лихорадкой , особенности измерения температуры у детей разного возраста .
3. Смена нательного и постельного белья. Особенности его проведения у тяжелобольных детей .
4. Основные виды клизм , методика и правила их постановки детям разного возраста
Уметь:
1. Провести гигиеническую ванну для новорожденного ребенка
2. Провести гигиеническую ванну для грудничка
3. Приготовить необходимое оборудование для очистительной клизмы ребенка разного возраста , продемонстрировать методику ее применения
4. Провести измерения температуры у детей разного возраста
Обеспечение начального уровня знаний — умений
Применять материалы методических указаний для самостоятельной внеаудиторной работы студентов к теме 20.
Необходимые материалы для методического обеспечения: Клизмы, детская ванночка, термометры, температурные листы.
Технологическая карта занятия
п/п
проведения
обучения
Ориентировочная основа действий при решении учебных задач темы (раздел 4):
1. Знакомство с алгоритмом медицинской помощи при гипертермии , анализ температурных листов детей пульмонологического отделения (пульмонологическое или инфекционно — диагностическое отделение) .
2. Усвоение методики постановки клизм детям разного возраста (приемное отделение).
Ориентировочная основа действий при решении учебных задач темы (раздел 6):
1. Самостоятельная аудиторная работа (под наблюдением преподавателя) в приемном, пульмонологическом и инфекционно-диагностическом отделениях.
2. Отработка практических навыков на муляжах в учебной комнате.
3. Заполнение студентами дневника производственной практики.
Задания для проверки конечного уровня знаний .
Ситуационные задачи
Задача № 1.
У ребенка грудного возраста диагностирован рахит. Семейный врач назначил солевую ванну. Как ее приготовить? Какая температура воды? Какова продолжительность ванны?
Эталон ответа: Для солевой ванны 50-200 г поваренной соли надо растворить в 10 л воды. Температура воды первый раз — 36-36,5° С, через 3-4 дня температура снижается до 35 ° С. После ванны необходимо облить ребенка пресной водой с температурой на 1 ° С < температуры воды в ванне. Продолжительность ванны — от 3 до 10 минут — увеличение на 1 минуту через 2-3 ванны.
Задача № 2.
Ребенку 5 лет диагностирован атопический (аллергический) дерматит и назначено крахмальную ванну. Объясните матери технику приготовления этого лечебной ванны.
Эталон ответа: Крахмал (100 г) разводится в холодной воде и вливается в 10 л воды (температура 37-38 °С). Продолжительность ванны — 7-10 минут, количество процедур — 10-12 , проводит ежедневно или через день.
Задача № 3.
Мать 2 — месячного ребенка проводит ему гигиенические ванны ежедневно вечером, но бабушка считает, что нужно проводить через день. Мать обратилась к врачу за советом.
Эталон ответа: В течение первых 6 мес. ребенка желательно купать ежедневно, с 6 до 12 мес. — Через день.
Задача № 4.
Мать ребенка 8 мес. при измерении температуры тела ребенку в прямой кишке обнаружила температуру 37,2° С. Она обеспокоена и обратилась к семейному врачу. Какие цифры, показатели температуры, в прямой кишке расцениваются как норма? В каких участках тела можно измерить температуру ребенку?
Эталон ответа: Показания термометра в прямой кишке будут на 0,2-0,5° С выше, чем в подмышечной ямке. Можно измерять в паховой области, прямой кишке, полости рта, ушном проходе.
Задача № 5.
Ребенок 6 лет заболел острым респираторным заболеванием. Отмечается повышение температуры до 39 °С. Мать пришла к врачу с вопросом — сколько дополнительно жидкости должен потреблять ребенок, чем и как ее поить?
Эталон ответа: Повышение температуры тела на 1° С требует дополнительного введения жидкости из расчета 10 мл на 1 кг массы тела. Жидкость типа охлажденного (теплого) некрепкого чая, компота, морса, регидратационных растворов («Регидрон», «Электролит Хумана») давать небольшими порциями с учетом состояния малыша, чтобы не спровоцировать рвоту.
Задача № 6.
У ребенка 2 лет отмечено повышение температуры до 38 °С. Кожные покровы — розового цвета. Мать дала ребенку горячий чай и укрыла ее двумя одеялами. Какие ошибки сделала мать? Объясните матери правильный алгоритм действий.
Эталон ответа: Для усиления теплоотдачи ребенка раздевают, можно слегка обтереть теплой водой , поставить прохладную клизму . Если ребёнок в памперсе, его нужно снять, поскольку он покрывает почти треть поверхности тела и может нарушить процесс теплоотдачи. В случае применения физических методов охлаждения обязательно следует следить за состоянием кожи, т.е. по реакции сосудов кожи на действие холодового фактора (должна иметь розовый цвет или гиперемирована).
Задача № 7.
У ребенка 4 лет, болеет острым респираторным заболеванием, на фоне повышения температуры до 39,5 °С обнаружено озноб, бледность, мраморный рисунок кожи, цианоз губ и конечностей, головная боль, ухудшение общего состояния; конечности холодные на ощупь. Как называется этот тип лихорадки? Дайте матери советы по уходу.
Эталон ответа: Это так называемая «белая» лихорадка, при которой происходит повышение процессов теплопродукции и неадекватность процессов теплоотдачи , что является причиной централизация кровообращения и спазма сосудов кожи. Прежде необходимо ликвидировать спазм периферических сосудов. Для этого вместе с теплым питьем ребенка на короткое время укрывают одеялом, к конечностям прикладывают теплую грелку (температура воды 37-38 °С). После прекращения озноба и нормализации цвета кожи ребенка одевают согласно его самочувствию и температуре внешней среды. Если малыш вспотеет, его переодевают в сухую одежду. Жаропонижающие и спазмолитические препараты дают по назначению врача.
Задача № 8.
Тяжело больному ребенку 15 лет нужно сменить постельное белье. Дайте младшей медицинской сестре объяснение, как это сделать.
Эталон ответа: Если больной может сидеть, медицинская сестра пересаживает его с кровати на стул и перекладывают постель. Тяжелобольного лежащую ребенка перемешивают на край кровати, грязную простыню скатывают по длине, на освободившемся месте расправляют чистую, на него переводят больного, снимают грязную простыню и расправляют чистую.
Задача № 9.
У тяжело больного ребенка с детским церебральным параличом, который находится в реанимационном отделении больницы 8 мес., на ягодицах отмечена бледность кожи, которая позже изменилась покраснением, отеком и отслойкой эпидермиса. Диагностированы пролежни. Дайте советы по уходу за ребенком с целью предотвращения пролежней.
Эталон ответа: Требуется частое поворачивание больного ребенка на бок (если позволяет его состояние), ежедневное частое стряхивание крошек, устранение складок на нательном и постельном белье, протирание кожи дезинфицирующими средствами: раствор этилового спирта с теплой водой (1 столовая ложка на 100 мл воды), раствор столового уксуса (1 столовая ложка на 300 мл воды), камфорный спирт и др.; допустимы протирания теплой водой. Протирают кожу за ушами, шею, спину, область ягодиц, переднюю часть грудной клетки, подмышечные и паховые складки, складки на руках и ногах. Затем кожу вытирают насухо в том же порядке. После каждого акта дефекации и мочеиспускания больного обязательно подмывают.
Задача № 10.
У новорожденного ребенка не было стула в течение 3 суток. Врач назначил очистительную клизму. Определите объем и температуру раствора для клизмы.
Эталон ответа: 30 мл, температура 30-31 ° С.
Задача № 11 .
Ребенку 12 лет назначена очистительная клизма. Определите объем и температуру раствора для клизмы .
Эталон ответа: 500 мл гипертонического раствора температурой 30 ° С.
Распределение баллов, которые может получить студент
При усвоении темы 20 за учебную деятельность студенту ставится оценка по 4-х бальной (традиционной) шкале, в которой учитывается и выполнение индивидуальной работы (подготовка реферата по теме «Этиология лихорадки у ребенка»).
Затем оценка конвертируется в баллы следующим образом:
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция