Методические разработки для аудиторной работы преподавателей учебная дисциплина Уход за больными (практика)

Уход за больными, его роль в лечебном процессе и организация в условиях профильного стационара
Методические разработки для аудиторной работы преподавателей учебная дисциплина Уход за больными (практика)

Скачати 96 Kb.

Дата конвертації 18.04.2016 Розмір 96 Kb. МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждено»

                                                       на методическом совещании

                                                       кафедры пропедевтики педиатрии № 2

                                                       Заведующий кафедрой

                                                       Доцент ____________ В.А. Клименко

                                                       « ____ » ___________________ 2013

Составители Клименко Виктория Анатольевна

Кандыба Василий Петрович

Плахотная Ольга Николаевна

Ащеулов Александр Михайлович
Ответственный за выпуск Клименко В.А.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Учебная дисциплина Уход за больными (практика) Модуль 1 Уход за больными, его роль в лечебном процессе и организация в условиях профильного стационара. Содержательный

модуль 3

Уход за детьми, его роль в лечебном процессе и организация в условиях педиатрического стационара. Заголовок занятия 20 (4) Заголовок Гигиенические и лечебные ванны. Уход за детьми с лихорадкой . Применение клизм у детей. курс 2 Факультет Медицинский

Харьков 2013

Количество учебных часов: самостоятельная работа — 3 ;

практические занятия — 2 .

Актуальность

Проведение гигиенических и лечебных ванн, применение клизм, алгоритм действий при повышении температуры у ребенка являются составными частями процесса лечения и существенно влияют на его эффективность.

Конкретные цели:

Демонстрировать владение навыками обеспечения личной гигиены детей первого года жизни

Демонстрировать измерения тела у детей разного возраста и умения обзора за детей с лихорадкой

Демонстрировать владение навыками применения основных видов клизм у детей разного возраста

Учебные цели

Знать:

1. Основные виды гигиенических и лечебных ванн .

2. Уход за детьми с лихорадкой , особенности измерения температуры у детей разного возраста .

3. Смена нательного и постельного белья. Особенности его проведения у тяжелобольных детей .

4. Основные виды клизм , методика и правила их постановки детям разного возраста
Уметь:

1. Провести гигиеническую ванну для новорожденного ребенка

2. Провести гигиеническую ванну для грудничка

3. Приготовить необходимое оборудование для очистительной клизмы ребенка разного возраста , продемонстрировать методику ее применения

4. Провести измерения температуры у детей разного возраста
Обеспечение начального уровня знаний — умений

Применять материалы методических указаний для самостоятельной внеаудиторной работы студентов к теме 20.

Необходимые материалы для методического обеспечения: Клизмы, детская ванночка, термометры, температурные листы.
Технологическая карта занятия

п/п

Этап занятия учебное время (мин.) Учебные  пособия Место

проведения

Средства

обучения

Оснащение занятия 1. Определение начального уровня знаний 20 Тестирование Тесты Учебная комната 2. Выяснение основных положений темы 25 Опросы, дискуссия Графологические структуры темы, образцы медицинской документации стационара и поликлиники Учебная комната 3. Перерыв 10

4. Решение учебных задач темы 45 Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя — отработка практических навыков Помещения и оборудование больницы Пульмонологическое или инфекционно — диагностическое отделение больницы 5. Перерыв 30

6. Решение учебных задач темы 45 Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя — отработка практических навыков. Заполнение дневника производственной практики. Помещения и оборудование больницы Пульмонологическое или инфекционно — диагностическое отделение больницы 7. Перерыв 10

8. Определение исходного уровня сформированности умений. 20 Проверка практических навыков студента при работе в отделении Помещения и оборудование больницы Отделение больницы 9. Определение исходного уровня сформированности знаний и умений 15 Решения и обсуждения ситуационных задач. Проверка записей в дневнике производственной практики Ситуационные задачи Учебная комната 10. Подведение итогов занятия. Задание на следующее занятие 10 Беседа, разъяснения

Учебная комната

Ориентировочная основа действий при решении учебных задач темы (раздел 4):

1. Знакомство с алгоритмом медицинской помощи при гипертермии , анализ температурных листов детей пульмонологического отделения (пульмонологическое или инфекционно — диагностическое отделение) .

2. Усвоение методики постановки клизм детям разного возраста (приемное отделение).
Ориентировочная основа действий при решении учебных задач темы (раздел 6):

1. Самостоятельная аудиторная работа (под наблюдением преподавателя) в приемном, пульмонологическом и инфекционно-диагностическом отделениях.

2. Отработка практических навыков на муляжах в учебной комнате.

3. Заполнение студентами дневника производственной практики.

Задания для проверки конечного уровня знаний .

Ситуационные задачи
Задача № 1.

У ребенка грудного возраста диагностирован рахит. Семейный врач назначил солевую ванну. Как ее приготовить? Какая температура воды? Какова продолжительность ванны?

Эталон ответа: Для солевой ванны 50-200 г поваренной соли надо растворить в 10 л воды. Температура воды первый раз — 36-36,5° С, через 3-4 дня температура снижается до 35 ° С. После ванны необходимо облить ребенка пресной водой с температурой на 1 ° С < температуры воды в ванне. Продолжительность ванны — от 3 до 10 минут — увеличение на 1 минуту через 2-3 ванны.
Задача № 2.

Ребенку 5 лет диагностирован атопический (аллергический) дерматит и назначено крахмальную ванну. Объясните матери технику приготовления этого лечебной ванны.

Эталон ответа: Крахмал (100 г) разводится в холодной воде и вливается в 10 л воды (температура 37-38 °С). Продолжительность ванны — 7-10 минут, количество процедур — 10-12 , проводит ежедневно или через день.
Задача № 3.

Мать 2 — месячного ребенка проводит ему гигиенические ванны ежедневно вечером, но бабушка считает, что нужно проводить через день. Мать обратилась к врачу за советом.

Эталон ответа: В течение первых 6 мес. ребенка желательно купать ежедневно, с 6 до 12 мес. — Через день.
Задача № 4.

Мать ребенка 8 мес. при измерении температуры тела ребенку в прямой кишке обнаружила температуру 37,2° С. Она обеспокоена и обратилась к семейному врачу. Какие цифры, показатели температуры, в прямой кишке расцениваются как норма? В каких участках тела можно измерить температуру ребенку?

Эталон ответа: Показания термометра в прямой кишке будут на 0,2-0,5° С выше, чем в подмышечной ямке. Можно измерять в паховой области, прямой кишке, полости рта, ушном проходе.
Задача № 5.

Ребенок 6 лет заболел острым респираторным заболеванием. Отмечается повышение температуры до 39 °С. Мать пришла к врачу с вопросом — сколько дополнительно жидкости должен потреблять ребенок, чем и как ее поить?

Эталон ответа: Повышение температуры тела на 1° С требует дополнительного введения жидкости из расчета 10 мл на 1 кг массы тела. Жидкость типа охлажденного (теплого) некрепкого чая, компота, морса, регидратационных растворов («Регидрон», «Электролит Хумана») давать небольшими порциями с учетом состояния малыша, чтобы не спровоцировать рвоту.
Задача № 6.

У ребенка 2 лет отмечено повышение температуры до 38 °С. Кожные покровы — розового цвета. Мать дала ребенку горячий чай и укрыла ее двумя одеялами. Какие ошибки сделала мать? Объясните матери правильный алгоритм действий.

Эталон ответа: Для усиления теплоотдачи ребенка раздевают, можно слегка обтереть теплой водой , поставить прохладную клизму . Если ребёнок в памперсе, его нужно снять, поскольку он покрывает почти треть поверхности тела и может нарушить процесс теплоотдачи. В случае применения физических методов охлаждения обязательно следует следить за состоянием кожи, т.е. по реакции сосудов кожи на действие холодового фактора (должна иметь розовый цвет или гиперемирована).
Задача № 7.

У ребенка 4 лет, болеет острым респираторным заболеванием, на фоне повышения температуры до 39,5 °С обнаружено озноб, бледность, мраморный рисунок кожи, цианоз губ и конечностей, головная боль, ухудшение общего состояния; конечности холодные на ощупь. Как называется этот тип лихорадки? Дайте матери советы по уходу.

Эталон ответа: Это так называемая «белая» лихорадка, при которой происходит повышение процессов теплопродукции и неадекватность процессов теплоотдачи , что является причиной централизация кровообращения и спазма сосудов кожи. Прежде необходимо ликвидировать спазм периферических сосудов. Для этого вместе с теплым питьем ребенка на короткое время укрывают одеялом, к конечностям прикладывают теплую грелку (температура воды 37-38 °С). После прекращения озноба и нормализации цвета кожи ребенка одевают согласно его самочувствию и температуре внешней среды. Если малыш вспотеет, его переодевают в сухую одежду. Жаропонижающие и спазмолитические препараты дают по назначению врача.
Задача № 8.

Тяжело больному ребенку 15 лет нужно сменить постельное белье. Дайте младшей медицинской сестре объяснение, как это сделать.

Эталон ответа: Если больной может сидеть, медицинская сестра пересаживает его с кровати на стул и перекладывают постель. Тяжелобольного лежащую ребенка перемешивают на край кровати, грязную простыню скатывают по длине, на освободившемся месте расправляют чистую, на него переводят больного, снимают грязную простыню и расправляют чистую.
Задача № 9.

У тяжело больного ребенка с детским церебральным параличом, который находится в реанимационном отделении больницы 8 мес., на ягодицах отмечена бледность кожи, которая позже изменилась покраснением, отеком и отслойкой эпидермиса. Диагностированы пролежни. Дайте советы по уходу за ребенком с целью предотвращения пролежней.

Эталон ответа: Требуется частое поворачивание больного ребенка на бок (если позволяет его состояние), ежедневное частое стряхивание крошек, устранение складок на нательном и постельном белье, протирание кожи дезинфицирующими средствами: раствор этилового спирта с теплой водой (1 столовая ложка на 100 мл воды), раствор столового уксуса (1 столовая ложка на 300 мл воды), камфорный спирт и др.; допустимы протирания теплой водой. Протирают кожу за ушами, шею, спину, область ягодиц, переднюю часть грудной клетки, подмышечные и паховые складки, складки на руках и ногах. Затем кожу вытирают насухо в том же порядке. После каждого акта дефекации и мочеиспускания больного обязательно подмывают.
Задача № 10.

У новорожденного ребенка не было стула в течение 3 суток. Врач назначил очистительную клизму. Определите объем и температуру раствора для клизмы.

Эталон ответа: 30 мл, температура 30-31 ° С.
Задача № 11 .

Ребенку 12 лет назначена очистительная клизма. Определите объем и температуру раствора для клизмы .

Эталон ответа: 500 мл гипертонического раствора температурой 30 ° С.

Распределение баллов, которые может получить студент

При усвоении темы 20 за учебную деятельность студенту ставится оценка по 4-х бальной (традиционной) шкале, в которой учитывается и выполнение индивидуальной работы (подготовка реферата по теме «Этиология лихорадки у ребенка»).

Затем оценка конвертируется в баллы следующим образом:

Оценка Баллы «5» (отлично) 20 баллов «4» (хорошо) 16 баллов «3» (удовлетворительно) 12 баллов «2» (неудовлетворительно) 0 баллов

База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий