Методическая разработка теоретического и практического занятия по теме 1 «Сестринский уход в терапии»

Государственное автономное учреждение Амурской области профессиональная образовательная организация
Методическая разработка теоретического и практического занятия по теме 1 «Сестринский уход в терапии»

Скачати 0.6 Mb.

Сторінка 1/4 Дата конвертації 18.04.2016 Розмір 0.6 Mb.

  1   2   3   4

Государственное автономное учреждение Амурской области профессиональная образовательная организация

«Амурский медицинский колледж»

Методическая разработка

теоретического и практического занятия

по теме 1.1 «Сестринский уход в терапии»
ПМ. 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»
Тема: «Понятие о внутренних болезнях. Введение»
для специальности

34.02.01 «Сестринское дело» базовая подготовка

Благовещенск – 2015 г.

Рассмотрено

на заседании ЦМК

«Основы сестринского дела»
Протокол № ___

«___» ________________ 2015 г

Председатель ЦМК __________

Михайлова Г.Д. Утверждаю
Экспертный совет при информационно-методическом центре АМК

«___» ________________2015 г

Председатель ____________

Методическая разработка теоретического и практического занятия по теме 1.1 «Сестринский уход в терапии» по теме «Понятие о внутренних болезнях. Введение» для специальности «Сестринское дело» (базовая подготовка) подготовлена преподавателем терапии Михайловой Галиной Дмитриевной
Содержание.

  1. Пояснительная записка.
  2. Организационно-методический блок
  • структура и содержание теоретического занятия
  • структура и содержание практического занятия
  1. Литература.
  2. Приложения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка по теме: «Понятие о внутренних болезнях. Введение» предназначена для реализации требований Государственного стандарта при подготовке студентов по предмету: «Сестринский уход в терапии» профессионального модуля.02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях».
Методическое пособие включает в себя:

  • организационно-методический блок
  • блок учебной информации
  • блок контроля.

Рекомендации по работе с методическим пособием:

Методическое пособие предназначено для проведения теоретических и практических занятий по дисциплине «Сестринский уход в терапии» на 3 курсе, с учётом знаний и умений, сформированных при изучении общепрофессиональных дисциплин: основы латинского языка, анатомия и физиология, фармакология, общих аспектов сестринского ухода.

Пособие содержит перечень целей, сформулированных в терминах видов деятельности. Имеется общая цель и конкретные цели достижения. Конкретные цели выражены в виде алгоритмов деятельности основной критерий контроля – решение профессиональных ситуационных задач с применением активных методов обучения. Новый материал освещён в разделе «Блок учебной информации», в котором рассмотрены все аспекты, касающиеся сестринского ухода за пациентами, алгоритмы действий медицинской сестры при сестринских вмешательствах. Блок также включает актуализацию опорных знаний студентов и список рекомендуемой литературы. При проведении занятия преподаватель учитывает, что эта тема имеет большое значение в будущей работе медицинского работника любого профиля. При разборе темы используются слайды, таблицы, ситуационные задачи. При проведении контроля знаний используются различные методы: фронтальный опрос, тест-контроль, решение ситуационных задач.

Итоговая оценка студента по данной теме выставляется после суммирования всех результатов, учитывая внешний вид на занятии и ведение дневника практических занятий. Оцениваются общие и профессиональные компетенции.

В блок контроля включены тесты с эталонами ответа, задания для определения исходного уровня знаний студентов, проблемно-ситуационные задачи.
Количество часов на тему: 12

  • аудиторные, теоретические часы – 2 ч.
  • аудиторные, практические часы – 6 ч.
  • самостоятельная работа – 4 ч.

Организационно-методический блок
Цели занятия:

Общая цель: научить студентов осуществлять сестринский уход при различных состояниях и заболеваниях внутренних органов.

УМЕТЬ № п/п Конкретная цель Исходный уровень 1. Разрешить конкретные деонтологические ситуации у пациентов при различных состояниях и заболеваниях внутренних органов. Владеть коммуникативными умениями общения (теоретические основы сестринского дела, психология) 2. Распознать симптомы различных заболеваний внутренних органов, учитывая этиологию и патологию развития болезни Использовать знания по анатомии и физиологии различных органов.

(Анатомия и физиология)

3.
3.1

3.2

3.3

3.4

Провести первичную сестринскую оценку состояния пациента при различных состояниях и заболеваниях внутренних органов по характерным признакам.

Выявить особенности жалоб и анамнеза при различных состояниях и заболеваниях внутренних органов, используя субъективный метод исследования;

Провести общий осмотр и выявить изменения кожи, слизистых оболочек, гемодинамических показаний, используя объективный метод исследования

Интерпретировать изменения в клинических и биохимических показателях крови, мочи, результаты инструментальных методов исследования.

Оформить документально лист сестринской оценки состояния пациента при различных состояниях и заболеваниях внутренних органов.

Проводить первичную сестринскую оценку состояния пациента:

Использовать субъективный метод обследования (беседа с пациентом и родственниками: жалобы, анамнез)

Использовать объективный метод исследования пациента (оценка состояния, сознания, положения в постели, типа телосложения, состояния кожных покровов и слизистых оболочек). Определение ЧДД, ЧСС, пульса, АД.

Использовать данные лабораторных и инструментальных методов исследования (основы лабораторной диагностики)

Записать полученную информацию в лист сестринской оценки состояния пациента (теоретические основы сестринского дела).

4. Выявить нарушенные потребности в зависимости от тяжести состояния и определить настоящие и приоритетные проблемы пациента при различных состояниях и заболеваниях внутренних органов.

Выявить нарушения фундаментальных потребностей и проблем пациента согласно адаптированной модели В. Хендерсон (ОСД, анатомия и физиология) 5.

5.1

5.2

5.3

Составить план сестринского ухода за пациентом при различных состояниях и заболеваниях внутренних органов.
Определить цель сестринского ухода совместно с пациентом по конкретной проблеме
Определить независимые и зависимые сестринские вмешательства по выявленной проблеме:

  • составить схемы ООД различных манипуляций
  • оказать доврачебную помощь при различных неотложных состояниях.

Записать все сестринские вмешательства у пациентов при различных состояниях и заболеваниях внутренних органов в протокол к плану сестринского ухода

Составить план сестринского ухода за пациентом, применяя стандартный план сестринского ухода
1.Определять цели сестринского ухода совместно с пациентом

2.Определять все виды сестринских вмешательств

  • Подготовить пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям
  • Выполнять сестринские манипуляции
  • Обеспечить инфекционную безопасность, применяя универсальные и стандартные меры предосторожности
  • Обеспечить безопасную среду для пациента и персонала
  • Оказывать доврачебную медицинс-кую помощь
  • Проводить сердечно-лёгочную реанимацию
  • Осуществлять лекарственную терапию
  • Проводить реабилитационные и профилактические мероприятия (анатомия и физиология, фармакология, ОСД, СУ в терапии с курсом ПМП).
6. Оценить эффективность сестринских вмешательств у пациентов при различных состояниях и заболеваниях внутренних органов, учитывая мнение пациента о достижении цели. Оценивать реакцию пациента на сестринские вмешательства и проводить анализ качества предоставленной помощи, согласно текущей и итоговой оценки (анатомия и физиология, психология, клиническая фармакология, СУ в терапии с курсом ПМП) Оценка результатов освоения практического занятия профессионального модуля Профессиональные и общие компетенции Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки Уровень усвоения компетен-ции ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств
  • осознанный выбор определенного уровня и типа общения;
  • умение использовать различные каналы общения и выбирать необходимый канал для эффективного общения;

  • оценка решения ситуационных задач;
  • профессиональных задач;
  • разбор конкретных ситуаций;
  • наблюдение в процессе теоретических и практических занятий;
  • оценка решения тестовых заданий;
  • оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.

Наблюдение в процессе учебной деятельности.

2 ПК 2.2

осуществлять лечебно-диагностические вмешательства взаимодействия с участниками лечебного процесса

Провести первичную сестринскую оценку состояния пациента при различных состояниях и заболеваниях внутренних органов по характерным признакам.

Выявить особенности жалоб и анамнеза при различных состояниях и заболеваниях внутренних органов, используя субъективный метод исследования;

Провести общий осмотр и выявить изменения кожи, слизистых оболочек, гемодинамических показаний, используя объективный метод исследования

Интерпретировать изменения в клинических и биохимических показателях крови, мочи, результаты инструментальных методов исследования. Оформить документально лист сестринской оценки состояния пациента.

  • оценка самостоятельной работы в отделении
  • оценка работы в коллективе
2 ПК 2.4

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

Уметь:

осуществление медикаментозного лечения пациентов по назначению врача, соблюдение правил хранения и использования лекарственных средств;

2 ПК 2.6.

Вести утверждённую медицинскую документацию

  • правильное оформление медицинской документации установленного образца

2 ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

  • эффективный поиск необходимой информации;
  • использование различных источников информации
  • оценка самостоятельной работы на всех этапах
  • оценка рефератов

2

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

взаимодействие со студентами, препо-давателями, руководителями практики, медицинским персоналом, пациентами, родственниками пациентов в ходе обучения оценка самостоятельной работы на всех этапах

2

Место проведения занятия:

  • учебный кабинет
  • кабинет на базе ЛПУ

Оснащение занятия:

  • пособие для студентов
  • истории болезни пациентов
  • набор лекарственных препаратов
  • дидактический материал
  • тонометр, фонендоскоп
  • мультимедийное сопровождение

Тип занятия: теоретическое и практическое занятие с использованием элементов проблемного обучения.
Межпредметные связи:

  • Анатомия и физиология «Анатомо-физиологическое строение внутренних органов»
  • Общая психология «Личность пациента»
  • Общие аспекты сестринского ухода «Наблюдение за состоянием пациента», «Личная гигиена», «Способы введения лекарственных веществ», «Участие медицинской сестры в лабораторных методах исследования».

Внутрипредметные связи:

«Сестринское обследование пациента при различных состояниях и заболеваниях внутренних органов».

Структура теоретического занятия.

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Актуализация опорных знаний – 15 мин.
  3. Мотивация и изучение нового материала – 65 мин.
  4. Закрепление – 5 мин.
  5. Подведение итогов занятия и задание на дом – 3 мин.

Содержание теоретического занятия

  1. Организационный момент
  • Приветствие и создание психологического настроя
  • Проверить готовность аудитории к занятию
  • Отметить отсутствующих
  • Проверить домашнее задание и ответить на вопросы по домашнему заданию.
  1. Актуализация опорных знаний проводится в форме фронтального опроса (Приложение №1)
  2. Мотивация и конспект теоретического материала (блок учебной информации).
  3. Закрепление нового материала проводится в форме тестового контроля (Приложение №2)
  4. Подведение итогов занятия и задание на дом.
  • Подведение итогов занятия, акцентируя внимание студентов на наиболее важных вопросах темы;
  • задание на дом:

В.И. Маколкин «Сестринское дело в терапии», «Сестринский уход при бронхитах»
Структура практического занятия

1. Организационный момент и методическая установка – 5 мин.

2. Актуализация опорных знаний – 80 мин.

3. Самостоятельная работа в отделениях больницы – 130 мин.

  • Демонстрация и разбор больных с различными заболеваниями внутренних органов
  • работа на посту медицинской сестры и в процедурном кабинете.

4. Закрепление и подведение итогов занятия – 20 мин.

5. Задание на дом – 5 мин.

Содержание практического занятия

1. Организационный момент и методическая установка

  • Приветствие;
  • проверка готовности аудитории к занятию;
  • проверка присутствующих, внешнего вида, наличия дневников.

2. Актуализация опорных знаний

  • Фронтальный опрос (Приложение №1).
  • Решение проблемно-ситуационных задач (Приложение №3).

3. Самостоятельная работа

  • Демонстрация и разбор пациентов при различных заболеваниях внутренних органов.

Работа с малой группой – 2 человека.

Студенты самостоятельно выявляют нарушение потребностей, проблемы пациента. Составляют планы сестринских вмешательств и алгоритмы действий медицинской сестры при различных состояниях и заболеваниях внутренних органов.

  • Знакомятся с результатами дополнительных методов исследования;
  • знакомятся с группами лекарственных препаратов конкретного пациента. Работа на посту медицинской сестры и в процедурном кабинете по овладению профессиональными компетенциями.
  • Подготовка пациента к различным инструментальным методам исследования
  • измерение пульса, числа сердечных сокращений, артериального давления;
  • подготовка пациента и проведение инъекционной техники;
  • заполнение учётно-отчётной документации медсестры.

4. Закрепление проводится в форме тест эталонного контроля (Приложение № 2)

5. Задание на дом

Тема «Сестринский уход при бронхитах».

Учебник. В.И. Маколкин «Сестринское дело в терапии».
Блок учебной информации.

Понятие о внутренних болезнях.

Внутренние болезни – область, изучающая причины, клинические проявления, лечение, профессиональные заболевания внутренних органов.

В курсе внутренних болезней изучают болезни органов дыхания, сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, почек, кроветворения, эндокринные заболевания, болезни суставов, диффузные заболевания соединительной ткани, аллергические заболевания.

Медицинские сёстры одновременно изучают особенности ухода и наблюдения за больными.

Синоним понятия внутренние болезни является термин терапия (греч. уход, забота, врачевание, лечение). Это понятие используется в настоящее время как лечение.

Терапевтическое отделение – лечебное учреждение, подразделение больницы, где лечат больных с заболеванием внутренних органов.
История развития внутренних болезней традиционно начинается с отца медицины Гиппократа. Гиппократ жил в V-VI веке до нашей эры в Греции. Человек для него был единым целым, неразрывно связанным с окружающей средой. Он положил начало собственному методу медицины – наблюдению у постели больного. Гиппократа считают основоположником клинического направления в медицине. Им выдвигают основной принцип медицины — «не навреди». Для распознавания болезни Гиппократ уделял большое внимание жалобам, истории болезни, точного и подробного обследования больного.

В своей практике он использовал более 60-70 лечебных средств.

Другой представитель учения о внутренних болезнях является Авиценна. Это крупнейший учёный Востока. Им был создан Канон врачебной науки – обязательное руководство по медицине. Авиценна объяснял причины заболевания условиями жизни и особенностями организма.

Матвей Яковлевич Мудров (1776-1831) – отец русской терапевтической школы, основатель отечественной медицины. Он разработал систему опроса и осмотра больного, ведение истории болезни, разработал вопросы лечения лёгочных болезней, обосновал значение профилактики и гигиены.

Григорий Анатольевич Захарьин (1829-1897гг) – основоположник московской терапевтической школы. Он предложил оригинальную методику непосредственного обследования больного, которая заключалась в тщательном изучении условий и образа жизни больного и причин заболевания. Им была основана школьная гигиена.

Сергей Петрович Боткин (1832-1889) основатель Петербургской терапевтической школы, показал важность индивидуального подхода к каждому больному и необходимость лечить не болезнь, а больного. Он основоположник военно-полевой терапии, описал много новых заболеваний, методов лечения санитарно-курортного лечения. С.П. Боткин – был инициатором высшего медицинского образования женщин и принял в клинику 1 женщину.
Алексей Александрович Остроумов (1844-1908гг) ученик Захарьина. Им введены и изучены методы функциональной диагностики, подчёркнута связь теории и практики.

Василий Образцов (1851-1921гг) ученик Боткина, разработал методы физического исследования органов брюшной полости, ввёл в клинику перкуссию органов брюшной полости, описал клинику инфаркта миокарда.

Максим Петрович Кончаловский (1875-1942гг) — представитель Московской терапевтической школы. Он внедрил в клинику лабораторные методы исследования.

Георгий Фёдорович Ланг (1875-1948гг) – крупнейший терапевт Петербургского университета. Им разработана классификация сердечнососудистых заболеваний.

Николай Дмитриевич Стражеско (1876-1952гг) – занимался разработкой проблем кардиологии, гастроэнтерологии, обмена веществ.

Сбор информации о пациенте.

Чтобы поставить диагноз необходимо получить определённые сведения (информацию).

Опрос.

Получение информации при опросе больного рассматривается как субъективный метод исследования.

Опрос проводится по определенной схеме. Схема опроса включает в себя следующие разделы

I Общие сведения о больном

II Жалобы больного

III История настоящего заболевания

IV История жизни

V Детальное исследование и выяснение жалоб по отдельным системам и органам

Полученные сведения записываются в историю болезни.

I. Общие сведения или паспортная часть истории болезни включает:

  • ФИО
  • пол
  • возраст
  • образование
  • семейное положение
  • место работы, профессия

II. Жалобы больного

Это субъективные ощущения проявления болезни.

Изложение больным своих ощущений с указанием продолжительности места, времени их появления, вызывающих и устраняющих их обстоятельств создаёт представление о характере заболевания.

Жалобы подразделяются на главные (основные) и общего характера, встречающие при различных заболеваниях. Больные не всегда чётко могут рассказать о своих недомоганиях, поэтому следует учитывать уровень профессиональный, интеллектуальный, возрастной уровень их развития. После выяснения жалоб переходят к анамнезу, который состоит из двух частей: истории настоящего заболевания и истории жизни.
III. Анализ заболевания (воспоминание о болезни)

В ходе сбора сведений о настоящем заболевании больному задают ряд вопросов, уточняющих

  • с каких симптомов началось заболевание
  • начало заболевания (внезапное, постепенное)
  • время и место возникновения
  • причины, по мнению больного
  • условия и окружающая обстановка, в которой началось заболевание
  • течение (развитие или ослабление признаков)
  • проведённое лечение (какие лекарственные средства и методы терапии применялись, их эффективность, переносимость)
  • какие исследования проводились больному,
  • и какие получены результаты
  • была ли госпитализация.

При расспросе следует контролировать ход беседы наводящими вопросами, направляя её в русло сообщения больным новых фактов.

Информация о течении болезни может быть обширной или краткой.
IV. Анализ жизни.

Выслушав рассказ больного о настоящем заболевании, приступают к сбору сведений о жизни больного (медицинская биография) по следующей схеме:

  • биография больного (возраст, место рождения и постоянное местожительство)
  • материально-бытовые и жилищные условия
  • условия жизни на всех этапах развития
  • характер питания (регулярность, качественный, количественный состав)
  • перенесённые заболевания в течение жизни и сопровождались ли они осложнениями, какое проводилось лечение, госпитализация по поводу этих заболеваний
  • гинекологический анализ для женщин (начало менструального цикла, их длительность, периодичность, наличие беременности, родов, прерывание беременности, время наступление климакса)
  • урологический анамнез для мужчин
  • аллергологический анамнез – наличие аллергических реакций на приём медицинских продуктов и других аллергенов.
  • вредные привычки — отношение к табаку, алкоголю, наркотикам
  • наследственность – состояние здоровья ближайших родственников
  • эпидемический анамнез – вирусный гепатит, сифилис.

V. После выяснения анамнеза пациента переходят к определению настоящего состояния больного. Его оценка осуществляется физическими методами исследования, которые называют ещё объективными.

К ним относятся

  • осмотр
  • пальпация (ощупывание)
  • перкуссия (выстукивание)
  • аускультация (выслушивание)

При этом пользуются ориентировочными точками, находящимися на наружной поверхности тела.

На грудной клетке:

  • передняя срединная линия – проходит посередине грудины через пупок вниз
  • правая и левая грудинные (стернальные) проходят по краям грудины
  • правая и левая срединно-ключичные линии проходят через середину ключицы
  • правая и левая парастернальные линии, проходят между стернальной и срединно-ключичной линией
  • передняя, средняя, задняя подмышечные линии проходят вертикально через передний, средний, задний край подмышечной ямки
  • правая и левая лопаточные линии – проходят через угол лопатки при опущенном плече
  • околопозвоночная линия проходит между позвоночной и лопаточной линией
  • позвоночная линия проходит по остистым отросткам позвоночника.

Живот также делится на ряд участков.

Двумя условными горизонтальными линиями живот делится на 3 части

  • верхняя горизонтальная линия соединяет нижние концы десятых рёбер
  • нижняя горизонтальная – верхние передние ости тазовых костей

  1   2   3   4
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий