Скачати 3.07 Mb.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 15
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Проректор по учебной работе
профессор С.Т.Сохов
________________________
«_____» _______________ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Направление подготовки
040400.62 Социальная работа (бакалавр)
Профиль подготовки
медико-социальная работа с населением
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Форма обучения
очная
Москва 2012 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Методы исследования в социальной работе» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года № 709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки 040400.62, утвержденным ректором МГМСУ. О.О.Янушевичем.
Составитель: Е.Н.Поддубная, доцент кафедры социальной медицины и социальной работы, кандидат социологических наук, доцент.
Рецензенты: М. А. Королев, старший преподаватель кафедры социальной медицины и социальной работы.
О.Н. Краснова, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук РГУТиС, кандидат политических наук.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социальной медицины и социальной работы
« 26 » ___октября___ 2012 года Протокол № _3_
Зав. кафедрой, член-корр. РАО, профессор ______________ А.В.Мартыненко
Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по направлению подготовки «Социальная работа»
« » _____________ 2012 года Протокол № ___
Председатель методической комиссии, член-корр. РАО, профессор
___________________ А.В. Мартыненко
Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета МГМСУ
« 30 » _________01______ 2013 года Протокол № _30__
Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор
_____________________Э.В. Луцевич
- Цели и задачи освоения дисциплины
Целями учебной дисциплины «Методы исследования в социальной работе» являются:
– формирование у студентов целостного представления об исследовательской деятельности в социальной работе;
– формирование знаний в области методологии исследований.
Задачами учебной дисциплины «Методы исследования в социальной работе» являются:
– ознакомление с технологией организации исследования, его видами, этапами, методикой и техникой;
– ориентация студента на проведение исследования в процессе практики путем выдвижения и осознания им своих собственных гипотез и концепций, а также осознания возможности их проверки своими силами или вместе с однокурсниками;
– формирование знания о современных подходах к исследованию социальных явлений, навыков сбора и обработки эмпирической информации, правил оформления научной работы, умений и навыков обобщения и анализа результатов исследования, их интерпретации, а также применения полученных результатов в социальной теории и практике;
– формирование способности осуществлять обзор научной литературы для предварительного изучения проблемы;
– ознакомление с требованиями, предъявляемыми к оформлению научно-исследовательских работ и отчетов;
– подготовка к выполнению и правильному оформлению выпускной квалификационной (дипломной) работы.
- Место дисциплины в структуре ООП
Изучение курса «Методика исследования в социальной работе» представляет большую значимость для будущих бакалавров социальной работы и составляет важнейший исследовательский компонент их профессиональной подготовки.
Курс носит теоретический и прикладной характер; основан на современных научных концепциях в области методики научных исследований. Значительное место среди методов обучения занимает апробация всех основных эмпирических методов и индивидуальные консультации.
Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла Б.3. и изучается на 3 курсе (6 семестр). Основные принципы построения программы заключаются в том, что студенты параллельно с овладением теоретических знаний, практически осваивают технологии научных исследований применительно к различным направлениям социальной работы.
Курс опирается на знания студентов, полученные ими при изучении таких дисциплин, как: философия, социология, психология. Также курс непосредственно связан с предыдущим курсом «Теория социальной работы» и является его продолжением в плане более глубокого изучения теоретических подходов и моделей, а также их применения в теоретических и технологических (прикладных) исследованиях (написании научных работ, технологических программ и концепций). Одновременно курс имеет своё продолжение и логическое завершение в курсе «Технология социальной работы», в которой умения и навыки построения гипотез, моделей, программ, концепций получают конкретизированный характер.
Знания, полученные при изучении курса, применяются в последующих дисциплинах, а также при написании курсовой и дипломной работ.
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
• особенности научного исследования в социальной работе;
• основные методы проведения исследований в социальной работе и их особенности;
• методы и методику планирования и организации исследований в области социальной работы;
• основные требования к оформлению итогов исследования, методику подготовки выпускной квалификационной (дипломной) работы;
• четко формулировать цели и задачи исследования, грамотно выдвигать гипотезы, выбирать методы соответствующие целям и задачам исследования, правильно вести записи, осуществлять кодификацию, составлять выборку, анализировать полученные данные, интерпретировать результаты проведенного исследования с целью их эффективного практического применения;
• анализировать, структурировать, оценивать социальную информацию, выделять в ней главное;
• организовывать научное исследование в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами населения;
• осуществлять медико-социальные и культурологичекие исследования;
• формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности, требующие углубленных профессиональных знаний;
• организовывать и проводить апробацию, экспертизы и внедрение результатов исследования в социальной работе;
• разрабатывать стратегии и конкретные программы социальной работы в районе, регионе, стране;
• выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования социальной работы в районе, регионе, стране;
• вести библиографическую работу с привлечение информационных технологий;
• обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных данных;
• предоставлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, современных средств редактирования и печати;
• реализовывать специфику научно-исследовательской деятельности в области социально работы;
• использовать результаты научных исследований для повышения эффективности деятельности социальных служб;
• кратко, логично и аргументировано излагать материал в выпускной квалификационной работе.
• методами исследования проблемного поля теории психосоциальной, структурной и комплексно-ориентированной социальной работы;
• навыками сравнительного анализа общего и специфического в развитии социальной работы на разных этапах истории России и зарубежных стран;
• способностью проводить исследования по выявлению уровня социального благополучия у разных групп населения;
• процедурой организации исследования в социальной работе;
• методикой и техникой эмпирических исследований социальных конфликтов разных типов;
• методами исследования практики социального управления в сфере социального обслуживания;
• методологией организации, проведения и фиксации результатов исследований в области социальной работы;
• основами культуры современного социального мышления, общественной и профессиональной деятельности, социально-технологических, медико-социальных и социоинженерных практик;
КОМПЕТЕНТНЫМ
• в содержании и способах реализации исследовательских задач при осуществлении методики и техники анализа ситуации, уровня благополучия, практики социального управления и т.д.;
• в определении особенностей различных социальных групп в вопросах социального обслуживания населения;
• в оценке эффективности работы социальных институтов и организаций, от которых зависит социальное благополучие населения России;
• в осуществлении прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы;
• при анализе специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп.
4. Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы — 144 часа.
Количество часов по учебному плану (очная форма обучения)
Всего 144 часа. Аудиторные занятия 64 часа, в том числе лекционных — занятий – 24 часа, практических – 26 часов, семинарских – 14 часов. Интерактивных занятий – 20 часов.
Самостоятельная работа – 80 часов.
п/п
трудоемкость (в часах)
Организация теоретического исследования в социальной работе
Тема 1.1.
Методологические принципы и способы организации исследования в социальной работе
12
8
4
2
1
Экспликация понятий в исследованиях социальных проблем, относящихся к компетенции социальной работы
Анализ социальных проблем, относящихся к компетенции социальной работы, в контексте некоторых социологических и социально-психологических подходов
Выдвижение и доказательство гипотезы в теории социальной работы. Анализ и синтез в методологии исследований социальных проблем, находящихся в компетенции социальной работы
5
Тема 2.1.
Методы количественного анализа в изучении социальных проблем
19
8
11
4
1
6
6
Методы качественного анализа в изучении социальных проблем
19
8
11
4
1
6
Психологические методы в социальной работе
Тема 3.1. Методы планирования и организации исследований в области социальной работы
8
6
2
1
1
+
Особенности научно-исследовательской деятельности в социальной работе в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами населения
5. Содержание дисциплины
п/п
Тема 1.1.
Методологические принципы и способы организации исследования в социальной работе
Тема 2.1.
Методы количественного анализа в изучении социальных проблем
Тема 3.1.
Методы планирования и организации исследований в области социальной работы
6. Планы групповых занятий и образовательные технологии
Круглый стол
Раздел 1. Организация теоретического исследования в социальной работе
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 15
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция